Введение 4
1. Теоретические аспекты коммуникативной политики предприятия 6
1.1. Понятие и сущность коммуникативной политики предприятия 6
1.2. Этапы разработки коммуникативной политики предприятия 13
1.3. Оценка эффективности реализации коммуникативной политики 18
2. Анализ коммуникативной политики ООО «Афзали Сугд» 25
2.1. Состояние и тенденции развития рынка молочной продукции 25
2.2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 31
2.3. Исследование состояния коммуникативной политики
ООО «Афзали Сугд» 40
3. Рекомендации по совершенствованию коммуникативной политики
предприятия ООО «Афзали Сугд» 54
3.1. Разработка плана маркетинговых коммуникаций для ООО «Афзали Сугд» 54
3.2. Оценка экономической эффективности от предложенных мероприятий 67
Заключение 76
Список использованных источников 82
Приложения
В настоящее время наблюдаются существенные изменения в процессе выведения товаров на рынок. Вследствие того, что происходит усиление конкуренции и насыщение рынка огромным количеством товаров, становится просто недостаточным иметь хорошие продукты и услуги.
Если раньше было достаточно создать хороший товар, назначить на него конкурентоспособную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей, то сегодня следует систематически проводить анализ рынка, знать потребности своей целевой аудитории и грамотно позиционировать товар на рынке с учётом этих самых потребностей.
Современных потребителей становится всё сложнее удивить, их желания и потребности постоянно меняются.
Для решения такого рода проблем, производителям необходимо грамотно доносить до сознания потребителей выгоды от использования тех или иных продуктов и услуг. Следовательно, необходимо построить коммуникационное взаимодействие с потребителями.
Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги компаний привлекательными для целевой аудитории.
Использование маркетинговых коммуникаций позволяют предприятию:
- проинформировать потенциальных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж;
- убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам и маркам;
- сделать покупки в определенных магазинах, посетить именно эти увеселительные мероприятия и т.д.;
- заставить покупателя действовать, т. е. купить то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее.
Комплекс маркетинговых коммуникаций призван сформировать спрос и стимулировать сбыт, итогом чего должно стать повышение эффективности и прибыльности предприятия.
Предприятие на конкурентном рынке, не проводящее активной коммуникативной политики, обречено на провал.
Актуальность исследования подтверждается возрастающей ролью грамотного управления маркетинговым бюджетом продвижения компании на конкурентном рынке страны и обострением «коммуникационной войны» за потребителя.
Целью исследования является анализ научно-методических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию коммуникативной политики предприятия ООО «Афзали Сугд».
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и сущностью коммуникативной политики предприятия;
- изучить этапы разработки коммуникативной политики предприятия;
- исследовать способы оценки эффективности реализации коммуникативной политики;
- исследовать состояние и тенденции развития рынка молочной продукции;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования, а также анализ состояния политики коммуникаций реализуемой на предприятии;
- разработать рекомендации по совершенствованию коммуникативной политики ООО «Афзали Сугд»;
- оценить экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является ООО «Афзали Сугд».
Предметом исследования является совокупность процессов, связанных с совершенствованием коммуникационной политики предприятия.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, анализ положительного опыта работы, публикации периодической печати, справочные и аналитические ресурсы сети Интернет, бухгалтерская документация предприятия, собственные исследования.
В работе особое внимание уделено исследованиям таких авторов как: Г. Лассуэл, Дж. Бернет, С. Мориарти, П. Дойль, Дацюк С., Василик М.А., Коханов Е.Ф., Лебедева Т.
В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации, метод аналогий, табличный метод представления и обработки информации, методы финансовых коэффициентов, метод прогнозирования, метод графического представления информации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Коммуникативная политика представляет собой курс действий предприятия, направленный на взаимодействия компании со всеми субъектами маркетинговой системы за счет использования комплекса коммуникационных средств. Эти действия позволяют обеспечивать стабильное формирование спроса и продвижение товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и, как следствие, получения прибыли.
