Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №41275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. Содержание понятия финансовой потенциал субъекта Российской
Федерации 6
1.2. Финансовый потенциал как основа стратегического планирования субъекта
Российской Федерации 12
1.3. Модели оценки финансового потенциала субъекта Российской Федерации 23
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) 36
2.1. Методика составления финансового баланса субъекта Российской
Федерации 36
2.2. Финансовые ресурсы институциональных секторов Республики Татарстан в
2018 г 42
2.3. Расчет финансового потенциала Республики Татарстан в 2018 году 49
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СУБЪЕКТА РФ НА
ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 56
3.1 Анализ влияния кризиса на финансовый баланс Республики Татарстан в
2015 году 56
3.2 Рекомендации по укреплению финансового потенциала Республики
Татарстан 62
3.3 Совершенствование методики оценки финансового потенциала субъекта
Российской Федерации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Финансовый потенциал является дискуссионным понятием, сущность которого является предметом дискуссий в научных кругах. В то же время оно обозначается круг крайне важных экономических отношений относительного субъекта, к которому применяется. Если мы рассматриваем финансовый потенциал субъекта Российской Федерации то, несомненно, будет затронута секторальная структура экономики региона в рамках финансовых взаимоотношений внутри себе и отношений между субъекта по исходящим и входящим финансовым потоком относительно выбранной территории.
В рамках попытки описать сущность объекта настоящего исследования стоит отметить, что актуальность изучения финансового потенциала связана в первую с двумя важнейшими направлениями: макроэкономический анализ текущей ситуации в регионе и макроэкономическое планирование. С точки зрения макроэкономического анализа, финансовый потенциал дает представление о наличие финансовых ресурсов и направлениях их использования для целей расширенного воспроизводства в обществе, а именно ускорения темпов экономического роста, достижения более высоких значений социально-экономического развития. С помощью данного анализа можно получить информацию об объеме сбережений экономических субъектов, об объемах располагаемого дохода домашних хозяйств, объемах прибыли корпораций, уровне налоговой нагрузки, о сальдо финансовых потоков извне и из территории региона, о характере подобного движения. Макроэкономическое планирование осуществляется не только органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и муниципалитетами, но органами управления корпораций, в том числе иностранных. Финансовый потенциал, на наш взгляд, может быть использован в роли качественно более эффективного инструментами планирования централизованных фондов относительно направлений их использования для более полного удовлетворения общественных потребностей, а также достижений более высоких целей социально-экономического развития территории. Для децентрализованных фондов, которыми в том числе являются фонды корпораций финансовый потенциал субъекта Российской Федерации может служить инструментом для принятия решения о прямых инвестициях, потенциале того или иного субъекта для размещения производственных мощностей, а также о целесообразности и экономической эффективности ведения бизнеса.
Целью настоящего исследования является определения сущности понятия финансового потенциала, а также проведение расчетов относительно выбранного субъекта, которым является Республика Татарстан.
В соответствие с целью исследования задачи исследования можно сформулировать следующими пунктами:
а) обзор отечественных и зарубежных подходов к определению сущности финансового потенциала, формулирование собственного понятия;
б) обоснования необходимости использования финансового потенциала субъекта Российской Федерации в качестве инструмента бюджетного планирования на уровне региона, обзор нормативно-правовых документов;
в) рассмотрение методик к расчету финансового потенциала, формулирование принципов построения собственной методике оценки;
г) построение авторской методики оценки финансового потенциала с использованием финансового баланса региона;
д) расчет финансовых ресурсов институциональных секторов экономики Республики Татарстан, а также составление финансового баланса и оценка финансового потенциала территории;
е) анализ факторов, влияющих на финансовый потенциал субъекта Российской Федерации, выработка рекомендаций по его укреплению;
ж) составление рекомендаций по совершенствованию методики оценки финансового потенциала.
Объектом исследования выступают финансовые отношения в рамках институциональных секторов. Предмет исследования объем формируемых финансовых ресурсов секторов экономики в процесс распределения национального дохода.
Выпускная квалификационная работа выполнена по материалам Министерства финансов Республики Татарстан.
