ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Основные понятия, форма и сущность турагентской деятельности 8
1.2. Технология работы туристических агентств 20
1.3. Развитие и регулирование туристских агентств в России 26
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТУРАГЕНТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТУРФИРМЫ ООО «АЛДАН-ТУР» 36
2.1. Общая характеристика деятельности турфирмы ООО «Алдан - Тур» . 36
2.2. Анализ деятельности турфирмы ООО «Алдан - Тур» 40
2.3. Оценка качества обслуживания в турфирме ООО «Алдан-Тур» 51
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО
СОВЕРШЕНТСВОВАНИЮ ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «АЛДАН-ТУР» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Туристский бизнес как составляющая часть внешнеэкономической деятельности любого государства является одной из крупнейших и высокодоходных отраслей мировой экономики. К началу XXI в. гостинично - туристский бизнес по экономической эффективности вышел на первое место в мире, даже опередив лидеров мировой торговли — автомобильную и нефтегазовую сферы экономики.
Расходы на туризм составляют 12 % мирового валового продукта, 8 % общего мирового экспорта и 30 — 35 % мировой торговли услугами. По прогнозам Всемирной туристской организации численность туристов на планете к 2020 г. возрастет втрое и будет составлять более 1 млрд 600 млн чел.
Туризм в ХXI в. стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мировое устройство и экономику многих стран и целых регионов. Туристские потоки на рубеже XX — XXI вв. достигли 630 млн туристских прибытий. Произошла трансформация традиций, обычаев и становление международного и национального туристского права. Туризм как доходная отрасль экономики стал оказывать влияние на политику государств. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма. Констатируя данный феномен в жизни мирового сообщества, Генеральная Ассамблея ООН дала прогноз на троекратное увеличение объемов мирового туризма на ближайшие 20 лет. В принятом на Ассамблее «Глобальном этическом кодексе туризма» дана справедливая рекомендация: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям».
Создание туристских программ, разработка новых маршрутов, организация обслуживания путешественников, т. е. создание туристского продукта, является компетенцией туроператорских фирм. Эта деятельность в туризме является наиболее сложной и ответственной областью, требующей высококвалифицированных специалистов, значительных финансовых вложений и высокой социальной ответственности. В Российской Федерации деятельность туристских операторов строго регламентируется отечественным законодательством и рядом международных соглашений. Постепенно выстраивается современная структура отрасли, среди туристических фирм-операторов определяются лидеры, небольшие туроператоры, которые нашли свою нишу на туристском рынке, также укрепляют свои позиции, определенная часть туристских фирм закрывается или объединяется. Таким образом, организационные процессы в туристской отрасли современной России продолжаются, развиваются новые технологии, наращиваются объемы туристских услуг.
Туристские операторские фирмы представляют собой самые разные организации. Их можно классифицировать по различным основаниям: по масштабу деятельности, видам туризма, степени специализации по направлениям, виду используемого транспорта и др.
В настоящее время туристический бизнес крайне актуален для будущего развития как для отдельных регионов страны, в том числе Республики Татарстан, так и для России в целом.
Разработанность проблемы. Анализ научно - теоретической и практической литературы показывает, что несмотря на актуальность темы, вопросы развития туристической системы остаются практически мало изученными. Имеются отдельные работы, косвенно раскрывающие теоретические и методологические аспекты оценки и управления туроператорской деятельностью, а методы и механизмы развития разработаны на уровне общих подходов для отдельных проблем.
Методическую основу для написания выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов. Следует отметить работы известных исследователей, таких как: Баронов В.В., Айгистова О.В., Александрова А.Ю., Воскресенский В.Ю., Гуляев В.Г., Жукова М.А., Ильина Е.Н., Маркова В.Д., Кузнецова С.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А. и т.д.
Цель исследования - исследование концептуальных основ организации турагентской деятельности на примере ООО «Алдан-Тур».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи исследования:
1) изучить основные понятия, форму и сущность турагентской деятельности;
2) рассмотреть технологию работы туристических агентств;
3) изучить развитие и регулирование туристской деятельности в России;
4) дать организационно-экономическую характеристику деятельности турфирмы ООО «Алдан-Тур»;
5) проанализировать основные направления деятельности турфирмы ООО «Алдан- Тур»;
6) оценить качество обслуживания в турфирме ООО «Алдан-Тур»;
7) разработать проект концептуальных предложений по совершенствованию турагентской деятельности ООО «Алдан-Тур».
Объектом исследования является система турагентской деятельности.
Предметом исследования выступают концептуальные основы организации турагентской деятельности.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод (осуществление всестороннего познания объекта и предмета исследования), метод теоретического анализа и синтез различных источников литературы (обособленный анализ и последующее обобщение), структурно-функциональный метод, системный метод (анализ системы потребительского права), логический метод, сравнительный метод, а также метод обобщения материалов в работе. Для исследования темы выпускной квалификационной работы использовались методы сбора информации (анкетирование, анализ управленческой отчетности учреждения) и её обработки (математические, статистические) и другие.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней представлены научно обоснованные данные на основе проведенного исследования по концептуальным основам организации турагентской деятельности на примере ООО «Алдан-Тур».
