Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Работа №41124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты бережливого производства в сфере
здравоохранения 8
1.1. Сущность и содержание бережливого производства 8
1.2. Применение концепции бережливого производства в процессе
оказания медицинских услуг 13
1.3. Зарубежный опыт внедрения концепции бережливого производства
в сфере здравоохранения 20
2. Оценка деятельности профилактического отделения Медикосанитарной части Казанского Федерального Университета 25
2.1. Общая характеристика профилактического отделения МСЧ КФУ 25
2.2. Анализ организации работы профилактического отделения 40
2.3. Исследование процесса организации медицинских осмотров 48
3. Разработка рекомендаций по внедрению инструментов бережливого
производства в профилактическом отделении поликлиники 54
3.1. Оценка потерь в деятельности профилактического отделения МСЧ
КФУ при организации медицинских осмотров 54
3.2. Инструменты бережливого производства для устранения
выявленных потерь 58
3.3. Пути повышения эффективности организации деятельности
отделения профилактики 67
Заключение 71
Список использованных источников 77
Приложения

В последнее время все больше компаний рассматривают концепцию
бережливого производства как средство для устранения потерь внутри своих
процессов. Грамотное внедрение инструментов бережливого производства
помогает в решении данной задачи. В связи с этим, вопросы
совершенствования процессов стоят у многих современных организаций,
рассчитывающих на сокращение своих затрат. Бережливое производство давно
переросло «стены» дискретного производства, для которого в компании Toyota
Тайити Оно и придумал данную концепцию. Сегодня попытки внедрения
инструментов бережливого производства можно наблюдать практически в
любой сфере деятельности, где есть создание ценности. Сфера медицинских
услуг не стала исключением.
Бережливое производство – это концепция, содействующая организации в
повышении ее конкурентоспособности и эффективности бизнеса, включающая
комплекс методов инструментов по всем направлениям деятельности,
позволяющий производить товары и оказывать услуги в минимальные сроки и
минимальными затратами с требуемым потребителем качеством [4, с.8].
Бережливое здравоохранение – это концепция создания и развития такой
система охраны здоровья граждан, которая позволяет достичь наилучшего
уровня качества, затрат и сроков оказания медицинской помощи, а
соответственно, устойчивого развития данной системы [6, с. 208].
Ключевым принципом бережливого производства является борьба или
устранение всех видов потерь, что создает условия для непрерывности
производственного потока, без задержек и очередей, за счет равномерности
нагрузки персонала, рациональной логистики пациентов, персонала и
информации, оптимальной планировки площадей медицинской организации.
Инструменты бережливого производства как важнейший элемент
построения работы любой организации востребованы для определения7
направлений и последовательности деятельности, необходимых ресурсов и
конечного результата выбранной структуры.
Главной миссией каждой медицинской организации считается снабжение
жителей высококачественной и легкодоступной врачебной помощью, при этом
повышение мощности и многоплановости медицинской организации ведет к
увеличению значимости и значения управления с целью предоставления
многоплановой деятельности данной организации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в
том, что для повышения эффективности организации разработано большое
число инструментов и методов. Один из методов сформирован и
усовершенствован компанией Toyota. Lean production или «Бережливое
производство» — это концепция менеджмента, основанная на неуклонном
стремлении к устранению всех видов потерь. Применение принципов
бережливого производства в различных административных сферах самых
разных отраслей привело к достижению устойчивых результатов в устранении
потерь и ненужных затрат, в том числе и в сфере здравоохранения.
Вопросами внедрения бережливого производства занимались такие
зарубежные ученые как Тайити Оно, Джеймс Вумек, Майкл Вейндер и др.
Огромный вклад в исследование проблем функционирования рынка
медицинских услуг в России и качества оказания медицинской помощи
населению внесли такие отечественные экономисты, как А.С. Акопян, Б.И.
Бояринцев, Е.Ш. Гонтмахер, С.В. Киселев, Н.Х. Сабитов, Р.Ш. Сунгатов, Т.М.
Шейман, С.В. Шишкин, Л.И. Якобсон. Вопросами изучения структуры
отечественного рынка медицинской техники и механизма его
функционирования занимались О.В. Кадик, И.В. Кудиной, А.П. Петрова.
Актуальность темы также заключается в том, что при оказании
медицинских услуг возникают разные виды потерь, которые создают
дополнительные затраты.
Структура амбулаторно-поликлинической службы в понимании
большинства людей ассоциируется с идеальным процессом, где все элементы8
системы присутствуют на своих местах и работают как единый механизм.