Эмпирической базой исследования послужили данные по объемам финансовым ресурсов финансово-кредитной системы, данных по отчету об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан, данным по отчету по поступлению в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемой органам Федерального казначейства, данным Комплексного доклада о социально-экономическом развитии Республики Татарстан, подготовленного региональным отделением государственного органа по статистике в Республике Татарстан.
Теоретической базой исследования поступили исследования отечественных ученых: Ляндо А.М., Сабитова Н.М., Бирман А.М., А.М. Волков, Ж.Г. Голодова и Вербиненко Е.А.
В методическую базу исследования вошли абстрактно-логический, документальный методы, а также методы статистического анализа, синтеза и обобщения. Специфическим экономическим методом, используемом в работе, является балансовый метод.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении выпускной квалификационной работы сформулируем основные рекомендации и выводы по исследованию. В соответствие с сформулированными задачами обратимся к результатам теоретическим аспектам работы.
А.М. Волков определял финансовый потенциал как часть ресурсов произведенного национального дохода, которая после всех процессов перераспределения воплощается по материально-вещественному составу в приросте средства производства. Им также выделялись понятия абсолютного и относительного финансового потенциала расширенного воспроизводства.
А.М. Ляндо выделял понятие финансовой емкости в качестве попытки отделить финансовые отношения от общего объема денежного обращения. Коэффициент финансовой емкости, предложенный ученым, был тождественен финансовым ресурсам.
Д.э.н., профессор КФУ Сабитова Надия Михайловна в своей научной работе предложила выделять финансовый потенциал используемый и неиспользуемый. Первый предполагает оценку отождествление с финансовыми ресурсами региона и может быть оценен через финансовый баланс.
Д.э.н., профессор РУНД Голодова Жанна Гавриловна в своей диссертации определяет «финансовый потенциал» субъекта Российской Федерации в широком смысле как «совокупность максимально возможных финансовых ресурсов, а также условий их вовлечения, создаваемых субъектами экономики и органами власти региона для формирования, распределения и накопления этих ресурсов с целью обеспечения роста и социально-экономического развития в долгосрочной перспективе, достижения определенных финансовых результатов».
На основе рассмотренных подходов к определению понятия «финансовый потенциал» субъекта Российской Федерации было сформулировано авторское определение, в соответствие с которым он представляется собой совокупность финансовых ресурсов институционных секторов экономики определенной территории, получаемых в процессе общественного воспроизводства.
В рамках рассмотренных методов оценки финансового потенциала предложен авторская методика, основанного на составлении финансового баланса финансовых ресурсов секторов экономики субъекта Российской Федерации. Балансовая же увязка, на наш взгляд, на сегодняшний день помогла бы решить проблему отсутствия точки сравнения для набора данных, описывающих один и тот же объекта. Предложенная модель преодолевает существовавшие ограничения предыдущих форм составления финансового баланса субъекта Российской Федерации. А именно отсутствия оценки финансовых ресурсов домашних хозяйств региона.
Расчет финансовых ресурсов для составления финансового баланса Республики Татарстан показал следующее:
а) существенный объем финансовых ресурсов, формируемых сектором «Государственное управление», в которой включаются бюджет субъекта РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных (муниципальных) учреждений, поступают от сектора «Нефинансовые корпорации» (более 200 млрд. рублей), «Домашних хозяйств» (более 170 млрд. рублей) и в рамках межбюджетных отношений из федерального бюджета в рамках секции «Остальной мир» (62 млрд. рублей)
б) «Финансовые корпорации» формируют большую часть финансовых ресурсов в качестве размещенных средств нефинансовых корпораций и домашних хозяйств во вклады и на расчетных счетах в рублях и иностранной валюты (420 млрд. рублей и 222 млрд. рублей соответственно. В рамках процесса формирования собственных финансовых ресурсов можно заметить, что денежные-кредитные институты получили отрицательным финансовый результат в размере более 2 млрд. рублей, что вызвано последствиями кризисных явлений;
в) «Нефинансовые корпорации» большую часть финансовых ресурсов распределяют между остальными частями, существенную долю которых отправляют за пределы территории субъекта в рамках налоговых и неналоговых платежей (более 669 млрд. рублей);
г) «Домашние хозяйства» Республики Татарстан, на основе наших расчетов, формируют больше финансовых ресурсов, чем распределяют по другим секторам экономики 1,2 млрд. рублей и более 390 млрд. рублей соответственно).
