Введение 5
Глава 1. Общая правовая характеристика особо охраняемых природных территорий 10
§1.1. Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий по различным основаниям 10
§1.2. Правовые основы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации 18
Глава 2. Элементы правового режима особо охраняемых природных территорий 35
§2.1. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях федерального значения 35
§2.2. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях регионального значения 42
§2.3. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях местного значения 49
Глава 3. Правовое обеспечение рационального природопользования в особо охраняемых природных территориях 57
§3.1. Правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на особо охраняемых природных территориях . 57
§3.2. Правовые меры снижения негативного воздействия на особо
охраняемые природные территории 63
Заключение 70
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Согласно ФЗ «Об ООПТ» под ООПТ понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Сохранение редких и уникальных экологических систем является одним из обязательных условий обеспечения экологической безопасности страны в целом.
ООПТ имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, кроме того способствует поддержанию благоприятного качества окружающей природной среды. Вопросы специфики правового режима ООПТ являются актуальными и требуют комплексного правового исследования в связи с активным развитием на них туристско-рекреационной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории ООПТ.
Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства об ООПТ, гражданского, земельного, лесного, водного законодательства и нормы иной отраслевой принадлежности, связанные с правовым режимом ООПТ, а также судебная практика их применения.
Целью исследования является разработка комплексного представления о правовом режиме ООПТ.
Проблема исследования состоит в сложности выявления оптимального правового регулирования, построенного на балансе между охраной окружающей среды и возможностью хозяйственного использования природных
объектов и комплексов ООПТ. Обозначенная проблема конкретизируется в конфликте частных и публичных правовых интересов в заявленной области.
Теоретической основой работы явились научные труды российских ученых, среди которых: Т.В. Архипенко, С.В. Бердинских, Л.В. Брезинской, В.В Вараксина, Т.А. Григорьевой, А.А Гуковой, Е.А. Дмытерко, Г.В Дудко, А.В. Иванова, М.Л. Крейндлина, Н.В. Кузнецовой, Е.В. Луневой, Н.А. Масилевич, Г.Д. Русецкой, Д.Р. Сабировой, М.Е. Стадолина, В.В. Тарасовой, А.В. Швецова, И.А. Яковлевой, Е.В. Ямчук и др.
Нормативную основу составляет Конституция РФ, гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», федеральные подзаконные нормативные правовые акты, законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере правового режима ООПТ.
Эмпирической основой исследования являются материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, в том числе Федерального арбитражного суда Поволжского округа, материалы практики арбитражных судов различных регионов РФ.
Задачи исследования:
• провести классификацию ООПТ с учетом особенностей законодательства различных уровней;
• проанализировать правовые основы охраны и использования ООПТ;
• предложить стимулы и ограничения в механизме правового регулирования использования природных объектов и комплексов ООПТ;
• определить правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на ООПТ;
• сформулировать правовые меры снижения негативного воздействия на ООПТ.
Для решения вышеуказанных задач использованы следующие методы исследования:
Методологическую основу исследования составил диалектический метод, который позволил познавать в неразрывном единстве и в общей связанности сущность правового регулирования отношений по охране и использованию ООПТ.
Правовому изучению также способствует логические приемы в виде анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения, аналогии и типологии. С их помощью разработано дифференцированное правовое регулирование разновидностей общественных отношений в сфере функционирования ООПТ.
Формально-юридический прием позволил уяснить суть и значимость правовых норм, регламентирующих отношения, возникающих по поводу ООПТ.
Сравнительно-правовой метод в рамках внутригосударственного регулирования применялся для сопоставления правовых средств воздействия на участников отношений по охране и использованию ООПТ федерального, регионального и местного значения.
