Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий

Работа №41233

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
696
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационнокоммуникативных технологий 9
1.1. Сущность и содержание понятия информационная культура в
современных исследованиях 9
1.2. Педагогические условия формирования информационной культуры
учащихся 5 классов 18
1.3. Формы и методы применения информационно-коммуникационных
технологий в обучении математике учащихся 5 классов 30
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий 44
2.1. Методика формирования информационной культуры учащихся 5 классов
на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий 44
2.2. Организация и результаты эмпирического исследования формирования информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики
средствами информационно-коммуникативных технологий 49
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.
Современное общество требует от человека умения работать с большими потоками информации. Актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. В настоящее время качественное образование включает в себя свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна учить обучающихся умению отбирать информацию и работать с ней.
Идея формирования информационной культуры у учащихся не является новой. Она подробно разрабатывалась такими учеными, как Т.Е. Айгнина [2], Ю.С. Брановский, А.Н. Беляева [11], Е.П. Велихов [14], М.Г. Вохрышева [16], Коробкова В. И. [42], Ю.П. Куликов [47], Роберт И.В. [73] и др. Работы данных ученных посвящены формированию информационной культуры учащихся в процессе преподавания информатики. Вопросы о развитии информационной культуры в процессе обучения математике остается слабо разработанными.
Обобщая выводы, полученные названными исследователями, можно отметить, что использование средств ИКТ в процессе обучения позволяет придать учебному процессу целенаправленный личностно ориентированный характер за счет обеспечения интерактивного диалога; сформировать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, используя возможность автоматизированного подбора различных вариантов учебных
заданий и оказания оперативной помощи в условиях незамедлительной обратной связи; развивать у учащихся навыки самостоятельной работы по поиску учебной информации в глобальной и локальных сетях; автоматизировать контроль усвоения материала; активизировать учебную деятельность учащихся, повышая их мотивацию в условиях наглядного представления учебного материала на экране, использования аудиовизуальных возможностей, предоставления учащимся возможности управления различными объектами и т.д. Вместе с тем, недостаточно работ посвященных особенностям целенаправленного использования средств ИКТ для формирования информационной культуры учащихся.
Таким образом, результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента позволили выявить противоречие между необходимостью формирования информационной культуры учащихся 5 классов при изучении математики, потенциальными возможностями ИКТ в осуществлении этого процесса и недостаточной разработанностью методики использования ИКТ как средства формирования информационной культуры учащихся.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы, которая определяется противоречием между теорией формирования информационной культуры у учащихся и ее реализацией посредством элементов компьютерной грамотности.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование информационной культуры учащихся 5 классов при изучении математики средствами информационно-коммуникативных технологий».
Цель работы заключается в выявлении потенциальных возможностей и условий, разработке методики использования средств ИКТ как средства формирования информационной культуры учащихся 5 классов при изучении математики.
Объект исследования - формирование информационной культуры
Предмет - условия и возможности использования средств ИКТ для формирования информационной культуры учащихся 5 классов при изучении математики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень информационной культуры учащихся повысится, если:
- формирование информационной культуры учащихся 5 классов принимается как специальная цель уроков математики и образовательного процесса в целом;
- в процессе обучения математике в качестве средства формирования информационной культуры учащихся 5 классов используются средства ИКТ;
- созданы и реализуются следующие организационно-педагогические условия использования ИКТ в процессе обучения математике:
1) на основе ИКТ систематически и целенаправленно обеспечивается визуализация и иллюстрация изучаемого математического содержания, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления, формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
2) на основе компьютерного моделирования, наблюдений, измерений, построений осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, анимированного эксперимента, виртуальных лабораторий организуется поисковая деятельность учащихся, осуществляемая как под руководством учителя, так и самостоятельно;
3) осуществляется поэтапный и поэлементный дифференцированный контроль, самоконтроль и коррекция математических знаний и умений учащихся, реализуемый с помощью контролирующих программных средств;
4) организуется самостоятельная деятельность учащихся по использованию ИКТ для поиска и усвоения учебной информации, для
выполнения учебных и творческих проектов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятия информационная культура в современных исследованиях.
2. Разработать модель формирования информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики средствами информационнокоммуникативных технологий.
