Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №41772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты мотивации педагогических работников в
образовательной организации 8
1.1 Мотивация педагогов к достижению образовательных результатов как
организационно-педагогическая проблема 8
1.2 Основные подходы к мотивации педагогических работников 16
1.3 Федеральный государственный образовательный стандарт и проблема
мотивации педагогических работников в образовательной организации 25
2 Практико-ориентированные аспекты мотивации педагогических работников
(на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ) 33
2.1 Краткая характеристика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№6» ЕМР РТ 33
2.2 Системно-деятельностный подход к конструированию системы
мотивации педагогических работников 37
2.3 Исследование состояния школьной системы мотивации педагогов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ 45
3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивациии педагогических
работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ 57
3.1 Разработка рекомендации по совершенствованию системы мотивации педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ 57
3.2. Мероприятия по совершенствованию мотивации педагогических
работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ 68
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложения


Важнейшим процессом, происходящим в сфере российского образования на современном этапе, является модернизация, осуществляющаяся на фоне политических, социально-экономических и культурных преобразований в нашем государстве. Важнейшим инструментом модернизации в системе общего образования является Федеральный государственный образовательный стандарт, внедрение которого направлено на успешное развитие российской школы в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований, возрастания количества задач, которые необходимо решать в связи с осуществляющими преобразованиями. В таких условиях современная школа оказывается в ситуации выбора собственной стратегии развития, соответствующей происходящим изменениям, для определения которой она должна эффективно использовать свои преимущества.
Одним из таких преимуществ является возможность создания в школе условий, повышающих заинтересованность учителей в достижении целей образовательной деятельности, в реализации собственного личностного потенциала и профессионализма, в совершенствовании ими учебно-воспитательного процесса. Иными словами, одной из важнейших задач современного образования становится формирование системы мотивации педагогов с учетом целей деятельности общеобразовательного учреждения и методов достижения этих целей.
В настоящее время школы решают задачу мотивирования учителей за счет создания специальных систем подбора, развития, оценки и вознаграждения педагогических работников. Однако зачастую представителям администрации образовательного учреждения не хватает знаний и умений, необходимых для создания мотивационной среды, побуждающей педагогов эффективно действовать в соответствии с решаемыми школой задачами. Отсутствие теоретических знаний и практического опыта в данной сфере приводит к осуществлению соответствующей работы методом проб и ошибок, часто
препятствующим поиску рациональных подходов к эффективному формированию условий мотивации педагогических работников и наиболее полному использованию их потенциала.
Таким образом, актуальность проблемы проводимого исследования обусловлена существованием противоречий между необходимостью совершенствования системы мотивации педагогических работников в образовательной организации и отсутствием реального понимания механизмов формирования мотивов к осуществлению профессиональной деятельности у представителей администрации школы. Сложность конструирования и оценки эффективности системы мотивации педагогических работников в
образовательной организации рассматривалась недостаточно, что определяет проблему исследования - каковы условия эффективности, создаваемой в школе системы мотивации педагогических работников.
Современное состояние проблемы исследования характеризуется повышенным интересом со стороны отечественных ученых к различным аспектам проблемы мотивации в профессиональной деятельности педагогов. В частности, в работах современных авторов изучается сущность трудовой мотивации (И.В. Акифьев, В.К. Вилюнас, Т.И. Захарова и другие), специфика трудовой мотивации педагогических работников (А.Н. Афанасьева, А.С. Ильин, Н.Г. Казаченко, А.Л. Ковалева, Т.И. Кучина, Л.М. Митина, Н.О. Патракова и другие авторы), способы формирования системы мотивации в образовательном учреждении (М.А. Воробьева, А.Е. Карманова, Е. Лепешова, Ю.В. Яровых и другие), трудности, связанные с мотивацией педагогов в условиях внедрения ФГОС (А.Е. Карманова, С.В. Кирдянкина, Л.С. Скрипниченко, Д.Е. Фишбейн и другие). Среди зарубежных авторов разработкой проблемы исследования в настоящее время занимаются такие ученые как R. Butler, J. Han, D.J. McMillan, S. Nitsche, I. Salifu, B.A. Whitworta другие. Проведенный анализ научной литературы позволяет говорить о высокой значимости исследуемой проблематики.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективности системы мотивации педагогических работников в образовательной организации.
Объектом исследования является система мотивации педагогов в осуществлении ими профессиональной деятельности, предметом - условия эффективности системы мотивации педагогических работников в образовательной организации на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (именуемое в дальнейшем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ).
