Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ

Работа №15900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Обзор литературы 6
1.1 Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ 6
1.2 Главные факторы здоровья 13
1.3 Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека 29
Глава II . Организация и методы исследования.
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 36
Глава III . Результаты исследования и их обсуждения.
3.1 Результаты тестирования 37
3.2 Результаты анкетирования 40
Выводы 42
Заключение 43
Литература 47
Приложение 52


В настоящее время проблема сохранения здоровья детей приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности России. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса. Данная ситуация обусловлена рядом социально-экономических факторов, которые в течение последних 10-ти лет неблагоприятно влияли на условия жизни и развития ребенка. В связи с общими тенденциями ухудшения здоровья детей необходимо развитие мотивации к учебной деятельности в контексте формирования здоровой личности ребенка, а также формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьников через освоение ребенком здоровьесберегающих технологий.
Очень важно в школьном возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни. Наиболее результативно такую работу можно проводить в учреждении
дополнительного образования детей спортивного профиля. Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно органично сочетает себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.
Обычно молодые люди не склонны ,всерьёз ,задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслуженны.. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой,приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.
Цель данной дипломной работы - исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся среднего школьного возраста.
Объект исследования - процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования - особенности формирования ЗОЖ у детей среднего школьного возраста.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег и т.д. должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным - малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии заболеваний органов пищеварения, приводит к ожирению.
Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Ожирением страдает каждый десятый ребенок.
Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.
Гипотеза - Мы предполагаем, что введение экспериментальной программы «ЗОЖ» значительно повысит уровень мотивационно-ценностных ориентаций, уровень физической подготовленности у учеников среднего школьного возраста.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Изучить проблему здоровья, ЗОЖ.
3. Выявить по средствам анкетирования отношение учащихся к ЗОЖ.
4. Выявить посредством тестов уровень физической подготовленности.
В работе использовались следующие методы:
1. Анализ и изучение литературных источников.
2. Обобщение опыта работы ведущих специалистов-практиков.
3. Анкетирование.
4. Тестирование

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Всестороннее развитие человека, прежде всего, необходимо ему самому. Ведь, чем больше человек будет знать и уметь, тем легче ему претворять в реальность свои жизненные планы, а, следовательно, интереснее жить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья, физической подготовленности. Недаром в древности утверждали, что в здоровом теле - здоровый дух. Этим и объясняется то, что физическое развитие, физическое воспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Вот почему так важно для постоянного своего совершенствования регулярно заниматься физическими упражнениями, быть физически культурным человеком. Не случайно физическая культура считается важнейшей составляющей общей культуры, от состояния которой зависит человеческий прогресс. Естественно при этом, что чем больше в обществе (государстве) будет разносторонне (в том числе и физически) развитых, культурных людей, тем оно будет богаче и сильнее.
Особенно большое значение приобретает физическая культура сейчас, когда бурное наступление техники на природу, изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь человека, и характер его труда оказывают значительное негативное влияние на физическое состояние людей. Кроме возникновения всевозможных экологических проблем это проявляется в увеличении нагрузки на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать постоянно возрастающий объём информации. В связи с этим наблюдается заметное снижение двигательной активности, том числе и у школьников. Возникает так называемая гиподинамия,
характеризующаяся нарушением функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения).
Актуальным становится внедрение различных форм физического воспитания в жизнь человека, ибо физические упражнения благотворно сказываются на его здоровье. А крепкое здоровье как мы знаем, способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 80% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки. От общего состояния здоровья и физических сил во многом зависит память, внимательность, усидчивость.
