Актуальность исследования. В настоящее время туризм является одной из самых высокодоходных и динамично развивающих отраслей. Во многих странах, в том числе и Кении, международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений и в целом выступает в качестве фактора экономического роста.
Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Особенный интерес представляет международный туризм в странах Африки, в том числе и в Кении. Разнообразие туристских ресурсов, обусловленное значительным потенциалом в этой области, позволяет развивать многообразие видов внутреннего и въездного туризма. В Кении международный туризм представлен такими видами, как культурный, этнический, познавательный, лечебный и оздоровительный, спортивный, сафари, экологический. Международный туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.
Туры в Кению становятся всё более популярными: в них сочетаются путешествия по заповедным местам, населённым дикими африканскими животными, и отдых на берегу Индийского океана. Прибрежные города Кении имеют древнюю историю, а в сердце страны находится такой природный феномен, как Великая рифтовая долина с её уникальными озёрами. Наконец, несмотря на цивилизованность (Кения – весьма прогрессивная по африканским меркам страна), здесь можно увидеть и аутентичную жизнь местных племён. В этой связи представляется актуальным рассмотрение состояния и тенденции развития международного туризма в Кении.
Цель исследования – изучить особенности развития международного туризма в Кении.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать туристские ресурсы Кении.
2. Проанализировать современное состояние международного туризма в Кении.
3. Определить основные направления развития международного туризма в Кении.
Объект исследования – международный туризм в Кении.
Предмет исследования – особенности развития международного туризма в Кении.
Методы исследования: анализ научных источников, публикаций по теме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили современные научные труды и публикации А.Ю. Александровой, О.В. Балычева, А.П. Дурович и других. Н.А. Левочкина, Г.Г. Мовсесян и др. раскрыли сущность понятия международный туризм и его место в современной туристской индустрии. В трудах Е.Л. Писаревского, А.А. Самойленко раскрыты проблемы и перспективы развития международного туризма в странах Африки.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, информационные источники.
Государство в Восточной Африке. Является бывшей колонией Великобритании, получила независимость 12 декабря 1963 года. Входит в Содружество наций. Кения располагается в восточной части африканского континента и граничит с пятью государствами, а с юго-восточной стороны – с Индийским океаном.
На сегодняшний день страна является одной из наиболее динамично развивающихся среди стран Восточной Африки. Одним из основных источников доходов правительства страны является туризм, ведь дикая природа Кении привлекает множество туристов со всего мира. Здесь можно увидеть охоту льва на антилоп, семейное купание бегемотов и самую большую в мире колонию розовых фламинго. Огромная территория Кении вот уже более 15 лет является национальным парком, поэтому любая охота здесь строго запрещена. Любители экстремального отдыха приезжают совершать альпинистские восхождения на потухший вулкан Кения. Основные виды туризма в стране – экскурсии, пляжный отдых, экотуризм, активный отдых (дайвинг, пеший туризм), сафари.
Помимо удивительной и богатой фауны крайне интересны ландшафты страны с бескрайними саваннами, редкими дождевыми тропическими лесами, потухшими вулканами, горами (именно здесь находится знаменитая Килиманджаро), пещерами, водопадами, гейзерами, озёрами. В Кении успешно развивается горный туризм, ведь в этой стране находится одна из самых больших гор Африки, в честь которой, собственно, и было названо государство. Гора Кения достигает высоты более пяти тысяч метров. Это одно из самых труднодоступных мест на планете. Здесь совершают восхождения только опытные скалолазы, не боящиеся сложных маршрутов.
Восточное побережье государства омывается водами тёплого Индийского океана. Здесь расположено множество чистых белых песчаных пляжей и комфортабельных отелей. В рамках программы Kenya Wildlife Service по благоустройству пляжей здесь постоянно ведется уборка и благоустройство территорий, а также работа с персоналом с целью улучшения качества обслуживания путешественников. Самыми популярными среди туристов курортами являются Малинди, Момбаса, Ватаму, Диани и остров Ламу с самой современной инфраструктурой. Помимо собственно пляжей и отелей здесь есть все для туриста – магазины, кафе и рестораны, дискотеки, даже казино.
Найроби – столица кенийской республики. Тут проживает более трех миллионов человек. Это развитый промышленный и деловой центр, где есть множество небоскребов, фабрик, представительств известных компаний. Вплотную к городу примыкает национальный парк Найроби – главная достопримечательность и гордость Кении.
Большим плюсом отдыха в Кении является то, что сложившиеся в стране климатические условия позволяют сюда приезжать иностранцам практически круглогодично. И именно на этом, а также на наличии большого числа природных достопримечательностей пытается акцентировать внимание рекламный туристический рынок. Ежемесячно появляются десятки выгодных предложений, когда потребителям туристских услуг предлагают недорогое путешествие по Республике Кения.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов по специальности «География» / А.Ю. Александрова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 459 с.
