Деятельность подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения (Барнаульский Юридический Институт МВД)
|
Выпускная квалификационная работа.
Введение 2
Глава 1. Организационно - правовые основы деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения 4
1.1 Понятие, виды безопасности дорожного движения. Нормативно-правовые акты, определяющие пропаганду безопасности дорожного движения 4
1.2 История развития пропаганды безопасности дорожного движения 13
1.3 Характеристика основных субъектов пропаганды безопасности дорожного движения 18
Глава 2. Формы и методы деятельности подразделений ГИБДД по безопасности дорожного движения 30
2.2 Виды и формы работы по пропаганде безопасности дорожного движения …………………………………………………………………………………30
2.2 Методы деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения 45
2.3 Проблемы реализации мер по пропаганде безопасности дорожного движения и меры по их совершенствованию 51
Заключение 57
Список использованных источников 62
Введение 2
Глава 1. Организационно - правовые основы деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения 4
1.1 Понятие, виды безопасности дорожного движения. Нормативно-правовые акты, определяющие пропаганду безопасности дорожного движения 4
1.2 История развития пропаганды безопасности дорожного движения 13
1.3 Характеристика основных субъектов пропаганды безопасности дорожного движения 18
Глава 2. Формы и методы деятельности подразделений ГИБДД по безопасности дорожного движения 30
2.2 Виды и формы работы по пропаганде безопасности дорожного движения …………………………………………………………………………………30
2.2 Методы деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения 45
2.3 Проблемы реализации мер по пропаганде безопасности дорожного движения и меры по их совершенствованию 51
Заключение 57
Список использованных источников 62
Актуальность выбранной темы. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения по-прежнему занимает одно из ведущих мест в социально-экономическом развитии страны, а ее решение отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики.
Действенным механизмом обеспечения надлежащего уровня дорожной безопасности в современном обществе является деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения, поскольку эта деятельность является составной частью единого комплекса мер, которые направлены на уменьшение числа аварий. Пропаганда оказывает влияние на процесс мышления громадных масс людей посредством различных эмоциональных, образных, познавательных механизмов, чем осуществляется перевод общественного сознания на качественно иной уровень, формируются новые модели поведения и институты гражданского общества.
В целях снижения ДТП и уровня детского дорожно-транспортного травматизма и воспитания у подрастающего поколения негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения субъектам профилактики необходимо использовать разнообразные формы и методы пропаганды БДД. Совокупность используемых государством мер в ряде случаев оказывается недостаточно эффективной, и требуются дополнительные общественные механизмы обеспечения порядка на дорогах страны.
Пропаганда безопасности дорожного движения является важнейшим условием формирования правовой культуры современного общества, чему посвящена данная работа.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения.
Предмет работы составляют нормы административного законодательства, регламентирующие деятельность ГИБДД, по теме исследования материалы правоприменительной практике.
Цель работы: на основе комплексного исследования и всестороннего анализа деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения выявить существующие проблемы по пропаганде безопасности дорожного движения и предложить меры по их решению.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- проанализировать нормативные правовые акты, определяющие пропаганду безопасности дорожного движения, понятие, виды безопасности дорожного движения;
- изучить исторические аспекты (история развития) пропаганды безопасности дорожного движения;
- охарактеризовать основные субъекты пропаганды безопасности дорожного движения;
- раскрыть правовые и неправовые формы работы по пропаганде безопасности дорожного движения;
- исследовать методы деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения;
- выявить проблемы по реализации пропаганды безопасности дорожного движения и предложить меры по их совершенствованию.
Методы исследования. В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза, социологические методы и другие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Действенным механизмом обеспечения надлежащего уровня дорожной безопасности в современном обществе является деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения, поскольку эта деятельность является составной частью единого комплекса мер, которые направлены на уменьшение числа аварий. Пропаганда оказывает влияние на процесс мышления громадных масс людей посредством различных эмоциональных, образных, познавательных механизмов, чем осуществляется перевод общественного сознания на качественно иной уровень, формируются новые модели поведения и институты гражданского общества.
В целях снижения ДТП и уровня детского дорожно-транспортного травматизма и воспитания у подрастающего поколения негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения субъектам профилактики необходимо использовать разнообразные формы и методы пропаганды БДД. Совокупность используемых государством мер в ряде случаев оказывается недостаточно эффективной, и требуются дополнительные общественные механизмы обеспечения порядка на дорогах страны.
Пропаганда безопасности дорожного движения является важнейшим условием формирования правовой культуры современного общества, чему посвящена данная работа.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения.
Предмет работы составляют нормы административного законодательства, регламентирующие деятельность ГИБДД, по теме исследования материалы правоприменительной практике.
Цель работы: на основе комплексного исследования и всестороннего анализа деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения выявить существующие проблемы по пропаганде безопасности дорожного движения и предложить меры по их решению.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- проанализировать нормативные правовые акты, определяющие пропаганду безопасности дорожного движения, понятие, виды безопасности дорожного движения;
- изучить исторические аспекты (история развития) пропаганды безопасности дорожного движения;
- охарактеризовать основные субъекты пропаганды безопасности дорожного движения;
- раскрыть правовые и неправовые формы работы по пропаганде безопасности дорожного движения;
- исследовать методы деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения;
- выявить проблемы по реализации пропаганды безопасности дорожного движения и предложить меры по их совершенствованию.
