Введение 12
1. Теоретические предпосылки возникновения географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии и Великобритании 14
1.1. Становление и развитие географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 14
1.2. Историко-теоретические аспекты возникновения географического
образования в образовательных учреждениях Великобритании 27
1.3 Классификация средств и методов обучения географии в зарубежных странах (на примере Великобритании и Германии) 35
2. Развитие экономико-географического образования в общеобразовательных
учреждениях Европы (на примере Великобритании и Германии) 53
2.1. Формирование и развитие экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Германии 53
2.2. Возникновение экономико-географического образования в
общеобразовательных учреждениях Великобритании 65
2.3. Сравнительная характеристика использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании 83
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложения
В ходе современных реформ системы образования для России вновь оказался важен зарубежный опыт. Стремясь к сближению с европейскими образовательными системами, наша страна присоединилась в 2003 г. к Болонскому процессу. В университетах России стали чаще появляться приглашённые лекторы и исследователи из-за рубежа, установились регулярные связи с географическими факультетами и департаментами ведущих университетов мира. Тесное международное сотрудничество наладилось в рамках реализации концепции образования для устойчивого развития, ставшей органическим развитием парадигм экономико-географического образования.
В этих условиях вновь, как и на заре становления российской экономической географии, важно обращение к мировому опыту развития экономико-географического образования. Знание достоинств и недостатков его систем в разных странах, знакомство с лучшими мировыми практиками чрезвычайно важны для понимания перспектив развития российской экономической географии. Именно поэтому, обращение к становлению и развитию географического и экономико-географического образования зарубежных стран, месту, которое занимает география в различных школах, содержанию и специфике построения учебных программ представляется чрезвычайно важным для понимания перспектив развития российской экономической географии и может представлять интерес при разработке соответствующих программ в российских образовательных учреждениях.
Особое внимание в данной работе уделено развитию экономико- географического образования в Германии и Великобритании, т.к. именно в данных странах география как учебный предмет получила самое широкое начало.
Объектом данного исследования выступило экономико-географическое образование.
Предмет исследования - процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Цель исследования - проанализировать процесс становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании.
Задачи исследования:
1. изучить особенности становления географического образования в Великобритании и Германии,
2. охарактеризовать основные формы обучения в Великобритании и Германии,
3. проследить особенности развития экономико-географического образования в Великобритании и Германии,
4. провести сравнительную характеристику использования инновационных образовательных технологий в процессе изучения экономической географии в общеобразовательных учреждениях России, Германии и Великобритании.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, историко-описательный, историко-сравнительный, обобщение, систематизация и сравнение.
Источниками для написания данной работы выступили научные исследования, материалы сети Интернет, официальные интернет-сайты географических ассоциаций, интернет-сайты учебных заведений.
Новизна данного исследования заключается в том, что в данной работе впервые представлена попытка проследить историю становления и развития экономико-географического образования в Германии и Великобритании. А так же проведена параллель с экономико-географическим образованием в России.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования развития отечественного экономико-географического образования в нашей стране.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы о современном положении географии как учебной дисциплины. Её статус определяется:
1) представлениями о важности географии и экологических установок в обществе и их позиционировании в средствах массовой информации;
2) качеством географического образования, поскольку состояние географии тесно коррелирует с объёмом и качеством преподавания географии;
3) сохранением в университетах в качестве равноправных направлений подготовки как физической, так и социально-экономической географии;
4) способностью готовить специалистов, находящих работу не только в сфере образования и науки, но и во многих практических сферах деятельности (региональном и городском планировании, туризме, логистике и других);
5) наличием относящихся к области географии и геоэкологии зрелых научных школ и авторитетных научных лидеров;
6) готовностью университетов быстро адаптироваться к изменениям в обществе, проводить структурные реформы и изменять содержание учебных программ в ответ на вызовы рынка и развитие науки;
7) стремлением осваивать и применять новые исследовательские и образовательные технологии.
Также очевиден вывод о том, что для совершенствования географии в России необходимо изменение всей системы географического образования в нашей стране, начиная со школьной его ступени, а также существенное принципиально иное позиционирование значения географической культуры и экологического мышления в обществе.