В рамках выявления и анализа факторов, влияющих на финансовый баланс субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) был составлен финансовый баланс региона 2015 года. Сравнительный анализ выявил общеэкономические факторы, которые можно отнести к экзогенным (не поддающимся управлению) и факторы специфические для экономики республики.
Экономический кризис 2014 года существенно снизил финансовые результаты деятельности нефинансовых корпораций, в результате чего бюджет Республики Татарстан, равно как и бюджет Российской Федерации недополучили существенный объем финансовых ресурсов. Уменьшение объема межбюджетных трансфертов, поступающих с федерального уровня, также внес существенный вклад в отрицательный результат по формированию финансовых ресурсов сектором «Государственное управление», в результате чего можно наблюдать не запланированный в проекте бюджета Республики Татарстан объем дефицита бюджета.
Кроме того, банковский кризис развившийся в данное время, снизил объемы размещенных финансовых ресурсов других секторов в финансовой системе региона. Данное можно объяснить как недоверием субъектов финансовым институтам, так и падением доходов, в том числе, реальных доходов население, в результате чего отсутствуют источники по созданию финансовых ресурсов.
В рамках рекомендаций по укреплению финансового потенциала субъекта Российской Федерации предложено следующее:
а) Снижение ключевой ставки в экономике для снижения стоимости обслуживания долговых кредитных обязательств институциональными секторами экономики. На сегодняшний день можно увидеть существенную тенденцию увеличения задолженности населения по кредитам и займам.
б) Реформирование финансового сектора с целью увеличения потенциала населения к инвестированию.
в) Пересмотр методики образования социальных трансферт населению с целью адекватного удовлетворения потребностей населения на сегодняшний день в социальном обеспечении.
г) Санация банковской системы Республики Татарстан с целью высвобождения финансовых ресурсов секторов экономики.
д) Увеличение эффективности функционирования индустриальных парков РТ
На основе всего вышеперечисленного считаем, что цель выпускной квалификационной работы на тему «Финансовый потенциал субъекта Российской Федерации» была выполнена в полной объеме. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы для совершенствования политики органами власти Республики Татарстан и органами власти федерального уровня в отношении указанного субъекта РФ.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ // Доступ из информационной системы ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70684666/#ixzz5aXuxluJ7
3. Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №165 // официальный сайт Правительства РФ - Режим доступа: http://pfo.gov.ru/district/projects/srategia
4. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ // Доступ из информационной системы - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429067885
5. «О классификации институциональных секторов экономики» Коллегия евразийской экономической комиссии рекомендация от 18 августа 2015 года N 18 - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420295678
6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ В ред. от 06.06.2019 Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. // Доступ из информационно-правой системы «Консультант»;
7. Закон РТ о бюджете РТ на 2015-2017 годы - 107-ЗРТ // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
8. Закон РТ от 31.05.2016 № 34-ЗРТ "Об исполнении бюджета РТ за 2015 год" // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
9. Закон РТ от 20.11.2015 № 97-ЗРТ О бюджете РТ на 2016 год // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
10. Закон РТ от 23.06.2017 №39-ЗРТ «Об исполнении бюджета РТ за 2016 год» // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
11. Закон РТ от 28.11.2016 № 93-ЗРТ «О бюджете РТ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
12. Закон РТ от 26.05.2018 № 36-ЗРТ «Об исполнении бюджета РТ за
2017 год» // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
13. Закон РТ от 30.11.2017 №85-ЗРТ «О бюджете РТ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
14. Проект закона РТ «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за
2018 год» // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
Книги, монографии
15. Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. Сущность и функции финансов. М. -1968. -208 с.
