Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации с целью внедрения новых информационных технологий (Омский государственный технический1 университет)
Выпускная квалификационная работа.
Объект работы - таможенные органы Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретические основы организации деятельности таможенных органов в быстро меняющихся условиях 6
1.1. Деятельность таможенных органов Российской Федерации: ключевые аспекты и понятия 6
1.2. Влияние информационных технологий на деятельность организации 13
1.3. Зарубежный опыт использования информационных технологий в целях совершенствования деятельности организации 19
2. Анализ использования информационных технологий в таможенных органах Российской Федерации 25
2.1. Анализ особенностей развития российского рынка информационных технологий 25
2.2. Особенности использования и внедрения информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации 31
2.3. Проблемы разработки, использования и внедрения информационных технологий в таможенных органах Российской Федерации 39
3. Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации с целью внедрения новых информационных технологий 47
3.1. Модернизация деятельности таможенных органов на основе развития информационных технологий 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Актуальность темы выпускной квалификационной работы выражается в том, что от использования информационных технологий, зависит повышение эффективности таможенного оформления и контроля, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, а также максимальное выявление нарушений таможенного законодательства.
Как показывает практика, динамичное развитие мировой торговли происходит с ростом конкуренции между торгующими странами. В связи с этим государствам, которые имеют взаимовыгодный интерес, необходимо объединить усилия и наладить тесное сотрудничество для получения превосходства над странами-конкурентами в рамках внешней торговли.
В современном мире почти не осталось стран, которые не были бы вовлечены в интеграционные процессы. Исключение не составляет и Российская Федерация (РФ). Процесс интегрирования экономики РФ в мировую экономику даёт возможность повысить уровень её конкурентоспособности, реализовать её внешнеэкономические интересы, а также позволит укрепиться на мировой арене.
Именно интеграционные процессы дали толчок к проведению модернизации таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В настоящее время использование электронного документооборота, автоматизированных и информационных систем - одно из главных направлений внешнеэкономической деятельности.
В последнее время особо важным представляется вопрос конституционно-правового регулирования организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации относится к числу источников таможенного права, так как некоторые ее положения непосредственно направлены на закрепление основ осуществления таможенной деятельности в нашем государстве.
Актуальность выбранной темы обусловлена решающей ролью таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России, защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов.
Степень разработанности выпускной квалификационной работы. В связи со своей актуальностью, проблема повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий рассматривалась в трудах российских ученых, таких как: Ю.В.. Малышенко, П.Н. Афонин, В.В. Фёдоров, Т.П. Лепа, Н.М. Кожуханов и др.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Целью настоящей работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации с целью внедрения новых информационных технологий.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть ключевые аспекты и понятия деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- исследовать влияние информационных технологий на деятельность организации;
- раскрыть зарубежный опыт использования информационных технологий в целях совершенствования деятельности организации;
- проанализировать особенности развития российского рынка информационных технологий;
- определить особенности использования и внедрения информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- выявить проблемы разработки, использования и внедрения информационных технологий в таможенных органах Российской Федерации.
- проанализировать модернизацию деятельности таможенных органов на основе развития информационных технологий
Объект выпускной квалификационной работы - таможенные органы Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации.
При изучении данной темы были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие порядок применения информационных технологий, учебники по таможенному делу, а также периодические издания и интернет ресурсы, содержащие в себе наиболее новую информацию по выбранной теме.
Нормативно-правовой основой выпускной квалификационной работы являются Конституция РФ, Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации, приказы ФТС, регулирующие применение информационных таможенных технологий и др.
Эмпирическая основа выпускной квалификационной работы включает международные конвенции, договоры и соглашения в области информационных таможенных технологи.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется необходимостью глубокого, всестороннего изучения рассмотренной в настоящей выпускной квалификационной работы проблематики.
