РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
|
Введение 4
1. Теоретические основы налоговых льгот как инструмента налогового регулирования
1.1 Теоретические основы налоговых преференций 7
1.2 Классификационные признаки налоговых льгот и сфера их применения 18
1.3 Налоговые льготы по видам экономической деятельности 28
1.4 Издержки применения налоговых льгот 36
2 Анализ практики применения налоговых льгот 44
2.1 Анализ оценки эффективности налоговых льгот 44
2.2 Анализ выпадающих доходов бюджета в связи с применением региональных и муниципальных налоговых льгот
2.3 Оценка эффективности и перспективы развития региональных и муниципальных налоговых льгот
3 Совершенствование налоговых льгот 76
3.1 Возможности применения зарубежного опыта налогового льготирования в Российской Федерации
3.2 Выбор целесообразного варианта налоговых льгот 82
Заключение 95
Список использованных источников 9 9
1. Теоретические основы налоговых льгот как инструмента налогового регулирования
1.1 Теоретические основы налоговых преференций 7
1.2 Классификационные признаки налоговых льгот и сфера их применения 18
1.3 Налоговые льготы по видам экономической деятельности 28
1.4 Издержки применения налоговых льгот 36
2 Анализ практики применения налоговых льгот 44
2.1 Анализ оценки эффективности налоговых льгот 44
2.2 Анализ выпадающих доходов бюджета в связи с применением региональных и муниципальных налоговых льгот
2.3 Оценка эффективности и перспективы развития региональных и муниципальных налоговых льгот
3 Совершенствование налоговых льгот 76
3.1 Возможности применения зарубежного опыта налогового льготирования в Российской Федерации
3.2 Выбор целесообразного варианта налоговых льгот 82
Заключение 95
Список использованных источников 9 9
Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема налогового льготирования является наименее исследованной и наиболее дискуссионной в теории налогообложения. Несмотря на то, что налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, как, например, налоговая ставка, налоговая база, объект налогообложения и другие, в мировой экономике отсутствуют налоговые системы, в которых бы они активно не применялись. Основными проблемами являются отсутствие теоретического обоснования применения различных форм налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их предоставления, а также последствий их применения, а также полная неясность в самом определении «налоговая льгота» позволяют считать выбранное направление исследования достаточно актуальным.
Степень разработанности научной проблемы. Магистерская работа опирается на труды известных ученых-теоретиков и экономистов-практиков A. В. Азриляна, С. А. Барысова, И. В. Горского, Е. В. Тищенков, П. Е. Жукова, Е. А. Имыкшенова, В. В. Лукьянова, В. Я. Жалило, Д. И. Лютый, Т. Л. Карпова и другие. Несмотря на то, что этими учеными освещается достаточно широкий круг проблем и предложений по поводу применения налоговых льгот, постоянно изменяющиеся экономические условия в России создают необходимость их дальнейшего совершенствования.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное теоретическое и практическое исследование налоговых льгот на уровне регионов и муниципалитетов, и оценки их эффективности для выработки оптимальной налоговой политики в области налоговых льгот.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать понятие налоговых льгот в России
- обобщить классификацию налоговых льгот;
- проанализировать практику применения и отдельные практические проблемы налоговых льгот, предоставляемых региональными и муниципальными органами власти;
- провести анализ оценки эффективности использования налоговых льгот;
- усовершенствовать методику оценки эффективности налоговых льгот;
- предложить пути совершенствования налоговых льгот, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе применения налогоплательщиками льгот, предусмотренных законодательством.
Предметом исследования совокупность норм налогового, гражданского и иных отраслей законодательства, которые регламентируют порядок установления, применения налоговых льгот и оценку их эффективности.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии преференций и налоговых льгот, соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
Методологической основой исследования метод системного анализа, метод изучения документов, описательный метод, метод сравнительного анализа, компаративный метод и др.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы Министерства финансов РФ, Росстата РФ, Федеральной налоговой службы России, монографии, публикации в международных и общероссийских периодических изданиях, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а также действующая нормативно-правовая база по налогообложению.
Научная новизна результатов исследования заключается в совершенствовании методики оценки эффективности налоговых льгот. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методических положений, предложенных в исследовании, будет способствовать повышению эффекта применения налоговых льгот в Республике Татарстан и повысит результативность взаимодействия государства с налогоплательщиками.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
В качестве элементов научной новизны выделены следующие:
- уточнено определение понятия налоговой льготы;
- разработан алгоритм выбора целесообразного варианта налоговых льгот;
- предложена усовершенствованная методика оценки эффективности налоговых льгот.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию методики проведения анализа оценки эффективности налоговых льгот в Республике Татарстан.
