Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования
предпринимательской деятельности в сфере государственных закупок 8
§ 1. Понятие, особенности и значение государственных закупок в Российской
Федерации. Виды закупок 8
§ 2. Система источников правового регулирования отношений по
государственным закупкам 20
§ 3. Субъекты отношений, связанных с государственными закупками 25
Глава 2. Проблемы теории и юридической практики возникающие у
заказчиков в сфере государственных закупок 32
§ 1. Проблема формирования государственной политики импортозамещения 32
§ 2. Проблемы проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар,
выполненные работы и услуги 41
§ 3. Злоупотребление заказчиком своим служебным положением 44
Глава 3. Проблемы теории и юридической практики возникающие у
поставщиков в сфере государственных закупок 54
§ 1. Проблемы обеспечения прозрачности и открытости в государственных
закупках 54
§ 2. Проблема участия физических лиц в государственных закупках 57
§ 3. Проблема эффективной поддержки субъектов малого
предпринимательства в государственных закупках 65
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 78
Актуальность темы исследования. Вступление с 1 января 2014 года в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) знаменует собой переход к новому этапу регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, поскольку уже из названия акта явствует стремление законодателя к созданию системы правового регулирования всех стадий процесса государственных и муниципальных закупок. В Законе о контрактной системе она определяется как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
Динамика отношений по поводу государственного и муниципального имущества также обеспечивается специальными юридическими конструкциями, в которых наблюдаются проявления ограничения договорной свободы публичных субъектов. В этом проявляется актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам правового регулирования государственных закупок в Российской Федерации было уделено большое внимание в научной литературе. Особо отметим вклад следующих ученых: М.В. Бавсун, В.Н. Борков, А.А. Бальсевич, С.Г. Пивоварова, Е.А. Подколозина, А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова, Е.В. Вавилин, А. Голубев, В.В. Ершов, Д.В. Замрыга, Д.В. Исютин-Федотков, Т.И. Качурина, В.В. Кикавец, А.Е. Кирпичев, Л.В. Кобзарь, Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, Р.Б. Куличев, Д.А. Петров, И.Н. Плотникова, О.И. Семыкина,
С.В. Смирнова, Е.Е. Степанова, Ф.А. Тасалов, И. Татонова, А.С. Тихомиров, А.А. Федоров, К.Г. Чагин и др. Несмотря на это остается множеством проблемных, неизученных вопросов в системе государственных закупок.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является формирование комплексного представления о правовом регулировании государственных закупок в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, особенности, значение и виды государственных закупок в Российской Федерации;
- изучить систему источников правового регулирования отношений по государственным закупкам;
- рассмотреть субъектов отношений, связанных с государственными закупками;
- проанализировать проблемы формирования государственной политики импортозамещения;
- раскрыть проблемы проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар, выполненные работы и услуги;
- исследовать вопрос злоупотребления заказчиком своим служебным положением;
- обозначить проблемы обеспечения прозрачности и открытости в государственных закупках;
- рассмотреть проблему участия физических лиц в государственных закупках;
- проанализировать проблему эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства в государственных закупках.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность правоотношений, порождаемых при осуществлении государственных закупок в Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования составляют система и содержание нормативных актов, регулирующих систему государственных закупок в Российской Федерации.
Методология исследования. При написании исследовательской работы используются формально-юридический, структурно-системный, функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический методы.
Теоретической основой исследования выступили отечественная научная литература, затрагивающая вопросы государственных закупок. Среди исследований необходимо особо выделить следующее: Андреева Л.В. «Об особенностях закупок для обеспечения государственных нужд»; Исютин-Федотков Д.В. «Некоторые проблемы экспертной деятельности при государственных закупках»; Петров Д.А. «Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику»; Степанова Е.Е. «Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования: монография»; Тасалов Ф.А. «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография»; Чагин К.Г. «Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Нормативной основой исследования послужили нормы: международного права; российского конституционного законодательства; гражданского законодательства и др. Особо следует отметить: федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; федеральный закон от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Эмпирической основой исследования послужили: опубликованная судебная практика в виде Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года; неопубликованная судебная практика в виде постановлений Арбитражного суда Западно-Сибирского округа; Девятого арбитражного апелляционного суда; Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа; Шестого арбитражного апелляционного суда; писем Минэкономразвития России.
