Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Клиническая психология, Омский государственный педагогический университет)

Работа №41464

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №17 для детей с нарушениями развития интеллекта (г. Омск).
Кадровые ресурсы: 3 психолога, 2 социальных педагога, 2 медицинские сестры, 3 логопеда, 3 тьютора и т.д.).
Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 15 человек – родителей (мамы), воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ (учащиеся с умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Все дети в возрасте от 9 до 10 лет – учащиеся 3-4 классов школы-интернат.
Есть приложения (Анкета «Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ» и План мероприятий Программы «Семейный очаг» ).
Если в данной работе подставить нужной название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в развитии 7
1.1 Характеристика системы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ 7
1.2 Анализ литературы по проблемам воспитания детей с ОВЗ 11
1.3 Методики исследования проблем, возникающих в семьях с детьми с ОВЗ 14
Выводы по 1 главе 18
Глава 2 Эмпирическое исследование проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2 Анализ исследования проблем характерных для семей с детьми с ОВЗ 20
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 39

Актуальность темы исследования, обоснована тем, что семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникает масса проблем на психологическом уровне – это страх, перед настоящим и будущим за своего ребёнка. Как правило, страх за будущее ребенка у родителей возникает из-за неуверенности в себя и свои силы. Очень часто этим фактором является неизвестность. Страх перед грозящей реальной или предполагаемой, мнимой угрозой. Эти страхи и неизвестность играют «плачевную» роль в адекватном поведении самих родителей в отношении самой семьи и ребенка. Многие родители недооценивают данную ситуацию, в силу своей некомпетентности и не в силах проанализировать происходящее с ребёнком, тем самым завышают, или наоборот занижают требования относительно ожидания результативности развития ребенка. Часто таким родителям приходится один на один с ребенком сталкиваться с болью, которая сопровождает необходимые процедуры, когда родитель первым вынужден сообщать ребенку о предстоящем болезненном лечении, либо настраивать на длительное течение такого заболевания, которое сопровождается с физическим страданием, поэтому страх и боль становится постоянным спутником таких семей. Этому способствует необходимая госпитализация ребенка, мать, находящаяся в тесном контакте с ребенком боится разъединения даже на короткий срок, этому способствует недоверие по отношению к медицинскому персоналу, осознание того, что ребёнка никто не будет успокаивать и жалеть, следующая причина «потерять» самого ребенка. Часто родителям приходиться ограничивать активность ребенка из-за болезни, соблюдать особую диету. В свою очередь также растет зависимость самого ребенка от родителей в период обострения, когда ему требуется эмоциональная поддержка именно от родных, знакомых ему людей. И отсутствие близких в трудный период может нанести серьезный вред психическому здоровью, как самим родителям, так и их детям.
Отношения внутри семьи изменяются под гнетом переживаний, становятся «напряженными» и очень часто приводят к разводу. Дети в эмоциональном плане тонко чувствуют своих родителей, переживая, но часто даже не осознавая, что происходит между ними, в итоге начинают болеть, становятся плаксивыми и раздраженными. Происходит изменение общения семьи с социумом, из-за ограничения здоровья ребенка. Необходимость сотрудничества с родителями является важным условием для успешного оказания психологической помощи.
Степень разработанности проблемы. Согласно результатам исследований ряда учёных Ю. Белополовой, Е.А. Савиной, Е.А. Стребелевой и др. их опыт показывает, что необучаемых детей нет, что можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Проблемами семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как З.П. Антонова, Д.А. Донцов, Е.И. Казакова и др. Ученые указывают, что результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого. В своих работах, исследователи описывают, как помочь детям со сложным нарушением развития, выпущен ряд пособий для родителей с детьми с ОВЗ, где подробно описываются методики оказания помощи, советы родителям. Изучением психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья занимались Н.М. Карпунова, И.А. Курочкина, М.А. Лыгина, Е.А. Чекунова и др. Как указывают авторы, у детей со сложным дефектом в развитии существует ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении. Не подготовленному родителю, очень трудно и часто не под силу справиться с этими проблемами. Поэтому главная помощь заключается в информировании таких родителей и предоставлении им психологической помощи, а также в проведении различных тестов, методик, которые бы помогли родителям понять своего ребенка и помочь ему справиться с имеющимися трудностями, адаптироваться к социальной среде. Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, определены в научных трудах Е.В. Любезновой, Н.В. Микляева, Н.Н. Павловой и др.
В целом методы оказания психологической помощи довольно подробно представлены в литературе, где исследуемая проблема обладает высоким уровнем теоретической разработанности.
Объект исследования – семья, где проживает ребенок с ОВЗ.
Предмет исследования – методы психологической помощи.
Целью исследования является изучение проблемы воспитания ребенка с комплексными нарушениями развития в семье.
Гипотеза. Мы предполагаем, что:
- существуют психологические проблемы в семьях, воспитывающих ребенка с особыми потребностями, заключающиеся в отсутствии толерантного отношения окружающих к детям с ограниченными возможностями здоровья, должной помощи семьям со стороны государства;
- грамотное социально-педагогическое сопровождение семей с детьми с особыми потребностями позволит оптимизировать процесс интеграции в социум данной категории семей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению психологических проблем семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в научной литературе.
2. Выявить психолого-педагогические условия сопровождения семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
3. Рассмотреть основные направления психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Эмпирически выявить психологические проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать программу социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
Методы исследования: теоретические – изучение и теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме исследования; эмпирические – экспресс-опрос, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
