ВЛИЯНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ А. ДАНТЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОГМАТА О ЧИСТИЛИЩЕ
|
Введение 3
Глава 1. «Божественная комедия» Данте А. как первый опыт подробной
систематизации понятия «чистилище» в европейской культуре 6
§1.1 Жизнь и творчество Данте как исторический контекст формирования его
религиозных идей 6
§1.2 Общая характеристика концепции чистилища в Божественной комедии
Данте 13
Глава 2. Понятие чистилища в концепции Данте и в католической традиции 21
§2.1 История принятия термина «чистилище» в католицизме 21
§2.2. Характеристика влияния «Божественной комедии» Данте на
формирование католического церковного догмата 27
Глава 3. Общее представление о чистилище в исламской и иудейской
традиции 35
§3.1 Понятие чистилища в исламе 35
§3.2 Представление о чистилище в иудаизме 40
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Глава 1. «Божественная комедия» Данте А. как первый опыт подробной
систематизации понятия «чистилище» в европейской культуре 6
§1.1 Жизнь и творчество Данте как исторический контекст формирования его
религиозных идей 6
§1.2 Общая характеристика концепции чистилища в Божественной комедии
Данте 13
Глава 2. Понятие чистилища в концепции Данте и в католической традиции 21
§2.1 История принятия термина «чистилище» в католицизме 21
§2.2. Характеристика влияния «Божественной комедии» Данте на
формирование католического церковного догмата 27
Глава 3. Общее представление о чистилище в исламской и иудейской
традиции 35
§3.1 Понятие чистилища в исламе 35
§3.2 Представление о чистилище в иудаизме 40
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Изучение трудов Данте Алигьери и фигуры самого автора остается популярным на протяжении многих веков исследовательской работы. Такое великое и масштабное произведение как «Божественная комедия» не могла не оказать столь сильное влияние на последующие поколения. Именно поэтому мы выбрали этот труд, как основной объект для исследования в данной работе.
Актуальность выбранной нами темы дипломной работы состоит в изучении историко-художественного контекста формирования догмата о чистилище католической церкви. Попытка систематизировать ранее созданные исследования по схожим темам и более детально рассмотреть такое понятие как чистилище, делает работу актуальной на данное время. Анализ «Божественной комедии» А. Данте дает возможность углубить наше представление и концептуально предвосхитить последующее догматическое оформление понятия. Детальное рассмотрение догмата о чистилище в контексте «Божественной комедии» дает более глубокое понимание как самого догмата, так и религиозной системы, в которой он находится, что весьма важно для научных изысканий в области данной темы. Кроме того, в дипломной работе сделана попытка охарактеризовать данный феномен в русле иных религиозно-философских систем.
Степень научной разработанности проблемы. Данная тема хорошо проработана в науке, существует ряд систематических междисциплинарных исследований как в России, так и за рубежом. В своей работе мы опирались на ряд текстов католических авторов, целый ряд историко-философские произведений, посвященных концептуальному анализу основных положений «Божественной комедии»: работы Доброхотов А.Л., Малашенко И.Е., Горфункеля А.Х. и, безусловно, Жака ле Гоффа, классические работы отечественных авторов в области литературоведения: Бэлзы И.Ф., Мокульского И.С., Андреева М. и др.; произведения представителей православной конфессии: архимандрита Саввы (Тутунова) иеромонаха Симеона (Томачинского), протоиерея Максима Козлова, в чьих работах представлен богословский анализ концепции Данте (что стало отличным подспорьем для нашей работы).
Мы считаем, что настоящее исследование является попыткой систематизировать вышеупомянутые исследования по данной теме с точки зрения историко-религиоведческого аспекта.
Объектом исследования является концепция чистилища в литературно - философской и религиозной традициях.
Предметом является непосредственное влияние «Божественной комедии» Данте на формирование указанного догмата в некоторых мировых религиях.
Цель данной работы - анализ влияния «Божественной комедии» Данте на формирование догмата о чистилище.
