Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности
§ 1. Современные подходы к изучению этничности 26
§ 2. Этническая идентичность как вид социальной
идентичности 49
§ 3. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания 63
Глава II. Особенности этнической идентичности современных башкир
§ 1. Методология и методика исследования 70
§ 2.Когнитивный аспект этнической идентичности современных башкир 80
§ 3. Этническая идентичность современных башкир в структуре социальной идентичности. Эмоционально-ценностное восприятие 101 этничности и стратегии межэтнического поведения современных башкир
Заключение 132
Список использованной литературы 138
Приложение 155
Актуальность темы исследования. Конец 80-х-начало 90-х годов XX века в России стало временем стремительного роста этнического самосознания её народов. Подавляемая в течение длительного времени этническая составляющая стала играть важную роль в политической и культурной жизни общества. В этот период активно проходят процессы суверенизации республик, политика по возрождению национальных культур, возвращение к своим истокам, языку. Для российского общества конца XX - начала XXI вв. характерны значительные изменения в смене идентичностей, и этническая идентичность, наравне с другими, выходит на первый план. Это отмечают и многие исследователи. «Пи одна из форм идентичностей,- как справедливо замечает М.Н.Губогло,- не приковывала
* к себе такого внимания, как этническая. В начале XXI века вновь, как и
век или полтора века тому назад, этническая идентичность заняла едва ли не центральное место в спорах между славянофилами и западниками, а в нынешней терминологии - между приморд иалистами и конструктивистами»1.
Категория этническая идентичность, по мнению ряда исследователей, обладает значительным методологическим потенциалом для научного анализа российского общества, переживающего период социальных трансформаций и кризисов, период «кризиса и смены идентичностей». По мнению МН.Губогло, «если мы не поймем менталитета граждан исторически сложившегося государства с полиэтническим составом, мы рискуем не понять ни сущности двух
*
1 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003. С.198.
разновекторных мировых тенденций - глобализации и индивидуализации, ни тенденций смещения этничности из сферы материальной в сферу духовной культуры и далее - в сферу политики и права, ни, наконец, огромной значимости того или иного баланса идентичностей в самопознании, самовыражении и самоопределении отдельного человека и целых народов»1.
В эпоху глобализации актуализируются вопросы, порождаемые временем - поиски своей идентичности; поиски себя в системе сложившихся новых структур в эпоху технологических, социальных и культурных изменений; восприятие «других» и себя другими; формирование своего «Я» и актуализация концепции «мы» и «они». Семантическое поле термина «идентичность» расширяется. Как пишет российский ученый Л.МДробижева: «Все человечество столкнулось с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализации различий, в том числе национальных, этнических, расовых, религиозных. Для обществ, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, она стала особенно болезненной и, естественно, привлекла к себе внимание»2.
Постиндустриальная эпоха привела к перестройке своих основных принципов, меняются индустриальные универсалии, на смену стандартизации приходит многообразие и плюрализм, что порождает новые соотношения этнических элементов, идет процесс децентрализации структурных связей, что ведет к построению новых связей и нового поля духовных принципов. Поворот к «многомерному человеку» - новому типу
1 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003. С.198.
2 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость//Россия реформирующаяся. М., 2002. С.213-244.
человека эпохи новых культурных изменений - ведет к порождению новых форм идентичностей1.
В эпоху глобализации растет интерес и необходимость в толерантном обществе, который невозможен без понятия причин тех или иных процессов, происходящих в нашем обществе, без понятия того, какой потенциал несет в себе современное общество, невозможно предвидеть и ситуацию в целом.
Этническая идентичность в числе других идентичностей (гражданская, конфессиональная, семейная, политическая, профессиональная, гендерная и др.) в большинстве случаев в более-менее спокойной социально-политической обстановке не является доминирующей. Как правило, этническая категория составляла в наборе всех самоопределений высокий уровень в 90-е годы (когда воспоминания о национальных движениях, конфликтах, национальном самоопределении были еще очень остры). В связи с этим представляется необходимым исследование этнической идентичности башкир, проживающих в Республике Башкортостан в современный период (в начале XXI в.), и выявить степень значимости этнической идентичности в данном субъекте Российской Федерации. Республика Башкортостан является полиэтничным и поликонфессиональным регионом РФ. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Башкортостан коренное население - башкиры составляют 29,75%, другими наиболее многочисленными этническими группами, проживающими в республике, являются русские (36,32%) и татары (24,13%).2
1 Тоффлер А. Сдвиг власти. М., 1990.
Результаты Всероссийской переписи населения 2002 г., Уфа, 2004.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что изучение этнической идентичности необходимо проводить в тесной связи со сложившимися теориями этничности. Теоретические подходы к исследованию феномена этничности в отечественной науке были заложены в 60-70-е гг. известными советскими этнологами как: Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И. Козлов, П.И.Кушнер,
Н.НЛебоксаров. В современной российской науке анализ категорий этничности, этнической идентичности осуществлялся и осуществляется такими исследователями, как: С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян,
A. О.Бороноев, Ю.В.Бромлей, И.В.Власова, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева,
B. Н.Иванов, В. И. Козлов, И.С.Кон, ПИ.Кушнер, М.В.Крюков,
Э.С.Маркарян, В.В.Пименов, Л.С.Рубан, З.В. Сикевич, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.А.Тишков, С.А.Токарев, Н.НЛебоксаров, К.В.Чистов,
О.И. Шкаратан, В.А.Ядов и др.
В советский период рассмотрение этнической идентичности (национального самосознания в терминологии тех лет) рассматривалось по двум направлениям (классификация по Л.МДробижевой):
1) в качестве одного из признаков этнической общности, до 1970-х гг. не всегда рассматриваемого самостоятельно;
2) в качестве феномена жестко детерминированного экономическими, политико-культурными факторами, в рамках формационного подхода;
3) как явление, изучавшееся главным образом в концепции социально-исторического примордиализма.
Достижением этнологии 1970-80-х гг. было утверждение представлений о национальном самосознании как значимом и
самостоятельном признаке этноса,1 что имело большое значение для переписи населения. Выделялось узкое (В.И.Козлов) и широкое понимание национального самосознания (Ю.В.Бромлей, М.В.Крюков, Р.Ш. Джарылгасинова). Наиболее существенный прорыв в изучении этнической идентичности был сделан этносоциологами в 1980-е гг.
Л.М.Дробижева выделяет:
1) уровни функционирования групповой и личностный;
2) рассмотрение этнической идентичности как компоненты множественной идентичности и роли социально-профессиональной
л
идентичности как фактора ;
3) комплексное рассмотрение этнической идентичности на уровне дискурса (в том числе, с помощью контент-анализа), институциональных документов, установок и ориентаций в массовом сознании и поведении;
4) изучение в структуре этнического самосознания не только содержательных компонент, когнитивных представлений, но и эмоциональных и регулятивных.
