Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования геометрических
представлений дошкольников в образовательной деятельности.…….10
1.1 Возрастные особенности детей дошкольного возраста ………10
1.2 Технология и методики формирования элементарных
математических представлений у дошкольников в условиях
ДОО…………………………………………………………………………….....18
1.3 Анализ современного педагогического опыта по формированию
геометрических представлений у дошкольников в образовательной
деятельности…….………..……………………………...……………...………32
Выводы по 1 главе………………………...………………..………...….43
Глава 2. Экспериментальное исследование цикла мероприятий,
направленных на формирование геометрических представлений
дошкольников в разновозрастных группах………………………….…….45
2.1. Исследование уровня сформированности геометрических
представлений дошкольников в ЭГ и КГ на констатирующем этапе
эксперимента……………………………………………………….……………45
2.2. Характеристика цикла мероприятий направленных на
формирование геометрических представлений у дошкольников ………….56
2.3. Контрольный этап эксперимента и анализ результатов опытно –
эксперементальной работы……………….………………………………...….99
Выводы по 2 главе……………………………………………………….83
Заключение…………………………………………………………...…..85
Список использованной литературы…………………………………89
Приложение..……………………………………………………………..953
Актуальность исследования. В настоящее время происходит активное
переосмысление целей, роли и места математического образования.
Образование начало рассматриваться не просто как трансляция знаний,
умений и навыков, а как целостный процесс становление детской личности и
обретения ею своего конкретного образа.
Исходя из этого образовательно-воспитательная работа дошкольных
организаций строится строго через учет закономерностей в развитии детей и
требований дошкольной дидактики и педагогики. Соответствуя этим
требования процесс обучения детей базируется на непосредственном
восприятии действительности, что имеет особое значение для дошкольного
возраста.
В качестве первоисточника знаний о действительности для детей
выступают ощущение, чувственное восприятие объектов и явлений,
окружающих их. Ощущения снабжают необходимым материалом,
способствующим формированию основных представлений и понятий.
Полнота, характер и точность этих представлений напрямую зависят от
степени развитости сенсорных процессов.
При правильном построении занятия при обучении детей элементарной
математике, помимо классических знаний, можно получить очень много
разнообразного сенсорного опыта. Ведь на этих занятиях дети
непосредственно сталкиваются с разными свойствами предметов (величина,
форма, цвет, форма) и их пространственным расположением. Формирование
элементарных представлений у детей о форме предметов - важная задача
умственного и сенсорного и развития. Именно с сенсорики и с восприятия
предметов и явлений, окружающих детей, закладывается база для
умственного развития.4
Форма предмета является очень важным свойством, свое обобщение
она получила через геометрические фигуры. Геометрические фигуры – это
некие эталоны, с помощью которых можно определить форму предметов
окружения или их составных частей. Их изучение при воспитании сенсорной
культуры несколько отличается от общего формирования элементарных
математических представлений. Знакомство детей с геометрическими
фигурами может осуществляться через два направления: сенсорное
восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных
математических представлений, элементарного геометрического мышления.
Освоение эталонов формы включает в себя знакомство с кругом,
треугольником, квадратом, овалом, прямоугольником. В более старших
группах может быть введена такая форма, как трапеции. Однако во всех
случаях подразумевается умение опознавать ее и работать с нею.
В дошкольный период развитие ощущений и восприятия проходит
очень интенсивно. При этом правильное представление об окружающих
предметах, в частности, их формах, легче формируется через их
непосредственное восприятие. Через сенсорное восприятие выделенные
свойства предметов (такие как форма), становятся объектом специально
организованного восприятия, которое приводит к более успешному
овладению ими и созданию базы для более эффективного формирования
разных видов деятельности детей дошкольного возраста (продуктивнотворческой, трудовой, игровой).
Владение основными формами и знание их словесных обозначений облегчают детям ориентировку в окружающем мире и пространстве. Например,
столкнувшись, с предметом определенной формы, ребенок может соотнести
ее с известными ему формами, отметить различия и сходства. Форма играет
большую роль в обнаружении, различении и распознавании предметов. Через
обследование, ощупывание, многократное обращение с предметом дети
согласуют свое восприятие с формирующимися у них представлениями о5
предмете. Они учатся находить важные признаки предметов, сравнивать их
между собой, проводить по ним обобщение и группировку.
