ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования
предпринимательской деятельности в сфере государственных закупок 8
§ 1. Понятие, особенности и значение государственных закупок в Российской
Федерации. Виды закупок 8
§ 2. Система источников правового регулирования отношений по
государственным закупкам 20
§ 3. Субъекты отношений, связанных с государственными закупками 25
Глава 2. Проблемы теории и юридической практики возникающие у
заказчиков в сфере государственных закупок 32
§ 1. Проблема формирования государственной политики импортозамещения 32
§ 2. Проблемы проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар,
выполненные работы и услуги 41
§ 3. Злоупотребление заказчиком своим служебным положением 44
Глава 3. Проблемы теории и юридической практики возникающие у
поставщиков в сфере государственных закупок 54
§ 1. Проблемы обеспечения прозрачности и открытости в государственных
закупках 54
§ 2. Проблема участия физических лиц в государственных закупках 57
§ 3. Проблема эффективной поддержки субъектов малого
предпринимательства в государственных закупках 65
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 78
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования
предпринимательской деятельности в сфере государственных закупок 8
§ 1. Понятие, особенности и значение государственных закупок в Российской
Федерации. Виды закупок 8
§ 2. Система источников правового регулирования отношений по
государственным закупкам 20
§ 3. Субъекты отношений, связанных с государственными закупками 25
Глава 2. Проблемы теории и юридической практики возникающие у
заказчиков в сфере государственных закупок 32
§ 1. Проблема формирования государственной политики импортозамещения 32
§ 2. Проблемы проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар,
выполненные работы и услуги 41
§ 3. Злоупотребление заказчиком своим служебным положением 44
Глава 3. Проблемы теории и юридической практики возникающие у
поставщиков в сфере государственных закупок 54
§ 1. Проблемы обеспечения прозрачности и открытости в государственных
закупках 54
§ 2. Проблема участия физических лиц в государственных закупках 57
§ 3. Проблема эффективной поддержки субъектов малого
предпринимательства в государственных закупках 65
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 78
Актуальность темы исследования. Вступление с 1 января 2014 года в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) знаменует собой переход к новому этапу регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, поскольку уже из названия акта явствует стремление законодателя к созданию системы правового регулирования всех стадий процесса государственных и муниципальных закупок. В Законе о контрактной системе она определяется как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
Динамика отношений по поводу государственного и муниципального имущества также обеспечивается специальными юридическими конструкциями, в которых наблюдаются проявления ограничения договорной свободы публичных субъектов. В этом проявляется актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам правового регулирования государственных закупок в Российской Федерации было уделено большое внимание в научной литературе. Особо отметим вклад следующих ученых: М.В. Бавсун, В.Н. Борков, А.А. Бальсевич, С.Г. Пивоварова, Е.А. Подколозина, А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова, Е.В. Вавилин, А. Голубев, В.В. Ершов, Д.В. Замрыга, Д.В. Исютин-Федотков, Т.И. Качурина, В.В. Кикавец, А.Е. Кирпичев, Л.В. Кобзарь, Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, Р.Б. Куличев, Д.А. Петров, И.Н. Плотникова, О.И. Семыкина,
С.В. Смирнова, Е.Е. Степанова, Ф.А. Тасалов, И. Татонова, А.С. Тихомиров, А.А. Федоров, К.Г. Чагин и др. Несмотря на это остается множеством проблемных, неизученных вопросов в системе государственных закупок.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является формирование комплексного представления о правовом регулировании государственных закупок в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, особенности, значение и виды государственных закупок в Российской Федерации;
- изучить систему источников правового регулирования отношений по государственным закупкам;
- рассмотреть субъектов отношений, связанных с государственными закупками;
- проанализировать проблемы формирования государственной политики импортозамещения;
- раскрыть проблемы проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар, выполненные работы и услуги;
- исследовать вопрос злоупотребления заказчиком своим служебным положением;
- обозначить проблемы обеспечения прозрачности и открытости в государственных закупках;
- рассмотреть проблему участия физических лиц в государственных закупках;
- проанализировать проблему эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства в государственных закупках.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность правоотношений, порождаемых при осуществлении государственных закупок в Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования составляют система и содержание нормативных актов, регулирующих систему государственных закупок в Российской Федерации.