Поэтому для рассмотрения и выявления проблем внедрения инструментов
бережливого производства при оказании медицинских услуг нами было
выбрано профилактическое отделение медико-санитарной части (МСЧ)
Казанского Федерального Университета, которое является объектом
исследования данной работы.
Предмет исследования – внедрение инструментов бережливого
производства при оказании медицинских услуг.
Цель исследования – рассмотрение теоретических аспектов и разработка
практических рекомендаций по применению инструментов бережливого
производства при оказании медицинских услуг. Для достижения цели
выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и содержание бережливого производства;
2) исследовать концепцию бережливого производства применительно
к оказанию медицинских услуг;
3) изучить зарубежный опыт внедрения бережливого производства в
сфере здравоохранения;
4) дать общую характеристику профилактическому отделению МСЧ
КФУ;
5) исследовать организацию работы профилактического отделения;
6) провести анализ процесса организации медицинских осмотров в
МСЧ КФУ;
7) оценить потери в деятельности профилактического отделения МСЧ
КФУ по организации медицинских осмотров;
8) применить инструменты бережливого производства для устранения
выявленных потерь;
9) предложить пути повышения эффективности организации
деятельности отделения профилактики.
Решением вышеперечисленных задач, в соответствующих главах
раскрывается тематика выпускной квалификационной работы, которая состоит9
из введения, трех глав, списка использованных источников и приложений.
Во введении приведены актуальность темы, цели и задачи выпускной
квалификационной работы, которые были поставлены перед ее началом.
Выделены предмет и объект исследования.
В первой главе рассматривается теоретическая часть вопроса концепции
«Бережливое производство», в которой можно ознакомиться с историей
создания понятия и что оно означает. Для создания первой главы были изучены
труды зарубежных и отечественных ученых. Изучив историю возникновения
концепции, в исследовательской работе были рассмотрены успешный
зарубежный опыт процесса оказания медицинских услуг. Говоря о внедрении
концепции «бережливого производства» в сфере оказания медицинских услуг,
нельзя забывать об основных ее принципах. Обратив на них внимание и
использовав знания авторитетной европейской системы, были выделены
факторы, на которые нужно обратить внимание при внедрении концепции в
лечебное учреждение. Сделав выводы по первой главе, и, указав на наиболее
эффективные инструменты бережливого производства, началась работа по
второй главе исследовательского процесса.
Во второй главе было решено провести оценку профилактического
отделения Медико-санитарной части Казанского Федерального Университета
(МСЧ КФУ). Ознакомившись с основной структурой Университетской клиники
как организацией, предоставляющей медицинские услуги населению Казани и
гостям города, был проведен анализ одного из структурных подразделений –
отделения профилактики. Рассмотрены основные функции и задачи
выбранного отделения, а, погрузившись в ее процессы, выделили основные
недостатки структурного подразделения. Особенно большое внимание было
обращено на процессы организации медицинского осмотра и диспансеризации
взрослого населения. Погрузившись в процессы и ознакомившись с ними от
начала до конца, использовав инструменты, описанных в первой главе, для
выявления основных видов потерь, были подчеркнуты недостатки отделения и
процессов, проводимых внутри него.10
В третьей главе, используя информацию о процессах, проводимых в
профилактическом отделении МСЧ КФУ, была проведена оценка потерь, к
которым приводят недостатки отделения. Для устранения этих недостатков был
предоставлен перечень мероприятий, которые использовались и используются
по сегодняшний день в профилактическом отделении. Результаты
предложенных мероприятий сравнивались с показателями до и после их
внедрения путем хронометрирования медицинского осмотра пациентов разных
категорий (пол, возраст, должность, вредность профессии и другие). Сократив
время ожидания пациентом специалиста практически в два раза, был составлен
вывод по результатам проведенного исследования.
В заключении были подведены результаты исследовательской работы.
Теоретической основой исследования являлись положения и концепции,
представленные зарубежными и отечественными авторами.
Методологической основой работы является совокупность методов
научного познания: системного, статистического, сравнительного анализа и др.
В работе используется следующий инструментарий: хронометраж
рабочего времени и карта потока создания ценности.
Информационным источником для написания выпускной работы
послужили нормативно-правовые акты РФ, учебники и монографии,
специальная литература в области бережливой медицины, периодические
печатные издания и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внедрение концепции «Бережливое производство» предполагает развитие
всех элементов, участвующих в процессе. Проблема внедрения инструментов
бережливого производства при оказании медицинских услуг все более
актуальна в лечебных учреждениях. Нынешний тенденции в развитии оказании
медицинских услуг предполагают сокращение времени нахождения пациента в
стенках поликлиники при высоком уровне его лечения.