Практическая (социальная) значимость данной выпускной квалификационной работы видится, прежде всего, в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности таможенных органов Российской Федерации с целью внедрения новых информационных технологий.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход, метод сравнительно-правового анализа, исторический метод.. Используются также частные методы научного познания: формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
ФТС России, как и любая другая государственная структура, ориентирована на внедрение перспективных технологий с целью повышения эффективности своего функционирования и качества предоставляемых услуг конечному потребителю.
Одним из инструментов реализации таких технологий и являются, информационные технологии. Разработка и внедрение информационных таможенных технологий - своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность совершения таможенных операций.
Реализация таможенной службой поставленной государством задачи по созданию стабильных и благоприятных условий для развития внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля не может быть эффективно осуществлена без внедрения и использования современных, информационных технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объема международного товарооборота, усложнением его структуры, ограниченностью кадровых ресурсов таможенных органов и желанием участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного декларирования товаров.
Руководители таможенных служб многих стран мира сходятся во мнении, что внедрение, информационные технологии, несмотря на высокий уровень затрат, не является прихотью, а представляет собой суровую необходимость. В настоящий момент правительства выделяют значительные бюджетные средства на финансирование мероприятий, связанных с разработкой, внедрением, совершенствованием, развитием, информационные технологий в органах государственной власти.
Эффективное внедрение информационные технологий в таможенные услуги может дать следующие положительные результаты:
- обеспечение доступности и качества услуг любому гражданину (независимо от возраста, уровня достатка, образования и местожительства) или организации в удобное время в удобном месте (дома или на рабочем месте), получение результата при минимальных затратах времени и усилий;
- существенное сокращение сроков предоставления таможенных услуг и затрат на передачу, хранение, обработку информации;
- автоматизация некоторых процессов, касающихся взаимодействия участников ВЭД с таможенной службой России, а также самой таможенной службы с иными органами исполнительной власти;
- повышение качества предоставления таможенных услуг;
- перевод большинства таможенных операций в электронную форму и упрощение обеспечения соответствия информационных систем таможенной службы России с информационными системами зарубежных стран.
Оказание таможенных услуг в электронной форме позволяет сократить время, необходимое для выполнения тех или иных внутренних типовых процессов и процедур, а также напрямую влияет на повышение экономической эффективности деятельности таможенных органов путем высвобождения площадей, которые ранее использовались для хранения документов; повышения производительности труда; сокращения затрат на бумагу и печать документов, почтовые отправления, передачу, хранение и обработку информации.
Кроме того, следует отметить, что удобства, связанные с использованием информационные технологий при получении таможенных услуг, ведут к сокращению количества представляемых документов на бумажных носителях, упрощению процесса обмена документами и сведениями между участниками ВЭД и таможенной службой, устранению коррупционных издержек.
От сроков и качества предоставления таможенных услуг напрямую зависят срок прохождения таможенных процедур и таможенных операций, финансовые издержки экспортеров и импортеров, связанных с простоем транспортных средств, хранением товаров и декларированием.
Безусловно, одним из главных направлений повышения качества таможенных услуг является переход на современные информационные таможенные технологии: предварительное информирование, электронное декларирование, электронное сопровождение таможенных грузов, развитие информационно-логистических центров в федеральных округах и регионах России, системное взаимодействие этих центров между собой и с таможенными органами в целом, применение информационного обмена на наиболее проблемных направлениях международного товарооборота для обеспечения безопасности и облегчения процедур, обеспечение соответствия российских систем учета информационным системам зарубежных стран.
Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных условий автоматизации таможенных операций. Информационные таможенные технологии, будучи продуктом, построенным на строгом соблюдении правил, закрепленных в таможенном законодательстве, должны обеспечивать единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
4. О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс (дата обращения: 05.04.2018).
5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
6. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
8. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
9. Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года: Приказ ФТС от 21.10.2015 № 2133. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.05.2018).
10. О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2008 № 11201): Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
11. Астахова А.В. Информационные системы в экономике и защита информации на предприятиях - участниках ВЭД: учебное пособие для вузов. / А.В.Астахова. СПб.: Издательский дом «Троицкий мост», 2014. 216 с.
12. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: Учебник. СПб: Троицкий мост, 2012. 352 с.
13. Бельянинов А. Сумма технологий в таможенной сфере [электронный ресурс]. URL: http://www.tks. ru/news/nearby/2015/07/27/0006 (дата обращения 10.05.2018).
14. Данилин Д.В. Информация всему голова // Таможня. – 2016. - №20 (403). - С. 21-28.
15. Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. 412 с.
16. Дубинский Н.А. Информационные технологии в таможенном деле // Планово-экономический отдел. - № 6. - 2014. - С. 27-29.
17. Еркина Т.Н. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ в современных условиях // Материалы науч.-практ. конф. юрид. факта Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. 2013. С. 83−91.
18. Кобзарь-Фролова М.Н. Отношения в области таможенного регулирования и таможенного дела: правовая характеристика // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 13−19.
19. Кузовкин Д.В. Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 228 с.
20. Лапонина О.Р. Криптографические основы безопасности. Электронный ресурс. Интернет - Университет информационных технологий (ИНТУИТ.РУ). [Электр. ресурс]. URL: http: // www.intuit.ru / studies / courses / 28 / 28 / info. (дата обращения: 10.05.2018).
21. Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник/ В.В. Макрусев. - изд. 2-е, доп. М.: РИО РТА, 2012. 342 с.
22. Митрофанов А.В. Формирование единого экономического пространства в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. [Электр. ресурс]. URL: http://naukarus.com/formirovanie-edinogo-ekonomicheskogo-prostranstva-v-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionnopravovoy-aspekt (дата обращения: 04.04.2018).
23. Мнишко В.В. Конституционно-правовые основы единства экономического пространства в Российской Федерации: автореф. ... канд. юрид наук. М.: 2003. 42 с.
24. Немченко О.А. Об особенностях процесса управления персоналом в таможенных органах // Экономика и социум. 2016. № 4 (23). С.10-13.
25. Осетров А.Ю. Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов государственной власти в сфере таможенного дела // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 12. С. 18−23.
26. Просянников Н.Н. Управление персоналом в таможенных органах: учебное пособие. Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА. 2012. 160 с.
27. Саенко В.В. Основные направления развития информационно – коммуникационных технологий в таможенных в органах Российской Федерации // Транспортное дело России. 2015. №3. С.110-115.
28. Смоленский М. Б. Коррупция, терроризм, экстремизм, незаконная миграция и экономическая нестабильность: угрозы национальной безопасности, их социальная составляющая и роль правовой культуры и образования таможенных органов в противодействии им // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 1 (80). С. 32-39.
29. Советов Б.Я. Информационные технологии: учебник для бакалавров. / Б.Я.Советов, В.В.Цехановский. – 6 - е изд. М.: Издательство Юрайт, 2015. – 263 с.
30. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии «Таможенная служба в 2016 году». [Электронный ресурс] – ФТС России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru. (дата обращения: 07.04.2018).
31. Таможенники будут использовать электронные замки с функцией GPS - GSM навигации // ЮрЛига [Электр. ресурс]. – URL:http://jurliga.ligazakon.ua/news/2012/12/27/80315.html (дата обращения: 04.04.2018).
32. Упрощение процедур торговли с применением информационных таможенных технологий [Электр. ресурс]. URL: http://www.logists.by/library/view/Yproshenie-procedyr-torgovli (дата обращения 05.04.2018).
33. Чермянинов Д.В. Решения высших судов России как источники таможенного права // Таможенное дело. 2015. № 1. С. 27−31.
34. Чумаченко Н.Э. Развитие сектора информационно-компьютерных технологий как инфраструктурного основания информационно-сетевой экономики // Информационная безопасность регионов. 2017. № 2 (15). С. 32-40.
35. Электронный документооборот при осуществлении таможенных операций [Электронный ре- сурс] / «Таможенный брокер». – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.brokert.ru/material/elektronnyy-dokumentooborot-tamojennye-operacii (дата обращения: 07.04.2018).