Глава 1. Основные тенденции развития и стратегии управления малым бизнесом в мировых центрах предпринимательства
§ 1.1 Современные подходы к анализу сущности, содержания и роли малого бизнеса в макроэкономической среде
§1.2. Опыт управления малым предпринимательством стран Азиатско-Тихоокеанского экономического региона
§ 1.3. Модели управления малым бизнесом в странах Западной Европы
6 1.4. Функционирование системы малого бизнеса в США
§ 1.5. Консультационно-информационная поддержка малого бизнеса в центрах развития предпринимательства
Глава 2. Малый бизнес в условиях трансформации социально-экономической жизни российского общества
§2.1. Основные проблемы в сфере отечественного малого предпринимательства на этапе социально-экономических преобразований
§ 2.2. Инновационный малый бизнес: современные аспекты функционирования и перспективы развития в России
§ 2.3. Стратегия управления российским малым и средним бизнесом в современных условиях: кредитование и финансирование
§ 2.4. Система налогообложения малого бизнеса: государственная политика и интересы предпринимательства
Глава 3. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
§3.1. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства и основные показатели % её эффективности 109
§ 3.2. Основные пути повышения и эффективного ис¬пользования потенциала российского малого бизнеса с целью формирования в стране необходимых условий экономического роста 122
§ 3.3 Политическое представительство малого бизнеса
и проблема лоббирования его интересов 138
§ 3.4. Кадровое обеспечение функционирования малого
бизнеса в условиях российской экономики 133
§ 3.5. Правовое регулирование регистрации и лицензирования малого бизнеса: процедурные и правоприменительные аспекты 137
§ 3.6. Малый бизнес и «теневые отношения»: проблема
легализации деятельности и доходов 149
Заключение 158
»
Библиография
♦
В настоящее время не только российская, но и мировая экономика находятся в стадии серьезных трансформаций, связанных с инновациями и новыми экономическими вызовами рубежа XX-XXI вв. При этом важнейшую роль играют процессы глобализации и формирования постиндустриального общества. Происходит массовый переход к новым технологиям. Стремительно совершенствуется техническая база производства. Осуществляется оптимизация отраслевой и территориальной структур национальных хозяйств.
В ряду этих изменений, в полном соответствии с их логикой происходит и процесс интенсивного развития малого бизнеса: расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Повышаются удельный вес и роль малых фирм в разработке и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции. Все более прочные позиции малый бизнес занимает в сфере услуг. Становится более активным, многогранным взаимодействие малых фирм с крупным бизнесом. Возрастает роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем, таких, как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка высококвалифицированных кадров.
Малый бизнес, таким образом, становится тем сектором экономики, который самостоятельно, либо во взаимодействии с крупными фирмами и государственными организациями, способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических процессов, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия.
Расширение возможностей и усиление влияния малого бизнеса обусловливают необходимость более активного использования его потенциала. Если в предыдущие годы границы использования малых фирм определялись, в основном, участием в производстве наиболее простых в техническом отношении видов продукции, то в современных условиях области их применения могут и должны быть существенно расширены. Подобные изменения уже наблюдаются в настоящее время, они в полной мере соответствуют направленности тех структурных и технологических преобразований, которые происходят в базовых отраслях промышленности ведущих индустриальных стран, ускоряют эти преобразования.
Все сказанное в определенной степени применимо и к экономике современной России. Процесс формирования и развития малого бизнеса здесь протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства. Необходимость качественного совершенствования экономики страны, максимально эффективного использования ресурсов обусловливает потребность в определении масштабов и основных направлений использования потенциала малых фирм.
В то же время, нельзя не отметить, что в отечественной экономической науке существует определенное отставание в области комплексного исследования проблемы повышения социально-экономического потенциала современных российских малых предприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью научного осмысления основных тенденций развития малого бизнеса в экономике ведущих индустриальных стран мира на современном этапе, его место в усложняющейся системе кооперационных производственных связей и роль в процессе разработки и изготовления новых видов товаров и услуг.
Во-вторых, потребностью в исследовании предпосылок и форм эффективного участия малого бизнеса в системе современного производства.
В-третьих, необходимостью совершенствования системы государственного управления малым бизнесом в интересах развития производства.
В-четвертых, необходимостью более полного учета возможностей малого бизнеса в процессе исследования и оценки экономического потенциала зарубежных стран.
В-пятых, интенсивно протекающим и внутренне противоречивым процессом формирования и развития малого бизнеса как относительно самостоятельного сектора современной российской экономики.
По мнению автора, обращение к научной тематике, охватывающей проблемы развития малого бизнеса и повышение его роли в формировании условий экономического роста страны, представляется сегодня весьма актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. В мировой экономической литературе вопросы формирования и развития малого бизнеса в отраслях национального хозяйства индустриальных стран нашли достаточно широкое отражение. При рассмотрении данных вопросов основное внимание традиционно уделялось поискам путей наиболее эффективного управления малы¬ми фирмами, исследованию основных направлений их функционирования в условиях современного высококонкурентного рынка.
К числу тех проблем, которые получили наиболее полное освещение в трудах зарубежных экономистов, следует отнести: создание системы объективных качественных и количественных критериев оценки фирм малого бизнеса в различных отраслях производства; проблему формирования наиболее эффективной системы взаимодействия малых фирм с крупными хозяйственными структурами; вопросы правильного определения стратегии развития малых фирм, поиска ими наиболее надежных источников финансирования и др.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как Р.Кантильон, А.Смит, Ж.-Б.Сэй,
А.Маршалл, И.Тюнен, Ф.Найт, И.Шумпетер, Ф.Хайек . Социально- экономический аспект положения малого предпринимательства в процессе ста¬
1 См., например, Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1992 и др.
