Объект исследования - ОАО «Ураласбест»(Свердловская область, г. Асбест ).
Это крупнейший в России производитель нерудных строительных материалов, которые поставляются для автодорожного и железнодорожного строительства.
Введение 3
1. Теоретико-методологическая характеристика формирования организационной культуры 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной культуры 5
1.2 Структура организационной культуры, ее основные типы и элементы 7
1.3 Изменения произошедшие в организационной культуре российских предприятий за последние годы 9
2. Анализ существующей организационной культуры ОАО «Ураласбест» 13
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Ураласбест» 13
2.2 Анализ системы корпоративных норм и правил, критерии выбора модели корпоративного поведения в ОАО «Ураласбест» 15
2.3 Интерпретация результатов проведенного исследования корпоративной культуры предприятия 20
3. Предложения по совершенствованию организационной культуры ОАО «Ураласбест» 25
3.1 Разработка Кодекса организационной культуры 25
3.2 Основные направления совершенствования организационной культуры в ОАО «Ураласбест» 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Возможности организации во многом определяются корпоративной культурой: из-за чего люди стали сотрудниками данной организации, как строятся взаимоотношения между сотрудниками и какие методы и принципы выполнения работ применяются в их деятельности. Это показывает не только различие между предприятиями, но и обуславливает успех их производственной деятельности и выживание их в конкурентной борьбе на рынке. На любом предприятии осуществляется диалог между сотрудниками, участниками организационной культуры, с одной стороны, и их культуры, оказывающей влияние на поведение каждого человека в организации, с другой.
Корпоративная культура предприятия формирует образ, фундаментом которого является качество производимой продукции и качество оказываемых услуг, нравственные принципы сотрудников и их правила поведения, престиж в деловых кругах. Корпоративная культура становится системой общепринятых в организации видений и подходов к решению поставленного вопроса, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную компанию от других компаний.
В настоящее время в России наблюдается повышенный интерес в изучении корпоративной культуры. Стремление к изучению этого явления означает повышенный интерес руководителей организаций применять в своей деятельности корпоративную культуру с целью создания высокоэффективного производства, увеличения производительности труда и улучшения социально-трудовых отношений, таким образом определяется практический потенциал изучения и применения корпоративной культуры. Достигнуть практических целей возможно при условии выявления и применения новых методик в области корпоративной культуры.
С определенными трудностями сталкивается изучение этого вопроса. В современной отечественной науке до настоящего времени нет точного определения понятия корпоративного управления и нет четкого представления того, какая сила корпоративного управления, можно ли на него влиять и если да, то с помощью каких рычагов и механизмов.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере организационной культуры А. Петтигру, Э. Шейна, Д. Зонненфельда, М. Мескона, С. Г. Абрамовой, И. А. Костенчук, и др., а также статьи А.С. Дудина, Л. Н. Албастовой, Н. Н. Могутновой и др.
Целью работы является исследование влияния факторов организационной культуры на деятельность предприятия ОАО «Ураласбест».
Задачи работы:
рассмотреть теоретические особенности формирования и поддержания организационной культуры и ее влияние на личность человека внутри предприятия;
провести анализ существующей организационной культуры ОАО «Ураласбест»;
разработать предложения по совершенствованию организационной культуры ОАО «Ураласбест».
Объектом исследования является организационная культура организации.
Предмет исследования – совершенствование организационной культуры ОАО «Ураласбест».
Исследование включает следующие методы: аналитический; маркетинговый, общенаучные и частнонаучные методы познания - диалектический, материалистический, формально-логический, конкретно-исторический, социологический, статистический, дедукция и индукции, анализа и синтеза.
Информационная база исследования - статистические данные, данные предприятия, результаты эмпирических исследований.
Представленная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.
В ходе проведенного исследования было изучено большое количество теоретических источников и эмпирических данных, на основе которых был проведен комплексный анализ специфики организационной культуры ОАО «Ураласбест» с последующими рекомендациями по усовершенствованию организационной культуры данного предприятия.
Корпоративную культуру нужно тщательно выращивать и формировать, поскольку именно она ляжет в основу будущего процветания компании.
К сожалению, не все руководители осознают её важность, а некоторые не знают, с чего нужно начинать формирование организационной философии, как происходит её развитие и становление.