Г ипотезой исследования стало предположение о том, что модель системы мотивации педагогов образовательной организации будет эффективной, если при ее формировании будут учтены следующие условия:
- наличие в системе всех необходимых уровней системы мотивации;
- использование адекватного набора методов мотивации педагогических работников в соответствии с уровневой моделью мотивации;
- наличие адресной системы мотивации, учитывающей особенности педагогических работников;
- динамичность системы мотивации, в систему должны быть вложены обновления с учетом развития образовательной ситуации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами сформулированы следующиезадачи:
- провести анализ мотивации педагогов к достижению образовательных результатов как организационно-педагогической проблемы;
- выявить основные подходы к мотивации педагогических работников в образовательной организации;
- изучить взаимосвязь процесса внедрения ФГОС и мотивации педагогов;
- проанализировать практико-ориентированные аспекты мотивации педагогических работников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№6» ЕМР РТ;
- дать рекомендации по повышению эффективности мотивационного воздействия на педагогических работников в условиях внедрения ФГОС в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:
- определены и обоснованы основания построения системы мотивации педагогов в образовательной организации (согласование системы мотивации с целями школы; учет психологических механизмов мотивации; использование разнообразных форм мотивации, опора системы мотивации на результативность профессиональной деятельности учителей);
- произведена разработка рекомендации системы мотивации педагогов образовательной организации на основе приведения ее в соответствие с целями общеобразовательного учреждения и с учетом научно-психологических механизмов мотивации; на основе результатовпериодически осуществляемой диагностики ведущих мотивов профессиональной деятельности педагогов; на основе связи системы мотивации с результативностью работы педагогов и использования разнообразных форм мотивации.
Методологические основания проведенного исследования составили положения системно-деятельностногои компетентностного подходов, принципы культуросообразности, взаимосвязи развития системы образования и общества. В ходе исследования были использованы методы анализа психологопедагогической литературы, синтеза, обобщения, тестирование педагогов, описание, измерение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результатом стала разработка системы мотивации педагогов, которая может использоваться в общеобразовательных учреждениях, в процессе формирования учебных программ, а также при разработке курсов повышения квалификации для представителей администрации общеобразовательных учреждений.
Эмпирической базой исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы в научном журнале «NovaUm.Ru».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении производится обоснование методологического аппарата исследования, обосновывается его актуальность, определяются цель, задачи и гипотеза исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты мотивации педагогических работников в
образовательной организации» производится анализ мотивации педагогов к достижению образовательных результатов как организационно-педагогической проблемы; выявляются основные подходы к мотивации педагогических работников в образовательной организации; изучается взаимосвязь процесса внедрения ФГОС и мотивации педагогов. Во второй главе «Практикоориентированные аспекты мотивации педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ дается краткая характеристика образовательной организации;анализируется системно
деятельностный подход к конструированию системы мотивации педагогических работников; описываются результаты исследования состояния школьной системы мотивации педагогов. В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию системы мотивации педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ» даются рекомендации по повышению эффективности мотивационного воздействия на педагогических работников в условиях внедрения ФГОС; предлагаются мероприятия по совершенствованию мотивации педагогических работников. В заключении приводятся основные выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Содержательные перемены, происходящие сегодня в российском образовании, выдвигают новые требования к педагогическим работникам образовательных организаций. В числе таких требований не только высокий уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов, соответствие их идеальному образу учителя, сложившемуся в общественном сознании, но и формирование нового самосознания педагога, понимание смысловых и целевых характеристик собственной профессиональной деятельности.
В соответствии с этим, изменяется и система методов мотивации, использующихся в процессе стимулирования педагогов к ведению трудовой деятельности на максимально эффективном уровне. В настоящее время определяющим условием обновления системы образования является внедрение в практику управления образовательными организациями эффективных систем мотивации педагогических работников, соответствующим результатам современных исследований в сфере управления персоналом, принципам системно-деятельностного подхода, использование которых позволит повысить общую результативность и качество трудовой деятельности педагогических работников организации.
Повышение роли личности работника, знание его мотивационных установок, особенностей осуществления им профессиональной деятельности, способностей развития педагогических компетенций в соответствии с задачами, стоящими лично перед учителем, а также перед образовательным учреждением в целом, обуславливает необходимость внедрения адресной системы мотивации, обеспечивающей повышение профессиональной и творческой активности конкретного работника. Исследование теоретических оснований построения такой модели, а также особенностей внедрения ее в практику деятельности образовательной организации позволяет сделать следующие выводы.
Мотивация представляет собой целенаправленное влияние на работника, осуществляемое в целях трансформации структуры ценностных ориентаций и интересов в соответствии с заранее определенными параметрами. Основу трудовой мотивации педагога составляют мотивы выбора профессии, осознание важности своего труда, желание повысить уровень собственной компетентности, которые могут реализовываться на различных уровнях, соответствующих уровням удовлетворения потребностей.