Важным условием при получении результатов от инструментов
бережливого производства является тщательная разработка комплекса
теоретических и практических мероприятий. В связи с чем, необходимо
учитывать эффективность всех процессов внутри наблюдаемой структуры.
За период внедрения и использования концепции «Бережливое
производство» в Медико-санитарной части КФУ в отделении профилактики,
данный процесс дал следующие результаты:
а) очереди возле кабинетов врачей сократились в более чем два раза;
б) ожидание специалиста возле кабинетов уменьшилось на 2-3 минуты,
что дает, при полном прохождении списка медицинского осмотра в 11-12
обследований, около 25-35 минут свободного времени;
в) общее настроение отделения улучшилось;
г) поддерживается хорошая система мотивации персонала.
Таким образом, развитие бережливого производства в отделении
профилактики началось относительно недавно, но уже сейчас оно приносит
свои плоды.
Для достижения обозначенной темы, в первой главе исследования была
рассмотрена история создания концепции «бережливое производство» и
особенности ее внедрения в процессы, осуществляющие предоставление
медицинских услуг. Изучив зарубежный опыт и ознакомившись с
авторитетными исследованиями в сфере улучшения процессов оказания
медицинских услуг, был выбран комплекс инструментов, которые будут75
использоваться для написания выпускной квалификационной работы во второй
и третье главах.
Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен
анализ медицинского учреждения МСЧ КФУ. Ознакомившись со всей
структурой Университетской клиники, был проведен анализ отделения
профилактики и всех его процессов.
Отделение профилактики поликлиники № 2 города Казани является
структурным подразделением МСЧ КФУ. Основными функциями отделения
являются проведение медицинских осмотров для сотрудников КФУ, МОУ и
МСЧ КФУ, а также диспансеризации взрослого населения. Каждый день
отделение обслуживает более 50 человек. Обозначив функции и цели
отделения, в процесс написания исследовательской работы, мы ознакомились с
штатной структурой профилактического отделения. Познакомившись с
отделением, было принято решение в составлении анализа работы отделения.
Для составления анализа работы отделения был использован инструментарийхронометраж действий пациента.
Путем проведения хронометрирования действий пациента внутри
процесса медицинских осмотров, были выделены проблемы отделения,
которые замедляют все процессы и не дают отделению работать с высокой
отдачей.
Каждый хронометраж имел форму таблицы, столбцы которой выглядели
следующим образом:
1) время начала операции;
2) время конца операции;
3) количество потраченного времени;
4) номер кабинета врача;
5) действия пациента или врача;
6) комментарии наблюдавшего.76
Начиная с ресепшена, когда пациент подошел к нему в первый раз,
наблюдение за обследуемым завершалось только тогда, когда он безвозвратно
покидал территорию МСЧ КФУ.
Все сотрудники КФУ и МОУ, за которыми велся хронометраж, знали об
этом и полностью сотрудничали с наблюдавшими. Все недовольства и похвалы
в сторону отделения профилактики также записывались. Определив наиболее
часто встречающиеся жалобы, был выбран приоритет изменений, с которых
нужно начать в первую очередь.
Недостатки структурного отделения профилактики были разделены на
три категории – внутри процесса, на входе и выходе из процесса. Основные
виды недостатков – нехватка кадров, загруженность кабинетов,
неорганизованность процессов.
В ходе анализов, были получены результаты о времени нахождения
пациентов в поликлинике и на что оно используется. Выделены положительные
и негативные особенности отделения. Рассмотрев и проанализировав
результаты хронометражей, нами составлялись данные о времени приема
одним специалистом пациента, среднем количестве принимаемого населения и
очередях возле их кабинетов.
С результатами хронометражей были ознакомлены руководство и
сотрудники МСЧ КФУ.
В третьей главе были предложены мероприятия по организации
медицинских осмотров и диспансеризации. Внедрив несколько предложений,
были проведены повторные хронометражи для выявления их эффективности.
На сегодняшний день показатели организации медицинских осмотров
улучшились в несколько раз. Сократилось время ожидания специалистов возле
кабинетов, а также, из-за разделения потоков пациентов внутри отделения
профилактики, сократилось количество людей возле кабинетов.