3. Описать организацию и результаты эмпирического исследования формирования информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения теории учебной деятельности и деятельностного подхода в обучении (В.В. Давыдов [23], С.Л. Рубинштейн [75], Д.Б. Эльконин [93]); методологии и методики обучения математике в школе (В. М. Монахов [60] ); концепции информатизации образования (А. П. Ершов
[26] , И. В. Роберт [73]).
Методы и экспериментальная база исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
теоретические: анализ литературы по изучаемой проблеме; логикопедагогический анализ образовательных стандартов; методы статистического анализа экспериментальных данных; теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы;
эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование;
тестирование; педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности учащихся.
Экспериментальной базой исследования были 5 классы Кировского
областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Пижанка» Кировской области (КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка Кировской области).
Организация и этапы исследования:
На первом этапе - констатирующем, проводилось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Это позволило определить исходные позиции диссертационного исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого проведено анкетирование учащихся.
На втором этапе - формирующем осуществлялась проверка гипотезы исследования; в ходе формирующего эксперимента, реализовывался комплекс организационно-педагогических условий, осуществлялась разработка и реализация методики использования основных видов ИКТ как средства формирования информационной культуры учащихся на уроках математики; обрабатывались и анализировались результаты промежуточного диагностирования, обобщались промежуточные результаты исследования.
На третьем этапе - обобщающем проводился анализ результатов исследования, систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, осуществлялась математическая обработка, обобщение и качественный анализ результатов исследования; оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе теоретического анализа выявлены потенциальные возможности использования ИКТ как средства формирования информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики, определены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся 5 классов на основе использования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проведено исследование раскрыты сущность и содержание информационной культуры, выявлены условия формирования информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики, предложены формы и методы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении математике учащихся 5 классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по использованию различных видов ИКТ как средства формирования информационной культуры учащихся 5 классов на уроках математики, которые будут полезны учителям при выборе и использовании методических средств формирования информационной культуры учащихся, расширят их представления о возможностях использования ИКТ в процессе обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается согласованностью их с фундаментальными положениями теории и методики обучения математике; логической структурой исследования; применением совокупности педагогических методов исследования, адекватных его задачам и логике; проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-экспериментальной работы; обработкой полученных эмпирических результатов исследования на основе количественного и качественного анализа, позволившего сделать обобщенные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование показало, что на современном этапе развития общества существуют объективные предпосылки для ухудшения проблемы информационной культуры его членов и адаптации к средней школе путем изменения современных условий.
Многие исследования на этом этапе посвящены изучению этих проблем, но, как показывает анализ научной и методической литературы, в настоящее время недостаточно развиты проблемы, связанные со структурой информационной культуры, критериями, показателями и уровнями ее создания (особенно для студентов в университете, а также педагогические условия формирования информационной культуры школьников).
Основной анализ концепций культуры и информационной культуры привел к следующим выводам о том, что информационная культура: является одним из компонентов общей культуры; связанные с социальной природой человека; является продуктом различных творческих способностей; является целостным личным образованием, включая когнитивно-мотивационные, коммуникационные и эмоциональные компоненты.
Мы определили в качестве основных компонентов информационной культуры: знания, навыки и способности, которые способствуют развитию информационной культуры и адаптации к определенному типу деятельности; разведка, соответствующая требованиям современного информационного общества; мировоззрение. Анализ содержания основных элементов информационной культуры позволяет идентифицировать алгоритмические, компьютерные, коммуникационные и общеобразовательные компоненты в каждом из них, что, в свою очередь, указывает на то, что информационная культура включает в себя алгоритмическую, компьютерную, общеобразовательную и коммуникативную культуру. Конечно, такой выбор компонентов информационной культуры является условным, потому что это система, и система не может быть разделена на независимые части. Таким образом, выбранные культуры являются взаимопроникаемыми, взаимозависимыми, взаимодополняющими частями всей - информационной культуры.
Кроме того, в работе описаны основные характеристики каждого компонента. Однако, мы не должны забывать, что процесс компьютеризации продолжается. Динамика его развития требует понимания того, что основные элементы информационной культуры будут меняться.
Сравнительный анализ состава информационной культуры и умственного воспитания учащихся привел к выводу, что формирование информационной культуры школьников происходит главным образом в процессе их умственного воспитания.
