Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №41338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения стратегии самоосуществления в юношеском возрасте 7
1.1 Анализ понятия «самоосуществление» в научной литературе 7
1.2 Личностное развитие в юношеском возрасте 11
1.3 Стратегии самоосуществления в юношеском возрасте 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Эмпирическое исследование стратегии самоосуществления в юношеском возрасте 24
2.1 Организация исследования. Описание методик 24
2.2 Результаты исследования 27
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47



Актуальность исследования связано с тем, что стратегии
самоосуществления позволяют создать благоприятные условия для развития личности и повышать эффективность жизни людей. Возможность эффективно реализовать себя в современном обществе напрямую связана с самой личностью, с потенциалом, обеспечивающим процесс самоосуществления. В юношеском возрасте происходит активное становление личности, построение образа мира, прогнозирование своего места в этом мире, планирование своего будущего и способов самоосуществления.
Современная молодежь все чаще подвергается влиянию зарубежной культуры, что провоцирует укреплению среди молодежи западноориентированные жизненных стандартов. Невозможность их реализовать чаще всего приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию [10].
Формирование стратегий самоосуществления в современном мире приобретает особую актуальность, поскольку они влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни. Вопросы изучения стратегий самоосуществления занимали умы многих ученых с самых древних времен. Термин самоосуществления тесно связано с такими понятиям, как самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоопределение, самоидентичность и т.п.
Термин самоосуществление было введено в социальную психологию в XX веке. Самоосуществлением является представление о человеке как сложной самоорганизующейся системе, режимом существования которой является саморазвитие, обеспечивающее поступательное движение человека в направлении усложнения его системной организации.
В процессе самоосуществления человек реализует свои потенциальные возможности в действительности. Самоосуществление представляет собой процесс адаптации человека к постоянно меняющимся социальным условиям.
Так, самоосуществление рассматривается как саморазвитие и самоорганизация человека [1].
Рассматривая стратегии самоосуществления можно рассмотреть самоактуализационный потенциал, мотивацию достижения успеха - избегания неудачи, ригидность, рефлексивное отношение к себе, к событиям жизни, к жизненному пространству, определяющие чувствительность к происходящим в мире изменениям, степень свободы человека, позволяющую соответствовать этим изменениям, удерживая тенденцию собственного движения по направлению к осуществлению себя, порождению и конструированию новых сценариев жизненного пути [26]
В юношеском возрасте формируется некая жизненная позиция, которая характеризуется самоопределением и осознанием собственной значимости. Отсюда и формируется мировоззрение. Мировоззрение представляет собой взгляд на мир, представлений о бытии, это знания человека.
Человек в этом возрасте познает и осознает себя в качестве личности, который принадлежит обществу, является ее частью. Юноши нацелены на выбор своего социального положения. Одной из проблем мировоззрения является поиск смысла жизни. Более того, в этом возрасте смысл жизни носит глобальный характер [8].
На основе актуальности исследования появилась необходимость изучения особенностей стратегий самоосуществления в юношеском возрасте. На основе чего была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Стратегии самоосуществления в юношеском возрасте».
Методологической основой работы стали труды К.А. Абульхановой, К.А. Абульхановой-Славской, А. Адлера, Б.Г. Ананьева, Н.С. Аринушкиной, А.Г. Асмолова, Р.А. Ахмерова, Е.П. Белинской, Б.С. Братусь, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, Т. Кассер, Д.А. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, В.С. Мерлина, У. Мишел, Н.Ф. Наумова, И.К. Пантина, Н.Н. Петрова, Ю.М. Резник, Д.Б. Эльконина, Е.Д. Яхнина и других.
Цель исследования: выявить стратегии самоосуществления в юношеском возрасте.
Объект исследования: учащиеся юношеского возраста.
Предмет исследования: стратегии самоосуществления в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: стратегии самоосуществления в юношеском возрасте зависят от направленности самой личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические исследования понятия «самоосуществление»;
2. Раскрыть теоретические аспекты стратегии самоосуществления;
3. Проанализировать особенности формирования стратегии самоосуществления в юношеском возрасте;
4. Подобрать методики и провести диагностику стратегий самоосуществления в юношеском возрасте;
5. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования стратегий самоосуществления в юношеском возрасте.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2) эмпирическое исследование: тестирование.
Методики исследования:
- Методика «Когнитивная ориентация (Локус контроля)» (Дж. Роттер);
- Методика «Измерение рациональности» (Н.Н. Обозов);
- Методика «Самореализация» (И.С. Кудинов).
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость: Полученные результаты могут быть
использованы в работе практического психолога в процессе индивидуальных консультаций; в проведении профориентационной работы; в организации и проведении классных часов, направленных на формирование жизненных стратегий у юношей, при выборе профессии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, объекта, предмета, цели, гипотезы, предмета, задач,
методологических основ, методов и методик, эмпирической базы исследования, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе также имеются таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире вопрос самоосуществления молодежи является особенно актуальным вопросом, связано это с социальными условиями. Современному обществу необходимы личности, у которых сформированы умения и навыки быстрого приспособления к постоянно изменяющимся условиям. Овладение собственными стратегиями самоосуществления позволяют достичь успешности в жизни.
Самоосуществление в юношеском возрасте является одним из основных направлений в формировании и развитии личности. На основе чего, необходимо особенно тщательно подходить к вопросу формирования стратегий самоосуществления. В юношеском возрасте человек сталкивается с вопросом самоосуществления в профессиональной и личной жизни.
