Введение 3
Глава 1. «Божественная комедия» Данте А. как первый опыт подробной
систематизации понятия «чистилище» в европейской культуре 6
§1.1 Жизнь и творчество Данте как исторический контекст формирования его
религиозных идей 6
§1.2 Общая характеристика концепции чистилища в Божественной комедии
Данте 13
Глава 2. Понятие чистилища в концепции Данте и в католической традиции 21
§2.1 История принятия термина «чистилище» в католицизме 21
§2.2. Характеристика влияния «Божественной комедии» Данте на
формирование католического церковного догмата 27
Глава 3. Общее представление о чистилище в исламской и иудейской
традиции 35
§3.1 Понятие чистилища в исламе 35
§3.2 Представление о чистилище в иудаизме 40
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Изучение трудов Данте Алигьери и фигуры самого автора остается популярным на протяжении многих веков исследовательской работы. Такое великое и масштабное произведение как «Божественная комедия» не могла не оказать столь сильное влияние на последующие поколения. Именно поэтому мы выбрали этот труд, как основной объект для исследования в данной работе.
Актуальность выбранной нами темы дипломной работы состоит в изучении историко-художественного контекста формирования догмата о чистилище католической церкви. Попытка систематизировать ранее созданные исследования по схожим темам и более детально рассмотреть такое понятие как чистилище, делает работу актуальной на данное время. Анализ «Божественной комедии» А. Данте дает возможность углубить наше представление и концептуально предвосхитить последующее догматическое оформление понятия. Детальное рассмотрение догмата о чистилище в контексте «Божественной комедии» дает более глубокое понимание как самого догмата, так и религиозной системы, в которой он находится, что весьма важно для научных изысканий в области данной темы. Кроме того, в дипломной работе сделана попытка охарактеризовать данный феномен в русле иных религиозно-философских систем.
Степень научной разработанности проблемы. Данная тема хорошо проработана в науке, существует ряд систематических междисциплинарных исследований как в России, так и за рубежом. В своей работе мы опирались на ряд текстов католических авторов, целый ряд историко-философские произведений, посвященных концептуальному анализу основных положений «Божественной комедии»: работы Доброхотов А.Л., Малашенко И.Е., Горфункеля А.Х. и, безусловно, Жака ле Гоффа, классические работы отечественных авторов в области литературоведения: Бэлзы И.Ф., Мокульского И.С., Андреева М. и др.; произведения представителей православной конфессии: архимандрита Саввы (Тутунова) иеромонаха Симеона (Томачинского), протоиерея Максима Козлова, в чьих работах представлен богословский анализ концепции Данте (что стало отличным подспорьем для нашей работы).
Мы считаем, что настоящее исследование является попыткой систематизировать вышеупомянутые исследования по данной теме с точки зрения историко-религиоведческого аспекта.
Объектом исследования является концепция чистилища в литературно - философской и религиозной традициях.
Предметом является непосредственное влияние «Божественной комедии» Данте на формирование указанного догмата в некоторых мировых религиях.
Цель данной работы - анализ влияния «Божественной комедии» Данте на формирование догмата о чистилище.
На пути к достижению поставленной нами цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. рассмотреть этимологию, историю, изученность термина «чистилище»;
2. для понимания возникновения концепции чистилища у Данте, необходимо изучить биографию поэта;
3. детально исследовать саму «Божественную комедию» и, в частности, ее вторую часть, посвященную чистилищу;
4. изучить конкретные аспекты влияния произведения Данте на формирование догмата о чистилище;
5. рассмотреть способы существования данного догмата в других философско-религиозных системах.
В процессе написания дипломной работы мы использовали следующие методы: дескриптивный, герменевтический анализ текста, сравнительный анализ источников (литературно-художественных, историко-философских и
религиозных), метод единства исторического и логического в познании, обобщения и систематизации.
Практическая значимость нашей научной работы заключается в том, что результаты данного исследования могут лечь в основу теоретических курсов в области религиоведения, таких как: философия религии, история религии, история свободомыслия. Детальное рассмотрение догмата о чистилище в контексте «Божественной комедии» дает более глубокое понимание как самого догмата, так и религиозной системы, в которой он находится, что весьма важно для научных изысканий в области данной темы.
