Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия на рынке
транспортных услуг 7
1.1. Сущность понятия конкуренции и конкурентоспособности
предприятия 7
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортного
предприятия 13
1.3. Методы и критерии оценки конкурентоспособности транспортного
предприятия 20
1.4. Зарубежный и отечественный опыт повышения конкурентоспособности
предприятия в сфере транспортных услуг 24
2. Анализ конкурентоспособности ООО «Отвезем.РУ» 30
2.1. Место ООО «Отвезем.РУ» на рынке транспортных услуг 30
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Отвезем.РУ» 43
2.3. Оценка внутренней и внешней среды предприятия 48
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия 54
3.1. Формирование конкурентной стратегии ООО «Отвезем.РУ» 54
3.2. Внедрение программного обеспечения для повышения эффективности
управления автопарком предприятия 58
3.3. Проектные мероприятия по повышению конкурентоспособности
ООО «Отвезем.РУ» 64
Заключение 74
Список использованных источников 81
Приложения
Актуальность темы работы обусловлена тем, что конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики и стимулирует поиск новых путей развития, повышение эффективности и качества работы, активизирует эффективный подход к бизнесу.
Современное развитие экономической ситуации в России и опыт последних лет доказывают, что не все транспортные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. В современных условиях каждому транспортному предприятию особенно необходимо адекватно оценить создавшуюся рыночную ситуацию с тем, чтобы предложить продуктивные средства конкуренции, которые соответствовали бы сложившейся в России рыночной ситуации. Наиболее важными этапами этой работы являются аналитическое осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Применение методики оценки конкурентной среды и конкурентоспособности на базе построения конкурентной карты рынка осуществляется на основе реальных статистических данных по работе автотранспортной отрасли в РФ.
Автотранспортные предприятия, выполняющие грузоперевозки, занимают определенную нишу на общем рынке транспортных услуг. Существует рыночная ниша, на которой организуют свою деятельность государственные предприятия. Это перевозки с невысокой ценой и соответствующим качеством.
В результате изучения данных, можно сделать вывод об общем увеличении объема перевозок, выполненного предприятиями государственной формы собственности.
Особенности конкурентной среды предприятия определяются типом конкуренции на изучаемом рынке. По мнению экспертов, рынок грузовых перевозок определяется как свободная конкуренция. Так как одной из главнейших характеристик активности конкурентной среды предприятия является степень
борьбы конкурентов за потребителей и новые рыночные ниши, то ключевым является интенсивность конкуренции.
Оценка интенсивности конкуренции имеет важнейшее значение при анализе рынка, так как позволяет выявить общую привлекательность вхождения на рынок, составить стратегию продвижения услуг, предварительно оценить результаты деятельности.
Основной сущностью управления конкурентоспособностью является то, что в автотранспортном бизнесе ключевым понятием является качество работ, которое направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И это качество нуждается в управлении.
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении данной задачи.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в настоящее время, несмотря на существующие различные подходы к определению конкурентоспособности автотранспортных предприятий общий инструментарий оценки их конкурентоспособности отсутствует. Одна из причин этого недостаточная проработка конкурентоспособности транспортных предприятий как экономической категории, что ведет неопределенности понятий и терминов.
Чаще всего определение конкурентоспособности транспортного предприятия определяют только в рамках выполняемой им услуги без учета функциональных аспектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия: персонал, маркетинг, финансовая политика, инвестиционная политика, операционная деятельность и тд.
Другими словами, в рамках развития системы менеджмента конкурентоспособности предприятия на рынке транспортных услуг решаются вопросы о повышении конкурентоспособности предприятия, увеличения спроса на его услуги.
Организация системы менеджмента конкурентоспособности предприятия на рынке транспортных услуг подразумевает инновации в организации работ, развития в пространстве и времени, использование новых технологий.