новления и развития индустриального общества дается в работах С. де Сисмон- ди, П.Прудона, Д.Гэлбрейта.
В то же время, современная теория малого предпринимательства не ограничивается лишь классическими работами. Уже в конце ХХ-начале XXIBB. она проходит в своем развитии ряд этапов. Это отразилось в специфике постановки проблем в научной литературе, выборе тем исследований, способе подачи материала.
В частности, на первом этапе изучения системы малого бизнеса авторы сосредотачивали свое внимание преимущественно на объективной стороне ее функционирования, определяя наиболее эффективные, с их точки зрения, формы организации и функционирования малого предпринимательства . При этом МП рассматривалось как вспомогательный элемент экономической системы, подчиненный более крупным субъектам экономического процесса.
Несколько позже исследование сферы малого бизнеса усложняется, однако и здесь авторы стремились проанализировать преимущественно «технические» вопросы его существования. Тем не менее, проблемное поле расширялось, менялось и отношение к малому бизнесу. В частности, в этот период большое внимание уделяется сфере коммуникации малого бизнеса. Поэтому появляется большое количество монографий и статей, посвященных анализу взаимодействия малого бизнеса с властью, крупным и средним предпринимательством, «теневым сектором»3. Кроме того, значительное место в этих исследованиях уделяется проблемам правового обеспечения деятельности МП, а также сопоставлению опыта в данной области развитых стран и стран развивающихся (в частности, России)4. При этом малый бизнес рассматривался уже в
2 Barrnok G. The Economic of Small Firms. Oxford, 1981; Thompson R. Small Business // National Business. 1986. V. 74. N 10; Баум Л.И. Малые предприятия - кратчайший путь к эффективному решению экономических и со¬циальных проблем. - Бишкек, 1991; Зайченко А.С. Мелкие предприниматели //США; ЭПИ. - 1990. - № 2. и др.
Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. - №6; Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве //Мировая экономика и международные отношения. 1993. - № 9; Минервин И. Система государственной поддержки малого предпринимательства. - М., 1993; Проблемы становления ма¬лого бизнеса в переходный период. - М., 1994 и др.
4 Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: Опыт Азии и российские проблемы. - М., 1998; Денисов Г.М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации. - М., 1993; Сорокина В. Малый биз¬
7
качестве практически равноправного участника экономических отношений, не-обходимого компонента эффективного и стабильного развития современного общества.
В последнее время в изучении малого бизнеса возобладали новые тенденции. Во-первых, современные исследователи пытаются рассмотреть развитие малого бизнеса в макроэкономическом контексте модернизации и глобализации5. Во-вторых, при изучении собственно функционирования малого предпринимательства в экономике тех или иных стран, преимущество отдается исследованию вопросов «интенсивного» развития, прежде всего, его инновационному потенциалу6.
Кроме того, к числу приоритетных тем современной западной и отечественной экономической литературы относятся следующие. Так активно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малых фирм. Исследуются вопросы их функционирования с позиции этапов роста фирм, единства права собственности и непосредственного управления предприятием, особенностей финансирования и масштабов хозяйствования. Этим проблемам посвящены работы Х.Велу, Д. Лембдена, Д.Стэнворта, Д.Таргета, П.Уилсона, Л.Филиона, Г.Циммермана и др.7 В трудах П.Друкера и М.Портера обосновывается особая склонность мелких фирм, в отличие от крупных, к длительному и эффективному развитию .
нес побритански // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9; Черновская В. Предпринимательские организации и гражданское общество в Индии и России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3 и др.
5 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000; Спартак А.Н. Но¬
вая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и экономической политике государства. М., 1994; Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма: (Запад т Восток). М., 1998; Fukuyama F. Social Capital and the Global Economy // Foreign Affaires. 1995. V. 74. N 5 и др.
6 Валдайцев C.B. Управление инновационным бизнесом. М., 2001; Воронов В. Инновационные технологии в
малом предпринимательстве - ключ к импортозамещению // Экономист. 2001. № 7; Крылов Э.И., Журавко- ва E.B. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М., 2001; Му- минов Р. и др. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4; Acs E.J., Andritsch D.B. Innovation in Small Firms. Cambridge, 1990 etc.
7 Лембден Дж.К., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе: Практический подход. М., 1992; Циммерман Х.-П. К
большому успеху в малом бизнесе. М., 1992 и др.
8 См.: Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.-СПб., 2001 и др.
8
Проведенный в настоящем исследовании анализ общетеоретических и практических проблем, отражающих сущность и экономическое значение малого бизнеса, возможности и основные направления его использования в интересах создания условий экономического роста в стране, позволил диссертанту сделать следующие выводы.
1. Важным условием оптимального развития экономики индустриальных стран является многообразие отношений собственности, сосуществование и активное взаимодействие хозяйственных звеньев, принадлежащих к различным уровням размерной и организационной структур производства. Одной из форм проявления этого многообразия является сохранение и относительно устойчивое функционирование хозяйственных единиц, относящихся к подсистемам крупного и малого бизнеса.
Крупные компании и производственные объединения определяют базовые параметры функционирования национальных хозяйств, их место в системе международного разделения труда. При этом существенную роль играют и малые фирмы, в своей совокупности образующие сферу малого бизнеса. Его функционирование в значительной степени влияет на создание конкурентной среды, обеспечение необходимого уровня гибкости и динамизма многих отраслей национальной экономики, аккумуляцию ресурсов и организацию производства товаров и услуг в тех секторах хозяйства, которые на данном этапе не являются привлекательными для крупного бизнеса, но, тем не менее, объективно необходимы для удовлетворения потребностей общества.