При этом, конечно, важно соблюдать принцип постепенного движения
от частного к общему, от эмпирического шага к научному, от конкретики к
абстракции, от чувственного понятия к логике. Полученные знания, навыки и
умения в жизни помогают детям правильно анализировать разные формы
предметов и, в дальнейшем, их воспроизводить в своих постройках и
рисунках. Основные формы выступают для детей в качестве эталонов,
образцов, помогающих им разбираться во всем многообразии предметных
свойств.
Как видно, формирование представлений о форме занимает важное
место в интеллектуальном развитии дошкольников. Таким образом, тема
работы актуальна и нуждается в дальнейшем рассмотрении. Недооценка
возможностей усвоения геометрического материала детьми дошкольного
возраста длительное время обуславливало неоправданно низкие требования к
содержательному отбору материала при разработке математических занятий.
В то время как современные стандарты и передовые исследования,
посвященные особенностям развития и возможностям детской психики,
требуют нового подхода при разработке занятий по математике.
Таким образом обнаруживаются противоречия между современными
стандартами образования, требованиями и ожиданиями, предъявляемыми к
дошкольным образовательным организациям, и недостаточной
разработанностью занятий по математики в направлении формирования и
развития геометрических представлений у детей.
Проблема исследования: каковы эффективные средства
формирования геометрических представлений у детей дошкольников в
условиях разновозрастных группах.
Объект исследования: процесс формирования геометрических
представлений у детей дошкольного возраста.6
Предмет исследования: цикл мероприятий, как средство
формирования геометрических представлений у дошкольников в
разновозрастных группах.
Цель исследования: разработка и апробация цикла мероприятий,
способствующих эффективному формированию геометрических
представлений у дошкольников в разновозрастных группах.
Гипотеза: разработанный цикл мероприятий будет способствовать
формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста
в разновозрастных группах.
Сформированные цель и гипотеза определяют задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой тематике.
2. Выделить особенности формирования геометрических
представлений у дошкольников.
3. Разработать цикл математических мероприятий по формированию
геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Организовать и привести опытно-экспериментальную работу с
целью проверки рабочей гипотезы .
Методологическая основа работы: Формирование геометрических
представлений у дошкольников – это многоаспектная и сложная проблема,
нашедшая свое отражение не только в математике, но и в психологии и
педагогике.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в
работах А.Н. Веракса и Н.Е. Вераксы [7, с.72], JI.C. Выготского [11, с.224],
М.В. Гамезо [12, с.512], М.И. Зайкин [20], Р.С. Немова [30, с.640], Л.Ф.
Обуховой [35, с.251], А.В. Петровского [41, с.251], С.Л. Рубинштейна [43,
с.723], С.А. Смирнова [39, с.512], Д.Б. Эльконина [52, с.384], И.С.
Якиманской [53, с.320].7
Методическое осмысление можно встретить в работах А.В.
Белошистой [4, с.320., 5, с.156], В.Ю. Бельковича [32, с. 528], Т.И. Бабаевой
[16, с.352], Н.Н. Безруких [34, с.104], А.И. Булычевой [33, с.173], Р.Н.
Бунеевой [37, с. 528], Л.А. Венгер [6, 17], Н.Е. Вераксы [38. с.368], Л.В.
Ворониной [10, с.47], О.М. Дьяченко [50, с. 64], Н.М. Крыловой [15, с.352],
Михайлова З.А. [29, с.384], Е.В. Сербина [45, с. 80], С.А. Трубициной [31,
с.176], Е.И. Удальцова [49, с. 24], И.Е. Федосовой [42, с.342].
Проблема формирования геометрических представлений у
дошкольников рассмотрена в работах А.В. Белошистой [3, с.320], С.М.
Винниковой [8], Л.В. Ворониной [10. с.47], Е.Н. Водопьянова [9], Н.Л.