Метод единства и дифференциации использован для выявления общих и отличительных характеристик правового регулирования отношений ООПТ на федеральном уровне путём сопоставления положений из регионального и местного законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выработаны правовые меры по снижению и предотвращению негативного воздействия на ООПТ: минимизация и предотвращение угрозы хозяйственной и иной деятельности на уникальные природные достопримечательности, путём установления нормативов рекреационной нагрузки; нормативное закрепление системы правовых запретов и дозволений по осуществлению рационального природопользования на ООПТ; установление разрешённых видов хозяйственной деятельности для каждой ООПТ; осуществление распоряжение земельными участками в составе ООПТ в соответствии с законом (надлежащим субъектом и др.); разработка перечня природоохранных мероприятий, осуществляемых арендаторами земельных участков в границах биосферного полигона государственного природного заповедника и национального парка.
2. Обоснована необходимость изменения представления о правовом регулировании хозяйственной деятельности в границах ООПТ федерального значения как исключительно ограничивающем. Только совместное использование и правовых ограничений, и правовых стимулов обеспечит эффективное правовое воздействие на сознание и поведение субъектов по осуществлению рекреации в пределах ООПТ федерального значения, на достижение ими социально полезного результата.
3. Показано, что перечень правовых ограничений и дозволений на ООПТ федерального, регионального и местного значения различен в зависимости от природных особенностей каждой ООПТ. Выявлена проблема относительно ООПТ регионального и местного значения в виде отсутствия ясности по разрешенным видам хозяйственной активности. Они не запрещены, но и не разрешены законодательством, тем самым любые попытки старта предпринимательской деятельности на исследуемых территориях по формальной причине пресекаются из-за отсутствия законных оснований.
4. Следует определить статус территории и прописать разрешённые виды хозяйственной деятельности для каждой ООПТ в отдельности. Необходимо установить правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на ООПТ путём разработки и юридического закрепления рекреационных нормативов, что будет способствовать осуществлению рационального природопользования на данных территориях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, используемых сокращений, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и других документов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Проведённый комплексный анализ правового режима ООПТ позволяет сделать следующие выводы:
Выявлены правовые факторы, оказывающие тормозящее воздействие на развитие системы ООПТ. К ним относиться: отсутствие чёткой систематизации нормативных правовых актов, касающихся охраны и использования ООПТ; межотраслевые коллизии в федеральном законодательстве; противоречия между федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами, приводящие к увеличению судебных дел.
Выработаны правовые меры по снижению и предотвращению негативного воздействия на ООПТ: минимизация и предотвращение угрозы хозяйственной и иной деятельности на уникальные природные достопримечательности, путём установления нормативов рекреационной нагрузки; нормативное закрепление системы правовых запретов и дозволений по осуществлению рационального природопользования на ООПТ; установление разрешённых видов хозяйственной деятельности для каждой ООПТ; осуществление распоряжение земельными участками в составе ООПТ в соответствии с законом (надлежащим субъектом и др.); разработка перечня природоохранных мероприятий, осуществляемых арендаторами земельных участков в границах биосферного полигона государственного природного заповедника и национального парка.
Целесообразно установить запрет на образование биосферных полигонов из земельных участков, выделенных из состава государственного природного биосферного заповедника. В целях повышения правовых гарантий охраны редких экологических систем предложено закрепить законоположение о том, что территория биосферного полигона может состоять из земельных участков, только вновь присоединённых к территории государственного природного биосферного заповедника.
На данный момент печень мер по снижению негативного воздействия на ООПТ ещё не выработан. Для предотвращения и минимизация негативного воздействия на ООПТ необходимо принятие нормативов рекреационной нагрузки.
Проведённое исследование выявило отсутствие согласованности нормативных правовых актов, касающихся охраны и использования ООПТ в федеральном законодательстве; противоречия между федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами. В виду данных противоречий происходит трудности разрешения дел в судебной практике, касающихся использования ООПТ.
