Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение 3
1 Теоретические аспекты информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом 5
1.1 Виды маркетинговой информации и источники ее получения 5
1.2 Сущность маркетинговой информационной системы 8
2 Направления совершенствования информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом 14
2.1 Формирование эффективной маркетинговой информационной системы 14
2.2 Совершенствование системы маркетинговых коммуникаций 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Успешное функционирование предприятий в условиях рыночной экономики в немалой степени зависит от двух главных факторов: объективной оценки руководством и службами компании общего состояния экономики, конъюнктуры рынка и природы рыночных процессов в их развитии и взаимосвязях, а также способности воспринимать производимую рынком информацию, адекватно проводить ее оценку, анализировать и правильно использовать. Именно владение достоверной и актуальной информацией, помимо умения эффективно применять рациональные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи, существенно влияет на успешность деятельности любых предприятий и организаций.
Актуальность работы состоит в том, что главной и сложнейшей проблемой управления предприятиями на современном этапе является обеспечение их эффективного функционирования и развития. В первую очередь, это касается маркетинговой деятельности. Как показывает практика, в условиях развития отечественной экономики маркетинг нередко является наиболее «узким местом» на предприятиях.
Таким образом, целью данной курсовой работы выступает исследование информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать теоретические аспекты информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом;
рассмотреть формирование эффективной маркетинговой информационной системы;
определить направления совершенствования системы маркетинговых коммуникаций.
Объектом исследования данной работы выступает управление маркетингом на современном предприятии, предметом – информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный и другие методы научного познания.
Научной и методической основой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам маркетинга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, в ходе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация. Обычно маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную. Первичная информация это данные, получаемые по результатам специально проведенных для решения конкретных маркетинговых проблем полевых исследований. В свою очередь, вторичная информация это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретных маркетинговых исследований.
Упорядочить и подготовить к использованию данную информацию можно при помощи маркетинговой информационной системы (МИС), которая представляет собой алгоритм, позволяющий регулярно собирать необходимую для принятия решений информацию из разных внешних и внутренних источников и передавать ее заинтересованным лицам.
Маркетинговую информационную систему можно определить, как совокупность действий по сбору, обработке, анализу, оценке и распространению актуальных, точных и своевременных данных для информационного обеспечения маркетинговых решений, а также необходимые для этого процесса людские и материальные ресурсы.
Проектирование маркетинговой информационной системы на предприятии можно проводить в следующем порядке, оно состоит в:
исследовании маркетинговых служб компании;
определении необходимого для менеджеров предприятия количества маркетинговой информации, источников и методов ее получения и анализа;
разработке маркетинговых исследований и системы предоставления маркетинговым службам полученных результатов в форме удобной отчетности.
Использование информационных технологий (разработка и применение программного обеспечения, приобретение мощного серверного оборудования, телекоммуникационных средств, Интернета) требует со стороны предприятий серьезных материальных вложений, но выгода от использования автоматизированной МИС очевидна это получение наиболее оптимальной маркетинговой информации для управления компанией, эффективное маркетинговое планирование, приобретение конкурентных преимуществ.
Организация функционирования маркетинговой информационной системы любого предприятия заключается в следующем:
разработке плана сбора маркетинговой информации (маркетинговых исследований и мониторингов) на год (управлением маркетинга отдел маркетинга);
согласовании плана с заинтересованными подразделениями;
утверждении плана руководителем предприятия;
реализации плана, контроле реализации и корректировка плана;
ресурсном обеспечении.
Кроме того, для ведения эффективной конкурентной борьбы неотъемлемой частью становится использование системы маркетинговых коммуникаций и совершенствование коммуникационного процесса внутри предприятия. Необходимо усовершенствовать способы по продвижению продукции на рынке сбыта, находить способы и пути для увеличения объемов реализации, привлечения новых потребителей, сохранения потенциальных покупателей выпускаемой продукции.
1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования: пер. с англ.; под ред. С. Божук. – СПб.: Питер, 2015. – 848 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / Под общей ред. Багиева Г.Л. М.: Издательство «Экономика», 2015. 703 с.
3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. М.: КНОРУС, 2016. 456 с.
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2015. 656 с.
5. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИД «ИНФРА-М», 2017. – 387 с.
6. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 304 с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М: Издательство «Вильямс», 2015. 656 с.
8. Лавникова Ю.В. Организация маркетинговой информационной системы / Ю.В. Лавникова // Молодой ученый. 2018. №8. С. 514-517.
9. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Омега-Л, 2014. - 476 с.
10. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
11. Минько Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э.В. Минько, Н.В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 415 с.
12. Мхитарян С.В. Маркетинговая информационная система. М.: Изд-во Эксмо, 2016. 336 с.
13. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. / А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2016. - 518 с.
14. Пашнанов Э.Л. Принципы маркетинговой информационной системы предприятия / Э.Л. Пашнанов // Маркетинг. – 2017. - №12. – С. 18-29.
15. Соловьев Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. М.: ИНФРА-М, 2015. 383 с.
16. Управление маркетингом: учеб. пособие / Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
17. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т.Н. Черняховская. М.: Высшее образование, 2016. 533 с.
18. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования / пер. с англ.; под ред. Г.М. Багиева. – СПб.: Питер, 2017. – 704 с.
19. Ястребов А.П. Маркетинговое информационное обеспечение разработки и реализации инновационных проектов / А.П. Ястребов // Проблемы современной экономики. – 2017. - №1. - С. 203-207.