Совершенствование механизма ценообразования в сфере консалтинговых услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 8
1.1 Дефиниция, классификация, основные и специфические черты
аудиторско-консалтинговых услуг 8
1.2 Становление, развитие и текущее состояние рынка консалтинговых услуг
в России 15
1.3 Методы ценообразования аудиторско-консалтинговых услуг и расчета
стоимости интеллектуального труда консультантов 22
1.4 Проблемы обоснования цен в сфере аудиторско-консалтинговых услуг . 39
2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ
УСЛУГ В КОНСУЛЬТАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФИРМАХ 43
2.1 Существующая практика ценообразования консалтингово-аудиторских
компаний 43
2.2 Обоснование необходимости развития применяемых методов
формирования стоимости аудиторско-консалтинговых услуг (проектов) 60
2.3 Основные методические и организационные подходы совершенствования
механизма ценообразования в аудиторско-консалтинговых фирмах 66
3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ОКАЗАНИЯ АУДИТОРСКО
КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЕГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 79
3.1 Методика определения договорной стоимости проекта по оказанию
аудиторско-консалтинговых услуг 79
3.2 Оценка эффективности предложенной методики «Порядок определения
договорной стоимости оказания аудиторско-консалтинговых услуг» 90
3.3 Общий алгоритм применения «Методики на организационно-
управленческом уровне 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 8
1.1 Дефиниция, классификация, основные и специфические черты
аудиторско-консалтинговых услуг 8
1.2 Становление, развитие и текущее состояние рынка консалтинговых услуг
в России 15
1.3 Методы ценообразования аудиторско-консалтинговых услуг и расчета
стоимости интеллектуального труда консультантов 22
1.4 Проблемы обоснования цен в сфере аудиторско-консалтинговых услуг . 39
2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ
УСЛУГ В КОНСУЛЬТАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФИРМАХ 43
2.1 Существующая практика ценообразования консалтингово-аудиторских
компаний 43
2.2 Обоснование необходимости развития применяемых методов
формирования стоимости аудиторско-консалтинговых услуг (проектов) 60
2.3 Основные методические и организационные подходы совершенствования
механизма ценообразования в аудиторско-консалтинговых фирмах 66
3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ОКАЗАНИЯ АУДИТОРСКО
КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЕГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 79
3.1 Методика определения договорной стоимости проекта по оказанию
аудиторско-консалтинговых услуг 79
3.2 Оценка эффективности предложенной методики «Порядок определения
договорной стоимости оказания аудиторско-консалтинговых услуг» 90
3.3 Общий алгоритм применения «Методики на организационно-
управленческом уровне 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
С наступлением этапов глобализации всемирной экономики и сопровождающими ее процессами интернационализации хозяйственно-экономической деятельности предприятий, активного взаимного международного сотрудничества лидеров стран, изменений, связанных с последствиями всемирного финансового экономического кризиса и других внешних и внутренних факторов происходят существенные изменения в условиях развития Российской Федерации в сфере экономики. У российских компаний на первые позиции встает проблема повышения деловой активности и конкурентоспособности хозяйственной деятельности, источником решения которой выступает такая сфера как бизнес-консалтинг.
По своей сути консалтинговая деятельность представляет собой один из источников теоретических и практических знаний в области финансовых рынков, методом организации стратегий субъектов хозяйствования, инструментом анализа и решения текущих проблем бизнеса, начиная с постановки и организации производственной деятельности и заканчивая решением оперативных управленческих задач.
Несмотря на повышающуюся популяризацию деятельности отечественных компаний, предоставляющих услуги в сфере консалтинга, международными консультационно-информационными фирмами по- прежнему накладывается свой отпечаток в механизме формирования и развития существующего российского рынка консалтинговых услуг. Такое влияние приводит к размыванию методических и практических особенностей, присущих консалтинговой сфере в различных странах.