Следует обеспечить оптимальный баланс частных и публичных интересов, так как земельные участки ООПТ находится в публичной собственности для многих участников гражданского оборота (особенно осуществляющих коммерческую деятельность) возникают препятствия в реализации предпринимательской деятельности. Безусловно, необходимо, чтобы субъект, осуществляющий данную деятельность, был заинтересован во внедрении в своей коммерческой деятельности методов рационального природопользования и сохранения естественного биоразнообразия. Для обеспечения стабильности гражданского оборота необходимо правовое регулирование, не допускающее злоупотреблений и препятствующее ущемлению прав участников земельных отношений.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.)] [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря, № 237.... СЗ РФ. - 2014. - № 30. (часть I). - Ст. 4202.
2. Модельный закон. Земельный кодекс для государств-участников СНГ[Текст]: [Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением 24-8 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 4 декабря 2004 г. №24-8] // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2005. - № 35 (часть 2). - С. 5 - 149.
3. Модельный закон. Об особо охраняемых природных территориях [Текст]: [Модельный закон принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением 14-6 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ от 16 октября 1999 г. № 14-6] // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2000. - № 23. - С. 96 - 123.
4. Модельный закон. О сохранении, устойчивом использовании и
восстановлении биологического разнообразия: [Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением 44-9 на 44-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 20 мая 2016 г.]. [Текст]
[Электронный ресурс] Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 04.03.2018).
5. Сочи. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь. Модельный закон. О создании трансграничной особо охраняемой природной территории «Заповедное
Поозерье»: [Принят в г. Сочи от 30 сентября 2017 г.]. [Текст] [Электронный ресурс] Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 04.03.2018).
6. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ с изм. от 7 февраля 2017 г.] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2006. - № 52 (часть 1). - Ст. 5496.
7. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 23 апреля 2018 г.)] // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954.
8. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2017 г.)] // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
9. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 29 июля 2017 г.)] // СЗ РФ. - 2006. - № 23. - Ст.2381.
10. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2017 г.).] // СЗ РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.
11. Российская Федерация. Законы. О недрах: [федер. закон РФ: от 21 февраля 1992 г № 2395-1 -ФЗ (с изм. 30 сентября 2017 г.)] [Текст] // СЗ РФ. -
1995. - № 10. - Ст. 823.
12. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых природных территориях [Текст]: [федер. закон РФ: от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (с изм. от 29 июля 2017 г.)] // СЗ РФ. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.
13. Российская Федерация. Законы. О животном мире: [федер. закон от 24 апреля.1995 г. № 52-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.)] [Текст] // СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.
14. Российская Федерация. Законы. Об экологической экспертизе [Текст]: [федер. закон РФ: от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2017 г.)] // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст.4556.
15. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды [Текст]: [федер. закон РФ: от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2017 г.)] // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст.133.
16. Российская Федерация. Законы. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 декабря 2004 г № 172-ФЗ (с изм. от 29 июля 2017 г.)] // СЗ РФ. - 2004. - № 52. - Ст.5276.
17. Российская Федерация. Законы. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: [Текст]: [федер. закон РФ: от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (с изм. от 18 июля 2017 г.)] // СЗ РФ. - 2005. - № 30. - Ст.3127.
18. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Текст]: [федер. закон РФ: от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.)] // СЗ РФ. -
2011. - № 19. - Ст.7043.
19. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: [Текст]: [федер. закон РФ: от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2016 г.)] // СЗ РФ. - 2016. - № 27. - Ст.4187.
20. Российская Федерация. Президент РФ. Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации: [указ Президента РФ от 2 октября 1992г. № 1155] [Текст] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1992. - № 14. - Ст. 1096.
21. Российская Федерация. Правительство РФ. О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий: [постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249] [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - №44. - Ст. 5014.
22. Российская Федерация. Правительство РФ. О ставках платы за
единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: [постановление
Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310] [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - №23. - Ст. 2787.
23. Российская Федерация. Правительство РФ. О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: [постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404] [Текст] // СЗ РФ. - 2008. - №22. - Ст. 2581.
24. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической: [постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 822] [Текст] // СЗ РФ. - 2008. - №46. - Ст. 5344.
25. Российская Федерация. Правительство РФ. О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (вместе с «Положением о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения»): [постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 1391] [Текст] // СЗ РФ. - 2012. - №53. - Ст. 7946(часть II).
26. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон: [постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 138] [Текст] // СЗ РФ. - 2015. - №9. - Ст. 1323.
27. Российская Федерация. Правительство РФ. О представлении
Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств: [постановление Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 916] [Текст] // СЗ РФ. - 2016. - №38. - Ст. 5570.
28. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении
перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России: [распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2055-р] [Текст] // СЗ РФ. -2009. -№3. -Ст.425.
29. Российская Федерация. Правительство РФ. О концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года: [распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 2322-р] [Текст] // СЗ РФ. - 2012. -№ 3. -Ст.452.
30. Российская Федерация. Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации. Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал: [приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 63] [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -
2010. - № 26.
31. Республика Татарстан. Законы. Экологический кодекс Республики Татарстан: [закон Республики Татарстан от 15 января 2009 № 5-ЗРТ] [Текст] // Г азета «Республика Татарстан». - 2008. - № 10.
32. Республика Хакасия. Законы. Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия: [закон Республики Хакасия от 20 октября 1992 г. № 12] [Текст] // Вестник Хакасии. - 2004. - №23.
33. Республика Тыва. Законы. Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва: [закон Республики Тыва от 9 декабря 1996 г. № 645] [Текст] // Собрание законодательства Республики Тыва. -.2001. - № 2.
34. Свердловская область. Законы. Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области: [закон Свердловской области от 21 ноября 2005 г. № 105-ОЗ] [Текст] // Областная газета. -.2007. - № 166.
35. Республика Бурятия. Законы. Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия: [закон Республики Бурятия от 29 декабря 2005 г. № 1438-III] [Текст] // Бурятия. - 2005. - № 246.
36. Республика Саха (Якутия). Законы. Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия): [закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 910-З № 713-IV] [Текст] // Якутские ведомости. - 2011. - № 17.
37. Пермский край. Законы. Об особо охраняемых природных
территориях Пермского края: [закон Пермского Края от 4 декабря 2015 г. № 565-ПК] [Текст] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный:
Официальный сайт губернатора и Правительства Пермского края. - URL: www.permkrai.ru/download.php?id=17623 (дата обращения: 16.03.2018).
38. Республика Татарстан. Законы. О внесении изменений в
Экологический кодекс Республики Татарстан: [закон Республики Татарстан от 12 января 2016 г. №1-ЗРТ] [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный портал правовой информации Республики
Татарстан. - URL: http://pravo.tatarstan.ru (дата обращения: 17.03.2018).
39. Республика Бурятия. Правительство Республики Бурятия. О
заказнике «Кижингинский» Кижингинского района республики Бурятия: [Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 мая 1995 г. № 172] [Текст] // Собрание законодательства Республики Бурятия. -2008. - № 4.
40. Самарская область. Правительство Самарской области. Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения: [Постановление Правительства Самарской области от 6 июля 2015 года № 407] [Текст] // Волжская коммуна. - № 172. - 2015 г.
41. Пермский край. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии пермского края. Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ильинского муниципального района Пермского края: [приказ Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 2 февраля 2017 г. № СЭД-30-01-02-144] [Текст] // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. - № 5. - 2017 г.
42. Пермский край. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии пермского края. Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ординского муниципального района Пермского края: [приказ Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13 февраля 2017 г. № СЭД-30-01-02-185] [Текст] // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. - № 7. - 2017.
43. Республика Татарстан. Кабинет Министров Республики Татарстан. О ведении кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан: [Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 февраля 2003 г. № 116] [Текст] // Сборник постановлений и распоряжений
Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2003. - № 6.
