ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ
ЛОГИСТИКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 8
1.1 ПЕРЕВОЗКА КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 8
1.1.1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 8
1.1.2 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КТГ 11
1.1.3 ПОДБОР ПС ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КТГ 13
1.1.4 МАРШРУТИЗАЦИЯ 17
1.2 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 21
1.2.1 ФУНКЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 22
1.2.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИС ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ КТГ 24
1.3 ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 25
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ
КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 27
2.1 СУЩЕСТВУЮЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ 27
2.1.1 КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ 27
2.1.2 ЗАДАЧА КОММИВОЯЖЕРА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА В ВИДЕ ГРАФОВ 28
2.1.3 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО ПУТИ В
ФИКТИВНЫЙ 32
2.1.4 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА .... 34
2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ 37
2.3 ПРЕДЛАГАЕМАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ
КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 39
2.3.1 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ КТГ 40
2.3.2 ОГРАНИЧЕНИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ КТГ 42
2.3.3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО СЛУЧАЯ - АРЕНДА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ У СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.4 ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 46
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 47
3.1 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛИС В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ 47
3.2 СТРУКТУРА ЛИС В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ 48
3.3 СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ 48
3.4 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ IDEF0, IDEF3, DFD 48
ДИАГРАММА ПОТОКОВ ДАННЫХ ПРИ ДОСТАВКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 52
3.5 ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ, РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ЛИС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДОЛОГИИ UML 52
3.6 СОЗДАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ 58
3.7 ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ 65
3.7.1 АВТОРИЗАЦИЯ 65
3.7.2 МОДУЛЬ ДЛЯ ВВОДА И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 67
3.7.3 Модуль выбора оптимального подвижного состава 69
3.7.4 МОДУЛЬ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ 77
3.7.5 МОДУЛЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ 88
3.8 ВЫВОДЫ 89
4 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 90
4.1 АНАЛИЗ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ 90
4.2 РАСЧЁТ ЗАТРАТ НА РАЗРАБОТКУ СИСТЕМЫ 93
4.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ 96
4.3.1 КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ (KDk) 96
4.3.2 ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ (ЧТС) 97
4.3.3 ВНУТРЕННИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ОКУПАЕМОСТИ (ВКО) 98
4.3.4 ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (PI) 99
4.3.5 ПРОСТОЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (СО) 99
4.3.6 ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ (ДСО) 99
4.3.7 КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (КЭ1) 100
4.3.8 КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (КР) 100
4.4 ВЫВОДЫ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
ЛИТЕРАТУРА
На сегодняшний день логистические издержки, большую часть которых (от 30% до 50%) составляют транспортные расходы, - одна из главных проблем сложных производств, а именно при перевозке КТГ.
Эти особенности обуславливают необходимость применения информационных технологий для повышения эффективности принимаемых управленческих решений в сфере логистики. Поэтому таким компаниям необходимо внедрять логистические информационные системы для снижения вероятности ошибки, связанной с так называемым «человеческим фактором», при принятии таких управленческих решений, как построение рациональных маршрутов транспортировки, составление графиков движения, а также подбор подвижного состава с учетом особенностей груза. Последнее особенно актуально в случае доставки строительных грузов, номенклатура которых насчитывает несколько сотен разных видов, для каждого из которых необходимо применять свое ТС со специализированным кузовом.
Таким образом, объектом исследования является транспортировка крупногабаритных тяжеловесных грузов, предметом - процесс организации доставки крупногабаритных и тяжеловесных строительных материалов.
Целью выпускной квалификационной работы является - спроектировать ЛИС, обладающую функционалом, необходимым для решения специфических задач, возникающих при организации доставки КТГ.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности КТГ, а также особенности формирования маршрутов и подбора ПС при организации их перевозок.
2. Определить спектр функций, которыми должна обладать ЛИС для организации процесса доставки крупногабаритных тяжеловесных грузов.
3. Разработать концептуальную модель ЛИС для совершенствования процесса доставки крупногабаритных тяжеловесных грузов.
4. Разработать математическую модель для совершенствования процесса организации доставки крупногабаритных тяжеловесных грузов.
5. Разработать алгоритм распределения подвижного состава по объектам таким образом, чтобы максимально эффективно использовать время в наряде.
6. Разработать алгоритм маршрутизации с учетом характеристик участков дорог, по которым проходит маршрут.
7. Выполнить анализ рисков и оценку эффективности реализации, предлагаемой логистической информационной системы.
Практическая значимость работы заключается во внедрении ЛИС, которая позволит интеллектуализировать процесс распределения транспортных средств по объектам и составление графика движения, будет способствовать повышению эффективности использования рабочего времени водителей.
Предлагаемая авторами логистическая информационная система позволит логистам сократить время, затрачиваемое на планирование и организацию процесса доставки, путем интеллектуализации процессов: (1) распределения транспортных средств по объектам, (2) формирования и проверки маршрута на соответствие требованиям, сопровождающим перевозку КТГ, (3) автоматизации расчета времени в наряде, (4) составления графика движения и (5) формирования путевых листов.
Предложенная ЛИС интегрирует программные комплексы по маршрутизации с интеллектуальными модулями, позволяющими выбрать оптимальные транспортные средства и наилучший маршрут с учетом состояния дорожной сети.