Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности

Работа №41838

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №13» г. Красноуфимска. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков
Если поменять базу исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности 7
1.1. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 7
1.2. Развитие конструктивно-модельной деятельности в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Педагогические условия развития самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей старшего возраста 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности 32
2.1. Анализ базы исследования 32
2.2. Изучение особенностей развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения 36
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 37
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение 46


Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной деятельности детей. Это требует создания особых условий [24, с. 51]:
Во-первых, организация предметно-развивающей среды, которая стимулирует проявление независимости и творчества детей, развитие интересов детей.
Во-вторых, учитель использует специальные методы и методы, которые побуждают детей проявлять независимость и творчество в различных видах деятельности, проявлять индивидуальные интересы и склонности.
Конструктивно-модельная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так как эта деятельность представляет собой эффективное средство эстетического воспитания [24].
Актуальность проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности является бесспорной, т.к. чтобы ребенок был готов к успешному вхождению в окружающую его культурную среду, у него должны быть сформированы предпосылки активного постижения действительности, собственного в ней выражения, он должен уметь ставить цели и быть способным их достигать, т.е. быть самостоятельным в любом виде деятельности. Вследствие этого, педагогами признается особая роль самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста. Но конструктивно-модельная деятельность не может возникнуть сама по себе; если последовательно не сформировать конструктивные и творческие умения, она будет оставаться на манипулятивном уровне.
Наиболее изучено в этой области конструирование из строительного материала (З.В. Лиштван [19]). Предлагаются различные формы организации обучения, однако нет разработанной развивающей творчество системы обучения детей даже для этого вида конструирования. Вместе с тем, в педагогической практике сегодня широко используются и другие виды конструирования – из бумаги, крупногабаритных модулей, из деталей конструкторов, природного и бросового материала и др. В то же время в русле детского конструирования можно создать условия для того, чтобы развивать воображение (Л.С. Выготский [10]), интеллектуальную активность (Д.Б. Богоявленская [4]), экспериментирование с материалами вызывая яркие и «умные» эмоции что и позволяет отнести детскую конструктивно-модельную деятельность к мощным средствам развития самостоятельности и творчества у дошкольников.
Исходя из вышесказанного следует противоречие между требованиями стандарта в части организации самостоятельной детской деятельности и недостаточным использованием конструктивно-модельной деятельности для решения данной проблемы педагогами МДОУ.
Проблема исследования: каковы особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования «Особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности».
Объект исследования – процесс организации самостоятельной деятельности.
Предмет исследования – особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Доказать значимость конструктивно-модельной деятельности при организации самостоятельной деятельности дошкольников.
3. Проанализировать педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности.
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ литературных источников по теме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, З.В. Лиштван, С.И. Чумихиной и др. Сущность понятия «самостоятельность» детей дошкольного возраста раскрыта Д. Греем, Е.О. Смирновой и др. Под самостоятельностью авторы понимают свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Педагогические условия организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ определены в работах А.Г. Гогоберидзе, А. В. Запорожцем, С.Ю. Мещиряковым, О.В. Солнцевой и др. Конструктивно-модельная деятельность, согласно данным указанных авторов, – вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детского конструирования является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат. О.Ф. Борисовой, Г. Юсуповой, М.. Яцук и др. определены условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании вышеизложенного, мы рассматриваем самостоятельность с позиции совокупности двух аспектов исследуемого качества: деятельностного и личностного. Это способность ставить перед собой цель, планировать последовательность трудовых действий, уметь действовать без помощи взрослого при выборе средств и способов, необходимых для достижения этой цели, осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. В то же время это интегративное качество личности, выражающееся в отношении ребёнка к процессу и результату труда, мотивам его трудовой деятельности.
Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в конструировании. Под самостоятельностью в научной литературе понимается свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведении.
На протяжении многих лет конструктивная деятельность ассоциируется с эффективным способом подготовки к школе. Развитие необходимых для обучения качеств осуществляется в естественной форме. Объясняется это высоким уровнем привлекательности конструирования. В рамках интересного для дошкольников процесса происходит формирование обобщенных представлений об окружающих объектах. Востребованность конструктивной деятельности обусловлена возможностью использования полученных знаний на практике, позволяющей получить видимый результат.
Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.
Конструктивная деятельность возникает на этапе определенного развития мышления, восприятия и деятельности, носящей игровой характер. Из других важных факторов следует отметить стремление к получению новых знаний, наличие соответствующих двигательных навыков и умение общаться.
Важность конструирования объясняется присущим ему положительным влиянием на различные сферы воспитательного процесса, включая трудовую, физическую, нравственную и этическую. Дети, регулярно занимающиеся подходящим возрасту трудом, становятся более самостоятельными и целеустремленными. Они инициативны и организованы.
Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность. Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты: высокий уровень самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности прослеживается у 45% обследуемых детей (9 дошкольников). Ребенок выполняет задание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно осваивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. У остальных детей навыки самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности развиты недостаточно, дети выполняют действия при помощи взрослых – средний уровень самостоятельности – 8 дошкольников (40%) и низкий уровень самостоятельности – 3 детей (15%).
Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, ответ на проблемный вопрос, сформулированный во введении найден: для развития самостоятельной конструктивно-модельной деятельности необходима длительная целенаправленная работа. Сначала конструирование необходимо организовать в форме совместной деятельности педагога и ребенка с использованием разнообразных форм, затем роль педагога уменьшается, ребенок становится все более самостоятельным в осуществлении конструктивно-модельной деятельности.



