Совершенствование управления малым бизнесом (08.00.05)
|
Глава 1. Основные тенденции развития и стратегии управления малым бизнесом в мировых центрах предпринимательства
§ 1.1 Современные подходы к анализу сущности, содержания и роли малого бизнеса в макроэкономической среде
§1.2. Опыт управления малым предпринимательством стран Азиатско-Тихоокеанского экономического региона
§ 1.3. Модели управления малым бизнесом в странах Западной Европы
6 1.4. Функционирование системы малого бизнеса в США
§ 1.5. Консультационно-информационная поддержка малого бизнеса в центрах развития предпринимательства
Глава 2. Малый бизнес в условиях трансформации социально-экономической жизни российского общества
§2.1. Основные проблемы в сфере отечественного малого предпринимательства на этапе социально-экономических преобразований
§ 2.2. Инновационный малый бизнес: современные аспекты функционирования и перспективы развития в России
§ 2.3. Стратегия управления российским малым и средним бизнесом в современных условиях: кредитование и финансирование
§ 2.4. Система налогообложения малого бизнеса: государственная политика и интересы предпринимательства
Глава 3. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
§3.1. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства и основные показатели % её эффективности 109
§ 3.2. Основные пути повышения и эффективного ис¬пользования потенциала российского малого бизнеса с целью формирования в стране необходимых условий экономического роста 122
§ 3.3 Политическое представительство малого бизнеса
и проблема лоббирования его интересов 138
§ 3.4. Кадровое обеспечение функционирования малого
бизнеса в условиях российской экономики 133
§ 3.5. Правовое регулирование регистрации и лицензирования малого бизнеса: процедурные и правоприменительные аспекты 137
§ 3.6. Малый бизнес и «теневые отношения»: проблема
легализации деятельности и доходов 149
Заключение 158
»
Библиография
♦
§ 1.1 Современные подходы к анализу сущности, содержания и роли малого бизнеса в макроэкономической среде
§1.2. Опыт управления малым предпринимательством стран Азиатско-Тихоокеанского экономического региона
§ 1.3. Модели управления малым бизнесом в странах Западной Европы
6 1.4. Функционирование системы малого бизнеса в США
§ 1.5. Консультационно-информационная поддержка малого бизнеса в центрах развития предпринимательства
Глава 2. Малый бизнес в условиях трансформации социально-экономической жизни российского общества
§2.1. Основные проблемы в сфере отечественного малого предпринимательства на этапе социально-экономических преобразований
§ 2.2. Инновационный малый бизнес: современные аспекты функционирования и перспективы развития в России
§ 2.3. Стратегия управления российским малым и средним бизнесом в современных условиях: кредитование и финансирование
§ 2.4. Система налогообложения малого бизнеса: государственная политика и интересы предпринимательства
Глава 3. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
§3.1. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства и основные показатели % её эффективности 109
§ 3.2. Основные пути повышения и эффективного ис¬пользования потенциала российского малого бизнеса с целью формирования в стране необходимых условий экономического роста 122
§ 3.3 Политическое представительство малого бизнеса
и проблема лоббирования его интересов 138
§ 3.4. Кадровое обеспечение функционирования малого
бизнеса в условиях российской экономики 133
§ 3.5. Правовое регулирование регистрации и лицензирования малого бизнеса: процедурные и правоприменительные аспекты 137
§ 3.6. Малый бизнес и «теневые отношения»: проблема
легализации деятельности и доходов 149
Заключение 158
»
Библиография
♦
В настоящее время не только российская, но и мировая экономика находятся в стадии серьезных трансформаций, связанных с инновациями и новыми экономическими вызовами рубежа XX-XXI вв. При этом важнейшую роль играют процессы глобализации и формирования постиндустриального общества. Происходит массовый переход к новым технологиям. Стремительно совершенствуется техническая база производства. Осуществляется оптимизация отраслевой и территориальной структур национальных хозяйств.
В ряду этих изменений, в полном соответствии с их логикой происходит и процесс интенсивного развития малого бизнеса: расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Повышаются удельный вес и роль малых фирм в разработке и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции. Все более прочные позиции малый бизнес занимает в сфере услуг. Становится более активным, многогранным взаимодействие малых фирм с крупным бизнесом. Возрастает роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем, таких, как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка высококвалифицированных кадров.
Малый бизнес, таким образом, становится тем сектором экономики, который самостоятельно, либо во взаимодействии с крупными фирмами и государственными организациями, способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических процессов, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия.