На различных этапах развития экономики индустриальных стран малый бизнес оставался ее неотъемлемой составной частью. При этом он находился в процессе постоянного совершенствования, на практике продемонстрировал способность наращивать свой потенциал, приспосабливаться к новым условиям функционирования. Гибкость и динамизм малого бизнеса явились одной из
158
важных предпосылок устойчивого развития экономики территориальной структур их хозяйства.
Данный вывод представляется особенно актуальным и значимым применительно к условиям переходной экономики, какой является экономика современной России. Формирование зрелых рыночных отношений в нашей стране не должно сводиться к созданию государством благоприятных условий для развития исключительно крупных компаний-монополистов. Процесс становления рынка может осуществляться с необходимой степенью эффективности лишь в том случае, если он будет включать в себя в качестве обязательного составного элемента создание десятков и сотен тысяч малых фирм в различных отраслях отечественной экономики.
2. В большинстве промышленно развитых стран малый бизнес рассматривается, прежде всего, как фактор, влияющий на решение социально- экономических проблем. Ему традиционно отведена весьма существенная роль в создании новых рабочих мест, повышении экономической активности, уровня жизни и профессиональной квалификации населения.
Вместе с тем, в современных условиях малый бизнес продемонстрировал свою способность к решению самостоятельно или во взаимодействии с крупными компаниями гораздо более широкого круга экономических проблем. На¬ряду с фирмами, действующими в традиционных для малого бизнеса сферах (посредническая деятельность, торговля и т.д.) появляются десятки тысяч малых компаний, активно вторгающихся в новые для данного вида хозяйственных структур области: осуществление научно-исследовательских и опытно¬конструкторских работ, производство отдельных видов наукоемкой высокотехнологичной продукции.
3. Факторы, обусловившие возрастание роли малого бизнеса в ведущих индустриальных странах весьма многообразны. Это, прежде всего, общеэкономические факторы: появление новейших средств производства и технологий, использование которых стало возможным в масштабе средних и малых предприятий; существенный сдвиг в развитии отраслей и объектов инфраструктуры;
повышение среднего уровня образования и профессиональной подготовки людей, их стремление к самостоятельному принятию хозяйственных решений и максимально полной реализации своего творческого потенциала; формирование комплекса организационно-правовых и финансовых рычагов поддержки и стимулирования малых фирм.
Подход к исследованию малого бизнеса как фактора эффективного развития экономики государства позволил, во-первых, обеспечить более объективный и всесторонний характер анализа промышленной базы индустриальных стран и ее отдельных элементов (подсистем); во-вторых, получить более четкое представление о роли данных структурных элементов, характере взаимодействия между ними в процессе решения экономических задач; в-третьих, определить сущность малого бизнеса, оценить его функции и перспективы развития.
К числу важнейших функций малого бизнеса, реализуемых как на макроэкономическом уровне, так и в рамках отдельных подсистем национального хозяйства относится стимулирование структурных преобразований, оптимизация организационной структуры производства. Особенно большое значение имеет данная функция в сфере современного производства, в условиях его интенсивной консолидации, дальнейшего повышения уровня концентрации и централизации.
4. Фирмы малого бизнеса объективно выполняют роль катализатора преобразований организационной структуры производства индустриальных стран. Они, во-первых, выступают в роли тех субъектов хозяйства, которые, будучи наиболее чувствительными к изменению рыночной конъюнктуры, в числе первых сворачивают производство в наименее перспективных отраслях; во-вторых, ресурсы малых фирм (трудовые, технологические, информационные и др.) оперативно используются крупным и средним бизнесом в качестве «строительного материала» в процессе создания новых производственных комплексов, систем кооперационных производственных связей и т.д.; в-третьих, деятельность малых инновационных («венчурных») фирм, их успехи и неудачи на рынке являются своеобразным индикатором, который учитывается руководством крупных
компаний при определении наиболее прибыльных сфер инвестирования, корректировке стратегии дальнейшего развития, прогнозировании наиболее существенных, значимых изменений спроса и предложения на рынке.
Опора на малый бизнес, взаимодействие с ним становятся, таким об¬разом, одним из тех факторов, которые обеспечивают динамизм и оптимальную направленность структурных преобразований в базовых отраслях промышленности индустриальных стран на современном этапе. При этом, как показывает практика, негативные последствия глубоких структурных преобразований (в виде, прежде всего, существенного снижения уровня экономического потенциала указанных стран) были минимизированы. Вместе с тем, в полной мере проявились позитивные результаты оптимизации структуры производства: начало использования новейших информационных технологий, переход к производству качественно новых видов продукции, совершенствование системы управления отраслями промышленности и стабилизация их функционирования.
5. Проведенное исследование позволяет утверждать, что современный малый бизнес выступает и как объект государственного управления, и как фактор, во многом обеспечивающий этот процесс, повышающий уровень его эффективности.
Во-первых, малый бизнес является тем сектором экономики, который всемерно стимулирует формирование и развитие среднего класса, способствует повышению квалификации рабочей силы в большинстве отраслей современной экономики. Значителен вклад малого бизнеса в создание новых рабочих мест, в том числе и в наиболее перспективных, интенсивно развивающихся отраслях промышленности. Велика роль малого бизнеса в формировании и расширении базы налогообложения, в пополнении доходных статей государственного бюджета.
Во-вторых, ускоренное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором развития конкурентных отношений в масштабах национальной экономики. Появление сотен и тысяч самостоятельных товаропроизводителей - это, по сути дела, единственное по-настоящему действенное средство противодействия процессу монополизации экономики, а следовательно - условие успешного решения стоящих перед государственными структурами задач, связанных с антимонопольным регулированием.
В-третьих, фирмы малого бизнеса, обладая высокой степенью гибкости и мобильности производства, способны, в случае необходимости оперативно наращивать объемы предлагаемой потребителям продукции и услуг, обеспечивать высокие темпы экономического роста. Их функционирование объективно способствует предохранению экономики от спада, а рынка труда - от избыточного предложения рабочей силы.
