РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
|
Введение 12
1. Теоретические предпосылки возникновения географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии и Великобритании 14
1.1. Становление и развитие географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 14
1.2. Историко-теоретические аспекты возникновения географического
образования в образовательных учреждениях Великобритании 27
1.3 Классификация средств и методов обучения географии в зарубежных странах (на примере Великобритании и Германии) 35
2. Развитие экономико-географического образования в общеобразовательных
учреждениях Европы (на примере Великобритании и Германии) 53
2.1. Формирование и развитие экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 53
2.2. Возникновение экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Великобритании 65
2.3. Сравнительная характеристика использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании 83
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложения
1. Теоретические предпосылки возникновения географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии и Великобритании 14
1.1. Становление и развитие географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 14
1.2. Историко-теоретические аспекты возникновения географического
образования в образовательных учреждениях Великобритании 27
1.3 Классификация средств и методов обучения географии в зарубежных странах (на примере Великобритании и Германии) 35
2. Развитие экономико-географического образования в общеобразовательных
учреждениях Европы (на примере Великобритании и Германии) 53
2.1. Формирование и развитие экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 53
2.2. Возникновение экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Великобритании 65
2.3. Сравнительная характеристика использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании 83
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложения
В ходе современных реформ системы образования для России вновь оказался важен зарубежный опыт. Стремясь к сближению с европейскими образовательными системами, наша страна присоединилась в 2003 г. к Болонскому процессу. В университетах России стали чаще появляться приглашённые лекторы и исследователи из-за рубежа, установились регулярные связи с географическими факультетами и департаментами ведущих университетов мира. Тесное международное сотрудничество наладилось в рамках реализации концепции образования для устойчивого развития, ставшей органическим развитием парадигм экономико-географического образования.
В этих условиях вновь, как и на заре становления российской экономической географии, важно обращение к мировому опыту развития экономико-географического образования. Знание достоинств и недостатков его систем в разных странах, знакомство с лучшими мировыми практиками чрезвычайно важны для понимания перспектив развития российской экономической географии. Именно поэтому, обращение к становлению и развитию географического и экономико-географического образования зарубежных стран, месту, которое занимает география в различных школах, содержанию и специфике построения учебных программ представляется чрезвычайно важным для понимания перспектив развития российской экономической географии и может представлять интерес при разработке соответствующих программ в российских образовательных учреждениях.
Особое внимание в данной работе уделено развитию экономико- географического образования в Германии и Великобритании, т.к. именно в данных странах география как учебный предмет получила самое широкое начало.
Объектом данного исследования выступило экономико-географическое образование.
Предмет исследования - процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Цель исследования - проанализировать процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Задачи исследования:
1. изучить особенности становления географического образования в Великобритании и Германии,
2. охарактеризовать основные формы обучения в Великобритании и Германии,
3. проследить особенности развития экономико-географического образования в Великобритании и Германии,
4. провести сравнительную характеристику использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, историко-описательный, историко-сравнительный, обобщение, систематизация и сравнение.
Источниками для написания данной работы выступили научные исследования, материалы сети Интернет, официальные интернет-сайты географических ассоциаций, интернет-сайты учебных заведений.
Новизна данного исследования заключается в том, что в данной работе впервые представлена попытка проследить историю становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании. А так же проведена параллель с экономико-географическим образованием в России.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования развития отечественного экономико-географического образования в нашей стране.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В этих условиях вновь, как и на заре становления российской экономической географии, важно обращение к мировому опыту развития экономико-географического образования. Знание достоинств и недостатков его систем в разных странах, знакомство с лучшими мировыми практиками чрезвычайно важны для понимания перспектив развития российской экономической географии. Именно поэтому, обращение к становлению и развитию географического и экономико-географического образования зарубежных стран, месту, которое занимает география в различных школах, содержанию и специфике построения учебных программ представляется чрезвычайно важным для понимания перспектив развития российской экономической географии и может представлять интерес при разработке соответствующих программ в российских образовательных учреждениях.
Особое внимание в данной работе уделено развитию экономико- географического образования в Германии и Великобритании, т.к. именно в данных странах география как учебный предмет получила самое широкое начало.
Объектом данного исследования выступило экономико-географическое образование.
Предмет исследования - процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Цель исследования - проанализировать процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Задачи исследования:
1. изучить особенности становления географического образования в Великобритании и Германии,
2. охарактеризовать основные формы обучения в Великобритании и Германии,
3. проследить особенности развития экономико-географического образования в Великобритании и Германии,
4. провести сравнительную характеристику использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, историко-описательный, историко-сравнительный, обобщение, систематизация и сравнение.
Источниками для написания данной работы выступили научные исследования, материалы сети Интернет, официальные интернет-сайты географических ассоциаций, интернет-сайты учебных заведений.
Новизна данного исследования заключается в том, что в данной работе впервые представлена попытка проследить историю становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании. А так же проведена параллель с экономико-географическим образованием в России.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования развития отечественного экономико-географического образования в нашей стране.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы о современном положении географии как учебной дисциплины. Её статус определяется:
1) представлениями о важности географии и экологических установок в обществе и их позиционировании в средствах массовой информации;
2) качеством географического образования, поскольку состояние географии тесно коррелирует с объёмом и качеством преподавания географии;
3) сохранением в университетах в качестве равноправных направлений подготовки как физической, так и социально-экономической географии;
4) способностью готовить специалистов, находящих работу не только в сфере образования и науки, но и во многих практических сферах деятельности (региональном и городском планировании, туризме, логистике и других);
5) наличием относящихся к области географии и геоэкологии зрелых научных школ и авторитетных научных лидеров;
6) готовностью университетов быстро адаптироваться к изменениям в обществе, проводить структурные реформы и изменять содержание учебных программ в ответ на вызовы рынка и развитие науки;
7) стремлением осваивать и применять новые исследовательские и образовательные технологии.