В качестве ориентиров для модернизации структуры и содержания географического и экономико-географического образования в России можно использовать передовой методический и практический опыт развития и организации географии в Великобритании и Германии. В первую очередь необходимы следующие меры.
1. Учёт мнения студентов, введение системы оценки ими качества образования, проведение соответствующих опросов по примеру National student survey в Великобритании.
2. Большая гибкость академических систем (изменение структуры факультетов, школ, институтов, департаментов; закрытие и открытие новых, магистерских и бакалаврских программ, постоянная корректировка их содержания).
3. Развитие свободных образовательных траекторий студентов за счёт увеличения доли курсов по выбору; повышение роли научных кураторов; включение студентов в научную работу преподавателей.
4. Внедрение передовых образовательных и научных технологий, прежде всего, в сфере геоинформатики и дистанционных методов изучения Земли. Обеспечение всех программ бакалавриата и магистратуры современными учебно-методическими комплексами, постоянное обновление базовых учебников и учебных пособий.
5. Создание и продвижение специализированных образовательных и консалтинговых ресурсов в сети Интернет, налаживание эффективной системы онлайн-коммуникации между преподавателями и студентами, создание виртуальной образовательной среды для большинства образовательных модулей.
6. Развитие системы международных обменов, включённого обучения, в ходе которого студенты в течение семестра обучаются в зарубежном вузе с зачётом необходимого числа кредитов.
7. Расширение тематики магистерских программ с целью привлечения большего числа студентов, не получивших географического образования в бакалавриате; открытие междисциплинарных магистерских программ.
8. Создание межуниверситетских сетей по различным направлениям географического и геоэкологического образования, особенно на уровне магистратуры.
9. Стимулирование преподавателей, публикующих не только статьи в высокорейтинговых журналах, но также школьные учебники и научно - популярные книги по географии.
10. Приглашение к чтению циклов лекций зарубежных профессоров, институционализация отечественного аналога позиции «guest professor».
11. Снижение лекционной нагрузки преподавателей, введение полугодового отпуска для повышения квалификации, написания научных монографий и учебников (по аналогии с sabbatical в зарубежныхуниверситетах).
12. Помощь выпускникам в трудоустройстве.
1. География, общество, окружающая среда / Гл. ред. Н. С. Касимов. Тома l-
V. М.: Издательский Дом «Городец», 2004. - 320с.
2. Инновационные подходы к проектированию ООП по направлению подготовки высшего профессионального образования «Г еография» / Под. ред. Э. П. Романовой. — М.: Изд- во Моск. университета, 2007 — 136 с.
3. Новые взгляды на географическое образование: пособие ЮНЕСКО: пер. с англ. / Под ред. В. И. Максаковского, Л. Н. Панчешниковой. - М.: Прогресс, 2016. - 463 с.
4. Попова Л. В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем. — М.: Изд-во Моск. университета, 2013. — 192 с.
5. Симонов Ю. Г. История географии в Московском университете: события и люди. Том 1. — М.: Издательский дом «Городец», 2008. — 504 с.
6. Учебно-методические материалы по направлению 021000 “География”: для государственных университетов. Новосибирск: ООО “Новосибирский издательский дом”, 2011а. Uchebno-metodicheskiye materialy po napravleniyu 021000 “Geografia” dlya gosudarstvennykh universitetov [Educational materials on Geography for Universities], Novosibirsk: Novosibirsky izdatelskiy dom, 2011a.
7. Учебно-методические материалы по направлению 021000 «География»: Для гос. ун-тов. — Географический факультет МГУ. ООО «Новосибирский издательский дом», 2011.
Периодические издания
8. Агирречу А. А. Становление и первые десятилетия развития кафедры экономической географии СССР (России) Московского университета: опыт историко-географического исследования. — Региональные исследования. — 2014. — №4 (46). — С. 145-158.
9. Алексеева H. H., Климанова О. А., Наумов А. С. Сравнительный анализ систем высшего географического и эколого-географического образования в России и зарубежных странах Европы // Вестник МГУ. Серия География. — 2015. — №1. — С. 3-11.
10. Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Сравнительный анализ систем высшего географического и эколого-географического образования в России и зарубежных странах Европы // Вестник МГУ. Серия география. - 2015. - № 1. - С. 3-11.
