ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Теоретические и методологические основы инновационной деятельности 10
1.2. Государственная поддержка научно-инновационной деятельности: мировой опыт, методология 26
1.3. Вуз как субъект инновационной деятельности и источник научно-технического потенциала страны 40
1.4. Критерии и показатели инновационной деятельности в научных организациях и вузах 53
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ 64
2.1. Характеристика инновационного комплекса 64
2.2. Анализ научных ресурсов высшей школы и формирование инновационной системы региона 79
2.3. Развитие инновационной деятельности в контексте государственной поддержки 92
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 108
3.1. Совершенствование управления инновационной деятельностью 108
3.2. Моделирование научно-инновационной деятельности вузов 120
3.3. Интеграционные связи вузов с промышленным комплексом региона и пути их совершенствования 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
2
Актуальность темы исследования. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического развития страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Чтобы сохранить за со¬бой позиции на внутреннем и мировом рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России нужно осваивать производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Для решения этой задачи важно обеспечить ускоренный подъем науки.
Изменяющиеся экономические условия в стране подводят вузы к коммерциализации научной деятельности и, как следствие, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В складывающейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение, является одним из путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.
Ученые высшей школы все больше внимания уделяют внедрению результатов своих разработок, используя механизмы инновационной деятельности, имеющей своей целью повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе создания и использования научно-технологического новшества. Другими словами, высшее учебное заведение может и должно самостоятельно или в ассоциации с другими вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления изделия и его реализации. Следовательно, научно-предпринимательская деятельность высшей школы является естественным способом поддержать себя своими собственными силами, хотя и ценой некоторого отвлечения от прямых функций.
Необходимость развития инновационной среды, активизации инновационной деятельности высших учебных заведений определяет актуальность диссертационного исследования.
3
Степень разработанности проблемы. Теоретические исследования инновационной сферы приобрели особую актуальность в условиях формирования маркетинговых концепций (60-е годы XX в.) и активизации инновационной деятельности в мировой экономике с середины 70-х годов прошлого столетия. Этой тематике посвящены работы таких зарубежных авторов, как: И. Шумпетер, Б. Санто, П. Уайт, М. Пойсик и другие.
Заметный вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые - исследователи инновационной деятельности: И. Ансофф, В. Алтухов, В.И. Андреев, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко и другие. Образователь¬ным технологиям посвящены работы П.В. Акинина, Е.Н. Богачева, М.В. Кларша, А.Н. Тихонова и других. Исследованиями инновационных процессов в образовании занимаются А.В. Бельков, Л. Бжилянская, Е.Г. Ефимова, В.Г. Ивахник, Г.В. Ильяхинская, С.А. Кузнецова, Н.П. Макаркин, С.К. Серге¬ев, В. А. Шаповалов и другие. Теоретическим аспектам оценки социально¬экономической эффективности образования посвящены труды таких ученых, как: Д.Е. Давыдянц, Л.К. Пиния, Б.И. Скурыдин и другие.
В тоже время в экономической литературе не в полной мере освещаются вопросы по изучению и развитию научно-инновационной деятельности (НИД) вузов. Недостаточная разработанность вопросов финансирования и организации взаимодействия вузовских структур и промышленности в данной сфере предопределили выбор темы диссертационной работы.
Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством, управление инновациями и инвестиционной деятельностью, п. 4.1. - «Развитие теоретических основ, методологических положений; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах», п. 4.9. - «Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности».
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических положений, анализ инновационной деятельности вузов и научных организаций и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
■ рассмотреть современную институциональную структуру системы государственной поддержки научно-инновационной деятельности на различных уровнях власти и создать логическую модель формирования инновационного потенциала структур образования;
■ провести анализ инновационной деятельности высших учебных заведений и функционирования в них инновационных структур, обосновать на¬правления их модернизации и дальнейшего развития;
■ предложить новые формы и способы инновационной деятельности вуза, создать структурно-логические модели целей и задач функционирования и реформирования инновационной деятельности высшей школы;
■ усовершенствовать методику количественной и качественной оценки научно-инновационной деятельности вузов;
■ оптимизировать механизм интеграционных связей вуза и сферы производства.
Предметом исследования является научно-инновационная деятельность вузов России и организационные отношения между вузами, промышленными предприятиями и внедренческими службами.
Объектом исследования выступают высшие учебные заведения, их научные отделы и научно-инновационные структуры.
Теоретико-методологической основой исследования послужили со-временные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методические и практические пособия, законы, принятые Федеральным собранием РФ.
В процессе исследования применялись абстрактно-логический, монографический, сравнительный, графический, аналитический, экономико-математический методы и методы системного анализа.