Расширение возможностей и усиление влияния малого бизнеса обусловливают необходимость более активного использования его потенциала. Если в предыдущие годы границы использования малых фирм определялись, в основном, участием в производстве наиболее простых в техническом отношении видов продукции, то в современных условиях области их применения могут и должны быть существенно расширены. Подобные изменения уже наблюдаются в настоящее время, они в полной мере соответствуют направленности тех структурных и технологических преобразований, которые происходят в базовых отраслях промышленности ведущих индустриальных стран, ускоряют эти преобразования.
Все сказанное в определенной степени применимо и к экономике современной России. Процесс формирования и развития малого бизнеса здесь протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства. Необходимость качественного совершенствования экономики страны, максимально эффективного использования ресурсов обусловливает потребность в определении масштабов и основных направлений использования потенциала малых фирм.
В то же время, нельзя не отметить, что в отечественной экономической науке существует определенное отставание в области комплексного исследования проблемы повышения социально-экономического потенциала современных российских малых предприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью научного осмысления основных тенденций развития малого бизнеса в экономике ведущих индустриальных стран мира на современном этапе, его место в усложняющейся системе кооперационных производственных связей и роль в процессе разработки и изготовления новых видов товаров и услуг.
Во-вторых, потребностью в исследовании предпосылок и форм эффективного участия малого бизнеса в системе современного производства.
В-третьих, необходимостью совершенствования системы государственного управления малым бизнесом в интересах развития производства.
В-четвертых, необходимостью более полного учета возможностей малого бизнеса в процессе исследования и оценки экономического потенциала зарубежных стран.
В-пятых, интенсивно протекающим и внутренне противоречивым процессом формирования и развития малого бизнеса как относительно самостоятельного сектора современной российской экономики.
По мнению автора, обращение к научной тематике, охватывающей проблемы развития малого бизнеса и повышение его роли в формировании условий экономического роста страны, представляется сегодня весьма актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. В мировой экономической литературе вопросы формирования и развития малого бизнеса в отраслях национального хозяйства индустриальных стран нашли достаточно широкое отражение. При рассмотрении данных вопросов основное внимание традиционно уделялось поискам путей наиболее эффективного управления малы¬ми фирмами, исследованию основных направлений их функционирования в условиях современного высококонкурентного рынка.
К числу тех проблем, которые получили наиболее полное освещение в трудах зарубежных экономистов, следует отнести: создание системы объективных качественных и количественных критериев оценки фирм малого бизнеса в различных отраслях производства; проблему формирования наиболее эффективной системы взаимодействия малых фирм с крупными хозяйственными структурами; вопросы правильного определения стратегии развития малых фирм, поиска ими наиболее надежных источников финансирования и др.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как Р.Кантильон, А.Смит, Ж.-Б.Сэй,
А.Маршалл, И.Тюнен, Ф.Найт, И.Шумпетер, Ф.Хайек . Социально- экономический аспект положения малого предпринимательства в процессе ста¬
1 См., например, Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1992 и др.
новления и развития индустриального общества дается в работах С. де Сисмон- ди, П.Прудона, Д.Гэлбрейта.
В то же время, современная теория малого предпринимательства не ограничивается лишь классическими работами. Уже в конце ХХ-начале XXIBB. она проходит в своем развитии ряд этапов. Это отразилось в специфике постановки проблем в научной литературе, выборе тем исследований, способе подачи материала.
В частности, на первом этапе изучения системы малого бизнеса авторы сосредотачивали свое внимание преимущественно на объективной стороне ее функционирования, определяя наиболее эффективные, с их точки зрения, формы организации и функционирования малого предпринимательства . При этом МП рассматривалось как вспомогательный элемент экономической системы, подчиненный более крупным субъектам экономического процесса.
Несколько позже исследование сферы малого бизнеса усложняется, однако и здесь авторы стремились проанализировать преимущественно «технические» вопросы его существования. Тем не менее, проблемное поле расширялось, менялось и отношение к малому бизнесу. В частности, в этот период большое внимание уделяется сфере коммуникации малого бизнеса. Поэтому появляется большое количество монографий и статей, посвященных анализу взаимодействия малого бизнеса с властью, крупным и средним предпринимательством, «теневым сектором»3. Кроме того, значительное место в этих исследованиях уделяется проблемам правового обеспечения деятельности МП, а также сопоставлению опыта в данной области развитых стран и стран развивающихся (в частности, России)4. При этом малый бизнес рассматривался уже в
2 Barrnok G. The Economic of Small Firms. Oxford, 1981; Thompson R. Small Business // National Business. 1986. V. 74. N 10; Баум Л.И. Малые предприятия - кратчайший путь к эффективному решению экономических и со¬циальных проблем. - Бишкек, 1991; Зайченко А.С. Мелкие предприниматели //США; ЭПИ. - 1990. - № 2. и др.
Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. - №6; Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве //Мировая экономика и международные отношения. 1993. - № 9; Минервин И. Система государственной поддержки малого предпринимательства. - М., 1993; Проблемы становления ма¬лого бизнеса в переходный период. - М., 1994 и др.
4 Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: Опыт Азии и российские проблемы. - М., 1998; Денисов Г.М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации. - М., 1993; Сорокина В. Малый биз¬
7
качестве практически равноправного участника экономических отношений, не-обходимого компонента эффективного и стабильного развития современного общества.
В последнее время в изучении малого бизнеса возобладали новые тенденции. Во-первых, современные исследователи пытаются рассмотреть развитие малого бизнеса в макроэкономическом контексте модернизации и глобализации5. Во-вторых, при изучении собственно функционирования малого предпринимательства в экономике тех или иных стран, преимущество отдается исследованию вопросов «интенсивного» развития, прежде всего, его инновационному потенциалу6.
Кроме того, к числу приоритетных тем современной западной и отечественной экономической литературы относятся следующие. Так активно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малых фирм. Исследуются вопросы их функционирования с позиции этапов роста фирм, единства права собственности и непосредственного управления предприятием, особенностей финансирования и масштабов хозяйствования. Этим проблемам посвящены работы Х.Велу, Д. Лембдена, Д.Стэнворта, Д.Таргета, П.Уилсона, Л.Филиона, Г.Циммермана и др.7 В трудах П.Друкера и М.Портера обосновывается особая склонность мелких фирм, в отличие от крупных, к длительному и эффективному развитию .
нес побритански // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9; Черновская В. Предпринимательские организации и гражданское общество в Индии и России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3 и др.
5 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000; Спартак А.Н. Но¬
вая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и экономической политике государства. М., 1994; Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма: (Запад т Восток). М., 1998; Fukuyama F. Social Capital and the Global Economy // Foreign Affaires. 1995. V. 74. N 5 и др.
6 Валдайцев C.B. Управление инновационным бизнесом. М., 2001; Воронов В. Инновационные технологии в
малом предпринимательстве - ключ к импортозамещению // Экономист. 2001. № 7; Крылов Э.И., Журавко- ва E.B. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М., 2001; Му- минов Р. и др. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4; Acs E.J., Andritsch D.B. Innovation in Small Firms. Cambridge, 1990 etc.
7 Лембден Дж.К., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе: Практический подход. М., 1992; Циммерман Х.-П. К
большому успеху в малом бизнесе. М., 1992 и др.
8 См.: Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.-СПб., 2001 и др.
8
В ряду этих изменений, в полном соответствии с их логикой происходит и процесс интенсивного развития малого бизнеса: расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Повышаются удельный вес и роль малых фирм в разработке и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции. Все более прочные позиции малый бизнес занимает в сфере услуг. Становится более активным, многогранным взаимодействие малых фирм с крупным бизнесом. Возрастает роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем, таких, как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка высококвалифицированных кадров.
Малый бизнес, таким образом, становится тем сектором экономики, который самостоятельно, либо во взаимодействии с крупными фирмами и государственными организациями, способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических процессов, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия.
Расширение возможностей и усиление влияния малого бизнеса обусловливают необходимость более активного использования его потенциала. Если в предыдущие годы границы использования малых фирм определялись, в основном, участием в производстве наиболее простых в техническом отношении видов продукции, то в современных условиях области их применения могут и должны быть существенно расширены. Подобные изменения уже наблюдаются в настоящее время, они в полной мере соответствуют направленности тех структурных и технологических преобразований, которые происходят в базовых отраслях промышленности ведущих индустриальных стран, ускоряют эти преобразования.
Все сказанное в определенной степени применимо и к экономике современной России. Процесс формирования и развития малого бизнеса здесь протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства. Необходимость качественного совершенствования экономики страны, максимально эффективного использования ресурсов обусловливает потребность в определении масштабов и основных направлений использования потенциала малых фирм.