Сдерживающим фактором развития консалтингового рынка в России и установлении партнерских отношений его участников является также сложившаяся практика и существующий механизм ценообразования и маркетинга консалтинговых услуг, а именно воздействие факторов неопределенности и косвенного измерения окончательной стоимости
реализации консалтинговых проектов. Кроме того, до сих пор не разработан инструментарий по «адекватной» оценке услуг бизнес-консалтинга, отсутствуют прикладные методики расчета их стоимости с целью достижения прозрачности распределения выручки по таким проектам в работе с клиентами. Вышеперечисленные аспекты в свою очередь и предопределяют необходимость исследования данной проблематики и обуславливают практическую значимость проведенного исследования.
Цель исследования заключается в совершенствовании механизма ценообразования в сфере консалтинговых услуг.
Объектом исследования является стоимость аудиторско-консалтинговых услуг и их ценообразующие факторы.
Предметом исследования являются методы ценообразования на рынке услуг и формы оплаты труда консультантов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретическую база исследования в вопросах дефиниции и существующих методических подходов ценообразования консалтинговых услуг.
2) Провести практическое исследование по обоснованию необходимости и выявлению основных методических и организационных подходов совершенствования механизма ценообразования консалтинговых услуг с учетом существующей практики группы российских компаний ООО «Аудит ТД»;
3) Разработать прикладные решения по совершенствованию механизма ценообразования на услуги консалтингово-аудиторских фирм и инструментария по их оценке. Провести апробацию и подтвердить эффективность предложенных мероприятий на примере рассматриваемой группы компаний.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования деятельности специализированных предприятий, оказывающих консалтинговые услуги.
Использовались данные Федеральной службы государственной статистики РФ, обзорные, справочные и аналитические материалы, опубликованные в средствах массовой информации и размещенные в сети Интернет, а также результаты проведенных автором опросов и расчетов на основе данных, опубликованных в ежегодных рейтингах российских консультантов, проведенных рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ».
Теоретико-методологической основой проведенного исследования по опросам ценообразования служат работы таких российских и зарубежных авторов как Бем-Баверк Е., Вальрас Л., Госсен Г.Г., Джевонс У.С., Курно А.О., Маркс К., Пигу А., Робинсон Дж., Рикардо Д., Смит А., Струве П.Б., Туган- Барановский М.И., Сэй Ж.Б. и др. Область практического применения существующих подходов ценообразования освещена в трудах таких ученых как Асейнов С.А., Гапошина Л.Г., Герасименко В.В., Григорьева Е.М., Данильцев А.В., Друри. И.В., Маренков Н.Л., Нэгл Т., Регнер Э., Салимжанов И.К., Слепнева Т.А., Усатов И.А., Шуляк П.Н., Яркин Е.В., и др. [1, С. 15]
Методы исследования, использованные в ходе написания работы: анализ, систематизация информации по теме исследования и ее критическое осмысление, анкетный опрос сотрудников и клиентов. Также был использован собственный практический опыт работы автора в консалтингово-аудиторской фирме ООО консультационно-информационная фирма «Аудит-ТД».
Научная новизна магистерского исследования состоит в том, что в ходе исследования:
1. Усовершенствована методика стоимостной оценки аудиторскоконсалтинговых услуг (проектов), заключающаяся в клиентоориентированном подходе при формировании 3х типов цен договора. Методика отличается от наиболее известных наличием единого алгоритма учета и определения показателей ценообразующих факторов аудиторско-консалтинговых услуг, созданного путем адаптирования системы ценообразования услуг в проектно - строительном комплексе (строительных услуг). Такой подход позволяет повысить точность стоимостной оценки рассматриваемых проектов и установить жесткую корреляционную зависимость договорной цены от значений параметров, определяющих специфику формирования стоимости аудиторско-консалтингового проекта.
Механизм формирования цен на оказание услуг базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложения на рынке консалтинга.
