Введение 3
Глава I Теоретические основы здоровьеформирующего образования 7
1.1. Здоровье ребенка как приоритет государственной политики в области
образования 7
1.2. Психофизиологические особенности развития детей 6-7 лет и развитие
школьно-значимых функций 16
Вывод по 1 главе 32
Глава II Здоровьеформирующие технологии в условиях обучения младших школьников 33
2.1. Методы оздоровления и развития младших школьников 33
2.2. Система работы учителя начальных классов по сохранению физического
и психического здоровья детей 40
2.3. Влияние направленного педагогического воздействия на физическое и
психическое благополучие школьников 47
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Существенные негативные тенденции произошли в состоянии здоровья школьников, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания. Структура заболеваемости детей младшей школы характеризуется доминирование патологии опорно-двигательной системы (24%). Второе ранговое место занимают болезни органов пищеварения 19%, третье - болезни нервной системы и психической сферы. Среди функциональных нарушений доминируют нарушения со стороны костно-мышечной системы, нервной системы и психической сферы, эндокринной системы и обмена веществ. [8]
В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим ценностям и провозглашаются как норма жизни общества. В России отмечается направленность государства на поддержку здоровья населения.
Учитывая устойчивость негативных тенденций в динамике состояния здоровья детей в Российской Федерации (продолжающийся рост заболеваемости и инвалидности детей, сохраняющийся высокий уровень смертности) в общеобразовательных школах страны по сей день идет реализация программы «Здоровый ребёнок» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» предусмотренной на 2007 - 2010 годы, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации. Целью программы определено сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических, социальных проблем материнства и детства.
При поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 29 мая по 3 июня 2006 года в Москве на ВВЦ состоялся Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России». В последние годы в российском обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиске новых путей и средств к оздоровлению, в отказе от здоровьезатратных форм поведения, в переходе к здоровьесберегающему и здоровьесозидающему поведению в своей жизнедеятельности.
«В целях создания условий для укрепления здоровья населения, популяризации массовых видов спорта, пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, приобщения различных категорий населения к регулярным занятиям спортом, обеспечения доступности спортивных сооружений 2009 год был объявлен Годом спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан». [60]
16.02.2009 года в России прошел общенациональный форум «Здоровье детей - основа здоровья нации», на котором были рассмотрены вопросы государственной поддержки и меры по обеспечению и поддержке здоровья детей.
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных наук: философы: К.Гельвеций, Дж.Локк, М.В. Ломоносов и др; психологи и физиологи: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др.; ученые медики: Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, Ю.П. Лисицин и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили, В.К. Зайцев, Я. Корчак, К.Роджерс, В.А. Сухомлинский и др.
Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека определяется необходимостью подготовки физически и психически здорового гражданина, самодостаточного для успешной жизнедеятельности в сложном современном мире.
Формирование здорового образа жизни у школьников первоначально требует выявления особенностей здоровья, специфики педагогического воздействия в семье и школе, и только на основе полученных результатов построения воспитательной работы.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью проведения диагностических исследований для планирования и осуществления воспитательной работы, направленной на формирование здорового образа жизни у школьников и отсутствием в практике школ данной диагностики.
Актуальность излагаемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Сохранение физического и психического здоровья учеников как основные задачи и условие обучения в школе»
Цель исследования: определить влияние воспитательной работы школы на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования: методы и формы формирования
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Гипотеза исследования: Специально организованная,
целенаправленная воспитательная работа с применением разнообразных средств, методов и приемов воспитательной работы способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся младших классов.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить роль государственной политики в формировании и поддержании здоровья ребенка.
3. Рассмотреть психофизиологические особенности развития и развития школьно-значимых функций детей 6-7 лет.
4. Изучить влияние методов оздоровления на развитие психофизиологических особенностей младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого
педагогической и методической литературы; тестирование детей, изучение методов обучения и воспитания учащихся младших классов.
Теоретическая значимость исследования: в работе рассмотрены различные подходы к определению и содержанию понятия «Здоровье», «здоровый образ жизни». Изучены основные направления деятельности государства в отношении сохранения и укрепления здоровья нации и особенно детей, описаны методы работы учителя начальных классов при организации учебно- воспитательной работы.
Практическая значимость исследования: проведена диагностика уровня знаний учащихся о здоровом образе жизни учащихся младших классов; выявлен уровень тревожности первоклассников до и после реализации психо-коррекционной программы с применением релаксационных приемов.
