Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования роли интернет-коммуникаций в трансформации государственного
управления 10
Раздел II. Роль интернет-коммуникаций в трансформации системы
государственного управления в Республике Татарстан 33
Раздел III. Интернет-коммуникации в системе государственного
управления Республики Татарстан: проблемы и перспективы 59
Заключение 83
Список использованной литературы 88
Актуальность темы исследования. В начале XXI века развитие и глобальное распространение сети Интернет привело к появлению самостоятельного виртуального коммуникационного пространства, имеющего собственные принципы функционирования и активно влияющего на реальные политические процессы. Интернет-ресурсы начали играть все более значимую роль в осуществлении политических коммуникаций и оказывать существенное влияние на процессы управления.
Одновременно с этим широкое использование новых информационных и интернет-технологий определяет новые направления взаимодействия государства и общества, требуя от государственных институтов выработки новых подходов к осуществлению своей деятельности. Новые интернеткоммуникации активно применяются ведущими государствами в процессе осуществления управленческой деятельности, внедряются в каналы коммуникации с гражданами и бизнесом.
Использование возможностей сети Интернет в российском политическом процессе открывает принципиально новые возможности коммуникации: делают доступной политическую информацию, упрощают получение обратной связи, создают инновационные формы участия населения в процессе принятия политико-управленческих решений, расширяет возможности избирательных кампаний, способствуют трансформации и модернизации политических институтов и процессов, позволяют значительно улучшить качество предоставления государственных услуг, а, следовательно, и укрепить доверие граждан к власти. Интернет как ресурс государственного управления в России несет в себе огромный управленческий потенциал и позволяет существенно сократить бюрократические процедуры, временные и материальные издержки при взаимодействии с органами государственной власти. В регионах России активно ведется процесс внедрения интернет-коммуникаций в работу государственных органов, в Республике Татарстан с 2005 года запущен комплексный проект «Электронное правительство». Однако российский опыт неоднозначно оценивается исследователями. Так, П. В. Григорьев указывает на противоречивый характер использования интернет-коммуникаций в политике: в ряде случаев новые технологии способны повышать функциональные способности государства, а в других, напротив, лишь придавать ему видимость «осовременивания», на деле автоматизируя ненужные процедуры, имитируя взаимодействие власти и общества . В связи с этим, исследование Интернета как инструмента трансформации государственного управления в регионах России представляется значимым и в теоретическом, и в практико-прикладном плане.
Таким образом, использование интернет-коммуникаций и информационных технологий в процессе государственного управления, рассмотрение обоснованности внедрения зарубежных практик
функционирования электронного правительства в российскую институциональную среду представляют интерес для научного исследования и являются действительно актуальными на сегодняшний день. Актуальность проявляется и в том, что необходимо разрабатывать собственные модели использования интернет-коммуникаций в политике с учетом специфики функционирования российской бюрократической машины и спецификой основного заказчика государственных услуг - гражданина Российской Федерации.
Степень разработанности проблемы. Проблемам интернет
коммуникаций и интернет-технологий в политике посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, которые можно разделить на следующие группы.
Первая группа представлена исследованиями в области применения информационно-коммуникационных технологий, в которых закладываются основные положения теории информационного общества, а также более подробно рассматриваются предпосылки возникновения и место современных политических институтов. К таким исследованиям можно отнести работы, М. Кастельса , Ф. Уэбстера , Э. Тоффлер , Д. Бэлл , И. Масуда и ряда других ученых.
Во вторую группу можно объединить работы тех исследователей, которые занимаются исследованием государственного аппарата управления, анализируют характер взаимодействия с гражданами и другими негосударственными акторами. Среди таких исследователей необходимо выделить следующих исследователей - А.А. Гришковец , А.Ф. В.А. Козбаненко , Г.Л. Купряшин , А.В. Оболонский и др.
Третья группа исследователей раскрывает сущность теоретических основ внедрения интернет-коммуникаций в политический процесс. Среди российских исследователей следует отметить работы Т.В. Науменко , О.Н. Морозовой , П.Н. Карпова , И.Р. Купер , С.В. Володенкова , М.С. Вершинина16. Отдельно следует выделить монографию Г.Л. Акопова «Интернет и политика» , где автор проанализировал модернизацию политической системы на основе политических интернет-коммуникаций.