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что сформулированные предложения и проект по модернизации и совершенствованию турагентской деятельности ООО «Алдан-Тур» могут быть использованы с целью повышения эффективности предоставления туристических услуг исследуемой турфирмы и повышения его конкурентоспособности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Исследование в выпускной квалификационной работе проводилось на базе туристической фирмы ООО «Алдан-Тур» расположенного по адресу: 420111, г.Казань, ул.Чернышевского д.27а, офис 316, тел: 2009-765, email: aldantourkzn@gmail.com.
Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо сказать, что в результате проведенного исследования была достигнута ранее поставленная цель: были исследованы концептуальные основы организации турагентской деятельности на примере ООО «Алдан-Тур».
В соответствии с определенной целью были отработаны следующие задачи: были изучены основные понятия, форма и сущность турагентской деятельности; была рассмотрена технология работы туристических агентств; было изучено развитие и регулирование туристской деятельности в России; дана организационно-экономическая характеристика деятельности турфирмы ООО «Алдан - Тур»; были проанализированы основные направления деятельности турфирмы ООО «Алдан - Тур»; был дан статистический анализ деятельности туркомпании ООО «Алдан - Тур»; был разработан проект концептуальных предложений по совершенствованию турагентской деятельности ООО «Алдан - Тур».
В настоящей работе была исследована и проанализирована одна из актуальных тем - «Концептуальные основы организации турагентской деятельности (на примере туркомпании ООО «Алдан-Тур»).
Поэтому, в завершение работы необходимо обозначить те выводы и результаты, которые были достигнуты в ходе исследований.
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
В условиях кризиса и усиления конкурентного давления туристическому предприятию для успешной работы необходимо уделять внимание совершенствованию организации деятельности. В особенности таких ее аспектов как:
- ассортиментная политика, так как при правильном выборе ассортиментной политики будет максимально удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге туристическая фирма будет рентабельной;
- ценовая политика, так как умение руководителя предприятия оптимально управлять ценами с учетом факторов рыночного спроса существенно снижает риск производителя.
- совершенствование организационной структуры управления, так как необходимо оптимизировать функции управлению и системы принятия решения.
- рекламной деятельности, так как это приведет к выбору правильных методов рекламы, повышению ее эффективности и улучшению продвижения услуг на рынке.
Предварительный анализ деятельности туркомпании ООО «Алдан- Тур» выявил, что решение выделенных проблем имеет для этой фирмы особую значимость.
После анализа технико - экономических показателей, можно сделать вывод о том, что основные экономические показатели эффективности деятельности ООО «Алдан-тур» имеют отрицательную тенденцию, что негативным образом может сказаться на эффективности деятельности турфирмы.
В компании на постоянной основе в штате числятся 4 человека - директор, бухгалтер и 2 менеджера по продажам. Анализ закрепления функций управления за сотрудниками предприятия показал, что работа налажена оптимальным образом для такого маленького предприятия.
Судя по тому, что кадровый состав компании остается неизменным на протяжении последних несколько лет, можно сделать вывод, что сотрудники довольны своей работой.
Анализ качества услуг и обслуживания показал, что качество обслуживания и услуг туркомпнаии ООО «Алдан-Тур» находиться на высоком уровне.
Проанализировав ассортиментную политику туркомпнаии ООО «Алдан-Тур» можно сделать следующие выводы: в объеме реализации услуг турфирмы основное место занимают экскурсионные услуги, их доля в 2017 году ровна 38%. Проанализировав коэффициенты сезонности, можно сказать что размах вариации достаточно велик и колебания по месяцам значительны, что негативно влияет на деятельность компании.
Проанализировав рекламную деятельность туркомпании ООО «Алдан- Тур» можно сказать, что рекламный бюджет фирмы не большой, что напрямую зависит от ее доходов. Основную часть расходов фирма направляет на продвижение страницы компании в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. Реклама в газетах и журналах не используется вообще.
Самый большой недостаток в деятельности компании, это не активный официальный сайт туркомпании, который крайне необходимо продвигать и кардинально менять. Также необходимы изменения в рекламной, сбытовой деятельности и для повышения объема реализации необходимо ввести ряд дополнительных услуг.
В рамках проекта по совершенствованию деятельности туркомпании ООО «Алдан-Тур» дано подробное описание следующих мероприятий:
1 Мероприятия по совершенствованию оргструктуры.
2. Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики.
3. Мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности;.
4. Мероприятия по повышению квалификации персонала
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 21.07.2014 г. [Текст]// Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию»;// Российская газета. № 17.- 1996.
4. О защите прав потребителей: федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 с изм. 18.04.2018[Электронный ресурс]// Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф.- Последнее обновление 26.05.2018.
5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ с изм. 30.07.2010 // Российская газета, № 127.- 2010.
