ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Познавательное, эмоциональное и физическое развитие детей
дошкольного возраста 8
1.2. Основные методы, принципы и этапы оценивания деятельности детей
дошкольного возраста на уроках иностранного языка 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Анкетирование как метод исследования мнений преподавателей о
системе оценивания деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста 38
2.2. Описание результатов анкетирования преподавателей иностранного
языка 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ НА МОТИВАЦИЮ И ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 55
3.1. Влияние различных методов оценивания на мотивацию и интерес детей
к изучению иностранного языка 55
3.2. Описание исследовательской работы по организации оценивания
деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста на уроках иностранного языка 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования. В современном мире раннее обучение иностранным языкам становится все более востребованным. В связи с прогрессивным развитием общества многие родители заинтересованы в том, чтобы ребенок начал изучение иностранного языка как можно раньше. Наблюдается значительный рост числа детей дошкольного возраста, изучающих один или несколько иностранных языков [65]. Раннее обучение иностранным языкам способствует развитию мышления, памяти, коммуникативных навыков, а также вызывает интерес к языкам и культурам других народов [39, 58].
Оценивание является ключевым элементом в преподавании языка. Воздействие оценки может быть положительным или отрицательным, в зависимости от ряда факторов, начиная от выбора метода оценивания, до соблюдения определенных этапов и принципов его проведения. Использование традиционных тестов, хотя они широко признаны и в целом считаются объективными, не лучшее решение для дошкольников. Дети дошкольного возраста отличаются от других групп учащихся. Традиционные тесты могут отрицательно влиять на их самооценку, мотивацию и общее отношение к обучению и изучаемому языку. При проведении оценивания следует учитывать их любовь к творчеству, песням, рифмам, двигательной активности и ролевым играм [60].
В связи с этим возникает ряд противоречий:
• между необходимостью оценивания деятельности детей и возможными негативными последствиями;
• между использованием традиционных тестов и необходимостью создания новой системы оценивания, которая позволит проводить
оценивание таким образом, чтобы сохранить позитивную атмосферу и отношение к иностранному языку и к учебе в целом.
Сложности проведения исследований, связанные с вовлечением в процесс детей дошкольного возраста, обусловили малоизученность данной проблематики в Российской Федерации и в мире в целом.
Несмотря на то, что с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возросло количество научных работ, посвященных изучению проблем оценивания детей младшего и среднего школьного возраста, остаются недостаточно изученными проблемы оценивания детей дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в изучении влияния возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на выбор наиболее предпочтительного метода оценивания.
В соответствии с целью данного исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить содержание понятия «оценивание». Разграничить понятия «оценивание», «оценка» и «отметка»;
3. Выявить основные принципы оценивания дошкольников, обусловленные возрастными особенностями, учет которых обязателен при выборе преподавателем метода оценивания;
4. Организовать опытно-исследовательскую работу, направленную на подтверждение гипотезы исследования и проанализировать результаты.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме исследования, метод анкетирования, метод наблюдения, метод эксперимента, метод статистического подсчета, метод количественного и качественного анализа.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются методы, используемые преподавателями, для оценивания деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста на уроках иностранного языка.
Г ипотеза исследования заключается в предположении, что
1. возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста влияют на выбор наиболее предпочтительного метода оценивания;
2. альтернативные методы оценивания, по сравнению с традиционными тестами, больше подходят для детей дошкольного возраста и влияют на повышение мотивации и интереса к изучению иностранного языка.
Теоретической основой исследования послужили научные труды по:
• проблемам оценивания и оценки в различных аспектах (Ш. А. Амонашвили, Ф. В. Костылев, Г. А. Цукерман, А. Б. Воронцов, Б. Г. Ананьев, Н. Ф. Талызина, М.Е. Бершадский, А. Е. Бахмутский, М. Кларк, Г. Маул, Л. Макдауэл, P. Black, D. Wiliam, C. L. Brown, T. Hudson и др.).
• современным исследованиям в области оценки качества иноязычного образования (М.И. Иванова, Н.М. Королева, Н.М. Мильруд и
др.).
• современным подходам к оценке учебных достижений учащихся начальной школы (М. А. Пинской, Г. А. Хаустовой, Н. А. Килиной и др.).
• оцениванию достижений детей дошкольного возраста (P. McKay, M. Nikolov, S. Ioannou-Georgiou, P. Pavlou, и др.).