Внедрение интернет-коммуникаций в региональную политику осуществляется в рамках концепции Электронного правительства. Поэтому отдельно стоит выделить труды зарубежных и отечественных исследователей, посвященные процессу становления и развития концепции электронного правительства. Среди отечественных специалистов в области изучения электронного правительства можно назвать следующих исследователей: М. С. Вершинин , А. Н. Кулик , М. Ю. Павлютенкова , С. Г. Туронок , А.Н. Юртаев . Среди зарубежных исследователей можно выделить таких авторов как Т. А. Альмарабека , Т. Л. Беккера и К. Д. Слэйтона , Р. Дэвиса , Дж. Снайдера .
Объектом исследовательской работы являются интернеткоммуникации .
Предмет исследования - трансформация системы государственного управления под влиянием интернет-коммуникаций в регионах России (на примере Республики Татарстан).
Целью научно-исследовательской работы является выявление особенностей влияния интернет-коммуникаций на трансформацию системы государственного управления в регионах России (на примере Республики Татарстан).
Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя следующее:
- определить теоретико-методологические основы исследования интернет-коммуникаций;
- рассмотреть основные направления эволюции современной бюрократической системы Российской Федерации;
- выявить особенности политических интернет-коммуникаций как инструмента трансформации системы государственного управления в регионах России;
- выявить особенности трансформации процессов межведомственных и внутриорганизационных взаимодействий в условиях внедрения интернет-коммуникаций в региональную политику;
- определить факторы, которые препятствуют эффективному использованию интернет-коммуникаций в деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Новизна исследования:
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыта современная роль интернет-коммуникаций как инструмента трансформации политико-административных процессов под воздействием новых возможностей, предоставляемых ИКТ.
2. Определены основные направления эволюции системы государственного управления.
3. Раскрыт внутренне амбивалентный характер трансформации современной бюрократической системы в условиях внедрения интернет-коммуникаций. Выявлены факторы, которые препятствуют эффективному использованию интернет-коммуникаций в административном компоненте государственной системы.
Источниковая и эмпирическая база исследования представлена законодательными актами, архивными (в том числе статическими) источниками, материалами средств массовой информации, ресурсами сети Интернет, правовыми документами по проблемам развития информационного общества и электронного правительства.
Методологическая база исследования представлена совокупностью приемов и способов научного анализа, целесообразность применения которых определяется спецификой объекта и предмета исследования. Одним из основных подходов исследования выступает институциональный подход, поскольку объектом исследования выступает институт власти и управления - система государственного управления. Кроме институционального подхода, необходимо использовать и системный подход, который позволил нам взглянуть на систему государственного управления как на единое целое, а также определить каким образом трансформируется бюрократическая система под влиянием интернет-коммуникаций. Также был использован структурнофункциональный подход, при помощи которого были изучены элементы электронного правительства и их функциональное предназначение в рамках всей бюрократической системы Российской Федерации.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-теоретическая значимость исследования заключается в том, что те положения и подходы, которые были применены в данной работе, позволяют рассмотреть последствия внедрения ИКТ в систему государственного управления регионов РФ, а также изучить политические и гражданские институты в условиях формирующегося информационного общества. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании политологических дисциплин.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее идей, выводов и рекомендаций для решения практических задач по внедрению интернет-коммуникаций в политику.
Структура научно-исследовательской работы представлена введением, тремя разделами, заключением и списком использованной литературы.
Во введении определены объект и предмет исследования, а также цели и задачи, которые автор ставит перед собой в процессе исследовательской деятельности.
В первом разделе рассмотрены основные категории, которые применяются в данной исследовательской работе, изучены основные теоретические концепции интернет-коммуникаций и электронного правительства, а также представлена и обоснована методология исследования.
Во втором разделе анализируются интернет-коммуникации как фактор трансформации государственного управления Республики Татарстан.
В третьем разделе определены основные проблемы и перспективы внедрения интернет-коммуникаций в систему государственного управления Республики Татарстан.
