Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Клиническая психология, Омский государственный педагогический университет)
|
База исследования: Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №17 для детей с нарушениями развития интеллекта (г. Омск).
Кадровые ресурсы: 3 психолога, 2 социальных педагога, 2 медицинские сестры, 3 логопеда, 3 тьютора и т.д.).
Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 15 человек – родителей (мамы), воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ (учащиеся с умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Все дети в возрасте от 9 до 10 лет – учащиеся 3-4 классов школы-интернат.
Есть приложения (Анкета «Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ» и План мероприятий Программы «Семейный очаг» ).
Если в данной работе подставить нужной название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в развитии 7
1.1 Характеристика системы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ 7
1.2 Анализ литературы по проблемам воспитания детей с ОВЗ 11
1.3 Методики исследования проблем, возникающих в семьях с детьми с ОВЗ 14
Выводы по 1 главе 18
Глава 2 Эмпирическое исследование проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2 Анализ исследования проблем характерных для семей с детьми с ОВЗ 20
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 39
Кадровые ресурсы: 3 психолога, 2 социальных педагога, 2 медицинские сестры, 3 логопеда, 3 тьютора и т.д.).
Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 15 человек – родителей (мамы), воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ (учащиеся с умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Все дети в возрасте от 9 до 10 лет – учащиеся 3-4 классов школы-интернат.
Есть приложения (Анкета «Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ» и План мероприятий Программы «Семейный очаг» ).
Если в данной работе подставить нужной название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в развитии 7
1.1 Характеристика системы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ 7
1.2 Анализ литературы по проблемам воспитания детей с ОВЗ 11
1.3 Методики исследования проблем, возникающих в семьях с детьми с ОВЗ 14
Выводы по 1 главе 18
Глава 2 Эмпирическое исследование проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2 Анализ исследования проблем характерных для семей с детьми с ОВЗ 20
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 39
Актуальность темы исследования, обоснована тем, что семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникает масса проблем на психологическом уровне – это страх, перед настоящим и будущим за своего ребёнка. Как правило, страх за будущее ребенка у родителей возникает из-за неуверенности в себя и свои силы. Очень часто этим фактором является неизвестность. Страх перед грозящей реальной или предполагаемой, мнимой угрозой. Эти страхи и неизвестность играют «плачевную» роль в адекватном поведении самих родителей в отношении самой семьи и ребенка. Многие родители недооценивают данную ситуацию, в силу своей некомпетентности и не в силах проанализировать происходящее с ребёнком, тем самым завышают, или наоборот занижают требования относительно ожидания результативности развития ребенка. Часто таким родителям приходится один на один с ребенком сталкиваться с болью, которая сопровождает необходимые процедуры, когда родитель первым вынужден сообщать ребенку о предстоящем болезненном лечении, либо настраивать на длительное течение такого заболевания, которое сопровождается с физическим страданием, поэтому страх и боль становится постоянным спутником таких семей. Этому способствует необходимая госпитализация ребенка, мать, находящаяся в тесном контакте с ребенком боится разъединения даже на короткий срок, этому способствует недоверие по отношению к медицинскому персоналу, осознание того, что ребёнка никто не будет успокаивать и жалеть, следующая причина «потерять» самого ребенка. Часто родителям приходиться ограничивать активность ребенка из-за болезни, соблюдать особую диету. В свою очередь также растет зависимость самого ребенка от родителей в период обострения, когда ему требуется эмоциональная поддержка именно от родных, знакомых ему людей. И отсутствие близких в трудный период может нанести серьезный вред психическому здоровью, как самим родителям, так и их детям.
Отношения внутри семьи изменяются под гнетом переживаний, становятся «напряженными» и очень часто приводят к разводу. Дети в эмоциональном плане тонко чувствуют своих родителей, переживая, но часто даже не осознавая, что происходит между ними, в итоге начинают болеть, становятся плаксивыми и раздраженными. Происходит изменение общения семьи с социумом, из-за ограничения здоровья ребенка. Необходимость сотрудничества с родителями является важным условием для успешного оказания психологической помощи.