Основные результаты исследования
1. Государственные закупки используются государством для достижения социально значимых задач. Концепция правового регулирования государственных закупок основывается на формах и методах гражданско-правового регулирования, которые в большей степени отвечают природе и закономерностям развития отношений в рассматриваемой среде.
2. Прозрачность и открытость выступают в качестве принципов государственных закупок. Современная система государственных закупок должна развиваться в сторону обеспечения максимальной прозрачности и открытости в государственных закупках.
3. Государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям.
Теоретические и практические значимости исследования
Проведенное исследование обладает, на наш взгляд, не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы, связанные с функционированием системы государственных закупок в России, и определить возможные механизмы и пути решения данных проблем.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Результаты исследования апробированы в рамках проведения научно-исследовательской работы. Достоверность подтверждается практическим опытом, полученным во время прохождения преддипломной и производственных практик.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Государственные закупки используются государством для достижения социально значимых задач. Концепция правового регулирования государственных закупок основывается на формах и методах гражданско-правового регулирования, которые в большей степени отвечают природе и закономерностям развития отношений в рассматриваемой среде.
Правовая база системы государственных закупок состоит из множества нормативно-правовых актов. Основную роль имеют Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ.
Субъектный состав отношений, связанных с государственными закупками, раскрывается в рамках норм Закона №44-ФЗ. В силу п. 4 ст. 3 Закона №44-ФЗ участником закупок является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Пункты 5, 6, 7 ст. 3 Закона о контрактной системе предусматривают, что государственными заказчиками, выступающими в качестве участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, являются получатели бюджетных средств, поименованные в ст. 6 БК РФ и имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а муниципальными заказчиками - от имени муниципального образования соответственно.
Отдельно стоит отметить, что среди субъектов, выполняющих в рамках закупок свои функции и полномочия (п. 3 ст. 13 Закона №44-ФЗ), отсутствуют органы государственной власти, несмотря на то что к государственным заказчикам законодатель отнес, в частности, государственные органы и органы государственной власти (п. 5 ст. 3 Закона №44-ФЗ).
Минэкономразвития России неоднократно отвергало возможность ограничения закупок иностранной продукции в рамках Закона №223 -ФЗ. Принятие Постановления №925 оказалось неожиданным.
В силу специфической юридической техники, использованной при подготовке Постановления №925, этот нормативный акт вместо эффективного правового инструмента поддержки отечественного производителя стал, скорее, питательной средой для дальнейшего распространения правового агностицизма в среде закупщиков, еще больше уверив в непознаваемости сущности/смысла/логики современного регулирования закупочной деятельности.
Проблемой проведения экспертизы заказчиком на поставленный товар, выполненные работы и услуги выступает внесение изменений по вопросу определения ответственности эксперта за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим этот аспект исследования.
Введение уголовной и административной ответственности за заведомо ложное заключение экспертизы в сфере государственных (муниципальных) закупок связано с тем, что в ч. 7 ст. 41 Закона №44-ФЗ установлена ответственность эксперта, экспертной организации, должностных лиц экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, а также за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования о направлении уведомления о допустимости своего участия в проведении экспертизы.
Анализ текста нормы свидетельствует, что в правоприменительной практике неизбежно возникнут следующие проблемные вопросы: формулировка уголовного закона оставляет ряд вопросов относительно привлечения к уголовной ответственности экспертов, подготавливающих экспертное заключение для организаций, являющихся субъектами Закона №223-ФЗ, но осуществляющих некоторые закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.