Есть много преимуществ, которые связаны с эффективной организацией системы менеджмента качества, но в качестве наиболее значимых для современного предприятия можно выделить следующие преимущества:
- улучшение качества транспортных услуг, т.е. предоставляя именно то, что хочет клиент, когда он этого хочет;
- разработка инноваций, полное задействование персонала, в результате чего улучшается моральный дух и участие в процессе развития конкурентоспособности предприятия на рынке транспортных услуг;
- сокращение производственных «потерь» - меньше транспортировок, перемещения, ожидания, непроизводственных затрат.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов повышения конкурентоспособности транспортного предприятия на примере ООО «Отвезем.РУ».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие основные задачи:
- определить сущность понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть методы и критерии оценки конкурентоспособности транспортного предприятия;
- определить факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортного предприятия;
- рассмотреть зарубежный и отечественный опыт повышения конкурентоспособности предприятия в сфере транспортных услуг;
- определить место ООО «Отвезем.РУ» на рынке транспортных услуг;
- проанализировать финансово-экономическую деятельность ООО «Отвезем.РУ»;
- провести оценку внутренней и внешней среды предприятия;
- разработать конкурентную стратегию ООО «Отвезем.РУ»;
- внедрить программное обеспечение для повышения эффективности управления автопарком предприятия;
- предложить проектные мероприятия по повышению конкурентоспособности организации ООО «Отвезем.РУ».
Объектом исследования является деятельность автотранспортного предприятия ООО «Отвезем.РУ».
Предметом исследования является повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
Решение поставленных задач осуществляется с использованием следующих методов: сравнительного анализа, коэффициентный, статистического анализа, монографический.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении рассмотрены, актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи, структура работы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты оценки конкурентоспособности транспортного предприятия.
Во второй главе проведен анализ и оценка финансового состояния ООО «Отвезем.РУ».
Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Отвезем.РУ».
В заключении приведены выводы и результаты анализа ООО «Отвезем.РУ», отражена эффективность проведенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Как показало исследование, проведенное в первой главе, в общем смысле конкуренция означает соперничество в любой сфере деятельности. С экономической точки зрения она означает состязание между любыми экономическими рыночными субъектами, которая может выражаться в борьбе за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
Конкуренция стимулирует поиск новых путей развития, повышение эффективности и качества работы, активизирует инновационный подход к бизнесу с учетом особенностей отрасли деятельности предприятия.
Следует отметить, что конкурентное преимущество - это свойство результатов деятельности, которое создают для предприятий определенное лидерство над своими конкурентами. Важно отметить, что конкурентные преимущества на рынке перевозок формируются за счет оптимального сочетания различных качественных параметров транспортировки, выгодных материально-технических характеристик, а также эффективных мероприятий государственного воздействия на развитие транспортной отрасли.
Проведенный обзор методологии оценки конкурентоспособности позволяет констатировать, что оценка, чаще всего, трактуется, как расчет способности продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида или назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям определенного рынка и потребительским оценкам.
В качестве основных направлений поиска резервов по повышению конкурентоспособности является лидерство по издержкам, персонализация, активное использование маркетинга (в том числе и цифрового) и качество сервиса.
В современных условиях развития отраслевого транспортного предприятия важное значение для формирования конкурентных преимуществ имеют институциональные и технологические факторы.
Конкурентным преимуществом предприятия может быть высокая компетентность, которая проявляется в превосходстве над конкурентами в экономической, технической, технологической, организационной областях деятельности. Зачастую выделяют две группы факторов, обеспечивающих компании конкурентные преимущества, — это превосходство в ресурсах (лучшее качество, низкие цены и др.) и лучшее мастерство, умение, способности (все, что связано с эффективностью и качеством выполнения всех видов работ: исследовательских, проектных, плановых и др.)
Социальная значимость автомобильного транспорта создает объективную необходимость государственного регулирования рынка услуг, что способствует развитию конкуренции на рынке автотранспортных услуг.
С учетом специфики и условий работы транспортных предприятий следует рассматривать в качестве основных конкурентных преимуществ:
- скорость и регулярность перевозок;
- вместимость и грузоподъемность;
- дальность перевозок;
- стоимость перевозок;
- качество перевозок;
- безопасность и транспортная доступность перевозок.
Рост мировой торговой активности в развивающихся странах страны и быстрое развитие глобальной логистической инфраструктуры в сочетании с прогрессом в области информационных технологий и транспорта являются одними из основных факторов, стимулирующих рост мирового рынка логистики.
В настоящее время автомобильные перевозки являются ведущим видом на мировом логистическом рынке, и ожидается, что эта тенденция сохранится в ближайшем будущем.
Географически Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует на мировом рынке логистики благодаря значительному вкладу таких стран, как Китай, Индия, Сингапур, Индонезия, Япония и Малайзия.
Китай является основным источником роста в этом регионе благодаря большой производственной базе и огромным инвестициям в логистику [39].
