ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты развития интереса детей старшего дошкольного
возраста к архитектуре родного города 7
1.1. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста к родному городу 7
1.2. Архитектура, как средство развития интереса детей старшего
дошкольного возраста к родному городу 17
Выводы по главе 1 29
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса детей старшего
дошкольного возраста к архитектуре г. Казани 31
2.1. Выявление уровня развития интереса детей старшего дошкольного
возраста к архитектуре г. Казани 31
2.2. Содержание педагогической деятельности по развитию интереса детей
старшего дошкольного возраста к архитектуре г. Казани 43
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы исследования. Ребенок дошкольного возраста проявляет интерес ко всему, что вызывает у него эмоции, отличается новизной, содержит загадку. По мнению В.А. Сухомлинского, в период детства ребенок постоянно открывает для себя мир, свое Отечество, его красоту и величие. Также Сухомлинский утверждал, что «детство - это каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Родины, их красоты и величия».
Проблема развития познавательного интереса дошкольников в настоящее время является актуальной. Изучением данной проблемы занимались многие ученые: Е.А. Брежнева [11], Л.А. Венгер [12], А.Ю. Дейкина [14], Е. Евдокимова [17], Н.Д. Левитов [23], Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская [22], В.С. Мухина [12], Е.А. Морозова [26], Н.Н. Поддьяков [32], Г.И. Щукина [44; 45] и др.
Широкие возможности в воспитании и развитии личности, на наш взгляд, имеет архитектура. Она характеризует основу предметно-пространственного окружения человека. Формы этого окружения несут информацию, помогающую устойчиво поддерживать общественные типы поведения, закрепляющие традиции культуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Архитектура родного города - средство развития познавательного интереса детей, поскольку содержит новизну информации, сложность, вызывает эмоциональный отклик, побуждает к деятельности: познавательной, творческой, коммуникативной. Тем самым способствует развитию выделенных компонентов познавательного интереса: эмоционального, познавательного, деятельностно-творческого.
Применительно к дошкольному детству архитектура выступает средством воспитания художественного вкуса у детей дошкольного возраста (А.А. Грибовская [29], И. Рыбалова [39]), ценностного отношения к городу (К.В. Борчанинова [9; 10], Н.А. Платохина [31]), художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста (Л.В. Логинова [24]).
Рассматривая архитектурные образы, у детей появляется потребность выразить свои впечатления в различных видах деятельности. Установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольной образовательной организации используются редко, для детей старшего дошкольного возраста характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, дети замечают только яркие, выделяющиеся детали.
Структура интереса старших дошкольников к архитектуре города Казани представлена единством нескольких компонентов (эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий).
Благодаря архитектурным ансамблям города дошкольники могут сформировать представления о его своеобразии, создавать благоприятную среду для их культурного развития. Архитектура также помогает в становлении некоторых направленностей детской личности.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить противоречие между необходимостью развития познавательного интереса к архитектуре города и отсутствием методических рекомендаций к осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловило проблему исследования: каковы возможности развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к архитектуре города Казани.
Объект исследования - процесс развития у старших дошкольников познавательного интереса.
Предмет исследования - педагогические условия развития интереса старших дошкольников к архитектуре г. Казани.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к архитектуре г. Казани.
Гипотеза исследования: развитие интереса старших дошкольников к архитектуре города Казани будет осуществляться наиболее успешно, если создать необходимые педагогические условия в группе детского сада по целостному восприятию родного города, сочетать в работе разные виды деятельности, направленные на формирование любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему Казани; знакомство с достопримечательностями Казани; развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу; воспитание чувства гордости за свой город; воспитание бережного отношения к городу, природе, архитектурным памятникам; организовать данную деятельность во всех сферах жизни и деятельности ребенка в детском саду и в семье.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
- изучить особенности развития познавательного интереса старших дошкольников к родному городу;
- рассмотреть архитектуру, как средство развития интереса старших дошкольников к родному городу;
- выявить уровень развития интереса старших дошкольников к архитектуре г. Казани;
- определить содержание педагогической деятельности по развитию интереса старших дошкольников к архитектуре г. Казани ;
- оценить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как:
Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова [2], О.Н. Баранникова, А.А. Грибовская [29], К.Ю. Белая [7], А.К. Дусавицкий [15; 16], Л.А. Кондрыкинская [21], Л.В. Логинова [24], Е.А. Морозова [26], И. Рыбалова и др.
