ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДРАМАТУРГИИ ХУАНА МАЙОРГИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТВОРЧЕСТВО И ЖИЗНЬ ХУАНА МАЙОРГИ 9
1.1 Творчество и жизнь Хуана Майорги 9
1.2 История создания романов Хуана Майорги 13
1.3. Литературный метод Хуана Майорги 16
ГЛАВА II ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОИЗВЕДЕНИЙ Х.МАЙОРГИ «МАЛЬЧИК ЗА ПОСЛЕДНЕЙ ПАРТОЙ» И «ЛЮБОВНЫЕ ПИСЬМА К СТАЛИНУ 22
2.1 Проблема инаковости в пьесе «Мальчик за последней партой» 22
2.2 Проблема искусства и власти в пьесе» Любовные письма к Сталину» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I ТВОРЧЕСТВО И ЖИЗНЬ ХУАНА МАЙОРГИ 9
1.1 Творчество и жизнь Хуана Майорги 9
1.2 История создания романов Хуана Майорги 13
1.3. Литературный метод Хуана Майорги 16
ГЛАВА II ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОИЗВЕДЕНИЙ Х.МАЙОРГИ «МАЛЬЧИК ЗА ПОСЛЕДНЕЙ ПАРТОЙ» И «ЛЮБОВНЫЕ ПИСЬМА К СТАЛИНУ 22
2.1 Проблема инаковости в пьесе «Мальчик за последней партой» 22
2.2 Проблема искусства и власти в пьесе» Любовные письма к Сталину» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература с самого начала своего появления изучала проблемы общества, задавалась вопросами нравственности, духовности, рассуждала на вопросы добра и зла и, конечно же, на тему индивидуальности человека. Каждый писатель разбирал в своих произведениях личное представление отраженной им реальности.
Проблематика художественного представления - это сфера, в которой выражается авторское восприятие мира, описываются его размышления, личные переживания и выводы, рассмотренные под одним углом зрения. Проблематика предлагает читателю начать обсуждение личного диалога с автором, в котором анализируются те или иные ценности, обсуждаются появившиеся вопросы, приводятся художественные аргументы, высказывающие мировоззрение читателя и писателя.
Проблема в произведение - это центральная часть всего художественного содержания, потому что именно ради нее люди и обращаются к произведению, для того чтобы узнать, понять и осмыслить уникальное мировосприятие автора. В отличие от тематики, проблематика является субъективной стороной художественного текста, поэтому в ней заключена индивидуальность автора, его личное мнение, взгляд на мир, как выражался Л.Н.Толстой «самобытное нравственное отношение автора к предмету».
Тема появляется в тексте благодаря вытекающим ситуациям из жизни, в основном всегда актуальна на время написания текста, совпадает с вопросами своего времени. Тематикой принято считать совокупность тем.
Представленная квалификационная работа посвящена исследованию проблемно-тематического комплекса в драматургии Хуана Майорги. Писатель идеально вписался в тенденции своего времени: конфликт ценностей и понятий. Под влиянием внешних сил появляются противоречия и проблемы внутри отдельного «Я». Хуан Майорга сумел в художественной форме отлично передать это в своих произведениях.
Хуан Майорга - современный испаноязычный драматург, который обращается в своих произведениях к противопоставлению творчества и обыденности. Это - актуальная проблема для него, которая описывает тот факт, что общество часто не готово принять что-то новое и не может понять кого-то «другого».
Проблемно-тематический комплекс, посвященный противопоставлению творчества и обыденности, становится самым актуальным в современном обществе. Рассматривается негативное отношение к творческой личности с ярко проявляющимся индивидуализмом, мышлением, отличающимся от мышления окружающих людей. Освещается конфликт между двумя полюсами - свободной творческой силы, которая не понимает и не видит преград, погружаясь в творческую игру воображения, и статичной обыденностью, жизнь которой сосредоточена внутри этих преград и не может существовать без них.
Актуальность и научная значимость данной работы обуславливается следующими аспектами:
- о проблеме данной работы можно говорить как о проблеме, включенной в связь современных гуманитарных междисциплинарных научных исследований, изучающих литературу в контексте философии, психологии, истории и науки в междисциплинарной интеграции;
- необходимостью актуализации знаний и представлений о путях развития современной испанской литературы ХХ1 века;
- повышением интереса к проблеме времени в разных отраслях знания, современной интерпретацией проблемы травмы и насилия как имеющей глобальный характер проблемы ХХ1 века.