На пути к достижению поставленной нами цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. рассмотреть этимологию, историю, изученность термина «чистилище»;
2. для понимания возникновения концепции чистилища у Данте, необходимо изучить биографию поэта;
3. детально исследовать саму «Божественную комедию» и, в частности, ее вторую часть, посвященную чистилищу;
4. изучить конкретные аспекты влияния произведения Данте на формирование догмата о чистилище;
5. рассмотреть способы существования данного догмата в других философско-религиозных системах.
В процессе написания дипломной работы мы использовали следующие методы: дескриптивный, герменевтический анализ текста, сравнительный анализ источников (литературно-художественных, историко-философских и
религиозных), метод единства исторического и логического в познании, обобщения и систематизации.
Практическая значимость нашей научной работы заключается в том, что результаты данного исследования могут лечь в основу теоретических курсов в области религиоведения, таких как: философия религии, история религии, история свободомыслия. Детальное рассмотрение догмата о чистилище в контексте «Божественной комедии» дает более глубокое понимание как самого догмата, так и религиозной системы, в которой он находится, что весьма важно для научных изысканий в области данной темы.
Основной гипотезой, которую мы поставили во главе работы, стало предположение о том, что концепция чистилища имеет разную формулировку и истолкование в контексте разных конфессий.
Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы
Актуальность выбранной нами темы дипломной работы состоит в изучении историко-художественного контекста формирования догмата о чистилище католической церкви. Попытка систематизировать ранее созданные исследования по схожим темам и более детально рассмотреть такое понятие как чистилище, делает работу актуальной на данное время. Анализ «Божественной комедии» А. Данте дает возможность углубить наше представление и концептуально предвосхитить последующее догматическое оформление понятия. Детальное рассмотрение догмата о чистилище в контексте «Божественной комедии» дает более глубокое понимание как самого догмата, так и религиозной системы, в которой он находится, что весьма важно для научных изысканий в области данной темы. Кроме того, в дипломной работе сделана попытка охарактеризовать данный феномен в русле иных религиозно-философских систем.
Степень научной разработанности проблемы. Данная тема хорошо проработана в науке, существует ряд систематических междисциплинарных исследований как в России, так и за рубежом. В своей работе мы опирались на ряд текстов католических авторов, целый ряд историко-философские произведений, посвященных концептуальному анализу основных положений «Божественной комедии»: работы Доброхотов А.Л., Малашенко И.Е., Горфункеля А.Х. и, безусловно, Жака ле Гоффа, классические работы отечественных авторов в области литературоведения: Бэлзы И.Ф., Мокульского И.С., Андреева М. и др.; произведения представителей православной конфессии: архимандрита Саввы (Тутунова) иеромонаха Симеона (Томачинского), протоиерея Максима Козлова, в чьих работах представлен богословский анализ концепции Данте (что стало отличным подспорьем для нашей работы).
Мы считаем, что настоящее исследование является попыткой систематизировать вышеупомянутые исследования по данной теме с точки зрения историко-религиоведческого аспекта.
Объектом исследования является концепция чистилища в литературно - философской и религиозной традициях.
Предметом является непосредственное влияние «Божественной комедии» Данте на формирование указанного догмата в некоторых мировых религиях.
Цель данной работы - анализ влияния «Божественной комедии» Данте на формирование догмата о чистилище.
На пути к достижению поставленной нами цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. рассмотреть этимологию, историю, изученность термина «чистилище»;
2. для понимания возникновения концепции чистилища у Данте, необходимо изучить биографию поэта;
3. детально исследовать саму «Божественную комедию» и, в частности, ее вторую часть, посвященную чистилищу;
4. изучить конкретные аспекты влияния произведения Данте на формирование догмата о чистилище;
5. рассмотреть способы существования данного догмата в других философско-религиозных системах.
В процессе написания дипломной работы мы использовали следующие методы: дескриптивный, герменевтический анализ текста, сравнительный анализ источников (литературно-художественных, историко-философских и
религиозных), метод единства исторического и логического в познании, обобщения и систематизации.
