Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №41685

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы игровых технологий в развитии взаимоотношений у детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие «технология» и «игровая технология в психолого-педагогической литературе» 6
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры как игровой технологии и ее
влияние на формирование положительных взаимоотношений детей 20
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как технологии развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста 27
2.1 Констатирующий этап исследования 27
2.2 Формирующий этап исследования 43
2.3 Контрольный этап исследования 53
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения 65



Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Объект исследования: развитие положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: исследование влияния игровой технологии на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть развитие взаимоотношений у детей дошкольного возраста с помощью игровой технологии, изучить влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Охарактеризовать воспитательный потенциал игровой технологии в формировании взаимоотношений у старших дошкольников.
2. Изучить теоретическую и практическую базы опыта работы.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность влияния технологии сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие положительных взаимоотношений у старших дошкольников будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
- при правильном распределении ролей.
При соблюдении этих условий положительное взаимоотношение у старших дошкольников будет проходить успешно.
Методы исследования:
- методы исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников;
- индивидуальная беседа;
- наблюдение.
База исследования: МБДОУ « Детский сад № 4» Приволжского района города Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важным средством формирования положительных взаимоотношений как игровой технологией со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
В данной исследовательской работе сюжетно-ролевой игры как игровой технологии послужила главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании приняло участие 20 оппонентов. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком.
Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно- ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.


1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - СПб.: Детство-пресс, 2011.
2. Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. - М., АО "Столетие", 2006.
3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : Учебно-методическое пособие.Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
4. Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение»,2011 г. (стр.4-24)
5. Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2012г. Стр.18-26
6. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2015 г. (стр. 3-16)
7. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 2015г. (стр. 63-68)
9. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
10. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М.:
Народное образование, 2013г.( стр. 50-52)
11. Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», Москва «Мозайка-Синтез», 2015 г. (стр.251-267)
12. Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2017 г. (стр. 95 - 101)
13. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
14. Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)
15. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)
16. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2012, (стр.7-10)
17. Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)
18. Закон Российской Федерации “Об образовании”.
19.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2006, №6
20.Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 2015 г. (стр.3)
21. Игра - это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.
22. Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 2011 г. (стр. 54-70)
23. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
24. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. - 2007 - №6.
25. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
26. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе
ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5
27. Козлова А.В. « Работа ДОУ с семьей», Москва «творческий центр», 2015 г. (стр.61)
28. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в
дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных
учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
29. Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 2010 г. (стр.12-14)
30. Кулагин С.Н. «Возрастная психология», Москва, «Просвещение», 2010г. (стр.49 )
31. Логинова В.И. Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 2015 Г. (стр.92-136)
32. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз, 2010 г.
33. Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2014 г. (стр. 14 - 26)
34. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 2012 г. (стр. 3-58)
а. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М.
2001.
35. Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 2013 г. (стр. 18-25)
36. Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2007.
37.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией
Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-
Синтез,2011.
38. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
39. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
40. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.- М.:Сфера,2010.
41. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2016г. (стр. 8)
42. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., Политиздат
43. Салахетдинова В.А.»Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Москва, «Просвещение», (стр. 3-25)
44. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Москва: ’’Народное образование»,2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