Духовное и физическое здоровье подрастающего поколения является сегодня одной из самых глобальных проблем современности; здоровье детей и подростков представляет собой одну из главных педагогических целей действительности России. И хотя о неблагополучии здоровья населения страны, а в особенности подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, и хотя школа, наконец, приняла на себя ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу здоровье их значительно ухудшается, - все это только обозначение проблемы. Проблемы, решение которой потребует большого педагогического труда, ибо как показывают последние исследования, у основной массы детей наблюдается снижение иммунитета, которое резко проявляется у мальчиков к 12-14 годам. В частности, как показывают данные Министерства образования РФ, только
один дошкольник из трех приходит в школу практически здоровым. После окончания же школы только около 5 % молодых людей выходит из ее стен в полной мере здоровыми людьми. Более того, сегодня группу риска составляют 77 % обучающихся, треть из которых имеют дисфункциональные нарушения, выходящие за пределы нормы. Если сюда еще включить статистику числа самоубийств, рост наркомании, алкоголизма и беспризорности, то усугубление проблем развития общества налицо. Таким образом, все это приводит к выводу о том, что общее положение в стране прямо или косвенно отражается на каждом ее гражданине. Неблагополучие социально-экономической ситуации в стране напрямую отражается и на недостаточном финансировании образования, когда на эту сферу выделяется, всего лишь треть средств, необходимых на покрытие хотя бы минимальных потребностей. Все это, в конечном счете, сказывается на уровне общей культуры, проявляясь в примитивном характере общения, оскудении словарного запаса, стремлении к развлечениям и праздности. Духовные приоритеты заменяются материальными, что насаждает в людях эгоистический индивидуализм, когда погоня за материальными благами превращается в смысл жизни многих людей.
Человек остро начинает ощущать свою неполноценность, что непосредственно сказывается на его здоровье, вызывая состояние фрустрации, депрессии, невроза. Для того, чтобы все это предотвратить, необходимо заблаговременно сформировать у подрастающего человека иерархию ценностей, в которой материальные блага не занимали бы главенствующего положения. Именно поэтому школьные предметы, в первую очередь литература, история, курсы граждановедения, правоведения, школьной экономики должны тесно переплетаться с вопросами и культуры здоровья. Занимаясь формированием иерархии ценностей личности, повышая субъективную ценность здоровья, педагоги помогают осмыслить вопросы смысла и целей жизни, а также способов, которыми, эти цели достигаются. Утверждаются новые ценности: саморазвитие, самообразование, самореализация. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
В связи с вышеизложенным, актуализируются проблемы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья. У многих подростков в подходе к собственному здоровью прослеживается стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье) и почти со- всем отсутствуют вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. Принято считать, что если школьник систематически занимается спортом, посещая детско-юношескую спортивную школу, то вопросы воспитания культуры здоровья с подобными детьми вообще не стоят. Налицо, казалось бы, ясная мотивация и практическая деятельность, содействующие решению этой проблемы. Однако, в условиях детско-юношеской спортивной школы обнаруживается другая, не менее важная сторона медали. Что, к стати, обуславливает еще один немаловажный аспект актуальности настоящего исследования. Постоянное стремление, прежде всего, к высокому спортивному результату, к достижению высшего пьедестала в своем виде спорта нередко выхолащивает самую главную составляющую культуры здоровья - физическое и психическое благополучие. И как следствие, данная мотивация ведет уже не самосовершенствованию, а к обычному технологическому процессу, направленному на оттачивание специальный умений, позволяющих этот результат достигнуть.
В работе с такими детьми не менее, а может быть и более важно, формировать основы здорового образа жизни, которые позволит выдержать и сложности соревнований, и возможные травмы психологического и физического характера. Все вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы ориентации подростков на формирование основ здорового образа жизни в условиях детско-юношеской спортивной школы.
Здоровье подростков социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.



1. Адамский А., Диепров Э. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. Учительская газета 1997.
2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. Изд - 2 доп.: - М., «Физкультура и спорт» 1990.
3. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания: уч пособие для студентов педагогических вузов М., Просвещение, 1986.
4. Долотина О.П., Морозова Н.З., Хронин В.Г., Колеева Е.В. - «Физическая культура» - Калининград, 1998.
5. Исаев А. - Если хочешь быть здоров. М., Физкультура и спорт.1998.
6. Кайков Г.Д. Работал с ослабленными детьми. Физическая культура в школе 1995, 6, стр 78
7. М.М. Контратьева. Звонок на урок здоровья. Просвещение: М.,1991.
8. Куколевский Г.М. Гигиенический режим спортсмена. М., Физкультура и спорт, 1967.