5
Эмпирическая база исследования представлена фактическими данными государственных статистических органов, Министерства образования и науки РФ, центра исследований и статистики науки (ЦИСН), аналитически¬ми данными отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, отчетными данными вузов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методологических положений, разработке инструментария, методического обеспечения организации и анализа инновационной деятельности вуза и научных организаций.
Основные научные результаты, характеризующиеся научной новизной и являющиеся предметом защиты:
■ модель развития инновационного потенциала структур образования и сформулированные основные принципы его реализации, заключающиеся в комплексном и рациональном распределении различных видов обеспечения (финансового, ресурсного, кадрового, организационного) между федеральными, региональными и отраслевыми властными структурами на каждом этапе инновационной деятельности вузов;
■ структурная модель развития инновационной деятельности высшей школы и более эффективного функционирования вузов в условиях рыночной экономики, в которой отражен ряд недостатков в осуществлении инновационной деятельности вузов и сформулированные цели и задачи для их устранения, классификация форм и способов инновационной деятельности вузов;
■ усовершенствованная структура внутривузовской системы управления, в которой выделен отдел научно-инновационной деятельности, координирующий и контролирующий научно-инновационную деятельность вуза;
■ методика перевода количественных значений признаков в их лингвистические аналоги для заданного числа качественных уровней (градаций качества) научно-инновационной деятельности вуза, упрощающая проведение сравнительного анализа разнородных показателей;
■ схема взаимодействия структур образования и сферы производства,
6
учитывающая региональные особенности, заинтересованность в использовании потенциала высшей школы, инновационную политику в области науки, отраслях производства; новая структура, объединяющая и координирующая логистический поток инновационных продуктов от фундаментальных исследований до внедрения в производство и реализации продукта потребителю.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения создают теоретическую, методологическую и практическую базу по организационно-экономическому по-строению регионального рынка научно-инновационной деятельности.
Рекомендации по созданию региональной структуры, объединяющей и направляющей инновационно-технологические исследования, приняты к внедрению Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края и учтены при создании «Инновационно-технологического бизнес-центра Ставропольского края».
На фактическом материале реализована упрощенная методика расчета интегрированной оценки инновационной деятельности вузов.
Перечисленные разработки внедрены в учебный процесс на экономическом факультете Ставропольского государственного университета при обучении студентов по специальности «Менеджмент организации».
Изложенные в диссертации основные положения, выводы и рекомендации носят практический характер и могут быть применены в других вузах страны.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выполненного диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-методических и научных конференциях Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 2003-2005), на международной конференции «Экономико-правовые вопросы инновационной деятельности высших учебных заведений» (Ульяновск, УлГУ, 2004) и на международной конференции «Ломоносов-2005» (Москва, МГУ, 2005).
7
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 0,8 п.л.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 178 наименований. Работа изложена на 168 страницах машинописного текста, содержит 15 таблиц, 8 рисунков, 4 приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, рассматривается состояние научной разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, определяются его теоретико¬методологические основы, излагается научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе диссертации «Инновационная направленность модернизации учреждений высшего образования» рассматриваются теоретические и методологические основы инновационной деятельности вуза, классифицируются критерии и показатели инновационной деятельности в научных организациях и вузах.
Во второй главе «Состояние и тенденции развития инновационной деятельности в высшем образовании России и ее регионов» дана характеристика современного состояния научно-инновационной деятельности в Рос¬сии, Южном федеральном округе и Ставропольском крае, показано развитие НИД как средства организации взаимодействия высшей школы и предпринимательских структур, а также дана экономическая оценка использования научных ресурсов высшей школы в формировании инновационной системы региона.
В третьей главе диссертации «Приоритетные направления развития инновационной деятельности вуза» обоснованы преимущества качественного анализа инновационной деятельности; проведен расчет критериев качества по разработанной методике; даны рекомендации по комплексной реализации развития инновационного потенциала образовательных структур региона на различных уровнях власти.
8
В заключении обобщены основные результаты диссертационного ис-следования, сформулированы выводы и предложения, изложены практиче¬ские рекомендации по их использованию.
9
В диссертационной работе проведено теоретическое и прикладное исследование проблем формирования инновационного потенциала структур образования, вопросов связанных с выработкой механизма создания инновационной системы регионов России, разработкой и реализацией региональной инновационной политики.
В процессе диссертационного исследования были получены следующие выводы:
1. Активизация инновационных процессов в регионах является основным условием преодоления нестабильности экономики и ее долговременных социально-экономических последствий. Развитие инновационной сферы обеспечит рост качества жизни граждан, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового научного сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.