Новизна настоящей работы обусловлена тем, что среди многочисленных работ, посвященных творчеству Хуана Майорги, нет полноценного исследования, объединяющего его творчество, в котором можно проследить противопоставление творчества и обыденности, так как именно эта тема подчеркивается в рассматриваемых пьесах «Любовные письма к Сталину» (1998) и «Мальчик за последний партой» (2006), где творческие люди встречаются с непониманием общества, бытия и неготовностью менять привычное.
Предметом исследования стали пьесы Хуана Майорги «Мальчик за последней партой»(2006) и «Любовные письма к Сталину» (1998)
Объектом исследования являются особенности отражения конфликта между творчеством и обыденности в произведениях Хуана Майорги.
Цель настоящей работы - исследование особенностей организации и функционирования проблемно-тематического комплекса произведений Х. Майорги.
В связи с этим определены следующие задачи:
• дать обзор творчества Х. Майорги;
• рассмотреть проблему конфликта творчества и повседневности в произведениях Хуана Майорги «Мальчик за последней партой» и «Любовные письма к Сталину» с нескольких сторон:
1) в социально-историческом контексте;
2) в национальном контексте;
3) в контексте психологии личности.
При исследовании данной темы использовались различные методы исследования. Во-первых, аналитический метод (в процессе анализа научной и научно-методической литературы по теме исследования, научных концепций в современных отечественных и зарубежных исследованиях), мы исследовали степень изученности проблемы в мировом современном литературоведении и отталкивались от уже существующих концепций. Во- вторых, использовался метод сплошной выборки материала (для выделения реалий в оригинальных текстах, сопоставительный и сравнительно-исторический.
Теоретическая значимость определена благодаря интерпертации проблемы курсовой работы как отдельной категории литературы в творчестве отдельного писателя.
Практическая значимость основывается на том, что основные выводы и положения, выявленные во время исследовательской работы, могут использованы в дальнейшем изучении проблемы, а также в предоставлении полученной информации при разработке учебных курсов, семинаров, при создании методических пособий и при написании курсовых и дипломных работ.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения, списка источников и используемой литературы. Введение раскрывает актуальность и научную новизну работы, содержит объект, цель и задачи научного исследования. Первый параграф первой главы содержит информацию о творчестве Хуана Майорги, истории создании его пьес и литературный метод Хуана Майорги. Вторая глава посвящена анализу произведений драматурга, раскрытие проблемы творчества и обыденности.
Проблематика художественного представления - это сфера, в которой выражается авторское восприятие мира, описываются его размышления, личные переживания и выводы, рассмотренные под одним углом зрения. Проблематика предлагает читателю начать обсуждение личного диалога с автором, в котором анализируются те или иные ценности, обсуждаются появившиеся вопросы, приводятся художественные аргументы, высказывающие мировоззрение читателя и писателя.
Проблема в произведение - это центральная часть всего художественного содержания, потому что именно ради нее люди и обращаются к произведению, для того чтобы узнать, понять и осмыслить уникальное мировосприятие автора. В отличие от тематики, проблематика является субъективной стороной художественного текста, поэтому в ней заключена индивидуальность автора, его личное мнение, взгляд на мир, как выражался Л.Н.Толстой «самобытное нравственное отношение автора к предмету».
Тема появляется в тексте благодаря вытекающим ситуациям из жизни, в основном всегда актуальна на время написания текста, совпадает с вопросами своего времени. Тематикой принято считать совокупность тем.
Представленная квалификационная работа посвящена исследованию проблемно-тематического комплекса в драматургии Хуана Майорги. Писатель идеально вписался в тенденции своего времени: конфликт ценностей и понятий. Под влиянием внешних сил появляются противоречия и проблемы внутри отдельного «Я». Хуан Майорга сумел в художественной форме отлично передать это в своих произведениях.
Хуан Майорга - современный испаноязычный драматург, который обращается в своих произведениях к противопоставлению творчества и обыденности. Это - актуальная проблема для него, которая описывает тот факт, что общество часто не готово принять что-то новое и не может понять кого-то «другого».
Проблемно-тематический комплекс, посвященный противопоставлению творчества и обыденности, становится самым актуальным в современном обществе. Рассматривается негативное отношение к творческой личности с ярко проявляющимся индивидуализмом, мышлением, отличающимся от мышления окружающих людей. Освещается конфликт между двумя полюсами - свободной творческой силы, которая не понимает и не видит преград, погружаясь в творческую игру воображения, и статичной обыденностью, жизнь которой сосредоточена внутри этих преград и не может существовать без них.
Актуальность и научная значимость данной работы обуславливается следующими аспектами:
- о проблеме данной работы можно говорить как о проблеме, включенной в связь современных гуманитарных междисциплинарных научных исследований, изучающих литературу в контексте философии, психологии, истории и науки в междисциплинарной интеграции;
- необходимостью актуализации знаний и представлений о путях развития современной испанской литературы ХХ1 века;
- повышением интереса к проблеме времени в разных отраслях знания, современной интерпретацией проблемы травмы и насилия как имеющей глобальный характер проблемы ХХ1 века.
