Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию английской 7 речи
1.1 Понятие аудирования. Психологические особенности 7
аудирования как вида речевой деятельности
1.2 Структура обучения аудированию на среднем этапе 11
1.3 Основные трудности понимания иноязычной речи на слух 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Использование интернет- ресурсов при обучении аудированию 22 на среднем этапе
2.1 Компьютерные телекоммуникации в системе среднего 22
образования
2.2 Характеристика видов Интернет-ресурсов 27
2.3 Использование интернет - ресурсов при обучении аудированию.... 32
Выводы по 2 главе 41
Глава 3. Использование сайтов ВВСи VoiceofAmerica для развития 42 навыков аудирования на среднем этапе
3.1 Характеристика сайтов ВВСи VoiceofAmerica с точки зрения 42
обучения аудированию
3.2 Разработка урока по обучению аудированию в 7 классе с помощью 48
подкастов сайтов
Выводы по 3 главе 53
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение
В современном мире владение английским языком становится неотъемлемой частью нашей жизни. Английский язык - это язык международного общения. Однако авторы современного государственного образовательного стандарта выставляют иное обозначение цели обучения иностранному языку в школах - развитие коммуникативной компетенции.
Учебный процесс в школе направлен на практическое владение иностранным языком, следовательно, особое внимание акцентируется на вопросе восприятия иностранной речи на слух.
В настоящее время методисты все больше и больше занимаются проблемами аудирования. Несмотря на то, что ведется теоретический поиск в изучении данного процесса, в практике использование определенных методик преподавания очень незначительно. Широко известно, что методика обучения аудированию разработана меньше всего. Главная причина заключается в том, что до недавнего времени аудирование считалось довольно простым умением. Так же считалось, что при условии обращения особого внимания педагога на говорение при обучении устной речи и оказании помощи в освоении этого умения, учащиеся овладеют навыками речи без специальной подготовки. Ошибочность данной точки зрения была подтверждена как в теории, так и на практике. Несмотря на тесную взаимосвязь говорения и аудирования, прийти к формированию и развитию понимания именно устной речи возможно только при условии использования специально разработанной методики. На основе некоторых исследований, с трудностями при понимании естественной речи носителей языка сталкиваются даже те, кто обладает высоким уровнем знаний иностранного языка. По мнению психологов, понимание и осмысление устной речи - достаточно сложный процесс. Отсюда следует, что аудирование является одним из самых сложных видов речевого процесса и должно формироваться наряду с другими способностями.
Наиболее подходящей современной технологией в обучении аудированию являются применение Интернет-ресурсов. Они позволяют осуществлять, во-первых, личностно-ориентированный подход, во-2, они ориентированы на возрастные особенности, потребности и интересы школьников.
Интернет-ресурсы имеют высокую популярность среди педагогов и учащихся. Такие методисты как Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова обращали особое внимание применению Интернет-ресурсов на занятиях иностранного языка (31). Видами Интернет-ресурсов являются: игры, видеофильмы, песни, аудиокниги, подкасты, радиопрограммы, программы общения-онлайн.
Из всего вышеперечисленного мы видим важность и актуальность нашего исследования «Использование Интернет-ресурсов при обучении аудированию английской речи на среднем этапе в средней общеобразовательной школе».
Актуальность исследования: ХХ1век является расцветом сети
Интернет, применения Интернет-ресурсов в образовательной сфере. В связи с этим актуальным становится использование Интернет- ресурсов практически на всех уроках в образовательных школах, исключением не является и английский язык. Благодаря использованию Интернет-ресурсов происходит реализация и самосовершенствование иноязычных навыков, а также формирование умения слушать и понимать иноязычную речь, извлекать из нее необходимое (аудирование).
Цель исследования - теоретически подтвердить целесообразность применения Интернет-ресурсов в ходе обучения аудированию как виду речевой деятельности учащихся средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения аудированию в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является Интернет-ресурсы как средство обучения иноязычному аудированию.