Основной гипотезой, которую мы поставили во главе работы, стало предположение о том, что концепция чистилища имеет разную формулировку и истолкование в контексте разных конфессий.
Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы
Мы подошли к заключению данной научной работы, посвященной исследованию влияния «Божественной комедии» Данте на церковные догматы.
В ходе проделанной работы нам удалось выявить некоторые аспекты влияния поэтическо-художественного и религиозно-традиционного феномена на формирование догмата о чистилище. Кроме того, в дипломной работе удалось систематизировать некоторые из полученных нами сведений из исследований, которые проводятся уже на протяжении нескольких веков.
Первым делом мы провели работу над рассмотрением самого понятия чистилище, а также изучили историю его появления и развития с древних времен по настоящее время. Чистилище проходило долгий путь формирования от феномена, присущего языческим верованиям, до становления в качестве полноценного догмата Римско-Католической церкви. В процессе изучения этимологии понятия «чистилище», мы пришли к выводу о том, что в разные времена и у разных народов это понятие имело разное значение, а в самом начале употреблялось исключительно в словосочетании «очистительный огонь».
Конечно же, согласно всему вышесказанному, в данной работе утверждается, что первое подробное представление и описание чистилища дал Данте Алигьери в своем великом произведении «Божественная комедия». После этого, прежде чем полностью закрепиться как церковный догмат, этому понятию предстояло пройти ряд церковных соборов и обсуждений. Закрепление этого феномена в религиозной традиции, а также в представлениях народа происходило с 13 по 15 век, именно на это время приходится написание знаменитой дантовской комедии. Следовательно, его труд стал началом и завершением долгого генезиса понятия чистилища.
К концу исследования, мы пришли к мнению о том, что точка зрения о влиянии концептуального представления Данте о чистилище предвосхитило его появление в системе религиозного учения Римско-Католической церкви.
Произведение Жака ле Г оффа «Рождение чистилища» дало возможность нам найти ответы на этот и другие вопросы касающиеся возникновения чистилища, а так же вклад Данте в его развитие в рамках церкви. Кроме того, мы обращались и ко многим другим авторитетным источникам, чтобы достигнуть поставленной нами цели.
В ходе работы мы попытались разобрать место чистилища в системе некоторых других философско-религиозных системах. Для анализа мы взяли такие мировые религии как иудаизм и ислам. Было проведено сравнение и разбор близких по смыслу понятий: «барзах» в исламе и «шеол» (или «геенна») в иудаизме. Тут мы подошли к раскрытию поставленной нами в начале гипотезы о том, что феномен чистилища имеет разную интерпретацию в контексте других религий. Гипотеза частично была доказана, так как мы пришли к выводу, что мусульманское понятие «барзах», которое мы изначально взяли, как аналог чистилища в христианстве, не имеет с ним ничего общего по своему содержанию. В контексте иудаизма же нам удалось провести некоторые параллели, а также сделать предположение, что иудейская «геенна» стала толчком для появления чистилища в христианстве.
Таким образом, мы считаем, что нам удалось ответить на все поставленные нами ранее вопросы и получить более полное представление о предмете изучения. В заявленной нами теме мы высказали предположение, которое смогли подтвердить в ходе исследования.
Тем не менее, мы считаем, что данная тема еще нуждается в дополнительном изучении, так как необходимо исследование более древних архивов и источников на итальянском языке, перевода которых мы на данный момент, к сожалению, не имеем. Некоторые ограничение данной научной работы не дает нам возможность для этого, но мы надеемся приступить к этому в дальнейшем.
Важно отметить, что на наш взгляд, дипломная работа имеет особенную важность в рамках изучения Флорентийской унии, которая была одобрена рядом представителей православной церкви. По нашему глубокому убеждению, что разбор данных вопросов имеет значимую роль в построении отношений между двумя христианскими конфессиями.
1. Данте Алигьери. Божественная комедия. Чистилище. С иллюстрациями Густава Доре / Данте Алигьери. - М.: Издание М. О. Вольфа, 1997. - 320 с.