Существенное влияние оказывали разработки социологами проблем установок и ценностных ориентаций (В.А.Ядов).
'Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель/ТКраткие сообщения института этнографии им.Миклухо-Маклая. Т.8.1949; Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопросы истории. 1967.№1. С.88-100; Козлов
В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса//Советская этнография. 1974, №2, С.24-38; Бромлей Ю.В. Этнос и география. М.: Наука, 1973,- 283 с.; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412 с. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
2 Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981; Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984; Дробижева Л.М.Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. 1985. №5.С.5-23; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
8
Позднее появившиеся возможности доступа и обмена с западными коллегами привели к проникновению в этносоциологию деятельностного подхода и широкому использованию теории социальной идентичности Г.Теджфела, идей гуманистической психологии (А.Маслоу, Дж. Дэвис).'1
Современные подходы к понятию этнической идентичности базировались на теоретических изысканиях родоначальников- исследователей этого феномена и с открытием границ и укреплением междисциплинарных связей внесли новое видение и новые разработки в этом направлении, проявившиеся в работах Г.У.Солдатовой (Г.У.Кцоевой)2', Н.М.Лебедевой3, Л.И. Науменко4, С.В.Рыжовой/ Политологический аспект этнических проявлений в постсоветский период рассматривают Р.Г.Абдулатипов, М.О.Мнацаканян, Э.А.Паин, В.А.Тишков и
1 См.: Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144, 26 января - 8 февраля 2004.
гКцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1985; Кцоева (Солдатова) Г.У. Методы исследования этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика М.: Наука, 1985. С.225-231; Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. М., 1988, С.111-126; Солдатова Г.У.Психология межэтнической напряженности. М.: «Смысл», 1998.-389 с.
3Лебедева Н.М.Социальная психология этнических миграций. М.,1993; Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Старый сад», 1998.-316 с.
4 Науменко Л.И. Опыт исследования этнической идентичности в системе социальных самопредставлений студентов/ЯТсихологические исследования общественного самосознания. М., 1993.
5Рыжова С.В. Установки этнического самосознания русских (по материалам эмпирического исследования в г.Москве и Тверской области)// Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: РАН. Ин-т этнолог.и антроп.им.Миклухо- Маклая, 1994; Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) //Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М.,1995. С.267-282.
6Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. 2-е изд., доп. М.: Новое издательство. 2004.-248 с.; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭА РАН, 1997. -528 с.; Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Наука,
2001. -240 с.
В современных подходах к изучению этнической идентичности доминирует социально-деятельностный подход (Э.Гидденс, А.Шюц, П.Штомпка, В.А.Ядов). Широкую перспективу открыло
распространение в социологии и этнологии (для России, прежде всего, благодаря работам В.А.Тишкова) конструктивистского и инструменталистского подхода. Благодаря этим подходам этническая идентичность практически становится основным аргументом этничности, а состояние этнической идентичности - одной из основных проблем сохранения мира в мультикультурном обществе1.
Среди зарубежных исследователей, разрабатывающих проблемы этничности, этнических групп, этнической идентичности, идентификации идентичности, можно назвать таких исследователей, как Х.Айзекс, Б.Андерсон, Ф.Барт, П.Ван Ден Берге, Э.Геллнер, К.Гирц, Н.Глейзер, Дж.Де Вое, А.Коэн, Дж.Нейджел, С.Олзак, Д.Мак-Кэй, Д.Мойнихан, Дж.Окамура, Г.Теджфел, Д.Тернер, Э.Хобсбаум, Д.Хоровиц, Э.Эриксон и др.
Исследования проблем этничности в Республике Башкортостан в постсоветский период актуализируются. Исследователи рассматривают в различном ключе вопросы этничности, идентичности. Исследования проводились как исследователями Института этнологии и антропологии РАН, Института социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН (М.Н.Губогло, В.А.Тишков, Л.М. Дробижева, А.Н.Татарко, А.А.Выскочил, Н.М.Лебедева, О.В.Остроухов, А.В.Кузнецова) по межэтническим установкам и взаимодействию трех
*См.: Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144, 26 января - 8 февраля 2004.
2 Губогло М.Н. Башкортостан и Татарстан: параллели этнополитического развития. М., 1994; Татарко А.Н. Категориальная структура этнического сознания и межэтническое взаимодействие башкир, русских и татар в Республике Башкортостан// Идентичность и
ведущих этносов (башкир, русских, татар), проживающих в Республике Башкортостан. Башкортостанские ученые также в большинстве своем проводили исследования на сравнительном анализе башкир, русских, татар. Среди исследователей (историков, социологов, этнологов, культурологов, этносоциологов, этнополитологов) к проблемам этничности обращались следующие ученые Республики Башкортостан: Д.Ж.Валеев, И.М.Габдрафиков, Р.Р.Галлямов, А.М. Гафуров, Р.ЙИрназаров, М.Д.Киекбаев, М.М.Кулыпарипов, Р.Г.Кузеев, И.В.Кучумов, М.Г.Муллагулов, М.В.Мурзабулатов, Т.Г.Мухтаров, Ф.Г.Сафин, Г.Б.Фаизов , Ф.С.Файзуллин, Р.З.Шакуров, Б.Х.Юлдашбаев, А.Б.Юнусова и др. Так, ряд исследований фокусируются на проблемах равенства этносов в республике1, межнациональных аспектах и
'у
этноязыковых процессах , этногенез башкир рассматривался российскими историками, этнологами (С.И. Руденко, П.И. Рычков)3 и башкортостанскими учеными4, исламская составляющая рассматривается
толерантность: Сб.статей/Под ред.Н.М.Лебедевой. М., 2002. С. 169-213; Выскочил А.А., Лебедева Н.М. Кросс-культурное исследование психологических показателей этнокультуной адаптированности и этнической толерантности в Башкортостане// Идентичность и толерантность: Сб.статей/Под ред.Н.М.Лебедевой. М., 2002. С. 191- 242; Остроухое О.В., Кузнецова А.В. Социально-политическая ситуация в Башкортостане//Россия: Центр и регионы. Вып.11. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2003. С.99- 135.
1 Ирназаров Р.И. Проблемы равенства этносов в Республике Башкортостан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Уфа, 1998.
2 Мурзабулатов М.В. Города и районы Республики Башкортостан, Уфа, 1995; Юлдашбаев Ю.Х.Этноязыковые процессы в Башкортостане//Башкиры, татары, русские. Коллективная монография. Уфа, 1997; Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан: Модель этнологического мониторинга. М., 1998.
3 Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнологической монографии//Записки императорского Русского географического общества. Т.43. Вып.2. Л., 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии. 4.1-2. СПб., 1762; Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап, 1999. - 312 с.