Структура исследования определена на основе цели и задач, определенных в работе. Работа изложена на 106 страницах, 25 таблиц, 18 рисунков, 1 приложение.
Степень разработанности научной проблемы. Магистерская работа опирается на труды известных ученых-теоретиков и экономистов-практиков A. В. Азриляна, С. А. Барысова, И. В. Горского, Е. В. Тищенков, П. Е. Жукова, Е. А. Имыкшенова, В. В. Лукьянова, В. Я. Жалило, Д. И. Лютый, Т. Л. Карпова и другие. Несмотря на то, что этими учеными освещается достаточно широкий круг проблем и предложений по поводу применения налоговых льгот, постоянно изменяющиеся экономические условия в России создают необходимость их дальнейшего совершенствования.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное теоретическое и практическое исследование налоговых льгот на уровне регионов и муниципалитетов, и оценки их эффективности для выработки оптимальной налоговой политики в области налоговых льгот.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать понятие налоговых льгот в России
- обобщить классификацию налоговых льгот;
- проанализировать практику применения и отдельные практические проблемы налоговых льгот, предоставляемых региональными и муниципальными органами власти;
- провести анализ оценки эффективности использования налоговых льгот;
- усовершенствовать методику оценки эффективности налоговых льгот;
- предложить пути совершенствования налоговых льгот, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе применения налогоплательщиками льгот, предусмотренных законодательством.
Предметом исследования совокупность норм налогового, гражданского и иных отраслей законодательства, которые регламентируют порядок установления, применения налоговых льгот и оценку их эффективности.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии преференций и налоговых льгот, соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
Методологической основой исследования метод системного анализа, метод изучения документов, описательный метод, метод сравнительного анализа, компаративный метод и др.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы Министерства финансов РФ, Росстата РФ, Федеральной налоговой службы России, монографии, публикации в международных и общероссийских периодических изданиях, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а также действующая нормативно-правовая база по налогообложению.
Научная новизна результатов исследования заключается в совершенствовании методики оценки эффективности налоговых льгот. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методических положений, предложенных в исследовании, будет способствовать повышению эффекта применения налоговых льгот в Республике Татарстан и повысит результативность взаимодействия государства с налогоплательщиками.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
В качестве элементов научной новизны выделены следующие:
- уточнено определение понятия налоговой льготы;
- разработан алгоритм выбора целесообразного варианта налоговых льгот;
- предложена усовершенствованная методика оценки эффективности налоговых льгот.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию методики проведения анализа оценки эффективности налоговых льгот в Республике Татарстан.
Структура исследования определена на основе цели и задач, определенных в работе. Работа изложена на 106 страницах, 25 таблиц, 18 рисунков, 1 приложение.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Уточнено понятие налоговой льготы на основе сопоставления понятий и признаков налоговых льгот. В соответствии с определением данным мной налоговая льгота представляет собой целевое преимущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, введение которого в налоговую систему преследует достижение определенной цели и по которому имеется возможность обозначить экономическую, бюджетную, фискальную или социальную эффективность.
2. Анализ налоговых льгот по налогу на имущество организаций показал, что доля налоговых льгот в общем объеме поступлений достаточно существенна и составляет в 2017 году 56,3%. Однако можно отметить, что доля региональных налоговых льгот гораздо ниже и составляет 21,4%, однако также наблюдается ее увеличение за три года на 8,1%. По транспортному налогу потери бюджета от предоставления налоговых льгот юридическим лицам значительно превышают налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам. Так в 2017 году потери бюджета от предоставления льгот организациям составили 16,1% от величины начисленного налога, а по физическим лицам только 1,4%. Суммы потерь от предоставления региональных налоговых льгот по организациям составили 2,2%, а по физическим лицам 0,4%. Причем потери бюджета от льгот гражданам за рассматриваемый период стабильны.
Анализ налоговых льгот по земельному налогу показал, что в 2015 году доля недопоступлений налога в связи с предоставлением налоговых льгот составила всего 2246,8 млн. руб. или 29,1%, а за счет предоставления местных налоговых льгот - 23,6%, в 2016 году наблюдается снижение доли потерь от налоговых льгот на 24,6%, а за счет предоставления местных льгот до 19,3%. Такая же тенденция продолжается и в. в 2017 году, наблюдается дальнейшее сокращение объема предоставленных налоговых льгот до 19,1, а за счет местных льгот до 10,9%.