Научная новизна исследования:
- определены теоретико-методологические основы исследования;
- выявлены специфические показатели для детей дошкольного возраста, по которым следует осуществлять оценивание;
- выявлены основные принципы оценивания деятельности детей дошкольного возраста, обусловленные возрастными особенностями, учет которых обязателен при выборе преподавателем метода оценивания.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Дети дошкольного возраста отличаются от других групп учащихся. Поэтому особенно важно учитывать характеристики дошкольников при построении правильного процесса оценивания. Оценивание необходимо проводить таким образом, чтобы сохранить позитивную атмосферу и отношение к иностранному языку и к учебе в целом;
• Преподаватели положительно относятся к альтернативным методам оценивания деятельности детей дошкольного возраста. Не смотря на это, в работе большинство преподавателей используют традиционные тесты наряду с самооцениванием и наблюдением, реже используются портфолио и групповое оценивание;
• Возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста влияют на выбор наиболее предпочтительного метода оценивания. Альтернативные методы оценивания, по сравнению с традиционными тестами, больше подходят для детей дошкольного возраста и влияют на повышение мотивации и интереса к изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость заключается:
- в обобщении научного знания по проблеме оценивания деятельности детей дошкольного возраста;
- в уточнении понятий «оценивание», «оценка», «отметка»;
- в определении специфических для детей дошкольного возраста показателей, которые необходимо учитывать при проведении оценивания;
- в выявлении наиболее подходящих методов оценивания для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями и методистами дошкольных образовательных учреждений при организации оценивания деятельности детей дошкольного возраста; также в возможности использования результатов исследования при составлении курсов для студентов по «Методике преподавания иностранных языков в раннем возрасте», «Технологии оценивания детей дошкольного возраста на уроках иностранного языка».
Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и имеет логическую последовательность. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Обобщив результаты анализа психолого-педагогической и методической литературы, можно сделать вывод о том, что проблема оценивания и оценки рассматривается многими зарубежными (P. Black, D. Wiliam, C. L. Brown, T. Hudson) и отечественными (Ш. А. Амонашвили, Ф. В. Костылев, Г. А. Цукерман, А. Б. Воронцов, Н. Ф. Талызина) авторами, но проблема оценивания деятельности детей дошкольного возраста остается недостаточно изученной.
У дошкольников развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Дети дошкольного возраста имеют повышенную чувствительность к похвале, критике и одобрению, что впоследствии может сказаться на их самооценке.
Эффективная оценка дает учащимся знания о своих достижениях и мотивирует их на дальнейшее обучение. Преподаватель может отследить прогресс учеников, стимулировать и корректировать их деятельность. В то же время важно, что родители видят успехи и неудачи детей, а администрация получает информацию о результатах обучения. Однако оценка не всегда эффективна и может негативно сказаться на самооценке ребенка. Дети эмоционально переживают ситуацию неуспеха, они также чувствительны к критике, и их чувство успеха или неудачи зависит от того, как взрослые и сверстники отзываются о них. Страх получить низкую оценку может способствовать развитию у ребенка негативного отношения к учебе.
Признание того, что дети имеют особые потребности, привело к разработке эффективных методик преподавания, учитывающих творчество детей и их любовь к песням, рифмам, двигательной активности и ролевым играм. Эти методики также признают ограничения детей в плане их кратковременного объема внимания, когнитивного развития и конкретных областей интересов.
Результаты опроса преподавателей показали в целом положительное отношение к оцениванию деятельности детей старшего дошкольного возраста на уроках иностранного языка. Большинство преподавателей положительно относятся к игровым методам оценивания деятельности детей дошкольного возраста, однако не все преподаватели уверены в эффективности использования традиционных методов оценивания при работе с дошкольниками. Не смотря на это, в работе большинство опрошенных преподавателей используют традиционные тесты наряду с самооцениванием и наблюдением, реже используются портфолио и групповое оценивание.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы нами было выявлено в целом положительное отношение детей к проведению различных методов оценивания, таких как, самооценивание, традиционные тесты, групповое оценивание, оценивание в классе (наблюдение, структурированные оценочные задания).
Для детей в возрасте 7-8 лет наиболее предпочтительным методом оценивания является групповое оценивание. В ходе проведения группового оценивания дети узнают, что они могут учиться у своих сверстников, а не только у своего учителя.
Для детей в возрасте 5-6 лет наиболее предпочтительным методом оценивания оказалось самооценивание. Детям нравится чувствовать свою значимость при проведении самооценивания. Также они учатся следить за своим прогрессом (сколько я уже знаю) и ставить цели (что мне предстоит узнать).
Для детей в возрасте 3-4 лет наиболее предпочтительными методами оценивания оказались тесты и самооценивание, где дети сразу видят свои результаты в закрашенных звездочках в тесте или в закрашенном домике при самооценивании.
1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. тр.: 2 т. / Б.Г. Ананьев. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальные педагогические исследования / Ш.А. Амонашвили. — М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. — М.: Академия, 2001. — 400 с.
4. Банару, В.И. Оценка, модальность, прагматика / В.И. Банару // Языковое общение: Единицы и регулятивы: межвуз. сб. науч. тр. — Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1987. — С. 14-18.