Выделение уровней мотивации педагогов позволяет сформировать единый подход к конструированию ее системы, предполагающей последовательное удовлетворение потребностей педагогов на различных уровнях мотивации. Выстраивание системы мотивации педагогических работников осуществляется в соответствии с положениями о необходимости поиска личностного смысла педагогической деятельности, оказания конкретной адресной помощи педагогам, предоставления им реальных возможностей для удовлетворения личностно значимых мотивов профессионального роста и развития; использования администрацией образовательной организацией современных механизмов мотивации.
Конструирование системы мотивации педагогических работников в соответствии с системно-деятельностным подходом включает опору на принципы субъектности; учета ведущих видов деятельности; определения зоны ближайшего развития педагога; результативности и
рефлексивностимотиваторов. В основе предлагаемой модели лежит четырехуровневая система мотивов и потребностей, к реализации которых стремится учитель в процессе своей работы: уровень материальных и экономических благ; уровень стремления к признанию заслуг; уровень стремления к познанию; уровень самоактуализации. Профессиональный рост и развитие педагога предполагает постепенное движение от низшего уровня к высшему, основанное на последовательном удовлетворении соответствующих им мотивов деятельности учителя.
На педагогов с доминированием мотивации на экономические блага, ориентированы такие методы мотивации как распределение поощрений за достижения в профессиональной деятельности; создание возможностей для реализации дополнительных платных образовательных услуг.
На педагогов с доминированием мотивов признания заслуг ориентированы методы обеспечения им возможности предоставлять образовательную организацию на ответственных мероприятиях;участие педагогов в управлении образовательной организацией; совершенствование возможностей для профессионального самоутверждения.
На педагогов с доминированием мотивов познания и научно - исследовательской деятельности ориентировано использование таких мотиваторов как содействие в подготовке педагогами к печати собственных публикаций; содействие участию в педагогических конкурсах, получению грантов.
Наконец, на педагогов с доминированием мотивов самоактуализации ориентировано использование методов поощрения творческих инициатив и самостоятельности; создание творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов; условий для разработки, утверждения и распространения авторских программ; предоставления времени на методическую работу и возможности работать по интересующей программе; предоставления возможности принимать участие в разработке расписания занятий.
Таким образом, предлагаемая система мотивации педагогических работников в образовательной организации в качестве условий своей эффективности определяет необходимость наличия в ее структуре всех четырех выделенных нами уровней мотивации педагогов в профессиональной деятельности, определяющихся в соответствии с их индивидуально-личностной направленностью на реализацию тех или иных потребностей; использование методов мотивации педагогических работников, адекватных каждому из выделенных нами уровней; учет индивидуально-личностных особенностей педагогических работников в процессе мотивации, уровня развития их профессиональных компетенций и - на основе этих особенностей - внедрение адресной системы мотивации; возможность изменения методов мотивации в соответствии с развитием образовательной ситуации, профессиональным ростом и личностным развитием отдельных педагогов, выражающаяся в динамичности системы мотивации.
Необходимость внедрения уровневой модели мотивации педагогических работников в практику управления современной образовательной организацией обусловлена процессами модернизации и реформирования отечественного образования, затрагивающими взаимоотношения между руководителем и сотрудниками организации, актуализирующими проблему стимулирования профессиональной деятельности современного учителя. Решение проблем управления мотивацией педагогических работников в соответствии с предлагаемой моделью способствует повышению эффективности деятельности не только отдельных сотрудников, но и всей образовательной организации в целом, за счет возрастания качества деятельности педагогов, ее результативности, улучшения микроклимата, подготовки кадров для инноваций в процессе перехода от уровня материального стимулирования труда к реализации потребностей в самоактуализации педагогов в профессиональной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были нами решены в ходе построения практико-ориентированной модели мотивации педагогов, а его цель - достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.
В то же время, проведенное исследование, не исчерпывает всей сути проблемы, состоящей в разработки уровневой модели мотивации педагогических работников на основе принципов системно-деятельностного подхода. Дальнейшие направления исследовательской работы могут быть связаны с необходимостью конкретизации отдельных положений проведенного исследования, изучением с позиции современных принципов управления персоналом образовательной организации наиболее существенных аспектов целостной проблемы мотивации педагогических работников.



1. Акифьев И.В., Пономарева И.К. Мотивация как один из основных факторов управления персоналом // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2017. - № 1. - С. 103 - 112.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
3. Афанасьева А.Н. Мотивация трудовой деятельности педагогов // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. - 2016. - С. 32 - 36.
4. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 1. - С. 18 - 21.
5. Безгубова В.Г. Стимулирующие выплаты как фактор управления мотивацией трудового поведения педагогов // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - № 4. - С. 91 - 99.
6. Беляков К.А. К вопросу изучения профессиональной мотивации педагогов // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. - 2017. - С. 36 - 38.
7. Ботух А.И. Проблема повышения мотивации педагога начальных классов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - 2017. - С. 174 - 177.
