ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (12.00.09)
|
Введение 3
Г лава 1. Возбуждение уголовного дела как уголовно-процессуальный институт 13
1.1. Становление и развитие института возбуждения уголовного дела в отечественном уголовно-процессуальном праве 13
1.2. Возбуждение производства по делу в уголовно-процессуальном праве зарубежных стран 45
Глава 2. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства 64
2.1. Сущность стадии возбуждения уголовного дела 64
2.2. Поводы и основание возбуждения уголовного дела 85
2.2.1. Сущность и характеристика поводов для возбуждения уголовного дела 85
2.2.2. Основание для возбуждения уголовного дела 103
Глава 3. Процессуальный порядок разрешения вопроса о возможности начать производство по делу 110
3.1. Прием сообщения о преступлении 110
3.2. Проверка сообщения о преступлении 114
3.3. Принятие решения по сообщению о преступлении 134
3.3.1. Отказ в возбуждении уголовного дела 136
3.3.2. Возбуждение уголовного дела 144
Глава 4. Возбуждение уголовного дела как процессуальный акт 151
4.1. Понятие и сущность акта возбуждения уголовного дела 151
4.2. Постановление о возбуждении уголовного дела 164
4.3. Акт возбуждения уголовного дела частного обвинения 179
Заключение 190
Список использованной литературы 196
Приложение 1 228
Приложение 2 235
Приложение 3 238
Г лава 1. Возбуждение уголовного дела как уголовно-процессуальный институт 13
1.1. Становление и развитие института возбуждения уголовного дела в отечественном уголовно-процессуальном праве 13
1.2. Возбуждение производства по делу в уголовно-процессуальном праве зарубежных стран 45
Глава 2. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства 64
2.1. Сущность стадии возбуждения уголовного дела 64
2.2. Поводы и основание возбуждения уголовного дела 85
2.2.1. Сущность и характеристика поводов для возбуждения уголовного дела 85
2.2.2. Основание для возбуждения уголовного дела 103
Глава 3. Процессуальный порядок разрешения вопроса о возможности начать производство по делу 110
3.1. Прием сообщения о преступлении 110
3.2. Проверка сообщения о преступлении 114
3.3. Принятие решения по сообщению о преступлении 134
3.3.1. Отказ в возбуждении уголовного дела 136
3.3.2. Возбуждение уголовного дела 144
Глава 4. Возбуждение уголовного дела как процессуальный акт 151
4.1. Понятие и сущность акта возбуждения уголовного дела 151
4.2. Постановление о возбуждении уголовного дела 164
4.3. Акт возбуждения уголовного дела частного обвинения 179
Заключение 190
Список использованной литературы 196
Приложение 1 228
Приложение 2 235
Приложение 3 238
Актуальность и степень научной разработанности темы исследования. Конституция Российской Федерации в качестве фундаментальной основы конституционного строя провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, установив, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2). Эта обязанность предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.
В сфере уголовного судопроизводства соответствующие органы государства обязаны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Важная роль при этом отводится деятельности право¬охранительных органов, связанной с принятием решения о начале производства по уголовному делу, поскольку нарушения на данном этапе уголовного судопроизводства могут повлечь сокрытие преступлений, утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступление, и в конечном итоге ведут к ущемлению прав и законных интересов граждан, интересов предприятий, учреждений и организаций. Напротив, выполнение требований закона при возбуждении уголовного дела обеспечивает соблюдение конституционного права граждан на судебную защиту от преступных посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
Изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни российского общества, направленные на создание правового, демократического и гуманного государства, произошедшая переоценка социальных ценностей, изменение приоритетов в пользу конкретного человека, а не государства, вызвали необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства в сторону демократизации, соответствия международно-правовым принципам и нормам и усиления гарантий прав личности. Поэтому другим направлением деятельности государства по созданию условий для реализации прав и свобод человека и гражданина является обеспечение необходимого компромисса между публичными и частными интересами и предоставление гражданам права в определенных случаях самостоятельно принимать решение о начале уголовного судопроизводства.