Новизна настоящей работы обусловлена тем, что среди многочисленных работ, посвященных творчеству Хуана Майорги, нет полноценного исследования, объединяющего его творчество, в котором можно проследить противопоставление творчества и обыденности, так как именно эта тема подчеркивается в рассматриваемых пьесах «Любовные письма к Сталину» (1998) и «Мальчик за последний партой» (2006), где творческие люди встречаются с непониманием общества, бытия и неготовностью менять привычное.
Предметом исследования стали пьесы Хуана Майорги «Мальчик за последней партой»(2006) и «Любовные письма к Сталину» (1998)
Объектом исследования являются особенности отражения конфликта между творчеством и обыденности в произведениях Хуана Майорги.
Цель настоящей работы - исследование особенностей организации и функционирования проблемно-тематического комплекса произведений Х. Майорги.
В связи с этим определены следующие задачи:
• дать обзор творчества Х. Майорги;
• рассмотреть проблему конфликта творчества и повседневности в произведениях Хуана Майорги «Мальчик за последней партой» и «Любовные письма к Сталину» с нескольких сторон:
1) в социально-историческом контексте;
2) в национальном контексте;
3) в контексте психологии личности.
При исследовании данной темы использовались различные методы исследования. Во-первых, аналитический метод (в процессе анализа научной и научно-методической литературы по теме исследования, научных концепций в современных отечественных и зарубежных исследованиях), мы исследовали степень изученности проблемы в мировом современном литературоведении и отталкивались от уже существующих концепций. Во- вторых, использовался метод сплошной выборки материала (для выделения реалий в оригинальных текстах, сопоставительный и сравнительно-исторический.
Теоретическая значимость определена благодаря интерпертации проблемы курсовой работы как отдельной категории литературы в творчестве отдельного писателя.
Практическая значимость основывается на том, что основные выводы и положения, выявленные во время исследовательской работы, могут использованы в дальнейшем изучении проблемы, а также в предоставлении полученной информации при разработке учебных курсов, семинаров, при создании методических пособий и при написании курсовых и дипломных работ.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения, списка источников и используемой литературы. Введение раскрывает актуальность и научную новизну работы, содержит объект, цель и задачи научного исследования. Первый параграф первой главы содержит информацию о творчестве Хуана Майорги, истории создании его пьес и литературный метод Хуана Майорги. Вторая глава посвящена анализу произведений драматурга, раскрытие проблемы творчества и обыденности.
В ходе работы мы обратились к проблемно-тематическому комплексу пьес испанского драматурга Хуана Майорги «Мальчик с последней парты» и «Любовные письма к Сталину», главным конфликтом которых становится конфликт творчества и обыденности. Эта проблема как тонкая нить проходит через весь сюжет.
В процессе работы выявлены основные методы написания произведений Хуана Майорги. Он использует сопоставительный метод - в основе всякого сопоставления лежит механизм сходства и различия «своего» и «чужого»; культурно-исторический метод, обращаясь к письмам Булгакова. Речь главных героев приближена к современной, их лексика проста и понятна для читателя нашего времени, так как эта пьеса, всегда есть живые диалоги, а так же описание сцены, что погружает читателя в созданную реальность. Конфликт в обоих произведениях существует по причине противоположных взглядов на мир общества и творческого человека, по причине погружения героя в придуманную им реальность.
Главными героями в обоих произведениях становятся экзистенциальные «другие», которые являются носителями творческого сознания и противопоставлены обществу и власти. Однако автор затрагивает вечный вопрос «совместимости гения и злодейства», и ставит своих героев перед выбором. Если в случае с Клодом в «Мальчике за последней партой» мы видим героя, способного перешагнуть через нравственно-этические нормы, то герой «Любовных писем к Сталину» Булгаков приходит к раздвоенности.
Из проделанной работы, мы можем сделать вывод, что оба персонажа перестают ощущать границу реальности и вымысла, для них искусство превращается в неотъемлемую часть их жизни.
В пьесе «Мальчик за последней партой» Клод перестает понимать разницу между своей новеллой и жизнью. Он пишет произведение уже не по случайно произошедшим событиям, а наоборот, пишет концовку специально подводя эту реальность под нее. Так, в начале он был просто наблюдателем, описывавшим жизнь семьи Рафы, а после стал ее героем. Когда учитель Херман, говорит ему, что в новелле не хватает кульминации и нужно ее написать, Клод решает действовать и соблазняет мать Рафы, тем самым доказывая, что он перестает писать произведение, а начинает жить им. Заканчивается оно фразой «можно проникнуть в любой дом» [7], которая говорит не о вымысле, а о физическом проникновении, и тут, мы видим, что в пьесе уровень реальности и вымысла переплетается до такой степени, что отделить его очень сложно, как в самом начале не мог это сделать Херман и его жена.
