Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ»)

Работа №40959

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. История развития исламского образования
§1.1. Развитие исламского образования в XIX веке 7
§1.2. Развитие исламского образования в XX веке 10
§1.3. Развитие исламского образования в XXI веке 14
Глава II. Медресе «Мухаммадия» - объект культурного наследия
§2.1. История создания и развития медресе 18
§2.2. Образовательный процесс медресе 22
§2.3. Медресе «Мухаммадия» в наши дни
§2.3.1. Структура, задачи и цели учебного заведения 26
§ 2.3.2. Организация учебно-воспитательного процесса. Учебная
деятельность медресе 28
Глава III. Тенденции исламского образования в контексте тенденций современного образования на примере медресе «Мухаммадия»
§3.1. Тенденции и принципы современного образования 36
§3.2. Тенденции образования в медресе «Мухаммадия» в контексте
тенденций современного образования (исследование) 37
Глава IV. Особенности развития, структура и цели исламского образования в Казани на примере медресе «Мухаммадия»
§4.1. Особенности развития исламского образования с начала ХХ века по
настоящее время 40
§4.2. Структура современного исламского образования 41
§4.3. Цели современного исламского образования 42
§4.4. Проблемы и перспективы развития современного исламского
образования в Казани 43
Заключение 46
Список литературы 48


Актуальность работы: Настоящее время можно охарактеризовать как период сложных процессов общечеловеческого развития и изменяющегося соотношениями в религиозной и социально-общественной палитре мира. Мы живем в новом историческом времени, в когда многовековая традиция сотрудничества между государством и религией ушла в прошлое и религия вынуждена существовать самостоятельно нерелигиозном мире.
В процессе общественно-политических изменений религиозные традиции оказались в основном утраченными. Большинство форм жизни и методы мышления больше не являются религиозными.
Несмотря на большое доверие людей к религии, она остается в представлении людей как нечто национальное, традиционное. У многих религиозных людей наблюдается недостаточный уровень знаний о вере. Частым явлением стало формальное соблюдение обрядов при отсутствии ориентации на нравственную и духовную жизнь. Приходится констатировать факты ошибочного восприятия религии, стало распространено потребительское отношение к ней.
По статистике, многие люди выражают доверие к религии, но, к сожалению, религия в сегодня имеет очень незначительное влияние на людей. и общество в целом. Например, религиозные учебные заведения и центры дополнительного образования дают некоторые возможности людям в плане личного развития, получении новых знаний, однако этого не достаточно для оказания воздействия на государственные или общественные системы
Задача религиозного образования - помочь людям осмысленно войти в жизнь в религии. Кроме того, вызовы быстро меняющегося современного мира как никогда требуют стабильности в обществе, в духовном и душевном состоянии каждого его представителя, обеспечить которые способно, в том числе, и религиозное образование человека.
Знание и образованность традиционно высоко ценились среди мусульман. Сведения о науке и ученых, образовании и воспитании встречаются в Коране около 700 раз. Традиционно родители обучали своих детей грамоте, письму, чтению, давали начальные представления о религии, занимались их воспитанием.
Помимо грамотности ислам всегда отводил большое место науке. Многие положения религии оказывали значительное влияние и способствовали формированию системы научного образования.
Проанализируем понятия «религиозное образование», «исламское образование».
Слово «образование» имеет греческие корни, однако, в русской традиции обозначает приведение к единообразию - к определенной форме - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. В обыденном понимании это процесс, заключающийся в передаче знаний, умений, навыков учителем ученику. Еще Пифагор говорил, о том, что образование можно разделить с другим человеком, и, дав его другому, самому не утратив его самому.
Л
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» дает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Анализ справочной литературы показал, что понятие «образование» в разные периоды развития общества имел разные значение, однако суть оставалась неизменной.
Термин «религия» имеет несколько версий происхождения. Рассмотрим каждую из них. По одной из версий «религия» происходит от лат. religio - что означает благочестие, благоговение, святость. Также считается, что его возникновение может быть связано с латинским глаголом religare, что означает связывать, соединять. Г ораздо реже встречается версия, что термин «религия» произошел от латинского глагола reeligere, то есть воссоединять.
Под религией принято понимать одну из особых форм познания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя определенные моральные нормы и модели поведения, обряды и культовые действия, имеющую своих последователей, объединенных в религиозные организации. Принадлежность к той или иной религии, например, исламу, определяет религиозную идентичность человека, которая, в свою очередь, влияет на формирование представлений о себе и о мире.
Объединяя понятия «образование» и «религия», мы получаем: религиозное образование - это единый целенаправленный процесс воспитания, обучения (приобретение знаний, умений, навыков, моральных норм, опыта проведения обрядов и культовых действий, соответствующих вероисповеданию человека) и духовно - нравственного развития человека, удовлетворяющий его познавательным потребностям и интересам, являющийся общественно значимым благом, осуществляемым в интересах самого человека, его семьи, общества или государства.