6. Стимулирование малого бизнеса, управление им объективно относятся к числу важнейших задач, стоящих перед государством. К числу основных принципов, в соответствии с которыми должна строиться данная система управления, относятся: создание единого комплекса мер регулирования, включающего весь современный арсенал рычагов воздействия на малый промышленный бизнес: административно-правовые, административно-экономические, собственно экономические, социально-психологические; постоянное развитие, совершенствование данной системы управления, адаптация ее не только к изменениям общеэкономических условий функционирования, но и к факторам экономического и технического характера; выделение и наиболее активное использование тех рычагов воздействия на малый бизнес, которые в максимальной степени соответствуют сложившейся макро- и микроэкономической ситуации, отвечают интересам малого бизнеса и потребителей продукции военного назначения.
1. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ.
2. Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 8 декабря 1995 г. № 222-ФЗ.
3. Указ Президента РФ «О Государственном Комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 г. № 563.
4. Постановление Правительства РФ «О Государственном Комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1995 г. № 1045.
5. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению участия малых предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» от 1 декабря 1994 г. № 1322.
6. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29 декабря 1994 г. № 1434.
7. Постановление Правительства РФ «О Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184.
8. Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. № 523.
9. Постановление Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. № 65.
Диссертации и авторефераты
1. Бочко В.В. Теоретико-методологические основы формирования стратегий развития малых и средних предприятий. Екатеринбург, - 2001.- 22 с.
2. Бурганова Э.Ф. Малый бизнес: социальный потенциал, управление: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999.
3. Бучаев А.Х. Совершенствование организационно-экономического механизма управления малым бизнесом: Дис. канд. экон. наук. Махачкала, -
1999. - 148 с.
4. Буянкина А.Н. Государственное регулирование малого бизнеса в России: Дис. д-ра экон. наук. М., - 1998. - 357 с.
5. Вихорева О.М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ за¬рубежного и российского опыта. Дисс. канд. экон. наук. М., - 2000.
6. Власов А.В. Государственное регулирование деятельности малого бизне¬са: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999. - 206 с.
166
7. Гизатуллин Т.Х. Минимизация риска в малом и среднем бизнесе: Дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, - 1999. - 141 с.
8. Глухова Н.В. Опыт развития малого предпринимательства в индустриально-развитых странах и в России. Дисс. канд. экон. наук. М.: Московский коммерческий университет, - 1996.
9. Диярханов В.М. Роль малого и среднего бизнеса в развитии новых индустриальных стран: На примере Южной Кореи и Тайваня: Автореф. канд. экон. наук. М., - 2000. - 18 с.
10. Долгих Н.В. Малый бизнес как фактор реструктуризации региональной экономики: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999.
11. Долгов С.И. Глобализация экономики и ее значение для России: Дис. д-ра экон. наук. М., - 1999. - 341 с.
12. Дорджиева Ц.-Д.Д. Малый бизнес в России и его эффективность: Авто¬реф. дис. канд. экон. наук. СПб., - 1996. - 19 с.
13. Зыков О.А. Малый бизнес как органический элемент рыночной экономики: Вопросы теории и практики: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999.
14. Карпова Т.П. Совершенствование системы налогообложения как фактор развития малого предпринимательства в переходной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., - 2001. - 26 с.
15. Ковалева М.О. Методы и формы целевой подготовки менеджеров малого бизнеса: Дис. канд. экон. наук. СПб., - 1998. - 185 с.
16. Кораблин Ю.В. Политика и бизнес в современной России: особенности взаимодействия: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999. - 187 с.
17. Кочановский М.В. Развитие институциональной сферы малого бизнеса: Дис. канд. экон. наук. Нижний Новгород, - 2000. - 170 с.
18. Кузьмина О.Г. Управление инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999. - 150 с.
19. Лучинкин В.М. Организационно-экономическое обеспечение функционирования предприятий малого бизнеса: Дис. канд. экон. наук. Н. Новго¬род, - 1998. - 190 с.
20. Малухов К.М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., -
1997. -20 с.
21. Мигурский С.В. Формирование инфраструктуры поддержки малого биз¬неса в РФ: С использованием опыта ЕС: Дис. канд. экон. наук. М., - 1999.
- 181 с.
22. Огородникова И.И. Налогообложение предприятий малого бизнеса в со¬временных условиях: Социально-экономический аспект: Дис. канд. экон. наук. Тюмень, - 1998. - 141 с.
23. Рыбалка А.Н. Формирование российского промышленного предпринима¬тельства и его вхождение в мировую экономику: Автореф. дис. канд. экон. наук. Кострома, - 2000. - 19 с.
24. Ситарян А.С. Развитие малого бизнеса в Италии: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., - 1997. - 21 с.
25. Суворова Е.Б. Роль малого бизнеса в экономике и внешнеэкономических связях Европейского Союза: Дис. канд. экон. наук. М., - 2000. - 24 с.
26. Уваров М.Г. Организация малого бизнеса в США на примере предпри¬ятия по переработке и реализации пищевых и лекарственных трав. Маги¬стерская диссертация. М.: Международный университет - Высшая маги¬стерская школа, - 2000.
27. Хаит А.М. Взаимодействие крупного и малого бизнеса: анализ зарубеж¬ного опыта и применение его в России: Автореф. канд. экон. наук. М., -
2000. - 24 с.
28. Хузиахметов А.А. Организационно-экономические формы государствен¬ной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук. М., - 1998. - 147 с.
Книги, монографии, справочники
1. Абрамов Е., Певзнер А., Родионов А., Хачатуров Ю. Малый бизнес в Японии //Экономика и жизнь. - 1990. - № 34.