В теории уголовного процесса проблемы определения правовой при¬роды и сущности института, стадии и акта возбуждения уголовного дела, становления института возбуждения уголовного дела, установления специфики деятельности участников стадии возбуждения уголовного дела, изучения поводов и основания для возбуждения уголовного дела, законности и обоснованности решений, принимаемых по сообщениям о преступлениях, неоднократно подвергались научному исследованию такими учеными, как:
Н.С. Алексеев, Д.И. Бедняков, Ю.Н. Белозеров, В.П. Божьев, С.В. Бородин, С.Е. Вицин, А.П. Гуляев, В.В. Дорошков, В.А. Ефанова, Н.В. Жогин, В.М. Кобяков, Н.П. Кузнецов, А.М. Ларин, В.З. Лукашевич, П. А. Лупинская, П.Г. Марфицин, Л.Н. Масленникова, А.Р. Михайленко, В.В. Николкж, И.Л. Петрухин, Р.Д. Рахунов, А.П. Рыжаков, В.М. Савицкий, П.П. Сердюков, В.В. Степанов, М.С. Строгович, Б.С. Тетерин, В.Т. Томин, Ф.Н. Фаткуллин, В.Я. Чеканов, М.А. Чельцов, А.А. Чувилев, С.А. Шейфер и другими. Однако этими исследованиями многогранная проблема начала уголовного судопроизводства, конечно же, не исчерпана. Ряд вопросов не нашел своего отражения в работах данных процессуалистов, часть из них не разработана в достаточной степени, некоторые продолжают оставаться спорными.
С 1 июля 2002 года вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ), в котором устанавливается целый ряд принципиально новых процессуальных правил, касающихся начала уголовного судопроизводства. Принятие УПК РФ повлекло критическое переосмысление уголовно-процессуальной доктрины, и, как следствие, необходимость комплексного исследования проблем возбуждения уголовного дела (рассматриваемого в диссертации как уголовно-процессуальный институт, уголовно-процессуальная стадия и уголовно-процессуальный акт), пересмотра традиционных подходов в их решении, выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию уголовно-процессуального закона и правоприменительной практики.
5
Анализируемая проблематика приобрела особую актуальность в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», содержащего некоторые новеллы, в частности, возможность производства при проверке сообщения о преступлении документальных проверок, ревизий и участия в них специалистов, а также продления срока проверки в данных случаях до 30 суток.
Интервьюирование практических работников, изучение правопримени-тельной практики показало: существующая процессуальная форма стадии возбуждения уголовного дела не в полной мере гарантирует выполнение на-значения уголовного судопроизводства, что свидетельствует о необходимости совершенствования отдельных положений уголовно-процессуального законодательства.
Названные причины обусловили выбор темы диссертационного исследования, структуру обозначенных в нем вопросов и схему их изложения.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формулирование на основе новых подходов законодателя к уголовному судопроизводству, достижений уголовно-процессуальной науки и сложившейся правоприменительной практики современного комплексного представления о природе и сущности возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве, определение возможных вариантов и направлений совершенствования норм уголовно-процессуального закона, регулирующих начало уголовного судопроизводства, и правоприменительной деятельности, введение в научный оборот термина «начало уголовного судопроизводства». В связи с этим основными задачами исследования являются:
- изучение становления современного института возбуждения уголовного дела на основе его эволюции в российском уголовно-процессуальном праве;
- изучение зарубежного опыта, связанного с началом уголовного судопроизводства в странах англо-саксонской и континентальной системы права;
- определение правовой природы и сущности стадии возбуждения уголовного дела;
- анализ поводов и основания для возбуждения уголовного дела;
- анализ деятельности, осуществляемой в рамках проверки сообщения о преступлении;
- рассмотрение дискуссионных вопросов, касающихся проблем производства следственных действий и задержания до возбуждения уголовного дела;
- рассмотрение вопроса о доказывании на стадии возбуждения уголовного дела;
- определение понятия «возбуждение уголовного дела» как уголовно-процессуального акта;
- рассмотрение вопроса о соотношении возбуждения уголовного дела и возбуждении уголовного преследования;
- формулирование конкретных предложений по совершенствованию норм уголовно-процессуального законодательства в части, связанной с началом уголовного судопроизводства.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является комплексное уголовно-процессуальное понятие «возбуждение уголовного дела», охватывающее соответственно уголовно-процессуальный институт, уголовно-процессуальную стадию и уголовно-процессуальный акт.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регулирующие вопросы, связанные с началом уголовного судопроизводства, специальная уголовно-процессуальная литература по анализируемой проблеме, а также следственно-судебная практика применения уголовно-процессуального законодательства.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания правовой действительности, а также историко-юридический, сравнительно-правовой, социологический, формально-логический, системноструктурный и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых-правоведов дореволюционной России, процессуалистов советского периода, научные работы современных ученых - специалистов в области уголовного процесса. Основные положения, вынесенные диссертантом на защиту, основываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуального законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоретических достижениях в области науки уголовного процесса.