Здесь необходимо отметить, что в настоящее время существует ряд ключевых методологических проблем экспертной деятельности в сфере государственных (муниципальных) закупок, которые требуют разрешения:
1) отсутствие принципов экспертной деятельности;
2) неэффективный порядок отбора экспертных организаций заказчиками;
3) отсутствие требований к экспертам и экспертным организациям;
4) отсутствие единых требований к оформлению результатов экспертизы проводимой экспертом, экспертной организацией;
5) отсутствие обязательного требования о том, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводимая заказчиком своими силами, подписывается уполномоченным лицом заказчика.
На основании изложенного можно заключить, что ст. 200.4 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Уголовного кодекса РФ нуждается в доработке и совершенствовании с учетом решения обозначенных нами выше проблем.
УК РФ дополнен нормами, предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4) и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5).
Статья 200.5 УК РФ не дифференцирует ответственность в зависимости от законности или незаконности действий, для совершения которых подкупается работник контрактной службы, контрактный управляющий или член комиссии по осуществлению закупок. При этом содержание закона о внесении изменений в УК РФ является реакцией на распространенные факты получения вознаграждения работниками контрактной службы за нарушение ими законодательства о контрактной системе в интересах дающих.
Уголовное наказание за злоупотребление заказчиком своим служебным положением отличается от других составов преступлений своей мягкостью, что вызвано скорее либерализацией уголовного законодательства, но не отвечает потребностям ужесточения борьбы с коррупцией.
Прозрачность и открытость выступают в качестве принципов государственных закупок (ст. 7 Закона №44-ФЗ). Современная система государственных закупок должна развиваться в сторону обеспечения максимальной прозрачности и открытости в государственных закупках.
Закупочное законодательство предоставляет возможность участия в закупках не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам без статуса ИП.
Один из принципов осуществления закупок в рамках Закона №223-ФЗ - отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ).
Отметим, что норма законодательства, позволяющая физическим лицам участвовать в закупках, как правило, все же находит отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.
Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.
В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.
Одним из главных структурных элементов экономики является малое предпринимательство, которое также нуждается в государственной поддержке. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется для высокого уровня развития данного сектора экономики.
Государственные закупки в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок двумя способами.
Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Во-вторых, в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В целом стоит отметить, что законодательство о государственных закупках находится в постоянном развитии. По мере возникновения сложностей в правоприменительной практике устраняются нестыковки и пробелы в законодательстве.
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) // Российская газета. - №237. - 1993; Российская газета. - №163. - 2014.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (ГАТТ-1947) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №37 (приложение, ч. V). - С. 2442-2511.
3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 30 октября 2018 года №393-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №14. - Ст. 1652; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №45. - Ст. 6848.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 29 июля 2018 года №263-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7600; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №31. - Ст. 4852.
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 30 октября 2018 года №391-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30 (ч. I). - Ст. 4571; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №45. - Ст. 6846.
6. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 3 августа 2018 года №313-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2007. - №31. - Ст. 4006; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (часть I). - Ст. 5106.
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29 июля 2018 года №259-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3434; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №31. - Ст. 4848.
8. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 31 декабря 2017 года №498-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3451; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №1 (Часть I). - Ст. 82.
9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 года №341-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть 1). - Ст. 14; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (Часть II). - Ст. 5134.
10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 года №340-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3012; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (Часть II). - Ст. 5133.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 года №388-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. -
2018. - №45. - Ст. 6843.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 года №359-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №32. - Ст. 3340;
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №42 (часть II). - Ст. 6373.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 года №302-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3824; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (часть I). - Ст. 5095.
14. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 года №328-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (Часть II). - Ст. 5121.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (ред. от 3 октября 2018 года №328-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №41. - Ст. 6192.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 года №225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №31. - Ст. 4814.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 года №339-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (Часть II). - Ст. 5132.
18. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №39. - Ст. 5649.
19. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 года №913 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №42. - Ст. 5371.
20. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №30 (ч. 1). - Ст. 3105.
2. Судебная и иная юридическая практика
1. Определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2018 года №303- ЭС18-10508 по делу №А73-9795/2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
2. Определение Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 года №305- ЭС18-16299 по делу №А40-185459/2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
3. Решение Пермского краевого суда от 20 июля 2018 года по делу №-1166/2018(21-661/2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
4. Письмо Минэкономразвития России от 21 октября 2016 года
№Д28и-2858. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения
30.11.2018) .