Новизна и оригинальность данной работы заключается в том, что в ней представлена система и содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
- эмпирические (беседы с детьми, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Базой исследования послужил МАДОУ ЦРР детский сад № 16 Ново- Савиновского района г. Казани. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы воспитателями детских садов для развития интереса дошкольников к архитектуре родного города.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что познавательный интерес - это обширное и многогранное понятие. Благодаря чему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, интересы побуждают его к новому поиску.
Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Познавательный интерес к архитектуре города Казани - это расширение кругозора дошкольников, обогащение эмоциональными впечатлениями, проявление активного, эмоционально-положительного отношения к городу и его архитектурным ансамблям.
Архитектура оказывает положительное влияние на развитие познавательного интереса старших дошкольников, не только расширяя кругозор новой информацией, но и обогащая эмоциональными впечатлениями, в силу восприятия образно-выразительных средств искусства архитектуры. Каждый город имеет свою неповторимую черту. Эта черта проявляется в его культуре. Культура города - это не просто застывшая совокупность символов и вещей, это постоянный переход творческого потенциала горожан в способы их многосторонней деятельности в процессе создания предметно развернутого мира, необходимого для формирования в этой среде сознания новых поколений.
Познавательный интерес к архитектурным строениям города Казани - необходимый механизм первоначальной ориентировки дошкольника 5-6 лет в гуманистических ценностях, фактор становления его субъектной позиции и творческой индивидуальности в процессе освоения культурного наследия родного города.
Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад № 16 Но- во-Савиновского района г.Казани. В реализации мероприятий приняли участие 40 воспитанников старшего дошкольного возраста. 20 дошкольников составили экспериментальную группу (ЭГ) и 20 дошкольников составили контрольную группу (КГ).
На констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты:
С помощью методики А.Ю. Кузиной мы выявили, что интерес детей к архитектуре родного города находится в большинстве на среднем уровне развития - 80% дошкольников ЭГ и КГ. На высоком уровне развития находятся лишь 20% дошкольников ЭГ и 20% дошкольников КГ.
Результаты исследования по диагностическому заданию «Собери картинки» показали, что высокий уровень направленности интереса на архитектуру выявлен у 25% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. Эти дети с интересом подошли к заданию и справились с ним быстрее многих из группы. После того как ребята собрали все картинки, называли строения, которые изображены на картинке.
Средний уровень направленности интереса на архитектуру выявлен у 45% дошкольников ЭГ и 75% дошкольников КГ. Эти дети уложились с выполнением заданий в промежуток времени от 40 до 80 секунд и смогли назвать несколько строений города Казани. Данное задание вызвало интерес у многих детей, никто из них не отказывался собрать картинки.
Низкий уровень направленности интереса на архитектуру выявлен у 30% дошкольников ЭГ и 15% дошкольников КГ. Эти дети выполняли задание без интереса и не смогли собрать восемь разрезных картинок, изображающие архитектуру города Казани.
По результатам диагностического задания «Экскурсовод» мы видим, что высокий уровень выражения интереса выявлен у 20% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. Данные дошкольники проявляли инициативу и одними из первых согласились «примерить» на себя роль экскурсовода.
Средний уровень выражения интереса выявлен у 60% дошкольников ЭГ и 75% дошкольников КГ. Они проявляли желание взять на себя роль экскурсовода, но при выполнении роли обращались за помощью к взрослому.
Низкий уровень выражения интереса выявлен у 20% дошкольников ЭГ и 15% дошкольников КГ. Эти дети не выполнили диагностическое задание, не проявляли интереса к роли экскурсовода. На помощь взрослого не реагировали.
По результатам диагностического задания «Почемучки» мы видим, что высокий уровень глубины интереса к архитектуре выявлен у 20% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. Они задали больше всех вопросов и были эмоциональнее других детей.