Цель исследования логически определяет его задачи:
1. рассмотреть психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности;
2. обозначить основные трудности понимания иноязычной речи на
слух;
3. определить эффективность применения Интернет-ресурсов при обучении аудированию;
3. исследовать сайты BBC.co.uk иУоюео£Ашепсас точки зрения обучения аудированию;
4. разработать урок по обучению аудированию с помощью Интернетресурсов.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1. анализ методической и психолого -педагогической литературы по теме работы;
2. педагогическое наблюдение;
3. методический обзор наиболее приемлемых для среднего возраста интернет - ресурсов.
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, А.А.Леонтьев, Н.В. Елухина, И.Л.Бим, М.Н. Скаткин, Е.И.Пассов, Е.Г Рогова и других, а так же статьи из периодических изданий, интернет- ресурсы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленный в ней материал направлен на обоснованное использование интернет - технологий при обучении аудированию, что обеспечивает сохранение интереса и положительной мотивации к урокам иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы посвящен изучению понятий и особенностей применения Интернет-ресурсов, а также целей, задач, проблем обучения аудированию при их использовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предоставлен обзор интернет- ресурсов при обучении аудированию, который может быть использован как учителями английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Во введении отражено краткое обоснование выбора темы работы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, дана оценка современного состояния изучаемой темы, сформулированы цели и задачи, гипотеза, объект и предмет исследования.
Основная часть дипломной работы состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части изложено состояние вопроса по теме дипломной работы на основе обзора литературных источников, перечисленных в списке использованной литературы. Практическая часть дипломной работы включает разработку урока по обучению аудированию с помощью Интернет- ресурсов.
Заключение представляет собой основные выводы, вытекающие из результатов анализа и обобщения данных, приведенных в дипломной работе.
Стремительное развитие новейших информационно-коммуникативных технологий, создание новой информационной среды жизнедеятельности человека характеризует вхождение человечества в эпоху информационного общества.
В последнее десятилетие одной из актуальных проблем обучения в средней школе является использование информационных технологий. Внедрение новых технологий стало актуальной проблемой для всех школьных предметов, не является исключением и школьный предмет « Иностранный язык». Широкое распространение английского языка и его необходимость во всех сферах жизни стало причиной использования новых информационных технологий, а следовательно, изменения форм и методов преподавания, появления новых подходов к процессу обучения.
Модернизация системы образования в современном обществе на прямую связана с развитием информационных технологий, появления новых средств общения. Самым значимым открытием и продуктом информационных технологий является появление Интернета. Сегодня Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни.
Широкое распространение Интернета привело к тому, что на сегодняшний день мы воспринимаем его как средство обучения, источник дополнительных знаний и умений. В условиях общеобразовательной школы на уроках английского языка интернет -ресурсы используется при обучения всем аспектам : письму, чтению, говорению и аудированию. Эффективность грамотного использования интернет- ресурсов обусловлена прежде всего возможностью аутентичного общения как с людьми, так и информационными материалами.
Особенно значимо использование интернет - ресурсов при обучении аудированию. Недостаточный контакт с носителями языка приводит к тому, что учащиеся трактует речевое поведение говорящего-носителя языка с точки зрения своей культуры и своих норм поведения в различных ситуациях общения. Это может способствовать неправильному осознанию получаемой информации и нарушению контакта. Для предотвращения этого препятствия, следует изучать язык в контексте цивилизации, т.е использовать аутентичные аудио материалы, которые можно найти на многих интернет - ресурсах.
Исследование проблемы использования интернет- ресурсов при обучении аудированию английской речи на среднем этапе в общеобразовательной школе позволяет сделать следующие выводы:
1. Аудирование является достаточно сложным видом деятельности. Мы полностью согласны с точкой зрения З.А. Кочкиной, которая определяет, что усвоение иностранного языка и формирование речевых навыков происходит главным образом посредством аудирования. Все это служит причиной того, что аудирование вызывает наибольшие сложности.