Кроме этого, диссертантом были изучены нормы дореволюционного российского уголовно-процессуального законодательства, уголовно-процессуального законодательства ряда зарубежных стран, регламентирующие начало судопроизводства.
Эмпирическая основа исследования. Достоверность, обоснованность и аргументированность выводов, сделанных по результатам исследования, обусловлены репрезентативностью полученных эмпирических данных. В процессе подготовки диссертации методом случайной выборки было изучено 250 уголовных дел, рассмотренных районными и городскими судами Иркутской области в период с 1997 по 2002 г.г., 450 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (с прилагающимися материалами), вынесенных органами дознания, следствия и прокуратуры Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В рамках исследования было опрошено (по специально разработанной анкете) 250 сотрудников правоохранительных органов Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия, при интервьюировании которых было обеспечено пропорциональное представительство сотрудников органов дознания, следствия и прокуратуры.
В сфере уголовного судопроизводства соответствующие органы государства обязаны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Важная роль при этом отводится деятельности право¬охранительных органов, связанной с принятием решения о начале производства по уголовному делу, поскольку нарушения на данном этапе уголовного судопроизводства могут повлечь сокрытие преступлений, утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступление, и в конечном итоге ведут к ущемлению прав и законных интересов граждан, интересов предприятий, учреждений и организаций. Напротив, выполнение требований закона при возбуждении уголовного дела обеспечивает соблюдение конституционного права граждан на судебную защиту от преступных посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
Изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни российского общества, направленные на создание правового, демократического и гуманного государства, произошедшая переоценка социальных ценностей, изменение приоритетов в пользу конкретного человека, а не государства, вызвали необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства в сторону демократизации, соответствия международно-правовым принципам и нормам и усиления гарантий прав личности. Поэтому другим направлением деятельности государства по созданию условий для реализации прав и свобод человека и гражданина является обеспечение необходимого компромисса между публичными и частными интересами и предоставление гражданам права в определенных случаях самостоятельно принимать решение о начале уголовного судопроизводства.
В теории уголовного процесса проблемы определения правовой при¬роды и сущности института, стадии и акта возбуждения уголовного дела, становления института возбуждения уголовного дела, установления специфики деятельности участников стадии возбуждения уголовного дела, изучения поводов и основания для возбуждения уголовного дела, законности и обоснованности решений, принимаемых по сообщениям о преступлениях, неоднократно подвергались научному исследованию такими учеными, как:
Н.С. Алексеев, Д.И. Бедняков, Ю.Н. Белозеров, В.П. Божьев, С.В. Бородин, С.Е. Вицин, А.П. Гуляев, В.В. Дорошков, В.А. Ефанова, Н.В. Жогин, В.М. Кобяков, Н.П. Кузнецов, А.М. Ларин, В.З. Лукашевич, П. А. Лупинская, П.Г. Марфицин, Л.Н. Масленникова, А.Р. Михайленко, В.В. Николкж, И.Л. Петрухин, Р.Д. Рахунов, А.П. Рыжаков, В.М. Савицкий, П.П. Сердюков, В.В. Степанов, М.С. Строгович, Б.С. Тетерин, В.Т. Томин, Ф.Н. Фаткуллин, В.Я. Чеканов, М.А. Чельцов, А.А. Чувилев, С.А. Шейфер и другими. Однако этими исследованиями многогранная проблема начала уголовного судопроизводства, конечно же, не исчерпана. Ряд вопросов не нашел своего отражения в работах данных процессуалистов, часть из них не разработана в достаточной степени, некоторые продолжают оставаться спорными.
