ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Научные основы охраны психологического здоровья дошкольников
1.1 Проблема психологического здоровья дошкольников в психолого-
педагогических исследованиях
1.2 Особенности работы по охране психологического здоровья детей
дошкольного возраста
1.3 Технологические основы деятельности по охране психологического
здоровья детей дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Исследование педагогических условий организации работы по охране психологического здоровья дошкольников
2.1 Организация и методика исследования 37
2.2 Методика констатирующего эксперимента 43
Выводы по второй главе 47
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции тревожности детей дошкольного возраста
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 54
3.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей
по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста 50
Выводы по третьей главе 63
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения 00
Глава 1. Научные основы охраны психологического здоровья дошкольников
1.1 Проблема психологического здоровья дошкольников в психолого-
педагогических исследованиях
1.2 Особенности работы по охране психологического здоровья детей
дошкольного возраста
1.3 Технологические основы деятельности по охране психологического
здоровья детей дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Исследование педагогических условий организации работы по охране психологического здоровья дошкольников
2.1 Организация и методика исследования 37
2.2 Методика констатирующего эксперимента 43
Выводы по второй главе 47
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции тревожности детей дошкольного возраста
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 54
3.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей
по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста 50
Выводы по третьей главе 63
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения 00
Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет разработки и применения новых методов обучения и воспитания, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития детей.
Наряду с этим одной из задач современного дошкольного образования и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.
В связи с проблемой личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста изучение тревожности становится актуальной проблемой сферы дошкольного образования. Актуальность основывается на задачах психолого-педагогической практики, которые поставлены перед ней по причине повышения современных требований общества к различным аспектам здоровья ребенка. Особого внимания заслуживает проблема диагностики и профилактики детской тревожности, т.к. при нарастании тревожности в дошкольном возрасте она может перейти в устойчивое личностное качество, как в школьной, так и во взрослой жизни, послужить причиной детских неврозов и психосоматических заболеваний.
Все это говорит о том, что в современных условиях необходимо выработать педагогические условия организации работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Объект исследования: процесс осуществления работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Цель исследования: выявить педагогические условия организации работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Гипотеза исследования: охрана психологического здоровья дошкольников будет проходить на должном уровне, если при ее организации будет реализован комплекс педагогических условий:
- системный мониторинг психологического здоровья дошкольников;
- технологический подход к организации охраны психологического здоровья дошкольников;
- реализация авторской программы коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести системный мониторинг психологического здоровья дошкольников;
2. Разработать технологию организации охраны психологического здоровья дошкольников;
3. Разработать и апробировать авторскую программы коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования:
1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрены специфические особенности психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обоснованы педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе психологов дошкольных образовательных организаций с целью психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста, помощи родителям в воспитании тревожных детей, а также нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Аленушка» села Осиново Зеленодольского муниципального района, Республики Татарстан, с сентября 2017 года по июнь 2018 года.
Апробация исследования.
1. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях: Международной заочной научно-практической конференции "Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи" (Краснодар, 2016); Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие» (Казань, 2016), ХХ Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» (Казань, 2017); LXXV Международной научно-практической конференции "Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии" (Новосибирск, 2017); ХХП Международной научно-практической конференции «Психология и методика развития одаренности: menter- и genius- технологии XXI века» (Казань, 2018).
2. Результаты исследования были использованы для подготовки материалов для участия в конкурсах: VIII Приволжском региональном конкурсе инновационных идей (Казань, 2016); Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л.С. Выготского (Москва, 2017), X Всероссийском конкурсе инновационных идей для системы дошкольного образования «Я патриот: моя малая и большая Родина» (Казань, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, иллюстрирована рисунками. Объем работы - 80 страниц.
Наряду с этим одной из задач современного дошкольного образования и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.
В связи с проблемой личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста изучение тревожности становится актуальной проблемой сферы дошкольного образования. Актуальность основывается на задачах психолого-педагогической практики, которые поставлены перед ней по причине повышения современных требований общества к различным аспектам здоровья ребенка. Особого внимания заслуживает проблема диагностики и профилактики детской тревожности, т.к. при нарастании тревожности в дошкольном возрасте она может перейти в устойчивое личностное качество, как в школьной, так и во взрослой жизни, послужить причиной детских неврозов и психосоматических заболеваний.
Все это говорит о том, что в современных условиях необходимо выработать педагогические условия организации работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Объект исследования: процесс осуществления работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Цель исследования: выявить педагогические условия организации работы по охране психологического здоровья дошкольников.
Гипотеза исследования: охрана психологического здоровья дошкольников будет проходить на должном уровне, если при ее организации будет реализован комплекс педагогических условий:
- системный мониторинг психологического здоровья дошкольников;
- технологический подход к организации охраны психологического здоровья дошкольников;
- реализация авторской программы коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести системный мониторинг психологического здоровья дошкольников;
2. Разработать технологию организации охраны психологического здоровья дошкольников;
3. Разработать и апробировать авторскую программы коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования:
1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрены специфические особенности психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обоснованы педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе психологов дошкольных образовательных организаций с целью психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста, помощи родителям в воспитании тревожных детей, а также нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Аленушка» села Осиново Зеленодольского муниципального района, Республики Татарстан, с сентября 2017 года по июнь 2018 года.