Стратегии самоосуществления является представлениями человека о своей будущем, пути и способы достижения поставленных жизненных целей. Стратегии позволяют человека поэтапно строить свою жизнь, для того, что бы полноценно реализовать свои жизненные цели и планы. Каждый человек для себя выбирает свои стратегии, которые могут отличаться от стратегий других людей. В науке имеются достаточно широкая классификация стратегий самоосуществления. Важным условием является, что бы выбранная стратегия была эффективной и положительной.
На основе проведенного исследования были выделены направленности личности, локус контроль. На основе методики была выявлена направленность на внешние и внутренние стимулы. В соответствии с данной направленностью были выделены стратегии самоосуществления. Данные стратегия могут основываться на внешних и внутренних факторах. Внутренние стратегии позволяют ориентироваться на будущее, на развитие и самосовершенствование. А внешние стратегии ориентированы на ближние актуальные планы, идеи и задачи. Такая направленность не позволяют взвесить все за и против, спрогнозировать возможный исход событий и т.д.
На основе проведенной методике, было получено, что стратегии самоосуществления зависят от особенностей принятия решения. При целеустремленности, юноши ориентированы на достижение поставленных целей и задач. При прагматичности юношам принимают решения, основываясь на рациональности и разумности суждений. При ориентации на будущее, юноши могут забыть о настоящем.
По третьей методике был получен уровень самореализации в жизни юношей. На основе полученных данных можно сказать, что у большинства испытуемых преобладает адаптивный уровень. Это свидетельствует, что большинство юношей действуют на основе «как все». Конечно, такая направленность приводит к утрате индивидуальности, и в выборе эффективных и оптимальных стратегий самоосуществления. Постольку, стратегии будут основываться не на стремлениях и желаниях самого человека.



1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни. - М., 2010. - 267с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2011. - 165с.
3. Агеев В.С. Психологические и социальные
функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 2007. - № 2. — С. 152- 158.
4. Адлер А. Наука жить. - Киев, 2010.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. - М.,
2013. - 175 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2009. - 351с.
7. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2.- С. 48-53.
8. Асмолов А. Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 2010. - 367с.
9. Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. - М., 2008. - 189с.
10. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности: на пути к
индивидуации //Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. - М.: Смысл, 2014. - С. 61-73.
11. Балин В. Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2017. - С. 56.
12. Белинская Е. П., Тихомадрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 301 с.
13. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии аналитический обзор. - М., Флинта, 2018. - 48 с.
14. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта-Наука, 2008. - 168 с.
15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 2008. - 174с.
16. Большой англо-русский словарь/ Под рук. И. Р. Гальперина. 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2007. - 1015 с.
17. Большой толковый словарь русского языка/Под ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с
18. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2018. - 304 с.
19. Брилева JI. Г. Самореализация личности (онтокультурологический аспект. - СПб.: ИОВ РАО, 2012. - 188 с.
20. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: МПА, 2011. - С. 56.
21. Выготский JI. С. Психология. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 1008 с.
22. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности //Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 256 - 269.
23. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. - М., 2013. - 247 с.
24. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Рипол классик, 2006. - 754 с.
25. Дерманова И. Б. Индивидуальные стили жизни и деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI. А. Коростылевой. - СПб., 2000. - С. 62 - 75.
26. Егорова Л.С. Жизненные стратегии. - Иваново: Издат. центр «Юнона», 2009. - 60 с.
27. Зимина М. Самоактуализация человек. - М., 2014. - 256с.
28. Ильин Е.П. Психология взрослости. - М., 2011. - 178с.
29. Кассер Т. Быть или иметь? Психология культуры потребления. - М., 2016. - 367с.
30. Клецина И.С. Тендерная социализация. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 192 с.
31. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности : брачносемейные отношения. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. - 292 с.
32. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития. - М.: Смысл, 2013.
33. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. - М.: Смысл, 2009. - 167с.
34. Леонтьев Д.А. Психолог: личность и ремесло // Личность в
современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. - Кемерово: ИПК «Графика», 2012. - С. 91-118.
35. Мамардашвили М.К. Символ и сознание. - М., 2011. - 256с.
36. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности,
самосознание. - Пермь: ПГПИ, 2010. - 107 с.
37. Мишел У. Развитие силы воли. - М., 2016. - 389с.
38. Наумов Н.Ф. Социологические и психологические аспекты
целенаправлен ногоповедения. - М., 2018. - 247с.
39. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.- М., 2013. - 1067с.
40. Пантин И.К. Российская ментальность // Вопросы философии. -2014. № 1. - С. 25-53.
41. Петров Н.Н. Аутогенная тренировка для вас. - М., 2016. - 389с.
42. Пиняева С. Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. - № 2. - С.3 - 10.
43. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). - М., 2012. - 256с.
44. Сазонов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российскихстудентов. - М., 2010. - 178с.
45. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 186 с.
46. Слободчиков В.И. Психология развития человека. - М., 2015. - 267с.
47. Фельдштейн Д.Н. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 2009. - 263 с.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2010. - 368 с.
49. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. - М., 2011. - 267с.
50. Шаминов Р.М. К вопросу о соотношении самосознания и субъективного благополучия личности. - Томск: Томский государственный университет, 2014. - 862с.
51. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности //Психологическая диагностика. -2005. - № 3. - С. 95-129.
52. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2010. - 267с.
54. Яхнин Е.Д. Быть человеком. - М., 2017. - 192с.
55. Ященко Е.Ф. - Психология специальных способностей. - М., 2015. - 298с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