Цель коммуникативной политики является осведомление потребителей о качествах товара и других маркетинговых инструментах, создание и поддержание постоянных связей компании с рынком для информирования, убеждения и напоминания о своей деятельности, с тем чтобы стимулировать продажи и формировать благоприятный образ компании. [5, с. 13]
Процесс коммуникации может включать следующие элементы: отправитель, кодирование, обращение, декодирование, получатель, ответная реакция, обратная связь, помехи. [1, с. 15]
В комплекс маркетинговых коммуникаций входят различные виды рекламы, PR-деятельность, средства стимулирования сбыта, прямой маркетинг, брендинг, пропаганда, спонсорство, событийный маркетинг, программы лояльности, личные продажи.
Целью исследования являлось анализ научно-методических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию коммуникативной политики предприятия ООО «Афзали Сугд».
Для достижения поставленной цели была проделана следующая работа.
В первой главе были изучены теоретические аспекты коммуникативной политики предприятия, а именно: различные подходы к определению понятия «коммуникативная политика», основные элементы коммуникативного процесса, основные используемые инструменты коммуникационно-маркетинговой политики, этапы разработки коммуникативной политики, методы оценки эффективности реализации коммуникативной политики.
В результате изучения теоретической части, был получен материал, анализ которого позволил заключить, что эффективная коммуникативная политика любого предприятия является залогом ее благополучия и процветания на современном рынке товаров и услуг. Для того чтобы она была действенной и эффективной необходимо придерживаться ряда условий, которые заключаются в первую очередь в правильном выявлении целевой аудитории и степени покупательской готовности, определении желаемой ответной реакции аудитории, составлении обращения, использовании коммуникационных средств и технологий, а также оценке эффективности как отдельных PR- технологий, так и всей коммуникативной политики в целом.
Во второй главе были изучены состояние отечественного рынка и динамика производства молочной продукции в Республике Таджикистан в 2014-2018 годах, приведены основные тенденции и перспективные направления развития рынка молочной продукции, дана общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Афзали Сугд». Также проведен анализ внешней и внутренней среды объекта исследования, приведены используемые предприятием элементы коммуникативной политики, рассмотрен рекламный бюджет за 2015-2018 годы и изучены расходы на каждый элемент коммуникативной политики.
В результате изучения практической части, был получен материал, анализ которого позволил заключить, что производство молочной продукции в Республике Таджикистан является очень перспективным направлением. С каждым годом производство молочных продуктов в стране растет на 4-5%.
В начале 2018 года президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон поручил принять меры по созданию молочных комбинатов по всей Согдийской области (на севере Таджикистана). Из этого следует, что рынок молочной продукции непрерывно развивается, а конкуренция компаний - усиливается.
Ученые-животноводы уверены, что развитие отрасли приблизит страну к решению одной из самых важных стратегических задач правительства - обеспечению продовольственной безопасности республики.
На основе анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период 31.12.2016 - 31.12.2018 гг. был сделан следующий вывод. ООО «Афзали Сугд» на данный момент является финансово устойчивым и успешно развивающимся предприятием.
Компания владеет собственной инновационной фермой, использует новейшие технологии при производстве продукции, имеет собственную логистическую систему доставки продуктов в торговые сети, обладает сертификатом НАССР (ISO 22000) и является производителем качественной молочной продукции, которая на данный момент не имеет аналогов на отечественном рынке.
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Афзали Сугд» показал, что предприятие занимает 34% доли рынка, ООО «Файзи Расул» - 21% и ООО «Шири Душанбе» - 18%.
ООО «Файзи Расул» является главным конкурентом предприятия, который старается ровняться на лидера рынка. Эта компания также планирует выпуск аналогичных йогуртов с кусочками фруктов как у ООО «Афзали Сугд», однако на данный момент не владеет необходимыми ресурсами и знаниями технологий производства.
ООО «Шири Душанбе» является вторым по счету конкурентом предприятия. Эта компания не препятствует деятельности ООО «Афзали Сугд», но также активно занимается маркетинговой деятельностью и позиционированием себя как производителя 100% натуральной молочной продукции.
На основе анализа коммуникативной политики предприятия можно сделать вывод о том, что ООО «Афзали Сугд» использует следующие инструменты коммуникационно-маркетинговой политики: онлайн и оффлайн реклама, PR-деятельность, стимулирование сбыта, личная продажа, спонсорство, событийный маркетинг, вирусный маркетинг.
При этом большая часть маркетингового бюджета в 2018 году выделялись на рекламу, спонсорство и событийный маркетинг. Компания планирует в 2019 году выделить больше средств на PR деятельность, событийный маркетинг и стимулирование сбыта, так как именно эти элементы могут охватить нужную аудиторию и максимально точно донести необходимую информацию.