4 Бикбулатов Н.В. Башкиры. Этнографический очерк. Уфа, 1995; Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и
11
в работах ряда российских и башкортостанских исследователей1, в исторической ретроспективе и политическом дискурсе рассматривается формирование и существование этнических групп (в основном башкир и татар) республики в ряде работ башкортостанских историков, этнологов, политологов2.
Проблемы идентичностей (этнической, конфессиональной, гражданской) в Республике Башкортостан рассматривались на примере трех этносов (башкир, татар, русских) башкортостанским исследователем
•5
А.М.Гафуровым . В ряде трудов объектом исследования выступает титульный этнос Республики Башкортостан - башкиры. Так, среди них
традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия»,
2002. - 248 с.; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. -573 # с.; Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башкирское
книжное издательство, 1978, -264 с.; Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенегический взгляд на историю. М., 1992; Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность/отв.редМ.Н.Губогло, М.: ЦИМО, 1999, -376 с.; Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология
0 тенденциях современного развития республики/под общей редакцией к.и.н.И.В.Кучумова, Уфа, 2004; Кульшарипов М.М. Трагическая демография. Уфа, 2002; Шакуров Р.З. XX век и башкиры: Статьи. -Уфа, 2004; Юлдашбаев Б.Х. Башкиры и Башкортостан. XX век. Этностатистика.-Уфа. 1995; Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана, Уфа, 1995.
1 Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри/Под ред.А.Малашенко и М.Б.Олкотт, Моск. Центр Карнеги. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. -320с.; Мельков С. Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора/в кн. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри, под ред.А.Малашенко и М.Б.Олкотт, Моск. Центр Карнеги. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. С.45-71; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
2Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан: Модель этнологического мониторинга. М., 1998; Сафин Ф.Г. Принципы этнополитического развития Башкортостана. М„ 1997; Ресурсы мобилизованной этничности. Сб.сгатей. М., Уфа, 1997; Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/под общей редакцией к.и.н.И.В.Кучумова, Уфа, - 2004.
А з
Гафуров А. М. Формирование этнической, конфессиональной и гражданской идентичности национальностей Башкортостана в 90-е годы XX века. Автореферат диссертации кандидата исторических наук. М., 2000.
необходимо упомянуть работы по этнической социализации башкирской молодежи.1
Несмотря на значительный рост исследовательского интереса к формированию идентичностей в 90-е годы XX века, непосредственно по отношению к феномену этнической идентичности современных башкир Республики Башкортостан, избранной для анализа темы, все еще наблюдается дефицит исследований и публикаций. Необходимо отметить, что проблема этнической идентичности современных башкир с рассмотрением всех структурных компонентов этнической идентичности народа, предложенной автором в данной работе, изучается впервые.
Последнее десятилетие характеризуется ростом интереса ряда американских, французских, немецких, норвежских исследователей к Республике Башкортостан. Так, кроме башкортостанских ученых, включаются в исследовательское поле зарубежные исследователи, пишущие по современной политической ситуации в Башкортостане: Дж.Александер, Д.Горенбург, Й.Гревингхольт, К. Ле Торриве/мек , Г.Хейл2, И.Нойманн1, которые исследуют в основном вопросы этнической
1 Мухтаров Т.Г. Современный город и башкирская молодежь. Уфа: Гилем, 2004. - 159с.
2 ст. в кн.: Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/ Сост. И.М. Г&Дцрафиков, ИВ.Кучумов; пер. с англ. и франц., Уфа: ООО «Здравоохранение Башкортостана», 2004, -127 с.: Александер Дж., Гревингхольт Й. О качестве демократии в России: Республики Коми и Башкортостан, С.28-45; Гревингхольт Й. Авторитарный режим в постсоветском Башкортостане, С. 19-27; Горенбург Дм. О механизмах изменения национальной принадлежности у татар и башкир Башкортостана, С. 107-121; Ле Торрибедяек К. Пространство, время и идентичности Башкортостана, С. 4-18, Ле Торриьел.1< К. Перепись и идентичности: Башкирия в октябре 2002 г., С. 122-125; Хейл Г. Этническая мобилизация в Башкортостане и судьба российской демократии, С.66-84, Хейл Г. Административный ресурс и укрепление электоратов в национальной республике: выборы депутатов Государственной Думы, С.84-106; Гревингхольт Й. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму/научный ред. И.В.Кучумов,
13
мобилизации и национальных особенностей становления демократии в республике. Таким образом, работы зарубежных авторов фокусируются на исследованиях формирования политической, гражданской идентичностей башкортостанцев в период с 90-х годов по настоящее время. Норвежский исследователь И.Нойманн в своей работе рассматривает как репрезентации русских и татар выступают для башкирского «Я» в качестве одновременно внешних и внутренних «Других». В различных процессах формирования идентичности доминируют различные виды
<ч
конструирования «Другого», которые требуют различных интерпретаций .
Республика Башкортостан является полиэтничным и поликонфессиональным регионом Российской Федерации. Для Башкортостана остаются актуальными вопросы, связанные с этничностью. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, национальный состав Республики Башкортостан представляет следующую картину: русские составили 36,32%, башкиры - 29,75%, татары - 24,13%. (Остальные национальности составили меньшинство: чуваши - 2,85%, марийцы - 2, 75%, украинцы - 1,34%, мордва - 0,63%, удмурты - 0,55%, белорусы - 0,41%, армяне - 0,21%, немцы - 0,2%, узбеки - 0,12%, азербайджанцы - 0,12%, кряшены - 0,1%). Таким образом, в сравнении с данными Всесоюзной переписи населения 1989 года число башкир, проживающих в республике, возросло с 22% до 29,75%. У остальных национальностей также произошли значительные изменения в численном составе, но в противоположном направлении, а именно в сторону
Уфа, 2004, -50 с., пер. с нем.: Gravingholt Jom. Regionale Autonomie und postsowjetischer Autoritarismus: Die Republik Baschortostan. Koln, 1999, Т. 1-П.
1 Iver B.Neumann. Uses of the other. “The East” in European Identity Formation. University of Minnesota Press. 1998; Ивэр Б.Нойманн. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей, М.: Новое издательство, 2004.-336 с.
Ивэр Б.Нойманн. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей, М.: Новое издательство, 2004.-336 с.
снижения количественного состава (в целом снижение составило 3-4%). Так, русские составляют 36, 32% по данным на 2002 г. к 39% в 1989 г., татары - 24,13% к 28% в 1989 г. Только у башкир наблюдается значительный рост численности. Данный факт представляется очень важным фактом в связи с поставленной проблемой в данной работе.