Информационная культура - это уровень, который развивается с течением времени. В качестве критериев для создания основ информационной культуры для школьников мы выбрали следующее: овладение определенным количеством научных знаний, в том числе компонентом мировоззрения; создание трех групп навыков и способностей (интеллектуальных, образовательных, воспитательных); развитие интеллекта, соответствующее требованиям информационного общества; формирование социально значимых мотивов информационной деятельности. В соответствии с выбранными критериями мы характеризовали темпы формирования информационной культуры у младших подростков.
В тетради-конспекте кратко представлен теоретический материал по теме «Основы использования программы GeoGebra».
Тетрадь-конспект включает не только материал по изучению интерактивной геометрической среды GeoGebra, но и теоретические сведения, задания по теоретической части, вопросы для самопроверки, упражнения для домашней работы, основные практические приемы построения. Содержательный аспект тетради-конспекта отличается связностью и систематичностью. В приложении №1 тетради-конспекта приведен пример урока по теме: «Основы использования программы GeoGebra» (Приложение 1).
Тетрадь-конспект может быть рекомендована учащимся 5-х классов в рамках занятий на уроках математики и информатики, т.к. позволит получить дополнительные знания, необходимые при выполнении самостоятельных или практических работ по математике и информатике.
Нами была проведена диагностика сформированности умения искать и выделять необходимую информацию. Проведенное исследование показало, что уровень сформированности умения искать и выделять необходимую информацию средний. Поэтому именно на этом классе необходимо провести занятия для формирования умений искать и выделять необходимую информацию в учебной деятельности на уроках математики.
Анализируя результаты работы, мы отметили, что уровень сформированности умения искать и выделять необходимую информацию в экспериментальном классе повысился в сравнении с контрольным классом. Таким образом, на практике была подтверждена необходимость формирования у школьников умения искать и выделять необходимую информацию, как элемента информационной культуры школьников на уроках математики. Считаем, что использование программы Geogebra будет эффективным при формировании умения искать и выделять необходимую информацию. Эти приемы могут быть использованы учителями математики, студентами на педагогической практике на уроках.
Таким образом, применение ИКТ на уроках математики не только способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но дает возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС.



1. Официальный интернет-портал правовой информации. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья.
2. Айгнина Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Бишкек, 1993. - 18с.
3. Ананьин, С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. XIX - начало XX века / С.А. Ананьин. - Москва: Огни, 2014. - 702 с.
4. Атаханов Р.А. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. -1995. - №5 - С. 41.
5. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - С. 53.
6. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2017. - 256 с.
7. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - М.: Питер, 2015. - 624 с.
8. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики / Г.В. Бороздина. - М.: Издательство Гревцова, 2016. - 336 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
1989. - 356 с.
10. Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. - 1997. - №2. - С. 14-20.
11. Брановский Ю.С., Беляева А.Н. Работа в информационной среде //Высшее образование в России. - 2002. - №1. - С.81-87.
12. Бугрин М., Степаненко Г. Информационный поиск и компьютерная грамотность // Информатика и образование. - 1990. - №1. - С. 15.
13. Буторин В.Я. Информационная культура общества и личности //
Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. - Новосибирск, 1990. - 216 с.
14. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО. - 1986. - №1. - С. 18.
15. Водомеров Н.К. Вопросы теории стоимости и полезности. - Вологда: ВоГТУ, 2000. - 185 с.
16. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. - М.: Магнитогорск, 1997. - Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований. - С.48-63.
17. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 457 с.
18. Государев, Н.А. Психология и педагогика / Н.А. Государев. - М.: Ось-89,
2018. - 491 с.
19. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. - М., 1987. - С. 93.
20. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - Москва: Огни,
2018. - 352 с.
21. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 317 с.
22. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 304 с.
23. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - №1.-С. 29.
24. Данчеев В.П. Компьютерная культура: новые возможности пропаганды. - М.: Знание, 1989. - С. 14.
25. Демина В.В., Нагорнов Н.В., Соловьев В.М. Индивидуальный подход как фактор совершенствования личности младшего школьника: диагностика, коррекция. - Ульяновск, 1997. - 191с.
26. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность / Отв. ред. Б.Н. Наумов. - М: Наука, 1988. - С. 6.
27. Жан Пиаже. Психология интеллекта - СПб.: "Питер", 2003. - 192 с.