В результате проведенного маркетингового исследования были выявлены следующие проблемы:
- предприятием не проводятся маркетинговые исследования для того, чтобы знать тенденции рынка и предпочтения целевой аудитории;
- компания выделяет большое количество средств на продвижение продукции, которая уже имеет достаточный спрос. Продукция, имеющая меньший спрос никак не продвигается;
- коммуникативная политика предприятия не имеет четкого обоснования, мероприятия реализуются решениями коммерческого директора и только после проведения этих мероприятий рассчитывается их эффективность.
В третьей главе был проведен опрос потребителей отечественной молочной продукции, исходя из результатов которого были предложены рекомендации по совершенствованию коммуникативной политики ООО «Афзали Сугд» и проведен расчет затрат, необходимых для их реализации.
Опрос потребителей дал следующие результаты:
- Респонденты женского пола чаще совершают покупку молочной продукции и являются целевой аудиторией предприятия;
- Продукцию компании чаще приобретают респонденты от 30 до 50 лет и старше;
- Процент респондентов, предпочитающих продукцию торговой марки «Молочная радость» выше процента респондентов, предпочитающих продукцию ООО «Файзи Расул» и ООО «Шири Душанбе»;
- Продуктами торговой марки «Молочная радость» пользующимися наибольшим спросом среди респондентов оказались: кефир, сыр и сметана.
Продуктами пользующимися наименьшим спросом оказались: варенье, майонез, сгущенное молоко, соки.
- Наибольшее влияние на поведение респондентов оказывает стимулирование сбыта.
Были предложены 3 мероприятия по продвижению соков, майонеза и сгущенного молока, так как эти продукты пользовались наименьшим спросом у респондентов. Для реализации предложенных мероприятий были рекомендованы следующие элементы коммуникативной политики: стимулирование сбыта, событийный маркетинг, сэмплинг.
Мероприятие «Радость в банке» по продвижению соков производства ООО «Афзали Сугд» является одним из методов стимулирования сбыта, когда потребителю предлагается совершить покупку и получить возможность выиграть ценный приз.
ООО «Афзали Сугд» имеет опыт проведения подобного мероприятия. В октябре 2016 года предприятие совместно с оператором сотовой связи «Tcell» провели акцию по продвижению сметаны и каймака, в ходе которой потребители приобретали молочную продукцию, обнаруживали специальный код и получали бесплатные мегабайты или денежные призы.
Эффективность мероприятия подтверждают подобные акции брендов Lays, Pepsi, чай Alokozay, которые имели огромный успех.
Расчет эффективности данного мероприятия показал, что реализация мероприятия обеспечит прирост прибыли в размере 215 907 руб. Коэффициент эффективности составляет 1,25, а срок окупаемости - 9,67 месяцев.
Мероприятие «Папа, мама, я!» по продвижению линейки майонезов торговой марки «Молочная радость» является вариацией событийного маркетинга, при котором организованное соревнование является платформой презентации продукции.
Данное мероприятие направленно на укрепление семейных ценностей и развитие навыков командной работы. Мероприятие будет интересно и детям и взрослым, но самое важное, ООО «Афзали Сугд» сможет напрямую продвигать свою продукцию.
Расчет эффективности данного мероприятия показал, что реализация мероприятия обеспечит прирост прибыли в размере 174 794 руб. Коэффициент эффективности составляет 1,38, а срок окупаемости - 8,8 месяцев.
Мероприятие «В стиле Maroon 5» по продвижению сгущённого молока торговой марки «Бону» является одним из приемов BTL, в котором применяется сэмплинг. Суть данного мероприятия заключается в том, чтобы дать потенциальным потребителям снять пробу, при этом, не тратя денежных средств.
Исследования и статистические данные доказывают эффективность сэмплинга и утверждают, что этот инструмент привлекает к товару гораздо больший интерес, чем телевизионная реклама или наружная реклама.
Расчет эффективности данного мероприятия показал, что реализация мероприятия обеспечит прирост прибыли в размере 256 351 руб. Коэффициент эффективности составляет 2,91, а срок окупаемости - 4,2 месяцев.