44. Республика Татарстан. Кабинет Министров Республики Татарстан. Об утверждении Государственного реестра особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан и внесении изменений в отдельные Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам особо охраняемых природных территорий: [Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 июля 2009 г. № 520] [Текст] // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2009. - № 30.
45. Казань. Руководитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Об утверждении границ особо охраняемых природных территорий местного значения «Парк Победы» и «Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького: [Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 20 февраля 2009 г. № 826] [Текст] // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. - 2016. - № 8. - с. 382.
46. Казань. Руководитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса «Лебяжье»: [Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31 июля 2009 г. № 6384] [Текст] // Сборник документов и правовых актов муниципального образования г. Казань. - 2010. - № 27.
47. Хабаровск. Администрация города Хабаровск. Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения «Парковая зона детского санатория «Амурский» и «Парковая зона военного санатория «Богдановка»: [Постановление администрации города Хабаровска от 29 января 2016 года № 198] [Текст] // Хабаровские вести. - 2016. - № 17.
48. Пермский край. Краснокамское городское поселение Краснокамского муниципального района Пермского края. Об организации особо охраняемой природной территории местного значения - охраняемый ландшафт Сосновый бор: [Решение Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 23 апреля 2015 г. №31] [Текст] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Дума Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края. - URL: http://krasnokamsk.ru/ (дата обращения:
26.02.2018) .
II. Материалы судебной практики
1. Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. № 73- АПГ14-3 по делу № 3-4/2014 [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 07.04.2018).
2. Определение Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. № 44-АПГ15-5
[Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС
КонсультантПлюс (дата обращения: 18.04.2018).
3. Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2017 г. № 66-АПГ17- 1 по делу № 318-пп [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.04.2018).
4. Определение Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. № 55-АПГ18-1
[Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС
КонсультантПлюс (дата обращения: 17.04.2018).
5. Определение Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. № 9-КГ17-23 по делу № 305-КГ17-18472 [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 25.04.2018).
6. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2017 г. № Ф06-19371/2017 по делу № А65-18640/2015 // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 19.03.2018).
7. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2017 г. № Ф06-22398/2017 по делу № А12-67656/2016// Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 19.03.2018).
8. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. № 15АП-5127/2018 по делу № А32-31579/2017 [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.05.2018).
9. Апелляционное определение Московского областного суда по делу 33-2717/2015 [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.04.2018).
10. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня
2015 г. по делу № А65-5823/2015 [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.04.2018).
11. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января
2016 г. по делу № А65-18989/2015 [Текст] [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.04.2018).
3. Бердинских С.В. Защита прокурором публичных интересов в сфере использования земель особо охраняемых природных территорий // Законность. - 2018. - № 2.
4. Вараксин В.В., Швецов А.В. Правовой режим земельных участков в составе природных парков // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2015. - №2.
5. Григорьева Т.А. Правовые основы взимания платы за посещение государственных природных заповедников и национальных парков // Марийский юридический вестник. - 2016. - №4 (19).
6. Иванов А.В. Категория защитных лесов "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях": правовое регулирование и правоприменительная практика // Экологическое право. - 2017. - № 3.
7. Калемина А.И. Правовой статус реки Казанки // Марийский юридический вестник. - 2016. - №4 (19).
9. Крейндлин М.Л. Правовые проблемы развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации. // [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. - Природопользователь РФ. - URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0 ahUKEwjVwo_JupbQAhWLWCwKHXEQC98QFggjMAE&url=http%3A%2F%2F www.forestforum.ru%2Finfo%2FOOPT_191112.doc&usg=AFQjCNGGuGviV 8lkh9 BZuRcrYv8FyJlrQ&sig2=Zhmrza9Jn-iXmzh4Xaj83Q&cad=rjt.
10. Кузнецова Н.В. Экологическое право: учебное пособие. - М.: Юриспруденция. - 2000. - 168 с.
11. Лунева Е.В. Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 158, кн. 2. - С. 554-566.