16. Волков А.М. Перспективное планирование финансовых ресурсов. // НИФИ М. Финансы, 1976. 174 с. С.58
17. Зенченко С.В. Финансовый потенциал региона: методы и модели оценки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
18. Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического района. М.: Экономика, 2007. 206 с.
19. Ляндо А.М. Вопросы финансового баланса. М.: Госфиниздат. 1963.
С.63
20. Марголин Н.С. Планирование финансов. Госфиниздат. 1961. С 82
21. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанги. -М: Юрайт-М, 2004.—504 с
Авторефераты диссертаций
22. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.10. - М., 2010. - 48 с.
Печатная периодика
23. Лядно А.М. Финансовый баланс народного хозяйства и коэффициент финансовой емкости конечного общественного продукта. Научная конференция «Проблемы совершенствования планирования на современном этапе». Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Экономический факультет. М.: 1967, с. 204-205
24. Сабитова Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки [Электронный ресурс] // Финансы. -2003. №2. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/498211
25. Сабитова Н.М. О сущности финансов: в продолжение дискуссии
[Электронный ресурс] // Финансы. -2012. - №6. - Режим доступа:
http ://znanium .com/catalog/product/498336
26. Д. В. Суходоев. Оценка финансового потенциала региона
[Электронный ресурс] // Финансы и кредит. 2013. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-finansovogo-potentsiala-regiona-1
27. Иванова Т.Б., Пропенко Р.А. Финансовы й потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений // Региональная экономика: теория практика. 2007. № 11(50). С. 82.
28. Наумов И. В. Динамическая балансовая модель движения финансовых потоков между институциональными секторами в региональной системе // Известия УГГУ. 2018. №3(51)
29. Шляхтин А.Е., Захарова А.А. Проект бюджетного маневра как инструмент повышения вовлеченности властей муниципальных образований в создание благоприятного инвестиционного климата. Международная
молодежная конференция «Ломоносов 2019». М. 2019. - Режим доступа: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/15767/91698_uid122221_report.pdf
30. Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и
структура. СПБ.: «Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета». - 2010. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-potentsial-regiona-soderzhanie-i- struktura
31. Tetsuji Okazaki. The Government-Firm Relationship in Postwar Japanese
Economic Recovery: Resolving the Coordination Failure by Coordination Industrial Rationalization [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/300896095_The_Government- Firm_Relationship_in_Postwar_Japanese_Economic_Recovery_Resolving_the_Coor dination_Failure_by_Coordination_in_Industrial_Rationalization
Электронные ресурсы
32. Толковый словарь английского языка «Лонгман» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ldoceonline.com/dictionary/potential
33. Толковый словарь английского языка «Кэмбридж» [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://dictionary.cambridge.org/
34. Баланс финансовых ресурсов и затрат региона [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d000/i000430r.htm
35. Russia Economic Report // Всемирный банк. -2016 №35 - Режим доступа:
https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/24028/rer35_E.pdf7se quence=1 &isAllowed=y
36. Russian Federation: Concluding Statement of the 2015 Article IV Mission [Электронный ресурс] //Международный валютный фонд - Режим доступа: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/52/mcs052115
37. IMF Executive Board Concludes 2015 Article IV Consultation with the Russian Federation //Международный валютный фонд - Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2015/cr15211.pdf
38. ВРП Татарстана в 2015 году [Электронный ресурс] // Российское
информационное агентство - Режим доступа:
https://ria.ru/20160208/1371449879.html
39. Инвесторы с пеленок: как в США учат вкладывать в фондовый рынок
[Электронный ресурс] // журнал «Forbes» - Режим доступа:
https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/362939-investory-s-pelenok-kak-v-ssha- uchat-vkladyvat-v-fondovyy-rynok
40. Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году // Доступ из
информационно-правой системы «Консультант» - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/ref/poleznye-sovety/detskie-posobija/posobie-po- uhodu-za-rebenkom/
41. Татфондбанк дорого обходится кредиторам [Электронный ресурс] // Электронная газета «Коммерсант» - Режим
доступа:https://www.kommersant.ru/doc/3947760


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