Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Работа №41658

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 12
1. Теоретические предпосылки возникновения географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии и Великобритании 14
1.1. Становление и развитие географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 14
1.2. Историко-теоретические аспекты возникновения географического
образования в образовательных учреждениях Великобритании 27
1.3 Классификация средств и методов обучения географии в зарубежных странах (на примере Великобритании и Германии) 35
2. Развитие экономико-географического образования в общеобразовательных
учреждениях Европы (на примере Великобритании и Германии) 53
2.1. Формирование и развитие экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 53
2.2. Возникновение экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Великобритании 65
2.3. Сравнительная характеристика использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании 83
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложения


В ходе современных реформ системы образования для России вновь оказался важен зарубежный опыт. Стремясь к сближению с европейскими образовательными системами, наша страна присоединилась в 2003 г. к Болонскому процессу. В университетах России стали чаще появляться приглашённые лекторы и исследователи из-за рубежа, установились регулярные связи с географическими факультетами и департаментами ведущих университетов мира. Тесное международное сотрудничество наладилось в рамках реализации концепции образования для устойчивого развития, ставшей органическим развитием парадигм экономико-географического образования.
В этих условиях вновь, как и на заре становления российской экономической географии, важно обращение к мировому опыту развития экономико-географического образования. Знание достоинств и недостатков его систем в разных странах, знакомство с лучшими мировыми практиками чрезвычайно важны для понимания перспектив развития российской экономической географии. Именно поэтому, обращение к становлению и развитию географического и экономико-географического образования зарубежных стран, месту, которое занимает география в различных школах, содержанию и специфике построения учебных программ представляется чрезвычайно важным для понимания перспектив развития российской экономической географии и может представлять интерес при разработке соответствующих программ в российских образовательных учреждениях.
Особое внимание в данной работе уделено развитию экономико- географического образования в Германии и Великобритании, т.к. именно в данных странах география как учебный предмет получила самое широкое начало.
Объектом данного исследования выступило экономико-географическое образование.
Предмет исследования - процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Цель исследования - проанализировать процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Задачи исследования:
1. изучить особенности становления географического образования в Великобритании и Германии,
2. охарактеризовать основные формы обучения в Великобритании и Германии,
3. проследить особенности развития экономико-географического образования в Великобритании и Германии,
4. провести сравнительную характеристику использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, историко-описательный, историко-сравнительный, обобщение, систематизация и сравнение.
Источниками для написания данной работы выступили научные исследования, материалы сети Интернет, официальные интернет-сайты географических ассоциаций, интернет-сайты учебных заведений.
Новизна данного исследования заключается в том, что в данной работе впервые представлена попытка проследить историю становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании. А так же проведена параллель с экономико-географическим образованием в России.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования развития отечественного экономико-географического образования в нашей стране.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы о современном положении географии как учебной дисциплины. Её статус определяется:
1) представлениями о важности географии и экологических установок в обществе и их позиционировании в средствах массовой информации;
2) качеством географического образования, поскольку состояние географии тесно коррелирует с объёмом и качеством преподавания географии;
3) сохранением в университетах в качестве равноправных направлений подготовки как физической, так и социально-экономической географии;
4) способностью готовить специалистов, находящих работу не только в сфере образования и науки, но и во многих практических сферах деятельности (региональном и городском планировании, туризме, логистике и других);
5) наличием относящихся к области географии и геоэкологии зрелых научных школ и авторитетных научных лидеров;
6) готовностью университетов быстро адаптироваться к изменениям в обществе, проводить структурные реформы и изменять содержание учебных программ в ответ на вызовы рынка и развитие науки;
7) стремлением осваивать и применять новые исследовательские и образовательные технологии.
Также очевиден вывод о том, что для совершенствования географии в России необходимо изменение всей системы географического образования в нашей стране, начиная со школьной его ступени, а также существенное принципиально иное позиционирование значения географической культуры и экологического мышления в обществе.
В качестве ориентиров для модернизации структуры и содержания географического и экономико-географического образования в России можно использовать передовой методический и практический опыт развития и организации географии в Великобритании и Германии. В первую очередь необходимы следующие меры.