11. Анисимова Г. Мировоззренческая образование в условиях перехода к информационному обществу / Г. Анисимова // Путь образования. - 2008. - №1.
12. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования// Высшее образование в России. - 2014. - № 8-9. - С. 5-15.
13. Лавров С. Б. Современная «радикальная география» Запада: Корни, история, позиции / С. Б. Лавров, В. С. Преображенский, Г. В. Сдасюк // Известия АН СССР . Сер. геогр. - 1979. - №2.
14. Максаковский В. И. О зарубежных опыте преподавания географии / В. И. Максаковский // География в школе. - 2000. - №4.
15. Максаковский В. П., Лобжанидзе А. А. Научная школа МИГУ в области социально-экономической географии // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания (к 90-летию со дня рождения В. П. Максаковского). Мат-лы Междунар. научно-практ. конф. / Под ред. А. А. Лобжанидзе. — М.: Экон-информ, 2014. — С. 20-30.
16. Панчешникова Л. Н. Школьная география в Англии глазами советского педагога / Л. Н. Панчешникова // Советская педагогика. - 1989. - №1.
17. Полторак Д. И. Стандарты образования по истории и международный опыт / Д.И. Полторак, В. Р. Лещинер // Преподавание истории и обществознание в школе. - 2002. - №10.
18. Сиротенко А. И. Европейские тенденции школьной географии / А. И. Сиротенко // География и основы экономики в школе. - 1999. - №2.
19. Стельмах С. Интернациональные воздействия - национальные традиции: исторические культуры и историографии в Европе / С. Стельмах // История и историография в Европе / УНИВЕРВ. - М., 2003. - Вып. 1- 2 - 256 с.
20. Холина В. Н. География в системе университетского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №3. — С. 35-40.
21. Холина В.Н. География в системе университетского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 35-40.
Источники на иностранном языке
22. Benchmark Statement, Geography. The Quality Assurance Agency for Higher Education. L., 2007.
23. Blumhof J., Holmes P. Mapping the Environmental Science Landscape - An investigation into the state of the environmental science subject in higher education, Planet, 2008, no 20, pp. 2-5.
24. Brogiato Н.-Р. «Wissen ist Macht» — Geographisches Wissen ist Weltmacht». Die schulgeographischen Zeitschriften im deutschsprachigen Raum (18801945) unter besonderer Berucksichtigung des Geographischen Anzeigers. — Trier: Geographische Gesellschaft Trier, 1998. — 446 s.
25. Changing Horizons in Geography Education, Ed. by K. Donert, P. Charzynski. Torun, 2005.
26. Kasimov N.S., Chalov S.R., Panin A.V. Multidisciplinary field training in undergraduate Physical Geography: Russian experience, J. Geogr. Higher Education, 2013, V. 37, iss. 3, pp. 416-431.
27. Kholina V.N. Geografia v sisteme universitetskogo obrazovaniya [Geography in Russian Universities], Standarty i Monitoring v Obrazovanii, 2004, no 3, pp.
35- 40 (in Russian).
28.Ottens H. Reflections on Geography Education in Europe, J. Res. and Didactics in Geography (J-Reading), 2013, V. 2, no 2, pp. 97-100.
29. Marquardt-Kuron A., Klecker Р. М. 50 Jahre DVAG // Standort. Zeitschrift fur angewandte Geographie. — 2000. — Vol. 24, issue 3. — P. 14-38;
30. Rahmenvorgaben fur die Lehrerausbildung im Fach Geographie an deutschen Universitaten und Hochschulen, Karl-Heinz Otto und Leif O, Monter (federfuhrend), Bonn, 2010.
31. Robic M-C. (dir.). Couvrir le monde. Un grand XXe siecle de geographie franfaise, P., 2006.
32.Schelhaas B. Berufsgeographie in der DDR//Standort. Zeitschrift fur angewandte Geographie. — 2014, Vol. 24, issue 3. — P. 42-48.
33.Schelhaas В., Honsch I. History of German Geography — Worldwide Reputation and Strategies of Nationalisation and Institutionalisation // Geography, Discipline, Profession and Subject since 1870. An International Survey / Dunbar G. S. (ed). — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2001.
