Введение 2
Глава 1. Современные образовательные формы: их трансформация и общее кризисное состояние 6
§1.1. Образовательные процессы через призму экономики и политики. 6
§1.2. Кризисное состояние университета и отражающие его процессы 13
Глава 2 «Субъект - образование - экономика» в контексте исторических
типов рациональности 19
§ 2.1. Исторический тип классической рациональности как абсолютизация разума и науки 22
§ 2.2. Исторический тип неклассической рациональности: антропологический поворот, поиск новых оснований в науке 26
§2.3. Исторический тип постнеклассической рациональности: экономика как доминанта современности 29
Заключение
Данная дипломная работа призвана продолжить исследование, начатое два года назад, в котором затрагивались вопросы становления личности в процессе образовательной деятельности; а так же роль образования в социализации ребенка, где образование выступает как освоение человеком культуры и как формовка родового человека данной культуры. Так же исследовался исторический аспект данного явления: был рассмотрен период с античности и до современности. В процессе анализа проблемы в историческом контексте, мы отметили, что образование входит в процесс социализации, при которой человек вбирает в себя социально и культурно значимые ценности общества, в котором он «образ-овывается». Особое внимание было направлено на осмысление этого процесса в современной действительности, а именно, в эпоху капитализма, с характерными для него экономикой образования и обществом потребления. Далее мы продолжили исследование, обратившись к идеологии. Мы исследовали, как идеология путем воздействия на образование формирует удобного и нужного ей субъекта.
В данной работе мы, на примере теоретической модели «субъект - образование - экономика» в контексте исторических типов рациональности, исследуем истоки кризисного состояния, а так же сущностные изменения всех трех составляющих нашей триады.
Таким образом, будет продолжено исследование, начатое два года
назад.
Актуальность данной работы, заключается в том, что современность задает вполне конкретные методологические и практические вопросы по поводу того, какое место в современном обществе как таковом занимают образование и субъект, как две взаимовлияющих исторически обусловленных структуры.
Попытка рассмотреть, как именно воплощаются эти процессы, с философской точки зрения дает нам возможность увидеть этот процесс в полноте своего явления, проследить его связь с другими сферами бытия, а так же применение исторических типов рациональности дает возможность связать теоретический уровень исследования с повседневностью.
Философское рассмотрение данной проблематики поможет увидеть, как образовательный процесс, субъект и экономика трансформируется со сменой исторического типа рациональности, а так же проследить, как именно постнеклассический тип рациональности и новый тип экономики в своем взаимодействии порождают кризисную природу субъекта и университета.
В нашей дипломной работе нам хотелось бы попытаться ответить на вопросы: каково сейчас состояние образования в лице университета; каковы истоки и сущность кризисной природы современного субъекта и образования; как происходит трансформация «субъекта - образования - экономики» в разные исторические типы рациональности?
Соответственно, что целью курсовой работы будет являться исследование субъекта, образования и экономики в контексте
исторических типов рациональности.
Поставленную цель мы реализуем последовательным разбором следующих задач:
1) Дать теоретико-философскую характеристику
непосредственно образовательному процессу, университету.
2) Обозначить основания использование теоретическое модели «субъект - образование - экономика».
3) Проанализировать при помощи исторических типов рациональности трансформацию нашей теоретической модели на разных этапах своего развития.
4) Выделение и обозначение условий кризисной ситуации и субъекта и образования на фоне развертывания экономики нового типа.
Для решения поставленных задач необходимо обозначить тенденции, присущие изучаемым процессам; увидеть глубинную связь между образованием, субъектом и экономикой с другими социокультурными формами общественного бытия, проанализировать условия, при которых эти процессы реализуются.
Объект нашего исследования - теоретическая модель «субъект - образование - экономика» в развертывании исторических типов рациональности.
Предметом нашего исследования выступают исток и сущность кризиса постнеклассических субъекта и образования под влиянием экономики нового типа.
Теоретическое значение заключается в том, что в дипломной работе были описаны образование, субъект и экономика в контексте исторических типов рациональности с точки зрения философии, что не только позволяет более успешно выявить истоки и суть проблемы, но и проследить взаимосвязи с другими социокультурными феноменами, что позволит увидеть более целостную картину современного бытийственного пространства.
Структура нашей курсовой работы: состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Основное содержание исследования изложено на 32 страницах.