2. Катехизис Католической Церкви. Русский перевод «Катехизиса Католической Церкви» 4-ое издание / М.: Издание Копирайт, 2001. - 673с.
Литература:
3. Андреев М. Время и вечность в "Божественной комедии"// Дантовские чтения. - М., 1979. - 267 с.
4. Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. // М. Издательско-полиграфическая фирма "Сирин", 1994. - 350 с.
5. Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте (предисл. А.А. Фридмана) // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - 210 с.
6. Бэлза И.Ф. На полях «Божественной комедии» // Дантовские чтения. М., 1971 - 120 с.
7. Вегеле Ф. Данте Алигьери, его жизнь и сочинения / Ф. Вегеле. - М.: ЁЁ Медиа, 1996. - 474 с.
8. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971 - 348 с.
9. Горфункель А.Х. Данте и философия его времени // Вопросы философии, №3. СПб.: «Жизнь», 1976. - 103 с.
10. Данте Алигьери. Божественная комедия. Чистилище. С иллюстрациями Густава Доре / Данте Алигьери. - М.: Издание М. О. Вольфа, 1997. - 320 с.
11. Данте Алигьери. Pro et contra. - М.: Издательство Русской
Христианской гуманитарной академии, 2011. - 960 с.
12. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери / Москва: Мысль; 1976. - 520 с.
13. Зайцев Б.К. Данте и его поэма // М., 1922 - 136 с.
14. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища / Пер. с франц. В. Бабинского, Т. Краевой. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2011. - 256 с.
15. Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский. Два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти // Вестник. МГУ. - М., 1980 - 260 с.
16. Малашенко И.Е. Мировоззрение Данте и проблема философской эволюции Сигера Брабантского. Дантовские чтения // М., 1982 - 38 с.
17. Мандельштам О. Разговор о Данте. - М.: Искусство, 1967. - 170 с.
18. Мокульский И.С. Данте // История зарубежной литературы. Средние века и Возрождения / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С.
Мокульский, А.А. Смирнов. - 4 изд. - М.: Высшая школа, 1987. - 230 с.
19. Протоиерей Максим Козлов. Западное христианство: взгляд с Востока. // М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. - 33 с.
20. Федерн К. Данте и его время // М.: Изд-во Мир, 1911 - 40 с.
21. Юрий Табак I. ДОГМАТИЧЕСКИЕ РАСХОЖДЕНИЯ 7. О
ЧИСТИЛИЩЕ // Из книги: Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения. Опубликовано: СПб.:"Встреча", 2002. - 250 с.
22. Jesse, Russell Данте Алигьери / Jesse Russell. - М.: VSD, 2012. - 370 c.
Электронные источники:
23. Архимандрит Савва (Тутунов) Учение о чистилище, об
индульгенциях, о заслугах // Современная римско-католическая сотериология. [Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://azbvka.ru/sovremennava-rimsko-katolicheskava-soteriologiva
24. Архимандрит Савва (Тутунов) Учение о чистилище, об индульгенциях, о заслугах // Современная римско-католическая сотериология / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/sovremennaya- rimsko-katolicheskaya-soteriologiya
25. Иеромонах Симеон (Томачинский) ВЛИЯНИЕ "БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ" ДАНТЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РИМО- КАТОЛИЧЕСКОГО ДОГМАТА О ЧИСТИЛИЩЕ. [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/67148.html
26. Малин И. Чистилище в иудаизме. - с.34. - [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://7lafa.com/book.php?id=40765&page=34
27. Талмуд: еврейская энциклопедия [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://toldot.ru/talmud.html
28. Чистилище в исламе: Barzakh (Purgatory) - The Stage Between this World and the Hereafter. [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://www.al-islam.org/the-hereafter-maad-avatullah-dastaghaib-
shirazi/barzakh-purgatorv-stage-between-world-and-hereafter
29. Carol Zaleski. Purgatory [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/purgatorv-Roman-Catholicism
30. Simone Smith. A Divine Purpose - Reflections on Dante Alighieri's
Purgatorio [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://owlcation.com/humanities/A-Divine-Purpose-Reflections-on-Dante- Alighieris-Purgatorio