5. Письмо Минэкономразвития России от 21 октября 2016 года
№Д28и-2839. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения
30.11.2018) .
6. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2016 года №06АП-4462/2016 по делу №А73-4813/2016. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
7. Письмо Минэкономразвития России от 27 мая 2016 года №Д28и- 1347. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
8. Письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2016 года
№Д28и-569. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения
30.11.2018) .
9. Письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2015 года №Д28и-3669. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения
30.11.2018) .
10. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2015 года №Ф02-6425/2015 по делу №А58-1849/2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
11. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2015 года №09АП-45639/2015-ГК по делу №А40-121272/11. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
12. Письмо Минэкономразвития России от 8 сентября 2015 года №Д28и-2588. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения
30.11.2018) .
13. Письмо Минфина РФ от 20 марта 2015 года №02-02-09/15487. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
14. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2015 года №Ф04-16769/2015 по делу №А45-9548/2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
15. Письмо Минэкономразвития РФ от 16 января 2015 года №Д28и-
54. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
16. Письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 года №Д28и-2853. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018) .
17. Решение Новгородского УФАС России от 19 декабря 2014 года по делу №7611/03. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018) .
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 года №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 3 декабря 2013 года №33) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2013. - №9; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2014. - №2.
19. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2010 года №Ф09-11301/09-С5 по делу №А50-10068/2009. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2018).
20. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2017. - №12.
3. Специальная литература
1. Агешкина Н.А., Вахрушева Ю.Н., Великанов А.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) [Текст] / Под ред. Р.Ю. Закирова // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
2. Андреева Л.В. Об особенностях закупок для обеспечения государственных нужд [Текст] / Л.В. Андреева // Всероссийский информационно-аналитический еженедельник «Аукционный Вестник». - 2015. - №239. - С. 2-7.
3. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования [Текст] / Л.В. Андреева // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - №11. - С. 3-16.
4. Артемьев И.Ю., Баширова Д.М., Вершинина И.А. и др. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) [Текст] / Председатель ред. коллегии И.Ю. Артемьев // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
5. Бавсун М.В., Борков В.Н. Новые уголовно-правовые меры охраны отношений в сфере закупок для государственных нужд [Текст] / М.В. Бавсун, В.Н. Борков // Современное право. - 2018. - №9. - С. 90-94.
6. Бальсевич А.А., Пивоварова С.Г., Подколозина Е.А. Роль прозрачности в государственных закупках: пример российских регионов [Текст] / А.А. Бальсевич, С.Г. Пивоварова, Е.А. Подколозина // НЭА. - 2016. - №3. - С. 82-113.
7. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) [Текст] / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2013. - 592 с.
8. Вавилин Е.В. Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав [Текст] / Е.В. Вавилин // Гражданское право. - 2017. - №1. - С. 65-69.
9. Голубев А. Важен не размер взятки, а принцип неотвратимости наказания: интервью начальника ГУЭБиПК МВД РФ Андрея Курносенко о борьбе с коррупцией и защите бюджетных средств [Текст] / А. Голубев. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3571777 (дата обращения 30.11.2018) .
10. Горбунов-Посадов М.М. Электронные государственные закупки. - 2-е изд. [Текст] /М.М. Горбунов-Посадов. - М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2013. - 68 с.
11. Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд: на основе государственных контрактов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / В.В. Ершов. - М., 2011. - 28 с.
12. За ложное заключение в сфере госзакупок будут лишать свободы.
Режим доступа: прогосзаказ.рф/141/96/39286/39336/48706.Ыт1 (режим доступа: 30.11.2018).
13. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / Н.Н. Заботина. - Волгоград,
2006. - 29 с.
14. Замрыга Д.В. Правовое регулирование размещения заказов на закупки товаров, работ, услуг для нужд государственных корпораций [Текст] / Д.В. Замрыга // Право и экономика. - 2017. - №1. - С. 32-36.
