Особенности физического воспитания сотрудников подразделений ОВД (Нижневартовский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД …………... 6
1.1. Сущность понятия «физического воспитания»………………………. 6
1.2. Характеристика требований к физической подготовке сотрудников подразделений ОВД…………………………………………………………. 11
1.3. Система физического воспитания сотрудников подразделений ОВД. 16
1.4. Методы и приемы организации физического воспитания сотрудников подразделений ОВД………………………………………….. 22
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.1. Задачи исследования…………………………………………………….. 31
2.2. Методы исследования…………………………………………………… 31
2.3. Организация исследования……………………………………………… 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………….. 39
3.1. Состояние работы по физическому воспитанию сотрудников подразделений ОВД…………………………………………………………... 39
3.2. Анализ уровня развития физических качеств у сотрудников подразделений ОВД………………………………………………………….. 43
3.3. Методика физического воспитания сотрудников подразделений ОВД 46
3.4. Анализ результатов исследования особенностей развития физических качеств у сотрудников подразделений ОВД 56
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 68
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………….. 70
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 81
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД …………... 6
1.1. Сущность понятия «физического воспитания»………………………. 6
1.2. Характеристика требований к физической подготовке сотрудников подразделений ОВД…………………………………………………………. 11
1.3. Система физического воспитания сотрудников подразделений ОВД. 16
1.4. Методы и приемы организации физического воспитания сотрудников подразделений ОВД………………………………………….. 22
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.1. Задачи исследования…………………………………………………….. 31
2.2. Методы исследования…………………………………………………… 31
2.3. Организация исследования……………………………………………… 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………….. 39
3.1. Состояние работы по физическому воспитанию сотрудников подразделений ОВД…………………………………………………………... 39
3.2. Анализ уровня развития физических качеств у сотрудников подразделений ОВД………………………………………………………….. 43
3.3. Методика физического воспитания сотрудников подразделений ОВД 46
3.4. Анализ результатов исследования особенностей развития физических качеств у сотрудников подразделений ОВД 56
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 68
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………….. 70
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 81
Актуальность исследования. Выбранная тема является актуальной, поскольку в качестве одного из самых важных факторов противостояния криминалитету являются именно правоохранительные структуры, а точнее МВД и его подразделения в виде территориальных органов внутренних дел. Именно экстремальный характер деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) обуславливает актуальность проблемы поиска резервов совершенствования их физической подготовленности как фактора, определяющего качество профессиональной деятельности. Одним из важных компонентов профессиональной деятельности любого сотрудника ОВД является именно высокий уровень физической подготовки, которые совершенствуется в ходе физического воспитания.
Физическое воспитание – часть целостного процесса, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Организация физического воспитания сотрудников органов внутренних дел включает такие элементы как: планирование, подготовку руководителей, материальное, методическое, научное и финансовое обеспечение, контроль. Все эти элементы позволяют оперативно управлять процессом физического совершенствования сотрудников.
Ступень разработанности проблемы. Проблема физического воспитания раскрыта в научных трудах П.А. Виноградова, И.В. Григорьевой, А.В. Горбатенко, Ю.В. Окунькова и др. Сущность понятия «физическое воспитание» определена в работах С.В. Дмитриева, Ю.И. Евсеева, Б.А. Клименко и др. Требования к физической подготовленности сотрудников подразделений ОВД определены И.С. Барчуковым, И.В. Герасимовым и др. Система физического воспитания сотрудников подразделений ОВД обоснована в работах А.Х. Броева, Т.А. Слободчиковой и др.
Цель исследования – разработать и проверить опытным путем методику физического воспитания сотрудников подразделений ОВД.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику физического воспитания сотрудников подразделений ОВД в научной литературе.
2. Выявить уровень физической подготовленности сотрудников подразделений ОВД,
3. Апробировать методику физического воспитания сотрудников подразделений ОВД в ходе экспериментального исследования.
3. Проверить по результатам проведенного педагогического эксперимента эффективность предлагаемой методики.
Объект исследования – физическое воспитание сотрудников подразделений ОВД.
Предмет исследования – разработка и апробация методики физического воспитания сотрудников подразделений ОВД.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс физического воспитания сотрудников подразделений ОВД будет наиболее эффективным, если:
- определить состояние физической подготовленности сотрудников ОВД и их мотивация к занятиям спортом;
- выявить перечень профессионально важных психофизических качеств сотрудников ОВД (обусловленный спецификой профессиональной деятельности), детерминирующих видов спорта, необходимых для их развития;
- разработать и внедрить методику спортивно-ориентированной направленности в процесс физического воспитания сотрудников ОВД.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, обобщение; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «физическое воспитание» – В.С. Кузнецова, А.Л. Славко, Ж.К. Холодова и др.;
- подходы к изучению системы физического воспитания сотрудников подразделений ОВД – Ю.В. Муханова, Т.А. Слабодчиковой и др.;
- подходы к организации работы по физическому воспитанию с сотрудниками подразделений ОВД – И.В. Герасимова, В.Г. Колюхова и др.
Теоретическая значимость работы заключается: в теоретическом обосновании выявления физической подготовленности сотрудников подразделений ОВД и влиянии наиболее значимых видов спорта для развития приоритетных профессиональных качеств; в дополнении теории и методики физического воспитания сотрудников подразделений ОВД данными о возможностях повышения эффективности процесса физического воспитания на основе реализации идей спортивно-ориентированной направленности, что подтверждается результатами, полученными в ходе проведения педагогического эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики физического воспитания сотрудников подразделений ОВД, которая позволит существенно улучшить эффективность процесса физического воспитания указанной категории сотрудников и сформировать необходимость у сотрудников подразделений ОВД в регулярных дополнительных и самостоятельных занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Физическое воспитание – часть целостного процесса, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Организация физического воспитания сотрудников органов внутренних дел включает такие элементы как: планирование, подготовку руководителей, материальное, методическое, научное и финансовое обеспечение, контроль. Все эти элементы позволяют оперативно управлять процессом физического совершенствования сотрудников.