5. Бахмутский, А.Е. Оценка качества школьного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / А.Е. Бахмутский. — СПб., 2004. — 47 с.
6. Бекмешова, Ю.Н. Педагогическое требование в деятельности учителя: теоретические основы: моногр. / Под ред. чл-корр. РАЕ, д-ра пед. наук, проф. М.А. Викулиной. — Н. Новгород: НГЛУ, 2011. — 140 с.
7. Бершадский, М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования / М.Е. Бершадский // Педагогическая диагностика. — 2013. — № 1. — С. 76-88.
8. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Психология в вузе. — 2008. — № 5. — С. 121-150.
9. Вилкова, Л.В. Дидактическое обеспечение формирующего оценивания качества учебных достижений школьников в иноязычном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Вилкова. — Н. Новгород, 2014. — 196 с.
10. Воронцов, А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка / А.Б. Воронцов // Теория и практика управления инновациями. — 2009. — № 5.
— С. 21-36.
11. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. — М.: Издатель А.И. Рассказов, 2002. — 303 с.
12. Гузеев, В.В. Оценка, рейтинг, тест / В.В. Гузеев // Школьные технологии.
— 1998. — № 3. — С. 3-40.
13. Гузеев, В.В. Как оценить индивидуальный прогресс ученика / В.В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. — 2011. — № 6. — С. 154-162.
14.Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск: РБПК «Белинкоммаш», 1993. — 99 с.
15.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
16. Иванова, М.В. Коммуникативный подход к обучению иностранного языка как передовой метод обучения / М.В. Иванова // Вопросы гуманитарных наук. — 2010. — № 2. — С. 186-189.
17. Иващенко, Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Иващенко — Белгород, 2009. — 23 с.
18. Ивин, А.А. Основания логика оценок / А.А. Ивин. — М.: Изд-во Моск. унта, 1970. — 230 с.
19. Кларк, М. Концептуальная схема построения эффективной системы оценивания / М. Кларк // Международный банк реконструкции и развития.
— Washington D. C.: World Bank, 2011. — 42 c.
20. Корнещук, Н.Г. Теоретико-методологические основы комплексной оценки качества деятельности образовательной системы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.Г. Корнещук — Магнитогорск, 2007. — 49 с.
21. Королева, Н.М. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе иноязычного образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.М. Королева — Курск, 2007. — 23 с.
22. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы: книга для учителя / Ф.В. Костылев. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 104 с.
23. Крапива, И.В. Оценочные исследования: сложности внедрения и
проблемы применения в социологии / И.В. Крапива // Вестник Харьков. нац. ун-та. — 2010. — № 889. — С. 65-68.
24. Красильникова, Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых / Е.В. Красильникова // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — № 1. — С. 179-184.
25. Кривошапова, Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе / Р.Ф. Кривошапова, О.Ф. Силютина // Советская педагогика. — 1980. — № 11. — С. 60-65.
26. Кряклина, Т.Ф. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное / Т.Ф. Кряклина, А.П. Детков // Мир науки, культуры, образования. —
2009. — № 4. — С. 119-122.
27. Лизинский, В.М. Модернизация системы оценивания учебных достижений учащихся в современных условиях / В.М. Лизинский // Завуч: управление современной школой. — 2007. — № 7. — С. 90-98.
28. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
29. Маул, Г. Инновационное оценивание / Г. Маул, Л. Макдауэл, С. Браун // Оценивание: образовательные возможности: сб. науч.метод. ст. Вып. 4 / Под общ. ред. М.А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — С. 34-48.
30. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и испр / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 868 с.
31. Мильруд, Р.П. Обеспечение качества обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 6. — С. 29-32.
32. Михайлова, Е.К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.К. Михайлова — Братск,
2013. — 22 с.
33. Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
34. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования: метод. письмо // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 5. — С. 3-12.
35. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 432 с.
36. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
37. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
38. Протасова Е.Ю. Дошкольный возраст: современные методы обучения второму языку / Е.Ю. Протасова // Дошкольное воспитание — 2003. — №
11. — C. 25-29.
39. Протасова Е.Ю., Родина Н. М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб. пособие / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. — М.: Владос, 2010. — 201 с.
40. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕРСЭ, 2005. — 176 с.
41. Ралькова, Е.А. Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Ралькова — Калуга, 2011. — 23 с.
42. Селезнев, Н.В. Роль педагогической оценки / Н. В. Селезнев // Советская педагогика. — 1986. — № 10. — С. 52-55.
43. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
44. Сутужко, В.В. Структура, принципы и классификация понятия «оценка» /
В.В. Сутужко // Эпистемология и философия науки. — 2008. — № 4. — С. 108-124.
45. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.