Все вышеперечисленные мероприятия по совершенствованию коммуникативной политики ООО «Афзали Сугд» разработаны с учетом финансовых возможностей компании, местного менталитета, предпочтений целевой аудитории и успешного опыта проведения подобных мероприятий.
Реализация предложенных мероприятий позволит увеличить аудиторию потенциальных и лояльных потребителей, увеличить спрос и узнаваемость продуктов на которые раннее отсутствовал спрос, увеличить объем продаж предприятия, повысить конкурентоспособность за счет улучшения коммуникационного пространства, популяризации образа компании и формирования ее имиджа у потребителей.
Таким образом, были решены все поставленные задачи и достигнута основная цель исследования.
1. Василик М.А. Основы теории коммуникации / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2013. - 10-17 с.
2. Дж. Бернет, С. Мориарти. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2013. - 225 с.
3. Захарова Ю.А. Методы стимулирования сбыта: учебное пособие / Ю.А. Захарова. - М.: Дашков и К, 2019. - 56 с.
4. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учебное пособие / А.В. Коротков. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 153 с.
5. Куликова А.В. Маркетинговые коммуникации: учебно-методическое пособие / А.В. Куликова. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2016. - 12-24 с.
6. Кузьмина О.Г., Посухова О.Ю. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Теория и практика рекламы: учебное пособие / О.Г. Кузьмина, О.Ю. Посухова. - М.: РИОР : ИНФРА-М, 2018. - 145 с.
7. Лебедева Т.Н. Маркетинговые коммуникации: учебник / Т.Н. Лебедева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 11-23 с.
8. Лидовская О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы / О.П. Лидовская. - СПб.: Питер, 2015. - 127-130 с.
9. Наумов В.Н. Стратегический маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 223 с.
10. Романенкова О.Н. Маркетинговые коммуникации: учебник и
практикум для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова, О. Н. Жильцова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 15-21 с.
11. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. - М.: Эксмо, 2015. - 10-15 с.
12. Ромат Е., Сендеров Д. Реклама: учебник для вузов. 8-е изд. Стандарт третьего поколения / Е.Ромат, Д.Сендеров. - Спб: Питер, 2013. - 312 с.
13. Сабурова М.М. Маркетинговые коммуникации (теория, управление, практика): учебное пособие / М. М. Сабурова. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 11 с.
14. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник / И.М. Синяева. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 253 с.
15. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума / А.В. Ульяновский. - М.: Эксмо, 2014. - 115 с.
Печатная периодика
16. Аверина О.В. Основные этапы разработки эффективной коммуникационной политики организации // В сборнике: Молодежь и научнотехнический прогресс. Сборник докладов X международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Губкинский филиал. - 2017. - С. 7-11.
17. Алешина И.В. Паблик рилейшнз в менеджменте и маркетинге / И.В. Алешина. - Маркетинг. - 2016. N 3. - 11 с.
18. Кудашева С.А. Коммуникации в маркетинге / С.А. Кудашева // Практический маркетинг. - 2011. N 4 (170). - 15 с.
19. Пантелеева М.С., Бороздина С.М. Маркетинговая политика предприятия как основа системного подхода к анализу его деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2015. - Т. 7. - № 2 (27). - С. 55.
20. Толмачев О. М. Инновационные маркетинговые коммуникации как инструмент обеспечения устойчивого развития предприятия / О.М.Толмачев. - Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2015. - № 2. - 45 с.
Электронные ресурсы
21. Авазов Ш. Медиа-предпочтения населения Таджикистана.