2. Усовершенствован подход к классификации консалтинговых услуг (форма Единого российского общепризнанного классификатора консалтинговых услуг), отличающийся от наиболее известных подходов базой его построения, а именно учетом введенных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД, ред.2) кодов для консультационных, юридических и бухгалтерских услуг, а также отдельных статей Гражданского кодекса РФ, регулирующих договорные сделки гражданско-правового характера, данных отчетов рейтингового агентства "Эксперт РА" и результатов анкетирования, проведенного в ходе исследования. Такой подход позволяет упорядочить классификации консалтинговых услуг в соответствие с видами деятельности, фактически осуществляемыми российскими консалтинговыми организациями.
Авторский «Классификатор» находит отражение в предложенной методике формирования стоимости аудиторско-консалтинговых проектов путем учета временного фактора на этапе расчета окончательной договорной стоимости для прочих консалтинговых услуг, отличающихся долговременным характером исполнения (долгосрочные консалтинговые услуги).
Практическая значимость работы. Результаты магистерского диссертационного исследования доведены до практических рекомендаций, позволяющих непосредственно использовать их на практике. Значимость «Методики» состоит не только в возможности обоснования формирования договорной стоимости консалтингового проекта, наличия единой методики расчета, позволяющей стандартизировать механизм ценообразования консалтинговых услуг, но и в возможности ее адаптации для различных направлений бизнес-консалтинга и, упрощении процесса разработки ценовой политики продуцентов. Наличие единой методики, рекомендуемой для установления договорной цены аудиторско-консалтинговых услуг является наиболее актуальным для государственных предприятий, которые согласно ФЗ от 05.04.2013 г. №44-Ф, обязаны привести обоснование начальной цены контракта и методику его расчета в конкурсной документации, а также другими компаниями, разрабатывающими собственные внутренние локальные документы по вопросам ценообразования таких услуг. Рекомендованная «Методика» помимо всего прочего позволит сформировать «прозрачную» клиентоориентированную политику по вопросам распределения выручки по консалтинговому проекту и обоснования договорной стоимости услуг. Предложенный Классификатор может выступать в качестве механизма поддержки государством консалтинговой отрасли в вопросах функционирования консультантов и надзора за контролем качества их работ, а также имеет практическую значимость при идентификации предмета договора возмездного оказания консалтинговых услуг.
Предложенная клиентоориентированная Методика «Порядок определения договорной стоимости оказания аудиторско -консалтинговых проектов (услуг)» апробирована в консультационно-информационной фирме «Аудит ТД». Отдельные результаты исследования опубликованы и представлены на международных научно-практических конференциях и в журналах, в том числе входящим в перечень ВАК и базу SCOPUS.
Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 117 страницах (с учетом Приложений), включая 43 рисунка, 23 таблицы и 12 формул. Количество библиографических ссылок - 56, количество приложений -3.
По своей сути консалтинговая деятельность представляет собой один из источников теоретических и практических знаний в области финансовых рынков, методом организации стратегий субъектов хозяйствования, инструментом анализа и решения текущих проблем бизнеса, начиная с постановки и организации производственной деятельности и заканчивая решением оперативных управленческих задач.
Несмотря на повышающуюся популяризацию деятельности отечественных компаний, предоставляющих услуги в сфере консалтинга, международными консультационно-информационными фирмами по- прежнему накладывается свой отпечаток в механизме формирования и развития существующего российского рынка консалтинговых услуг. Такое влияние приводит к размыванию методических и практических особенностей, присущих консалтинговой сфере в различных странах.
Сдерживающим фактором развития консалтингового рынка в России и установлении партнерских отношений его участников является также сложившаяся практика и существующий механизм ценообразования и маркетинга консалтинговых услуг, а именно воздействие факторов неопределенности и косвенного измерения окончательной стоимости
реализации консалтинговых проектов. Кроме того, до сих пор не разработан инструментарий по «адекватной» оценке услуг бизнес-консалтинга, отсутствуют прикладные методики расчета их стоимости с целью достижения прозрачности распределения выручки по таким проектам в работе с клиентами. Вышеперечисленные аспекты в свою очередь и предопределяют необходимость исследования данной проблематики и обуславливают практическую значимость проведенного исследования.