Одна из особенностей демографических процессов в республике связана с изменениями численности населения по районам и городам. На фоне незначительного увеличения доли городского населения (0,3 %) заметно увеличилось число жителей в таких малых и средних городах, как Сибай, Благовещенск, Дюртюли, Мелеуз, Бирск, Белебей, Туймазы, Учалы, Янаул, Давлеканово, Агидель, Баймак и др. Довольно высок процент роста численности населения в четырех близких к крупным городам сельских районах - Кармаскалинском (118,3%), Чишминском (116,1 %), Стерлитамакском (112,2%), Уфимском (107,0%). Еще одна характерная особенность: устойчивую динамику роста численности населения показали районы, в которых большинство составляют башкиры. Это, прежде всего, Бурзянский район, где население увеличилось на 118,3%. Данный факт объясняется высоким темпом естественного прироста населения, который характерен также для следующих районов: Абзелиловского (111,4%), Зианчуринского (110,7%), Учалинского (110,6%), Хайбуллинского (110,0%), Мечетлинского (109,4%), Кугарчинского (108,6%), Салаватского (108,0%), Куюргазинского (108,9%) и т.д.1. Данные свидетельствуют о том, что наблюдается наиболее высокий уровень рождаемости у башкир по сравнению с русскими и татарами. Немаловажным фактором стал интерес к своей этнической идентичности, к росту аффилиации со своей этнической группой и интерес к своим
1 Шакуров Р.З. Этнодемография башкир в XX столетии (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г)//XX век и башкиры. Уфа. 2004. С.5.
историческим корням. Так, если по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 года исследователи выявили сокращение численности башкир, проживающих в Республике Башкортостан1, за счет влияния ассимиляционных процессов (особенно в западных и северо-западных районах республики)2, то в 2002 году происходит изменение в подходах и стратегиях у коренного населения.
Объект и предмет исследования. Объект настоящего исследования - представители башкирского этноса, проживающие в Республике Башкортостан.
Предметом исследования является содержание и динамика этнической идентичности современных башкир.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление особенностей и механизмов формирования этнической идентичности современных башкир. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
• определить степень значимости этничности в сознании башкир, ее эмоциональной окрашенности;
• проанализировать процессы формирования этнической идентичности и выявить факторы, оказывающие влияние на их формирование;
1 По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., сокращение численности башкир наблюдалось лишь по Республике Башкортостан, тогда как в целом по стране произошел заметный рост их численности. Итоги Всероссийской переписи 2002 г. зафиксировали значительный рост численности башкир как по республике, так и по стране в целом.
2 см.: Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1-8. Уфа, 1990- 1999; Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Уфа: Китап, 2001. -712 с.; Кульшарипов М.М. Трагическая демография. Уфа, 2002; Яппарова X., Курбангулова Р., Ахина Р., Ялсина Р. Национальный состав населенных пунктов РБ, Уфа, 2002.
• выяснить степень выраженности этнического «Я» у представителей башкирского этноса Республики Башкортостан;
• определить этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки башкир;
• проанализировать особенности этнической идентичности башкир на уровне систем авто- и гетеростереотипов;
• описать социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к этнической истории и к отдельным элементам этнической культуры (языку, традициям и религии);
• проанализировать процесс формирования этнической идентичности в эпоху модернизации и глобализации, степень влияния трансформационных процессов на функционирование этнической идентичности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили структурно-функциональный, феноменологический, исторический, междисциплинарный подходы:
• Структурно-функциональный подход применён в силу необходимости представленности статистических данных для дальнейших феноменологических изысканий в более глубоком исследовании выдвинутой на изучение проблемы;
• Феноменологический подход даёт возможность изучить поставленную проблему с точки зрения действующего индивида, описать реальную целостность социального объекта, выявить латентный уровень (уровень скрытых мотиваций, чувств, ценностей, отношений и восприятий);
• Стремление к целостному анализу этнической идентичности, учитывающему ее психологические и социальные аспекты, привело к выбору междисциплинарного подхода, сочетающему социологическое, психологическое и историческое знание. В качестве обоснования данного подхода мы задействовали теоретические и экспериментальные работы Л.М.Дробижевой («Национальное самосознание, этническая идентичность и регулирование межэтнических конфликтов»), «Типы этнической идентичности» Г.У.Солдатовой (в соавторстве с С.В. Рыжовой) и тест М.Куна и Т.Макпартленда «Кто Я?». Междисциплинарный подход успешно применяется в российской этносоциологии (Л.М.Дробижева, Ю.В.Арутюнян, З.В.Сикевич и др.), где этническая идентичность рассматривается в качестве сложного социально¬психологического, культурного феномена, изучение которого требует привлечения к этой работе социологов, психологов, социальных антропологов, политологов, культурологов, историков и др. специалистов смежных дисциплин в исторической, социально¬психологической и политической ретроспективе его формирования и становления.
• Исторический подход использован для реконструкции этнической истории башкир с точки зрения проблем этнической идентичности.
Эмпирическую базу составили:
• документы законодательной и исполнительной ветвей власти Республики Башкортостан; программы возрождения и развития народов Башкортостана; Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан»; документы Всемирного Курултая (Конгресса)
башкир; стенографические отчеты Первого и Второго Всемирного курултаев (конгрессов) башкир 1995 г. и 2002 г.;
статистические данные Всесоюзных переписей населения 1926 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г. и Всероссийской переписи населения 2002 г.;
данные социологических опросов общественного мнения по социально-политической ситуации в России и в Республике Башкортостан за 2001 г., 2003 г., проводимые Институтом социально-политических исследований РАН; в одном из данных исследований по социально-политической ситуации в Республике Башкортостан (исследование 2001 г., экспертный опрос элиты Республики Башкортостан) принимал участие и диссертант; выборка исследования 2003 г. составила 4000 респондентов; контент-анализ прессы основных республиканских печатных изданий: газеты и журналы на башкирском, русском, английском языках (республиканские русскоязычная газета «Республика Башкортостан», башкироязычная газета «Йэшлек» (с башкирского «Молодость») за 2004 г., русско-, башкиро-, англоязычный журнал «Ватандаш»/ «Соотечественник»/ «Compatriot») за 2002-2004 гг. и дискурсивный анализ текстов по этнической идентичности башкир в республиканской прессе;
полу структурированные экспертные интервью с представителями элиты Республики Башкортостан (50 интервью с представителями исполнительной ветви власти, средств массовой информации, бизнес- и научной элиты, проведенные диссертантом в октябре-
19
ноябре 2004 г. в г.Уфе, столице РБ), которые определяют вектор развития нации в современный период.
Основные положения, выносимые на защиту. Анализ проявления этнической идентичности башкир позволил выявить основные положения исследования:
1. В структуре этнической идентичности наиболее мобильным и активно реагирующим на трансформационные процессы в социально- политической жизни общества является аффективный компонент - эмоционально-ценностное отношение к собственной этничности.
2. Именно духовная культура предоставляет систему символов, выполняющих этнообъединяющую и этнодифференцирующую роль, что свидетельствует об устойчивости в современном обществе элементов традиционной духовной культуры.