1. Учёт мнения студентов, введение системы оценки ими качества образования, проведение соответствующих опросов по примеру National student survey в Великобритании.
2. Большая гибкость академических систем (изменение структуры факультетов, школ, институтов, департаментов; закрытие и открытие новых, магистерских и бакалаврских программ, постоянная корректировка их содержания).
3. Развитие свободных образовательных траекторий студентов за счёт увеличения доли курсов по выбору; повышение роли научных кураторов; включение студентов в научную работу преподавателей.
4. Внедрение передовых образовательных и научных технологий, прежде всего, в сфере геоинформатики и дистанционных методов изучения Земли. Обеспечение всех программ бакалавриата и магистратуры современными учебно-методическими комплексами, постоянное обновление базовых учебников и учебных пособий.
5. Создание и продвижение специализированных образовательных и консалтинговых ресурсов в сети Интернет, налаживание эффективной системы онлайн-коммуникации между преподавателями и студентами, создание виртуальной образовательной среды для большинства образовательных модулей.
6. Развитие системы международных обменов, включённого обучения, в ходе которого студенты в течение семестра обучаются в зарубежном вузе с зачётом необходимого числа кредитов.
7. Расширение тематики магистерских программ с целью привлечения большего числа студентов, не получивших географического образования в бакалавриате; открытие междисциплинарных магистерских программ.
8. Создание межуниверситетских сетей по различным направлениям географического и геоэкологического образования, особенно на уровне магистратуры.
9. Стимулирование преподавателей, публикующих не только статьи в высокорейтинговых журналах, но также школьные учебники и научно - популярные книги по географии.
10. Приглашение к чтению циклов лекций зарубежных профессоров, институционализация отечественного аналога позиции «guest professor».
11. Снижение лекционной нагрузки преподавателей, введение полугодового отпуска для повышения квалификации, написания научных монографий и учебников (по аналогии с sabbatical в зарубежныхуниверситетах).
12. Помощь выпускникам в трудоустройстве.



1. География, общество, окружающая среда / Гл. ред. Н. С. Касимов. Тома l-
V. М.: Издательский Дом «Городец», 2004. - 320с.
2. Инновационные подходы к проектированию ООП по направлению подготовки высшего профессионального образования «Г еография» / Под. ред. Э. П. Романовой. — М.: Изд- во Моск. университета, 2007 — 136 с.
3. Новые взгляды на географическое образование: пособие ЮНЕСКО: пер. с англ. / Под ред. В. И. Максаковского, Л. Н. Панчешниковой. - М.: Прогресс, 2016. - 463 с.
4. Попова Л. В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем. — М.: Изд-во Моск. университета, 2013. — 192 с.
5. Симонов Ю. Г. История географии в Московском университете: события и люди. Том 1. — М.: Издательский дом «Городец», 2008. — 504 с.
6. Учебно-методические материалы по направлению 021000 “География”: для государственных университетов. Новосибирск: ООО “Новосибирский издательский дом”, 2011а. Uchebno-metodicheskiye materialy po napravleniyu 021000 “Geografia” dlya gosudarstvennykh universitetov [Educational materials on Geography for Universities], Novosibirsk: Novosibirsky izdatelskiy dom, 2011a.
7. Учебно-методические материалы по направлению 021000 «География»: Для гос. ун-тов. — Географический факультет МГУ. ООО «Новосибирский издательский дом», 2011.
Периодические издания
8. Агирречу А. А. Становление и первые десятилетия развития кафедры экономической географии СССР (России) Московского университета: опыт историко-географического исследования. — Региональные исследования. — 2014. — №4 (46). — С. 145-158.
9. Алексеева H. H., Климанова О. А., Наумов А. С. Сравнительный анализ систем высшего географического и эколого-географического образования в России и зарубежных странах Европы // Вестник МГУ. Серия География. — 2015. — №1. — С. 3-11.
10. Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Сравнительный анализ систем высшего географического и эколого-географического образования в России и зарубежных странах Европы // Вестник МГУ. Серия география. - 2015. - № 1. - С. 3-11.
