Особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности
|
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №13» г. Красноуфимска. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков
Если поменять базу исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности 7
1.1. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 7
1.2. Развитие конструктивно-модельной деятельности в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Педагогические условия развития самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей старшего возраста 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности 32
2.1. Анализ базы исследования 32
2.2. Изучение особенностей развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения 36
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 37
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение 46
Если поменять базу исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности 7
1.1. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 7
1.2. Развитие конструктивно-модельной деятельности в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Педагогические условия развития самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей старшего возраста 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности 32
2.1. Анализ базы исследования 32
2.2. Изучение особенностей развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения 36
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 37
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение 46
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной деятельности детей. Это требует создания особых условий [24, с. 51]:
Во-первых, организация предметно-развивающей среды, которая стимулирует проявление независимости и творчества детей, развитие интересов детей.
Во-вторых, учитель использует специальные методы и методы, которые побуждают детей проявлять независимость и творчество в различных видах деятельности, проявлять индивидуальные интересы и склонности.
Конструктивно-модельная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так как эта деятельность представляет собой эффективное средство эстетического воспитания [24].
Актуальность проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности является бесспорной, т.к. чтобы ребенок был готов к успешному вхождению в окружающую его культурную среду, у него должны быть сформированы предпосылки активного постижения действительности, собственного в ней выражения, он должен уметь ставить цели и быть способным их достигать, т.е. быть самостоятельным в любом виде деятельности. Вследствие этого, педагогами признается особая роль самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста. Но конструктивно-модельная деятельность не может возникнуть сама по себе; если последовательно не сформировать конструктивные и творческие умения, она будет оставаться на манипулятивном уровне.
Наиболее изучено в этой области конструирование из строительного материала (З.В. Лиштван [19]). Предлагаются различные формы организации обучения, однако нет разработанной развивающей творчество системы обучения детей даже для этого вида конструирования. Вместе с тем, в педагогической практике сегодня широко используются и другие виды конструирования – из бумаги, крупногабаритных модулей, из деталей конструкторов, природного и бросового материала и др. В то же время в русле детского конструирования можно создать условия для того, чтобы развивать воображение (Л.С. Выготский [10]), интеллектуальную активность (Д.Б. Богоявленская [4]), экспериментирование с материалами вызывая яркие и «умные» эмоции что и позволяет отнести детскую конструктивно-модельную деятельность к мощным средствам развития самостоятельности и творчества у дошкольников.
Исходя из вышесказанного следует противоречие между требованиями стандарта в части организации самостоятельной детской деятельности и недостаточным использованием конструктивно-модельной деятельности для решения данной проблемы педагогами МДОУ.
Проблема исследования: каковы особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования «Особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности».
Объект исследования – процесс организации самостоятельной деятельности.
Предмет исследования – особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Доказать значимость конструктивно-модельной деятельности при организации самостоятельной деятельности дошкольников.
3. Проанализировать педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности.
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ литературных источников по теме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, З.В. Лиштван, С.И. Чумихиной и др. Сущность понятия «самостоятельность» детей дошкольного возраста раскрыта Д. Греем, Е.О. Смирновой и др. Под самостоятельностью авторы понимают свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Педагогические условия организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ определены в работах А.Г. Гогоберидзе, А. В. Запорожцем, С.Ю. Мещиряковым, О.В. Солнцевой и др. Конструктивно-модельная деятельность, согласно данным указанных авторов, – вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детского конструирования является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат. О.Ф. Борисовой, Г. Юсуповой, М.. Яцук и др. определены условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во-первых, организация предметно-развивающей среды, которая стимулирует проявление независимости и творчества детей, развитие интересов детей.
Во-вторых, учитель использует специальные методы и методы, которые побуждают детей проявлять независимость и творчество в различных видах деятельности, проявлять индивидуальные интересы и склонности.
Конструктивно-модельная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так как эта деятельность представляет собой эффективное средство эстетического воспитания [24].
Актуальность проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности является бесспорной, т.к. чтобы ребенок был готов к успешному вхождению в окружающую его культурную среду, у него должны быть сформированы предпосылки активного постижения действительности, собственного в ней выражения, он должен уметь ставить цели и быть способным их достигать, т.е. быть самостоятельным в любом виде деятельности. Вследствие этого, педагогами признается особая роль самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста. Но конструктивно-модельная деятельность не может возникнуть сама по себе; если последовательно не сформировать конструктивные и творческие умения, она будет оставаться на манипулятивном уровне.
Наиболее изучено в этой области конструирование из строительного материала (З.В. Лиштван [19]). Предлагаются различные формы организации обучения, однако нет разработанной развивающей творчество системы обучения детей даже для этого вида конструирования. Вместе с тем, в педагогической практике сегодня широко используются и другие виды конструирования – из бумаги, крупногабаритных модулей, из деталей конструкторов, природного и бросового материала и др. В то же время в русле детского конструирования можно создать условия для того, чтобы развивать воображение (Л.С. Выготский [10]), интеллектуальную активность (Д.Б. Богоявленская [4]), экспериментирование с материалами вызывая яркие и «умные» эмоции что и позволяет отнести детскую конструктивно-модельную деятельность к мощным средствам развития самостоятельности и творчества у дошкольников.