3. Усиление значимости этничности в системе этнополитических категорий указывает на продолжающееся «размывание» общегражданской принадлежности. Этническая и национальная идентичность оказались тесно взаимосвязанными, воспринимаются как тождественные.
4. Этническая идентичность является ярко выраженной в сравнении с низковыраженной конфессиональной идентичностью в полиэтничной среде;
5. Рост интолерантных аттитюдов ведет к расширению поля интолерантности и к поиску своей идентичности, в первую очередь в определении своей этничности;
6. За годы суверенитета усилились этноаффилиативные установки народа, склонность следовать правилам, нормам и целям своей
этнической группы. С чем связываем усиление этноизоляционных тенденций - большей обеспокоенностью за сохранность своего народа.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в постсоветский период на материале Республики Башкортостан рассматриваются следующие ключевые вопросы:
1. содержание одного из важнейших эмпирических индикаторов самоопределения человека на базе коренного населения республики - этнической идентичности башкир как на позитивистском, так и на феноменологическом уровне;
2. выявлен тип этнической трансформации современных башкир и проанализирована его тенденция в сторону позитивной этнической идентичности;
3. определён уровень этнополитической мобилизации сознания и статуса этничности в структуре социальной идентичности башкир современного периода;
4. определены наиболее динамичные компоненты этнической идентичности, где аффективная компонента является наиболее значимой;
5. определены особенности современного состояния этнической идентичности современных башкир, в их числе изменения в социальной дистанции;
6. проанализирована этническая модель поведения современных башкир, выявлены авто- и гетеростереотипы башкир (отношение к своей этничности и к другим этническим группам - русским и татарам) на базе психолингвистических методик;
7. обоснована роль социальных, политических и психологических факторов, влияющих на характер этнической идентичности башкир.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации, дополненные качественным феноменологическим анализом, могут стать новой базой в дискурсе по данной проблеме.
Результаты исследования могут быть использованы также при дальнейшем изучении этнической идентичности башкир и востребованы этносоциологами, социологами, этнологами, историками, политологами, культурологами при изучении социально-психологических особенностей этносов, при разработке мер по предотвращению межэтнической напряженности, при анализе этносоциальных, этнопсихологических и этнополитических проблем и процессов. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке курсов по этнической социологии, социальной антропологии, культурологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на следующих научных конференциях: на III Конгрессе этнографов и антропологов России (Москва, 1999); на Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 2000); на Y Всероссийской научной конференции и XII Уральских социологических чтениях, посвященных памяти профессора Захара Ильича Файнбурга «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2000); на Международной конференции «1Т Century: Youth and social changes»/«BeK информационных технологий: Молодежь и социальные изменения» (Рига, Латвия, 2001); на IV Конгрессе этнографов и антропологов России (Нальчик, 2001), на Международном семинаре «Права женщин в постсоветских мусульманских республиках России и СНГ» (Казань, 2002); на Втором Всемирном Курултае
(Конгрессе) башкир (Уфа, 2002); на Международной конференции «Гендер и молодежь» (Бухара, Узбекистан, 2002); на X Международной научной конференции «Харьковские социологические чтения», посвященные 75-ой годовщине со дня рождения профессора Якубы Е.А. (Харьков, Украина, 2004). Ряд положений диссертационной работы были апробированы в ходе обучения в Институте повышения квалификации Государственного университета гуманитарных наук по социологии в Институте социологии РАН, Центр социологического образования (курсы «Социология молодежи» (январь-март, 2001, Москва) и «Качественные методы в социологическом исследовании» (март-апрель, 2001, Москва)), в Летнем Университете на социологических курсах в Центрально- Европейском Университете (Будапешт, Венгрия) в 2002 и 2003 гг. (курс «Cross-border identities: a narrative approach to migration experiences»/ «Пересекая границы идентичностей: нарративный подход к миграционным практикам», CEU SUN, июль-август, 2002 г.; курс «Islam and the West»/ «Ислам и Запад», CEU SUN, июль 2003 г.).
По теме диссертации опубликованы научные статьи на русском, английском, французском языках и учебно-методических пособий:
1. Ислам в условиях трансформации российского общества: тенденции и перспективы развития ситуации в мусульманских анклавах страны (на примере Башкортостана)// Наука, медицина и технология, Серия: социальные и гуманитарные науки, Ташкент, №3, август 2000. -0,6 п.л.
2. Метаморфозы Ислама в постсоветской России и проблема становления гражданского общества//Вестник Харьковского национального государственного университета им В.Н.Каразина «Социологические
исследования современного общества: методология, теория и методы», №489. 2000. Харьков. -0,6 п.л.
3. Власть и общество в политическом пространстве России - год 2000// Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности, Серия: межрегиональные исследования в социальных науках, №3, Московский общественный научный фонд: Москва, 2001. -1 п.л.
4. Функционирование башкирского языка в среде городской молодежи»//Тезисы III Конгресса этнографов и антропологов России. 8-11 июня 1999 г., М, 1999. -0,5 п.л.
5. О некоторых аспектах влияния региональных и эти о конфессиональных факторов на российскую политику (на примере Республики Башкортостан)//Тезисы Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реальности и новые идеи», сентябрь 2000,
С.-Петербург. -0,5 п.л.
6. Власть и общество: взаимодействие центра и региона/ЯГезисы Y Всероссийской научной конференции и XII Уральских социологических чтений, посвященных памяти профессора Захара Ильича Файнбурга «Современное обще
Анализ ситуации с формированием новых представлений о себе, о своем месте в современном мире показал, что проблема этнической идентичности продолжает оставаться наиболее значимой в постсоветской России. Интенсивные социально-политические и экономические трансформации в стране породили новую этнополитическую и социально-психологическую реальность. Произошли изменения этнополитических статусов этнических групп в республиках России, происходят процессы поиска новой этнической идентификации у представителей титульных этносов, рост этнических миграций, процессы формирования общегражданской идентичности, процессы изменения ценностной структуры индивидуальной и групповой этнической идентичности.
*' Происходит смена идентичностей (этнической, социальной, культурной).
В результате исследования этнической идентичности современных башкир мы пришли к следующим выводам:
1. Этническая идентичность, развиваясь в определенном историческом контексте, напрямую зависит от особенностей политической, экономической и культурной жизни общества. Актуализация этнической идентичности происходит в периоды «особых ситуаций» (как было в начале 90-х годов, в период принятия Декларации о суверенитете Республики Башкортостан в 1990 г., при принятии закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в 1999 г., во время Всероссийской переписи населения 2002 г., период реформ по построению вертикали власти, президентские выборы, парламентские выборы и т.д.).
• Этничность является динамичным, подверженным изменениям
феноменом, которой характерна особая пластичность её компонентов.