Цель исследования заключается в совершенствовании механизма ценообразования в сфере консалтинговых услуг.
Объектом исследования является стоимость аудиторско-консалтинговых услуг и их ценообразующие факторы.
Предметом исследования являются методы ценообразования на рынке услуг и формы оплаты труда консультантов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретическую база исследования в вопросах дефиниции и существующих методических подходов ценообразования консалтинговых услуг.
2) Провести практическое исследование по обоснованию необходимости и выявлению основных методических и организационных подходов совершенствования механизма ценообразования консалтинговых услуг с учетом существующей практики группы российских компаний ООО «Аудит ТД»;
3) Разработать прикладные решения по совершенствованию механизма ценообразования на услуги консалтингово-аудиторских фирм и инструментария по их оценке. Провести апробацию и подтвердить эффективность предложенных мероприятий на примере рассматриваемой группы компаний.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования деятельности специализированных предприятий, оказывающих консалтинговые услуги.
Использовались данные Федеральной службы государственной статистики РФ, обзорные, справочные и аналитические материалы, опубликованные в средствах массовой информации и размещенные в сети Интернет, а также результаты проведенных автором опросов и расчетов на основе данных, опубликованных в ежегодных рейтингах российских консультантов, проведенных рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ».
Теоретико-методологической основой проведенного исследования по опросам ценообразования служат работы таких российских и зарубежных авторов как Бем-Баверк Е., Вальрас Л., Госсен Г.Г., Джевонс У.С., Курно А.О., Маркс К., Пигу А., Робинсон Дж., Рикардо Д., Смит А., Струве П.Б., Туган- Барановский М.И., Сэй Ж.Б. и др. Область практического применения существующих подходов ценообразования освещена в трудах таких ученых как Асейнов С.А., Гапошина Л.Г., Герасименко В.В., Григорьева Е.М., Данильцев А.В., Друри. И.В., Маренков Н.Л., Нэгл Т., Регнер Э., Салимжанов И.К., Слепнева Т.А., Усатов И.А., Шуляк П.Н., Яркин Е.В., и др. [1, С. 15]
Методы исследования, использованные в ходе написания работы: анализ, систематизация информации по теме исследования и ее критическое осмысление, анкетный опрос сотрудников и клиентов. Также был использован собственный практический опыт работы автора в консалтингово-аудиторской фирме ООО консультационно-информационная фирма «Аудит-ТД».
Научная новизна магистерского исследования состоит в том, что в ходе исследования:
1. Усовершенствована методика стоимостной оценки аудиторскоконсалтинговых услуг (проектов), заключающаяся в клиентоориентированном подходе при формировании 3х типов цен договора. Методика отличается от наиболее известных наличием единого алгоритма учета и определения показателей ценообразующих факторов аудиторско-консалтинговых услуг, созданного путем адаптирования системы ценообразования услуг в проектно - строительном комплексе (строительных услуг). Такой подход позволяет повысить точность стоимостной оценки рассматриваемых проектов и установить жесткую корреляционную зависимость договорной цены от значений параметров, определяющих специфику формирования стоимости аудиторско-консалтингового проекта.
Механизм формирования цен на оказание услуг базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложения на рынке консалтинга.
2. Усовершенствован подход к классификации консалтинговых услуг (форма Единого российского общепризнанного классификатора консалтинговых услуг), отличающийся от наиболее известных подходов базой его построения, а именно учетом введенных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД, ред.2) кодов для консультационных, юридических и бухгалтерских услуг, а также отдельных статей Гражданского кодекса РФ, регулирующих договорные сделки гражданско-правового характера, данных отчетов рейтингового агентства "Эксперт РА" и результатов анкетирования, проведенного в ходе исследования. Такой подход позволяет упорядочить классификации консалтинговых услуг в соответствие с видами деятельности, фактически осуществляемыми российскими консалтинговыми организациями.