В 2015 году предоставленные льготы по налогу на имущество физических лиц привели к недопоступлению в бюджет 284 млн. руб., что составляло 27,9% от общей суммы поступившего налога. В 2016 году, сумма предоставленных льгот составила 523 млн. руб. доля недоступлений налога в связи с предоставлением налоговых льгот увелисилась до 31,6%. В 2017 году наблюдалось увеличение общей суммы предоставленных налоговых льгот, которая составила 587 млн. руб., однако доля недопоступления налога в связи с предоставлением льгот выросла незначительно до 32,1%. Таким образом в связи с предоставлением налоговых льгот местные бюджеты Республики Татарстан не получает около 1/3 всех поступлений по налогу, что оказывает существенное негативное воздействие на доходную часть бюджета.
Анализ бюджетной эффективности представленных региональным и местным законодательством льгот на территории Республики Татарстан показал, что она невелика. Эффективными могут быть признаны только льготы по земельному налогу, а самыми неэффективными оказались льготы по транспортному налогу. С учетом социальной эффективности оценки налоговых льгот эффективными признаются налоговые льготы, предоставленные по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Рассмотрев методику оценки эффективности налоговых льгот позволил выявить ряд недостатков: расчет нескольких показателей не позволяет оценить в полной мере эффект от предоставления налоговых льгот; в методике не проводится оценка целевого характера предоставленных налоговых льгот; в методике не учитываются особенности социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
В связи с этим мной была предложена и рассчитана новая методика оценки эффективности налоговых льгот на первом этапе производится выбор показателей эффективности. Так в качестве основных показателей эффективности капитальных вложений может выступать: объем передовых технологий и обновления основных производственных фондов; объем инновационных товаров, работ, услуг. Методом экспертных оценок определяется весовой коэффициент данных показателей. На втором этапе производится сравнение выбранных показателей в динамике за 2 предыдущих года. На третьем этапе производится оценка темпов роста показателей. На четвертом этапе определяется уровень эффективности налоговой льготы.
К преимуществам данной методики оценки эффективности налоговых льгот относится: в данной методике учитывается целевой характер предоставляемых льгот; рассматриваются особенности льготы, в частности, кому предоставляется - организациям или гражданам, тип льготы - уменьшение ставки, отсрочка платежа и т.д.; срок действия льготы, определяются в зависимости от направленности льготы показатели, используемые для оценки ее эффективности; оценивается применимость налоговых льгот; учитываются отличительные особенности налоговых льгот.
При применении новой методики появляется возможность учета особенностей предоставляемых налоговых льгот, осуществлять выбор методов оценки ее эффективности, что позволит более полно оценить эффект от ее введения.
Кроме этого были разработаны ряд рекомендаций на основе оценки зарубежного опыта по совершенствованию налоговых льгот, предоставляемых региональными и местными органами власти основными являются:
- расширение прав органов власти субъектов Российской Федерации в части установления инвестиционных налоговых льгот. Можно было бы предоставить возможность не в части снижения ставки по налогу на прибыль, а полному освобождению организаций, участвующих в реализации региональных и местных инвестиционных проектов и программ. Реализация названных мер, как представляется, будет способствовать повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов за счет расширения возможностей финансирования инвестиций, что в конечном счете послужит фактором возобновления экономического роста в стране.
Экономический эффект от предоставления компенсаций для консолидированного бюджета Республики Татарстан позволил дополнительно получить бы доходов в республиканский бюджет в размере 4,8%, а консолидированные местные бюджета - 3,4%, которые могли бы быть использованы на предоставление более эффективных региональных и местных налоговых льгот.
1. Уточнено понятие налоговой льготы на основе сопоставления понятий и признаков налоговых льгот. В соответствии с определением данным мной налоговая льгота представляет собой целевое преимущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, введение которого в налоговую систему преследует достижение определенной цели и по которому имеется возможность обозначить экономическую, бюджетную, фискальную или социальную эффективность.
2. Анализ налоговых льгот по налогу на имущество организаций показал, что доля налоговых льгот в общем объеме поступлений достаточно существенна и составляет в 2017 году 56,3%. Однако можно отметить, что доля региональных налоговых льгот гораздо ниже и составляет 21,4%, однако также наблюдается ее увеличение за три года на 8,1%. По транспортному налогу потери бюджета от предоставления налоговых льгот юридическим лицам значительно превышают налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам. Так в 2017 году потери бюджета от предоставления льгот организациям составили 16,1% от величины начисленного налога, а по физическим лицам только 1,4%. Суммы потерь от предоставления региональных налоговых льгот по организациям составили 2,2%, а по физическим лицам 0,4%. Причем потери бюджета от льгот гражданам за рассматриваемый период стабильны.