1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. – Москва : Владос, 2006. – 207 с.
2. Акулова, Е. Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр [Текст] / Е. Ф. Акулова // Наука, образование, общество. – 2015. – № 4 (6). – С. 38-52.
3. Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст [Текст] / Е. Бехтерева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8 – С. 36-45.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Академия, 2002. – 320 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. − Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 237с.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 163 с.
7. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1 – С. 124-132.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] : Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В. В. Гербова, Р .А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. ; Сост. Г. М. Лямина. – Москва : Просвещение, 2014. – 258 с.
9. Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст] / Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина. – Санкт-Петербург : Детство-ПРЕСС, 2000. – 192 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-пресс, 1996. – 536 с.
11. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие [Текст] / Г. В. Гнездилов, Е. А. Кокорева, А. Б. Курдюмов. – Москва : Изд- во СГУ, 2013. – 203 с.
12. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
13. Грей, Д. Дети – с небес : Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе [Текст] / Д. Грей. – Москва : Академия, 2013. – 384 c.
14. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. − Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. − 735 с.
15. Запророжец, А. В. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / А. В. Запорожец, С. Ю. Мещиряков // Педагогика и воспитание, 2007. – 300 с.
16. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников / В. Д. Иванов. – Москва : Просвещение, 1991. – 126 с.
17. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2000. – 336 с.
18. Красникова, А. Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей [Текст] / А. Н. Красникова, А. К. Князькина, К. М. Огонькова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 153-156.
19. Лиштван, З. В. Конструирование [Текст] / З. В. Лиштван. –Москва : Просвещение, 1981. – 299 с.
20. Мандель, Б. Р. Возрастная психология [Текст] / Б. Р. Мандель. – Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 352 c.
21. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А. К. Осницкий. – Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 1996. – 225 с.
22. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Под. ред. Л. А. Парамоновой. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 36 с.
24. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
25. Чебровская, С. В. Самостоятельность дошкольников в оценке современных исследователей : статья [Текст] / С. В. Чебровская // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях : сб. материалов научно-практического семинара: Биробиджан, 12-13 ноября 2009: в 2 ч. – Биробиджан : Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. – Ч. 2. – С. 199-208.
26. Чумихина, С. И. Формирование навыков самостоятельности у старших дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / С. И. Чумихина // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-115.
27. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 28-29
28. Юрьева, Р.О. Факторы воспитания самостоятельности [Текст] / Р. О. Юрьева // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39
29. Яркова, Н. Г. Самостоятельность дошкольников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.Г. Яркова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 43-49.
30. Яцук, М. Т. Самостоятельность и инициативность дошкольников в разных видах деятельности [Текст] / М. Т. Яцук // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 23-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