Авторский «Классификатор» находит отражение в предложенной методике формирования стоимости аудиторско-консалтинговых проектов путем учета временного фактора на этапе расчета окончательной договорной стоимости для прочих консалтинговых услуг, отличающихся долговременным характером исполнения (долгосрочные консалтинговые услуги).
Практическая значимость работы. Результаты магистерского диссертационного исследования доведены до практических рекомендаций, позволяющих непосредственно использовать их на практике. Значимость «Методики» состоит не только в возможности обоснования формирования договорной стоимости консалтингового проекта, наличия единой методики расчета, позволяющей стандартизировать механизм ценообразования консалтинговых услуг, но и в возможности ее адаптации для различных направлений бизнес-консалтинга и, упрощении процесса разработки ценовой политики продуцентов. Наличие единой методики, рекомендуемой для установления договорной цены аудиторско-консалтинговых услуг является наиболее актуальным для государственных предприятий, которые согласно ФЗ от 05.04.2013 г. №44-Ф, обязаны привести обоснование начальной цены контракта и методику его расчета в конкурсной документации, а также другими компаниями, разрабатывающими собственные внутренние локальные документы по вопросам ценообразования таких услуг. Рекомендованная «Методика» помимо всего прочего позволит сформировать «прозрачную» клиентоориентированную политику по вопросам распределения выручки по консалтинговому проекту и обоснования договорной стоимости услуг. Предложенный Классификатор может выступать в качестве механизма поддержки государством консалтинговой отрасли в вопросах функционирования консультантов и надзора за контролем качества их работ, а также имеет практическую значимость при идентификации предмета договора возмездного оказания консалтинговых услуг.
Предложенная клиентоориентированная Методика «Порядок определения договорной стоимости оказания аудиторско -консалтинговых проектов (услуг)» апробирована в консультационно-информационной фирме «Аудит ТД». Отдельные результаты исследования опубликованы и представлены на международных научно-практических конференциях и в журналах, в том числе входящим в перечень ВАК и базу SCOPUS.
Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 117 страницах (с учетом Приложений), включая 43 рисунка, 23 таблицы и 12 формул. Количество библиографических ссылок - 56, количество приложений -3.
Результаты проведенного исследования позволили определить научную проблему, которая заключается в несовершенстве существующего инструментария стоимостной оценки аудиторско -консалтинговых услуг, что в свою очередь выражается в высоком колебании цен внутри городов и отсутствии обоснования стоимости таких проектов. Необходимость построения специфических моделей ценообразования, отражающих различные существенные аспекты специфики реализации аудиторско- консалтинговых проектов, переход от общетеоретических подходов к индивидуальным моделям ценообразования для рынка консалтинга актуализируется в том числе в связи с отсутствием единого подхода по формированию договорной стоимости консалтинговых услуг, что существенно сказывается как на кошельках потребителей, так и на качестве оказания услуг в данной сфере.
Так, наличие единой методики для установления начальной договорной цены аудиторско-консалтинговых услуг может использоваться компаниями при обосновании начальной цены контракта по консалтинговому проекту и в других случаях, когда законом или корпоративными нормативами предусмотрено обоснование стоимости контракта при проведении анализируемых услуг, что не только сформирует «прозрачную» политику работы с клиентами по вопросам распределения выручки по контракту, но и позволит снизить трудоемкость и трудозатратность процесса формирования стоимости в консалтингово-проектном комплексе.
Проведенное исследование практики ценообразования позволило определить, что построение модели ценообразования консалтингового проекта должно учитывать:
1. Во-первых, характер выполняемой услуги, специфику деятельности заказчика и цель консалтингового проекта.
