Механизмы обеспечения права на равный доступ к государственной службе (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические и нормативные основы права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе 6
1.1. Понятие и содержание права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование порядка замещения должности государственной гражданской службы 11
Глава 2 Механизмы и проблемы реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе 15
2.1 Анализ механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе 15
2.2 Проблемы реализации механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе и пути их решения 21
Заключение 27
Список использованных источников 30
Глава 1 Теоретические и нормативные основы права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе 6
1.1. Понятие и содержание права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование порядка замещения должности государственной гражданской службы 11
Глава 2 Механизмы и проблемы реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе 15
2.1 Анализ механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе 15
2.2 Проблемы реализации механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе и пути их решения 21
Заключение 27
Список использованных источников 30
В соответствии с частью 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют равный доступ к государственной службе.
Данный принцип во многом взаимосвязан с положениями части 1 ст. 37 Конституции, в соответствии с которой каждый вправе выбирать род деятельности и профессию. Государственная гражданская служба, выступая одной из разновидностей государственной службы, представляет собой профессиональную трудовую деятельность гражданина, связанную с обеспечением исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что механизмы, обеспечивающие равный доступ граждан к государственной службе, важны не только с точки зрения реализации конституционного права гражданина, но они так же значимы и с точки зрения обеспечения стабильности и эффективности деятельности государственного аппарата.
Иными словами, право равного доступа граждан к государственной службе значимо не только для самих граждан, но и для государства в лице его органов, поскольку реализация данного права – один из важнейших факторов, обеспечивающих формирование компетентного и грамотного аппарата государственных служащих.
Вместе с тем очевидно, что ни одно конституционное право гражданина не является абсолютным.
Это применимо и к праву равного доступа к государственной службе. Очевидно, что под равным доступом граждан к государственной службе понимается запрет на ограничение доступа гражданина к такой службе в связи с обстоятельствами, не имеющими отношения к его профессионально-деловым качествам.
Здесь очевидна проблема, связанная с выявлением фактов нарушения принципа равного доступа граждан к государственной службе – безусловно, представитель нанимателя никогда официально не обозначит, что причиной отказа конкретному кандидату к поступлению на государственную службу явился, например, пол кандидата, его национальность и т.д. Такие фактические причины всегда будут скрыты под достаточно абстрактным несоответствием профессионально-деловых качеств кандидата, которые представитель нанимателя может оценивать крайне субъективно. Соответственно, нарушения принципа равного доступа граждан к государственной службе в действительности выявить очень сложно.
При этом крайне важно при реализации данного принципа избежать другой крайности, когда представитель нанимателя шаблонно распространяет принцип равного доступа к государственной службе и на профессионально-деловые качества кандидата на службу, вследствие чего объективно более компетентный, опытный и профессионально подготовленный кандидат не имеет никаких преимуществ перед кандидатом, не обладающим столь высоким уровнем теоретической и практической подготовки.
Вышеизложенное и обуславливает значимость и актуальность темы настоящего исследования, целью которого выступает анализ проблематики реализации механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной службе.
Задачи исследования:
исследовать понятие и содержание права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе;
охарактеризовать нормативно-правовое регулирование порядка замещения должности государственной гражданской службы;
провести анализ механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе;
определить проблемы реализации механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе и пути их решения.
Объектом работы выступает государственная гражданская служба.
Предмет настоящего исследования – механизмы реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе.
Методологию работы составляют как частные методы (метод моделирования, метод описания и др.), так и общенаучные философские методы (анализ, синтез, классификация).
Информационная база исследования – действующее законодательство, научная и учебная литература в области государственного и муниципального управления и государственной гражданской службы, в частности, можно отметить таких авторов, как Т. Прокошина, О. Исаева, Е. Моисеев, Т. Нечаева и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения.
В конце приведен список использованных источников.
Данный принцип во многом взаимосвязан с положениями части 1 ст. 37 Конституции, в соответствии с которой каждый вправе выбирать род деятельности и профессию. Государственная гражданская служба, выступая одной из разновидностей государственной службы, представляет собой профессиональную трудовую деятельность гражданина, связанную с обеспечением исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что механизмы, обеспечивающие равный доступ граждан к государственной службе, важны не только с точки зрения реализации конституционного права гражданина, но они так же значимы и с точки зрения обеспечения стабильности и эффективности деятельности государственного аппарата.