11. Анисимова Г. Мировоззренческая образование в условиях перехода к информационному обществу / Г. Анисимова // Путь образования. - 2008. - №1.
12. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования// Высшее образование в России. - 2014. - № 8-9. - С. 5-15.
13. Лавров С. Б. Современная «радикальная география» Запада: Корни, история, позиции / С. Б. Лавров, В. С. Преображенский, Г. В. Сдасюк // Известия АН СССР . Сер. геогр. - 1979. - №2.
14. Максаковский В. И. О зарубежных опыте преподавания географии / В. И. Максаковский // География в школе. - 2000. - №4.
15. Максаковский В. П., Лобжанидзе А. А. Научная школа МИГУ в области социально-экономической географии // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания (к 90-летию со дня рождения В. П. Максаковского). Мат-лы Междунар. научно-практ. конф. / Под ред. А. А. Лобжанидзе. — М.: Экон-информ, 2014. — С. 20-30.
16. Панчешникова Л. Н. Школьная география в Англии глазами советского педагога / Л. Н. Панчешникова // Советская педагогика. - 1989. - №1.
17. Полторак Д. И. Стандарты образования по истории и международный опыт / Д.И. Полторак, В. Р. Лещинер // Преподавание истории и обществознание в школе. - 2002. - №10.
18. Сиротенко А. И. Европейские тенденции школьной географии / А. И. Сиротенко // География и основы экономики в школе. - 1999. - №2.
19. Стельмах С. Интернациональные воздействия - национальные традиции: исторические культуры и историографии в Европе / С. Стельмах // История и историография в Европе / УНИВЕРВ. - М., 2003. - Вып. 1- 2 - 256 с.
20. Холина В. Н. География в системе университетского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №3. — С. 35-40.
21. Холина В.Н. География в системе университетского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 35-40.
Источники на иностранном языке
22. Benchmark Statement, Geography. The Quality Assurance Agency for Higher Education. L., 2007.
23. Blumhof J., Holmes P. Mapping the Environmental Science Landscape - An investigation into the state of the environmental science subject in higher education, Planet, 2008, no 20, pp. 2-5.
24. Brogiato Н.-Р. «Wissen ist Macht» — Geographisches Wissen ist Weltmacht». Die schulgeographischen Zeitschriften im deutschsprachigen Raum (18801945) unter besonderer Berucksichtigung des Geographischen Anzeigers. — Trier: Geographische Gesellschaft Trier, 1998. — 446 s.
25. Changing Horizons in Geography Education, Ed. by K. Donert, P. Charzynski. Torun, 2005.
26. Kasimov N.S., Chalov S.R., Panin A.V. Multidisciplinary field training in undergraduate Physical Geography: Russian experience, J. Geogr. Higher Education, 2013, V. 37, iss. 3, pp. 416-431.
27. Kholina V.N. Geografia v sisteme universitetskogo obrazovaniya [Geography in Russian Universities], Standarty i Monitoring v Obrazovanii, 2004, no 3, pp.
35- 40 (in Russian).
28.Ottens H. Reflections on Geography Education in Europe, J. Res. and Didactics in Geography (J-Reading), 2013, V. 2, no 2, pp. 97-100.
29. Marquardt-Kuron A., Klecker Р. М. 50 Jahre DVAG // Standort. Zeitschrift fur angewandte Geographie. — 2000. — Vol. 24, issue 3. — P. 14-38;
30. Rahmenvorgaben fur die Lehrerausbildung im Fach Geographie an deutschen Universitaten und Hochschulen, Karl-Heinz Otto und Leif O, Monter (federfuhrend), Bonn, 2010.
31. Robic M-C. (dir.). Couvrir le monde. Un grand XXe siecle de geographie franfaise, P., 2006.
32.Schelhaas B. Berufsgeographie in der DDR//Standort. Zeitschrift fur angewandte Geographie. — 2014, Vol. 24, issue 3. — P. 42-48.
33.Schelhaas В., Honsch I. History of German Geography — Worldwide Reputation and Strategies of Nationalisation and Institutionalisation // Geography, Discipline, Profession and Subject since 1870. An International Survey / Dunbar G. S. (ed). — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2001.
— P. 9-44.