[Электронный ресурс]// Asia-plus. - 2017. - Режим доступа:
http://asiaplus.ti/ru/news/taiikistan/societv/20141211/media-predpochteniya- naseleniya-tadzhikistana
22. Гусева О.В. Особенности коммуникационного менеджмента
[Электронный ресурс]// ФАС. - 2016. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/5316616/page: 18/
23. Дацюк С.А. Коммуникационные стратегии [Электронный ресурс]//
Гуманитарные технологии. - 2010. - Режим доступа:
https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751
24. Deloitte. Обзор молочного рынка [Электронный ресурс]// The Dairy News. Новости молочного рынка каждый день. - 2018. - Режим доступа: https://www■dairvnews■ru/news/deloitte-obzor-molochnogo-rvnka-rossii■html
25. Караев С. Современные требования к СМИ [Электронный ресурс]//
Asia plus. - 2018. - Режим доступа:
https://news■ti/ru/news/taiikistan/societv/20180406/sovremennie-trebovaniva-k-smi- narod-trebuet-zrelitsh
26. Кудашева С.А. Современные маркетинговые коммуникации:
тенденции и перспективы [Электронный ресурс]// ФГАОУ ВО. - 2017. -
Режим доступа: https: //docplayer.ru/55439697-Sovremennye-marketingovye-
kommunikacii-tendencii-i-perspektivy-modern-marketing-communications- tendencies-and-perspectives.html
27. Марданова Э. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс]// Экономика и жизнь. - 2011. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/150255/
28. Матей В. 9 метрик реальной эффективности события [Электронный
ресурс]// Event live. - 2017. - Режим доступа: https: //www.event-
live.ru/articles/shpargalka/shpargalka-1 471.html
29. Николаева К. Как подсчитать эффективность рекламы? [Электронный
ресурс]// Записки маркетолога. - 2017. - Режим доступа:
http://www.marketch.ru/marketing marginalia/calculate-advertising-effectiveness/
30. Официальный аккаунт «Молочная радость» [Электронный ресурс]//
Instagram. - 2019. - Режим доступа:
https://www.instagram.com/molochnava.radost/
31. Официальная страница «Молочная радость» [Электронный ресурс]//
Facebook. - 2019. - Режим доступа:
https://www.facebook.com/MolochnavaRadost/
32. Официальная страница «Молочная радость» [Электронный ресурс]// Одноклассники. - 2019. - Режим доступа: https: //ok.ru/molochnavaradost
33. Официальный паблик аккаунт «Молочная радость» [Электронный ресурс]//Viber. - 2019. - Режим доступа: viber://public?id=radost.ti
34. Официальный сайт ООО «Афзали Сугд» [Электронный ресурс]// Молочная радость. - Режим доступа: http://www.afzal.tj/
35. Потребление молочной продукции в мире: медицинские нормы и
реальные показатели [Электронный ресурс]// The Dairy News. Новости молочного рынка каждый день. - 2018. - Режим доступа:
https: //www.dairvnews .ru/news/zhiteli-kitava-v- srednem-potreblvavut-31 -kg- moloka.html
36. Романенко И.И. Этапы разработки и внедрения коммуникационной стратегии [Электронный ресурс]// Кладец знаний. - 2014. - Режим доступа: http://bibook.ru/books/33435/default.htm
37. Ромат Е. Основные и синтетические средства маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс]// Центр креативных технологий. - 2016. - Режим доступа: https://www.inventech.m/lib/reklama/reklama-0003/
38. Сангинов А. Сельскохозяйственная трансформация и
продовольственная безопасность в Центральной Азии [Электронный ресурс]// Таджикистан. Агропром. - 2019. - Режим доступа:
https: //polpred.com/news/?cnt= 153 §or=22
39. ТаджикТА. Козий сыр в Таджикистане [Электронный ресурс]// ИР «Диалог». - 2019. - Режим доступа: https://www.dialog.ti/news/v-tadzhikistan-stal- postupat-kozii-svr-i-moloko-iz-rossii
40. Торгово-промышленная палата Согдийской области РТ. Статистика рынка производителей молочной продукции [Электронный ресурс]// ТПП. - 2018. - Режим доступа: http://tpp-sugd.tj/
Материалы предприятия
41. Баланс (форма №1 бухгалтерской отчётности) ООО «Афзали Сугд» за 4 квартал 2017 года
42. Баланс (форма №1 бухгалтерской отчётности) ООО «Афзали Сугд» за 4 квартал 2018 года
43. Каталог продукции ООО «Афзали Сугд» 2019
44. Отчёт о маркетинговой деятельности ООО «Афзали Сугд» за 2016 - 2018 годы
45. Отчёт о финансовых результатах (форма №2 бухгалтерской отчётности) ООО «Афзали Сугд» за 4 квартал 2016 года.
46. Отчёт о финансовых результатах (форма №2 бухгалтерской отчётности) ООО «Афзали Сугд» за 4 квартал 2017 года.
47. Отчёт о финансовых результатах (форма №2 бухгалтерской отчётности) ООО «Афзали Сугд» за 4 квартал 2018 года.