Большое значение имеет влияние изменений на сотрудников отделения
профилактики, поэтому на всех этапах внедрения и использования
инструментов бережливого производства, проводилось тесное сотрудничество77
как с руководителями Университетской клиники, так и персоналом
поликлиники.
Также, стоит отметить, что руководство Университетской клиники
заинтересовалось результатами практического исследования и располагает
возможностью проводить такие исследования в конце отчетных периодов.
Перечень предложенных рекомендаций из выпускной квалификационной
работы также принят к рассмотрению, к тому же несколько мероприятий по
улучшению организации медицинского осмотра были внедрены в структурное
отделение профилактики.
Участие руководства поликлиники № 2 в лице заместителя главного
врача по амбулаторно-поликлинической деятельности занимает большую роль
при получении результатов исследования. Все мероприятия выслушивались и,
их апробирование и внедрение проходило сразу после выдвижения
предложений.
Описанные методы устранения потерь при оказании медицинских услуг
не являются универсальными, но с ее помощью можно добиться улучшений
результатов и решений многих задач структурного отделения.
Используя общий подход к решению различных задач, можно добиться
их решения, более эффективно использовать ресурсы и более точно
прогнозировать достигаемый результат.
Во время решения задачи внедрения инструментов бережливого
производства при оказании медицинских услуг в работе были изучены все
элементы прохождения медицинских осмотров и диспансеризации, а также их
особенности.
В рамках исследовательской работы в сотрудничестве с заместителем
профилактического отделения были построены процессы создания ценности в
отделении. На основании полученной схемы составлялись предложения
мероприятий для внедрения концепции «бережливого производства» в
отделение профилактики.


Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской
Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ. Приоритет профилактики в сфере охраны
здоровья. [Принят Гос. Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации
9 ноября 2011 года]. – М.: Собрание законодательства РФ. – 2011.
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.04.2011 №302н «Об
утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и
работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры, и порядка проведения обязательных
предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых
на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями
труда»: офиц. Текст. – М.: 2011.
3. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 года
№197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). Собрание законодательства РФ. 2019. Ст.213.
Стандарты
4. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и
словарь. – М.: Стандартинформ, 2015.
Книги, монографии
5. Вялов, А.В. Бережливое производство: учебное пособие/ А. В. Вялов. –
Комсомольск-На-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. -100 с.
6. Мохов, А.А. Основы медицинского права Российской Федерации:
(Правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в
Российской Федерации)/ А.А. Мохов. - Москва: Проспект, 2015. - 374 с.
7. Применение методов бережливого производства в медицинских
организациях. Краткий словарь терминов. М.: 2017.
8. Елисеева, Е.Н. Управление качеством: Учебное пособие/ Е. Н.
Елисеева. – М.: МИСИС, 2013 – 52 с.80
9. Повышение производительности труда как стратегический фактор
конкурентоспособности: Материалы научно-практической конференции (18–19
октября 2017 г.). Министерство экономики Краснодарского края, ФГБОУ ВО
«Кубанский государственный технологический университет»/ под ред. проф.
В.И. Трысячного, проф. Г.М. Мишулина. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2017. –
456 с.
10. Албастова Л.Н., Хашева И.А. Технология бережливого производства
как фактор повышения эффективности деятельности органов власти.
Государственное и муниципальное управление/ Ученые записки СКАГС. 2014.
№ 2. С. 85–96
11. Белова Е.О., Подвигин А.А. Пути повышения конкурентоспособности
на основе внедрения концепции бережливого производства/ Актуальные
вопросы развития современного обществ: сборник научных статей VI
Международной научно-практической конференции. 2016. С. 40–42
12. Основы формирования здорового образа жизни: учебно-методическое
пособие/ И.И. Чукаева. — Москва: Русайнс, 2016. — 125 с.
13. Эпидемиологическая безопасность - важнейшая составляющая
обеспечения качества и безопасности медицинской помощи/ Брико Н.И.,
Брусина Е.Б., Зуева Л.П., Ефимов Г.Е., Ковалишена О.В., Стасенко В.Л.,
Фельдблюм И.В., Шкарин В.В. - Вестник Росздравнадзора. - 2014. - С.27-32
14. Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство. Как
избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. – М.: Альпина
Паблишер, 2018. – 472 с
15. Татарникова Л.И. Организация работы с кайдзен-предложениями /
Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 11.
С. 316–320.