Таким образом, религиозное образование - это сложный, многогранный феномен, который включает в себя множество аспектов теоретической и практической подготовки, каждый из них требует глубокого и детального изучения. В процессе изучения как системы религиозного образования в общем, так и отдельных ее компонентов, успешно применяются
количественные и качественные методы исследования.
В данной работе рассматриваются основные тенденции, проблемы и перспективы современного исламского образования начиная с 1990 г. до настоящего времени на территории Республики Татарстан.
Цель работы - рассмотреть исламское образование в историческом контексте, в настоящее время, выявить его основные тенденции и проблемы. Задачи работы:
1. Изучить историю развития исламского образования;
2. Рассмотреть медресе «Мухаммадия» в качестве объекта культурного наследия;
3. Выявить тенденции исламского образования в контексте тенденций современного образования
4. Определить особенности развития, структуру и цели исламского образования в Казани.
Объект исследования: религиозное исламское образование в РТ. Предмет исследования: медресе «Мухаммадия».
-5
Степень научной разработанности: В работах: Дж. Валиди , В.М. Горохова4, М.З. Тутаева5, З.Г. Гариповой6, Р.А. Набиева7, Р.М.
о О
Мухаметшина , Ф.Н. Шакурова и др. были подняты вопросы такие как: возрождение исламского образования, история развития исламского образования в Татарстане, неоднократно упоминается медрессе «Мухаммадия» как одно из наиболее успешных образовательных учреждений.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование базируется на работах Галимджана Баруди («Галимж;ан Баруди - мэгьрифэтче hsM реформатор» (Татарстан, 1991 №7), «Галимджан Баруди: мусульмане ожидали от Советской власти особой милости» («Гасырлар авазы - Эхо веков», 1997 №1). Источниками для работы стали: документы и материалы, содержащиеся в фондах Национального архива Республики Татарстан, Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан, учебная и методическая литература Национальной библиотеки им. Лобачевского.
Новизна работы. В работе сделана попытка выявить основные тенденции, проблемы и перспективы исламского образования исходя из тенденций, проблем и перспектив общего (дополнительного) образования и рассмотреть их на примере медресе «Мухаммадия». Практическая значимость работы: является обобщающим трудом, может стать основой для дальнейших научных изысканий и статистических исследований.
Структура работы: данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Основная часть работы содержится в главах и параграфах, в заключении подводится итог всей работы. В списке литературы приведен список источников, которые использовались в процессе написания данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель настоящей работы - рассмотреть исламское образование в историческом контексте, в настоящее время, выявить его основные тенденции и проблемы - достигнута.
Выполненная работа позволяет говорить, что
• система религиозного исламского образования в России имеет богатую историю и находится в процессе своего формирования;
• потенциал религиозного исламского образования, как основы для воспитания духовно-нравственных начал будущих поколений, остается неоспоримым;
• одним из векторов направления развития должна стать модернизация системы мусульманского образования и создание отечественной исламской школы. Основной целью данной модернизации должно быть построение «российской модели мусульманского образования»;
• модернизация системы мусульманского образования требует поддержки со стороны государства, как по вопросам возможного финансирования, так и в вопросах взаимодействия светской и религиозной системы образования;
• по всей вероятности, дальнейшее развитие системы мусульманского образования будет протекать в рамках религиозных институтов. В этом отношении особо значимым становится процесс смены поколений мусульманского духовенства. Роль «молодого» духовенства постепенно будет возрастать, в том числе и его влияние в институтах образования. Сегодня общество остро нуждается в специалистах религиоведческого профиля. Предполагаем, что со временем религиозные специальности станут более известными и востребованными на рынке труда;
• назрела явная необходимость расширения образовательных программ в высших мусульманских учебных заведениях. Необходимо введение ряда светских наук: всемирной истории, психологии, политологии, геополитики, экономики и т. д. Светские предметы было бы важно освещать в аспекте современных вызовов и угроз для человечества: терроризм, экологический кризис, распространение ядерных технологий и т.д.
В свете последних политических событий люди совершенно по-разному относятся к исламу, и, как следствие, религиозному образованию, занимая порой противоположенные позиции. Мы верим, что религиозное исламское образование ждут большие перспективы как в научной, политической так и общественной деятельности. Постепенно, разрешив ключевые проблемы, оно станет поприщем для новых научных изысканий, внедрения абсолютно новых подходов к обучению, и, главное, сможет сохранить национальную самобытность, традиции и культуру людей, исповедующих ислам. Ведь ислам в России - это уникальная вещь, тесно связанная с культурой многих народов, проживающих в ней.