В то же время, нельзя не отметить, что в отечественной экономической науке существует определенное отставание в области комплексного исследования проблемы повышения социально-экономического потенциала современных российских малых предприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью научного осмысления основных тенденций развития малого бизнеса в экономике ведущих индустриальных стран мира на современном этапе, его место в усложняющейся системе кооперационных производственных связей и роль в процессе разработки и изготовления новых видов товаров и услуг.
Во-вторых, потребностью в исследовании предпосылок и форм эффективного участия малого бизнеса в системе современного производства.
В-третьих, необходимостью совершенствования системы государственного управления малым бизнесом в интересах развития производства.
В-четвертых, необходимостью более полного учета возможностей малого бизнеса в процессе исследования и оценки экономического потенциала зарубежных стран.
В-пятых, интенсивно протекающим и внутренне противоречивым процессом формирования и развития малого бизнеса как относительно самостоятельного сектора современной российской экономики.
По мнению автора, обращение к научной тематике, охватывающей проблемы развития малого бизнеса и повышение его роли в формировании условий экономического роста страны, представляется сегодня весьма актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. В мировой экономической литературе вопросы формирования и развития малого бизнеса в отраслях национального хозяйства индустриальных стран нашли достаточно широкое отражение. При рассмотрении данных вопросов основное внимание традиционно уделялось поискам путей наиболее эффективного управления малы¬ми фирмами, исследованию основных направлений их функционирования в условиях современного высококонкурентного рынка.
К числу тех проблем, которые получили наиболее полное освещение в трудах зарубежных экономистов, следует отнести: создание системы объективных качественных и количественных критериев оценки фирм малого бизнеса в различных отраслях производства; проблему формирования наиболее эффективной системы взаимодействия малых фирм с крупными хозяйственными структурами; вопросы правильного определения стратегии развития малых фирм, поиска ими наиболее надежных источников финансирования и др.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как Р.Кантильон, А.Смит, Ж.-Б.Сэй,
А.Маршалл, И.Тюнен, Ф.Найт, И.Шумпетер, Ф.Хайек . Социально- экономический аспект положения малого предпринимательства в процессе ста¬
1 См., например, Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1992 и др.
новления и развития индустриального общества дается в работах С. де Сисмон- ди, П.Прудона, Д.Гэлбрейта.
В то же время, современная теория малого предпринимательства не ограничивается лишь классическими работами. Уже в конце ХХ-начале XXIBB. она проходит в своем развитии ряд этапов. Это отразилось в специфике постановки проблем в научной литературе, выборе тем исследований, способе подачи материала.
В частности, на первом этапе изучения системы малого бизнеса авторы сосредотачивали свое внимание преимущественно на объективной стороне ее функционирования, определяя наиболее эффективные, с их точки зрения, формы организации и функционирования малого предпринимательства . При этом МП рассматривалось как вспомогательный элемент экономической системы, подчиненный более крупным субъектам экономического процесса.
Несколько позже исследование сферы малого бизнеса усложняется, однако и здесь авторы стремились проанализировать преимущественно «технические» вопросы его существования. Тем не менее, проблемное поле расширялось, менялось и отношение к малому бизнесу. В частности, в этот период большое внимание уделяется сфере коммуникации малого бизнеса. Поэтому появляется большое количество монографий и статей, посвященных анализу взаимодействия малого бизнеса с властью, крупным и средним предпринимательством, «теневым сектором»3. Кроме того, значительное место в этих исследованиях уделяется проблемам правового обеспечения деятельности МП, а также сопоставлению опыта в данной области развитых стран и стран развивающихся (в частности, России)4. При этом малый бизнес рассматривался уже в
2 Barrnok G. The Economic of Small Firms. Oxford, 1981; Thompson R. Small Business // National Business. 1986. V. 74. N 10; Баум Л.И. Малые предприятия - кратчайший путь к эффективному решению экономических и со¬циальных проблем. - Бишкек, 1991; Зайченко А.С. Мелкие предприниматели //США; ЭПИ. - 1990. - № 2. и др.
Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. - №6; Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве //Мировая экономика и международные отношения. 1993. - № 9; Минервин И. Система государственной поддержки малого предпринимательства. - М., 1993; Проблемы становления ма¬лого бизнеса в переходный период. - М., 1994 и др.
4 Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: Опыт Азии и российские проблемы. - М., 1998; Денисов Г.М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации. - М., 1993; Сорокина В. Малый биз¬
7
качестве практически равноправного участника экономических отношений, не-обходимого компонента эффективного и стабильного развития современного общества.