2. Во-вторых, принципиальное условие о том, что услуга может быть реализована на рынке в интервале цены между ее «базовым» и «договорным» уровнем. Нижний предел определяет финансовую целесообразность оказания услуги, а верхний - финансовую возможность приобретения заказчиком предлагаемого консалтингового проекта заказчиком, в т.ч. предполагаемый эффект от его реализации.
Таким образом, проведенный мониторинг и сравнительный анализ различных цен в сфере консалтинговых услуг и основных проблем, существующих на рынке на сегодняшний момент, обусловил необходимость совершенствования существующего механизма ценообразования консалтинговых услуг. Анализ выявленных проблем, препятствующих эффективному ценообразованию консалтинговых услуг, позволил сформулировать и предложить методику «Порядок определения договорной стоимости оказания аудиторско-консалтинговых проектов (услуг)» для расчета договорной стоимости аудиторско-консалтингового проекта, отличительными чертами которого являются:
1. Зависимость окончательной стоимости проекта от сложности и объемности работ (трудозатрат), степени участия консультантов, необходимых для реализации индивидуального аудиторско-консалтингового проекта, накладных затрат предприятия и прочих факторов, влияющих на изменение качества исполнения индивидуального аудиторско - консалтингового проекта (сокращение сроков выполнения работ, временного характера проекта). Суть метода состоит в увеличении договорной стоимости аудиторско-консалтингового проекта при помощи атрибутивных и объемных корректирующих коэффициентов.
2. Весь механизм расчета договорной стоимости аудиторско - консалтинговых услуг представлен в виде 3 поэтапных шагов с определением соответствующих стоимостей проекта, что обеспечивает «прозрачность» процесса распределения выручки по проекту.
I этап заключается в определении значения пороговой цены, которая используется для определения начальной цены любой из групп (направлений) аудиторско-консалтинговых услуг.
При формировании минимальной цены (Цшт) заложен метод усредненных издержек. Кроме того, предложен расчет минимальной пороговой цены для конкурсных процедур с достижением более высокого процента выигрыша в конкурсном производстве.
II этап основан на непосредственной работе с клиентом и определения программы работ. Основная задача данного этапа состоит в определении исходной цены коммерческого предложения на базе нормируемых трудозатрат. Экономическая интерпретация данной цены - определение обоснованной нижней планки стоимости аудиторско-консалтинговых услуг, в рамках которой клиент может полностью компенсировать затраты на них.
Основные положения, характерные данному этапу:
а) методика расчета базовой выработки специалиста (Вбаз) установлена таким образом, чтобы была возможность учитывать функциональную зависимость стоимости 1 дня работы специалиста от уровня его квалификации и соответствующего индекса заработной платы (Ш), а также учитывала коэффициент участия специалиста в общей трудоемкости проекта;
б) значения таких индексов как: индекс среднемесячной зарплаты консультантов в проектном комплексе (Ш), Индексы сложности (Ксл) и объёмности (Коб) установлены с учетом специфики аудиторско-консалтинговых проектов на основе экспертных и рыночных оценок путем реформации существующих показателей и выведения значений, отвечающих требованиям рассматриваемой сферы услуг;
в) в качестве модельного образца при расчете среднедневной оплаты труда исполнителей (ЗПср) предложено использовать значение, рассчитанное как отношение общей заработной платы непосредственных исполнителей за предыдущий год к среднему количеству рабочих дней в году и среднесписочной численности непосредственных исполнителей за период (Чсс);
г) в целях обоснования факторов, оказывающих влияние на определение категории и уровня сложности (Ксл) аудиторско-консалтингового проекта разработан единый методологический алгоритм с установленными нормативными значениями, отвечающими характеру аудиторско-консалтинговых услуг;
д) предложенный практический инструментарий учитывает корреляционную зависимость между окончательной договорной стоимости аудиторско-консалтингового проекта (Цдог) и показателем сокращения плановой продолжительности работ (Ксс);
е) алгоритм «Методики» позволяет на VI этапе расчета (Цдог) - третья «ценовая» ступень - учесть прочие надбавки, корректирующие договорную стоимость проекта в зависимости от условий хозяйствования фирмы - продуцента (могут быть выражены как в положительных, так и в отрицательных значениях);
ж) в процессе формирования договорной стоимости (Цдог) аудиторско-консалтинговых услуг носящих кратковременный характер учтен временной горизонт (фактор времени), позволяющий расширить границы «Методики» применительно к услугам «долгосрочного» потребления.