34.Schelhaas В., Honsch I. History of German Geography — Worldwide Reputation and Strategies of Nationalisation and Institutionalisation // Geography, Discipline, Profession and Subject since 1870. An International Survey / Dunbar G. S. (ed). — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2001.
— P. 9-44.
35.Schelhaas В., Honsch I. History of German Geography — Worldwide Reputation and Strategies of Nationalisation and Institutionalisation // Geography, Discipline, Profession and Subject since 1870. An International Survey / Dunbar G. S. (ed). — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, — P. 9-44.
fur angewandte Geographic. — 2000. — Vol. 24, issue 3. — P. 39-41;
37. Yano K. Geography in the United Kingdom, J. Geogr. (Chigaku Zasshi), 2012, V. 121, no 4, pp. 586-600.
Интернет - источники
38. Орлёнок В. В., Курков А. А., Кучерявый П. П., Тупикин С. Н. История географической науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.km.ru/referats/C39C0158605245F0B8Dl В777СЕ9В7АЗВ#
39. Рекомендации по совершенствованию высшего географического и эколого-географического образования в России. URL: www.rgo.ru/ru/article/universitetskaya-geografiya
40. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 05.03.02 География. Утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955 [электронный ресурс] URL:www.consultant.ru
41. Anerkannte geographische Fachzeitschriften. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// vgdh.geographie.de/anerkannte-geographie-fachzeitschriften/
42. Arbeitskreise. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dgfg.geography-in-germany. de/arbeitskreise/#DGfG
43. Association of Geographers in German Universities (VGDH). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geographie.de/vgdh
44. Association of German Geography Teachers (VDSG). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://erdkunde.com/index_wp.php/(flaTa
45. Datos Basicos del Sistema Universitario Espanol. Curso 2013/2014. URL: http://www.mecd.gob.es/dms/mecd/educacion-mecd/areas- educacion/universidades/estadisticasinformes/datos- cifras/DATOS_CIFRAS_13_14.pdf
46. Deutsche Gesellschaft fur Geographie (DGfG). [Электронный ресурс].
Режим доступа: www. dgfg.geography-in-germany.de
47. Directory of UK University Geography Courses. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http: //www. rgs. org/OurWork/Study+Geography/Study/Directory+of+Universit y+Geogra- phy+Courses.htm
48. Geography in the UK. URL:
http: //www.rgs .org/GeographyT oday/Geography+in+the+UK.htm
49. German Association for Applied Geography (DVAG). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geographie-dvag.de/
50. Haubrich Н. 30 Jahre Hochschulverband fur Geographie und ihre Didaktik
e. V. — 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwl.ku- eichstaett.de/hp/01 geschichte.html
51. Hochschullehre in der Geographie. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. geog.uni-heidelberg.de/lehrraum/
52.International Map Year 2015-2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mapyear. org/about-international-map-year.
53. Kulke Е., Lentz S., Wardenga U. Geography in Germany// Belgeo. — 2004. — № 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://belgeo.revues.org/10067
54. Libra Blanko. Thulo de grado en geografia y ordenacion del territorio. Agencia Nacional de Evaluation de la Calidad y Acreditacion. Madrid, mayo 2004. URL: http://www.aneca.es/var/media/150444/libroblanco_jun05_geografia.pdf
55. Nationalatlas Bundesrepublik Deutschland (National Atlas of the Federal Republic of Germany). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. nationalatlas. de/
56. QS World University Rankings by Subject 2014 - Geography & Area Studies //
QS topuniversities. URL: http://www.topuniversities.com/university-
rankings/university- subj ectankings/2014/geography
57. The Complete University Guide. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www. thecompleteuniversityguide.co.uk/careers/geography-
environmental-science/
58. The Geographical Association. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.geogra- phy.org.uk/aboutus]
59. University Association for Geographical Education in Germany (HGD). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geographie.de/hgd
60. University of Liverpool. Code of Practice of Assessment. APPENDIX A.
University Marks Scale, Marking Descriptors and Qualification Descriptors.
2015- 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. liverpool. ac. uk/media/livacuk/tqsd/code-of-practice-on- assessment/ appendix_A_2011-12_cop_assess.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