Иными словами, право равного доступа граждан к государственной службе значимо не только для самих граждан, но и для государства в лице его органов, поскольку реализация данного права – один из важнейших факторов, обеспечивающих формирование компетентного и грамотного аппарата государственных служащих.
Вместе с тем очевидно, что ни одно конституционное право гражданина не является абсолютным.
Это применимо и к праву равного доступа к государственной службе. Очевидно, что под равным доступом граждан к государственной службе понимается запрет на ограничение доступа гражданина к такой службе в связи с обстоятельствами, не имеющими отношения к его профессионально-деловым качествам.
Здесь очевидна проблема, связанная с выявлением фактов нарушения принципа равного доступа граждан к государственной службе – безусловно, представитель нанимателя никогда официально не обозначит, что причиной отказа конкретному кандидату к поступлению на государственную службу явился, например, пол кандидата, его национальность и т.д. Такие фактические причины всегда будут скрыты под достаточно абстрактным несоответствием профессионально-деловых качеств кандидата, которые представитель нанимателя может оценивать крайне субъективно. Соответственно, нарушения принципа равного доступа граждан к государственной службе в действительности выявить очень сложно.
При этом крайне важно при реализации данного принципа избежать другой крайности, когда представитель нанимателя шаблонно распространяет принцип равного доступа к государственной службе и на профессионально-деловые качества кандидата на службу, вследствие чего объективно более компетентный, опытный и профессионально подготовленный кандидат не имеет никаких преимуществ перед кандидатом, не обладающим столь высоким уровнем теоретической и практической подготовки.
Вышеизложенное и обуславливает значимость и актуальность темы настоящего исследования, целью которого выступает анализ проблематики реализации механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной службе.
Задачи исследования:
исследовать понятие и содержание права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе;
охарактеризовать нормативно-правовое регулирование порядка замещения должности государственной гражданской службы;
провести анализ механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе;
определить проблемы реализации механизмов обеспечения равного доступа граждан к государственной гражданской службе и пути их решения.
Объектом работы выступает государственная гражданская служба.
Предмет настоящего исследования – механизмы реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе.
Методологию работы составляют как частные методы (метод моделирования, метод описания и др.), так и общенаучные философские методы (анализ, синтез, классификация).
Информационная база исследования – действующее законодательство, научная и учебная литература в области государственного и муниципального управления и государственной гражданской службы, в частности, можно отметить таких авторов, как Т. Прокошина, О. Исаева, Е. Моисеев, Т. Нечаева и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения.
В конце приведен список использованных источников.
Проведенное исследование механизмов реализации права граждан на равный доступ к государственной службе позволило сделать определенные выводы.
1) Право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе представляет собой урегулированную правом возможность граждан Российской Федерации претендовать на государственную должность и замещение ее в соответствии с профессиональной подготовкой, опытом и уровнем собственного развития.
При этом, с точки зрения органов государственной власти, реализация данного права значима и важна, поскольку позволяет таким органам сформировать компетентный кадровый аппарат, способный эффективно решать стоящие перед данным органом государственной власти задачи.
Реализация данного права в первую очередь осуществляется посредством того, что при принятии решения о приеме гражданина на государственную гражданскую службу или о замещении государственным гражданским служащим иной должности, в том числе при конкурсном сопоставлении данного гражданина с иными участниками конкурса запрещено учитывать факторы, напрямую не связанные с его профессионально-деловыми качествами.
2) Конкурсный порядок замещения должностей государственной гражданской службы является основным механизмом, позволяющим гарантировать реализацию права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе.
Именно в рамках конкурса проводится проверка и дается оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, а так же их соответствия квалификационным требованиям искомой должности.
3) Основным элементом конкурсного порядка замещения должностей государственной гражданской службы выступает оценка профессионально-деловых качеств кандидатов (участников конкурса), степени их соответствия квалификационным требованиям конкретной должности государственной гражданской службы.
При этом большинство данных методов предоставляет «пространство» для предвзятой, субъективной оценки кандидата, положенной в конечном итоге в основу решения конкурсной комиссии, когда фактически основанием для отказа в принятии гражданина на государственную гражданскую службу является не уровень его профессионально-деловых качеств, а дискриминационные факторы.