Система религиозного образования в России имеет богатую историю и находится в процессе своего развития. Постепенно, разрешив ключевые проблемы, она станет поприщем для новых научных изысканий, внедрения абсолютно новых подходов к обучению, и, главное, сможет сохранить национальную самобытность, традиции и культуру людей, исповедующих ислам. Ведь ислам в России - это уникальная вещь, тесно связанная с культурой многих народов, проживающих в ней.
В свете последних политических событий люди совершенно по-разному относятся к исламу, и, как следствие, религиозному образованию, занимая порой противоположенные позиции. В связи с этим сегодня общество остро нуждается в специалистах религиоведческого профиля. Предполагаем, что со временем религиозные специальности станут более известными и востребованными на рынке труда.
Мы верим, что религиозное исламское образование ждут большие перспективы как в научной, политической так и общественной деятельности.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от
29.12.2017 // М., 2017. - С. 4.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков в 4ч. Ч. 3.
- М.: гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939. - 478 с.
3. Ислам: Энциклопедический словарь. / М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - С. 315.
Литература
1. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место / Абдуллин Я.Г. - Казань.: Иман, 1998. - 41- 43 с.
2. Аванесов. С.С. Духовные ценности ислама и образования: культурная традиция и современности / Аванесов. С.С. - Томск.: Том, 2008. - 244 с.
3. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани / Айдаров С.С. - Казань,
1978. - 80 с.
4. Амирханов Р.У. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период / Амирханов Р.У. - Аванесов. С.С. Казань, 1992. - 47 с.
5. Амирханов Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период // Магариф - 1993. - № 8. - С. 36-39, 1993. - № 9 - С. 40-43, 1993.
- № 10. - С. 35-38.
6. Амирханов Р.У. Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки / Амирханов Р.У. - Казань.: Мастер Лайн, 2001. - 230-235 с.
7. Валидов Д. Д. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 года). / Валидов Дж. -М.Петроград .: Госиздат, 1923. -107 с.
8. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане / Г.Р. Балтанова// Ислам в истории и культуре Татарского народа. Казань, 2000. С. 178;
9. Баруди Г. М. Памятная книжка (Хэтер дэфтэре) / Баруди Г. М. - Казань.: Иман, 2000. - 147 с.
10. Баруди Г. М. Мусульмане ожидали от Советской власти особой милости // Гасырлар авазы (Эхо веков). - 1997. - № 1.- С. 1 -5, 1997. - № 2.- С. 1 - 5.
11. Баруди Г. М. - мэгърифэтче hэм реформатор // Гасырлар авазы (Эхо веков).- 1991. - № 7.- С. 2 - 8.
12. Валидов Д. Д. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 года). / Валидов Дж. -М.Петроград .: Госиздат, 1923. -107 с.
13. Галиуллин Т. И^ам чишмэлэре // Традициялэр яшэрэ. - 1988. - С. 38.
14. Галимуллина Н.М. Мусульманское просвещение в рамках социальной политики России начала XX в. // Социальная структура и социальные отношения в Республике Татарстан в первой половине XX века: Сборник научных статей и сообщений. - Казань, 2003. С. - 124.
15. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941) - Казань: Магариф, 2004. -165 с.
16. Гаффарова Ф.Ф., Ганиев Ф.А., Саберова Г.Г. (редк.). Татар теленец мэктэплэр ечен ацлатмалы CYЗлеге. - К.: Татар.кит.нэшр., 2013. - 510 с.
17. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В. М. Горохов - Казань : Татгосиздат, 1941. - 260 с.
18. Горохова Л.В. Медресе Казани XIX - начало XX в. // Гасырлар авазы (Эхо веков) . - 2007. - № 5. - С. 9-10.
19. Ермолов В.А. Особенности системы образования в национальных школах Российской Империи: мусульманские и еврейские школы // Общество. Среда. Развитие.- 2009. - № 4. - С.100 - 109.
20.Загидуллин И. К. Ш.Марджани о некоторых аспектах религиозного уклада татар в Среднем Поволжье // Шигабутдин Марджани: наследие и современность: сб. статей / Казань.: Алма-лит, 2008. - С. 338.
21. Икрамов А. В. О духовенстве в школе // В 3 ч. Ч. 1. Избранные труды / А.
В. Икрамов. - Ташкент: Узбекистан, 2009. - 285 с.
22. Институт истории им. Марджани, Акадения наук Республики Татарстан, Российский исламский университет. Инновации в системе исламского религиозного образования в России. // материалы Всероссийской научнопрактической конференции г. Казань. - 2006. - С.53.
23. Калимуллин Р.Х. Модернизация трехуровневой системы исламского образования// Фундаментальные исследования. - 2015. с.32-56
24. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. / Каримуллин А.Г. - Казань: Таткнигоиздат, 1974. - 319 с.
25. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Коблов Я.Д. - Казань Татиздат, 1916. - 64 - 65 с.