Апробация исследования.
1. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях: Международной заочной научно-практической конференции "Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи" (Краснодар, 2016); Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие» (Казань, 2016), ХХ Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» (Казань, 2017); LXXV Международной научно-практической конференции "Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии" (Новосибирск, 2017); ХХП Международной научно-практической конференции «Психология и методика развития одаренности: menter- и genius- технологии XXI века» (Казань, 2018).
2. Результаты исследования были использованы для подготовки материалов для участия в конкурсах: VIII Приволжском региональном конкурсе инновационных идей (Казань, 2016); Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л.С. Выготского (Москва, 2017), X Всероссийском конкурсе инновационных идей для системы дошкольного образования «Я патриот: моя малая и большая Родина» (Казань, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, иллюстрирована рисунками. Объем работы - 80 страниц.
Проведенное исследование психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста способствует выявлению последствий ее проявления.
Выяснилось, что причина возникновения тревоги у дошкольников всегда кроется во внутреннем конфликте, противоречивости стремлений ребенка, несовпадения его потребностей.
Было определено, что в качестве одной из наиболее частых причин ситуативной тревожности ребенка выступают завышенные требования к нему, отсутствие гибкой системы воспитания, наличие догматов, что не способствует учету собственной активности ребенка, его интересов, способностей и склонностей.
Определено, что ситуативная тревожность, которую испытывают дети дошкольного возраста относительно определённой ситуации, не всегда проявляется таким же образом в аналогичной ситуации. Это связано с тем, что ребенок приобретает отрицательный эмоциональный опыта в той или иной жизненной ситуации.
Для достижения цели и проверки гипотезы на теоретическом этапе исследования мы изучили проблему тревожности в психолого-педагогических трудах, исследовали психологическую характеристику тревожных детей дошкольного возраста.
На практическом этапе мы организовали отбор адекватных цели методов и проведение методик исследования. Проанализировали и интерпретировали полученные с использованием отобранных методик данных на констатирующем этапе. Разработали и апробировали программу психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников. Проанализировали результаты формирующего эксперимента. Разработали психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции ситуативной тревожности детей дошкольного возраста.
В практику общеобразовательной организации внедрили методы исследования, такие как:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, тестирование, включающие в себя проведение следующих методик: Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен., опросник Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, интерпретация эмпирических данных.
Результаты проведенного исследования показали то, что после проведения коррекционной программы число детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности снизилось с 38% на констатирующем этапе до 21% на заключительном этапе исследования.
Из всего вышеизложенного следует, что выдвинутая нами гипотеза - охрана психологического здоровья дошкольников будет проходить на должном уровне, если при ее организации будет реализован комплекс педагогических условий, доказана.
Выяснилось, что причина возникновения тревоги у дошкольников всегда кроется во внутреннем конфликте, противоречивости стремлений ребенка, несовпадения его потребностей.
Было определено, что в качестве одной из наиболее частых причин ситуативной тревожности ребенка выступают завышенные требования к нему, отсутствие гибкой системы воспитания, наличие догматов, что не способствует учету собственной активности ребенка, его интересов, способностей и склонностей.
Определено, что ситуативная тревожность, которую испытывают дети дошкольного возраста относительно определённой ситуации, не всегда проявляется таким же образом в аналогичной ситуации. Это связано с тем, что ребенок приобретает отрицательный эмоциональный опыта в той или иной жизненной ситуации.
Для достижения цели и проверки гипотезы на теоретическом этапе исследования мы изучили проблему тревожности в психолого-педагогических трудах, исследовали психологическую характеристику тревожных детей дошкольного возраста.
На практическом этапе мы организовали отбор адекватных цели методов и проведение методик исследования. Проанализировали и интерпретировали полученные с использованием отобранных методик данных на констатирующем этапе. Разработали и апробировали программу психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников. Проанализировали результаты формирующего эксперимента. Разработали психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции ситуативной тревожности детей дошкольного возраста.
В практику общеобразовательной организации внедрили методы исследования, такие как:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, тестирование, включающие в себя проведение следующих методик: Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен., опросник Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, интерпретация эмпирических данных.
Результаты проведенного исследования показали то, что после проведения коррекционной программы число детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности снизилось с 38% на констатирующем этапе до 21% на заключительном этапе исследования.
Из всего вышеизложенного следует, что выдвинутая нами гипотеза - охрана психологического здоровья дошкольников будет проходить на должном уровне, если при ее организации будет реализован комплекс педагогических условий, доказана.
Подобные работы
- Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика жестокого обращения с объектами живой природы в старшем дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОО ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