2. Специфика инноваций заключается в высокой степени неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, характеризующимся риском временного разрыва между за-тратами и результатами, а также неопределенностью спроса. Существенным признаком, характеризующим инновацию как экономическую категорию, является то, что объектом инновационного изменения, исследуемого экономической теорией, выступает совокупность факторов производства (как вещественных, так и личных) и экономических отношений (как организационно¬экономических, так и социально-ценностных), возникающих по поводу их использования между участниками процесса производства. Говоря о воздействии этих факторов на формирование инновационной системы в регионе, можно отметить специфичность влияния каждого из них на динамику отдельных составляющих этой системы и потому обуславливающих различные варианты ее эволюции. Использование инновационного потенциала структур образования в реализации инновационной политики будет способствовать
142
формированию структурированного взаимодействия в региональном хозяйстве. Переориентация общественного мнения в отношении инновации, инновационной сферы становится одним из отправных моментов при анализе основных направлений формирования нового хозяйственного механизма. Этот подход позволяет рассматривать инновации в единой системе экономических преобразований и создает необходимые условия для реализации инновационного потенциала, способствующего экономическому росту.
3. Исследование закономерностей развития инновационной сферы по¬казало, что в настоящий момент в России действует противоречивая модель инновационного процесса. На фоне имеющихся благоприятных потенциальных возможностей развитие инновационной сферы осуществляется в условиях ограниченных ресурсов и сопровождается несовершенством нормативно¬правовой базы, высоким налогообложением, низким уровнем государственного финансирования, отсутствием системы финансирования высокорисковых проектов, отсутствием платежеспособного спроса реального сектора экономики на научно-техническую продукцию.
4. Структуры образования оказывают основное влияние на ключевые факторы инновационного развития региона. Главной функцией вузов является создание и развитие системы подготовки кадров инновационной деятельности. Наряду с этим вузы являются источником научно-технических разработок, инновационных идей. В структурах образования сосредоточен мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал. По существу ис¬пользование этих факторов обеспечивает конкурентоспособность развитым в рыночном отношении странам. За последние годы при вузах или при их непосредственном участии сформировался слой предпринимателей малого бизнеса, действующих на рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции. В условиях трансформации экономики российские вузы имеют благо¬приятные предпосылки для активной инновационной деятельности. Высшие учебные заведения, с их огромным интеллектуальным потенциалом и креп¬кой материально-технической базой, на фоне кризисного состояния отраслевой и академической науки, все в большей степени становятся региональными центрами не только учебной, но и научной деятельности. При этом высшая школа не только сохранила, но и продолжает планомерно развивать свой научный потенциал, о чем свидетельствует процесс увеличения числа новых специальностей в зависимости от потребностей конкретного региона, рост количества аспирантов и докторантов, расширение материально-технической и опытно-экспериментальной базы вузовских исследований.
5. В современных условиях наука и технологии становятся одним из основных факторов воспроизводственного процесса, а инновационная деятельность определяющим вектором экономического развития. Научно¬технические достижения и инновационная деятельность постепенно измени¬ли свою роль и из фактора экзогенного по отношению к процессу воспроизводства превратились в фактор эндогенный. Современный процесс расширенного воспроизводства должен быть преимущественно воспроизводством инновационного типа. При таком подходе инновация в воспроизводственном процессе превращается в важную и неотъемлемую составляющую в деятельности любой производственной системы, в том числе и регионального уровня. Интеллектуальный потенциал структур образования и инновационная деятельность субъектов хозяйственной деятельности выступают одним из основных и решающих ресурсных источников, способных обеспечить пере¬ход российских регионов на инновационный тип экономического развития. В сущности, инновационный тип развития предполагает преимущественную ориентацию всех звеньев и сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве товаров и услуг, в перераспределении форм и методов регулирования по результатам воздействия.
6. Исследование выявило количественный и качественный рост научных кадров в высших учебных заведениях, занятых проблемами инновационного характера. При этом особо следует отметить увеличение числа студентов, привлекаемых к данной проблематике. Инновационный потенциал вузов является значительным фактором повышения уровня конкурентоспособности региональной экономики. Изменение роли человека в производстве диктует необходимость нового подхода к подготовке специалистов разного
144
уровня: специалист должен обладать не только самостоятельным экономическим мышлением, но и высоким интеллектуальным потенциалом, способным к генерации инноваций и использованию их в реальном секторе экономики. Таким образом, структуры образования несут в себе функции, заключающиеся в единстве двух предпосылок реформирования системы образования: собственная эффективная инновационная деятельность и подготовка специалистов, «открытых» или адаптированных к инновациям. В связи с этим, важное место занимают программы, нацеленные на сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы, сохранение научных школ, развитие инновационной деятельности вузов.