В последнее время в изучении малого бизнеса возобладали новые тенденции. Во-первых, современные исследователи пытаются рассмотреть развитие малого бизнеса в макроэкономическом контексте модернизации и глобализации5. Во-вторых, при изучении собственно функционирования малого предпринимательства в экономике тех или иных стран, преимущество отдается исследованию вопросов «интенсивного» развития, прежде всего, его инновационному потенциалу6.
Кроме того, к числу приоритетных тем современной западной и отечественной экономической литературы относятся следующие. Так активно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малых фирм. Исследуются вопросы их функционирования с позиции этапов роста фирм, единства права собственности и непосредственного управления предприятием, особенностей финансирования и масштабов хозяйствования. Этим проблемам посвящены работы Х.Велу, Д. Лембдена, Д.Стэнворта, Д.Таргета, П.Уилсона, Л.Филиона, Г.Циммермана и др.7 В трудах П.Друкера и М.Портера обосновывается особая склонность мелких фирм, в отличие от крупных, к длительному и эффективному развитию .
нес побритански // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9; Черновская В. Предпринимательские организации и гражданское общество в Индии и России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3 и др.
5 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000; Спартак А.Н. Но¬
вая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и экономической политике государства. М., 1994; Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма: (Запад т Восток). М., 1998; Fukuyama F. Social Capital and the Global Economy // Foreign Affaires. 1995. V. 74. N 5 и др.
6 Валдайцев C.B. Управление инновационным бизнесом. М., 2001; Воронов В. Инновационные технологии в
малом предпринимательстве - ключ к импортозамещению // Экономист. 2001. № 7; Крылов Э.И., Журавко- ва E.B. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М., 2001; Му- минов Р. и др. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4; Acs E.J., Andritsch D.B. Innovation in Small Firms. Cambridge, 1990 etc.
7 Лембден Дж.К., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе: Практический подход. М., 1992; Циммерман Х.-П. К
большому успеху в малом бизнесе. М., 1992 и др.
8 См.: Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.-СПб., 2001 и др.
8
Проведенный в настоящем исследовании анализ общетеоретических и практических проблем, отражающих сущность и экономическое значение малого бизнеса, возможности и основные направления его использования в интересах создания условий экономического роста в стране, позволил диссертанту сделать следующие выводы.
1. Важным условием оптимального развития экономики индустриальных стран является многообразие отношений собственности, сосуществование и активное взаимодействие хозяйственных звеньев, принадлежащих к различным уровням размерной и организационной структур производства. Одной из форм проявления этого многообразия является сохранение и относительно устойчивое функционирование хозяйственных единиц, относящихся к подсистемам крупного и малого бизнеса.
Крупные компании и производственные объединения определяют базовые параметры функционирования национальных хозяйств, их место в системе международного разделения труда. При этом существенную роль играют и малые фирмы, в своей совокупности образующие сферу малого бизнеса. Его функционирование в значительной степени влияет на создание конкурентной среды, обеспечение необходимого уровня гибкости и динамизма многих отраслей национальной экономики, аккумуляцию ресурсов и организацию производства товаров и услуг в тех секторах хозяйства, которые на данном этапе не являются привлекательными для крупного бизнеса, но, тем не менее, объективно необходимы для удовлетворения потребностей общества.
На различных этапах развития экономики индустриальных стран малый бизнес оставался ее неотъемлемой составной частью. При этом он находился в процессе постоянного совершенствования, на практике продемонстрировал способность наращивать свой потенциал, приспосабливаться к новым условиям функционирования. Гибкость и динамизм малого бизнеса явились одной из
158
важных предпосылок устойчивого развития экономики территориальной структур их хозяйства.
Данный вывод представляется особенно актуальным и значимым применительно к условиям переходной экономики, какой является экономика современной России. Формирование зрелых рыночных отношений в нашей стране не должно сводиться к созданию государством благоприятных условий для развития исключительно крупных компаний-монополистов. Процесс становления рынка может осуществляться с необходимой степенью эффективности лишь в том случае, если он будет включать в себя в качестве обязательного составного элемента создание десятков и сотен тысяч малых фирм в различных отраслях отечественной экономики.
2. В большинстве промышленно развитых стран малый бизнес рассматривается, прежде всего, как фактор, влияющий на решение социально- экономических проблем. Ему традиционно отведена весьма существенная роль в создании новых рабочих мест, повышении экономической активности, уровня жизни и профессиональной квалификации населения.