Методология исследования. При написании исследовательской работы используются формально-юридический, структурно-системный, функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический методы.
Теоретической основой исследования выступили отечественная научная литература, затрагивающая вопросы государственных закупок. Среди исследований необходимо особо выделить следующее: Андреева Л.В. «Об особенностях закупок для обеспечения государственных нужд»; Исютин-Федотков Д.В. «Некоторые проблемы экспертной деятельности при государственных закупках»; Петров Д.А. «Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику»; Степанова Е.Е. «Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования: монография»; Тасалов Ф.А. «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография»; Чагин К.Г. «Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Нормативной основой исследования послужили нормы: международного права; российского конституционного законодательства; гражданского законодательства и др. Особо следует отметить: федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; федеральный закон от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Эмпирической основой исследования послужили: опубликованная судебная практика в виде Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года; неопубликованная судебная практика в виде постановлений Арбитражного суда Западно-Сибирского округа; Девятого арбитражного апелляционного суда; Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа; Шестого арбитражного апелляционного суда; писем Минэкономразвития России.
Основные результаты исследования
1. Государственные закупки используются государством для достижения социально значимых задач. Концепция правового регулирования государственных закупок основывается на формах и методах гражданско-правового регулирования, которые в большей степени отвечают природе и закономерностям развития отношений в рассматриваемой среде.
2. Прозрачность и открытость выступают в качестве принципов государственных закупок. Современная система государственных закупок должна развиваться в сторону обеспечения максимальной прозрачности и открытости в государственных закупках.
3. Государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям.
Теоретические и практические значимости исследования
Проведенное исследование обладает, на наш взгляд, не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы, связанные с функционированием системы государственных закупок в России, и определить возможные механизмы и пути решения данных проблем.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Результаты исследования апробированы в рамках проведения научно-исследовательской работы. Достоверность подтверждается практическим опытом, полученным во время прохождения преддипломной и производственных практик.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Динамика отношений по поводу государственного и муниципального имущества также обеспечивается специальными юридическими конструкциями, в которых наблюдаются проявления ограничения договорной свободы публичных субъектов. В этом проявляется актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам правового регулирования государственных закупок в Российской Федерации было уделено большое внимание в научной литературе. Особо отметим вклад следующих ученых: М.В. Бавсун, В.Н. Борков, А.А. Бальсевич, С.Г. Пивоварова, Е.А. Подколозина, А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова, Е.В. Вавилин, А. Голубев, В.В. Ершов, Д.В. Замрыга, Д.В. Исютин-Федотков, Т.И. Качурина, В.В. Кикавец, А.Е. Кирпичев, Л.В. Кобзарь, Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, Р.Б. Куличев, Д.А. Петров, И.Н. Плотникова, О.И. Семыкина,
С.В. Смирнова, Е.Е. Степанова, Ф.А. Тасалов, И. Татонова, А.С. Тихомиров, А.А. Федоров, К.Г. Чагин и др. Несмотря на это остается множеством проблемных, неизученных вопросов в системе государственных закупок.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является формирование комплексного представления о правовом регулировании государственных закупок в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, особенности, значение и виды государственных закупок в Российской Федерации;
- изучить систему источников правового регулирования отношений по государственным закупкам;
- рассмотреть субъектов отношений, связанных с государственными закупками;
- проанализировать проблемы формирования государственной политики импортозамещения;
- раскрыть проблемы проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар, выполненные работы и услуги;
- исследовать вопрос злоупотребления заказчиком своим служебным положением;
- обозначить проблемы обеспечения прозрачности и открытости в государственных закупках;
- рассмотреть проблему участия физических лиц в государственных закупках;
- проанализировать проблему эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства в государственных закупках.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность правоотношений, порождаемых при осуществлении государственных закупок в Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования составляют система и содержание нормативных актов, регулирующих систему государственных закупок в Российской Федерации.