Разумным является не устранение, а поэтапное и последовательное преодоление препятствий в ходе обучения. По мнению многих психологов, наиболее продуктивной является тренировка, реализуемая в условиях высокого напряжения психики индивида, привлечения его воли и внимания, четкой работы всех механизмов. Однако аудирование, требуя напряженной психической деятельности, обычно ведет к быстрому утомлению и отключению внимания слушающего;
2. Будучи сложным видом речевой деятельности, обучение аудированию вызывает ряд трудностей, самыми распространенными среди которых являются такие как: быстрый темп речи говорящего, сложность текста, большое количество незнакомых слов, непонимание лингвострановедческой информации и объектов. Все это определяет необходимость тщательного отбора материала к аудированию для учащихся школ;
3. При обучении аудированию можно достичь больших успехов, если грамотно использовать интернет- ресурсы. Широкое разнообразие ресурсов, осложняет выбор учителей. Для определения какими интернет - ресурсами
пользуются учителя на практике было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 учителей английского языка г. Казани. Результаты исследования показали, что лишь 25 учителей
используют интернет -ресурсы для обучения аудированию на среднем этапе, остальные 25 учителей не считают это необходимым или не используют их из- за длительной подготовки. В своей работе, для обучения аудированию учителя используют такие сайты как: BBC, Voice of America,www.listen-and- write.com,www.eslvideo.com . В связи с этим данные краткие характеристики данных сайтов, определены их преимущества и недостатки;
4. Проанализировав сайты bbc.co.uk и Voice of America с точки зрения обучения аудирования на среднем этапе в условиях
общеобразовательной школы , мы пришли к выводу, что подкасты или разделы данных сайтов, направленные на обучение английскому языку, можно использовать на уроках в условиях средней школы. Не смотря на большое количество преимуществ, оба этих сайтов имеют один существенный недостаток - это отсутствие возможности проверить работу учащихся в режиме он- лайн. По нашему мнению, подкасты сайта Voice of America являются наиболее подходящими к использованию на среднем этапе, в связи с этим был разработан урок английского языка для 7 класса с материалами данного сайта.
Таким образом, цель исследования достигнута , задачи реализованы.
1. Андреева И.А. Информационные средства обучения иностранному языку в школе/ И.А. Андреева, В.А. Добрышин .- Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 248 с.
2. Байтукалов Т.А. Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского / Т. А. Байтукалов. - М.: Наука,2018. - 157с.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам : пособие для преподавателей и студентов / Б.В. Беляев. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Москва : Просвещение, 1965. - 227 с.
4. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком / Б.А.Бенедиктов.- Минск: Сфера 2014. - 320 с.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе / И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 1988.- 227 с.
6. Бодалива А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модекс», 2016. - 256 с.
7. Британский Совет. - URL : https:// www.britishcouncil.ru ( дата обращения 20.05.2019)
8. Варшауэр Марк, П. Фон Уиттекер. Интернет для обучения английскому: Рекомендации для преподавателей / Под ред. Джеке К. И Вилли А. Ренэндья // Методология преподавания иностранных языков: Антология Существующей практики. Изд-во Кембриджского университета. - 2017. - 317 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика :учеб. пособие . - М.: Академия, 2006. — 336 с.
11. Горбачева А.А. Обучение речевому общению на уроках английского языка / А.А. Горбачева, Л.Г. Егорова. -СПб.: Академия,2013. - 291 с.
12. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно - коммуникационных технологий обучения иностранным языкам /М.Г. Евдокимова. - М. : МИЭТ, 2014. - 312 с.
13. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего/ Ю.Н. Егорова //Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. - Йошкар-Ола, 2005.- 103с.
14. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 5. - С. 44-48
15. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления /Н.В. Елухина, сост. Леонтьев А.А. - М: Русский язык. - 2001. - С. 226
16. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н.Е. Есенина // Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С.15- 16.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов, 2017. - 205 с.
18. Интерактивный подход к расширению словарного запаса изучающих иностранный язык: учеб-метод. пособие / под ред. В. И. Кошелевой. - Волгоград: ВГИПК РО, 2008. - 135 с.: ил.
19. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопр. и ответах / Т. В. Карамышева. - СПб.: Союз, 2011. - 191 с.
20. Колесникова И., Долгина О. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб: Русско - Балтийский информационный центр БЛИЦ. - 2001. - 645 с.
