ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ И МЕСТА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Дефиниция понятия групповая работа 7
1.2. Роль и место групповой работы в учебной деятельности 10
1.3. Виды, признаки и принципы групповой работы 11
1.4. Обучение в сотрудничестве как технология групповой формы организации учебной деятельности 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ 23
2.1. Практико-ориентированный аспект к организации обучения русскому языку 23
2.1.1. Методика организации групповой работы на уроках русского языка 24
2.2. Организация экспериментального исследования 36
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение 1. Модель диагностической деятельности учителя по организации групповой работы 52
Приложение 2. Практическая работа по теме «Имя прилагательное» 54
Приложение 3. Конспект урока в 5 классе на тему «Имя прилагательное» 55
Приложение 4. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» 66
Настоящее исследование посвящено изучению методики организации и применения групповой формы обучения на уроках русского языка. Тема выпускной квалификационной работы «Групповая работа в системе интерактивного обучения на уроках русского языка: теория и практика» выбрана не случайно и обусловлена её актуальностью. Во-первых, её изучение представляет интерес в методическом плане, чем объясняется наличие большого количества научных работ, во-вторых, групповая форма согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обучения на современном этапе развития системы образования является одной из наиболее эффективных форм организации учебной деятельности для формирования креативного, критически мыслящего ученика XXI века.
Объектом исследования является групповая работа как форма организации учебной деятельности технологии обучения в сотрудничестве.
Предметом исследования выступает методика организации и применения групповой работы в контексте технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка в среднем и старшем звене образовательного учреждения, в частности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Цель работы - описать методику организации и применения групповой работы как основной формы технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка в среднем и старшем звене образовательного учреждения, а также доказать эффективность её применения.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) изучить научную литературу и систематизировать материал по теме исследования, в частности, определить роль и место групповой работы в учебной деятельности;
2) рассмотреть основные виды групповой работы, применяемые в учебном процессе образовательного учреждения, в том числе на уроках русского языка;
3) описать методику применения групповой работы на уроках русского языка в среднем и старшем звене образовательного учреждения;
4) сконструировать задания, используя обучающие структуры технологии обучения в сотрудничестве;
5) провести констатирующий эксперимент.
В ходе исследования для достижения обозначенных цели и задач нами применялись следующие методы:
1) дедуктивный метод (от изучения и систематизации теоретического материала к использованию его аспектов в практической части работы);
2) анализ педагогической и методической литературы;
3) включенное наблюдение;
4) констатирующий эксперимент.
Материалом исследования послужили теоретические основы изучения групповой работы в научной литературе, технология обучения в сотрудничестве, универсальной формой обучения в которой является групповая работа, а также данные контрольного эксперимента учащихся параллельных 5 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в количестве 56 учащихся.
Теоретико-методологическую базу данной работы составили научные труды в области педагогики, дидактики и методики обучения русскому языку И.М. Чередова, Х.Й. Лийметса, В.К. Иванова, Б. Манжос, В.А. Сластёнина, Е.С. Полат, А. Полякова, А.А. Бударного, Т.Б. Алишева; исследовательские работы А.В. Артюшкова, С.Т. Танцорова.
Теоретическая значимость заключается в том, что данная работа и её результаты вносят определённый вклад в разработку теоретических проблем методики преподавания русского языка, связанных с изучением методики организации и применения групповой формы обучения на уроках русского языка в образовательном учреждении.
Практическая значимость состоит в том, что материалы, полученные в ходе исследования методики организации и применения групповой формы обучения, могут быть использованы при разработке уроков русского языка в образовательных учреждениях, а также при изучении следующих дисциплин «Методики обучения русскому языку», «Современные технологии обучения русскому языку», при разработке спецкурсов, спецсеминаров. Отдельные фрагменты работы могут найти применение в качестве дополнительной информации на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы (53 ист.) и приложениями.
Во Введении раскрывается актуальность темы, определяются основные цель и задачи, выделяются объект, предмет и методы исследования, отмечаются теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Первая глава «Теоретические основы исследования роли и места групповой работы в научной литературе» посвящена теоретическому обоснованию вопросов, касающихся методики применения и организации групповой работы в учебном процессе.