Средний уровень глубины интереса к архитектуре выявлен у 60% дошкольников ЭГ и 75% дошкольников КГ. Эти дети, глядя на картинки, задавали вопросы с помощью взрослого. Вопросов было мало и в основном все похожие.
Низкий уровень глубины интереса к архитектуре выявлен у 20% дошкольников ЭГ и 15% дошкольников КГ. Это те дети, которые не смогли задать ни одного вопроса, они просто сидели и смотрели на картинки. Дети сказали, что не знают, что спрашивать.
Таким образом, по результатам исследования на констатирующем этапе эксперимента нами выявлен преимущественно средний уровень развития интереса старших дошкольников к архитектуре города Казани.
Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию интереса старших дошкольников к архитектуре города Казани.
Отличительной особенностью проведенной работы является тот факт, что знакомство с архитектурой города происходило в процессе разнообразных видов деятельности детей и опиралось на региональные особенности Казани (соседство русского, татарского, мордовского и чувашского народов), т. к. задачи по ознакомлению с искусством не могут решаться вне содержания той национальной культуры, национальных традиций, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным. Методика работы строилась таким образом, чтобы полученные знания об искусстве архитектуры, дети могли бы и хотели применять в своей художественной деятельности, чтобы у ребят формировались такие качества, как творческая активность, инициативность, самостоятельность и возникал бы интерес к истории культуре народов Казани.
В рамках формирующего эксперимента осуществлялось взаимодействие образовательного учреждения с такими организациями Казанский педагогический колледж, детская библиотека, средние общеобразовательные школы, краеведческий музей, кукольный театр.
Нами разработан перспективный план и программа образовательных мероприятий для старших дошкольников.
Особое место в разделе формирования исторических представлений и знаний отводится организации экскурсий. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и поездки по городу. Ко времени окончания курса мероприятий дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных мест Казани. Большой интерес обучающиеся проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту горожан, а также военной эпохе. В рамках формирующего этапа проведены экскурсии в городской краеведческий музей и выставочный зал, посещение спектаклей, тематических часов, патриотических акций, проведены мероприятия непосредственной образовательной деятельности совместно со школьниками города и студентами педагогического колледжа.
В связи с проведением в городе Казани Чемпионата мира по футболу, было решено знакомить дошкольников со спортивными объектами города и приобщать дошкольников к спорту. Была организована экскурсия в детско-юношескую спортивную школу, где нас встретила тренер-преподаватель. Она провела детей по всем помещениям спортивного комплекса. Экскурсия на ипподром запомнится надолго: дети посетили конюшни, следили за тем, как кормят лошадей, готовят их к тренировкам. Эти экскурсии оставляют глубокий след в сердцах наших детей. Все последующие дни мы обсуждаем увиденное, делимся своими впечатлениями, мечтаем о будущих спортивных победах.
Результатом наших экскурсий стало изготовление фотоальбома о старинных зданиях Казани «Путешествие по старинным улицам города». Фотоальбом - одна из действенных нетрадиционных форм организации педагогического процесса. В нашем фотоальбоме мы поместили фотографии, с тех мест, где мы побывали с детьми. Мы смастерили лэпбук ««Архитектура спортивных объектов города Казани», куда вошли рисунки детей спортивных сооружений, фотографии посещенных совместно с родителями спортивных объектов, инвентарь спортивных игр и многое другое.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители.
Результаты развития интереса к архитектуре родного города по методике А.Ю. Кузиной на контрольном этапе эксперимента показали, что 80% дошкольников ЭГ и 45% дошкольников КГ стали находится на высоком уровне развития интереса к архитектуре родного города. 20% дошкольников ЭГ и 55% дошкольников КГ находятся на среднем уровне развития. На низком уровне развития показателей не выявлено. С помощью методики А.Ю. Кузиной мы выявили, что интерес детей к архитектуре родного города у экспериментальной группы заметно повысился. Результаты контрольной группы также повысились, но не столь эффективно, как в экспериментальной группе.