12. Лунева Е.В. Государственно-частное партнерство в сфере развития рекреации, туризма и спорта на земельных участках в особо охраняемых природных территориях // Юрист. - 2014. - № 2.
13. Лунева Е.В. К вопросу о правовых проблемах реализации государственной политики в сфере рационального природопользования в биосферных полигонах заповедников // Экологическая политика. Материалы I и II круглых столов «Экологическая политика: новые подходы и технологии решения экологических проблем» (10 октября 2014 г. и 19 октября 2015 г.) и XXI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства. Правовые проблемы формирования и реализации экологической политики» («Софрино - 21») (16-17 мая 2016 г.) /Под ред. проф. А. К. Голиченкова, проф. В. В. Лунина, проф. А. Ю. Шутова; составители А. А. Воронцова, А. А. Г орохов, Н. М. Заславская, Е.
В. Якубович. - М.: Издательство Московского университета 2016. - 273 с. (Электронное издание).
15. Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо
охраняемых природных территориях. - М.: Статут. - 2018. - 27 с.
16. Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо
охраняемых природных территориях // Е.В. Лунева. - М.: Статут. - 2018. - 159 с .
17. Лунева Е.В. Правовые стимулы и ограничения в регулировании имущественных отношений, объектами которых являются земельные участки на особо охраняемых природных территориях// Российский юридический журнал. - 2014. - № 3 - С. 186 - 194.
18. Лунева Е.В. Проблемы согласования разноотраслевых норм о земельных участках в особо охраняемых природных территориях как объектах гражданских прав // Вестник ВУиТ. - 2015. - №2 (82).
19. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения. // / Практика муниципального управления. - 2015. - № 8.
20. Малько А. В. Двоичность юридической информации и язык законодательства // Правоведение. - 1993. - № 1.
21. Масилевич Н.А. Методические основы экологического нормирования туристической нагрузки на особо охраняемые природные территории // Труды БГТУ - Серия 7: Экономика и управление. - 2010. - № 7. - C. 67-70.
22. Русецкая Г.Д., Дмытерко Е.А. Особо охраняемые природные территории - инструмент устойчивого управления природопользованием // Известия БГУ. - 2017. - №4.
23. Сабирова Д.Р. Проблемы государственого кадастрового учета особо охраняемых природных территорий на примере национального парка Нижняя Кама // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. -
2016. - №4.
25. Стадолин М.Е., Ямчук Е.В. Особо охраняемые природные
территории местного значения: проблемы управления и развития // Вестник ГУУ. - 2017. - №3.
26. Тарасова В.В., Гукова А.А., Брезинская Л.В. Развитие
познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения // Актуальные проблемы лесного комплекса. - 2015. - №41.
28. Чечельницкий И. В. Публично-правовые ограничения
природопользования по экологическому законодательству// Юридический мир.
- 2013. - №8. - С. 44-47.
29. Яковлева И.А. Актуальные вопросы развития системы особо
охраняемых природных территорий // Фундаментальные исследования. - 2015.
- № 12 (часть 2) - С. 438-443.
30. Яковлева Ю.С. , Ярхамов И.И. Споры вокруг статуса реки Казанка мешают властям наводить порядок в водоохранной зоне // [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. -KazanFirst. - URL: https: //kazanfirst.ru/article/155060.
IV. Электронные ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ / Дата обращения:
6.02.2018 г.
2. Споры вокруг статуса реки Казанка мешают властям наводить
порядок в водоохранной зоне [Электронный ресурс] // Казанская межрайонная природоохранная прокуратура
[сайт] .URL: http: //wmpp.ru/struktura/kazan/?dob=+%EF%F0%EE%EA%F3 %F0%E 0%F2%F3%F0%FB&PAGEN_2=3 (дата обращения 7.02.2018).
3. Результаты работы проектных групп Совета по предпринимательству [Электронный ресурс] // Совет по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан [сайт].ШЬ: http://sovet.tatarstan.ru. (дата обращения 16.02.2018).