2. Авилова А.В., Бухвальд Е.М., Обыденнова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные воз¬можности //Осенний кризис 1998 г.: российское общество до и после. М.:
- РНИСиНП, РОССПЭН, - 1998.
3. Агеев Ш.Р. Страхование как фактор стабильного развития малого бизне¬са. М., - 1997. -239 с.
4. Алексахин В.И. Малый бизнес: Экономические особенности, модели ры¬ночного равновесия, анализ деловой активности. М., 2000. - 159 с.
5. Американский капитализм в 80-е гг. и тенденции развития экономики. М., - 1990.-269 с.
6. Анимица Е.Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России. Екатеринбург, - 1996. - 112 с.
7. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., - 2001.- 160 с.
8. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: - Экономика. - 1989.
9. Аристер Н., Половинкин П., Сахарное Ю. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. СПБ.: - Издательство СПБ УЭФ. - 1996.
10. Архангельский В.П., Доржиева Н.Д. Малое российское предпринима¬тельство. СПб., - 1996.
11. Архипов В.Е. Техника стабильного предпринимательства.М.,-2000 - 95 с.
12. Архипов В.М., Верховская О.Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе. СПб., - 1995. - 71 с.
13. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления //Российский эконо¬мический журнал. - 1993. - № 2.
14. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении про¬блемы занятости //Российский экономический журнал. - 1996. - № 10.
168
15. Афонин Ю.А. Малое предпринимательство в России: Динамика, особен¬ности и проблемы развития. Самара, - 1998. - 18 с.
16. Афонин Ю.А. Российский промышленный малый бизнес: Социально- экономические и духовные предпосылки становления. Самара, - 1994. - 106 с.
17. Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М., - 1997. - 193 с.
18. Баев И., Кожин С. Диверсификация промышленных предприятий в США //Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 10.
19. Баженов Г.Е. Организационно-экономические основы малого бизнеса. - Новосибирск, - 1994. - 57 с.
20. Балацкий Е.В. Малые, совместные и иностранные предприятия в россий¬ской экономике переходного периода //Вестник РАН. - 1998. Т. 68. - № 1.
21. Барков В. Малый бизнес с большими бицепсами: на нем держится эконо¬мика Великобритании //Деловой Вторник. 2001.- № 21.
22. Басарева В.Г., Сильченко Т.А., Почеснева Е.Г. Развитие предпринима¬тельства в бывших социалистических странах: Роль малого бизнеса в экономическом развитии. Новосибирск, - 1995. - 46 с.
23. Баум Л.И. Малые предприятия - кратчайший путь к эффективному реше¬нию экономических и социальных проблем. Бишкек, - 1991. - 53 с.
24. Белоконная Л., Плисевский В. Развитие малых предприятий в России //Вопросы статистики. - 1995. - № 9.
25. Бердашкевич А.П. Экономические и правовые основы развития иннова¬ционной деятельности в Российской Федерации в 2000 г. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2001. - № 1. - С. 28-72.
26. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики //ЭКО. - 2000. - № 8.
27. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: - Дело, - 1994.
28. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса //Экономист. - 1999. - №2.
29. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М., - 1998. - 334 с.
30. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего ты¬сячелетия. М., - 2000. - 152 с.
31. Богатин Ю.В., Швандер В.А. Экономическое управление бизнесом. М., - 2001.-391 с.
32. Бородина В.В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, ана¬лиз финансового состояния. М.,- 2001. - 231 с.
33. Бреев Б.Д., Вороновская О.Е. Методы государственной финансовой под¬держки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств. М., - 1998. -64 с.
34. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону, - 2000. - 352 с.
35. Бухвальд Е., Виленский А. Проект TACIS 9602: у регионов есть шанс оказать практическую помощь малому бизнесу //Рынок ценных бумаг. -
2000. - № 9.
36. Буянкина А.Н. Малый бизнес: Государственное регулирование. М., - 1998. -247 с.
37. Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: Опыт Азии и российские проблемы. М., - 1998. - 175 с.
38. Вайнштейн С.Ю. Основы управления в малом бизнесе. Новосибирск, -
1995. - 101 с.
39. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. М., - 2001. - 343 с.
40. Васильев В.И. Опыт создания и деятельности малых и средних предпри¬ятий в развитых капиталистических странах и странах СЭВ. М., - 1990. - 36 с.
41. Вахрушев В. Принципы японского управления. Эти невероятные японцы. М., - 1992.-208 с.
42. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб., - 2002. - 224 с.
43. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. - 1996. - № 7.
44. Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве - ключ к импортозамещению //Экономист. - 2001. - № 7. - С. 19-22.
45. Вышегородцев М.М. Россия: потенциал малого бизнеса. М., - 1998. - 30 с.
46. Гагаринов В.И. Государство и мелкое предпринимательство: Наши про¬блемы и опыт ФРГ. Киров, - 1992. - 11 с.
47. Гаузнер Н., Иванов Н. Развитие экономики в передовых странах Запада //Мировая экономика и международные отношения. - 1990. - № 5.
48. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М., - 2001.- 480 с.
49. Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники фор¬мирования и стратегии социального действия //Мировая экономика и ме¬ждународные отношения. - 1993. - № 6,- С. 31-42.
50. Глебова Г.А. Статистический анализ развития малых предприятий в Рос¬сии. М., - 1997. - 27 с.
51. Глухова Н.В. Особенности развития мелкого предпринимательства в Рос¬сии. М., - 1993. - 18 с.
52. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне. СПб., - 1997. - 156 с.
53. Государство и малый бизнес: Сборник обзоров. М., - 1993. - 166 с.
54. Грачев И.Д. Поддержка малого предпринимательства - важное условие развития регионов России // Экономические реформы в регионах Россий¬ской Федерации: опыт и перспективы. М., - 1998. - С. 148-155.