Ефименко [19], В.А. Козловой [25,с.161], И.Е. Коновалова [25, с.162], Ч.М.
Ондар [36, с.23], Т.В. Шарабаева [51] и многих других.
Для проведения работы, направленной на исследование когнитивных
процессов, подобрались следующие исследовательские методы:
- теоретические (анализ психологической и педагогической
литературы);
- эмпирические (наблюдение, тестирование; психолого-педагогический
эксперимент).
Методики исследования:
1. «Найди предмет такой же формы», автор: Л.А.Венгер (для 4-5 лет)
[17, с254];
2. «Раздели на группы», автор: Немов Р.С. (для 4-5 лет) [30, с.640];
3. «Составь картинку», автор: Л.А.Венгер (для 5-6 лет) [17, с.254];
4. Экспериментальная база исследования.
Базой нашего исследования стал МБДОУ « Старостуденецкий детский
сад» Буинского муниципального Района РТ.
В эксперименте принимали участие дети дошкольного возраста в
количестве 40 человек.
Научная значимость исследования:8
- методически обоснована проблема формирования геометрических
представлений дошкольников в разновозрастных группах;
- проанализированы методические подходы к формированию
геометрических представлений у дошкольников на занятиях математикой;
- обобщен опыт работы по формированию геометрических
представлений для всех возрастных групп.
- разработан цикл занятий для формирования геометрических
представлений у дошкольников в разновозрастных группах;
Теоретическая значимость исследования: результаты, которые были
получены в данной исследовательской работе, дополняют, углубляют и
конкретизируют сложившиеся представления о процессе формирования
геометрических представлений у детей дошкольного возраста через цикл
математических мероприятий. В исследовании рассматриваются такие
важные темы как современные методики и технологии по формированию
геометрических представлений дошкольников, методики оценки уровня
сформированности геометрических представлений детей дошкольного
возраста, основные нормативы освоения геометрических представлений для
дошкольников, влияние уровня сформированности геометрических
представлений на общее интеллектуальное развитие детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
представленные в нем практические материалы могут быть использованы
воспитателями, методистами и психологами в процессе разработки учебнометодических программ для повышения эффективности образовательного
процесса у дошкольников.
Самые базовые представления о геометрических формах, размерах и
расположении предметов в пространстве у детей начинают накапливаться
еще в дошкольный этап детства. Во время практической деятельности и игр
они оперируют предметами, изучают их зрительно и осязательно, рисуют их,
пытаются слепить или сконструировать и постепенно начинают вычленять9
среди других признаков и свойств их форму. Формирование и развитие
представлений о геометрической форме на дошкольном этапе является одной
из самых трудных задач в когнитивном развитии детей. Предложенный в
работе материал сможет помочь педагогам построить систему
целенаправленной работы по формированию представлений о
геометрических фигурах у дошкольников.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения, списка использованной литературы в
количестве 53 источников и приложения.
В первой главе раскрываются возрастные особенности детей
дошкольного возраста для более тщательного создания условий и
корректного подбора упражнений и заданий при формировании
геометрических представлений у дошкольников. Также здесь содержится
краткий обзор существующих образовательных программ в направлении
технологий и методик формирования элементарных математических
представлений и приведены некоторые выжимки из федеральных
нормативных документов. В третьем параграфе первой главы произведен
анализ современного педагогического опыта в области формирования
геометрических представлений у дошкольников.
Во второй главе подробно описаны констатирующий, формирующий и
контрольный этап произведенного эксперимента. К формирующему этапу
приложен цикл мероприятий, способствующий более эффективному
формированию геометрических представлений у дошкольников.
В выводах по главам и заключении подведены итоги по проделанной
работе.
Также в работе содержатся рисунки с диаграммами и таблицы.
Формирование элементарных представлений о форме предметов -
важная задача сенсорного и умственного развития детей. Именно с
сенсорики и с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается
умственное развитие ребенка.
Форма предмета является очень важным свойством, свое обобщение
она получила в геометрических фигурах. Геометрические фигуры – это некие
эталоны, с помощью которых можно определять форму окружающих
предметов или их составных частей. Их изучение в рамках воспитания
сенсорной культуры отличается от общего формирования математических
представлений. Владение основными формами и знание их словесных
обозначений облегчают детям ориентировку в окружающем мире и
пространстве.