Степень разработанности проблемы. Согласно результатам исследований ряда учёных Ю. Белополовой, Е.А. Савиной, Е.А. Стребелевой и др. их опыт показывает, что необучаемых детей нет, что можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Проблемами семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как З.П. Антонова, Д.А. Донцов, Е.И. Казакова и др. Ученые указывают, что результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого. В своих работах, исследователи описывают, как помочь детям со сложным нарушением развития, выпущен ряд пособий для родителей с детьми с ОВЗ, где подробно описываются методики оказания помощи, советы родителям. Изучением психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья занимались Н.М. Карпунова, И.А. Курочкина, М.А. Лыгина, Е.А. Чекунова и др. Как указывают авторы, у детей со сложным дефектом в развитии существует ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении. Не подготовленному родителю, очень трудно и часто не под силу справиться с этими проблемами. Поэтому главная помощь заключается в информировании таких родителей и предоставлении им психологической помощи, а также в проведении различных тестов, методик, которые бы помогли родителям понять своего ребенка и помочь ему справиться с имеющимися трудностями, адаптироваться к социальной среде. Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, определены в научных трудах Е.В. Любезновой, Н.В. Микляева, Н.Н. Павловой и др.
В целом методы оказания психологической помощи довольно подробно представлены в литературе, где исследуемая проблема обладает высоким уровнем теоретической разработанности.
Объект исследования – семья, где проживает ребенок с ОВЗ.
Предмет исследования – методы психологической помощи.
Целью исследования является изучение проблемы воспитания ребенка с комплексными нарушениями развития в семье.
Гипотеза. Мы предполагаем, что:
- существуют психологические проблемы в семьях, воспитывающих ребенка с особыми потребностями, заключающиеся в отсутствии толерантного отношения окружающих к детям с ограниченными возможностями здоровья, должной помощи семьям со стороны государства;
- грамотное социально-педагогическое сопровождение семей с детьми с особыми потребностями позволит оптимизировать процесс интеграции в социум данной категории семей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению психологических проблем семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в научной литературе.
2. Выявить психолого-педагогические условия сопровождения семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
3. Рассмотреть основные направления психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Эмпирически выявить психологические проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать программу социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
Методы исследования: теоретические – изучение и теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме исследования; эмпирические – экспресс-опрос, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
- подходы к изучению проблем семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – Е.А. Стреблевой, Е.А. Чекуновой, и др.;
- концептуальные положения изучения влияния психологического климата в семье на воспитание и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья – И.В. Лунгул, Е.А. Савиной и др.;
- теоретические аспекты проблемы социальной адаптации семьи к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья – Е.И. Казаковой, О.Е. Кучеровой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе проведенного эмпирического исследования, могут быть использованы в работе психолога и педагогов школ в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура исследования - введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Отношения внутри семьи изменяются под гнетом переживаний, становятся «напряженными» и очень часто приводят к разводу. Дети в эмоциональном плане тонко чувствуют своих родителей, переживая, но часто даже не осознавая, что происходит между ними, в итоге начинают болеть, становятся плаксивыми и раздраженными. Происходит изменение общения семьи с социумом, из-за ограничения здоровья ребенка. Необходимость сотрудничества с родителями является важным условием для успешного оказания психологической помощи.
Степень разработанности проблемы. Согласно результатам исследований ряда учёных Ю. Белополовой, Е.А. Савиной, Е.А. Стребелевой и др. их опыт показывает, что необучаемых детей нет, что можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Проблемами семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как З.П. Антонова, Д.А. Донцов, Е.И. Казакова и др. Ученые указывают, что результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого. В своих работах, исследователи описывают, как помочь детям со сложным нарушением развития, выпущен ряд пособий для родителей с детьми с ОВЗ, где подробно описываются методики оказания помощи, советы родителям. Изучением психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья занимались Н.М. Карпунова, И.А. Курочкина, М.А. Лыгина, Е.А. Чекунова и др. Как указывают авторы, у детей со сложным дефектом в развитии существует ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении. Не подготовленному родителю, очень трудно и часто не под силу справиться с этими проблемами. Поэтому главная помощь заключается в информировании таких родителей и предоставлении им психологической помощи, а также в проведении различных тестов, методик, которые бы помогли родителям понять своего ребенка и помочь ему справиться с имеющимися трудностями, адаптироваться к социальной среде. Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, определены в научных трудах Е.В. Любезновой, Н.В. Микляева, Н.Н. Павловой и др.
В целом методы оказания психологической помощи довольно подробно представлены в литературе, где исследуемая проблема обладает высоким уровнем теоретической разработанности.
Объект исследования – семья, где проживает ребенок с ОВЗ.
Предмет исследования – методы психологической помощи.
