Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения транспортно-логистической
инфраструктуры 6
1.1. Роль транспортно-логистической инфраструктуры в развитии мира
хозяйственных связей 6
1.2. Транспортная логистика в современной мировой экономике 9
1.3. Участие стран и регионов мира в транспортно-логистических проектах
современности 14
2. Анализ транспортно-логистической инфраструктуры КНР 19
2.1. Значение и роль транспорта в экономическом развитии КНР 19
2.2. Реализация транспортно-логистических проектов КНР 26
2.3. Международное сотрудничество КНР в развитии транспортно-логистических
проектов 32
3. Проблемы и перспективы участия КНР в развитии транспортно-логистической
инфраструктуры 36
3.1. Великий Шелковый Путь и его роль в международной транспортной
сети 36
3.2. Российско-китайское сотрудничество в сфере международной транспортной
логистики 49
3.3. Сотрудничество Китая со странами Азии в развитии международных
транспортных проектов 61
Заключение 73
Список использованной литературы и источников 75
Значение транспорта в экономике отдельного города, региона, страны и мировой системы в целом трудно переоценить. От устойчивого и эффективного функционирования транспортных систем зависят безопасность, стабильность, целостность и эффективность любых экономических систем. При этом безопасность - это не только обороноспособность страны, но и улучшение условий и уровня жизни населения.
Китайская Народная Республика является одной из самых мощных экономических держав в мире. Наравне с этим Китай обладает огромной территорией, следовательно, развитие всех видов транспорта в стране является необходимым условием экономического прогресса в КНР. Транспорт занимает одно из основополагающих мест в экономике любой страны. Для Китая, учитывая численность его населения, размеры территории и уровень развития экономики, транспорт имеет огромное значение. Поэтому проблема развития транспорта в КНР, его влияние на экономику страны в целом являются актуальными и в настоящее время.
Объектом дипломной работы является совокупность отраслей транспортно - логистической индустрии Китайской Народной Республики, связанных с развитием экономики.
Предметом исследования являются проблемы, возникающие в транспортной индустрии, определение возможных путей их совершенствования и перспективы развития Китайской Народной Республики на международном уровне.
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций, связанных с международными транспортно - логистическими инициативами КНР. В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты транспортно-логистической инфраструктуры
2) Охарактеризовать транспортно-логистическую инфраструктуру в развитии мира хозяйственных связей
3) Проанализировать участие стран мира в транспортно-логистических проектах современности
4) Подробно проанализировать транспортно-логистическую
инфраструктуру КНР
5) Выявить значение и роль транспорта в экономическом развитии КНР, а также реализацию транспортно-логистических проектов КНР
6) Выявить основные векторы развития международного сотрудничества КНР в развитии транспортно-логистических проектов
7) Подробным образом изучить проблемы и перспективы участия КНР в развитии транспортно-логистической инфраструктуры
8) Детальным образом изучить Великий Шелковый Путь и его роль в международной транспортной сети
9) Проанализировать и охарактеризовать степень развития взаимоотношений Китая с Россией и странами Азии, выявить главные проблемы на пути взаимовыгодного сотрудничества, а также оценить дальнейшие перспективы.
В качестве источников информации использовались данные, взятые из монографий, диссертаций, российских и зарубежных статей, а также множества официальных сайтов в сфере транспорта и логистики. Так, теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды российских и зарубежных авторов, которыми являются ученые-экономисты, историки, изучавшие транспортные инициативы Китайской Народной Республики. Таким исследованиям посвящены работы российских специалистов: О.В. Кучука, П.М. Мозиаса, В.П. Максаковского, В.А. Роменковой, И.В. Каменских, С.А. Тархова и др., а также китайских: Ли Вэйцзина, Ван Гуашэна, Син Гуанчэна, Гао Ли, Ся
Биня, Чэыь Даофу, Чэнь Чэна и др. Также были использованы официальные статистические, экономические и транспортные китайские ежегодники, документы и материалы Министерства железных дорог КНР, Министерства транспорта КНР, Г осударственного статистического управления КНР, статистические данные Минтранса РФ, ОАО «РЖД», материалы международных и региональных организаций (ВТО, ЮНКТАД, ПРООН, ВБ, АБР, АТЭС, статистическая база ООН). Важные сведения получены из федеральных и отраслевых программ развития транспорта РФ, законодательных, нормативных и программных документов КНР и РФ по вопросам развития региональной экономики и национальной транспортной политики. Широко использовались материалы российской и зарубежной периодической печати, и интернета.