Методы исследования. В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза, социологические методы и другие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В заключении работы можно сделать следующие выводы.
Пропагандой безопасности движения подразделения Госавтоинспекции в России начали заниматься в 1932 году. За прошедшие десятилетия автомобилизация прочно вошла в жизнь нашего общества и проблема сохранения человеческих жизней на дорогах стала государственной. Одной из главных причин высокой аварийности на дорогах является человеческий фактор . Задача пропагандистов Госавтоинспекции вместе с педагогами, журналистами, медиками, студентами-волонтерами, общественниками, при поддержке органов власти воздействовать на граждан, добиваясь снижения числа дорожных трагедий.
Анализируя понятие и виды безопасности дорожного движения был сделан вывод, что пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения.
Основными элементами процесса пропаганды являются:
-ее субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда);
-объект (аудитория или социальная общность, которым адресована пропаганда);
-содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, Интернет, печать, система лекционной пропаганды и т.д.).
Исследование методов деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения показало, что система управления общественным сознанием в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время имеет в своем арсенале довольно широкий спектр инструментов и методов, которые позволяют управлять отдельными индивидами и различными социальными группами. Методы управления подразделяют на две группы:
1) методы принуждения, основанные на применении мер государственного принуждения или угрозе его применения;
2) методы убеждения, разъяснения, просвещения и положительной мотивации с целью изменения психологических установок и корректировки системы ценностей.
К субъектам деятельности по пропаганде отнесены подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения. Хотелось бы отметить, что в современных условиях в связи с возрастанием значимости проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, этот перечень должен быть значительно расширен, в него должны быть включены иные органы государственной и муниципальной власти, представители общественности, коммерческие организации. Только такое, комплексное, воздействие будет способствовать достижению поставленной цели.
В ходе работы были установлены следующие правовые и неправовые формы пропаганды безопасности дорожного движения. Это: проведение в субъектах РФ автомотовелопробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения; издание и распространение брошюр, плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции; проведение конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения; социальная реклама, печатная и сувенирная продукция; трансляция обращений к участникам дорожного движения посредством громкоговорящих установок на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, других общественных местах.
-Также в качестве форм воздействия можно выделить: проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях; организация и проведение конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения; внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.
В ходе исследования были рассмотрены проблемы пропаганды безопасности дорожного движения и предложены пути устранения недостатков.
В настоящее время деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов различной юридической силы, создавая препятствия для реализации оптимальных форм взаимодействия между различными государственными органами и условий эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. В связи с этим, целесообразно унифицировать нормативно-правовое регулирование этой деятельности с целью построения единой организационно-правовой системы регулирования пропагандисткой деятельности, в виде самостоятельного правового акта, в котором закрепить ключевые понятия пропаганды безопасности дорожного движения, ее субъектов, цели, задачи, принципы, а также закрепить компетенции субъектов пропаганды, формы и методы их работы, порядок их взаимодействия, формы отчетности, а также предусмотреть не только ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение)своих полномочий, но и определить механизм стимулирования.
Как любой вид деятельности - пропаганда безопасности дорожного движения должна иметь определенный механизм оценки ее эффективности. В настоящее время отсутствуют четкие критерии оценки эффективности деятельности пропаганды. Практика показывает, что чаще используется критерий проведения проверок эффективности пропаганды в дорожном движении, которые представляют собой частоту ДТП, частоту дорожных правонарушений, отдельные показатели наблюдаемого дорожного поведения (например, поведение в скоростном режиме водителей транспортных средств, поведение пешеходов при переходе через улицу и др.).
В настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях отсутствует система финансирования мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения и ее пропаганды, четкий механизм использования средств. Выделение средств осуществляется безотносительно расчетной величины социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий в конкретном регионе. Ведь не секрет, что организация пропагандистских мероприятий требует не только немалых человеческих ресурсов, но и финансовых затрат, от которых зависит их результативность.
Исходя из вышеизложенного, для эффективного решения проблем, связанных с проведением пропаганды безопасности дорожного движения, необходимо создание единой организационно-правовой системы профилактики и предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Система позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к сокращению числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации, но и сформировать предпосылки для достижения более амбициозных стратегических целей снижения дорожно-транспортного травматизма на следующее десятилетие.
Представляется необходимым утвердить Концепцию пропаганды безопасности дорожного движения на 2018-2022 годы. Концепция будет определять цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, политическими партиями, религиозными и иными общественными объединениями на 2017-2022 годы.
В заключении необходимо отметить, чтобы добиться масштабных изменений, организации местного, регионального и федерального уровней и самого различного профиля субъекты по пропаганде безопасности дорожного движения должны вести совместную работу, чтобы объединить всех заинтересованных субъектов в единую сеть, главным целевым содержанием которой является безопасность дорожного движения. В подобной работе основной акцент должен быть сделан на понимании людьми общей и личной заинтересованности в решении проблемы, на необходимости разумного, ответственного, культурного, взаимоуважительного и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу.