Также очевиден вывод о том, что для совершенствования географии в России необходимо изменение всей системы географического образования в нашей стране, начиная со школьной его ступени, а также существенное принципиально иное позиционирование значения географической культуры и экологического мышления в обществе.
В качестве ориентиров для модернизации структуры и содержания географического и экономико-географического образования в России можно использовать передовой методический и практический опыт развития и организации географии в Великобритании и Германии. В первую очередь необходимы следующие меры.
1. Учёт мнения студентов, введение системы оценки ими качества образования, проведение соответствующих опросов по примеру National student survey в Великобритании.
2. Большая гибкость академических систем (изменение структуры факультетов, школ, институтов, департаментов; закрытие и открытие новых, магистерских и бакалаврских программ, постоянная корректировка их содержания).
3. Развитие свободных образовательных траекторий студентов за счёт увеличения доли курсов по выбору; повышение роли научных кураторов; включение студентов в научную работу преподавателей.
4. Внедрение передовых образовательных и научных технологий, прежде всего, в сфере геоинформатики и дистанционных методов изучения Земли. Обеспечение всех программ бакалавриата и магистратуры современными учебно-методическими комплексами, постоянное обновление базовых учебников и учебных пособий.
5. Создание и продвижение специализированных образовательных и консалтинговых ресурсов в сети Интернет, налаживание эффективной системы онлайн-коммуникации между преподавателями и студентами, создание виртуальной образовательной среды для большинства образовательных модулей.
6. Развитие системы международных обменов, включённого обучения, в ходе которого студенты в течение семестра обучаются в зарубежном вузе с зачётом необходимого числа кредитов.
7. Расширение тематики магистерских программ с целью привлечения большего числа студентов, не получивших географического образования в бакалавриате; открытие междисциплинарных магистерских программ.
8. Создание межуниверситетских сетей по различным направлениям географического и геоэкологического образования, особенно на уровне магистратуры.
9. Стимулирование преподавателей, публикующих не только статьи в высокорейтинговых журналах, но также школьные учебники и научно - популярные книги по географии.
10. Приглашение к чтению циклов лекций зарубежных профессоров, институционализация отечественного аналога позиции «guest professor».
11. Снижение лекционной нагрузки преподавателей, введение полугодового отпуска для повышения квалификации, написания научных монографий и учебников (по аналогии с sabbatical в зарубежныхуниверситетах).
12. Помощь выпускникам в трудоустройстве.
1) представлениями о важности географии и экологических установок в обществе и их позиционировании в средствах массовой информации;
2) качеством географического образования, поскольку состояние географии тесно коррелирует с объёмом и качеством преподавания географии;
3) сохранением в университетах в качестве равноправных направлений подготовки как физической, так и социально-экономической географии;
4) способностью готовить специалистов, находящих работу не только в сфере образования и науки, но и во многих практических сферах деятельности (региональном и городском планировании, туризме, логистике и других);
5) наличием относящихся к области географии и геоэкологии зрелых научных школ и авторитетных научных лидеров;
6) готовностью университетов быстро адаптироваться к изменениям в обществе, проводить структурные реформы и изменять содержание учебных программ в ответ на вызовы рынка и развитие науки;
7) стремлением осваивать и применять новые исследовательские и образовательные технологии.
Также очевиден вывод о том, что для совершенствования географии в России необходимо изменение всей системы географического образования в нашей стране, начиная со школьной его ступени, а также существенное принципиально иное позиционирование значения географической культуры и экологического мышления в обществе.
В качестве ориентиров для модернизации структуры и содержания географического и экономико-географического образования в России можно использовать передовой методический и практический опыт развития и организации географии в Великобритании и Германии. В первую очередь необходимы следующие меры.
1. Учёт мнения студентов, введение системы оценки ими качества образования, проведение соответствующих опросов по примеру National student survey в Великобритании.
2. Большая гибкость академических систем (изменение структуры факультетов, школ, институтов, департаментов; закрытие и открытие новых, магистерских и бакалаврских программ, постоянная корректировка их содержания).
3. Развитие свободных образовательных траекторий студентов за счёт увеличения доли курсов по выбору; повышение роли научных кураторов; включение студентов в научную работу преподавателей.
4. Внедрение передовых образовательных и научных технологий, прежде всего, в сфере геоинформатики и дистанционных методов изучения Земли. Обеспечение всех программ бакалавриата и магистратуры современными учебно-методическими комплексами, постоянное обновление базовых учебников и учебных пособий.
5. Создание и продвижение специализированных образовательных и консалтинговых ресурсов в сети Интернет, налаживание эффективной системы онлайн-коммуникации между преподавателями и студентами, создание виртуальной образовательной среды для большинства образовательных модулей.
6. Развитие системы международных обменов, включённого обучения, в ходе которого студенты в течение семестра обучаются в зарубежном вузе с зачётом необходимого числа кредитов.
7. Расширение тематики магистерских программ с целью привлечения большего числа студентов, не получивших географического образования в бакалавриате; открытие междисциплинарных магистерских программ.
8. Создание межуниверситетских сетей по различным направлениям географического и геоэкологического образования, особенно на уровне магистратуры.
9. Стимулирование преподавателей, публикующих не только статьи в высокорейтинговых журналах, но также школьные учебники и научно - популярные книги по географии.
10. Приглашение к чтению циклов лекций зарубежных профессоров, институционализация отечественного аналога позиции «guest professor».
11. Снижение лекционной нагрузки преподавателей, введение полугодового отпуска для повышения квалификации, написания научных монографий и учебников (по аналогии с sabbatical в зарубежныхуниверситетах).
12. Помощь выпускникам в трудоустройстве.