Вторая глава «Групповая работа на уроках русского языка: практико-ориентированный аспект» носит практический характер. В данной главе рассматривается практико-ориентированный подход к обучению русскому языку, методика применения групповой работы на уроках русского языка в среднем и старшем звене образовательного учреждения, в частности описана методика применения групповой формы работы на основе технологии обучения в сотрудничестве при конструировании заданий по определённым темам русского языка.
В конце каждой главы приводятся выводы.
Заключение представляет собой формулировку основных положений, результатов исследования в соответствии с целью и задачами.
В Приложениях содержатся план-конспект урока русского языка с применением технологии обучения в сотрудничестве как разновидности групповой формы организации учебной деятельности, практическая работа на выявление остаточных знаний, а также контрольная работа.
Апробация работы. Основные положения и выводы ВКР нашли отражение в статье:
Групповая работа на уроках русского языка: экспериментальное исследование // Студенческий вестник. - № 6 (56) - М.: Интернаука, 2019.
Групповая работа понимается нами как способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Идея обучения в группах относится к 20м годам XX столетия. Большинство учёных отмечало эффективность групповой работы, при которой ученик является равноправным субъектом обучением, он может обсуждать активную позицию, обсуждать вопросы и задания наравне со всеми. За счёт того, что отношения в группах строятся на основе сотрудничества, учащиеся чувствуют себя комфортно, повышается их работоспособность и творческий потенциал.
Традиционно выделяют 4 вида групповой работы: звеньевую и бригадную, кооперировано-групповую и дифференцированно-групповую. В настоящее время в учебно-воспитательный процесс активно внедряются современные технологии, реализуются педагогические инновации. К инновационной технологии обучения можно отнести технологию обучения в сотрудничестве как одну из разновидностей групповой формы организации учебной деятельности, которая активно внедряется в образовательный процесс.
Практико-ориентированный аспект к организации обучения русскому языку предполагает создание определённых условий, одним из которых является организация учебной деятельности путём работы в группах с целью создания коммуникативного пространства и социализации личности в контексте требований Федеральных образовательных стандартов. Нами была описана методика работы организации групповой работы на сове вариантов технологии обучения в сотрудничестве.
Ключевая цель использования данной формы работы - это формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным средством её достижение является использование на уроке стратегий «Cooperative Learning» (обучение в сотрудничестве).
Констатирующий эксперимент по выявлению эффективности применения групповой работы на уроках русского языка был проведён в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»Елабужского муниципального района РТ среди учащихся 5-х классов, в количестве 56 человек (в каждом классе по 28 учащихся). Контрольный срез знаний на основе тестирования показал, что эффективность усвоения учащимися материала, преподнесенного с активным применением вариантов технологии обучения в сотрудничестве выше на 26% по сравнению с традиционными методами подачи материала. У семи учащихся из 28 в экспериментальном классе после проведённого исследования наблюдаются высокие показатели, но и у остальных результаты тоже выше среднего, которых не было в результатах среза знаний параллельного класса. Это очень хороший показатель для экспериментального исследования. Поэтому и делаем вывод, что методика организации групповой работы при рациональной подаче имеет высокую эффективность.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
Организация взаимодействия учащихся на уроках русского языка требует определенного уровня готовности учащихся к совместной работе в малых группах, что говорит о необходимости проведения подготовительного этапа, на котором осуществляется определение уровня психологической готовности учащихся к работе в группах, знакомство учащихся с этапами работы, видами социальных ролей и правилами внутригруппового поведения, а также проводится работа по формированию малых групп на основе выделенных критериев и созданию в группе соответствующего психологического климата.
Модели учебного взаимодействия «Вертушка», «Пила» создают условия не только для успешного усвоения знаний, но и для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного общения, что способствует формированию социальных умений (умение работать с партнерами, налаживать деловые контакты, быть членом команды).
Обучение учащихся в малых группах сотрудничества на начальном этапе обучения русскому языку требует разработки специального комплекса упражнений и заданий для совместной работы учащихся на разных этапах овладения языковым материалом с учетом принципов организации сотрудничества и моделей взаимодействия внутри группы.