55. Гройс Б. О новом // Утопия и обмен. М., -1993.
56. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. М., - 1998.-336 с.
57. Давыдов В.М. и др. Феномен финансовой глобализации. Универсальные процессы и реакция Латиноамериканских стран. М., - 2000. - 203 с.
58. Дагаев А.А. О налоговых порогах для развития малого бизнеса США //США: ЭПИ. - 1992. - № 2.
59. Даниелов А.Р. Развитие высокотехнологического сектора американской промышленности //США - Канада: Экономика, политика, культура. -
2001.-№2.
60. Данишевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании //Мировая экономика и международные отношения. 1992. - № 3. - С. 120-127.
61. Денисов Г.М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Феде¬рации. М., - 1993. - 49 с.
62. Денисов Г.М. Регулирование развития малого бизнеса в США //Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей РФ. М., - 1993.
63. Диярханов В.М. Роль малого бизнеса в экономике Тайваня //МЭиМО. -
2000. - № 9.
64. Долматов М.С. Теория трансакций и границы малого бизнеса. СПб., -
1997. - 14 с.
65. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.-СПб., - 2001. - 272 с.
66. Дунаев Э.П. Мелкое предпринимательство и его специфика в Российской Федерации. М., - 1997. - 24 с.
67. Евенко Д.Л. Мелкий бизнес в Западной Европе: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, - 1991. - 31 с.
68. Зайченко А.С. Мелкие предприниматели //США: ЭПИ. - 1990. - № 2.
69. Зевелев В.А. Малый бизнес - большая проблема России. М., - 1994. - 141 с.
70. Злобин Б.К., Зацепин Ю.М. Инвестиционная поддержка малого предпри-нимательства. М., - 1998. - 72 с.
71. Зяблюк Н.Г. Государство и малый бизнес США. М., - 1987. - 176 с.
72. Иванова JI.H. Занятость в сфере малого предпринимательства //Общество и экономика. - 1997. - № 7-8.
73. Иванова Н.М., Скляревский В.Г. Новое о малых предприятиях в России. М., - 1996. - 524 с.
74. Игнатов В.Г. Предпринимательство и малый бизнес в России: Становле¬ние, проблемы развития. Ростов/наУД, - 1997. - 35 с.
75. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М., - 1991. - 144 с.
76. Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. М., - 1991.
77. Кеннет Дж. Кук. Малый бизнес: стратегическое планирование. М., - 1998.
- 168 с.
78. Клиновенко JI.P. Роль малого и среднего бизнеса в интенсификации ин-новационных процессов. Ростов/на/Д, - 1996. - 8 с.
79. Коваленко Г. и др. Российские предприниматели в инновационном бизне¬се //Российский экономический журнал. - 1997.- № 4. - С. 110-112.
80. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: Эволюция по¬нятий и проблема определения //Вопросы экономики. - 1996. - № 7.
81. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: Эволюция по¬нятий и проблема определения //Вопросы экономики. - 1996. - № 7.
171
82. Колесникова JI. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем //Вопросы экономики. - 2001. -№ 10. -С. 40-53.
83. Коровкин В.В., Кузнецова Г.В. Предприятия малого бизнеса: Государст¬венное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. М., - 1997.-383 с.
84. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., - 2000. - 896 с.
85. Котова Н.Г. Нормативно-правовые вопросы совершенствования государ¬ственной поддержки малого и среднего предпринимательства. М., - 1996. -23 с.
86. Краснова В., Матвеева А. Спагетти под соусом «креатив» //Эксперт. -
2002. - № 1-2.
87. Крылов Э.И., Журавкова Е.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.,- 2001. - 384 с.
88. Куприянова 3. Малые частные предприятия на рынке труда //Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. - 1995. - № 2.
89. Ладзери Дж. Венчурный капитал, опыт и перспективы развития //Банковское дело. Аналитико-реферативные материалы. - 1995. - Вып. 4.
90. Лазарев Г.И. Малый бизнес и государство. М., - 1996. - 115 с.
91. Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве //Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - № 9. - С. 43-57.
92. Лебедева И. Особенности управления трудом на мелких и средних пред¬приятиях Японии //Проблемы теории и практики управления.-2000. - № 6.
93. Лебедева С.А., Недотко Е.А. Венчурный капитал и мелкий исследова¬тельский бизнес //Мировая политика и международные отношения. - 1985. -№ 5.
94. Леонтьев А.П. Роль мелкого производства и его значение в общественном развитии //Вестник Московского университета.Сер.6. Экономика.- 1991. - № 1.
95. Лушина Н.Л. Мелкое производство и социализм. М., -Наука, - 1988.
96. Лынник Н., Еременко В. К созданию системы правового регулирования инноваций //Российский экономический журнал. 1993. - № 2.
97. Лященко В.П. Планирование деятельности акционерного общества. М., -
2001. - 112 с.
98. Малое - прекрасно. Роль малого бизнеса в экономике США //Наука и жизнь. - 1990. - № 5.
99. Малое предпринимательство: Управление и организация. М., - 1997. - 376 с.
100. Малое предпринимательство России. - М.: - Гос. ком. РФ по статистике, -
1998. - 62 с.
101. Малое предприятие: организация, экономика, учет, налоги. М., - 2001. - 357 с.
102. Малый бизнес в России. М., - 1998. - 348 с.
172
103. Малый бизнес в России: Социальные типы и сферы деятельности. М., - 1993.- 79 с.
104. Малый бизнес и инфраструктура. СПб., - 1995. - 161 с.
105. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М.: РАРМП, - 1997.- 89 с.
106. Малый бизнес, рынок и общество. М.: МГУ, - 2000.
107. Малый бизнес: Возрождение предпринимательства в России. М., - 1999.- 38 с.