Ключом к успеху в транспортном бизнесе является предоставление наиболее экономичных, гибких и эффективных услуг.
Именно поэтому судоходные компании должны повернуться к современным стратегиям и тенденциям в транспортной отрасли, чтобы конкурировать с игроками рынка.
Данные выводы подтвердила и практика деятельности ООО «Отве- зем.РУ».
ООО «Отвезем.РУ» была основана в 2016 году, как предприятие, которое занимается деятельностью автомобильного грузового транспорта и услугами перевозки.
Проведенный анализ показал, что основными сильными конкурентными сторонами ООО «Отвезем.РУ» с точки зрения влияния факторов внутренней среды являются: высокое качество оказываемых транспортных услуг («точно в срок» и низкие риски аварий и повреждения грузов); работа по принципу «одного окна», клиенты могут получить на месте все основные услуги в сфере логистики; материальная ответственность персонала за обслуживание; разумные цены на услуги; укомплектованный штат сотрудников.
Основными сильными сторонами ООО «Отвезем.РУ» с точки зрения влияния факторов внешней среды являются: развитие основных каналов поставок товаров; доля занимаемого рынка; действующее хозяйственное и налоговое законодательство; ценовые акции.
Основными слабыми конкурентными сторонами ООО «Отвезем.РУ» с точки зрения влияния факторов внутренней среды являются: много обязанностей сосредоточено на нескольких ключевых сотрудниках; дефицит профессиональных сотрудников в вопросах маркетинговой деятельности и поиска новых каналов продвижения; отсутствие в необходимом объеме обучающих материалов по сервису; сложная процедура реализации предложений низового персонала.
Основными слабыми сторонами ООО «Отвезем.РУ» с точки зрения влияния факторов внешней среды являются: недостаточная развитость технологий сервис-менеджмента; присутствие на рынке большого числа конкурентов; слабое внимание к развитию клиетоориентированости процессов.
Стратегия конкуренции для ООО «Отвезем.РУ» должна быть нацелена на лидерство по издержкам, что позволит компании использовать потенциал ценовой конкуренции.
Рынок услуг автомобильного транспорта на котором действует ООО «Отвезем.РУ» представлен деятельностью 56 зарегистрированных перевозчиков различных форм собственности, в том числе 15 крупных автотранспортных предприятий Республики Татарстан (данные без учета ИП, «серых» и «теневых» участников рынка).
Общий объем рынка услуг автотранспортных предприятий Республики Татарстан по данным за 2018 г оценивается в 3 767,1 млн.рублей, что на 1,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
При этом в целом автотранспортными предприятиями республики по итогам финансово- хозяйственной деятельности за 2018 год получено 11,2 млн.рублей прибыли (за 2017 года- 11,1 млн.рублей прибыли) [35].
Оценивая перспективы отрасли грузоперевозок в горизонте 2025 года и далее, можно сказать, что в целом это растущий сегмент экономики. Основными действиями для снижения отраслевых рисков и повышения конкурентоспособности могут являться:
- расширение бизнес-модели транспортной деятельности ООО «Отве- зем.РУ»;
- внедрение новых современных технологий с целью снижения затрат и повышения их потребительских качеств;
- основные положения стратегии лидерства по издержкам компании ООО «Отвезем.РУ» в интересах достижения целевых показателей устойчивого роста в горизонте 2025 года;
- оптимизировать структуру производственных затрат;
- провести сокращение расходов компании;
- повышать квалификацию ключевых специалистов.
Для повышения конкурентоспособности организации ООО «Отвезем.РУ» предлагается реализовать следующие мероприятия:
Мероприятие 1: Активно пользовать для рекламы и продвижения услуг современные каналы взаимодействия с потенциальными клиентами ООО «Отвезем.РУ».
Предлагается использовать такие каналы продвижения, как: SEO, социальные сети, рассылки.
Мероприятие 2: Повысить заинтересованность персонала в качестве обслуживания при грузоперевозке за счет внедрения в практику возможности влияния клиентов на формирования части оплаты труда персонала ООО «Отвезем.РУ».
В основу формирование эффективной системы управления качеством обслуживания и деятельности персонала ООО «Отвезем.РУ» необходимо заложить формирование системы обратной связи и развитие сайта транспортной компании как отражение качества услуг и работы персонала.