Целью исследования является изучение проблемы воспитания ребенка с комплексными нарушениями развития в семье.
Гипотеза. Мы предполагаем, что:
- существуют психологические проблемы в семьях, воспитывающих ребенка с особыми потребностями, заключающиеся в отсутствии толерантного отношения окружающих к детям с ограниченными возможностями здоровья, должной помощи семьям со стороны государства;
- грамотное социально-педагогическое сопровождение семей с детьми с особыми потребностями позволит оптимизировать процесс интеграции в социум данной категории семей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению психологических проблем семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в научной литературе.
2. Выявить психолого-педагогические условия сопровождения семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
3. Рассмотреть основные направления психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Эмпирически выявить психологические проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать программу социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
Методы исследования: теоретические – изучение и теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме исследования; эмпирические – экспресс-опрос, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
- подходы к изучению проблем семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – Е.А. Стреблевой, Е.А. Чекуновой, и др.;
- концептуальные положения изучения влияния психологического климата в семье на воспитание и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья – И.В. Лунгул, Е.А. Савиной и др.;
- теоретические аспекты проблемы социальной адаптации семьи к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья – Е.И. Казаковой, О.Е. Кучеровой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе проведенного эмпирического исследования, могут быть использованы в работе психолога и педагогов школ в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура исследования - введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития России.
Семьи детей с ОВЗ имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье, всегда планируется индивидуально. Ребенок с ОВЗ должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с ОВЗ должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей. К психологическим проблемам семей с ребенком-инвалидом следует отнести: проблемы установления социальных контактов; доступность семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, социальных объектов; материальные трудности, проблемы в социальном обслуживании; проблемы в воспитании и развитии детей с ОВЗ: отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома и т.д.
Основным выводом проведенного исследования является то, что психологическое сопровождение по своим целям и задачам должно содействовать созданию ребёнку с ОВЗ и его родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно здоровых отношений в их семье, обеспечению семье с ребёнком с ОВЗ социально-педагогической защиты, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что родители не верят в возможности своего ребенка, возможно, недостаточно владеют информацией об отклонении в развитии у своего ребенка, и, что самое главное, пессимистически настроены на будущее своих детей. Естественно, данное обстоятельство обуславливается тем положением, в котором находится ребенок, а также отсутствие квалифицированной необходимой психологической поддержки как семьи с ребенком с ОВЗ, так и самого ребенка с ОВЗ.
Родители ощущают неспособность к самостоятельному полноценному контакту с ребенком. В информационной помощи в коррекции и развитии ребенка с ОВЗ нуждается меньше родителей, чем в практической, но все же таких родителей большинство. В основном все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушений развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развития. Большинство родителей считают, что им необходима консультативная помощь специалиста в случаях, когда они не могут самостоятельно справиться с ситуацией, хотя не уверены, что готовы принять эту помощь немедленно.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Семьи детей с ОВЗ имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье, всегда планируется индивидуально. Ребенок с ОВЗ должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с ОВЗ должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей. К психологическим проблемам семей с ребенком-инвалидом следует отнести: проблемы установления социальных контактов; доступность семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, социальных объектов; материальные трудности, проблемы в социальном обслуживании; проблемы в воспитании и развитии детей с ОВЗ: отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома и т.д.
Основным выводом проведенного исследования является то, что психологическое сопровождение по своим целям и задачам должно содействовать созданию ребёнку с ОВЗ и его родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно здоровых отношений в их семье, обеспечению семье с ребёнком с ОВЗ социально-педагогической защиты, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что родители не верят в возможности своего ребенка, возможно, недостаточно владеют информацией об отклонении в развитии у своего ребенка, и, что самое главное, пессимистически настроены на будущее своих детей. Естественно, данное обстоятельство обуславливается тем положением, в котором находится ребенок, а также отсутствие квалифицированной необходимой психологической поддержки как семьи с ребенком с ОВЗ, так и самого ребенка с ОВЗ.
Родители ощущают неспособность к самостоятельному полноценному контакту с ребенком. В информационной помощи в коррекции и развитии ребенка с ОВЗ нуждается меньше родителей, чем в практической, но все же таких родителей большинство. В основном все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушений развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развития. Большинство родителей считают, что им необходима консультативная помощь специалиста в случаях, когда они не могут самостоятельно справиться с ситуацией, хотя не уверены, что готовы принять эту помощь немедленно.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018