Во введении обозначается, что данная дипломная работа является продолжением исследования проблематики курсовых работ за прошлые два года, обосновывается актуальность исследования, ставятся цели и задачи, выделяется объект и предмет исследования.
В первой главе мы определяемся с предметом исследования, проводим анализ современных образовательных форм: их
трансформацию и общую кризисную ситуацию.
Во второй главе мы в контексте исторических типов рациональности, используя модель «субъект - образование - экономика», исследуем трансформацию теоретической триады, а так же выделяем истоки и сущность кризисной природы субъекта и образования на фоне современной экономики.
Заключение дипломной работы содержит выводы по проведенному исследованию.
Методы, использованные в работе - анализ, синтез, сравнение, которые позволили найти сразу несколько подходов к проблеме нашего исследования.
Были так же использованы конкретно-исторические, сравнительноисторический методы в социально-философском контексте.
Список использованной литературы включает в себя 32 источника, среди которых есть непосредственно философские труды, монографии, автореферат диссертации, статьи, интервью, учебники (как философские, так и исторические, социологические), а так же энциклопедии и словари.
При рассмотрении образования и субъекта в эпоху капитализма, следует
предпосылкой всегда держать у себя в уме новейшие тенденции
общественной жизнедеятельности, на фоне которых оно вынуждено
взаимодействовать. Нынешние тенденции таковы, что информация
занимает место капитала, становится сырьем, которое можно
использовать в коммерческих целях. Формируется новый тип
экономической деятельности – экономика знаний. С приходом нового
типа экономики, которая наиболее успешно трактуется через
неолиберализм, когда капиталом становится сам субъект, его знания,
его отношения с окружающими – выстраиваются по подобию
предпринимательской сделки, а экономическая целесообразность
является главный критерием возможности осуществления чего-либо,
мир прошел определенную точку невозврата – бесконечный рост
информации, прибавочное наслаждение, которое бесконечно желает
общество потребления, мировой рынок - все это бросает образованию
вызов, на который не ответить не представляется возможным.
Сегодня мир может стать свидетелем того, как глобализационные
процессы изменяют наши реалии. Они затрагивают все стороны
жизнедеятельности людей, и пытаются найти свое отражение в
различных формах общественного бытия. Создание глобальныхинформационно-коммуникативных технологий в условиях идеологии
капитализма существенно изменяет общественную структуру. Отсюда
следует, что происходит изменение в общественных, научных и
производственных отношениях. При всем этом, элементы
экономической системы непосредственно затрагиваются действиями
общества. Труд и капитал отходят от представлений индустриального
общества, и воплощается в качественно ином обличии, но без сомнения,
что ядром и того, и того будет информация.
Изменения, которые породила глобализация, неизбежно вызывают
смену сложившейся парадигмы образования и субъекта. Образование и
субъект, будучи частью социокультурного полотна, не могут не
отвечать на вызовы современности, поэтому пытается балансировать
между экономикой знаний и академическим этосом, между
консюмеризацией и гуманизацией.
Образование выступает как основное средство воспроизводства
общественного богатства. Однако образование всегда было направлено
не столько в сторону практицизма, сколько в сторону становления
духовного начала личности. Возникает недвусмысленная ситуация:
образование, будто не способно дать то, что нужно реалиям
сегодняшнего дня (то есть воспроизвести субъекта, который наиболее
удачно будет функционировать в конкретном типе общества), но и
оставаться «в стороне» оно не может.
Переход к капитализму предполагает иной принцип в развитии наук, создание новой системы образования и воспитания. В этой связи стоитотметить, что некоторые современные науки, а также образовательные
программы и воспитательные системы усугубляют общественный
кризис, ибо они подменяют высокие идеалы человеческой
жизнедеятельности идеями извлечения наибольшей пользы.
Так, постиндустриальная цивилизация ориентирует субъекта на
внешние – экономические, политические цели, предпочитая видеть в
индивиде носителя заранее заданных стереотипов деятельности, типов
поведения, стиля мышления. Широкомасштабная манипуляция массмедиа, рекламных агентств превращает суверенность мысли в иллюзию.
Политика консюмеризации делает из образования полноценный
продукт, которые включается в экономические процессы.
В этих условиях либеральная ориентированность образования,
понимаемая в классическом смысле, выступает в противоречие с
ценностями окружающим его общества. Университет теряет
способность совмещать свою классическую миссию с реалиями своего
социального окружения. Он утрачивает традиционную функцию
формирования ценностного сознания современного общества.