Экспериментальным путем доказано, что обучение в малых группах сотрудничества способствует повышению уровня обученности по видам речевой деятельности. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке для совершенствования речевых умений.
Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании у учащихся общеучебных интеллектуальных умений: самостоятельно добывать дополнительный материал по изучаемому вопросу, критически осмысливать получаемую информацию, делать выводы и умозаключения, аргументировать их и т.д., что является своего рода подготовкой к более сложным видам деятельности с информацией.
Радикально меняется психологическая обстановка в классе, для многих детей процесс обучения становится радостным и желанным. Изменяется стиль взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
2. Львов М.Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
II. Научная литература
3. Агапова О.В., Вершловский С.Г. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. - СПб.: Тускарора, 2003. - 78с.
4. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня. // Вопросы образования. - 2010. - №4. - 227-246 с.
5. Артюшков, А. В. Опыт лабораторно-звеньевой работы в старших группах семилетки. // Русский язык в советской школе. - 1930. - №5. - с.128- 133.
6. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. - М.: Русский язык, 1987. - 276 с.
7. Атутов П.Р. Технология и современное образование. - М.: Педагогика, 1996. - № 2. - 31 с.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 421 с.
9. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические
основания образовательной технологии. - М.: ивные технологии обучения: учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. - 336 с.
11. Бехтерев В.М., Ланге М.В. Влияние коллектива на личность. Педология и воспитание. - М.: Просвещение, 1928.
12. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии. - М.: Педагогика, 1993. - № 5. - С. 12-15, 42-45.
13. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении. // Советская педагогика. - 1965. - №7.
14. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
15. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика,1986.- 267с.
17. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224 с.
18. Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка. - М.: ВК, 2012. 144 c.
19. Данилов М.А. Урок в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1966. - 246 с.
20. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990. - 210 с.
21. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - 200 с.
22. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М.: Лабиринт,1999. - 123 с.
23. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Педагогика, 1991. - 41 с.
24. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Республика, 2001. - 120 с.
25. Иванов В.К. Организация учащихся. Педагогическая энциклопедия. - М.: Просвещение, 1968.
26. Ильяхов М.О. Методические основы организации интерактивного обучения в сотрудничестве на базе технологии вики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ильяхов Максим Олегович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2013. - 217 с. : ил.
27. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 139с.
28. Копылова Н.А. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества и их реализация в современной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Копылова Наталья Александровна. - Рязань, 2007. - 190 с.
29. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982. - 390 с.
30. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. - 2-е изд., доп. - Мн.: НИО, 2000. - Гл. I, III.
31. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
32. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Знание, 1975 . -115 с.
33. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения. - М.: Просвещение,1987. - 94 с.
34. Манжос Б. Основы советской дидактики. Ч.1. Аналитика педагогического процесса. - М.: Работник просвещения, 1930. - 336 с.
35. Миниханова О.А. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(31). - URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31 ).pdf (дата обращения: 14.02.2019)
36. Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы в рамках реализации программы ФГОС. - URL: https://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-7474 (дата обращения 12.12.2018).
37. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
38. Поляков А. Звеньевая работа в школе. // Просвещение Сибири. - 1926. - №8.
39. Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 07.02.2019).
40. Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку. - М.: Академия, 1995. - 33 с.
41. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 816 с.
42. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1971.
43. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе. - Казань: Издательство МОиН РТ, 2010. - 188 с.
44. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.
45. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Республика, 2003. - 44 с.
46. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М.: Панорама, 1984. - 193с.
47. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании: исследовательская разработка для учителя. - М.: Эксперимент, 1997. - 70 с.
48. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
49. Тируман М., Мухаметшина Л.Ф. Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. - Казань: ИРО РТ, 2014. - 120 с.
50. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству. Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1993. 35-44 с.
51. Чередов И.М. Повышение учебной активности учащихся при групповых формах обучения на уроках. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся. - Омск, 1974.
52. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М.: Педагогика,1987. - 150 с.
53. Чипсанова С.Г. Дифференцированно-групповая работа как форма организации профильного обучения старших школьников. Авто- ре.дис.кан.пед.наук. - Оренбург: Оренбургский гос. унив-т, 2007.