Пропагандой безопасности движения подразделения Госавтоинспекции в России начали заниматься в 1932 году. За прошедшие десятилетия автомобилизация прочно вошла в жизнь нашего общества и проблема сохранения человеческих жизней на дорогах стала государственной. Одной из главных причин высокой аварийности на дорогах является человеческий фактор . Задача пропагандистов Госавтоинспекции вместе с педагогами, журналистами, медиками, студентами-волонтерами, общественниками, при поддержке органов власти воздействовать на граждан, добиваясь снижения числа дорожных трагедий.
Анализируя понятие и виды безопасности дорожного движения был сделан вывод, что пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения.
Основными элементами процесса пропаганды являются:
-ее субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда);
-объект (аудитория или социальная общность, которым адресована пропаганда);
-содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, Интернет, печать, система лекционной пропаганды и т.д.).
Исследование методов деятельности подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения показало, что система управления общественным сознанием в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время имеет в своем арсенале довольно широкий спектр инструментов и методов, которые позволяют управлять отдельными индивидами и различными социальными группами. Методы управления подразделяют на две группы:
1) методы принуждения, основанные на применении мер государственного принуждения или угрозе его применения;
2) методы убеждения, разъяснения, просвещения и положительной мотивации с целью изменения психологических установок и корректировки системы ценностей.
К субъектам деятельности по пропаганде отнесены подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения. Хотелось бы отметить, что в современных условиях в связи с возрастанием значимости проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, этот перечень должен быть значительно расширен, в него должны быть включены иные органы государственной и муниципальной власти, представители общественности, коммерческие организации. Только такое, комплексное, воздействие будет способствовать достижению поставленной цели.
В ходе работы были установлены следующие правовые и неправовые формы пропаганды безопасности дорожного движения. Это: проведение в субъектах РФ автомотовелопробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения; издание и распространение брошюр, плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции; проведение конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения; социальная реклама, печатная и сувенирная продукция; трансляция обращений к участникам дорожного движения посредством громкоговорящих установок на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, других общественных местах.
-Также в качестве форм воздействия можно выделить: проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях; организация и проведение конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения; внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.
В ходе исследования были рассмотрены проблемы пропаганды безопасности дорожного движения и предложены пути устранения недостатков.
В настоящее время деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов различной юридической силы, создавая препятствия для реализации оптимальных форм взаимодействия между различными государственными органами и условий эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. В связи с этим, целесообразно унифицировать нормативно-правовое регулирование этой деятельности с целью построения единой организационно-правовой системы регулирования пропагандисткой деятельности, в виде самостоятельного правового акта, в котором закрепить ключевые понятия пропаганды безопасности дорожного движения, ее субъектов, цели, задачи, принципы, а также закрепить компетенции субъектов пропаганды, формы и методы их работы, порядок их взаимодействия, формы отчетности, а также предусмотреть не только ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение)своих полномочий, но и определить механизм стимулирования.
Как любой вид деятельности - пропаганда безопасности дорожного движения должна иметь определенный механизм оценки ее эффективности. В настоящее время отсутствуют четкие критерии оценки эффективности деятельности пропаганды. Практика показывает, что чаще используется критерий проведения проверок эффективности пропаганды в дорожном движении, которые представляют собой частоту ДТП, частоту дорожных правонарушений, отдельные показатели наблюдаемого дорожного поведения (например, поведение в скоростном режиме водителей транспортных средств, поведение пешеходов при переходе через улицу и др.).
В настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях отсутствует система финансирования мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения и ее пропаганды, четкий механизм использования средств. Выделение средств осуществляется безотносительно расчетной величины социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий в конкретном регионе. Ведь не секрет, что организация пропагандистских мероприятий требует не только немалых человеческих ресурсов, но и финансовых затрат, от которых зависит их результативность.
Исходя из вышеизложенного, для эффективного решения проблем, связанных с проведением пропаганды безопасности дорожного движения, необходимо создание единой организационно-правовой системы профилактики и предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Система позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к сокращению числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации, но и сформировать предпосылки для достижения более амбициозных стратегических целей снижения дорожно-транспортного травматизма на следующее десятилетие.
Представляется необходимым утвердить Концепцию пропаганды безопасности дорожного движения на 2018-2022 годы. Концепция будет определять цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, политическими партиями, религиозными и иными общественными объединениями на 2017-2022 годы.
В заключении необходимо отметить, чтобы добиться масштабных изменений, организации местного, регионального и федерального уровней и самого различного профиля субъекты по пропаганде безопасности дорожного движения должны вести совместную работу, чтобы объединить всех заинтересованных субъектов в единую сеть, главным целевым содержанием которой является безопасность дорожного движения. В подобной работе основной акцент должен быть сделан на понимании людьми общей и личной заинтересованности в решении проблемы, на необходимости разумного, ответственного, культурного, взаимоуважительного и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: НА ПРИМЕРЕ УГИБДД УМВД РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