108. Малый бизнес: Перспективы развития. М., - 1999, - 147 с.
109. Микроэкономика. Теория и российская практика. М., - 1999. - 544 с.
110. Минделли Л.Э., Пипия Л.К. Малое и среднее инновационное предприни¬мательство: Условия развития и международное сотрудничество. М., -
2000. - 44 с.
111. Минервин И. Государственная политика поддержки предпринимательст¬ва за рубежом //Экономист. - 1993. - № 12.
112. Минервин И. Система государственной поддержки малого предпринима¬тельства. М.: ИНИОН, - 1993.
113. Муминов Р., Абдираимов И., Маленова С. Малый инновационный биз¬нес: факторы устойчивого развития //Проблемы теории и практики управления. - 2000,- № 4. - С. 85-89.
114. Неклесса А.И. Глобализация и новое геоэкономическое мироустройство //Философия хозяйства. - 2002.- № 1(19). - С. 108-125.
115. О’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., -
2001. - 296 с.
116. Обыденнова Т.Б. Малый бизнес и проблемы занятости //Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина - вторая половина 90-х гг.). М.: РНИСиНП, РОССПЭН, - 1998. - С. 37-62.
117. Обыденнова Т.Б. Правовой стандарт регулирования социально-трудовых отношений в современной России (на примере малых предприятий) //Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: МОНФ, - 2000. - С. 104-126.
118. Окумура X. Корпоративный капитализм в Японии. М., - 1996. - 216 с.
119. Оппелендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.
120. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М., - 1992.-215 с.
121. Организация поддержки малого бизнеса /под ред. В.Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, - 1995.
122. Орлов А. Малое предпринимательство: Старые и новые проблемы //Вопросы экономики. - 1997. - № 4.
123. Орлова Г.К., Колесников Л.И. Механизм поддержки инновационного бизнеса. Система фондов венчурного финансирования на Западе //Вестник РАН. - 1992. - № 9.
124. Осипов Ю.М. Глобальная экономика: не миф, а реальность, хотя и транс¬цендентная //Философия хозяйства. - Март-апрель 2002.-№ 2 (20).-С.9-14.
125. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Бизнес и политика. - 1997. - № 10.
126. Попов А.В. Мелкий бизнес в Индонезии. М., - 1991. - 189 с.
127. Попов В.Г. Некоторые аспекты развития малого бизнеса в США. М., - 1996. - 14 с.
128. Правовые проблемы малого предпринимательства. М., - 2001. - 320 с.
129. Предпринимательство /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля и др. М., -2001. - 581 с.
130. Природа фирмы. М., - 2001. - 360 с.
131. Проблемы становления малого бизнеса в переходный период. М., - 1994. - 53 с.
132. Пюрвеева Э.Э. Малая экономика в системе приоритетов структурной по¬литики. М., - 1995. - 17 с.
133. Разумнова И.И. Мелкие фирмы в США. Экономика и управление. М., - 1989.- 124 с.
134. Разумнова И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономи¬ки: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, - 1990. - 43 с.
135. Роговский Е.А., Верпаховский Б.Э. Коммерческое качество продукции и малосерийное производство в промышленности США //США - ЭПИ. -
2000. - № 9.
136. Роль мелкого бизнеса в экономике промышленно развитых стран. М.: ИНИОН, - 1992.- 18 с.
137. Росс М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг. М., -
1996. - 303 с.
138. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, - 2001.
139. Рубе В.А. Малый бизнес. История, теория, практика. М., - 2000. - 231 с.
140. Савченко В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спец¬курс). Экономическая сущность предпринимательства //Российский эко¬номический журнал. - 1995. - № 9-10.
141. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса. Дубна, -2001. - 160 с.
142. Саркисян А.Т., Саргсян К.А. Экономическая функция и общественная от-ветственность предпринимателя. М., - 2001. - 416 с.
143. Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе //Российский экономический журнал. - 1997. - № 5-6.
144. Серегина А.С. Эффективность малого бизнеса. М., - 1999. - 23 с.
145. Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий //Вопросы ста¬тистики. - 1997. - № 7.
146. Синергетика, философия, культура. М., - 2001. - 363 с.
147. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. М., - 1997. - 672 с.
148. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве: Институт экономики РАН, - 1998.
149. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М., - 1999. - 290 с.
150. Сорокина В. Малый бизнес по-британски //Мировая экономика и между¬народные отношения. - 1996.- № 9.
151. Сото Э. де. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. М., - 1995.- 320 с.
152. Спартак А.Н. Новая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и экономической политике государства. М., - 2000. - 216 с.
153. Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, -
1999. -304 с.
154. Старикова Т.В. Занятость населения и малый бизнес: проблемы оценки, инвестирования, управления //Государственное и муниципальное управ¬ление: теория, история, практика. Иваново, - 1998. - С. 147-148.
155. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. Теория организации промышленно¬сти. СПб., - 2000. -328 с.
156. Тоффлер Э. Изменяющаяся структура бизнеса //США: Экономика, Поли¬тика, Идеология. - 1993. - № 2.
157. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., - 2001. - 480 с.
158. Уткин Э.А. Бизнес - реинжиниринг. М., - 1998. - 224 с.
159. Уткин Э.А. Управление компанией. М., - 1997. - 304 с.
160. Уткин Э.А. Управление фирмой. М., - 1996. - 516 с.
161. Финансовые и институциональные проблемы российского малого пред-принимательства: (Региональные аспекты). М., - 1999. - 86 с.
162. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия //МЭиМО. - 1999. - № 12.
163. Хайек Ф. фон. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., - 1992. - 304 с.
164. Хмельницкая В.В. Роль и место малого и среднего бизнеса в Италии и ос¬новные тенденции его развития. М., - 1998. - 20 с.