26. Королева Л.А., Королев А.А., Гринцов Д.М. Некоторые аспекты складывания системы татарско-мусульманского образования и просвещения в постсоветский период (по материалам Поволжья России) // Психология, социология и педагогика. - 2012. - С. 11 -68.
27. Малашенко А. Н. Исламское возрождение в современной России. / А. Н. Малашенко - М.: Московский центр Карнеги, 1998. - 222 с.
28. Махмутов М.И. Мир ислама. / М. И. Махмутов - Казань: Центр информационных технологий, 2006. - 597 с.
29. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917) / А. Х. Махмутова - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 1982. - 96 с.
30. Медресе г. Казани XIX - нач. ХХ веков: Сб. документов и материалов. - Казань: Гасыр, 2007. - С. 320.
31. Муслимов А.М. Религии России: проблемы социального служения. //Сборник материалов конференции - Москва - Н. Новгород, "Медина". -
2011. - С.622.
32. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное
состояние и инновационные процессы: цикл статей. - Казань: Иман, 2012.
120 с.
33. Мухаметзянова Д.С. Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах / Д. С. Мухаметзянова - Казань, 2008. - 215 с.
34. Мухаметшин Р. М. Исламский фактор в общественном сознании татар (XVI-XX вв.) // Татарстан. 1994. - № 3-4. - с. 122.
35. Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р. М. Мухаметшин - Казань: Фэн, 2003. - 303 с.
36. Мухаметшин Р.М. Система мусульманского образования в постсоветском Татарстане. // сборник материалов научно-практической конференции «Система мусульманского образования у татар: история, проблемы, перспективы», Казань - 2005. - С. - 78.
37. Мухаметшин Р.М., Гарипов Я.З., Нуруллина Р.В. Молодые мусульмане Татар- стана: идентичность и социализация. - М.: Академия, 2012. - 150 с.
38. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 246 с.
39. Мухтасар ильми халь. М.: ООО «Издательская группа «САД» (Перевод с турецкого), 2009. - С. - 168 с.
40. Накиб Аль-Аттас С.М., "Концепция обучения в Исламе", Коала Лумпур, ISTAS, 1990. - 190 с.
41. Набиев P.A. Ислам и государство: культурно-историческаяэволюция мусульманской религии на Европейском востоке. / Р. А. Набиев - Казань: Изд-во Казан.уни-та, 2002. - 244 с.
42. Набиев P.A., Гафаров A.A. Связи с исламским миром как фактор укрепления единства и традиций российских мусульман (XIX начало XX вв.) // Учен. зап. Казан, ун-та сер. гуманит. науки, 2012. - 20 - 47 с.
43. Султанбеков Б. Ф. История Татарстана: [учеб. пособие] для основной школы. / Б. Ф. Султанбеков - Казань.: Тарих, 2001. - С. 309.
44. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX в) / И. Р. Тагирова - Казань: Таткнигоиздат, 1999. - 467 с.
45. Сборник материалов II-й научно-практической педагогической конференции: Актуальные вопросы дошкольного и школьного духовного воспитания. — Москва: Издательство ДУМ г. Москвы, 2003. - С. 170.
46. Татар энциклопедиясенец шэхеслэр исемлеге. - Казан, Таткнигоиздат,
1997. - 287 с.
47. Тенишев Э.Р. О методах и источниках сравнительно-исторических исследований тюркских языков // Сов. тюркология. - 1973. - № 5. - С 119124.
48. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии / М.З. Тутаев - Казань : Татар. кн. изд-во, 1975. - 204 с.
49. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс - Казань, 1844. - 113 с.
50. Хабутдинов А.Ю. Опыт подготовки конкурентоспособной
мусульманской элиты: джадидская система образования // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно
политический аспекты. / А. Ю. Хабутдинов - Казань, 2006. - 13 - 25 с.
51. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII-начале XIX веков. / А. Ю. Хабутдинов - Казань, 2001. - 164 с.
52. Хаков В. Х. Татар эдэби теле тарихы / В. Х. Хаков - Казан: Казан университеты нэшрияты, 1993. - 324 с.
53. Харисова Л. А. Педагогический потенциал ислама. / Л.А. Харисова - Москва: Русское слово, 2008. - 8 - 17 с.
54. Шагавиев Д.А. Преподавание исламских дисциплин в исламских учебных
заведениях Казани: проблема преподавания вероучения (текст
выступления на круглом столе «Роль и значение мусульманских молодёжных организаций в современной общественной и культурной
жизни России и проблемы совершенствования образования исламской молодёжи»). сб. статей - Казань, 2007. - С. 32-36.
55. Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года : [Монография] / - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2002. -128 с.
Электронные ресурсы
1. Официальный сайт медрессе «Мухаммадия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mohammadiya.tatar/ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