2. Александрова, А.Ю. Туристское регионоведение: влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок: монография / А.Ю. Александрова, О.Г. Ступина. – М.: КноРус, 2014. – 176 с.
3. Анализ международного рынка туристских услуг. Кения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.ru (Дата обращения: 23.03.2018 г.).
4. Арбузов, А.Ф. География туризма: учеб. для студ. сред. проф. образования / А. Ф. Арбузов. – М.: Академия, 2009. – 156 с.
5. Асташкина, М.В. География туризма: учебное пособие / М.В. Асташкина, О.Н. Козырева, А.С. Кусков, А.А. Санинская. – М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2011. – 431 с.
6. Балычев, О.В. Территория как рекреационный ресурс / О.В. Балычев // В сборнике: Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК. – 2016. – С. 43-45.
7. Бессараб, Д.А. География международного туризма. В 2 частях. Часть 1. Туристическое страноведение / Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 144 c.
8. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. – 8-е изд., перераб. и доп. / М.Б. Биржаков. – СПб.: Невский фонд, 2016. – 306 с.
9. Бугаков П.В. Природные туристско-рекреационные ресурсы как основа развития рекреации на локальной территории / П.В. Бугаков, И.Л. Полякова // В сборнике: Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. – 2016. – С. 49-53.
10. Бунич, Г.А. Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты / Г.А. Бунич. – М.: АСТ, 2012 – 236 с.
11. Витульская, Н.В. Рекреационные ресурсы социоприродной территории как индикатор устойчивого развития / Н.В. Витульская // Сборник научных трудов КРИА ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ. – 2015. – С. 157-162.
12. Долматов, Г.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы / Г.М. Долматов. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 317 с.
13. Дурович, А.П. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2013. –383 с.
14. Емтыль, Т.Х. Перспективы развития международного туризма / Т.Х. Емтыль, Ю.М. Елхимова // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма: материалы конференции / ред. коллегия С.М. Ахметов, А.А. Тарасенко, Г.Д. Алексанянц, Ю.К. Чернышенко, М.М. Шестаков, А.И. Погребной. – Краснодар: КГУФКСТ, 2014. – С. 36-37.
15. Кружалин, В.И. География туризма / В.И. Кружалин., Н.С. Мироненко, Н.В Зигерн-Корн, Н.В Шабалина // Учебное пособие. – М.: Федеральное агентство по туризму. – 2014. – 336 с.
16. Левочкина, Н.А. Туристические бренды территории: структура и особенности / Н.А. Левочкина // Российское предпринимательство. – 2014. – № 20. – С. 152-158.
17. Мартынова, М.В. Туристические и рекреационные ресурсы в рекреационном лесопользовании / М.В. Мартынова // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 48. – С. 185-188.
18. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, Н.В. Королев, Е.А. Гаврилова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
19. Мовсесян, Г.Г. Особенности формирования особых экономических 80 зон туристско-рекреационного типа / Г.Г. Мовсесян // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (15 мая 2014 года, г. Краснодар): материалы конференции / ред.коллегия С.М. Ахметов, А.А. Тарасенко, Г.Д. Алексанянц, Ю.К. Чернышенко, М.М. Шестаков, А.И. Погребной. – Краснодар: КГУФКСТ, 2014 – 232 с.
20. Мовсесян, Г.Г. Экологический туризм: мировой опыт и перспективы развития в России / Г.Г. Мовсесян, Ю.М. Елфимова, Г.А. Скорых // В сборнике: Устойчивое развитие туристского рынка: международная практика и опыт России, 2014. – С 131-135.
21. Непомнящий, Н.Н. Неведомая Африка / Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2016. – 610 с.
22. Окладникова, Е.А. Международный туризм: География туристских ресурсов мира: Учеб. пособие / Е.А. Окладникова. – М.:Омега-Л; СПб.: Учитель и ученик, 2012. – 384 с.
23. Пеле, Л. Необыкновенное путешествие. Африка / Л. Пелле, Я. Тройнич. – М.: Фэшн букс, 2017. – 560 с.
24. Писаревский, Е.Л. Основы туризма / Е.Л. Писаревский. – М.: Эксмо, 2016. – 458 с.
25. Туристский потенциал международного туризма. Кения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurotraveler.ru (Дата обращения: 23.03.2018 г.).
26. Самойленко, А.А. География туризма: учеб. пособие / А.А. Самойленко. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс: Краснодар: Неоглори, 2015. – 359 с.
27. Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. – 396 с.
28. Филатова, И.И. История Кении в новое и новейшее время. / И.И. Филатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2015. – 350 с.
29. Хомич, С.А. География международного туризма: курс лекций / С.А. Хомич, О.С. Мозговая. – Минск: БГУ, 2012. –272 с.
30. Чернов, В.А. Технология организации международного туризма: методическое пособие / сост. В.А. Чернов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015. – 29 с.
31. Яркие мгновения Кении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tourprom.ru (Дата обращения: 31.01.2018 г.).