В ходе проведенного анализа ОАО «Ураласбест» предприятие имеет ликвидное состояние, в анализируемом периоде – во все годы сработало с прибылью, деятельность предприятия полностью рентабельна. Именно поэтому для предприятия ОАО «Ураласбест» в настоящее время необходима лишь корректировка мероприятий по увеличению прибыли, оптимизации затрат; увеличение объема продукции, что помогает осуществить управляемая организационная культура.
Несмотря на все положительные тенденции в развитии предприятия, его организационная культура требует некоторых изменений.
На данный момент доминирующей культурой организации является организационная культура рыночного типа.
Анализируя существующий, рыночный тип культуры в ОАО «Ураласбест», можно сделать вывод, что культура организации положительна, так как она способствует эффективному решению проблем и росту производительности, стимулирует результативность деятельности предприятия и его развитие, является источником принятия грамотных управленческих решений.
Исходя из поставленных целей и задач совершенствования организационной культуры в ОАО «Ураласбест», были разработаны пять направлений совершенствования и поддержания организационной культуры:
1. мероприятия по созданию и доведению до работников Кодекса организационной культуры
2. мероприятия по документационному обеспечению процесса адаптации;
3. мероприятия по адаптации и обучению специалистов;
4. мероприятия по закреплению специалистов;
5. мероприятия по повышению эффективности труда специалистов.
Практическая ценность проделанной работы состоит в возрастающем экономическом эффекте от совершенствования организационной культуры в ОАО «Ураласбест». Более конкретно в упорядочении общего видения организационной культуры клиентами, работниками, руководителями и акционерами и формировании сильного внутреннего и внешнего корпоративного имиджа.
1. Абрамова, С.Г., Костенчук И.А. О понятии «организационная культура». - М.: ИНФРА-М, 2014.-47с.
2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 2014. – 225с.
3. Багриновский K.A., Бендиков М.А., Иcaeвa M.K., Хрусталёв Е.Ю. Организационная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - № 2. – с.20-25.
4. Баринов В.А., Макаров Л.В. Организационная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. - №2. – с.1
5. Белов М.В. Современные методы формирования организационной культуры предприятия / М.В. Белов, О.А. Коропец // Студенческая наука: современные реалии. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 56-58
6. Васина Е. И. Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 625-628.
7. Вахтина Ю. А. Формирование организационной культуры на предприятии производственной сферы // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - С. 312-316.
8. Волошин Ю. Ю. К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура» // Молодой ученый. - 2017. - №35. - С. 29-35.
9. Гулимова, А. Организационная культура: создать нельзя использовать /А. Гулимова //Управление персоналом. – 2015. - №9. – С.48-56.
10. Гуськова Н.Д., Малясова М.М. Система формирования организационной культуры промышленного предприятия на основе этики управления // Лидерство и менеджмент. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 27-36
11. Калюжнов, Н.В. Организационная культура обучающейся организации / Под ред. Н.В. Калюжнов // Вестник ИРГТУ. – №4. – 2014. – С.131-134.
12. Панова В. А., Месропян М. А., Семенова Н. К. Формирование организационной культуры и достижение целей организации в современных российских компаниях // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 814-816.
13. Романов П.В. Культурные символы в социально-антропологических исследованиях организаций. // Журнал социологии и социальной антропологии. - № 3. - 2013. – С. 45.
14. Селютин В.М. Исследование организационной культуры международных торговых сетей [Электронный ресурс] / В.М. Селютин, Г.А. Селютина // Науч. результат. Сер. Технологии бизнеса и сервиса. - 2014. - № 1.
15. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. / Под ред. А.М. Смолкина. - М.:ИНФРА-М, 2017. – 345с.
16. Столяренко А.В. Организационная культура как механизм повышения эффективности деятельности предприятия / А.В. Столяренко, М.В. Подколзина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – №1.
17. То Т.Ч. Исследование организационной культуры: методология количественной оценки и анализа / Т.Ч. То // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - №2. - С. 130-134.
18. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивак. – СПб: Питер, 2016. – 336 с.
19. Чуланова О.Л., Припасаева О.И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016)
20. Этика организационной культуры – это не догма, а руководство к действию! //Управление персоналом. – 2015. - №16. – С.42-43.