Анализ динамики этнической идентичности башкир позволил определить наиболее подвижные её элементы. Наиболее подверженной изменениям и лабильной представилась эмоционально-оценочная компонента этничности. В первую очередь речь идёт о значимости этнического фактора в самосознании людей. Если в повседневной жизни можно наблюдать снижение роли этничности, преобладающими стали общечеловеческие ценности (семья, профессия), то в системе этнополитических категорий этническая идентичность укрепила свои позиции. Причем национальная или республиканская идентичность (гражданин Республики Башкортостан) была лидирующей, заменив собой общероссийскую гражданскую идентичность (гражданин Российской Федерации).
Доминирование в идентификационных матрицах категорий частной жизни отражает озабоченность людей проблемами повседневной жизни. Включение в доминантные позиции категории «профессия» объясняется рядом факторов. Как отмечали многие ученые, опираясь на результаты общероссийских исследований постсоветского периода, наблюдается тенденция у россиян к ориентации на семью и на адаптацию к экономическим реалиям. Этот период обозначен, по В.А.Ядову, как «период восстановления идентификационных побуждений, связанный с началом формирования нового политического и социального пространства», где «интересы большинства все больше актуализируются в сфере повседневных материальных забот».
Немаловажным фактором стал и рост миграционных потоков (как внутренних, так и внешних) в республику, следствием которого является увеличение конкуренции на рынке труда.
2. Как показало исследование, башкиры стали ближе к своему этносу, проявляют больше обеспокоенности за его судьбу. Несколько
134
усилились этноаффилиативные тенденции, что свидетельствует о росте привлекательности своего этноса, стремление подчеркнуть свое членство в определенной этнической группе.
3. Подтвердилась гипотеза о ведущей роли духовной культуры народа в формировании и сохранении этнической идентичности. Традиционные народные праздники и семейные обрядовые праздники доминируют и выступают в качестве значимых. Ориентация на семейную идентичность, как отмечено выше, подтвердилась и в тестировании по социальной идентичности.
4. По данным исследования, межэтнические установки башкир носят толерантный характер и являются благоприятными. Выявлена позитивная этническая идентичность («норма»), которая предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Наряду с этим произошло увеличение и доли гиперидентичных тенденций, в основном, этноизоляционных, скорее всего вызванных большей обеспокоенностью за сохранность своего народа.
Выявленная позитивная этническая идентичность способствует формированию этнической толерантности, что подтверждается и данными изучения межэтнических установок, которые характеризуются в целом как благоприятные.
5. Зафиксировано увеличение социальной дистанции в сфере семейно-брачных отношениях. В целом, закрытость сферы семейно¬брачных отношений, представляется закономерной и подтверждает тенденцию к сохранению самобытности народа, выявленную по другим показателям.
6. Выявлено наличие ориентаций Л-образа (по Дж.Де Восу): ориентация не только на прошлое, но и на настоящее и будущее, что дает
позитивную направленность будущего развития этноса.
По данным экспертных интервью были даны архетипы как исторических личностей, так и современных деятелей (представители культуры, науки, общественные и политические деятели). В числе основных архетипов современного периода всеми экспертами был назван первый и ныне действующий президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов, который воспринимается, прежде всего, как фигура символическая, несущая в себе образ башкирского народа
7. Этнообъединяющими символами башкирского народа в современный период выступают культура, язык, земля, черты характера и историческое прошлое, что подтверждается как данными экспертных интервью с представителями элиты, так и результатами контент-анализа республиканской прессы.
Анализ материалов исследования показал значимость традиционной культуры башкир, которая выступает одной из важных этноконсолидирующей компонентой на современном этапе. Вопросы, связанные с языком, актуальные для всего постсоветского периода, остаются значимыми и для настоящего времени. Все эксперты отметили значимость принятия закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в феврале 1999 г., ставшее, наряду с другими событиями современного периода, значимым для республики и для башкирского народа (в ряде значимых событий были названы - принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана от 11 октября 1990 г., принятие Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами властей республики в составе РФ и Приложение к Федеративного договору от РБ от 31 марта 1992 г., выборы Президента Республики Башкортостан в 1993, 1998, 2003 гг.). Необходимо отметить,
что всеми экспертами были отмечены эти события в логической последовательности и значимые события современного периода предваряли события прошлых столетий, сыгравших важную роль в истории башкирского народа: присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г., национально-освободительные движения башкирского народа - башкирские восстания XVII-XVIII вв., в том числе Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева; провозглашение Башкирской автономной республики в ноябре 1917 г. и двухлетняя борьба как с Красной армией, так и с белогвардейцами до подписания «Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии»).
Присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г. воспринимается экспертами неоднозначно и имеются различные трактовки этого события историками (н., Р.Порталь, А.Доннелли). Между тем 2007 г. станет годом 450-летнего юбилея добровольного присоединения Башкирии к России (о чем подписаны соответствующие документы на государственном уровне Президентом РБ М.Г.Рахимовым и соответствующее распоряжение сделал и Президент России В.В. Путин). При всех неоднозначных подходах и трактовках исторических событий, отмечается большой интерес к истории своего народа и знания о них. Все эксперты хорошо осведомлены и свободно владели фактологическим материалом, демонстрировали знания по истории башкирского народа, апеллируя к историческим датам, событиям, персоналиям, что подтверждает, выявленную по другим примененным методикам в нашем исследовании, значимость этноконсолидирующей компоненты исторического прошлого башкирского народа для его современных представителей.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные особенности этнической идентичности современных башкир, проживающих в Республике Башкортостан на базе системного анализа и расширить представление об этнической идентичности современных башкир в новых политических и социальных реалиях.
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.:МГУ, 1983.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬психологические проблемы.- М.: МГУ, 1990. -240 с.
3. Аклаев А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выпуск 3. Ч.П.М., 1993.
4. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
5. Асмолов А.Г., Е.И.Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа/ЯТсихологические
* проблемы индивидуальности. Вып.2. М., Л., 1984.
6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1-8. Уфа, 1990-1999.
7. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. - Уфа: Китап, 2001.-712 с.
8. Башкортостан: Краткая энциклопедия.//Гл. ред. Р.З.Шакуров. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.- 672с.
9. Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/под общей редакцией к.и.н.И.В.Кучумова, Уфа, 2004.
10. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М. 1993.
11. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка, М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
12. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Этнографический очерк. Уфа, 1995.
13. Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. - 248 с.
14. Бороноев А.О., Павленко В.Н.Этническая психология. СПб., 1994, - 165 с.
15. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М., 1972.
16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
17. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения//Этническое обозрение, №4,1998.
18. Всесоюзная перепись населения 1926 г., т.4., М., 1928.
19. Второй Всемирный Курултай башкир (14-15 июня 2002). Документальные материалы. Стенографический отчет.- Уфа: Китап, 2002, -840 с.
20. Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан: Модель этнологического мониторинга. М., 1998.
21. Габдрафиков И.М., Баймухаметова Г.Р. Республика Башкортостан //На пути к переписи. М., 2003.