III этап состоит в определении договорной (контрактная) цены, которая формируется на основе предыдущих этапов предложенной «Методики». На третьем этапе предлагается учитывать взаимные интересы участников, показателей изменения нормативных сроков проектирования, бренда консалтинговой фирмы, степени предпринимательского риска и пр.
3. Методика основана на идеи клиентоориентированного подхода, заключающегося в персонификации отношений с каждым клиентом путем использования схемы распределения выручки по консалтинговому проекту.
В выпускной квалификационной работе определен ожидаемый финансовый эффект от применения предложенной методики ценообразования аудиторско-консалтинговых услуг, а также дан общий алгоритм по ее внедрению на организационном уровне. Таким образом, цель выпускной квалификационной работы считается достигнутой, а поставленные в ней задачи можно считать решенными.
Так, наличие единой методики для установления начальной договорной цены аудиторско-консалтинговых услуг может использоваться компаниями при обосновании начальной цены контракта по консалтинговому проекту и в других случаях, когда законом или корпоративными нормативами предусмотрено обоснование стоимости контракта при проведении анализируемых услуг, что не только сформирует «прозрачную» политику работы с клиентами по вопросам распределения выручки по контракту, но и позволит снизить трудоемкость и трудозатратность процесса формирования стоимости в консалтингово-проектном комплексе.
Проведенное исследование практики ценообразования позволило определить, что построение модели ценообразования консалтингового проекта должно учитывать:
1. Во-первых, характер выполняемой услуги, специфику деятельности заказчика и цель консалтингового проекта.
2. Во-вторых, принципиальное условие о том, что услуга может быть реализована на рынке в интервале цены между ее «базовым» и «договорным» уровнем. Нижний предел определяет финансовую целесообразность оказания услуги, а верхний - финансовую возможность приобретения заказчиком предлагаемого консалтингового проекта заказчиком, в т.ч. предполагаемый эффект от его реализации.
Таким образом, проведенный мониторинг и сравнительный анализ различных цен в сфере консалтинговых услуг и основных проблем, существующих на рынке на сегодняшний момент, обусловил необходимость совершенствования существующего механизма ценообразования консалтинговых услуг. Анализ выявленных проблем, препятствующих эффективному ценообразованию консалтинговых услуг, позволил сформулировать и предложить методику «Порядок определения договорной стоимости оказания аудиторско-консалтинговых проектов (услуг)» для расчета договорной стоимости аудиторско-консалтингового проекта, отличительными чертами которого являются:
1. Зависимость окончательной стоимости проекта от сложности и объемности работ (трудозатрат), степени участия консультантов, необходимых для реализации индивидуального аудиторско-консалтингового проекта, накладных затрат предприятия и прочих факторов, влияющих на изменение качества исполнения индивидуального аудиторско - консалтингового проекта (сокращение сроков выполнения работ, временного характера проекта). Суть метода состоит в увеличении договорной стоимости аудиторско-консалтингового проекта при помощи атрибутивных и объемных корректирующих коэффициентов.
2. Весь механизм расчета договорной стоимости аудиторско - консалтинговых услуг представлен в виде 3 поэтапных шагов с определением соответствующих стоимостей проекта, что обеспечивает «прозрачность» процесса распределения выручки по проекту.
I этап заключается в определении значения пороговой цены, которая используется для определения начальной цены любой из групп (направлений) аудиторско-консалтинговых услуг.
