Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №57318

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ № 77 (г. Нижневартовск)
В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы групп (20 человек), 4 воспитателя, родители.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга формирования навыков временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Характеристика временных представлений у детей дошкольного возраста 10
1.3. Анализ подходов по развитию временных представлений у старших дошкольников 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальное изучения практики по формировнаию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Методика изучения временных представлений у детей 6-7 лет 21
2.2. Уровни сформированности временных представлений у детей 6-7 лет 26
2.3. Проект технологии формирования временных представлений у детей 6-7 лет 31
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42

Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
– под формированием временных представлений у детей старшего дошкольного возраста понимается процесс формирования представлений о частях суток, днях недели, временах года, их последовательности и цикличности;
– разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
– определена критериально-уровневая характеристика сформированности временных представлений у детей 6-7 лет;
– разработан проект педагогической технологии формирования временных представлений у детей 6-7 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности временных представлений в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности временных представлений у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у детей 6-7 лет.
4. Разработать проект педагогической технологии формирования временных представлений у старших дошкольников.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Л.В. Алиевой, Н.Е. Щурковой и др.;
- методика формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста – А.В. Белошистой, Е.Н. Лебеденко и др.;
- подходы к формированию временных представлений детей 6-7 лет – М.Д. Маханевой, Р.Н. Пылаевой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №77 г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы групп (20 человек), 4 воспитателя, родители.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены на …


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сведения о времени укрепляются и устанавливаются на всем протяжении присутствия дошкольников в детском саду, но ведущей значимостью преобладают занятия по формированию элементарных математических представлений.
Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» позволил сделать вывод о том, что собственно формирование временных представлений – это одна из сторон математического развития детей. Анализ действующих программ («Детство», «От рождения до школы» и др.) показал, что в основном у старших дошкольников вырабатываются надлежащие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с ощущением времени. Программы предполагают составление критерий, а именно, используется моделирование, в частности, модель поочередного ряда и др. для определения детьми временной очередности при планировании и организации личной работы (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и иной деятельности).
В работе с детьми по формированию временных представлений необходимо использовать такие методы и приемы, как: наблюдения, беседы, чтение, пересказ сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. Есть такие временные представления, основа которых начинает закладываться в семье. Если же они не были заложены в семье, то воспитатели в детском саду сталкиваются с определенными трудностями. При организации работы со старшими дошкольниками по формированию временных представлений педагог должен: помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра; знать возрастные и индивидуальные особенности группы и каждого ребенка; уровень сформированности временных представлений; владеть в совершенстве формами и методами организации деятельности с детьми и их родителями.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у старших дошкольников. В основу исследования, для выявления сформированности формирования временных представлений, положены критерии и показатели Е.Н. Лебеденко, которые определяют понятие временных представлений как интегральное качество ребенка-дошкольника. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста на среднем (40%) и низком (30%) уровнях сформированы временные представления. Высокий уровень сформированности временных представлений показали 6 дошкольников (30%). Средний уровень сформированности формирования временных представлений показали 8 дошкольников (40%), низкий – 6 дошкольников (30%).
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержательно-технологический этап представлен следующими модулями: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, диагностико-результативный. Содержание материала представлено блоками: «Части суток», «Дни недели», «Времена года».
Данный проект педагогической технологии предполагает формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.



1. Алиева, Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания // Внешкольник. – 2006. – № 11. – С. 56-59.
2. Афонина, Л.Г. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки: материалы науч.-практ. конф. / науч. ред. И. А. Рудакова.  М.: Спутник+, 2014.  С. 7174.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2014. – 400 с.
4. Виноградова, Н.А. Теоретические основы дошкольного образования / Н.А. Виноградова, Ю.В. Микляева.  М.: Юрайт, 2017.  498 с.
5. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование // Воспитание и обучение детей младшего возраста.  2016.  № 5.  С. 254256.
6. Галлямова, Р.Ф. Формирование представлений о времени в условиях ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
7. Гит, А.С. Формирование пространственно-временных представлений у старших дошокльников // NovaInfo.Ru.  2017.  Т. 1.  № 58.  С. 482486.
8. Гончарова, Е. П. Формирование представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр // Педагогика и психология в информационном обществе: сб. ст. науч.-практ. конф.  Уфа: Аэтерна, 2017.  С. 2831.
9. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг. – 2010. – № 5. – С. 41-44.
10. Кларина, Л.М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. – М.: Мозаичный ПАРК, 2015. – 128 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
12. Коцкая, Е.А. Формирование сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры / Е.А. Коцкая, О.А. Объедкова, Т.В. Монакова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития.  2016.  № 3 (10).  С. 104106.
13. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
14. Левенкова, И.Т. Педагогический мониторинг в ДОО // Менеджмент в образовании. – 2015. – №4. – С. 77-81.
15. Маханева, М.Д. Математическое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
16. Микляева, Н.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.  М.: Академия, 2015.  352 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2013. – 563 с.
18. Пылаева, Р.Н. Особенности развития восприятия времени у детей раннего возраста // Международный студенческий научный вестник.  2017.  № 6.  С. 144148.
19. Рохлева, М.А. Мониторинг в образовании // Менеджмент в образовании. – 2017. – №2. – С. 75-79.
20. Скибина, Н.Г. Методические рекомендации по использованию дидактических игр в процессе обучения математике / Н. Г. Скибина, М Ю. Солощенко // Научный альманах.  2015.  № 102 (12).  С. 424427.
21. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.  М.: Национальный книжный центр, 2017.  64 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обучения (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
23. Шалимова, Т. Время в этюдах // Педагогика. – 2016. – №6. – С. 19-21
24. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М: Академия, 2016. - 272 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогика. – М.: Академия, 2015. – 623 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