15. Исютин-Федотков Д.В. Некоторые проблемы экспертной деятельности при государственных закупках [Текст] / Д.В. Исютин-Федотков // Эксперт-криминалист. - 2018. - №2. - С. 19-21.
16. Исютин-Федотков Д.В. О некоторых проблемах привлечения к уголовной ответственности за злоупотребления в сфере государственных закупок [Текст] / Д.В. Исютин-Федотков // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. - 2018. - №7. - С. 46-48.
17. Исютин-Федотков Д.В. Об ответственности экспертов в государственных закупках [Текст] / Д.В. Исютин-Федотков // Прогосзаказ.рф. - 2018. - №8. - С. 50-53.
18. Качурина Т.И. Регулирование сектора государственных закупок в региональных торговых объединениях: на примере Европейского союза [Текст] / Т.И. Качурина // НИУ ВШЭ. - 2014. - №4. - С. 107-127.
19. Кикавец В.В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / В.В. Кикавец. - М., 2010. - 27 с.
20. Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики: монография [Текст] / А.Е. Кирпичев. - М.: РГУП, 2017. - 276 с.
21. Кобзарь Л.В. Закупки для госнужд [Текст] / Л.В. Кобзарь // Законность. - 2015. - №6-7. - С. 13-16.
22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) [Текст] / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Глянцев и др.; под ред. О.Н. Садикова. - 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА- М, 2006. - 987 с.
23. Куличев Р.Б. Контрактная система - новации законодательства [Текст] / Р.Б. Куличев // Право и экономика. - 2013. - №6. - С. 16-23.
24. Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: http://regulatio№.gov.m/pmjects (дата обращения: 28.11.2018).
25. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику [Текст] / Д.А. Петров // Конкурентное право. - 2013. - №3. - С. 2-5.
26. Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / И.Н. Плотникова. - Саратов, 2002. - 25 с.
27. Семыкина О.И. Криминализация финансово-хозяйственных отношений в сфере государственных закупок (компаративистский анализ) [Текст] / О.И. Семыкина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - №3. - С. 161-170.
28. Смирнова С.В. Совершенствование механизма привлечения судебных экспертов к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ [Текст] / С.В. Смирнова. Режим доступа: http://tomexp.ru/blog/privlechenie_ehksperta_k_ugolovnoj_otvetstvennosti_po_st_ 307_uk_rf/2017-08-03-37 (дата обращения 30.11.2018).
29. Степанова Е.Е. Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования: монография [Текст] / Е.Е. Степанова. - СПб.: Гамма, 2018. - 228 с.
30. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография [Текст] / Ф.А. Тасалов. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.
31. Татонова И. Опять 925. Проблемы реализации Постановления Правительства об импортозамещении в рамках работы по Закону 223-ФЗ [Текст] / И. Татонова // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2017. - №4. - С. 48-49.
32. Терещенко Д.С. О новых подходах к определению
эффективности государственных закупок [Текст] / Д.С. Терещенко // Финансовое право. - 2018. - №9. - С. 22-25.
33. Тихомиров А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А.С. Тихомиров. - М., 2009. - 25 с.
34. Федоров А.А. Проблемы применения Постановления
Правительства №925 (импортозамещение) [Текст] / А.А. Федоров // Корпоративные закупки - 2017: Практика применения Федерального закона №223-ФЗ. Сборник докладов V Всероссийской практической конференции- семинара. - М.: ПРИНТ ИНТАЙМ, 2017. - С. 78-85.
35. Чагин К.Г. Участие в закупках физических лиц без статуса ИП [Текст] / К.Г. Чагин // Руководитель автономного учреждения. - 2017. - №3. - С. 19-27.
36. Чагин К.Г. Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ [Текст] / К.Г. Чагин // Прогосзаказ.рф. - 2017. - №10. - С. 46-55.
37. Чуряев А.В. Итоги реализации Закона о контрактной системе в 2014 году [Текст] / А.В. Чуряев // Право и экономика. - 2014. - №12. - С. 3-11.