165. Ходов Л.Г., Уваров М.Г. малый бизнес в развитых странах рыночной эко¬номики и в России: Учебное пособие для студентов и слушателей ВАВТ. М., 2002.
166. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотива- ции//Вопросы экономики. - 2002. - № 7.
167. Хэмилтон А. Инновационная и корпоративная реструктуризация в миро¬вой экономике //Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 6.
168. Целищев И.С. Японская фирма на пути к новой экономической модели //Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 9.
169. Циммерманн Х.-П. К большому успеху в малом бизнесе. М., - 1996. - 270 с.
170. Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства//Экономика. - 2001. -№ 11. - С. 12-18.
171. Частный и малый бизнес на рынке труда. М., - 1998.
172. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе //Вопросы экономики. - 1996. - № 7.
173. Черновская В. Предпринимательские организации и гражданское общест¬во в Индии и России //Мировая экономика и международные отношения.
- 1997. -№3. - С. 46-56.
175
174. Шапиро A.M. Опыт функционирования мелких и средних предприятий в экономике развитых капиталистических стран. М., - 1991.
175. Шиловцев С.И. Рыночная модернизация в Восточной Азии: опыт Тайваня //Современный Тайвань. М.: ИВ РАН, - 1999.
176. Шин И.А. Тайвань: эволюция массового сознания в контексте модерниза¬ции общества //Современный Тайвань. М.: ИВ РАН, - 2000.
177. Широков Г.К. Мелкое производство: Запад - Восток //Восток: Афро¬азиатские общества: История и современность. - 1993. - № 2.
178. Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма: (Запад и Восток). М., -
1998. -217 с.
179. Штайнхофф Д., Берджес Дж. Основы управления малым бизнесом. М., -
1997. -493 с.
180. Шулус А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ //Российский экономический журнал. - 1993. - № 3.
181. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России //Российский экономический журнал. - 1997. - № 5-6.
182. Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринима¬тельства в России. М., - 1997. - 103 с.
183. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, - 1992.
184. Юзбашьянц Г. Инновационная модель бизнеса //Человек и труд. - 2001. - № 12. - С. 80-85.
185. Юрков С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах //Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 9.
186. Acs E.J., Andritsch D.B. Innovation in Large and Small Firms //American Economics Review. - 1989. - V. 78. - N 9.
187. Acs E.J., Andritsch D.B. Innovation in Small Firms. Cambridge, - 1995.
188. Bannock G. The Economics of Small Firms. Oxford, - 1988.
189. Broadburd R.M., Ross D.R. Can Small Firms Find and Defend Strategic Niches? //Review of Economics and Statistics (Amsterdam). - 1989. - V. 71. - N 12.
190. Burns P., Dewhurst J. Small Business and Enterpreneurship. Machillan, - 1999.
- 294 p.
191. Burstiner I. Start & run your own profitable business. Toronto. Prentice Hall, - 1995.
192. Courtney P. APEC Forum Outlines Plan to Strengthen Role of SMEs //Tree Fue China Journal. - 25.06.1999.
193. Covin J.G., Slevin D.P. Strategic Management of Small Firms in Hostile and Environments //Strategic Management Journal. - 1989. - V. 10. - N 1.
194. Dobkin J., Krupsky K. International Joint Ventures. Federal. Publications Inc. Washington, - 1988.
195. Dracker J.S., Keats B.W., Pearson J.N. Planning and Financial Performance among Small in a Growth Industry //Strategic Management Journal. - 1989. - V. 9. -N. 6.
196. Forester T. High Tech Society. Oxford, - 1996.
197. Fukuyama F. Social Capital and the Global Economy //Foreign Affaires, - 1995.-Vol. 74,-№5.
198. Hoeber R., Reitzel J., Roberts N., Severance J. Contemporary Business Law. Principles and Cases. -N.Y.: McGraw-Hill Book Company, - 1986.
199. Keegan W. Business abroad. N.Y. Barron's, - 1996.
200. Park D., Krishnan H.A. Supplier Selection Practices among Small Firms in the United States: Testing Three Models //Journal of Small Business Management.
- 2001, - July.
201. Shama A. Private Sector Management: The Case of Russia //Journal of Small Business Management.- 2001. - 39(2). - P. 183-192.
202. Small Business and High Technology. Hearing, - 1984. April.
203. The State of Small Business. A Report of the President. Washington, - 1988.
204. The Strategic Management of Customer Relationships. Market Assessment International, - 1999.
205. Thompson R. Small Business // National Business. - 1986. - V. 74. - N 10.
206. Weiss L. Greating Capitalism: the State and Small Business since - 1945. Ox¬ford, - N.-Y., - 1988.
207. Woods S. Western Europe: Technology and the Future. L., - 1997.
208. Yager J.A. Transforming Agriculture in Taiwan: The Experience of the Joint Commission on Rural Reconstruction. L., - 1997.
Интернет-сайты
1. Институт Финансовых исследований: http://finanserv.ifs.ru/body/memo/2001 /Aug/27080 lt.htm#W01
2. AK&M: http://www.akm.ru
3. "Деловой консультант", издание правительства США — The U.S. Business Advisor: http://www.business.gov/
4. Фонд «Деловая Перспектива»: http://www.ofdp.ru/news/ news200302at000334/full.shtml.
5. Администрации США по делам малого бизнеса — U.S. Small Business Administration (SBA): http://www.sba.gov
6. Сенат США, Комитет по малому бизнесу — United States Senate Commit¬tee on Small Business: http://www.senate.gov/~sbc
7. IDC: http://www.idc.com
8. Библиотека ресурсов Интернет индустрии -I2R: http://www.tos.ru/rf/docs/trends/econt.html
9. РИА «РосБизнесКонсалтинг»: http://www.rbc.ru
177