— P. 9-44.
34.Schelhaas В., Honsch I. History of German Geography — Worldwide Reputation and Strategies of Nationalisation and Institutionalisation // Geography, Discipline, Profession and Subject since 1870. An International Survey / Dunbar G. S. (ed). — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2001.
— P. 9-44.
35.Schelhaas В., Honsch I. History of German Geography — Worldwide Reputation and Strategies of Nationalisation and Institutionalisation // Geography, Discipline, Profession and Subject since 1870. An International Survey / Dunbar G. S. (ed). — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, — P. 9-44.
fur angewandte Geographic. — 2000. — Vol. 24, issue 3. — P. 39-41;
37. Yano K. Geography in the United Kingdom, J. Geogr. (Chigaku Zasshi), 2012, V. 121, no 4, pp. 586-600.
Интернет - источники
38. Орлёнок В. В., Курков А. А., Кучерявый П. П., Тупикин С. Н. История географической науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.km.ru/referats/C39C0158605245F0B8Dl В777СЕ9В7АЗВ#
39. Рекомендации по совершенствованию высшего географического и эколого-географического образования в России. URL: www.rgo.ru/ru/article/universitetskaya-geografiya
40. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 05.03.02 География. Утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955 [электронный ресурс] URL:www.consultant.ru
41. Anerkannte geographische Fachzeitschriften. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// vgdh.geographie.de/anerkannte-geographie-fachzeitschriften/
42. Arbeitskreise. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dgfg.geography-in-germany. de/arbeitskreise/#DGfG
43. Association of Geographers in German Universities (VGDH). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geographie.de/vgdh
44. Association of German Geography Teachers (VDSG). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://erdkunde.com/index_wp.php/(flaTa
45. Datos Basicos del Sistema Universitario Espanol. Curso 2013/2014. URL: http://www.mecd.gob.es/dms/mecd/educacion-mecd/areas- educacion/universidades/estadisticasinformes/datos- cifras/DATOS_CIFRAS_13_14.pdf
46. Deutsche Gesellschaft fur Geographie (DGfG). [Электронный ресурс].
Режим доступа: www. dgfg.geography-in-germany.de
47. Directory of UK University Geography Courses. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http: //www. rgs. org/OurWork/Study+Geography/Study/Directory+of+Universit y+Geogra- phy+Courses.htm
48. Geography in the UK. URL:
http: //www.rgs .org/GeographyT oday/Geography+in+the+UK.htm
49. German Association for Applied Geography (DVAG). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geographie-dvag.de/
50. Haubrich Н. 30 Jahre Hochschulverband fur Geographie und ihre Didaktik
e. V. — 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwl.ku- eichstaett.de/hp/01 geschichte.html
51. Hochschullehre in der Geographie. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. geog.uni-heidelberg.de/lehrraum/
52.International Map Year 2015-2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mapyear. org/about-international-map-year.
53. Kulke Е., Lentz S., Wardenga U. Geography in Germany// Belgeo. — 2004. — № 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://belgeo.revues.org/10067
54. Libra Blanko. Thulo de grado en geografia y ordenacion del territorio. Agencia Nacional de Evaluation de la Calidad y Acreditacion. Madrid, mayo 2004. URL: http://www.aneca.es/var/media/150444/libroblanco_jun05_geografia.pdf
55. Nationalatlas Bundesrepublik Deutschland (National Atlas of the Federal Republic of Germany). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. nationalatlas. de/
56. QS World University Rankings by Subject 2014 - Geography & Area Studies //
QS topuniversities. URL: http://www.topuniversities.com/university-
rankings/university- subj ectankings/2014/geography
57. The Complete University Guide. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www. thecompleteuniversityguide.co.uk/careers/geography-
environmental-science/
58. The Geographical Association. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.geogra- phy.org.uk/aboutus]
59. University Association for Geographical Education in Germany (HGD). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geographie.de/hgd
60. University of Liverpool. Code of Practice of Assessment. APPENDIX A.
University Marks Scale, Marking Descriptors and Qualification Descriptors.
2015- 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. liverpool. ac. uk/media/livacuk/tqsd/code-of-practice-on- assessment/ appendix_A_2011-12_cop_assess.pdf