Методология исследования. При написании исследовательской работы используются формально-юридический, структурно-системный, функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический методы.
Теоретической основой исследования выступили отечественная научная литература, затрагивающая вопросы государственных закупок. Среди исследований необходимо особо выделить следующее: Андреева Л.В. «Об особенностях закупок для обеспечения государственных нужд»; Исютин-Федотков Д.В. «Некоторые проблемы экспертной деятельности при государственных закупках»; Петров Д.А. «Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику»; Степанова Е.Е. «Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования: монография»; Тасалов Ф.А. «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография»; Чагин К.Г. «Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Нормативной основой исследования послужили нормы: международного права; российского конституционного законодательства; гражданского законодательства и др. Особо следует отметить: федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; федеральный закон от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Эмпирической основой исследования послужили: опубликованная судебная практика в виде Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года; неопубликованная судебная практика в виде постановлений Арбитражного суда Западно-Сибирского округа; Девятого арбитражного апелляционного суда; Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа; Шестого арбитражного апелляционного суда; писем Минэкономразвития России.
Основные результаты исследования
1. Государственные закупки используются государством для достижения социально значимых задач. Концепция правового регулирования государственных закупок основывается на формах и методах гражданско-правового регулирования, которые в большей степени отвечают природе и закономерностям развития отношений в рассматриваемой среде.
2. Прозрачность и открытость выступают в качестве принципов государственных закупок. Современная система государственных закупок должна развиваться в сторону обеспечения максимальной прозрачности и открытости в государственных закупках.
3. Государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям.
Теоретические и практические значимости исследования
Проведенное исследование обладает, на наш взгляд, не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы, связанные с функционированием системы государственных закупок в России, и определить возможные механизмы и пути решения данных проблем.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Результаты исследования апробированы в рамках проведения научно-исследовательской работы. Достоверность подтверждается практическим опытом, полученным во время прохождения преддипломной и производственных практик.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Государственные закупки используются государством для достижения социально значимых задач. Концепция правового регулирования государственных закупок основывается на формах и методах гражданско-правового регулирования, которые в большей степени отвечают природе и закономерностям развития отношений в рассматриваемой среде.
Правовая база системы государственных закупок состоит из множества нормативно-правовых актов. Основную роль имеют Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ.
Субъектный состав отношений, связанных с государственными закупками, раскрывается в рамках норм Закона №44-ФЗ. В силу п. 4 ст. 3 Закона №44-ФЗ участником закупок является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Пункты 5, 6, 7 ст. 3 Закона о контрактной системе предусматривают, что государственными заказчиками, выступающими в качестве участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, являются получатели бюджетных средств, поименованные в ст. 6 БК РФ и имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а муниципальными заказчиками - от имени муниципального образования соответственно.
Отдельно стоит отметить, что среди субъектов, выполняющих в рамках закупок свои функции и полномочия (п. 3 ст. 13 Закона №44-ФЗ), отсутствуют органы государственной власти, несмотря на то что к государственным заказчикам законодатель отнес, в частности, государственные органы и органы государственной власти (п. 5 ст. 3 Закона №44-ФЗ).
Минэкономразвития России неоднократно отвергало возможность ограничения закупок иностранной продукции в рамках Закона №223 -ФЗ. Принятие Постановления №925 оказалось неожиданным.
В силу специфической юридической техники, использованной при подготовке Постановления №925, этот нормативный акт вместо эффективного правового инструмента поддержки отечественного производителя стал, скорее, питательной средой для дальнейшего распространения правового агностицизма в среде закупщиков, еще больше уверив в непознаваемости сущности/смысла/логики современного регулирования закупочной деятельности.
Проблемой проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар, выполненные работы и услуги выступает внесение изменений по вопросу определения ответственности эксперта за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим этот аспект исследования.
Введение уголовной и административной ответственности за заведомо ложное заключение экспертизы в сфере государственных (муниципальных) закупок связано с тем, что в ч. 7 ст. 41 Закона №44-ФЗ установлена ответственность эксперта, экспертной организации, должностных лиц экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, а также за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования о направлении уведомления о допустимости своего участия в проведении экспертизы.