С 1 июля 2002 года вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ), в котором устанавливается целый ряд принципиально новых процессуальных правил, касающихся начала уголовного судопроизводства. Принятие УПК РФ повлекло критическое переосмысление уголовно-процессуальной доктрины, и, как следствие, необходимость комплексного исследования проблем возбуждения уголовного дела (рассматриваемого в диссертации как уголовно-процессуальный институт, уголовно-процессуальная стадия и уголовно-процессуальный акт), пересмотра традиционных подходов в их решении, выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию уголовно-процессуального закона и правоприменительной практики.
5
Анализируемая проблематика приобрела особую актуальность в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», содержащего некоторые новеллы, в частности, возможность производства при проверке сообщения о преступлении документальных проверок, ревизий и участия в них специалистов, а также продления срока проверки в данных случаях до 30 суток.
Интервьюирование практических работников, изучение правопримени-тельной практики показало: существующая процессуальная форма стадии возбуждения уголовного дела не в полной мере гарантирует выполнение на-значения уголовного судопроизводства, что свидетельствует о необходимости совершенствования отдельных положений уголовно-процессуального законодательства.
Названные причины обусловили выбор темы диссертационного исследования, структуру обозначенных в нем вопросов и схему их изложения.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формулирование на основе новых подходов законодателя к уголовному судопроизводству, достижений уголовно-процессуальной науки и сложившейся правоприменительной практики современного комплексного представления о природе и сущности возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве, определение возможных вариантов и направлений совершенствования норм уголовно-процессуального закона, регулирующих начало уголовного судопроизводства, и правоприменительной деятельности, введение в научный оборот термина «начало уголовного судопроизводства». В связи с этим основными задачами исследования являются:
- изучение становления современного института возбуждения уголовного дела на основе его эволюции в российском уголовно-процессуальном праве;
- изучение зарубежного опыта, связанного с началом уголовного судопроизводства в странах англо-саксонской и континентальной системы права;
- определение правовой природы и сущности стадии возбуждения уголовного дела;
- анализ поводов и основания для возбуждения уголовного дела;
- анализ деятельности, осуществляемой в рамках проверки сообщения о преступлении;
- рассмотрение дискуссионных вопросов, касающихся проблем производства следственных действий и задержания до возбуждения уголовного дела;
- рассмотрение вопроса о доказывании на стадии возбуждения уголовного дела;
- определение понятия «возбуждение уголовного дела» как уголовно-процессуального акта;
- рассмотрение вопроса о соотношении возбуждения уголовного дела и возбуждении уголовного преследования;
- формулирование конкретных предложений по совершенствованию норм уголовно-процессуального законодательства в части, связанной с началом уголовного судопроизводства.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является комплексное уголовно-процессуальное понятие «возбуждение уголовного дела», охватывающее соответственно уголовно-процессуальный институт, уголовно-процессуальную стадию и уголовно-процессуальный акт.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регулирующие вопросы, связанные с началом уголовного судопроизводства, специальная уголовно-процессуальная литература по анализируемой проблеме, а также следственно-судебная практика применения уголовно-процессуального законодательства.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания правовой действительности, а также историко-юридический, сравнительно-правовой, социологический, формально-логический, системноструктурный и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых-правоведов дореволюционной России, процессуалистов советского периода, научные работы современных ученых - специалистов в области уголовного процесса. Основные положения, вынесенные диссертантом на защиту, основываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуального законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоретических достижениях в области науки уголовного процесса.
Кроме этого, диссертантом были изучены нормы дореволюционного российского уголовно-процессуального законодательства, уголовно-процессуального законодательства ряда зарубежных стран, регламентирующие начало судопроизводства.