16. Егоров К.Д., Стародубцева О.А. Программа «кайдзен-предложения» –
путь к совершенствованию производства / Научные исследования и разработки
молодых ученых. 2016. № 11. С. 139–143.81
17. Албастова Л.Н., Хашева И.А. Технология бережливого производства
как фактор повышения эффективности деятельности органов власти /
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014.
№ 2. С. 85–96.
18. Голубенко О.А., Мирошникова М.Г., Славогородский В.Ю.
Внедрение «бережливого производства» на предприятиях малого и среднего
бизнеса / Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 04-2. С.
51–56.
19. Аксенов А.А., Жирнова Е.В. Оптимизация системы мотивации
персонала организации в контексте применения показателей Key Performance
Indicator (KPI) грейдинга/ Государственное и муниципальное управление.
Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 246–249.
20. Марусова Е.В. Оценка эффективности бизнес-процессов предприятий
оборонно-промышленного комплекса/ Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 198–201.
21. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей,
которые должен знать каждый менеджер; пер. с англ. А.В. Шаврина. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
22. Ефимов, Владимир Васильевич. Средства и методы управления
качеством: учебное пособие / В. В. Ефимов. — 3-е изд., стер. — Москва:
КноРус, 2016. — 225 с. — Литература: с. 224-225.
23. Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Федеральный
проект «Бережливая поликлиника» применение методов бережливого
производства в медицинских организациях открытие проектов по улучшениям.
Методические рекомендации. М.: 2017.
24. Магер, В. Е. Управление качеством: учебное пособие / В. Е. Магер. —
Москва: Инфра-М, 2015. — 176 с.
25. Министерство здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ
«Национальный медицинский исследовательский центр профилактической82
медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Создание
региональных центров организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ
ПМСП). Методические рекомендации. М.: 2018 – 16 с.
26. Применение методов бережливого производства в медицинских
организациях. Поток создания ценности. Картирование. Начальный уровень.
Методические рекомендации. М.: 2017
Электронные ресурсы
27. Павел Рабунец. Система 5S – как улучшить своё рабочее место. URL:
http://www.leaninfo.ru/2009/05/25/5s-system-kak-uluchshit-svoe-rabochee-mesto
(дата обращения: 03.01.2019)
28. Официальны сайт медицинской системы Duque [Электронный ресурс]
/ Режим доступа: http://duque.eu/ (Дата обращения: 22.02.2019)
29. «Росатом». Проект «Бережливая поликлиника» [Электронный ресурс]/
режим доступа: https://www.rosatom.ru/social-respons/proekt-berezhlivayapoliklinika/ (Дата обращения: 10.01.2019)
30. Куликов О.В. «Бережливое производство как базовый инструмент
обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности»
[Электронный ресурс] / режим доступа:
http://www.cpkmed.ru/docs/prezentacii/rams/9.pdf (дата обращения:12.04.2019)
31. Отчет ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской
профилактики» «Инструменты бережливого производства» [электронный
ресурс] / режим доступа:
http://ocmp.belzdrav.ru/rc_pmsp/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%
D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D0%B5%
D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0
%BE.pdf (дата обращения 13.03.2019)
32. Официальный сайт клиники Mayo [Электронный ресурс] / режим
доступа: https://www.mayoclinic.org/ (дата обращения: 15.03.2019)83
33. Официальный сайт Казанского (Приволжского) Федерального
Университета [Электронный ресурс] / режим доступа: https://kpfu.ru/news/rkb-
121672.html (дата обращения: 22.05.2019)
34. Официальный сайт Университетской клиник КФУ [Электронный
ресурс] / режим доступа: https://uniclinic.kpfu.ru/ (дата обращения: 22.05.2019)
35. Вильданов Р.Ф., Пуряев А.С. Модель деятельности предприятия как
модель деятельности человека: поисковый анализ. Современные исследования
социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social
Problems, №4 (36), 2014 режим доступа:
http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/4201418 (дата обращения:1.12.2018)
36. Постановление КМ РТ от 12 ноября 2010 г. N 898 «Об утверждении
концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережливое
производство» в Республике Татарстан на 2011 – 2013 годы». Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/917040887 (дата обращения: 10.03.2019)
37. Приказ № 125 – ОД о создании рабочей группы по внедрению
методики Бережливое Производство. режим доступа: http://www.leanacademy.ru/Lin/ministerstvo/ministerstvo.php (дата обращения: 10.03.2019)
38. Ресурс справочно-правовых систем КонсультантПлюс. Режим
доступа: http://consultant.ru/ (дата обращения 21.05.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