Одним из способов реформирования государственной системы является внедрение интернет-коммункиаций и информационно-коммуникационных технологий посредством налаживания функционирования системы электронного правительства.
В работе были определены основные категории исследования, проведен теоретический анализ основных моделей устройства и функционирования электронного правительства, были определены особенности каждой из систем. На основе данного анализа, автор считает, что российская модель электронного правительства должна быть ближе к англо-саксонской модели (в особенности к американскому варианту), и в дальнейшем, при развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, возникает необходимость внедрения также элементов континентальной модели электронного правительства.
Опыт Республики Татарстан представляет особый интерес для его внедрения в других регионах Российской Федерации. Однако для повсеместного запуска программы «Электронное правительство» для ряда регионов необходимо выделение средств из федерального бюджета, что должно стать одной из основных задач для повышения качества государственного управления и эффективного реформирования системы государственного управления в целом.
В работе были определены основные факторы, которые повлияли на процесс внедрения интернет-коммуникаций в деятельность органов государственной власти Республики Татарстан. Среди негативных условий можно выделить: низкую степень координации межведомственной
деятельности; консервативность основной численности российских чиновников, которая выражается в том, что чиновники не способны осваивать современные ИКТ; коррупционность чиновничьего аппарата и низкую правовую грамотность и информированность населения о системе электронного правительства.
Правительство предпринимает определенные шаги по улучшению и повышению эффективности функционирования электронного правительства. В работе были определены следующие направления трансформации системы государственного управления в условиях внедрения интернет-коммуникаций и функционирования электронного правительства в Республики Татарстан:
1) развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ;
2) развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
3) внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) является важным элементом в системе электронного правительства Республики Татарстан и определяет новый формат предоставления государственных услуг. На основе анализа функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия были определены следующие изменения в деятельности органов государственной власти и управления:
1. Внедрение и функционирование системы межведомственного электронного взаимодействия позволило перевести документооборот из бумажного в электронный формат. Процесс сбора информации и сведений оптимизировался настолько, что появляется возможность заказывать сведения из учреждений, которые находятся в другом городе или в другом регионе.
2. Оптимизировался процесс согласования документов. На взгляд автора, это является одним из существенных позитивных аспектов для функционирования бюрократического аппарата. Теперь отпадает необходимость собирать подписи по различным кабинетам и согласовывать их с каждым ведомством. Благодаря СМЭВ процесс согласования официальных документов происходит онлайн и без посредников.
3. Процесс предоставления государственной услуги ускорился, поскольку взаимодействие происходит на электронном уровне.
Использование возможностей интернет-коммуникаций в деятельности органов государственной власти Республики Татарстан позволяет существенно сократить бюрократические процедуры, временные и материальные издержки при взаимодействии с органами государственной власти, делает доступной политическую информацию, упрощает получение обратной связи, позволяет значительно улучшить качество предоставления государственных услуг. Однако имеющийся потенциал интернет-коммуникаций не всегда реализуется в полной мере, сложившаяся политическая практика позволяет говорить о существующих проблемах внедрения интернет-коммункиаций и информационных технологий в деятельность органов государственной власти Республики Татарстан.
Не все направления трансформации системы государственного управления в условиях внедрения интернет-коммункиаций в Республике Татарстан являются позитивными. Внедрение информационно -
коммуникативных технологий в систему государственного управления, автоматизация и компьютеризация оказания государственных услуг должны способствовать сокращению количества чиновников. Анализ статистических данных позволяет констатировать, что в условиях функционирования электронного правительства в России не произошла оптимизация численности бюрократического аппарата, а наоборот, наблюдается рост числа
государственных служащих. Данный факт свидетельствует о том, что система электронного правительства в Республике Татарстан слабо функционирует и не справляется с возложенными на нее задачами, а именно с увеличением числа граждан, использующих электронные ресурсы для пользования
государственными услугами, и сокращением числа бюрократического аппарата.
Внедрение интернет-коммуникаций в систему государственного
управления и функционирование системы электронного правительства Республики Татарстан не привело к разрешению следующих проблем:
- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
- низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней, а также правовых и организационных мер контроля деятельности органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества;
- недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов во взаимоотношениях с обществом.