21. Короткова Е. О принципах разработки и внедрения электронного учебника иностранного языка / Е.О. Короткова. - Шадринск : ШГПИ, 2009. - 500 с .
22. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: Академия, 2008. - 367 с
23. Колчина А. И. Принципы обучения аудированию через систему Интернет // Лингвистика иметодика обучения иностранным языкам: сб. науч . тр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2005. - Вып. 2. - С.18
24. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 120 с.
25. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2012. - 200 с.
26. Комков М.Ф. Методика преподавания иностранных языков /М.Ф.Комков.- Минск, 2015. - 78 с.
27. Кочкина З.А.Понимание звучащей речи (аудирование) / З.А. Кочкина // Вопросы психологии / Ред. Б.М. Теплов, В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. - 2003. - №3. - с. 161-169.
28. Кристалл Д. Язык и Интернет / Д.Кристалл. - Вып. 2-й. - Кембридж: Изд-во Кембриджского университета, 2016. - 402 с.
29. Ляховицкий М.Ф. Методика преподавания иностранных языков /М.Ф.Ляховицкий. - М.: Наука, 2000. - 120 с.
30. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / под. ред. И.В.Кошелевой. - М.: Каро, 2008. - 224 с.
31. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2013. - 256 c.
32. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения английскому языку / Р.К. Миньяр - Белоручев. - М.: Просвещение,2006. - 230 с.
33. Недбай В.В. Активная работа с медиа-информацией как одно из условий развития умения опосредованного общения учащихся при обучении иностранному языку / В.В. Недбай // Язык и время. - Красноярск.: Университет, 2004. - 289 с.
34. Нестерова А.С. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку / А.С. Нестерова. - М.: Наука, 2003. - 158 с.
35. Павловский Д. Об одном приёме обучения аудированию /Д. Павловский // Учитель. - 2000. - №4. - С.34-37.
36. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева. - М.: Просвещение, 2007. - 638 с.
37. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени / Л.П. Петрова // ИЯШ. - 2015. - №5. - С.8 - 9.
38. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // ИЯШ. - 2011. - № 2. - С. 12 - 13.
39. Протасеня Е.П. Компьютерное обучение: за и против / Е.П. Протасеня, Ю.С. Штеменко // ИЯШ. - 2017. - № 3. - С.16 -17.
40. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста.//Иностранные языки в школе. . - 1994. - № 6. - С.32-36.
41. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова.- М.: Софтиум,2011. - 400 с.
42. Рогова Г.В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Дрофа, 2008. - 203 с.
43. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам / Т.П. Сарана. - Пятигорск : Пятигор. гос. лингв. ун-т, 2005. - 174 с.
44. Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.В.Соловова.- М.: Просвещение, 2012. - 320 с.
45. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 320 с.
46. Соколова Э.Я. Методика применения информационных технологий и проектные формы работы в обучении иностранным языкам / Э.Я. Соколова // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. - 2010. - Т. 6. - 500 с.
47. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: Учеб.-метод. пособие . — Барнаул: Изд-во БГПУ. - 2006. — 156 с.
48. Часовникова О.Б. Использование новых информационных технологий обучения в школе/ О.Б. Часовникова, Ю.И. Гибина, А.Б. Лисица. - Новосибирск: Школа - ВУЗ, 2013. - 269 с.
49. Уроки английского языка для аудирования. - URL: https://www.eslvideo.com/. (дата обращения: 06.05.2019)
50. Уроки английского языка для аудирования. - URL: https:// efl247.com (дата обращения: 06.05.2019)
51. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка / Н.В. Усейнова // ИЯШ. - 2015. - № 6. - С. 32 -33.
52. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования по предмету « Иностранный язык» утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г.
53. Штурба Ю.В. Дидактическое обеспечение компьютерной технологий при обучении иностранному языку / Ю.В.Штурба.- М.: Сфера, 2014. - 230
54. BBC. - URL: https://www.bbc.com/(дата обращения: 26.05.2019)
55. Listen and write. - URL:https://www.listen-and-write.com/ (датаобращения:
26.05.2019)
56. Voice of America. URL: https://www.voanews.com/(датаобращения:
27.05.2019)