Эмпирическая основа исследования. Достоверность, обоснованность и аргументированность выводов, сделанных по результатам исследования, обусловлены репрезентативностью полученных эмпирических данных. В процессе подготовки диссертации методом случайной выборки было изучено 250 уголовных дел, рассмотренных районными и городскими судами Иркутской области в период с 1997 по 2002 г.г., 450 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (с прилагающимися материалами), вынесенных органами дознания, следствия и прокуратуры Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В рамках исследования было опрошено (по специально разработанной анкете) 250 сотрудников правоохранительных органов Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия, при интервьюировании которых было обеспечено пропорциональное представительство сотрудников органов дознания, следствия и прокуратуры.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Институт возбуждения уголовного дела занимает важное место среди других институтов российского уголовно-процессуального права, по¬скольку именно возбуждение уголовного дела позволяет начать расследование совершенного противоправного деяния с применением широкого круга следственных действий и мер процессуального принуждения либо приступить к рассмотрению дела частного обвинения в суде. Становление и развитие процессуального института возбуждения уголовного дела следует рассматривать с момента принятия в 1832 году Свода законов Российской Империи.
Представляется недостаточно обоснованным обособление норм, регулирующих отказ в возбуждении уголовного дела, от иных норм, касающихся возбуждения уголовного дела, и выделение соответственно институтов возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела.
2. Некоторый период в развитии отечественного уголовно-процессуального законодательства (1925-1926 г.г.) процессуальный механизм возбуждения уголовного дела и производства по нему был основан на принципе целесообразности: прокурор и суд имели право отказать в возбуждении уголовного преследования в тех случаях, когда возбуждение уголовно¬го преследования представлялось явно нецелесообразным.
3. В большинстве зарубежных стран, в отличие от российского уголовного процесса, процессуальный механизм возбуждения уголовного преследования основан на «принципе целесообразности». Начальный момент производства по уголовном делу формально не фиксируется, а действия, связанные возбуждением производства, не обосабливаются в отдельный этап (стадию) уголовного судопроизводства.
4. Обязанность уполномоченных органов государства возбуждать в пределах своей компетенции уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления впервые в истории отечественного уголовно¬
191
процессуального законодательства была установлена в УПК РСФСР I960 го¬да.
5. В отечественном уголовно-процессуальном законодательстве стадия возбуждения уголовного дела появилась после принятия УПК РСФСР 1960 года.
Основное отличие стадии возбуждения уголовного дела от других ста¬дий уголовного процесса заключается в том, что она имеет место вне производства по конкретному уголовному делу. Также спецификой стадии возбуждения уголовного дела является особый круг участвующих лиц (заявитель о преступлении, в том числе явившийся с повинной; лицо, составившее рапорт
об обнаружении признаков преступления; очевидцы происшествия и др.), не свойственный для других стадий судопроизводства, невозможность применения мер уголовно-процессуального принуждения и производства следственных действий (за исключением осмотра места происшествия, освидетельствования и назначен^ судебной экспертизы), особые способы получения сведений о фактах.
6. Как повод для начала уголовного судопроизводства следует рассматривать сообщение о преступлении (это сообщение может быть как устным, так и письменным).
7. В уголовно-процессуальном законе не решен вопрос, как поступать в том случае, если после принятия заявления при его проверке окажется, что оно подписано вымышленным лицом, или лицом, реально существующим, но его не писавшим, ведь указанные обстоятельства не могут рассматриваться как основания для отказа в возбуждении уголовного дела. Думается, в данном случае необходимо составить рапорт об обнаружении признаков преступления с указанием в рапорте, что сообщение о преступлении получено из анонимных источников.
8. С приемом сообщения тесно связана регистрация - она заключается в присвоении каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т. д. с целью учета и контроля. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами. Представляется более целесообразным, по примеру УПК Республики Беларусь (ст. 172), закрепить эту обязанность и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
9. Проанализировав практику оценки деятельности правоохранительных органов с точки зрения раскрываемости преступлений, автор диссертации присоединяется к предложениям запретить использование раскрываемости для оценки деятельности органов внутренних дел, а также установить уголовную ответственность за воспрепятствование заявлениям граждан о преступлениях.