Практическая значимость нашей научной работы заключается в том, что результаты данного исследования могут лечь в основу теоретических курсов в области религиоведения, таких как: философия религии, история религии, история свободомыслия. Детальное рассмотрение догмата о чистилище в контексте «Божественной комедии» дает более глубокое понимание как самого догмата, так и религиозной системы, в которой он находится, что весьма важно для научных изысканий в области данной темы.
Основной гипотезой, которую мы поставили во главе работы, стало предположение о том, что концепция чистилища имеет разную формулировку и истолкование в контексте разных конфессий.
Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы
Мы подошли к заключению данной научной работы, посвященной исследованию влияния «Божественной комедии» Данте на церковные догматы.
В ходе проделанной работы нам удалось выявить некоторые аспекты влияния поэтическо-художественного и религиозно-традиционного феномена на формирование догмата о чистилище. Кроме того, в дипломной работе удалось систематизировать некоторые из полученных нами сведений из исследований, которые проводятся уже на протяжении нескольких веков.
Первым делом мы провели работу над рассмотрением самого понятия чистилище, а также изучили историю его появления и развития с древних времен по настоящее время. Чистилище проходило долгий путь формирования от феномена, присущего языческим верованиям, до становления в качестве полноценного догмата Римско-Католической церкви. В процессе изучения этимологии понятия «чистилище», мы пришли к выводу о том, что в разные времена и у разных народов это понятие имело разное значение, а в самом начале употреблялось исключительно в словосочетании «очистительный огонь».
Конечно же, согласно всему вышесказанному, в данной работе утверждается, что первое подробное представление и описание чистилища дал Данте Алигьери в своем великом произведении «Божественная комедия». После этого, прежде чем полностью закрепиться как церковный догмат, этому понятию предстояло пройти ряд церковных соборов и обсуждений. Закрепление этого феномена в религиозной традиции, а также в представлениях народа происходило с 13 по 15 век, именно на это время приходится написание знаменитой дантовской комедии. Следовательно, его труд стал началом и завершением долгого генезиса понятия чистилища.
К концу исследования, мы пришли к мнению о том, что точка зрения о влиянии концептуального представления Данте о чистилище предвосхитило его появление в системе религиозного учения Римско-Католической церкви.
Произведение Жака ле Г оффа «Рождение чистилища» дало возможность нам найти ответы на этот и другие вопросы касающиеся возникновения чистилища, а так же вклад Данте в его развитие в рамках церкви. Кроме того, мы обращались и ко многим другим авторитетным источникам, чтобы достигнуть поставленной нами цели.
В ходе работы мы попытались разобрать место чистилища в системе некоторых других философско-религиозных системах. Для анализа мы взяли такие мировые религии как иудаизм и ислам. Было проведено сравнение и разбор близких по смыслу понятий: «барзах» в исламе и «шеол» (или «геенна») в иудаизме. Тут мы подошли к раскрытию поставленной нами в начале гипотезы о том, что феномен чистилища имеет разную интерпретацию в контексте других религий. Гипотеза частично была доказана, так как мы пришли к выводу, что мусульманское понятие «барзах», которое мы изначально взяли, как аналог чистилища в христианстве, не имеет с ним ничего общего по своему содержанию. В контексте иудаизма же нам удалось провести некоторые параллели, а также сделать предположение, что иудейская «геенна» стала толчком для появления чистилища в христианстве.
Таким образом, мы считаем, что нам удалось ответить на все поставленные нами ранее вопросы и получить более полное представление о предмете изучения. В заявленной нами теме мы высказали предположение, которое смогли подтвердить в ходе исследования.
Тем не менее, мы считаем, что данная тема еще нуждается в дополнительном изучении, так как необходимо исследование более древних архивов и источников на итальянском языке, перевода которых мы на данный момент, к сожалению, не имеем. Некоторые ограничение данной научной работы не дает нам возможность для этого, но мы надеемся приступить к этому в дальнейшем.