Анализ текста нормы свидетельствует, что в правоприменительной практике неизбежно возникнут следующие проблемные вопросы: формулировка уголовного закона оставляет ряд вопросов относительно привлечения к уголовной ответственности экспертов, подготавливающих экспертное заключение для организаций, являющихся субъектами Закона №223-ФЗ, но осуществляющих некоторые закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.
Здесь необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд ключевых методологических проблем экспертной деятельности в сфере государственных (муниципальных) закупок, которые требуют разрешения:
1) отсутствие принципов экспертной деятельности;
2) неэффективный порядок отбора экспертных организаций заказчиками;
3) отсутствие требований к экспертам и экспертным организациям;
4) отсутствие единых требований к оформлению результатов экспертизы проводимой экспертом, экспертной организацией;
5) отсутствие обязательного требования о том, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводимая заказчиком своими силами, подписывается уполномоченным лицом заказчика.
На основании изложенного можно заключить, что ст. 200.4 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Уголовного кодекса РФ нуждается в доработке и совершенствовании с учетом решения обозначенных нами выше проблем.
УК РФ дополнен нормами, предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4) и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5).
Статья 200.5 УК РФ не дифференцирует ответственность в зависимости от законности или незаконности действий, для совершения которых подкупается работник контрактной службы, контрактный управляющий или член комиссии по осуществлению закупок. При этом содержание закона о внесении изменений в УК РФ является реакцией на распространенные факты получения вознаграждения работниками контрактной службы за нарушение ими законодательства о контрактной системе в интересах дающих.
Уголовное наказание за злоупотребление заказчиком своим служебным положением отличается от других составов преступлений своей мягкостью, что вызвано скорее либерализацией уголовного законодательства, но не отвечает потребностям ужесточения борьбы с коррупцией.
Прозрачность и открытость выступают в качестве принципов государственных закупок (ст. 7 Закона №44-ФЗ). Современная система государственных закупок должна развиваться в сторону обеспечения максимальной прозрачности и открытости в государственных закупках.
Закупочное законодательство предоставляет возможность участия в закупках не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам без статуса ИП.
Один из принципов осуществления закупок в рамках Закона №223-ФЗ - отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ).
Отметим, что норма законодательства, позволяющая физическим лицам участвовать в закупках, как правило, все же находит отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.
Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.
В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.
Одним из главных структурных элементов экономики является малое предпринимательство, которое также нуждается в государственной поддержке. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется для высокого уровня развития данного сектора экономики.
Государственные закупки в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок двумя способами.
Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Во-вторых, в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В целом стоит отметить, что законодательство о государственных закупках находится в постоянном развитии. По мере возникновения сложностей в правоприменительной практике устраняются нестыковки и пробелы в законодательстве.
Государственные закупки используются государством для достижения социально значимых задач. Концепция правового регулирования государственных закупок основывается на формах и методах гражданско-правового регулирования, которые в большей степени отвечают природе и закономерностям развития отношений в рассматриваемой среде.
Правовая база системы государственных закупок состоит из множества нормативно-правовых актов. Основную роль имеют Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ.
Субъектный состав отношений, связанных с государственными закупками, раскрывается в рамках норм Закона №44-ФЗ. В силу п. 4 ст. 3 Закона №44-ФЗ участником закупок является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Пункты 5, 6, 7 ст. 3 Закона о контрактной системе предусматривают, что государственными заказчиками, выступающими в качестве участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, являются получатели бюджетных средств, поименованные в ст. 6 БК РФ и имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а муниципальными заказчиками - от имени муниципального образования соответственно.
Отдельно стоит отметить, что среди субъектов, выполняющих в рамках закупок свои функции и полномочия (п. 3 ст. 13 Закона №44-ФЗ), отсутствуют органы государственной власти, несмотря на то что к государственным заказчикам законодатель отнес, в частности, государственные органы и органы государственной власти (п. 5 ст. 3 Закона №44-ФЗ).