10. Акт возбуждения уголовного дела, под которым понимается имеющий юридическое значение документ, оформляющий решение государственных ^органов или волеизъявление пострадавшего (по делам частного обвинения) начать производство по уголовному делу, имеет важное социальное, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение.
11. Исходя из этимологии слова «преследование», следует прийти к выводу, что уголовное преследование может начинаться до возбуждения уголовного дела компетентными органами государства и должностными лицами, на стадии проверки сообщения о преступлении, поскольку, в соответствии со ст. 146 УПК РФ, до вынесения акта возбуждения уголовного дела допускается производство таких следственных действий, направленных на закрепление следов преступления и установление лица, его совершившего, как осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы; по делам частного обвинения пострадавший начинает осуществлять преследование с момента возбуждения уголовного дела, при этом заявление потерпевшего целесообразно рассматривать как своеобразный уголовный иск.
В связи с этим закрепленное в уголовно-процессуальном законодательстве определение уголовного преследования, под которым понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, представляется неточным, поскольку преследуется не подозреваемый или обвиняемый, а лицо, действительно совершившее преступление. В процессе расследования дела может оказаться, что преступление совершено не тем лицом, которое подозревалось или обвинялось в его совершении.
Поэтому некорректным представляется употребление в ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 133 и других статьях УПК фраз «уголовного преследования невиновных» (поскольку невиновных нельзя преследовать, их можно необоснованно подозревать или обвинять в совершении преступления), «подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого прекращено уголовное преследование».
12. Пострадавший по делам частного обвинения имеет право самостоятельно возбуждать дела частного обвинения с 16 лет.
„ 13. Процессуальное значение заявления пострадавшего заключается в том, что оно, являясь способом защиты последним своих охраняемых законом прав и интересов, выступает в роли повода для возбуждения уголовного дела и акта возбуждения дела, но не в качестве акта, влекущего признание соответствующего лица обвиняемым.
На основании проведенного исследования представляется целесообразным внести следующие изменения в УПК РФ.
1. Дополнить ст. 5 УПК РФ пунктом 12-1: «Заявитель - физическое лицо, обратившееся в орган уголовного преследования в порядке, установлен¬ном Кодексом, за защитой своего действительного или предполагаемого права либо сообщившее об известном ему готовящемся или совершенном общественно опасном деянии, предусмотренном уголовным законом».
1. Институт возбуждения уголовного дела занимает важное место среди других институтов российского уголовно-процессуального права, по¬скольку именно возбуждение уголовного дела позволяет начать расследование совершенного противоправного деяния с применением широкого круга следственных действий и мер процессуального принуждения либо приступить к рассмотрению дела частного обвинения в суде. Становление и развитие процессуального института возбуждения уголовного дела следует рассматривать с момента принятия в 1832 году Свода законов Российской Империи.
Представляется недостаточно обоснованным обособление норм, регулирующих отказ в возбуждении уголовного дела, от иных норм, касающихся возбуждения уголовного дела, и выделение соответственно институтов возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела.
2. Некоторый период в развитии отечественного уголовно-процессуального законодательства (1925-1926 г.г.) процессуальный механизм возбуждения уголовного дела и производства по нему был основан на принципе целесообразности: прокурор и суд имели право отказать в возбуждении уголовного преследования в тех случаях, когда возбуждение уголовно¬го преследования представлялось явно нецелесообразным.
3. В большинстве зарубежных стран, в отличие от российского уголовного процесса, процессуальный механизм возбуждения уголовного преследования основан на «принципе целесообразности». Начальный момент производства по уголовном делу формально не фиксируется, а действия, связанные возбуждением производства, не обосабливаются в отдельный этап (стадию) уголовного судопроизводства.
4. Обязанность уполномоченных органов государства возбуждать в пределах своей компетенции уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления впервые в истории отечественного уголовно¬
191
процессуального законодательства была установлена в УПК РСФСР I960 го¬да.
5. В отечественном уголовно-процессуальном законодательстве стадия возбуждения уголовного дела появилась после принятия УПК РСФСР 1960 года.