Форма играет большую роль в обнаружении, различении и
распознавании предметов. Через обследование, ощупывание, многократное
обращение с предметом дети согласуют свое восприятие с формирующимися
у них представлениями о предмете. Они учатся находить важные признаки
предметов, сравнивать их между собой, проводить по ним обобщение и
группировку. Основные формы выступают для детей в качестве эталонов,
образцов, помогающих им разбираться во всем многообразии предметных
свойств.
Целью исследования была разработка цикла мероприятий,
способствующих эффективному формированию геометрических
представлений у дошкольников.
В основу исследования легла гипотеза о том, что разработанный цикл
мероприятий будет способствовать формированию геометрических
представлений у детей дошкольного возраста в разновозрастных группах.87
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой тематике.
2. Выделить особенности формирования геометрических
представлений у дошкольников.
3. Разработать и апробировать цикл математических мероприятий
по формированию геометрических представлений у детей дошкольного
возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
В качестве экспериментальной базы выступила МБДОУ «
Старостуденецкий детский сад» Буинского муниципального района РТ.
Всего в исследовании участвовали 40 человек, составивших
экспериментальную и контрольную группу.
Экспериментальная работа была проведена в 3 этапа:
1 этап - констатирующий этап - первичная диагностика уровня
сформированности геометрических представлений у детей дошкольного
возраста.
2 этап - формирующий этап - реализация цикла мероприятий по
формированию геометрических представлений с учетом условий,
прописанных в гипотезе.
3 этап - контрольный этап - повторная диагностика уровня
сформированности геометрических представлений у детей дошкольного
возраста, анализ полученных результатов.
Для исследования уровня сформированности геометрических
представлений дошкольников были использованы следующие методики:
1. Тест «Найди предмет такой же формы» Венгера Л.А. для детей 4-5
лет;
2. Тест «Раздели на группы» Немов Р.С. для детей 4-5 лет;
3. Тест «Составь картинку» Венгреа Л.А. для детей 5-6 лет.88
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной
группы позволил выделить значительную положительную динамику в
экспериментальной группе. Большинство детей начали легко распознавать
фигуры в окружающих предметах, группировать фигуры и с увлечением
заниматься конструированием. Некоторые сложности были отмечены у части
детей более младшего возраста, но даже у них был отслежен прогресс
относительно своих первоначальных результатов, что позволяет сделать
вывод о том, что меньшая динамика была обусловлена скорее
индивидуальной скоростью восприятия материала и необходимостью
дополнительной наработки навыков. В целом в экспериментальной группе на
контрольном этапе (в отличие от констатирующего) было отмечено
преобладание высокого и среднего уровня сформированности
геометрических представлений.
В контрольной группе произошедшие изменения оказались
незначительными и все также было отмечено преобладание среднего и
низкого уровня.
В ходе данного исследования было доказано, что использование цикла
мероприятий с реализацией условий учета реализации возрастных
особенностей дошкольников, включением игровых элементов и связью
заданий с продуктивной деятельностью, способствует эффективному
формированию геометрических представлений у дошкольников.
Таким образом, цель была достигнута, поставленные задачи
выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
Представленные в работе материалы могут быть использованы
воспитателями и методистами в процессе разработки учебно-методического
инструментария по повышению эффективности формирования
геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Разработанный цикл мероприятий поможет педагогам выстроить систему
работы по формированию представлений о геометрических фигурах у детей
дошкольного возраста.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Программа и методические
рекомендации./Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. –
112 с.
2. Белошистая А.А. Знакомства с геометрическими понятиями /
А.А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 8-9
3. Белошистая, А.В. Математическое развитие ребенка в системе
дошкольного и начального школьного образования: Дисс. доктора пед. наук.
-М.,2003.- 405с.
4. Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое
пособие./ А.В. Белошистая. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320с.
5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников / Белошистая, А.В. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 156
с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от
рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г.
Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с
7. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном
детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений./ Н.Е.Веркаса, А.Н
Веркаса. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 72с.
8. Винникова C.М. Нейропсихологическая профилактика
трудностей в овладении математикой. / С.М. Винникова. //Современное
дошкольное образование. – 2013. - №2.
9. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических
понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. Воспитание. – 2000. –
№ 3.91
10. Воронина, Л.В. Математическое образование в период
дошкольного детства: методология проектирования Текст. : автореф. дис. дра. пед. наук / Л.В. Воронина. Екатеринбург., 2011. - 47 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: Союз,
2004. - 224 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.
пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М.В.
Гамезо, ЕА. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России,
2003. – 512 с.
13. Громова, О.Е. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста ./ Громова, О.Е. – М.: ТЦ
Сфера, 2006. – 362 с.
14. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения
математике В.А. Гусев. М.: «Вербум М», 2003.
15. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная
программа дошкольного образования инновационного, целостного,
комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию,
развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой
индивидуальности / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в
соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 352 с
16. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.
: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с.
17. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию
дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А.
Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008 – 254с.
18. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников. / Ерофеева, Т. И
– М.: Просвещение, 2012. – 175 с.92
19. Ефименко Н.Л. К вопросу формирования математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством
моделирования // Международный студенческий научный вестник. – 2016. –
№ 5-2.
20. Зайкин, М.И. Избранные вопросы теории обучения М.И. Зайкин.
Арзамас: АГПИ им. П.П. Гайдара, 2003.
21. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 294 с.
22. Козлова, В.А. Формирование элементарных математических
представлений у детей младшего возраста Текст. : автореф. дис. . д-ра пед.
наук / В.А. Козлова. М., 2003. - 47 с.
23. Козлова, В.А. Умнейка: математика в играх и задачах для
малышей. В 5 книгах с методикой. Книга 4: Геометрические фигуры./ В.А.
Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 32с
24. Комарова, Т.С. Игры и упражнения по обучению математике
детей 5–7 лет. / Комарова, Л. Д. – М.: 2011. – 192 с.
25. Коновалов И.Е., Гамирова Э.И. Интеграции физического
воспитания и элементарных математических представлений в рамках
деятельности дошкольного образовательного учреждения // Международный
журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 161-162;
26. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие. / Лобанова, Е.А. Балашов: Николаев, 2005. – 76с.
27. Методика обучения геометрии: Учеб. Пособие для студ. Высш.
Пед. учеб. Заведений В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др. М.:
Издательский центр «Академия», 2004 368 с.
28. Михайлова, З. А. История методики развития элементарных
математических представлений// Теория и методика развития элементарных
математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.93
I и II Составител: Р. Л. Непомнящая. / Михайлова, З. А. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2012. – 136 с.
29. Михайлова, З.А. и др. Теории и технологии математического
развития детей дошкольного возраста./ З.А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008. – 384с.
30. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. –
Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое
исследование с элементами математической статистики. – 640с.
31. Образовательная программа дошкольного образования «Березка»
/ Авторы С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер,
Т.А. Иконникова, К.И. Бабич. – М: Национальное образование, 2017. – 176 с.
32. Образовательная программа дошкольного образования
«Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева.
— М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017. — 528 с.
33. Образовательная программа дошкольного образования
«Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера
«РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 173 с.
34. Образовательная программа дошкольного образования
«Ступеньки к школе» / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М: Дрофа, 2018. –
104 с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология./ Л.Ф. Обухова. – М.:
Педагогическое общество России, 2009. – 251с
36. Ондар, Ч.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе
этнокультурных традиций тувинского народа Текст. : автореф. дис. канд.
пед. наук / Ч.М. Ондар. Екатеринбург., 2009. - 23 с.
37. Основная образовательная программа дошкольного образования
«Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные94
программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.
: Баласс, 2016. – 528 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
39. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учеб.
Для вузов/ под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2012. – 512с.
40. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. –
М.6 Высшее образование, 2007. – 430с.
41. Петровский, А. В. Общая психология.//Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А.
Карпенко. Под общ. ред. Петровского, А.В. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251с.