Важно отметить, что на наш взгляд, дипломная работа имеет особенную важность в рамках изучения Флорентийской унии, которая была одобрена рядом представителей православной церкви. По нашему глубокому убеждению, что разбор данных вопросов имеет значимую роль в построении отношений между двумя христианскими конфессиями.
В ходе проделанной работы нам удалось выявить некоторые аспекты влияния поэтическо-художественного и религиозно-традиционного феномена на формирование догмата о чистилище. Кроме того, в дипломной работе удалось систематизировать некоторые из полученных нами сведений из исследований, которые проводятся уже на протяжении нескольких веков.
Первым делом мы провели работу над рассмотрением самого понятия чистилище, а также изучили историю его появления и развития с древних времен по настоящее время. Чистилище проходило долгий путь формирования от феномена, присущего языческим верованиям, до становления в качестве полноценного догмата Римско-Католической церкви. В процессе изучения этимологии понятия «чистилище», мы пришли к выводу о том, что в разные времена и у разных народов это понятие имело разное значение, а в самом начале употреблялось исключительно в словосочетании «очистительный огонь».
Конечно же, согласно всему вышесказанному, в данной работе утверждается, что первое подробное представление и описание чистилища дал Данте Алигьери в своем великом произведении «Божественная комедия». После этого, прежде чем полностью закрепиться как церковный догмат, этому понятию предстояло пройти ряд церковных соборов и обсуждений. Закрепление этого феномена в религиозной традиции, а также в представлениях народа происходило с 13 по 15 век, именно на это время приходится написание знаменитой дантовской комедии. Следовательно, его труд стал началом и завершением долгого генезиса понятия чистилища.
К концу исследования, мы пришли к мнению о том, что точка зрения о влиянии концептуального представления Данте о чистилище предвосхитило его появление в системе религиозного учения Римско-Католической церкви.
Произведение Жака ле Г оффа «Рождение чистилища» дало возможность нам найти ответы на этот и другие вопросы касающиеся возникновения чистилища, а так же вклад Данте в его развитие в рамках церкви. Кроме того, мы обращались и ко многим другим авторитетным источникам, чтобы достигнуть поставленной нами цели.
В ходе работы мы попытались разобрать место чистилища в системе некоторых других философско-религиозных системах. Для анализа мы взяли такие мировые религии как иудаизм и ислам. Было проведено сравнение и разбор близких по смыслу понятий: «барзах» в исламе и «шеол» (или «геенна») в иудаизме. Тут мы подошли к раскрытию поставленной нами в начале гипотезы о том, что феномен чистилища имеет разную интерпретацию в контексте других религий. Гипотеза частично была доказана, так как мы пришли к выводу, что мусульманское понятие «барзах», которое мы изначально взяли, как аналог чистилища в христианстве, не имеет с ним ничего общего по своему содержанию. В контексте иудаизма же нам удалось провести некоторые параллели, а также сделать предположение, что иудейская «геенна» стала толчком для появления чистилища в христианстве.
Таким образом, мы считаем, что нам удалось ответить на все поставленные нами ранее вопросы и получить более полное представление о предмете изучения. В заявленной нами теме мы высказали предположение, которое смогли подтвердить в ходе исследования.
Тем не менее, мы считаем, что данная тема еще нуждается в дополнительном изучении, так как необходимо исследование более древних архивов и источников на итальянском языке, перевода которых мы на данный момент, к сожалению, не имеем. Некоторые ограничение данной научной работы не дает нам возможность для этого, но мы надеемся приступить к этому в дальнейшем.
Важно отметить, что на наш взгляд, дипломная работа имеет особенную важность в рамках изучения Флорентийской унии, которая была одобрена рядом представителей православной церкви. По нашему глубокому убеждению, что разбор данных вопросов имеет значимую роль в построении отношений между двумя христианскими конфессиями.



