Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)

Работа №41570

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
569
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (18 дошкольников), 6 воспитателей.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза.
Есть приложения
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет 7
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 7
1.2. Проблема формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет 11
1.3. Формирование представлений старших дошкольников о форме предметов и геометрических фигурах с помощью развивающих игр 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет 22
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет 22
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет 27
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития геометрических представлений у детей 5-6 лет 32
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список литературы 39
Приложения 42



Актуальность темы исследования. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами возможно и необходимо рассматривать с двух сторон: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в плане познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие на детей, которое обеспечивает стойкое формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия детей дошкольного возраста.
Одна из причин низкого уровня сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста – недостаточная разработка эффективных методов и приёмов обучения. Математика – точная и абстрактная наука, она трудна для понимания дошкольников. Обучение математике в детском саду во многом опирается на методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления, базирующихся на представлениях детской психологии. Решение этой проблемы видится в использовании метода моделирования. Однако, в дошкольной педагогике нет методик, направленных на формирование геометрических представлений у детей 5-6 лет.
В настоящее время прослеживается ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием геометрических представлений у детей 5-6 лет и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- между требованиями ФГОС ДОО к математическому развитию детей 5-6 лет, в том числе и к формированию геометрических представлений, и отсутствием специальных методик и практических методов для формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет;
- между потребностью педагогической практики в системном, объективном процессе отслеживания уровня сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет и отсутствием целостной, научно-обоснованной модели педагогического мониторинга формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Объектом исследования является процесс формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет эффективным если:
- будет разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет;
- будут разработаны условия формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет на основе анализа результатов педагогического мониторинга.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет.
4. Разработать проект формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (ноябрь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Н.Г. Яковлевой и др.;
- методика формирования математических представлений у детей 5-6 лет – А.В. Белошистой, Л.Н. Вахрушевой;
- подходы к формированию геометрических представлений у детей 5-6 лет – Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.Н. Павловой и др.
Практическая значимость заключается в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (18 дошкольников), 6 воспитателей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило выделить ряд основополагающих выводов по организации и проведения педагогического мониторинга по формированию геометрических представлений у детей 5-6 лет. Представим их.
Педагогический мониторинг – это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею. Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.
Объектом педагогического мониторинга явилось представление детей 5-6 лет о форме предметов. Проведение педагогического мониторинга с детьми 5-6 лет и последующий качественно-количественный анализ полученных данных позволил выявить наличие у испытуемых выраженных индивидуальных различий в уровне развития представлений о форме предмета. Между тем существующие методические системы не раскрывают способы индивидуализации процесса формирования у детей представлений о форме, что актуализировало проведение опытно-поисковой работы.
Проведенная опытно-поисковая работа, включающая в себя констатирующий и частично формирующий эксперименты, позволила апробировать заявленные в гипотезе условия реализации принципа индивидуализации и установить их позитивную роль в повышении эффективности процесса формирования геометрических представлений, в частности о форме предметов у детей 5-6 лет. Выделенные характеристики и соответствующий им диагностический инструментарий позволили осуществить точную оценку наличествующего уровня развития у детей представлений о форме и соответствующих перцептивных умений.




1. Аббасова, М. Г. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / М. Г. Аббасова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – С. 38 – 42
2. Акшонина, А. Я. Развитие математических представлений детей дошкольного возраста [Текст] / А. Я. Акшонина, Г. В. Васина. – Москва : ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. Заведений [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.
4. Вахрушева, Л. Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7-11.
5. Венгер, Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве [Текст] / Л. А. Венгер // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 81-159.
6. Галкина, О. И. Начальное обучение и формирование у детей математических представлений [Текст] / О. И. Галкина // Детский сад от а до Я. – 2013. – №4. – С. 28-31.
7. Глушкова, Г. А. Игра или упражнение [Текст] / Г. А. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №12. – С. 29-34.
8. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] /
Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 225 с.
9. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 434 с.
10. Краснощекова, Н. В. Развитие мышление у детей от младенчества до младшего школьного возраста : игры, упражнения, тесты [Текст] / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 319 с.
11. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о геометрических фигурах : форма и величина [Текст] / Е. Н. Лебеденко. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 75 с.
12. Леушина, А. М. Развитие пространственного ориентирования и пространственного мышления у старших дошкольников средствами дидактических игр [Текст] / А. М. Леушина // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 44-48.
13. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 368 с.
14. Мещерякова, И. Н. Гуманитарная информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И. Н. Мещерякова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – № 4 (8). – С. 172-178.
15. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. З. А. Михайловой. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. – 184 с.
16. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие [Текст] / И. Н. Моргачева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 212 с.
17. Морозова, Т. И. Дидактические игры в обучении дошкольников [Текст] / Т. И. Морозова. – Москва : ТЦ сфера, 2014. – 471 с.
18. Мусейибова, Т. А. Математика в детском саду [Текст] / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8. – С. 17 – 25.
19. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. – 125 с.
20. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий [Текст] / Е. П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. – 89 с.
21. Парамонова, Л. Г. Представления о форме у старших дошкольников [Текст] / Л. Г. Парамонова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 115-117
22. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич. – Москва : Современное слово, 2016. – 720 с.
23. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго. – Москва : Айрис – Пресс, 2014. – 523 с.
24. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. Б. Косминская [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : АСТ, 2015. – 255 с.
25. Трубайчук, Л. В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования [Текст] / Л. В. Трубайчук // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 20-27.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 36 с.
27. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. Пособие [Текст] / Е. И. Щербакова. – Москва : МПСИ, «МОДЭК», 2015. – 392 с.
28. Щуркова, Н. Е. Педагогика [Текст] / Н. Е. Щуркова. – Москва : Академия, 2015. – 623 с.
29. Хохрякова, Ю. М. Всему свое время, или Проблема соотношения сенсорного и математического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Хохрякова // Детский сад : теория и практика. – 2013. – № 12. – С. 30–38.
30. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2014. – 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