22. Габдрафиков И.М. Перепись населения в Башкирии: материалы полевой этнографииЮтнография переписи-2002, М., 2003.
23. Галлямов P.P. Политическая элита. Этничность. Гражданственность. Уфа, 2004. - 138с.
24. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1992.
25. Г еллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь.
26. Гревингхольт Й. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму/научный ред. И.В.Кучумов, Уфа, 2004, пер. с нем.: Gravingholt Jom. Regionale Autonomie und postsowjetischer Autoritarismus: Die Republik Baschortostan. Koln, 1999, Т. I-
II.
27. Грушкин Д.В. Башкирия в «параде суверенитетов»: эволюция представлений этнополитических элит о национальной государственности. М., 2000.
28. Губогло М.Н. (ред.). Развивающийся электорат России. М.. 1996.
29. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003.-764 с.
30. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1997.
31. Доннелли А. С. Завоевание Башкирии Россией: 1552-1740. Страницы истории империализма/Науч.ред. Р.Г.Кузеев, И.Г.Акманов. Пер. с англ. Уфа, 1995. -288 с.
32. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981.
33. Дробижева Л.М.Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. 1985. №5.С.5-23.
34. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х—начало 90-х гг.) // Россия сегодня: трудные поиски свободы/Отв. ред. Л.Ф.Шевцова. М.: ИЭАРАН, 1993.
35. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
36. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость//Россия реформирующаяся, М., 2002, С.213-244.
37. Дробижева Л.М. Этническое самосознание и межэтнические установки: сложности взаимодействий в постсоветских условиях//в кн.: Социология межэтнических отношений, М., 2003, С.42-47.
38. Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144
26 января - 8 февраля 2004.
39. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа: Гилем, 2000.
40. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. // Социс, 1996, №12, сс .23-33.
41. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект- Пресс, 1997.
42. Иванов В. Н. Межнациональные отношения и массовое сознание. М., 1996.
43. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М.: Союз, 1997.
44. Иванов В.Н. Российская Федерация (национальные и региональные проблемы). М., 1997.
45. Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований). М., 1998.
46. Иванов В.Н. Россия Федеративная (кризис и пути его преодоления). М., 1999.
47. Иванов В.Н., Козина А.В. Социология межнациональных отношений в цифрах. М., 1999.
48. Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
49. Иванов В.Н. Россия: социально-политическая ситуация. Национальный и региональный аспекты, М., 2000.
50. Иванов В.Н. Россия: варианты выбора. М., 2003.
51. Идентичность и толерантность/отв.ред.Н.М.Лебедева. М., 2002.
52. Карыбаева М. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций//Этнический мир (Информационно-аналитический бюллетень), 1998, №2.
53. Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: История и современность (опыт историко-этнографического и этносоциологического исследования). Уфа, 1998.
54. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этносаУ/Советская этнография. 1974, №2, С.24-38.
55. Козлова Н.Н. Исследования повседневности и метод социального познания.// Научные и вненаучные формы социального познания: ответственность теоретика. М.: 1992, С.40-60.
56. Козырев Ю.Н. Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал, 1995, № 2, С. 34-41.
57. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания а конце XX века// Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г., М., 1994.
58. Коротеева В.В. Экономические интересы и национализм. М.: РГГУ, 2000.
59. Крауз-Мозер Б. Этнометодология и концепция науки// Вопросы Общественных Наук. Киев, 1990, вып.83, С.81-90.
60. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
61. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений./ Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Саранск,1995.
62. Кульшарипов М.М. Трагическая демография. Уфа, 2002.
63. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель/ЛСраткие сообщения института этнографии им.Миклухо- Маклая. Т.8.1949.
64. Кцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1985.
65. Кцоева (Солдатова) Г.У. Методы исследования этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика. М.: Наука. 1985. С.225-231.
66. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.
67. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Старый сад», 1998.-316 с.
68. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика, М.,1985, С. 138-153.
69. Леонтьев АА.Личность как этническая категория//Советская этнография, 1983, №3, С.35-44.
70. Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах: опыт этносоциологического изучения. М.: ИЭАРАН, 1991. - 183 с.
71. Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм (интегральная теория). М.: Анкил,1999.
72. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов/ Редкол.: Дж.М.Гилязитдинов, К.Ж.Давлетова, Ю.Н.Дорожкин, С.В.Егорышев, Л.А.Ширяев. Уфа, 2001.
73. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1991.
74. Мурзабулатов М.В. Города и районы Республики Башкортостан, Уфа, 1995.
75. Мухтаров Т.Г. Современный город и башкирская молодежь. Уфа: Гилем, 2004. - 159с.
76. Население Башкирской АССР по данным Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. М., 1963.
77. Население Башкирии по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., Уфа, 1980.
78. Население Башкирии по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г., Уфа, 1990.
79. Науменко Л.И.Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации (по материалам социально-психологического исследования межэтнических отношений в Литве и Белоруссии): Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М.,1992.
80. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов / отв. ред. проф. Дробижева Л.М. М.: ИЭА РАН, 1994. -273 с..
81. Национальный состав населения Башкирской АССР по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г., Уфа, 1990.
82. Национальный состав населенных пунктов РБ// X. Яппарова, Р. Курбангулова, Р.Ахина, Р.Ялсина, Уфа, 2002.
83. Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др. Пер.с англ. и нем. М.: Праксис, 2002.
84. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей, М., 2004.
85. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., М., 1973.
86. Павленко В.Н., Солдатова Г.У.Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства//Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994, С.76-92.
87. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные взаимоотношения. Взаимодействие и эволюция. СПб., 1996.
88. I Всемирный Курултай башкир (1-2 июня 1995 г.). Стенографический отчет. Уфа: Китап, 1998. -464 с.
89. Порталь Р. Башкирия в XVII-XVIII вв./ЦЭИ УНЦ РАН. Institut d’etudes slaves; Пер.с франц. и нем. Сост. И.В.Кучумов. Уфа, 2000. -221с.
90. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
91. Решетов А.М. С.И.Руденко - антрополог, этнограф, археолог// С.И.Руденко и башкиры. Уфа, 1998. С.22.
92. Россия: Центр и регионы. Выпуск 11, Глава 1. Социально- политическая ситуация в Башкортостане. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
93. Руденко С.И. Башкиры. М.; Л., 1955.
94. Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования)//Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М.,1995, С.267-282.
95. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросовет, 1998.
96. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.
97. Скворцов Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы// Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. СПб., 1996, №4, С. 45-51.
98. Скворцов Н.Г. Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива.// Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Том 1. №1, С. 53-71.
99. Снежкова И.А. Опыт изучения этнических аспектов национального самосознания у подростков. - М.: МГУ, 1982.
100. Соколовский С.В. Самоопределение и проблема меньшинства.// Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1995, С.115-132.
101. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. М., 1988, С. 111-126.
102. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. -389 с.