Ступень разработанности проблемы. Проблема физического воспитания раскрыта в научных трудах П.А. Виноградова, И.В. Григорьевой, А.В. Горбатенко, Ю.В. Окунькова и др. Сущность понятия «физическое воспитание» определена в работах С.В. Дмитриева, Ю.И. Евсеева, Б.А. Клименко и др. Требования к физической подготовленности сотрудников подразделений ОВД определены И.С. Барчуковым, И.В. Герасимовым и др. Система физического воспитания сотрудников подразделений ОВД обоснована в работах А.Х. Броева, Т.А. Слободчиковой и др.
Цель исследования – разработать и проверить опытным путем методику физического воспитания сотрудников подразделений ОВД.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику физического воспитания сотрудников подразделений ОВД в научной литературе.
2. Выявить уровень физической подготовленности сотрудников подразделений ОВД,
3. Апробировать методику физического воспитания сотрудников подразделений ОВД в ходе экспериментального исследования.
3. Проверить по результатам проведенного педагогического эксперимента эффективность предлагаемой методики.
Объект исследования – физическое воспитание сотрудников подразделений ОВД.
Предмет исследования – разработка и апробация методики физического воспитания сотрудников подразделений ОВД.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс физического воспитания сотрудников подразделений ОВД будет наиболее эффективным, если:
- определить состояние физической подготовленности сотрудников ОВД и их мотивация к занятиям спортом;
- выявить перечень профессионально важных психофизических качеств сотрудников ОВД (обусловленный спецификой профессиональной деятельности), детерминирующих видов спорта, необходимых для их развития;
- разработать и внедрить методику спортивно-ориентированной направленности в процесс физического воспитания сотрудников ОВД.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, обобщение; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «физическое воспитание» – В.С. Кузнецова, А.Л. Славко, Ж.К. Холодова и др.;
- подходы к изучению системы физического воспитания сотрудников подразделений ОВД – Ю.В. Муханова, Т.А. Слабодчиковой и др.;
- подходы к организации работы по физическому воспитанию с сотрудниками подразделений ОВД – И.В. Герасимова, В.Г. Колюхова и др.
Теоретическая значимость работы заключается: в теоретическом обосновании выявления физической подготовленности сотрудников подразделений ОВД и влиянии наиболее значимых видов спорта для развития приоритетных профессиональных качеств; в дополнении теории и методики физического воспитания сотрудников подразделений ОВД данными о возможностях повышения эффективности процесса физического воспитания на основе реализации идей спортивно-ориентированной направленности, что подтверждается результатами, полученными в ходе проведения педагогического эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики физического воспитания сотрудников подразделений ОВД, которая позволит существенно улучшить эффективность процесса физического воспитания указанной категории сотрудников и сформировать необходимость у сотрудников подразделений ОВД в регулярных дополнительных и самостоятельных занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
По результатам проведенного исследования были разработаны следующие рекомендации:
1. Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Для каждого человека переносимость нагрузки индивидуальна, как и темп физического развития и совершенствования организма. На занятии руководитель должен обращать внимание на обучающихся, на им физическое состояние после выполнения упражнений, чтобы предотвратить изнеможение организма.
2. Решение задач в физическом воспитании сотрудников ОВД должно обеспечиваться обеспечивается: применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
3. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
4. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих. Существуют штатные тренировки, проводимые в ровном темпе, без интенсивной нагрузки на организм, они направлены на поддержание организма в форме. Так же имеют место и усиленные тренировки, проводимые редко, но с определенной периодичностью, они направлены на совершенствование организма в целом и увеличение переносимых им нагрузок.
5. Включать в систему физического воспитания сотрудников ОВД специальные комплексы по ОФП по развитию физических качеств и комплексы функциональных тренингов по совершенствованию функционального состояния организма.
6. Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм и которая будет для него полезна и будет способствовать физическому развитию сотрудника.
7. Если не придерживаться методики проведения тренировок по физической подготовке, то тренировочный процесс может пойти во вред сотруднику, организм можно довести до изнурения, неравномерное распределение нагрузки также пагубно влияет на организм. Исходя из всего вышесказанного, нужно придерживаться рекомендаций руководителя занятий по физической подготовке сотрудников ОВД,
1. Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Для каждого человека переносимость нагрузки индивидуальна, как и темп физического развития и совершенствования организма. На занятии руководитель должен обращать внимание на обучающихся, на им физическое состояние после выполнения упражнений, чтобы предотвратить изнеможение организма.
2. Решение задач в физическом воспитании сотрудников ОВД должно обеспечиваться обеспечивается: применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
3. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
4. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих. Существуют штатные тренировки, проводимые в ровном темпе, без интенсивной нагрузки на организм, они направлены на поддержание организма в форме. Так же имеют место и усиленные тренировки, проводимые редко, но с определенной периодичностью, они направлены на совершенствование организма в целом и увеличение переносимых им нагрузок.
5. Включать в систему физического воспитания сотрудников ОВД специальные комплексы по ОФП по развитию физических качеств и комплексы функциональных тренингов по совершенствованию функционального состояния организма.
6. Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм и которая будет для него полезна и будет способствовать физическому развитию сотрудника.
7. Если не придерживаться методики проведения тренировок по физической подготовке, то тренировочный процесс может пойти во вред сотруднику, организм можно довести до изнурения, неравномерное распределение нагрузки также пагубно влияет на организм. Исходя из всего вышесказанного, нужно придерживаться рекомендаций руководителя занятий по физической подготовке сотрудников ОВД,