9. Кузьмин. Наш семейный доктор. М., Мир книги. 2001
10. Лукьяненко: Книга
11. Лисицин Ю.Г. Образ жизни и здоровье населения. М.: «Знание».1987
12. Лихницка И.И. - Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л., «Знание», 1987.
13. Лаптев А.А. Закаляйтесь на здоровье. М., Медицина 1991
14. Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории М., Просвещение 1991
15. Полиевский А. Физкультура и закаливание в семье. М., Медицина 1984. 1982.
17. Соловьёв Г.М. Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры - Ставрополь СГУ. 1998.
18. Соловьёв Г.М. Биосоциальные проблемы ЗОЖ. / уч пособ. Ставрополь, 1998.
19. Филинкова О.В. Моё кредо - быть здоровым / Физкультура в школе, 1997.
20. Чумаков Б.Н. Ванеология. Курс лекций.
21. Шейко Н. Формула молодости и красоты М., мир книги, 2001.
22. Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов.: М., Физкультура и спорт 1985 г.
23. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Иейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля. // Школа здоровья. — 1995. — Т.2. № 4 С. 66-84.
24. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза — М.:Наука, 1982.-270 с.
25. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика,1989.-558 с.
26. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1. М.: ВЛАДОС,2000. -240с.
27. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. - 280 с.
28. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Ч. I. (Президентская программа «Дети России»).-Сергиев Посад, 1995.-41 с.
29. Базарный В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. Ч.П. (Президентская программа «Дети России»). Сергиев Посад, 1995. -41 с.
30. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Ч.Ш (Президентская программа «Дети России»). Сергиев Посад, 1995. - 30 с.
31. Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Ч. IV. (Серия «Педагогика здорового развития»). Сергиев Посад, 1996. - 40 с.
32. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.-208с.
33. Бальсевич В.К., Попов Г. И., Санникова Н. И. Непрерывноефизкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 2004.-№ 2. С. 10-13.
34. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Вестн. Российской Академии медицинских наук. 1999. - № 9.- С. 40-42.
35. Баранов А.А. Основные направления укрепления здоровья детей.// Магистр. -1999. №3. - С.24-29.
36. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. // Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
37. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей.// Магистр. 1999. -№3.- С 30-38.
38. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. -176 с. (Б-ка учителя нач. классов).
39. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? / Под общ. Ред. М.М.
Безруких. — М.: Научно-методич. объед. «Творческая педагогика», 1994.-154 с.
40. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.: Семья и школа, 1996. - 206 с.
41. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о
правильном питании. / Методическое пособие. М.: - OJIMA-ПРЕСС, 2001. - 80 с
42. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.
43. Битер Н.В. Стимулирование направленности девиантных подростков на здоровый образ жизни. М., 2005. -176с.
44. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961, 520 с.
45. Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916.123
46. Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский: 3-е изд. М., 1978. - Т. 8. - С. 355-357.
47. Бондин В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека- Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского государственного университета. 1998. 163 с.51 .Брехман Н.И. Валеология наука о здоровье - М: ФиС, 1980. - 167 с.
48. Брехман Н.И. Валеология наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.-208 с.
49. Брязгунов И.П. О пользе физической активности. // Здоровье детей. -2004.-№3,-С. 10-12.
50. Булич Э., Муравов И. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции // Валеология. — 2004. -№ 1.-С. 4-12.
51. Быков А. Т., Маляренко Ю. Е. К вопросу о методологических аспектах здоровья // Вестник восстановительной медицины. 2004. - № 1. - С.9-13.
52. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с. - (Технология правильного ответа)
53. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука,2001. -416 с.
54. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Сборник научных трудов. Выпуск 1. СПб.: Наука, 1993. - 269 с.
55. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М, 1896.
56. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., Педагогика, 990
57. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащийся молодежи как условие культурной жизнедеятельности. // Физическая культура — основа здорового образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции, 1995г. Часть 2. - 75с.
58. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994.- № 9. С.8-19
59. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности. // Физическая культура: воспитание,образование, тренировка. 2001.- №3.- С.2-7.
60. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М., 1996. - 94с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