Результаты по диагностическому заданию «Собери картинки» показали, что высокий уровень направленности интереса на архитектуру выявлен у 65% дошкольников ЭГ и 35% дошкольников КГ. Средний уровень направленности интереса на архитектуру выявлен у 35% дошкольников ЭГ и 60% дошкольников КГ. Низкий уровень направленности интереса на архитектуру выявлен у 5% дошкольников КГ. Таким образом, результаты высокого уровня ЭГ повысились с 25% до 65%. Результаты контрольной группы повысились с 10% до 35%.
Результаты диагностического задания «Экскурсовод» показали, что высокий уровень выражения интереса выявлен у 60% дошкольников ЭГ и 35% дошкольников КГ. Средний уровень выражения интереса выявлен у 40% дошкольников ЭГ и 55% дошкольников КГ. Низкий уровень выражения интереса выявлен у 10% дошкольников КГ. У ЭГ низкий уровень не выявлен.
Результаты диагностического задания «Почемучки» показали, что высокий уровень глубины интереса к архитектуре выявлен у 55% дошкольников ЭГ и 35% дошкольников КГ. Результаты ЭГ повысились с 20% до 55%. Результаты КГ повысились с 10% до 35%. Средний уровень глубины интереса к архитектуре выявлен у 45% дошкольников ЭГ и 55% дошкольников КГ. Низкий уровень глубины интереса к архитектуре выявлен у 10% дошкольников КГ. Низкий уровень понизился у ЭГ с 20% до 0%. У КГ - с 15% до 10%.
Таким образом, по результатам исследования на контрольном этапе эксперимента нами выявлен высокий уровень развития интереса старших дошкольников ЭГ к архитектуре города Казани. У дошкольников КГ уровень развития интереса к архитектуре города Казани, преимущественно, остался на среднем уровне.
Таким образом, разработанная нами экспериментальная работа по развитию интереса старших дошкольников к архитектуре города эффективна. Результаты работы могут быть применены воспитателями детских садов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата
обращения: 21.04.2018)
2. Александрова, Е.Ю., Гордеева, Е.П., Постникова, М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель,
2016.
3. Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для дошкольников. М.: Красная новь, 2014.
4. Архипова О.Г. Роль экскурсий в ознакомлении детей с родным городом: нравственное воспитание в детском саду. М.: «Просвещение», 2009.
5. Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 3-6.
6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2016.
7. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М.: Школьная пресса, 2012.
8. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2015.
9. Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга: автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 2009.
10. Борчанинова К.В.. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / [Место
защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].Санкт-Петербург, 2009.
11. Брежнева Е.А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 2. С.12.
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2008.
13. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2013. № 4. С.137-139.
14. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Просвещение, 2012.
15. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2014.
16. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2012.
17. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 3. С.20-24.
18. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. - 2015. № 1. С.50-52.
19.Зеленова, Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий, 2015.
20. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2010.
21. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2016.
22. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2012.
23. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Логос, 2012.
24. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий, 2015.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2013.
26. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов у дошкольников. Смоленск, 2014.
27. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии ребенка // Вопросы психологии. 2011. №5.
28. Новицкая М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка - Пресс, 2016.
29. Ознакомление дошкольников с архитектурой: метод. пос. / Под ред. А.А. Грибовской. М.: Пед. об-во России, 2005.
30. Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб.: «Адверта», 2005.
31. Платохина Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на- Дону, 2002.
32. Поддъяков Н.Н. Принципы обучения и воспитания в детском саду: закономерности психического развития ребенка. Краснодар : МГЭУ, 2013.
33. Поддъяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка // Вопросы психологии. 2011. № 9. С. 10.
34. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2014.
35. Подласый, И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 2016.
36. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. Орджоникидзе, 2015.
37. Рейнберг Е.Г. Цикл интегрированных занятий краеведческого направления. СПб.: Питер, 2014.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. Рыбало- ва И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 12.
39. Семенова М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
40. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2014.
41. Слободчиков В.И. Детство до школы: альтернативный взгляд // Новые ценности образования: самобытность детства. 2007. №3. С. 14.
42. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / сост., вступ. статья С.Ф. Егорова. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2000.
43. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.
44. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: ТЦ Сфера, 2011.
45. Архитектура городов России. Архитектура города Казани [Электронный ресурс] URL: http://liga-pro.ru/articles/arhitektura-gorodov-rossii-arhitektura- kazani