- подходы к изучению проблем семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – Е.А. Стреблевой, Е.А. Чекуновой, и др.;
- концептуальные положения изучения влияния психологического климата в семье на воспитание и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья – И.В. Лунгул, Е.А. Савиной и др.;
- теоретические аспекты проблемы социальной адаптации семьи к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья – Е.И. Казаковой, О.Е. Кучеровой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе проведенного эмпирического исследования, могут быть использованы в работе психолога и педагогов школ в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура исследования - введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития России.
Семьи детей с ОВЗ имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье, всегда планируется индивидуально. Ребенок с ОВЗ должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с ОВЗ должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей. К психологическим проблемам семей с ребенком-инвалидом следует отнести: проблемы установления социальных контактов; доступность семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, социальных объектов; материальные трудности, проблемы в социальном обслуживании; проблемы в воспитании и развитии детей с ОВЗ: отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома и т.д.
Основным выводом проведенного исследования является то, что психологическое сопровождение по своим целям и задачам должно содействовать созданию ребёнку с ОВЗ и его родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно здоровых отношений в их семье, обеспечению семье с ребёнком с ОВЗ социально-педагогической защиты, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что родители не верят в возможности своего ребенка, возможно, недостаточно владеют информацией об отклонении в развитии у своего ребенка, и, что самое главное, пессимистически настроены на будущее своих детей. Естественно, данное обстоятельство обуславливается тем положением, в котором находится ребенок, а также отсутствие квалифицированной необходимой психологической поддержки как семьи с ребенком с ОВЗ, так и самого ребенка с ОВЗ.
Родители ощущают неспособность к самостоятельному полноценному контакту с ребенком. В информационной помощи в коррекции и развитии ребенка с ОВЗ нуждается меньше родителей, чем в практической, но все же таких родителей большинство. В основном все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушений развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развития. Большинство родителей считают, что им необходима консультативная помощь специалиста в случаях, когда они не могут самостоятельно справиться с ситуацией, хотя не уверены, что готовы принять эту помощь немедленно.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, Е. Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии [Текст] / Е. Е. Алексеева // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 56-57.
2. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка [Текст] / Т. В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – №1. – С. 64-67.
3. Антонова, З. П. Оценка эффективности работы служб ранней помощи семье с проблемным ребенком [Текст] / З. П. Антонова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 50-60.
4. Белополова, Ю. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами [Текст] / Ю. Белополова // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 296-299.
5. Велиева, С. В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения [Текст] / С. В. Велиева // Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 50-58.
6. Донцов, Д. А. Модели семейного психологического консультирования родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями [Текст] / Д. А. Донцов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2017. – №2. – С. 26-35.
7. Иванова, И. А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии [Текст] / И. А. Иванова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2017. – №3. – С. 67-70.
8. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
9. Карпунова, Н. М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье [Текст] / Н. М. Карпунова // Дефектология. –2016. – №5. – С. 64-70.
10. Карпенкова, И. В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии [Текст] / И. В. Карпенкова // Внешкольник. – 2017. – №2. – С. 45-48.
11. Курочкина, И. А. Работа с семьями, имеющих детей с ОВЗ [Текст] / И. А. Курочкина // Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е. Ю. Перова. – Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2017. – С. 213-216.
12. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
13. Лыгина, М. А. Социокультурные основания психолого-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации [Текст] / М. А. Лыгина. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. – 121 с.
14. Лунгул, И. В. Посттравматические стрессовые ситуации в семьях с детьми-инвалидами [Текст] / И. В. Лунгул // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 5. / Под ред. академика С. Д. Максименко. – Москва : Главник, 2018. – 608 с.
15. Любезнова, Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – №1. – С. 55 – 58.
16. Мамайчук, И. И. Психолого-педагогическая помощь семье [Текст] / И. И. Мамайчук, Л. А. Кириеева. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 471 с.
17. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст] / Н.В. Микляева. – Москва : Айрис-Пресс, 2012. – 144 с.
18. Павлова, Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС [Текст] / Н. Н. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2014. – № 3. – С. 42-47.
19. Положение инвалидов в России : Мониторинг / ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru. (Дата обращения: 13.03.2019).
20. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. Образования [Текст] / [В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко и др.]; под ред. В. В. Ткачевой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с.
21. Савина, Е. А. Особенности материнских установок по отношении к детям с нарушениями в развитии [Текст] / Е. А. Савина // Вопросы психологии. – 2018. – № 6. – С. 15-23.
22. Соколова, М. Б. Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт: методический сборник [Текст] / М. Б. Соколова. – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2017. – 132 с.
23. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Струблева // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 3-10.
24. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности с ОВЗ [Текст] / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 6. – С. 239-247.
25. Ярмольник, У. Д. Особенности работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов [Текст] / У. Д. Ярмольник // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 45-49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