8. Будникова С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 5. - С. 14 - 22.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Смысл, 2004. - 230 с.
10. Воробьева М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2. - С. 57 - 61.
11. Выготский Л.С. Психология и учитель // Педагогическая психология: хрестоматия. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - С. 23 - 38.
12. Грига А.Д., Орлицкене И.А., Худяков К.В. Трудовая мотивация в коллективах высшей школы // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 335.
13. Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная
характеристика и принципы реализации // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - № 4. - С. 185 - 192.
14. Зайцева Е.А. Ценности педагога как фактор мотивации
профессиональной деятельности // Современные условия взаимодействия науки и техники. - Ч. 1. - С. 60 - 66.
15. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Изд. цент ЕАОИ. 2014. - 216 с.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
17. Зубкова Я.С. Роль руководителя в формировании мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства // Человекознание. - 2017. - С. 14 - 15.
18. Ильин А.С. Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 2. - С. 69 - 74.
19. Казаченко Н.Г. Современные подходы к изучению мотивации деятельности педагога // Вестник ЛГУ им. Тараса Шевченко. - 2017. - № 2. - С. 27 - 31.
20. Карманова А.Е. Пути повышения эффективности подготовки кадров образовательной среды // Актуальные проблемы в современной науке и пути их решения. - 2017. - С. 235 - 240.
21. Кирдянкина С.В. Мотивация личностно-профессионального саморазвития учителя как ресурс реализации ФГОС общего образования // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 6. - С. 13 - 26.
22. Ковалева А.Л., Горохова К.А. Специфика поощрения и наказания в мотивации персонала // Вестник современных исследований. - 2018. - №
5.4. - С. 189 - 190.
23. Комиссарова Т. Д. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. - М.: Дело. 2013. - 178 с.
24. Кузнецова В.С. Имидж современного учителя // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 3-4. - С. 91 - 93.
25. Кучина Т.И. Психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию школьных учителей // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - № 9. - С. 106 - 114.
26. Лазарева Ю.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педагогов-психологов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2013. - № 5. - С. 109 - 114.
27. Лапушинская Г.К. Гранты для школы: особенности и возможности // Народное образование. - 2014. - № 4. - С. 111 - 117.
28. Лепешова Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы // Школьный психолог. - 2010. - С. 61.
29. Лукашенко Н.С. Современные инструменты мотивации к профессиональному росту педагога в системе повышения квалификации // Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования. - 2017. - С. 144 - 148.
30. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
31. Митрофанов К.Г. Инновационные технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2012. - 180 с.
32. Михайлова Е.А. Мотивация педагогов как обязательное условие повышения качества профессионального образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2017. - № 4. - С. 7 - 8.
33. Нестеренко М.А. Мотивация труда педагога через инновационную деятельность // Профессиональное развитие педагога. - 2017. - С. 307 - 310.
34. Никитина Е.А. Иерархия профессиональных ценностей будущего педагога: синергетическая концепция поиска // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. - № 6. - С. 10 - 15.
35. Пак Т.С., Румянцева Л.Н. Готовность к инновационной деятельности
посредством ориентации педагога на мотивацию саморазвития // Современная психология образования: проблемы и перспективы
развития. - 2017. - С. 270 - 272.
36. Панарина С.С. Психологические особенности взрослого слушателя дополнительных профессиональных программ // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 2. - С. 106 - 114.
37. Патракова Н.О. К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 309 - 312.
38. Петрунько А.В. Стандарты второго поколения. Найди пять отличий // Учитель Приморья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //sites. google.com/site/teachprim/arhiv-zumala/vypusk-1 /standarty- vtorogo-pokolenia-najdi-pat-otlicij (26.10.2018).
39. Профессиональный стандарт педагога. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://xn--80abucj iibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1 %82%D 1 %8B/3071/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1734/12.02.1 5-
%D0%9F%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%B D%D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1 %82 %D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0 %B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%28%D0%BF%D1%80%D0% BE%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%29.pdf (дата обращения 24.10.2018).
40. Скрипниченко Л.С. Анализ специфики мотивации трудовой деятельности педагогов в современных условиях // Наука и мир. - 2017. - № 2. - С. 92 - 93.
41. Смолеусова Т.В. Система оценивания в условиях ФГОС: проблемы и
перспективы промежуточной аттестации и текущего контроля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://io.nios.ru/articles2/74/36/sistema-ocenivaniya-v-usloviyah-fgos- problemy-i-perspektivy-promezhutochnoy (дата обращения 25.10.2018).
42. Торхова А.В. Научная деятельность как механизм развития педагогического образования // Непрерывное образование. - 2017. - № 4. - С. 53 - 56.
43. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
11.10.2018) . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения
23.10.2018) .
44. Ушаков К.М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. - М.: Сентябрь, 2017. - 160 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucj iibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/922 (дата обращения 15.10.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