Вместе с тем, в современных условиях малый бизнес продемонстрировал свою способность к решению самостоятельно или во взаимодействии с крупными компаниями гораздо более широкого круга экономических проблем. На¬ряду с фирмами, действующими в традиционных для малого бизнеса сферах (посредническая деятельность, торговля и т.д.) появляются десятки тысяч малых компаний, активно вторгающихся в новые для данного вида хозяйственных структур области: осуществление научно-исследовательских и опытно¬конструкторских работ, производство отдельных видов наукоемкой высокотехнологичной продукции.
3. Факторы, обусловившие возрастание роли малого бизнеса в ведущих индустриальных странах весьма многообразны. Это, прежде всего, общеэкономические факторы: появление новейших средств производства и технологий, использование которых стало возможным в масштабе средних и малых предприятий; существенный сдвиг в развитии отраслей и объектов инфраструктуры;
повышение среднего уровня образования и профессиональной подготовки людей, их стремление к самостоятельному принятию хозяйственных решений и максимально полной реализации своего творческого потенциала; формирование комплекса организационно-правовых и финансовых рычагов поддержки и стимулирования малых фирм.
Подход к исследованию малого бизнеса как фактора эффективного развития экономики государства позволил, во-первых, обеспечить более объективный и всесторонний характер анализа промышленной базы индустриальных стран и ее отдельных элементов (подсистем); во-вторых, получить более четкое представление о роли данных структурных элементов, характере взаимодействия между ними в процессе решения экономических задач; в-третьих, определить сущность малого бизнеса, оценить его функции и перспективы развития.
К числу важнейших функций малого бизнеса, реализуемых как на макроэкономическом уровне, так и в рамках отдельных подсистем национального хозяйства относится стимулирование структурных преобразований, оптимизация организационной структуры производства. Особенно большое значение имеет данная функция в сфере современного производства, в условиях его интенсивной консолидации, дальнейшего повышения уровня концентрации и централизации.
4. Фирмы малого бизнеса объективно выполняют роль катализатора преобразований организационной структуры производства индустриальных стран. Они, во-первых, выступают в роли тех субъектов хозяйства, которые, будучи наиболее чувствительными к изменению рыночной конъюнктуры, в числе первых сворачивают производство в наименее перспективных отраслях; во-вторых, ресурсы малых фирм (трудовые, технологические, информационные и др.) оперативно используются крупным и средним бизнесом в качестве «строительного материала» в процессе создания новых производственных комплексов, систем кооперационных производственных связей и т.д.; в-третьих, деятельность малых инновационных («венчурных») фирм, их успехи и неудачи на рынке являются своеобразным индикатором, который учитывается руководством крупных
компаний при определении наиболее прибыльных сфер инвестирования, корректировке стратегии дальнейшего развития, прогнозировании наиболее существенных, значимых изменений спроса и предложения на рынке.
Опора на малый бизнес, взаимодействие с ним становятся, таким об¬разом, одним из тех факторов, которые обеспечивают динамизм и оптимальную направленность структурных преобразований в базовых отраслях промышленности индустриальных стран на современном этапе. При этом, как показывает практика, негативные последствия глубоких структурных преобразований (в виде, прежде всего, существенного снижения уровня экономического потенциала указанных стран) были минимизированы. Вместе с тем, в полной мере проявились позитивные результаты оптимизации структуры производства: начало использования новейших информационных технологий, переход к производству качественно новых видов продукции, совершенствование системы управления отраслями промышленности и стабилизация их функционирования.
5. Проведенное исследование позволяет утверждать, что современный малый бизнес выступает и как объект государственного управления, и как фактор, во многом обеспечивающий этот процесс, повышающий уровень его эффективности.
Во-первых, малый бизнес является тем сектором экономики, который всемерно стимулирует формирование и развитие среднего класса, способствует повышению квалификации рабочей силы в большинстве отраслей современной экономики. Значителен вклад малого бизнеса в создание новых рабочих мест, в том числе и в наиболее перспективных, интенсивно развивающихся отраслях промышленности. Велика роль малого бизнеса в формировании и расширении базы налогообложения, в пополнении доходных статей государственного бюджета.
Во-вторых, ускоренное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором развития конкурентных отношений в масштабах национальной экономики. Появление сотен и тысяч самостоятельных товаропроизводителей - это, по сути дела, единственное по-настоящему действенное средство противодействия процессу монополизации экономики, а следовательно - условие успешного решения стоящих перед государственными структурами задач, связанных с антимонопольным регулированием.