Кроме этого, можно выделить следующие трудности: необходимость унификации всей процедуры ведения документооборота, создания единой семантики, единых правил оформления документации; отсутствие кадров; различия в целях программы между федеральным центром и регионом; недоверие государственных служащих к новой системе; недостаточность финансирования; слабая осведомленность граждан о проектах «электронного правительства» в Республике Татарстан и прочее. Необходимо увеличивать охват всех уровней власти - федеральной, региональной и муниципальной. Также необходимо присоединять и другие учреждения, которые имеют необходимую информацию для оказания услуги заказчику.
В перспективе эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет постепенно перейти от концепции электронного правительства (e-government) к концепции электронного управления (e-governance).
Однако Россия в целом и Республика Татарстан в частности пока значительно отстают от многих стран мира. Анализ реализации концепции создания электронного правительства показал, что основной акцент делается на построении единой информационной инфраструктуры государственного управления, стандартизации программного обеспечения и информационного регулирования, при этом не реформируются основы взаимоотношений власти, бизнеса и населения.
Внедрение интернет-коммункиаций в деятельность органов государственной власти - многосторонний процесс, для его полноценного изучения необходимы дальнейшие теоретические и прикладные разработки в данной сфере.
1. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 27.06.2011 №162-ФЗ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12177515/, свободный. Проверено: 04.05.2018.
2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65 «О
федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/, свободный. Проверено 04.05.2018.
3. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 28.11.2011) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.referent.ru/1/180727/, свободный. Проверено 04.05.2018.
4. О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3981.
5. О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 6.05.2008 № 632-р // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.
6. Итоговый доклад Президенту Рабочей группы по подготовке
предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы4р://большоеправительство.рф/
opengov/, свободный. Проверено: 04.05.2018.
7. Разработана концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Электронный ресурс]. 04.05.2018.
II. Статистические материалы
8. Количество чиновников в России [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http:// statistic.su/kolichestvo-chinovnikov-v-rossii, свободный.
Проверено: 04.05.2018.
9. Результаты исследования общественного мнения в отношении развития механизмов электронного правительства и электронной демократии, проведенного ВЦИОМ совместно с Экспертным центром Электронного государства, февраль 2013 г., Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drussia.ru/itogi-oprosa-e-demokratiya-i-e-pravitelstvo-vostrebovany-v-rossii.ht ml, свободный. Проверено 04.05.2018.
10. Росстат: количество чиновников в России в 2015 году выросло на
43% [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#, свободный. Проверено 04.05.2018.
11. Чугунов, А.В. Мониторинг общественного мнения об использовании общественных пунктов доступа в Интернет и востребованности электронных правительственных услуг (2005 - 2007 гг.) / А.В. Чугунов // Информационные ресурсы России. 2008. № 1. 194 с.
III. Монографии и научные статьи
12. Астахов, С. Н. Электронный документооборот - анализ и проблемы внедрения // Электронная Казань 2009. Материалы Международной научно - практической конференции. Казань, 27-29 апреля 2009 г. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2009. 187 с.
13. Авзалова, Э.И. Интернет-коммуникации как формы гражданского
влияния на принятие политико-управленческих решений в России: дис. кандидата политических наук: 23.00.02 / Э.И. Авзалова; Казан.
(Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2015. 219 с.
14. Авзалова, Э. И. Интернет и информационно-коммуникационные технологии в решении проблемы диалога власти и общества // Культура управления конфликтом во взаимодействии власти и общества: от конфронтации к выстраиванию конструктивного партнерства: сборник статей и материалов Международного казанского научного форума «Методология исследования конфликтов» (Казань, 19-20 октября 2013 г.) / под ред. А. Г. Большакова, С. Р. Ефимовой. Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2014. 157 с.
15. Авзалова, Э. И. Интернет-коммуникации как новый тип политической коммуникации // Международный научный журнал «Символ Науки». Серия «Политические науки», часть 1. 2015. №9. 127 с.
16. Авзалова, Э. И., Фазулов, А. Р. Электронное правительство как инструмент повышения эффективности государственной власти // 23 Сборник научных статей Казанского федерального университета 2012 года: сборник статей / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. Казань: Казан. ун-т, 2012. 287 с.
17. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. Москва: Академия, 2006 578 с.
18. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе / Д. Белл. Москва: Прогресс, 1986. 342 с.
19. Бондаренко, С.В. Модель организации сотрудничества власти и гражданского общества в реализации проектов «электронного государства» // Пространственное развитие России: проблемы, вызовы, стратегии: материалы Всеросс. науч. конф. Саранск, 2012. 221 с.
20. Бондаренко, С.В. Постфордистский дискурс экономической эффективности поствеберовской бюрократии «электронного государства» //
Город как пространство современности: экономическая, социальная и
культурная повседневность постфордистского города: материалы Всеросс. науч. конф. Екатеринбург, 2012. 327 с.
21. Вершинин, М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009. 253 с.
22. Гришковец, А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации / А.А. Гришковец. М.: Норма, 2003. 245 с.
23. Гутри, И.С. Основные стратегии формирования электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: тр. VI Всерос. объединенной конф., Санкт-Петербург,
3- 6 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во Филол. фак. СПбГУ,2003. 322 с.
24. Дрожжинов, В.И. Электронное правительство. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / В.И. Дрожжинов. М.: Эко-Трендз, 2012. 147 с.
25. Казиев, В.М. Введение в правовую информатику: Интернет - университет информационных технологий / В.М. Казиев. М.: Консультант Плюс, 2009. 253 с.
26. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 357 с.
27. Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт: Учебник / В.А. Козбаненко. М.: «Статус», 2002. 145 с.
28. Кристальный, Б.В., Травкин, Ю.В. Электронное правительство. Опыт США / Б.В. Кристальный, Ю.В. Травкин. М.: Эко-Трендз, 2010. 125 с
29. Купряшин, Г.Л. Государственный менеджмент: возможности и ограничения // Вестник МГУ, Серия 21. Управление (Государство и общество). 2003. №1. 487 с.
30. Оболонский, А.В. Бюрократия для ХХ1 века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М.: «Дело», 2002. 150 с.
31. Семенов, И. А. Информационный взрыв и электронный ответ России // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт- Петербург, 20-23 ноября 2001 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 246 с.
32. Сморгунов, Л.В. Государство в условиях трансформации публичности в виртуальном пространстве // Интернет и современное общество: труды XII Всеросс. Объединенной конференции. СПБ., 2009. 260 с .
33. Сморгунов, Л.В. Сравнительный анализ административных ре форм: от нового государственного менеджмента к концепции «governance» // Полис. 2003. № 3. 397 с.
34. Станкевич, Л.Т., Новоженина Н.О. Электронное правительство: теоретические модели и реальная практика // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: тр. VI Всерос. объединенной конф., Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во Филол. фак. СПбГУ, 2003. 387 с.
35. Стрелец, И. А. Концепция электронного правительства и её практическая реализация // США - Канада: Экономика-политика-культура. 2003. № 5. 197 с.
36. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: Аст, 2011. 557 с.
37. Туронок, С. Г. Информационные системы в государственном управлении // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. том. 2. № 3. 387 с.
38. Туронок, С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2. 157 с.
39. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. М.: Аспект пресс, 2004. 87 с.
40. Чугунов, А. Внедрение технологий «электронного правительства»
в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития //
Информационные ресурсы России». 2012. № 5. 333 с.
41. Юртаев, А. Н. Базовые идеи «электронного правительства» // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2006. № 1. 257 с.
42. Юртаев, А. Н. Инновационные технологии в государственном управлении / А. Н. Юртаев. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2009. 186 с.
43. Юртаев, А. Н. Основные принципы построения архитектуры «электронного правительства» на региональном уровне // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 3. 149 с.
44. Юртаев, А. Н. Создание «электронного правительства» на региональном уровне как комплексная управленческая инновация // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). -
2009. № 3. 196 с.
45. Almarabeh, T. A General Framework for E-Government: challenges and success // European Journal of Scientific Research. 2010. Vol.39. No.1. 229 p.
46. Becker, T. L. The future of Teledemocracy / T. L. Becker, C. D. Slaton. - London: Praeger, 2000. 230 p.