Формирование здорового образа жизни чаще связывают с
физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное
образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ
приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он
овладевает системой знаний о ЗОЖ, актуализирует ценностное отношение к
нему, проявляет активность в здоровьесберегающей деятельности (В.К.
Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт,
Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В.
Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).
Состояние здоровья конкретного человека является результатом
взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями
окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется
медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от
мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения, и
текущих внешних воздействий.
Изучив научную литературу по проблеме исследования, мы приходим
к следующим выводам:
здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и
отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную
гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким,
позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять
нравственное, психическое и физическое здоровье.
при определении понятия Здоровый образ жизни мы понимаем
целенаправленное сохранение здоровья «отношение к здоровью»,
сформированное социальным воздействием, обусловленное личностным
выбором индивидуумом, т.е. мы имеем в виду, что ребенок должен не
только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым.58
формирование здорового образа жизни ребенка представляет собой
социально-педагогический феномен, необходимость которого вызвана
реальной потребностью государства, общества и личности в здоровье.
Таким образом, сохранение физического и психического здоровья
учеников в школе возможно при организации следующих условий:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения
уровня знаний детей о негативном влиянии факторов риска на здоровье,
возможностях его снижения.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни –
так называемое «обучение здоровью» (реализация специальных программ).
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления
табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика
потребления наркотиков и наркотических средств.
4. Побуждение учащихся к физически активному образу жизни,
занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение
доступности этих видов оздоровления на территории школы и рамках
материально – технического обеспечения образовательного учреждения
верин В.А Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. 2-е
изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Алябьева Е.А Психогимнастика в начальной школе:
Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера,
2004. 88 с.
3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые
проблемы теории и практики. М.: Просвещение, 1987.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2001. 160 с.
5. Беленов В.Н. Формирование ценностного отношения
старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания:
диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Самара, 2000.
6. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы
развития ребенка// Психология личности в трудах отечественных
психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. СПб.: Издательство
«Питер», 2000.
7. Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском
возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1983.
8. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. М.: Флинта:
Наука, 2001. 416 с.
9. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших
школьников/ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2005. 159 с.
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994.
240 с.
11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.:
ТК Велби, 2004. 208 с.
12. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. под ред. Р. В.
Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2009. 983 с.60
14. Доронова Т.Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных
образовательных учреждений М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. 232 с.
15. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ.
Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение,
1986. 415 с.
16. Жуковин И.Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе
вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном
(коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. 54– 59 с.
17. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений
личности. М.: МГУ, 1994. 268 с.
18. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. 70– 71 с.
19. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. Советское
здравоохранение, 1984. 8–11 с.
20. Истратова О.Н Справочник психолога начальной школы / О. Н.
Истратова, Т.В.Экскусто. Изд.4-е, Ростов н/Д: Феникс, 2006. 442 с.
21. Каменская В.Г, Зверева С.В. К школьной жизни готов!
Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению
Спб.: «Детство-пресс», 2004.
22. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. –
М.: ПЕР СЭ, 2007. 416 с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
24. Кравцов Ю.И., Корюкина И.П., Калашникова Т.П. Клинические и
нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощённым
перинатальным анамнезом // Рос. педиатр. журн. 2001. № 4. 14– 17 с.
25. Красногорский Н.И. О некоторых возрастных особенностях
физиологической деятельности головного мозга у детей. Доклад на сессии
Медицинской Академии наук СССР, 1946.
26. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре
интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова //
Вопросы психологии. 2000. № 4 (июль-авг.). 29– 37 с.61
27. Лапин Ю.Е. Научные основы государственной политики в
области охраны здоровья детей. Автореферат диссертации на соискание
ученой степени доктора медицинских наук. М. 2009.
28. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др.
Формирование здорового образа жизни молодежи. М.: Медицина, 1988.
29. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990. 179 с.
30. Новикова Г.Р. Клинический и нейропсихологический анализ
некоторых психических функций у детей 6-7 лет // Журнал ВНД. 1999. Т. 49.
– В. 6. 944– 949 с.
31. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или
135 уроков здоровья (1-4 класс). М.: Вако, 2005. 208 с.
32. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
33. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
34. Педагогическая психология / Под. ред. Кулагиной И.Ю. М.:
Сфера, 2008. 474 с.
35. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование,
2006. 540 с.
36. Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /
Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006.
128 с.
37. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.:
Издательство «Питер», 2000. 656 с.
38. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога. В 2 кн.
Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие /
Е.И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 383 с.
39. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М., Прогресс, 1994.