В-третьих, фирмы малого бизнеса, обладая высокой степенью гибкости и мобильности производства, способны, в случае необходимости оперативно наращивать объемы предлагаемой потребителям продукции и услуг, обеспечивать высокие темпы экономического роста. Их функционирование объективно способствует предохранению экономики от спада, а рынка труда - от избыточного предложения рабочей силы.
6. Стимулирование малого бизнеса, управление им объективно относятся к числу важнейших задач, стоящих перед государством. К числу основных принципов, в соответствии с которыми должна строиться данная система управления, относятся: создание единого комплекса мер регулирования, включающего весь современный арсенал рычагов воздействия на малый промышленный бизнес: административно-правовые, административно-экономические, собственно экономические, социально-психологические; постоянное развитие, совершенствование данной системы управления, адаптация ее не только к изменениям общеэкономических условий функционирования, но и к факторам экономического и технического характера; выделение и наиболее активное использование тех рычагов воздействия на малый бизнес, которые в максимальной степени соответствуют сложившейся макро- и микроэкономической ситуации, отвечают интересам малого бизнеса и потребителей продукции военного назначения.
1. Важным условием оптимального развития экономики индустриальных стран является многообразие отношений собственности, сосуществование и активное взаимодействие хозяйственных звеньев, принадлежащих к различным уровням размерной и организационной структур производства. Одной из форм проявления этого многообразия является сохранение и относительно устойчивое функционирование хозяйственных единиц, относящихся к подсистемам крупного и малого бизнеса.
Крупные компании и производственные объединения определяют базовые параметры функционирования национальных хозяйств, их место в системе международного разделения труда. При этом существенную роль играют и малые фирмы, в своей совокупности образующие сферу малого бизнеса. Его функционирование в значительной степени влияет на создание конкурентной среды, обеспечение необходимого уровня гибкости и динамизма многих отраслей национальной экономики, аккумуляцию ресурсов и организацию производства товаров и услуг в тех секторах хозяйства, которые на данном этапе не являются привлекательными для крупного бизнеса, но, тем не менее, объективно необходимы для удовлетворения потребностей общества.
На различных этапах развития экономики индустриальных стран малый бизнес оставался ее неотъемлемой составной частью. При этом он находился в процессе постоянного совершенствования, на практике продемонстрировал способность наращивать свой потенциал, приспосабливаться к новым условиям функционирования. Гибкость и динамизм малого бизнеса явились одной из
158
важных предпосылок устойчивого развития экономики территориальной структур их хозяйства.
Данный вывод представляется особенно актуальным и значимым применительно к условиям переходной экономики, какой является экономика современной России. Формирование зрелых рыночных отношений в нашей стране не должно сводиться к созданию государством благоприятных условий для развития исключительно крупных компаний-монополистов. Процесс становления рынка может осуществляться с необходимой степенью эффективности лишь в том случае, если он будет включать в себя в качестве обязательного составного элемента создание десятков и сотен тысяч малых фирм в различных отраслях отечественной экономики.
2. В большинстве промышленно развитых стран малый бизнес рассматривается, прежде всего, как фактор, влияющий на решение социально- экономических проблем. Ему традиционно отведена весьма существенная роль в создании новых рабочих мест, повышении экономической активности, уровня жизни и профессиональной квалификации населения.
Вместе с тем, в современных условиях малый бизнес продемонстрировал свою способность к решению самостоятельно или во взаимодействии с крупными компаниями гораздо более широкого круга экономических проблем. На¬ряду с фирмами, действующими в традиционных для малого бизнеса сферах (посредническая деятельность, торговля и т.д.) появляются десятки тысяч малых компаний, активно вторгающихся в новые для данного вида хозяйственных структур области: осуществление научно-исследовательских и опытно¬конструкторских работ, производство отдельных видов наукоемкой высокотехнологичной продукции.
3. Факторы, обусловившие возрастание роли малого бизнеса в ведущих индустриальных странах весьма многообразны. Это, прежде всего, общеэкономические факторы: появление новейших средств производства и технологий, использование которых стало возможным в масштабе средних и малых предприятий; существенный сдвиг в развитии отраслей и объектов инфраструктуры;
повышение среднего уровня образования и профессиональной подготовки людей, их стремление к самостоятельному принятию хозяйственных решений и максимально полной реализации своего творческого потенциала; формирование комплекса организационно-правовых и финансовых рычагов поддержки и стимулирования малых фирм.
Подход к исследованию малого бизнеса как фактора эффективного развития экономики государства позволил, во-первых, обеспечить более объективный и всесторонний характер анализа промышленной базы индустриальных стран и ее отдельных элементов (подсистем); во-вторых, получить более четкое представление о роли данных структурных элементов, характере взаимодействия между ними в процессе решения экономических задач; в-третьих, определить сущность малого бизнеса, оценить его функции и перспективы развития.