Анализ налоговых льгот по земельному налогу показал, что в 2015 году доля недопоступлений налога в связи с предоставлением налоговых льгот составила всего 2246,8 млн. руб. или 29,1%, а за счет предоставления местных налоговых льгот - 23,6%, в 2016 году наблюдается снижение доли потерь от налоговых льгот на 24,6%, а за счет предоставления местных льгот до 19,3%. Такая же тенденция продолжается и в. в 2017 году, наблюдается дальнейшее сокращение объема предоставленных налоговых льгот до 19,1, а за счет местных льгот до 10,9%.
В 2015 году предоставленные льготы по налогу на имущество физических лиц привели к недопоступлению в бюджет 284 млн. руб., что составляло 27,9% от общей суммы поступившего налога. В 2016 году, сумма предоставленных льгот составила 523 млн. руб. доля недоступлений налога в связи с предоставлением налоговых льгот увелисилась до 31,6%. В 2017 году наблюдалось увеличение общей суммы предоставленных налоговых льгот, которая составила 587 млн. руб., однако доля недопоступления налога в связи с предоставлением льгот выросла незначительно до 32,1%. Таким образом в связи с предоставлением налоговых льгот местные бюджеты Республики Татарстан не получает около 1/3 всех поступлений по налогу, что оказывает существенное негативное воздействие на доходную часть бюджета.
Анализ бюджетной эффективности представленных региональным и местным законодательством льгот на территории Республики Татарстан показал, что она невелика. Эффективными могут быть признаны только льготы по земельному налогу, а самыми неэффективными оказались льготы по транспортному налогу. С учетом социальной эффективности оценки налоговых льгот эффективными признаются налоговые льготы, предоставленные по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Рассмотрев методику оценки эффективности налоговых льгот позволил выявить ряд недостатков: расчет нескольких показателей не позволяет оценить в полной мере эффект от предоставления налоговых льгот; в методике не проводится оценка целевого характера предоставленных налоговых льгот; в методике не учитываются особенности социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
В связи с этим мной была предложена и рассчитана новая методика оценки эффективности налоговых льгот на первом этапе производится выбор показателей эффективности. Так в качестве основных показателей эффективности капитальных вложений может выступать: объем передовых технологий и обновления основных производственных фондов; объем инновационных товаров, работ, услуг. Методом экспертных оценок определяется весовой коэффициент данных показателей. На втором этапе производится сравнение выбранных показателей в динамике за 2 предыдущих года. На третьем этапе производится оценка темпов роста показателей. На четвертом этапе определяется уровень эффективности налоговой льготы.
К преимуществам данной методики оценки эффективности налоговых льгот относится: в данной методике учитывается целевой характер предоставляемых льгот; рассматриваются особенности льготы, в частности, кому предоставляется - организациям или гражданам, тип льготы - уменьшение ставки, отсрочка платежа и т.д.; срок действия льготы, определяются в зависимости от направленности льготы показатели, используемые для оценки ее эффективности; оценивается применимость налоговых льгот; учитываются отличительные особенности налоговых льгот.
При применении новой методики появляется возможность учета особенностей предоставляемых налоговых льгот, осуществлять выбор методов оценки ее эффективности, что позволит более полно оценить эффект от ее введения.
Кроме этого были разработаны ряд рекомендаций на основе оценки зарубежного опыта по совершенствованию налоговых льгот, предоставляемых региональными и местными органами власти основными являются:
- расширение прав органов власти субъектов Российской Федерации в части установления инвестиционных налоговых льгот. Можно было бы предоставить возможность не в части снижения ставки по налогу на прибыль, а полному освобождению организаций, участвующих в реализации региональных и местных инвестиционных проектов и программ. Реализация названных мер, как представляется, будет способствовать повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов за счет расширения возможностей финансирования инвестиций, что в конечном счете послужит фактором возобновления экономического роста в стране.
Экономический эффект от предоставления компенсаций для консолидированного бюджета Республики Татарстан позволил дополнительно получить бы доходов в республиканский бюджет в размере 4,8%, а консолидированные местные бюджета - 3,4%, которые могли бы быть использованы на предоставление более эффективных региональных и местных налоговых льгот.
Подобные работы
- НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА, КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам в
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые льготы и иные правовые стимулы поддержки предпринимателей по российскому законодательству
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Налоговое планирование в системе корпоративного управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