Необходимо использовать более прозрачную и понятную работникам ООО «Отвезем.РУ» методику начисления премии по результатам оценки качества и сервиса. Нужно применять не слишком большое число показателей, но они должны быть первостепенными. Одним из таких показателей может стать оценка качества работ от потребителей, полученная через модернизированный сайт ООО «Отвезем.РУ» .
Так же, каждый из показателей должен влиять на весь объём премии, нежели как в существующей практике, когда полный провал одного из показателей, ведущий к очень серьёзным последствиям для ООО «Отвезем.РУ», лишает персонал только незначительной части общей премии. Предлагается простая схема, учитывающая два основных показателя: качество и выполнение плана.
Мероприятие 3: Внедрить в практику адаптации ООО «Отвезем.РУ» в конкурентной среде использования системы взаимодействия с потребителями (CRM - Customer Relationship Management).
Согласно расчетам, представленным в таблицах 3.2.3 - 3.2.4, использование CRM-системы «Мегаплан» принесет дополнительный доход в размере 145 440 руб., общий эффект от внедрения данной системы составит 58 440 руб.
Система позволит ООО «Отвезем.РУ» оперативно вносить корректировки в систему ценовых бонусов клиентов за счет мониторинга удовлетворённости клиентов по следующим параметрам:
- автоматический сбор отзывов;
- оценка качества обслуживания каждым из сотрудников;
- расчет коэффициента лояльности клиентов - NPS;
- возможность ответить клиенту на его отзыв.
Мероприятие 4: Для повышения конкурентоспособности организации ООО «Отвезем.РУ» предлагается внедрение специализированного программного обеспечения «4A-Control».
Система специализированного программного обеспечения «4A-Control» позволит автоматизировать в ООО «Отвезем.РУ» следующие процессы:
- контроль эффективной работы датчиков и параметров автотранспорта на линии;
- реализация контроля над реальным расходом топлива на линии, частоты и объема заправок и фактов «сливов»;
- мониторинг текущего положения транспорта на линии и состояния автомобиля и водителя;
- возможность формирования истории движения автомобиля;
- мониторинг таких параметров грузоперевозки как движение, загрузка, пункты назначения на маршрут автомобиля;
- формирование управленческих отчетов, аналитических справок для принятия решений.
Эффект от внедрения предложенных мероприятий для ООО «Отве- зем.РУ» для повышения конкурентоспособности заключается в следующем:
- Контроль расхода топлива автотранспорта ООО «Отвезем.РУ» позволит оптимизировать тарифы, тем самым повысив привлекательность услуг перевозки для клиентов.
- Оптимизация и сокращение издержек на эксплуатацию автотранспорта ООО «Отвезем.РУ» позволит более эффективно использовать ресурсы для развития и инвертировать в расширении бизнеса.
- Оперативное принятие управленческих решений позволит оперативно выполнять заказы клиентов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) Текст] // Собрание законодательства РФ, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Правительство РФ №1734-р от 22.11.2008.
4. Доклад Министерства экономики Республики Татарстан за 2018 г. «О развитии конкурентной среды на рынках автотранспортных перевозок в Республике Татарстан» от 21.02.2018.
Книги, монографии
5. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов / В.Г. Артеменко. - М.: Омега-Л; Издание 2-е, -2016. - 270 с.
6. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер- 2016. - 432 с.
7. Коммерческая деятельность / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — М.: Юрайт, -2018. — 404 с.
8. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литов- ченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 214 с.
9. Минцберг Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г енри, Альстранд Брюс, Лампель Жозеф. — М.: Альпина Паблишер,- 2016. — 365 с.
10. Портер М. Международная конкуренция- М.: КНОРУС, -2014. -215 с.
11. Розанова, Н. М. Теория отраслевых рынков [Текст] / Н. М. Розанова. -
2- е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, -2014. - 795 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент [Текст]. - М.: ИНФРА-М, -2013. - 340 с.
13. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: [Текст]. - М.: Эксмо,-2014.- 546 с
14. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А. Хегай, В.В. Девинова, К.А. Мухина - Красноярск,-2012.- 229 с.
Печатная периодика
15. Калужский М.Л. Трансформация цепей поставок в сетевой экономике: приоритеты и перспективы // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -
2014- . № 3. - С.53-64.
16. Киселева И.А. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры / И.А.Киселева, Н.Е.Симонович // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -2014-. № 11. С.39-44.