Исходя из вышесказанного следует противоречие между требованиями стандарта в части организации самостоятельной детской деятельности и недостаточным использованием конструктивно-модельной деятельности для решения данной проблемы педагогами МДОУ.
Проблема исследования: каковы особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования «Особенности организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности».
Объект исследования – процесс организации самостоятельной деятельности.
Предмет исследования – особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Доказать значимость конструктивно-модельной деятельности при организации самостоятельной деятельности дошкольников.
3. Проанализировать педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности.
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ литературных источников по теме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, З.В. Лиштван, С.И. Чумихиной и др. Сущность понятия «самостоятельность» детей дошкольного возраста раскрыта Д. Греем, Е.О. Смирновой и др. Под самостоятельностью авторы понимают свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Педагогические условия организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ определены в работах А.Г. Гогоберидзе, А. В. Запорожцем, С.Ю. Мещиряковым, О.В. Солнцевой и др. Конструктивно-модельная деятельность, согласно данным указанных авторов, – вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детского конструирования является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат. О.Ф. Борисовой, Г. Юсуповой, М.. Яцук и др. определены условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
На основании вышеизложенного, мы рассматриваем самостоятельность с позиции совокупности двух аспектов исследуемого качества: деятельностного и личностного. Это способность ставить перед собой цель, планировать последовательность трудовых действий, уметь действовать без помощи взрослого при выборе средств и способов, необходимых для достижения этой цели, осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. В то же время это интегративное качество личности, выражающееся в отношении ребёнка к процессу и результату труда, мотивам его трудовой деятельности.
Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в конструировании. Под самостоятельностью в научной литературе понимается свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведении.
На протяжении многих лет конструктивная деятельность ассоциируется с эффективным способом подготовки к школе. Развитие необходимых для обучения качеств осуществляется в естественной форме. Объясняется это высоким уровнем привлекательности конструирования. В рамках интересного для дошкольников процесса происходит формирование обобщенных представлений об окружающих объектах. Востребованность конструктивной деятельности обусловлена возможностью использования полученных знаний на практике, позволяющей получить видимый результат.
Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.
Конструктивная деятельность возникает на этапе определенного развития мышления, восприятия и деятельности, носящей игровой характер. Из других важных факторов следует отметить стремление к получению новых знаний, наличие соответствующих двигательных навыков и умение общаться.
Важность конструирования объясняется присущим ему положительным влиянием на различные сферы воспитательного процесса, включая трудовую, физическую, нравственную и этическую. Дети, регулярно занимающиеся подходящим возрасту трудом, становятся более самостоятельными и целеустремленными. Они инициативны и организованы.
Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность. Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты: высокий уровень самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности прослеживается у 45% обследуемых детей (9 дошкольников). Ребенок выполняет задание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно осваивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. У остальных детей навыки самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности развиты недостаточно, дети выполняют действия при помощи взрослых – средний уровень самостоятельности – 8 дошкольников (40%) и низкий уровень самостоятельности – 3 детей (15%).
Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, ответ на проблемный вопрос, сформулированный во введении найден: для развития самостоятельной конструктивно-модельной деятельности необходима длительная целенаправленная работа. Сначала конструирование необходимо организовать в форме совместной деятельности педагога и ребенка с использованием разнообразных форм, затем роль педагога уменьшается, ребенок становится все более самостоятельным в осуществлении конструктивно-модельной деятельности.
Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в конструировании. Под самостоятельностью в научной литературе понимается свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведении.
На протяжении многих лет конструктивная деятельность ассоциируется с эффективным способом подготовки к школе. Развитие необходимых для обучения качеств осуществляется в естественной форме. Объясняется это высоким уровнем привлекательности конструирования. В рамках интересного для дошкольников процесса происходит формирование обобщенных представлений об окружающих объектах. Востребованность конструктивной деятельности обусловлена возможностью использования полученных знаний на практике, позволяющей получить видимый результат.
Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.
Конструктивная деятельность возникает на этапе определенного развития мышления, восприятия и деятельности, носящей игровой характер. Из других важных факторов следует отметить стремление к получению новых знаний, наличие соответствующих двигательных навыков и умение общаться.
Важность конструирования объясняется присущим ему положительным влиянием на различные сферы воспитательного процесса, включая трудовую, физическую, нравственную и этическую. Дети, регулярно занимающиеся подходящим возрасту трудом, становятся более самостоятельными и целеустремленными. Они инициативны и организованы.
Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность. Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты: высокий уровень самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности прослеживается у 45% обследуемых детей (9 дошкольников). Ребенок выполняет задание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно осваивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. У остальных детей навыки самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности развиты недостаточно, дети выполняют действия при помощи взрослых – средний уровень самостоятельности – 8 дошкольников (40%) и низкий уровень самостоятельности – 3 детей (15%).
Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, ответ на проблемный вопрос, сформулированный во введении найден: для развития самостоятельной конструктивно-модельной деятельности необходима длительная целенаправленная работа. Сначала конструирование необходимо организовать в форме совместной деятельности педагога и ребенка с использованием разнообразных форм, затем роль педагога уменьшается, ребенок становится все более самостоятельным в осуществлении конструктивно-модельной деятельности.
Подобные работы
- Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки(средствами игровой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста в условиях художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации требований ФГОС ДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего
дошкольного возраста в условиях реализации требований ФГОС ДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