Специальная литература
6. Айгистова О.В. и др. Введение в бизнес туроперейтинга: Учеб.-метод, пособие. -М.: РМАТ, 2006. - 419 с.
7. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. - М.: Пресс - Соло, 2002. - 384 с.
8. Баронов В.В. Туристическая деятельность М.: ИНФРА-М, 2006. - 329 с.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. - издание 8-е, переработанное и дополненное. - СПб. : Издательский дом «Герда», 2006. - 512 с.
10. Верников Г. Управленческий консалтинг. -М.: Бизнес и управление, 2011.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. -М.: Изд-во
«Триада.Лтд», 2011 . -344 с.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. -М.: Фирма «Гардарика», 2011 . - 267 с.
13. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учебное пособие для студентов / В.Ю. Воскресенский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 255 с.
14. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2004.
15. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. -М.: Маркетинг, 2011 . -564 с.
16. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011 . -480 с.
17. Гибкость организационных форм.// Журнал для акционеров. -2011. - №11. - С. 6 -12.
18. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. -СПб.: Спецлит, 2011 .-300 с.
19. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения.
прогнозирование -планирование. Теория экспериментов. -
Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2011 . -400 с.
20. Горбылева З.М. Экономика туризма: учебное пособие / З.М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2004. - 478 с
21. Гуляев В.Г. Туризм экономика и социальное развитие / В.Г.Гуляев. - М.: Финансы и Статистика, 2003. - 304 с.
22. Даниленко Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н.Н. Даниленко // Регион: экономика, социология. - 2003. - № 4. - С. 37-46.
23. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и Статистика, 2006. - 200 с.
24. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие; 2-е изд. / М.А. Жукова. - М.: Кнорус. - 2008. - 192 с.
25. Зайцев Г.Г. Управление персоналом (учебное пособие). -М.: издательство «Северо-Запад», 2011. - 224 с.
26. Ильина Е.Н. Менеджмент туристских агентств: Туристский рынок и предпринимательство: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.
27. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2005. - 192 с.
28. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. - 6-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2006. - 408 с.
29. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуен, Дж. Мейкенз /Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 787 с. .
30. Круглов М.И. Стратегическое управление организацией. Учебник для ВУЗов. -М.: Русская деловая литература, 2011 . -477 с.
31. Касаткин В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма: учебное пособие / В.Ф.Касаткин. - M.: ВНСПС. Центр. совет по туризму и экскурсиям, 1983. - 262 с.
32. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Туристская деятельность: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 288 с.
33. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт /Под ред. B.C. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 417 с.
34. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. -М.: ИНФРА-М, 2011 . -432 с.
35. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:
Пер. с англ. -М.: Дело, 2011 . - 489 с.
36. Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. -СПб.: Питер, 2011 .- 684 с.
37. Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. -СПб.: Питер, 2011 . -331с.
38. Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб.
пособ.-Казань, 2011 . -67 с.
39. Моисеева Н.К. Стратегическое управление турфирмой. Учебник - М.: Финансы и статистика. 2003. 208 с.
40. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
41. Новицкий Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. - М.: Дело, 2011 -376 с.
42. Ополченова Е. Проблемы развития национального туризма / Е. Ополченова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006. - №7. - С. 32-33.
43. Организация управления деятельностью организаций в условиях рынка. -Новосибирск: НГАСУ, 2012 .-455 с.
44. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. - М.: АКДИ, 1994.
45. Основы теории оптимального управления. -М.: Высш.шк., 2011 . -267 с.
46. Основы управления персоналом. -М.: Высшая школа, 2011 .-383 с
47. Основы бизнес-планирования туристской фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 304 с..
48. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе / Р.Ю. Попова. - М. : изд-во Моск. гос. горн. ун-та, - 1997. - 201 с.
49. Попов С.А. Стратегическое управление: - модульная программа для менеджеров. -М.: Инфра -М, 2011 .- 321 с.
50. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции .-М.: Экономика, НОРМА, 2011 . - 526 с.
51. Развитие туризма на муниципальном уровне / под редакцией Х. Бера, С. Исуповой. - М. : 2000. - 234 с.
52. Рубцов С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. - М:, 2013 . -654 с.
53. Румянцева З. П. Современный менеджмент (курс кафедры теории
организации и управления ГАУ) // Российский экономический журнал. - 2011. - №4. -С. 37-50
54. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие. - СПб, Питер, 2006.
55. Сенин В.С. Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2005. - 400 с.: илл.
56. Соболева Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение: учебное пособие / Е.А. Соболева. - М.: Финансы и Статистика, 2004. - 160 с.
57. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.
58. Чудновский А.Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенина. - М.: КНОРУС, 2003. - 432 с.
Текущий архив
59. Устав ООО «Алдан-Тур»
60. Положение о предприятии или о его структурных подразделениях
Интернет-ресурсы
61. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.ru/, свободный.
62. Официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.russiatourism.ru, свободный.
17 Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]