103. Социальная и культурные дистанции. Опыт многонациональной России/ под ред. Дробижевой Л.М. М.: Изд-во ИС РАН, 1998.
104. Социология межэтнической толерантности/отв.ред.Л.М.Дробижева, М.: Изд-во ИС РАН, 2003.
105. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М., 1989.
106. Стефаненко Т. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
107. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
108. Татаринова Л.Н. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации// Межнациональные взаимодействия и проблемы
147
управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998. 4.2. С.42-
45.
Ф
109. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Nota Bene, 1999.
110. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭА РАН, 1997. -528 с.
111. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С. 15-44.
112. Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Наука, 2001. -240 с.
113. Тоффлер А. Сдвиг власти. М., 1990.
114. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы//Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). JI., 1984.
115. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности. М.: МГУ, 1994.
116. Файзуллин Ф.С. Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социс.1997. №8, С. 12-19.
117. Файзуллин Ф.С. Социология города. СПб.-Уфа, 1997.
118. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.
119. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание.// Социс. 1999, №9, С. 67-
75.
120. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. Спб.: Изд-во Алетея, 2000.
121. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества//отв.ред.: д.и.н., проф. Дробижева Л.М., к.и.н.ГузенковаТ.С. М.:ИЭИРАН, 1994. -236 с.
122. Шакуров Р.З. XX век и башкиры: Статьи. Уфа, 2004.
* 123. Шакуров Р.З. Этнодемография башкир в XX столетии (по итогам
Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа. 2004.
124. Шакурова Ш.Р. Анализ региональной специфики результатов опросов в Республике Башкортостан в рамках общероссийского исследования//Домашнее насилие в отношении женщин: масштабы, характер, представления общества. М.: МГУ, 2003, С.125-134.
125. Шнирельман В. Ценность прошлого: Этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов. М., 2000.
126. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию, СПб., 1996.
127. Энциклопедический социологический словарь/под общ. ред. академика Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995. -939 с.
128. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1995.
129. Этническое самосознание (принципы исследования)/ отв. ред. В.В. Володин. - Саратов: Изд- во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996.
130. Этнические стереотипы в меняющемся мире/отв.ред.и сост.Е.П.Батьянова, А.Н.Калабанов. М., 1998.
131. Этническая психология/под ред.А.И.Егоровой, СПб: Речь, 2003.
132. Этническая толерантность в поликультурных регионах России/отв.ред. Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко, М.: Изд-во РУДН, 2002.
133. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М.: Институт этнографии, 1998.
134. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1997. Вып.З.
135. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов/Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. М.: Аспект-Пресс, 1998.-452 с.
136. Этносы и этнические процессы. М.: Наука. 1993.
137. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М., 1996.
138. Юлдашбаев Б.Х. Башкиры и Башкортостан. XX век. Этностатистика. Уфа, 1995.
139. Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана, Уфа, 1995.
149
140. Юлдашбаев Ю.Х. Этноязыковые процессы в Башкортостане //Башкиры, татары, русские. Коллективная монография. Уфа, 1997.
141. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
142. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросовет», 1998.
143. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1993.
144. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Соте. М., 1994. № 1.С.35-52.
145. Яппарова X., Курбангулова Р., Ахина Р., Ялсина Р. Национальный состав населенных пунктов Республики Башкортостан. Уфа, 2002.
146. Anderson В. Imagined communities. Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. L.-N.Y., 1983.
147. Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. Bergen, 1969.
148. Barth F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // Vermeulen H., Govers C. (eds.). The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries”. The Hague, 1994.
149. Davies J.Ch. Maslow and Theory of Political Development. Getting to Fundamentals//Political Psychology. 1991. Vol. 12. N3.
150. De Vos G.L., Romanucci-Ross L. (Eds). Ethnic Identity. Chicago. 1982.
151. Erikson E. Psychosocial Identity/A Way of Looking at Things. Selected Papers/Edited by Stephen Schlein. New York, 1995.
152. Ethnic Identity/G.L. De Vos, Romanucci-Ross L.(Eds). Chicago, 1982
153. Govers C. The Anthropology of Ethnicity. The Hague, 1994.
154. Gurr T.R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington (B.C.): United States of Peace Press, 1993.
155. Herron W. Development of the Ethnic Unconscious// Psychoanalytic Psychology. 1995. N12 (4).
156. Hobsbawm E. Nations and Nationalism in Europe Today//Anthropology Today. 1992. Vol.8. N1.
157. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley: University of California Press, 1985.
158. Inkeles A., Smith D.H. The Fate of Personal Adjustment in the Process of Modernization // International Journal of Comparative Sociology. 1970, 11, P. 101-103.
159. Jung C.G. Two Essays on Analytical Psychology //The collected works. Vol.7. Bollingen Series XX. Princeton University Press, 1977.
160. Kuhn М., McPartland T. An Empirical Investigation of Self-attitudes// American Sociological Review. 1954. Vol.19.Nl.
161. Moscovici S., The Phenomena of Social Representation//Social representations. Cambridge. 1984.
162. Nationalism, Ethnic Conflicts and Democracy. Baltimore (ML): John Hopkins University Press, 1994.
163. Piaget J. Genetic logic and sociology//Piaget J .Sociological Studies/ L.Smith (Eds.). London: Routledge. 1995.
164. Rosch E. Principles of categorization//Cognition and Categorization. Hillsdale. N.Y., 1978.
165. Rothman, R.A. Inequality and Stratification: Race, Class & Gender. Prentice-Hall, 1999-XIII.
166. Schils E. Primordial, personal, sacred and civil ties//British J. Sociology, 1957. Vol. 8. N2.
167. Seton-Watson H. Nation and States. An Enquiry into the Origins of Nations and Politics of Nationalism.- Boulder, Col, 1977.
168. Smith, E.R. Social Identity and Social Emotions. Toward New Conceptualizations of Prejudice.// Mackie D., Hamilton D.L. (Eds.). Affect,
Cognition, and Stereotyping: Interactive Processes in Group Perception. Academic Press, 1993, P. 297-315.
169. Taifel H. Social Stereotypes and Social Groups // Intergroup Behavior. Oxford, 1981.
170. Taifel H., Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Worchel S., Austin W.G. (eds.). Psychology of Intergroup Relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986, P. 7-24.
171. Theories of Ethnicity. A classical reader. Ed. by Werner Sollors, East Bourne, 2001.
172. Triandis H., Leung K., Villareal М., Clack F. Allocentric versus ideocentric tendencies//Joumal of Research in Personality. N19.1985. P.395- 415.
173. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N.Y., 1981.
174. Van den Berghe P.L. A Sociological perspective/ZEthnical Racial Studies. 1978. Vol.l, №4.
175. Van den Berghe P.L. Race and Racism: A Comparative Perspective. N.Y.: John Wiley and Sons, 1978.