В другой пьесе Хуана Майорги «Любовные письма к Сталину» мы так же видим это переплетение. Булгаков сначала звонит Сталину по телефону - это реальность и факт,а потом он ждет его ответного звонка, фантазирует разговор с тираном вместе со своей женой, начинает сходить с ума от еще не совершенного разговора из-за чего, во время чтения, становится уже тяжело понять был ли этот звонок вообще. В конце произведения Сталин все же перезванивает писателю, но в их диалог так же тяжело поверить, ведь на протяжении всей пьесе Сталин так сильно завоевывает внимание русского писателя, что помимо реплик жены, во время репетиции, автор вставляет и слова Сталина, который понимается, как голос в голове Булгакова.
Хуан Майорга старается создать в своих произведениях «других» людей, не ограниченного мышления, даже в какой-то степени больного, противозаконного. Их творчество затягивает сознание так глубоко, что никаких рамок для них уже не существует, ведь мыслить и находиться оба персонажа начинают уже в собственном мире, не обращая внимания ни на какие ограничения. Именно поэтому для них нет места в обществе, где все по правилам повседневности, обыденности, и они не могут быть им приняты.
В процессе работы выявлены основные методы написания произведений Хуана Майорги. Он использует сопоставительный метод - в основе всякого сопоставления лежит механизм сходства и различия «своего» и «чужого»; культурно-исторический метод, обращаясь к письмам Булгакова. Речь главных героев приближена к современной, их лексика проста и понятна для читателя нашего времени, так как эта пьеса, всегда есть живые диалоги, а так же описание сцены, что погружает читателя в созданную реальность. Конфликт в обоих произведениях существует по причине противоположных взглядов на мир общества и творческого человека, по причине погружения героя в придуманную им реальность.
Главными героями в обоих произведениях становятся экзистенциальные «другие», которые являются носителями творческого сознания и противопоставлены обществу и власти. Однако автор затрагивает вечный вопрос «совместимости гения и злодейства», и ставит своих героев перед выбором. Если в случае с Клодом в «Мальчике за последней партой» мы видим героя, способного перешагнуть через нравственно-этические нормы, то герой «Любовных писем к Сталину» Булгаков приходит к раздвоенности.
Из проделанной работы, мы можем сделать вывод, что оба персонажа перестают ощущать границу реальности и вымысла, для них искусство превращается в неотъемлемую часть их жизни.
В пьесе «Мальчик за последней партой» Клод перестает понимать разницу между своей новеллой и жизнью. Он пишет произведение уже не по случайно произошедшим событиям, а наоборот, пишет концовку специально подводя эту реальность под нее. Так, в начале он был просто наблюдателем, описывавшим жизнь семьи Рафы, а после стал ее героем. Когда учитель Херман, говорит ему, что в новелле не хватает кульминации и нужно ее написать, Клод решает действовать и соблазняет мать Рафы, тем самым доказывая, что он перестает писать произведение, а начинает жить им. Заканчивается оно фразой «можно проникнуть в любой дом» [7], которая говорит не о вымысле, а о физическом проникновении, и тут, мы видим, что в пьесе уровень реальности и вымысла переплетается до такой степени, что отделить его очень сложно, как в самом начале не мог это сделать Херман и его жена.
В другой пьесе Хуана Майорги «Любовные письма к Сталину» мы так же видим это переплетение. Булгаков сначала звонит Сталину по телефону - это реальность и факт,а потом он ждет его ответного звонка, фантазирует разговор с тираном вместе со своей женой, начинает сходить с ума от еще не совершенного разговора из-за чего, во время чтения, становится уже тяжело понять был ли этот звонок вообще. В конце произведения Сталин все же перезванивает писателю, но в их диалог так же тяжело поверить, ведь на протяжении всей пьесе Сталин так сильно завоевывает внимание русского писателя, что помимо реплик жены, во время репетиции, автор вставляет и слова Сталина, который понимается, как голос в голове Булгакова.
Хуан Майорга старается создать в своих произведениях «других» людей, не ограниченного мышления, даже в какой-то степени больного, противозаконного. Их творчество затягивает сознание так глубоко, что никаких рамок для них уже не существует, ведь мыслить и находиться оба персонажа начинают уже в собственном мире, не обращая внимания ни на какие ограничения. Именно поэтому для них нет места в обществе, где все по правилам повседневности, обыденности, и они не могут быть им приняты.