Соответственно, конкурсный порядок требует совершенствования, кроме того, необходимо повысить роль иных механизмов, в том числе судебного, а так же механизма общественного контроля, которому в теории уделяется недостаточное внимание.
4) Всем механизмам, призванным обеспечить реализацию права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, присущи определенные проблемы, которые могут быть решены, например, посредством максимального ограничения оснований, позволяющих не проводить конкурсную процедуру, повышения эффективности общественного контроля за кадровой политикой органов государственной власти и т.д.
Однако, вряд ли такие методы позволят полностью исключить дискриминацию граждан при поступлении на государственную гражданскую службу или же служащих при передвижении по службе, да и это вряд ли возможно – полное исключение дискриминации представляется утопичным, в данном случае можно говорить только о сведении ее к минимуму, в первую очередь посредством устранения субъективизма при отборе кандидатов на замещение должностей государственной службы.
С точки зрения интересов органов государственной власти, реализация принципа равного доступа граждан к службе позволяет сформировать компетентный кадровый состав, который позволит властному органу эффективно решать свои задачи.
Соответственно, нужна «обратная логика» -неукоснительное привлечение руководителей государственных органов к дисциплинарной ответственности за невыполнение поставленных задач обусловит стремление таких руководителей к формированию квалифицированного кадрового аппарата, что невозможно без замещения должностей государственной гражданской службы кандидатами, отобранными исключительно по признаку профессионально-делового соответствия.
1) Право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе представляет собой урегулированную правом возможность граждан Российской Федерации претендовать на государственную должность и замещение ее в соответствии с профессиональной подготовкой, опытом и уровнем собственного развития.
При этом, с точки зрения органов государственной власти, реализация данного права значима и важна, поскольку позволяет таким органам сформировать компетентный кадровый аппарат, способный эффективно решать стоящие перед данным органом государственной власти задачи.
Реализация данного права в первую очередь осуществляется посредством того, что при принятии решения о приеме гражданина на государственную гражданскую службу или о замещении государственным гражданским служащим иной должности, в том числе при конкурсном сопоставлении данного гражданина с иными участниками конкурса запрещено учитывать факторы, напрямую не связанные с его профессионально-деловыми качествами.
2) Конкурсный порядок замещения должностей государственной гражданской службы является основным механизмом, позволяющим гарантировать реализацию права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе.
Именно в рамках конкурса проводится проверка и дается оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, а так же их соответствия квалификационным требованиям искомой должности.
3) Основным элементом конкурсного порядка замещения должностей государственной гражданской службы выступает оценка профессионально-деловых качеств кандидатов (участников конкурса), степени их соответствия квалификационным требованиям конкретной должности государственной гражданской службы.
При этом большинство данных методов предоставляет «пространство» для предвзятой, субъективной оценки кандидата, положенной в конечном итоге в основу решения конкурсной комиссии, когда фактически основанием для отказа в принятии гражданина на государственную гражданскую службу является не уровень его профессионально-деловых качеств, а дискриминационные факторы.
Соответственно, конкурсный порядок требует совершенствования, кроме того, необходимо повысить роль иных механизмов, в том числе судебного, а так же механизма общественного контроля, которому в теории уделяется недостаточное внимание.
4) Всем механизмам, призванным обеспечить реализацию права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, присущи определенные проблемы, которые могут быть решены, например, посредством максимального ограничения оснований, позволяющих не проводить конкурсную процедуру, повышения эффективности общественного контроля за кадровой политикой органов государственной власти и т.д.
Однако, вряд ли такие методы позволят полностью исключить дискриминацию граждан при поступлении на государственную гражданскую службу или же служащих при передвижении по службе, да и это вряд ли возможно – полное исключение дискриминации представляется утопичным, в данном случае можно говорить только о сведении ее к минимуму, в первую очередь посредством устранения субъективизма при отборе кандидатов на замещение должностей государственной службы.
С точки зрения интересов органов государственной власти, реализация принципа равного доступа граждан к службе позволяет сформировать компетентный кадровый состав, который позволит властному органу эффективно решать свои задачи.
Соответственно, нужна «обратная логика» -неукоснительное привлечение руководителей государственных органов к дисциплинарной ответственности за невыполнение поставленных задач обусловит стремление таких руководителей к формированию квалифицированного кадрового аппарата, что невозможно без замещения должностей государственной гражданской службы кандидатами, отобранными исключительно по признаку профессионально-делового соответствия.