Основное отличие стадии возбуждения уголовного дела от других ста¬дий уголовного процесса заключается в том, что она имеет место вне производства по конкретному уголовному делу. Также спецификой стадии возбуждения уголовного дела является особый круг участвующих лиц (заявитель о преступлении, в том числе явившийся с повинной; лицо, составившее рапорт
об обнаружении признаков преступления; очевидцы происшествия и др.), не свойственный для других стадий судопроизводства, невозможность применения мер уголовно-процессуального принуждения и производства следственных действий (за исключением осмотра места происшествия, освидетельствования и назначен^ судебной экспертизы), особые способы получения сведений о фактах.
6. Как повод для начала уголовного судопроизводства следует рассматривать сообщение о преступлении (это сообщение может быть как устным, так и письменным).
7. В уголовно-процессуальном законе не решен вопрос, как поступать в том случае, если после принятия заявления при его проверке окажется, что оно подписано вымышленным лицом, или лицом, реально существующим, но его не писавшим, ведь указанные обстоятельства не могут рассматриваться как основания для отказа в возбуждении уголовного дела. Думается, в данном случае необходимо составить рапорт об обнаружении признаков преступления с указанием в рапорте, что сообщение о преступлении получено из анонимных источников.
8. С приемом сообщения тесно связана регистрация - она заключается в присвоении каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т. д. с целью учета и контроля. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами. Представляется более целесообразным, по примеру УПК Республики Беларусь (ст. 172), закрепить эту обязанность и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
9. Проанализировав практику оценки деятельности правоохранительных органов с точки зрения раскрываемости преступлений, автор диссертации присоединяется к предложениям запретить использование раскрываемости для оценки деятельности органов внутренних дел, а также установить уголовную ответственность за воспрепятствование заявлениям граждан о преступлениях.
10. Акт возбуждения уголовного дела, под которым понимается имеющий юридическое значение документ, оформляющий решение государственных ^органов или волеизъявление пострадавшего (по делам частного обвинения) начать производство по уголовному делу, имеет важное социальное, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение.
11. Исходя из этимологии слова «преследование», следует прийти к выводу, что уголовное преследование может начинаться до возбуждения уголовного дела компетентными органами государства и должностными лицами, на стадии проверки сообщения о преступлении, поскольку, в соответствии со ст. 146 УПК РФ, до вынесения акта возбуждения уголовного дела допускается производство таких следственных действий, направленных на закрепление следов преступления и установление лица, его совершившего, как осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы; по делам частного обвинения пострадавший начинает осуществлять преследование с момента возбуждения уголовного дела, при этом заявление потерпевшего целесообразно рассматривать как своеобразный уголовный иск.
В связи с этим закрепленное в уголовно-процессуальном законодательстве определение уголовного преследования, под которым понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, представляется неточным, поскольку преследуется не подозреваемый или обвиняемый, а лицо, действительно совершившее преступление. В процессе расследования дела может оказаться, что преступление совершено не тем лицом, которое подозревалось или обвинялось в его совершении.
Поэтому некорректным представляется употребление в ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 133 и других статьях УПК фраз «уголовного преследования невиновных» (поскольку невиновных нельзя преследовать, их можно необоснованно подозревать или обвинять в совершении преступления), «подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого прекращено уголовное преследование».
12. Пострадавший по делам частного обвинения имеет право самостоятельно возбуждать дела частного обвинения с 16 лет.
„ 13. Процессуальное значение заявления пострадавшего заключается в том, что оно, являясь способом защиты последним своих охраняемых законом прав и интересов, выступает в роли повода для возбуждения уголовного дела и акта возбуждения дела, но не в качестве акта, влекущего признание соответствующего лица обвиняемым.
На основании проведенного исследования представляется целесообразным внести следующие изменения в УПК РФ.
1. Дополнить ст. 5 УПК РФ пунктом 12-1: «Заявитель - физическое лицо, обратившееся в орган уголовного преследования в порядке, установлен¬ном Кодексом, за защитой своего действительного или предполагаемого права либо сообщившее об известном ему готовящемся или совершенном общественно опасном деянии, предусмотренном уголовным законом».



