Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №41434

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Сущность понятий «гендерная идентичность» и «агрессивное
поведение» в психологических исследованиях 6
1.2 Процесс становления гендерной идентичности в подростковом
возрасте 13
1.3 Влияние гендерных факторов на склонности к агрессивному
поведению подростков 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1 Организация исследования. Описание методик 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 30
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. На протяжении многих тысячелетий человечество проявляло интерес к феномену агрессии, однако, и в настоящее время агрессия является предметом активных научно-практических исследований. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, которое направлено на причинение вреда или ущерба другому живому существу. На сегодняшний день одной из основополагающих проблем является учащение агрессивных проявлений в подростковом возрасте, поскольку к усилению тревожности и агрессивности подростков ведут ряд причин, а именно: стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи,
информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах и пр. Исходя из этого, становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии. В отечественной и зарубежной психологии зачастую агрессия выступает предметом исследований как общий психический и социальный феномен (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.), однако гендерные различия склонности к агрессивному поведению подростков изучены недостаточно.
Подростковый возраст - это период развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными - Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
Цель исследования: выявить взаимосвязь гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения и гендерной идентичности подростков.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что:
1. подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению;
2. подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность, имеют менее выраженную склонность к агрессивному поведению.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. на основе психологических исследований определить сущность понятий «гендерная идентичность» и «агрессивное поведение»;
2. дать психологическую характеристику процесса становления гендерной идентичности в подростковом возрасте в связи с особенностями проявления агрессивного поведения;
3. выявить влияние гендерных факторов на склонности к агрессивному поведению подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• метод статистической проверки гипотез - коэффициент корреляции Пирсона.
Методики:
• Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI);
• Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева.
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 9-го класса, в количестве 57 человек, из них 26 мальчиков и 31 девочка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению подростков. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковый возраст традиционно считается наиболее трудным в воспитательном отношении. Это сложный переходный период, когда происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Все перестройки организма напрямую влияют на изменение реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности. В это время значимым становится вопрос о половой идентичности подростка, усложняются критерии маскулинности и фемининности, углубляется процесс построения подростками самоотношения к своей гендерной идентификации. В связи с этим очень важной становится проблема правильного формирования у них гармоничной гендерной идентичности. Исследование гендерного типа идентичности и уровня агрессивности личности у юношей и девушек показало, что данная тема является недостаточно разработанной в социальной психологии, конфликтологии.
Целью исследовательской работы являлось выявление взаимосвязи гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению подростков.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что
1. подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению;
2. подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность, имеют менее выраженную склонность к агрессивному поведению.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «гендерная идентичность» и «агрессивное поведение». Было выявлено, что «гендерная идентичность» - это внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. «Агрессивное поведение» - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния.
2. Была изучена психологическая характеристика процесса становления гендерной идентичности в подростковом возрасте, а также были охарактеризованы особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи гендерных факторов и склонности к агрессивному поведению подростков при помощи следующих методик: Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI), который предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения; Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева, который разработан Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым и предназначен для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
4. При выявлении отличий склонности к определенному типу агрессии подростков с гендерным признаком маскулинность и у подростков, у которых не был выявлен данный гендерный признак, нами был использован - t-критерий Стьюдента. В результате чего, был сделан следующий вывод:
• склонность к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак различна, поскольку было статистически доказано, что у подростков с гендерным признаком маскулинность склонность к прямой вербальной агрессии выше, чем у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены.
• склонность к косвенной вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к косвенной вербальной агрессии выражена относительно в равной степени.
• склонность к косвенной физической агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к косвенной физической агрессии выражена относительно в равной степени.
•склонность к прямой физической агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к прямой физической агрессии выражена относительно в равной степени.
В связи с тем, что в ходе исследования выявились, достоверные различия склонности к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак, то наша гипотеза о том, что подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы.



1. Алфимова М.Б. Психогенетика агрессивности. - СПб.: Питер, 2014. - 418 с.
2. Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками
с точки зрения гендерного подхода // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 6(25). // Электронный ресурс. URL:
http://naukovedenie.ru/PDF/156PVN614.pdf (Дата обращения 12.03.2019).
3. Барденштейн Л.М. Патологическая агрессия подростков. - М.: Медпрактика-М, 2015. - 259 с.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 512 с.
5. Бэрон Р. Агрессия. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 2015. - 241 с.
7. Волошина Т.В. Управление эмоциональным стрессом учащихся с точки зрения гендерной педагогики // Образование в соврем. шк. - 2016. - № 3. - С. 44-46.
8. Воробьева К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьников. - 2018. - № 6. - С. 55-61.
9. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. - М.: Педагогика, 2015. - 241 с.
10. Глебов В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков // Проф. образование. - 2018. - № 5. - С. 16-17.
11. Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психолог. журн. - 2014. - № 4. - С. 96-101.
12. Грекова А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. - Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 92 с.
13. Джонсон Р. Глубинные аспекты женской психологии. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 280 с.
14. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? // СОЦИС: Социолог. исслед. - 2015. - № 2. - С. 134-136.
15. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Нар. образование. - 2015. - № 2. - С. 185-192.
16. Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. - Харьков, 2014. -213 с.
17. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психолог. наука и образование. - 2016. - № 4. - С. 22-27.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2014. - 544 с.
19. Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние гендерных
особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 8-11.
20. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Просвещение, 2015. - 238 с.
21. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации. - СПб.: Питер, 2014. - 262 с.
22. Кириленко И.Н. Психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Гуманитарные и социально-эконом. науки. - 2016. - № 2. - С. 201-203.
23. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Питер, 2016. - 334 с.
24. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям. - СПб.: Питер, 2014. - 285 с.
25. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. - СПБ.: Алетейя, 2014. - 408 с.
26. Козырева Е.В. Влияние маскулинности - фемининности на проявление ауто- и гетероагрессии. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. - 302 с.
27. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности. - СПб.: Алетейя, 2015. - 217 с.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2017. - 992 с.
29. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков // Нар. образование. - 2015. - № 8. - С. 193-195.
30. Кэмпбелл Р. Как управляться с гневом ребенка. - СПб.: Мирт, 2016. - 197 с.
31. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Педагогика, 2013. - 165 с.
32. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2014. - 190 с.
33. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2014. - 432 с.
34. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. - М.: МЕДпресс, 2016. - 128 с.
35. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2016 - 180 с.
36. Паренс Г.А. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 2017. - 152 с.
37. Портнова А.А. Агрессия у детей и подростков - жертв террористических актов // Рос. психиатрический журн. - 2017. - № 1. - С. 47-53.
38. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопр. психологии. -2014. - № 1. - С. 81.
39. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков // Открытая шк. - 2016. - № 3. - С. 43-46.
40. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопр. психологии. - 2016. - № 1. - С. 17-25.
41. Терешенкова Е.Ю, Радина Н.К. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе: Сборник статей / Под ред. Л. Э. Семеновой. Вып. 1. - Н. Новгород: МГЭИ (нижегородский филиал), 2014. - 176 с.
42. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика,
профилактика и коррекция. - М.: Речь, 2017. - 480 с.
43. Шевцова Ю. Формирование гендерной идентичности
подростков. - Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 80 с.
44. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. - М.: ЛКИ, 2018. - 360 с.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - М.: МПСИ, 2016. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