17. Корнев А.К. Производственный потенциал России: повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности [Текст] // Пробл. прогнозирования. - 2014. - № 5. - С.53-69.
18. Коростышевская Е.М. Приоритеты государственной инновационной политики в научно-технологической сфере России и повышение конкурентоспособности обрабатывающих производств [Текст] // Инновации. - 2014. - № 4. - C.49-53.
19. Коротич М.В. Оценка экономической конкурентоспособности малого города [Текст] // ЭКО. - 2015. - № 8. - С.130-136.
20. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике [Текст] // Общество и экономика. - 2018. - № 4. - С.31-42.
21. Кулясова А.С. Государственная поддержка и развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей как условия обеспечения конкурентоспособности [Текст] / А.С.Кулясова, А.А.Голубев // Экономика фирмы. - 2016. - № 1. - С.9-12.
22. Островная М.В. Ограничения конкуренции на примере российских государственных закупок [Текст] / М.В.Островная, Е.А.Подколзина // Вопросы экономики. - 2018. - № 2. - С.56-73.
23. Морозкина И. Механизмы кооперации и их роль в повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, экономики регионов и страны в целом [Текст] // Общество и экономика. - 2015. - № 10. - С.41-67.
24. Павлова Н.С. Защита конкуренции и устойчивое развитие: источники противоречий и возможности гармонизации [Текст] / Н.С.Павлова,
А.А.Баулина, А.Е.Шаститко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2016. - № 2. - С.45-70.
25. Паникарова С.В. Стратегии приращения знаний как фактор повышения конкурентоспособности [Текст] / С.В.Паникарова, М.В.Власов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 29. - С.15-27.
26. Плахотная И.В. Кластерный подход в экономике как фактор развития конкурентоспособности предприятий [Текст] // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, № 5. - C.52-59.
27. Плещинский А.С. Анализ результатов в условиях олигопольной конкуренции инноватора и его преследователя [Текст] / А.С.Плещинский, Е.С.Жильцова // Экономика и математические методы. - 2013. - Т.49, № 1. - С.88-105.
28. Посохова А.В. Деловая хватка как характеристика конкурентоспособности предпринимателей [Текст] // Власть. - 2016. - № 6. - С.126-130.
29. Севостьянова О.Г. Актуальные проблемы оценки конкурентоспособности бренда [Текст] / О.Г.Севостьянова, Н.А.Попова // Мир экономики и управления. - 2016. - Т.16, № 1. - С.116-125.
30. Сурма И.В. Социально-экономические рейтинги как современный инструмент конкурентной борьбы [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - № 2. - С.89-109.
31. Тюлин А.Е. Методический подход к оценке влияния инновационных технологий на конкурентоспособность [Текст] / А.Е.Тюлин, А.В.Юдин // Микроэкономика. - 2016. - № 6. - С.59-63.
32. Фальцман В.К. Влияние кризиса на конкурентоспособность [Текст] // ЭКО. - 2016. - № 11. - С.90-109.
33. Шарафутдинова Н.С. Анализ конкурентных возможностей предприятия рынка информационных технологий [Текст] / Н.С.Шарафутдинова,
В.Г.Игнатьев // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2016. - № 3. - С.68-72.
34. Эмиров Н.Д. Развитие конкуренции на транспорте в условиях экономического кризиса[Текст] / Н.Д.Эмиров, А.Е.Эмирова // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 2. - С. 13-17.
Электронные ресурсы
35. Доклад MAGNA ADVERTISING FORECASTS SPRING UPDATE (June 14, 2017) // https://magnaglobal.com/magna-advertismg-forecasts-spring- update-june-14-2017
36. Прогноз экономического развития России на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.veb.ru/analytics/progn/
37. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/
38. TMR Group 2018 Регулярный отчет о рынке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tmrgroup/about/logistic
39. ООО «ТК «Грандвей» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandway. su
40. Walmart [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.walmart.com
41. XPO Logistics [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.xpo.com
42. Сайт ООО «Гермес-Логистика» — [Электронный ресурс] Режим доступ. : https://hermeslogistic.ru/
43. Сайт: Мегаплан [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www. megaplan.ru
44. Сайт: внедрение crm систем: с чего начать, этапы и очерёдность шагов -[Электронный ресурс] Режим доступа: http:// crm-bpm.ru/analytics/progn.ru
45. Сайт:4Acontrol [Электронный ресурс] https://docplayer.ru/600973574aco ntrol.html