Структура дипломной работы соответствует цели и задачам исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Для достижения двухсотлетних целей и реализации китайской мечты о великом омоложении китайской нации должны быть установлены более высокие стандарты развития транспорта в Китае. Транспорт способствует развитию, обмены обеспечивают сотрудничество, а взаимозависимость дает взаимную выгоду. Китайское правительство будет продолжать улучшать транспортные услуги страны, чтобы лучше обслуживать социально-экономическое развитие Китая и продолжать укреплять сотрудничество в области транспорта с другими странами с тем, чтобы они могли использовать новые возможности и совместно решать проблемы для достижения общего развития и процветания.
На основе этих данных был произведен обзор взаимодействия в транспортной системе с определенными странами региона, рассмотрены тенденции в темпе роста торговли, на основе чего был проведен анализ и рассмотрены перспективы будущего сотрудничества.
С начала XXI века китайское правительство способствовало реформе на транспорте, построило модернизированную комплексную транспортную систему, улучшило систему управления и модернизовало управленческий потенциал на транспорте, доведя транспорт Китая до нового этапа, который включает в себя несколько видов транспорта и способствует их скоординированному развитию.
Китай намеревается завершить строительство умеренно процветающего общества во всех отношениях к 2020 году, что станет первым из его двухсотлетних целей. Для этого транспорт должен ускорить темпы развития и в полной мере играть свою основную, новаторскую и роль в качестве авангардной и надежной гарантии завершения строительства умеренно процветающего общества во всех отношениях.
Сейчас транспортно - логистическая отрасль играет значительную роль в китайской экономике. Согласно экспертным оценкам, доля транспортнологистических затрат колеблется от 17 до 35% ВВП. Это свидетельствует об огромном спросе на логистические услуги. При этом уровень транспортнологистических издержек у китайских компаний в структуре себестоимости товара довольно низок, что обусловлено низким уровнем развития инфраструктуры, технологий и отрасли в целом. И все же динамика роста транспортнологистических услуг Китая впечатляет. С приходом на китайский рынок международных компаний вырос объем внешней торговли, растет и внутреннее потребление, расширяется производство и Китай, превращается в «мировую фабрику», требующую не только вывоза готовой продукции на глобальные рынки, но и завоза сырья и внутренней логистики в пределах страны.
Таким образом, на основе сделанного анализа можно сделать выводы, что в настоящее время транспортно-логистический рынок КНР находится на новом витке развития. Постепенно отрасль подтягивается к мировым стандартам, повышается эффективность логистических операций, активно развивается инфраструктура и создаются новые институциональные условия для развития рынка. Можно уверенно сказать, что у китайской транспортно - логистической системы - большое будущее.
1. Китайская Народная Республика; политика, экономика, культура. 2012-2013 / Гл. ред. акад. РАН М.Л. Титаренко. М.: ИДВ РАН, ИД «ФОРУМ», 2013. 592 с.
2. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2015, № 3. С. 4-13.
3. Китайская Народная Республика в 2007 г.: политика, экономика, культура // Гл. ред. акад. РАН М.Л. Титаренко. М.: ИДВ РАН, «Русская панорама», 2008. 504 с.
4. Китайская Народная Республика; политика, экономика, культура. 2014-2015 / Гл. ред. д.и.н. С.Г. Лузянин. М.: ИДВ РАН, ИД «ФОРУМ», 2016. 476 с.
5. Комплексный план восстановления старой промышленной базы провинции Хэйлунцзян / Материалы Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, Харбин. 2015.
6. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия // Проблемы Дальнего Востока. 2010, № 6. С. 3-10.
7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути // Проблемы Дальнего Востока. 2015, № 3. С. 13-15.
8. Китайская Народная Республика; политика, экономика, культура. 2010-2011 / Гл. ред. акад. РАН М.Л. Титаренко. М.: ИДВ РАН, ИД «ФОРУМ», 2011.448 с.
9. Чжунго тунцзи чжайяо 2000-2016 (Китайский статистический выборочный справочник 2000-2016). Пекин, Чжунхуа жэньминь гунхэго гоцзя тунцзицзюй (ГСУ КНР), Чжунго тунцзи чубанынэ (China Statistics Press). 2000- 2016.
Монографии, сборники
10. Бородин П.П. Концепция комплексной программы «Строительство высокотехнологичной евроазиатской транспортной системы на период до 2020 г.». М.; 2011.48 с.
11. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая / Отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2010. 192 160 с.
12. Гуреева М.А. Основы экономики транспорта: учебное пособие для
нач. проф. образования / М.А. Гуреева. М.: Издательский центр
«Академия», 2010. 192 с.
13. Информационные материалы, серия «В» Общество и государство в Китае в период реформ, вып. 30, ч.1-2 - «Новые аспекты социально- политического развития КНР.. М.: ИДВ РАН, 2015. 4.1 - 192 с., ч. 2. 184 с.