К числу важнейших функций малого бизнеса, реализуемых как на макроэкономическом уровне, так и в рамках отдельных подсистем национального хозяйства относится стимулирование структурных преобразований, оптимизация организационной структуры производства. Особенно большое значение имеет данная функция в сфере современного производства, в условиях его интенсивной консолидации, дальнейшего повышения уровня концентрации и централизации.
4. Фирмы малого бизнеса объективно выполняют роль катализатора преобразований организационной структуры производства индустриальных стран. Они, во-первых, выступают в роли тех субъектов хозяйства, которые, будучи наиболее чувствительными к изменению рыночной конъюнктуры, в числе первых сворачивают производство в наименее перспективных отраслях; во-вторых, ресурсы малых фирм (трудовые, технологические, информационные и др.) оперативно используются крупным и средним бизнесом в качестве «строительного материала» в процессе создания новых производственных комплексов, систем кооперационных производственных связей и т.д.; в-третьих, деятельность малых инновационных («венчурных») фирм, их успехи и неудачи на рынке являются своеобразным индикатором, который учитывается руководством крупных
компаний при определении наиболее прибыльных сфер инвестирования, корректировке стратегии дальнейшего развития, прогнозировании наиболее существенных, значимых изменений спроса и предложения на рынке.
Опора на малый бизнес, взаимодействие с ним становятся, таким об¬разом, одним из тех факторов, которые обеспечивают динамизм и оптимальную направленность структурных преобразований в базовых отраслях промышленности индустриальных стран на современном этапе. При этом, как показывает практика, негативные последствия глубоких структурных преобразований (в виде, прежде всего, существенного снижения уровня экономического потенциала указанных стран) были минимизированы. Вместе с тем, в полной мере проявились позитивные результаты оптимизации структуры производства: начало использования новейших информационных технологий, переход к производству качественно новых видов продукции, совершенствование системы управления отраслями промышленности и стабилизация их функционирования.
5. Проведенное исследование позволяет утверждать, что современный малый бизнес выступает и как объект государственного управления, и как фактор, во многом обеспечивающий этот процесс, повышающий уровень его эффективности.
Во-первых, малый бизнес является тем сектором экономики, который всемерно стимулирует формирование и развитие среднего класса, способствует повышению квалификации рабочей силы в большинстве отраслей современной экономики. Значителен вклад малого бизнеса в создание новых рабочих мест, в том числе и в наиболее перспективных, интенсивно развивающихся отраслях промышленности. Велика роль малого бизнеса в формировании и расширении базы налогообложения, в пополнении доходных статей государственного бюджета.
Во-вторых, ускоренное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором развития конкурентных отношений в масштабах национальной экономики. Появление сотен и тысяч самостоятельных товаропроизводителей - это, по сути дела, единственное по-настоящему действенное средство противодействия процессу монополизации экономики, а следовательно - условие успешного решения стоящих перед государственными структурами задач, связанных с антимонопольным регулированием.
В-третьих, фирмы малого бизнеса, обладая высокой степенью гибкости и мобильности производства, способны, в случае необходимости оперативно наращивать объемы предлагаемой потребителям продукции и услуг, обеспечивать высокие темпы экономического роста. Их функционирование объективно способствует предохранению экономики от спада, а рынка труда - от избыточного предложения рабочей силы.
6. Стимулирование малого бизнеса, управление им объективно относятся к числу важнейших задач, стоящих перед государством. К числу основных принципов, в соответствии с которыми должна строиться данная система управления, относятся: создание единого комплекса мер регулирования, включающего весь современный арсенал рычагов воздействия на малый промышленный бизнес: административно-правовые, административно-экономические, собственно экономические, социально-психологические; постоянное развитие, совершенствование данной системы управления, адаптация ее не только к изменениям общеэкономических условий функционирования, но и к факторам экономического и технического характера; выделение и наиболее активное использование тех рычагов воздействия на малый бизнес, которые в максимальной степени соответствуют сложившейся макро- и микроэкономической ситуации, отвечают интересам малого бизнеса и потребителей продукции военного назначения.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Механизмы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса с учетом зарубежного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка потенциала развития малого бизнеса в муниципальном образовании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса». На материалах ОАО «Пивоваренная компания Балтика»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ БОЛЬШОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В
СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