Минэкономразвития России неоднократно отвергало возможность ограничения закупок иностранной продукции в рамках Закона №223 -ФЗ. Принятие Постановления №925 оказалось неожиданным.
В силу специфической юридической техники, использованной при подготовке Постановления №925, этот нормативный акт вместо эффективного правового инструмента поддержки отечественного производителя стал, скорее, питательной средой для дальнейшего распространения правового агностицизма в среде закупщиков, еще больше уверив в непознаваемости сущности/смысла/логики современного регулирования закупочной деятельности.
Проблемой проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар, выполненные работы и услуги выступает внесение изменений по вопросу определения ответственности эксперта за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим этот аспект исследования.
Введение уголовной и административной ответственности за заведомо ложное заключение экспертизы в сфере государственных (муниципальных) закупок связано с тем, что в ч. 7 ст. 41 Закона №44-ФЗ установлена ответственность эксперта, экспертной организации, должностных лиц экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, а также за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования о направлении уведомления о допустимости своего участия в проведении экспертизы.
Анализ текста нормы свидетельствует, что в правоприменительной практике неизбежно возникнут следующие проблемные вопросы: формулировка уголовного закона оставляет ряд вопросов относительно привлечения к уголовной ответственности экспертов, подготавливающих экспертное заключение для организаций, являющихся субъектами Закона №223-ФЗ, но осуществляющих некоторые закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.
Здесь необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд ключевых методологических проблем экспертной деятельности в сфере государственных (муниципальных) закупок, которые требуют разрешения:
1) отсутствие принципов экспертной деятельности;
2) неэффективный порядок отбора экспертных организаций заказчиками;
3) отсутствие требований к экспертам и экспертным организациям;
4) отсутствие единых требований к оформлению результатов экспертизы проводимой экспертом, экспертной организацией;
5) отсутствие обязательного требования о том, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводимая заказчиком своими силами, подписывается уполномоченным лицом заказчика.
На основании изложенного можно заключить, что ст. 200.4 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Уголовного кодекса РФ нуждается в доработке и совершенствовании с учетом решения обозначенных нами выше проблем.
УК РФ дополнен нормами, предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4) и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5).
Статья 200.5 УК РФ не дифференцирует ответственность в зависимости от законности или незаконности действий, для совершения которых подкупается работник контрактной службы, контрактный управляющий или член комиссии по осуществлению закупок. При этом содержание закона о внесении изменений в УК РФ является реакцией на распространенные факты получения вознаграждения работниками контрактной службы за нарушение ими законодательства о контрактной системе в интересах дающих.
Уголовное наказание за злоупотребление заказчиком своим служебным положением отличается от других составов преступлений своей мягкостью, что вызвано скорее либерализацией уголовного законодательства, но не отвечает потребностям ужесточения борьбы с коррупцией.
Прозрачность и открытость выступают в качестве принципов государственных закупок (ст. 7 Закона №44-ФЗ). Современная система государственных закупок должна развиваться в сторону обеспечения максимальной прозрачности и открытости в государственных закупках.
Закупочное законодательство предоставляет возможность участия в закупках не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам без статуса ИП.
Один из принципов осуществления закупок в рамках Закона №223-ФЗ - отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ).
Отметим, что норма законодательства, позволяющая физическим лицам участвовать в закупках, как правило, все же находит отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.
Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.
В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.
Одним из главных структурных элементов экономики является малое предпринимательство, которое также нуждается в государственной поддержке. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется для высокого уровня развития данного сектора экономики.
Государственные закупки в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок двумя способами.
Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Во-вторых, в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В целом стоит отметить, что законодательство о государственных закупках находится в постоянном развитии. По мере возникновения сложностей в правоприменительной практике устраняются нестыковки и пробелы в законодательстве.
Подобные работы
- Регулирование противодействия коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Управление закупочной деятельностью ФГКУ Комбинат «Наша марка»
Росрезерва
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023 - Управление государственными закупками в бюджетном учреждении
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности государственных закупок для нужд органов государственной власти
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы государственного управления организацией материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Влияние механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