При формировании минимальной цены (Цшт) заложен метод усредненных издержек. Кроме того, предложен расчет минимальной пороговой цены для конкурсных процедур с достижением более высокого процента выигрыша в конкурсном производстве.
II этап основан на непосредственной работе с клиентом и определения программы работ. Основная задача данного этапа состоит в определении исходной цены коммерческого предложения на базе нормируемых трудозатрат. Экономическая интерпретация данной цены - определение обоснованной нижней планки стоимости аудиторско-консалтинговых услуг, в рамках которой клиент может полностью компенсировать затраты на них.
Основные положения, характерные данному этапу:
а) методика расчета базовой выработки специалиста (Вбаз) установлена таким образом, чтобы была возможность учитывать функциональную зависимость стоимости 1 дня работы специалиста от уровня его квалификации и соответствующего индекса заработной платы (Ш), а также учитывала коэффициент участия специалиста в общей трудоемкости проекта;
б) значения таких индексов как: индекс среднемесячной зарплаты консультантов в проектном комплексе (Ш), Индексы сложности (Ксл) и объёмности (Коб) установлены с учетом специфики аудиторско-консалтинговых проектов на основе экспертных и рыночных оценок путем реформации существующих показателей и выведения значений, отвечающих требованиям рассматриваемой сферы услуг;
в) в качестве модельного образца при расчете среднедневной оплаты труда исполнителей (ЗПср) предложено использовать значение, рассчитанное как отношение общей заработной платы непосредственных исполнителей за предыдущий год к среднему количеству рабочих дней в году и среднесписочной численности непосредственных исполнителей за период (Чсс);
г) в целях обоснования факторов, оказывающих влияние на определение категории и уровня сложности (Ксл) аудиторско-консалтингового проекта разработан единый методологический алгоритм с установленными нормативными значениями, отвечающими характеру аудиторско-консалтинговых услуг;
д) предложенный практический инструментарий учитывает корреляционную зависимость между окончательной договорной стоимости аудиторско-консалтингового проекта (Цдог) и показателем сокращения плановой продолжительности работ (Ксс);
е) алгоритм «Методики» позволяет на VI этапе расчета (Цдог) - третья «ценовая» ступень - учесть прочие надбавки, корректирующие договорную стоимость проекта в зависимости от условий хозяйствования фирмы - продуцента (могут быть выражены как в положительных, так и в отрицательных значениях);
ж) в процессе формирования договорной стоимости (Цдог) аудиторско-консалтинговых услуг носящих кратковременный характер учтен временной горизонт (фактор времени), позволяющий расширить границы «Методики» применительно к услугам «долгосрочного» потребления.
III этап состоит в определении договорной (контрактная) цены, которая формируется на основе предыдущих этапов предложенной «Методики». На третьем этапе предлагается учитывать взаимные интересы участников, показателей изменения нормативных сроков проектирования, бренда консалтинговой фирмы, степени предпринимательского риска и пр.
3. Методика основана на идеи клиентоориентированного подхода, заключающегося в персонификации отношений с каждым клиентом путем использования схемы распределения выручки по консалтинговому проекту.
В выпускной квалификационной работе определен ожидаемый финансовый эффект от применения предложенной методики ценообразования аудиторско-консалтинговых услуг, а также дан общий алгоритм по ее внедрению на организационном уровне. Таким образом, цель выпускной квалификационной работы считается достигнутой, а поставленные в ней задачи можно считать решенными.
Подобные работы
- Разработать рекомендации по совершенствованию методики ценообразования на платные образовательные услуги.
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Методические основы формирования системы ценообразования банковских услуг
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2001 - Ценообразование на мировых рынках
Дипломные работы, ВКР, ценообразование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Системы управления маркетингом для повышения конкурентоспособности компании на рынке услуг
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Современное состояние налогового консультирования в России (Университет Управления «ТИСБИ»)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Современное состояние налогового консультирования в России и перспективы его развития (Университет Управления «ТИСБИ»)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