28. Живая Математика 5.0.: Сборник методических материалов. Г.Б. Шабат, В.М. Чернявский, В.В. Кулагина, Л.М. Смолина, В.Н. Боровикова, В.Н. Дубровский, Г.А. Аджемян, А.В. Пантуев. — М.: ИНТ, 2013. - 205 с.
29. 3ак A.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М: Педагогика, 1984. - 659 с.
30. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980. - 303 с.
31. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496с.
32. Информатика: Учебник I Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 768 с.
33. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 2000. - 415 с.
34. Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика, перспективы // ИНФО. -1990. -№6 -С. 26.
35. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Брохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-11 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989. - 273 с.
36. Калмыкова З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент в школе. - Калинин, 1961. - 19с.
37. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 414 с.
38. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников // Вопросы психологии. -1986. -№5. -С. 60.
39. Кодак Н. Об умственном воспитании школьников// Народное образование. - 1972. - №9.-С. 117.
40. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная
информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 350 с.
41. Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф. дисс... д-ра пед. наук. - М., 1977. - 55 с.
42. Коробкова В. И. Компьютеризация как один из способов повышения
эффективности современного урока математики / В. И. Коробкова, Н. А. Малинникова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития:
материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
- № 1 (2). - С. 280.
43. Краковский, А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А.П. Краковский. - Москва: Педагогика, 1970. - 272 с.
44. Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура. - М: Высшая школа, 1990.
- 457 с.
45. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 431с.
46. Кузнецов А.А., Монахов В.М., Шварцбурд СИ. Обеспечить компьютерной грамотностью школьников // Советская педагогика, 1985. - № 1. - С. 21.
47. Куликов Ю.П. Методические особенности формирования информационной культуры учащихся 5-7 классов в процессе преподавания курса ОИВТ: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Тула, 1997. -16 с.
48. Лебедева В.М., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего обучения // Педагогика. -1996.- №6. - С. 19.
49. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 41.
50. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.
- М.: Просвещение, 1982. - 316 с.
51. Личность и труд / Под ред. К.К. Платонова. - М.: Мысль, 1965. - 365с.
52. Лукина Л.А. Информационная емкость математических задач как средство совершенствования умственного воспитания учащихся: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 1998. -16 с.
53. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1994. - 35 с.
54. Малышев Ю.А., Нежурина М.И., Шатровский В.А. Технологии представления учебных курсов для дистанционной формы обучения в среде WWW// Информационные технологии. - 1997. - № 6. - С.39-42.
55. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2016. - 464 с.
56. Матвеев В.В. Формирование педагогической культуры мастеров производственного обучения профессионального училища. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 1997. - 16с.
57. Милитарев В.Ю., Смирнов Е.П., Яглом И.М. Информатика и информационная культура //Советская педагогика. -1988. -№6 - С. 61- 64.
58. Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/938.
59. Михайлиди С. В. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике в 5 - 6 классах: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1992. -17с.
60. Монахов В.М., Лапчик М.П., Демидович Н.Б., Червочкина Л.П. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике: Пособие для учителей. - М. Просвещение, 1978. - 96 с.
61. Моренкова Н.Ю. Квалификационная работа по теме «Применение элементов информационных технологий в преподавании математики». URL http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/5/primenenie_elementov_informacionnyh _tehnologi y_v_prepodavanii_matematiki.doc.
62. Овчинникова И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Автореф. дисс....канд.пед.наук. - Магнитогорск, 1996. - 15 с.
63. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - М.: Азбуковник, 2007. - 944 с.
64. Панько В.П. Умственное воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. -1986.- № 4. - С. 68.
65. Пастюк, О. В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - М.: ИНФРА-М,
2018. - 160 c.
66. Педагогика: Учебное пособие для учеников педагогических институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2016. - 478 с.
67. Пеньков А.В. Использование новой информационной технологии при преподавании математики в старших классах средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киев, -1992. -22 с.
68. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Просвещение, 2003. - 659 с.
69. Подласый И.П. Педагогика. 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2011. - 432 с.
70. Пономарева, М. А. Общая психология и педагогика / М.А. Пономарева, М.В. Сидорова. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 144 c.
71. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2007. - 494 с.
72. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 287 с.
73. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО,
2010. - 140 с.
74. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1991. -№ 3. -С. 33.
75. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер,
2015. - 720 с.
76. Сайт издательства «Дрофа» [Сайт]. URL: http://www.drofa.ru/cat/cat24.htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