14. Пивоварова Э.П. Строительство социализма с китайской спецификой Китая. Поиск пути. М.: Наука, 1992. 328 с.
15. Новый Шелковый путь и его значение для России / под ред. В.Е.
16. Петровского (отв. ред.), А.Г. Ларина (сост.), Е.И. Сафроновой. - М.: ДеЛи плюс, 2016. 234 с.
17. Петрова Е.В., Ганченко О.И., Кевеш А.Л. Статистика транспорта: Учебник / Под ред. М.Р. Ефимовой. М.: Финансы и статистика, 2001. 352с.
18. Островский А.В., Баженова Е.С. Синьцзян - новые горизонты Шелкового пути. М.: МБА, 2016. 276 с.
19. Приграничные и трансграничные территории азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / Отв. ред: акад. П.Я. Бакланов, чл.-корр. РАН А.К. Тулохонов (Интеграционные проекты СО РАН; вып. 23). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. 610 с.
20. Проблемы и перспективы реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» в контексте ШОС / отв. ред. сост. В.А. Матвеев. — М.:ИДВ РАН, 2017. 192 с.
21. Суходолов Я.А. Российско-китайское внешнеторговое сотрудничество в контексте повышения национальной конкурентоспособности / Я.А. Суходолов. Новосибирск: Наука, 2016. 200с.
22. Сазонов С.Л. Транспорт Китайской Народной Республики. М.: ИДВ РАН, Изд-во «Кругъ», 2012. 355 с.
23. Сазонов С.Л. Россия-Китай: сотрудничество в области транспорта. - М.: ИДВ РАН, Изд-во «Кругъ», 2012. 331 с.
24. Суходолов Я.А. Российско-китайское внешнеторговое сотрудничество в контексте повышения национальной конкурентоспособности / Я.А. Суходолов. Новосибирск: Наука, 2016. 200с.
25. Гуреева М.А. Основы экономики транспорта: учебное пособие для
нач. проф. образования / М.А. Гуреева. М.: Издательский центр
«Академия», 2010. 192 с.
26. Приграничные и трансграничные территории азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / Отв. ред: акад. П.Я. Бакланов, чл.-корр. РАН А.К. Тулохонов (Интеграционные проекты СО РАН; вып. 23). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. 610 с.
27. Островский А.В., Баженова Е.С. Синьцзян - новые горизонты Шелкового пути. М.: МБА, 2016. 276 с.
28. Международный транспортный коридор «Европа Россия Азиатско- Тихоокеанский регион» как пространство бизнес-инноваций. Парламентские слушания Комиссии Совета Федераций Федерального Собрания РФ по естественным монополиям (30 ноября 2011 года) / М., 2011.58 с.-
29. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства / Отв. ред. акад. РАН М.Л.Титаренко. М.: ИД «ФОРУМ», 2009. 288 с.
30. Александрова М.В. Российско-китайское межрегиональное и приграничное сотрудничество // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012-2013. - М.: ИД «ФОРУМ», 2013. С. 238-259.
31. Александрова М.В. Изменение структуры промышленности Северо- Востока КНР: историческая ретроспектива // Китай в эпицентре глобальных проблем АТР. Тезисы докладов XX Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». Москва, 16-18 октября 2013 г. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 141- 144.
32. Александрова М.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество: ресурсная составляющая // Россия, Китай и Монголия: вместе навстречу вызовам современности. Сборник статей. Отв. редактор: Е.В. Бойкова. М.: Издательство ИВ РАН. 2013, С. 16-33.
33. Александрова М.В. Развитие внешнеэкономической деятельности провинции Цзилинь в период экономических реформ // Проблемы Дальнего Востока. 2013, № 6, С. 69-87.
34. Александрова М.В. Российско-китайское межрегиональное и приграничное сотрудничество: новые тенденции и проблемы // КНР: политика ,' экономика, культура .М. ФГБУН "Институт Дальнего Востока" РАН, 2016, С. 221-254.
35. Александрова М.В. Северо-Восток Китая // КНР: экономика регионов. М., ИДВ РАН, ООО «Издательство МБА. 2015. С.145-238.
36. Александрова М.В. План развития Северо-Востока КНР на 12-ю пятилетку и реальная ситуация в регионе // Китай на новом этапе экономической реформы. М. ЛЕНАНД. 2015. С. 122-140.
37. Алимов Р. ШОС: пространство экономического и гуманитарного взаимодействия. // Китай, 2016. № 11 (133). С. 28-30.
38. Афонасьева А.В., Островский А.В., Каменнов П.Б. Наука и инновации как фактор социально-экономического развития Китая // Научная и инновационная политика. Россия и Мир. 2011-2012 / под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. Москва, 2013. С. 413-428.