7. В связи с дефицитом бюджетных средств и прикладного значения региональных программ для конкретных территорий, в работе предложено финансирование научных исследований осуществлять, прежде всего, из региональных источников.
8. Значимость целенаправленного воздействия на формирование инновационной системы, способствующей качественному реформированию реального сектора экономики, делает необходимым широкое участие государства в этом процессе. Следовательно, основной регулятивной функцией государства в этой области является стимулирование нововведений путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечение ее восприимчивости к достижениям отечественного и мирового научно-технического прогресса.
9. Несмотря на количественное превосходство фирм-инкубаторов, ядро эффективной инновационной системы образуют научные парки с исследовательским университетом в центре и сообществом малых инновационных фирм, в том числе рисковых. Исследовательские университеты представляют собой крупнейшие центры мировой науки, одну из форм организации фундаментальных исследований, особый тип высших учебных заведений, функциональной специализацией которых выступает производство новых знаний и подготовка уникальных специалистов высочайшего класса, обладающих творческими способностями и умеющими найти оптимальное решение в не¬предсказуемой ситуации в условиях спонтанности научно-технологического
145
развития.
10. Стабилизация экономики региона, устойчивый подъем промышленного производства и агропромышленного комплекса достигается путем перевода экономики региона на инновационный путь развития на основе широкой реализации результатов научных исследований и разработок в области создания со временных интенсивных технологий, выпуска наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Это требует огромных инвестиций как внутренних, так и внешних. Инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизм поддержки приоритетных инновационных программ-проектов, является важнейшей составной частью региональной социально-экономической политики. В этих программах следует четко и адрес¬но определить и разработчиков, и исполнителей. С учетом критического со¬стояния экономики инновационная политика современных рыночных реформ может способствовать развитию научно-технического и кадрового потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции.
Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются за¬дачи повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в конкретно указанные наукоемкие отрасли, обеспечивающие рост производи¬тельности труда.
Механизм реализации региональной политики предполагает создание Концепции региональной инновационной политики, предусматривает постановку цели, выбор стратегии, модели, методов и инструментов реализации инновационной политики в регионах. Предусмотренные Концепцией мероприятия должны быть распределены во времени, дифференцированы по ви¬дам деятельности, соотнесены с реальной экономической ситуацией в целом по стране. Данная Концепция должна быть подкреплена теоретическим анализом социально-экономических и политических условий, мерами организационного, институционального, научно-технического характера.
12. Государственная поддержка региональной инновационной системы и возможности регулирования инновационных процессов позволили сделать выводы о том, что Ставропольский край имеет необходимые предпосылки для разработки комплексной модели инновационного экономического роста. Одним из решающих факторов региональной инновационной политики могут выступить, в первую очередь, инновационные ресурсы образовательных структур. При этом инновационные проекты структур образования должны учитывать региональные особенности, экологоэкономическую эффективность и максимальную возможность экологической защиты Северо¬Кавказского региона.
13. Усовершенствование механизма формирования инновационного потенциала структур образования позволило сформулировать основные задачи по его комплексной реализации и разработать методику качественной оценки деятельности вузов и их классификации.
Построение схемы отношений структур образования и сферы реального производства, учитывающей региональные особенности, заинтересованность в использовании потенциала высшей школы, инновационную политику в области науки, выполненное в ходе диссертационного исследования, позволило разработать методику перевода количественных значений признаков в их качественные аналоги для заданного числа качественных уровней (градаций качества).
14. Тщательный анализ, проведенный в процессе работы, позволил создать структурно-логические модели целей и задач научно-инновационной деятельности в вузе и реформирования инновационной деятельности высшей школы.
По результатом выполненной работы сформулированы основные задачи инновационного развития Ставропольского края и на их основе определены направления региональной инновационной и научно-технической политики, предложены рекомендации по созданию инновационной системы края на базе инновационного потенциала образовательных структур.
Основные положения и результаты диссертационной работы имеют прикладную направленность и применимы при разработке и реализации региональной инновационной политики, а также могут быть положены в основу дальнейших исследований проблем формирования инновационного потенциала образовательных структур, разработки и реализации государственной инновационной политики.
148
1. О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок: Постановление Правительства РФ от 17.04.95 г. № 360 // Регионология. - Саранск, 1995. № 2. - С. 87-90.
2. О состоянии и направлении работы Госкомвуза России с субъектами РФ в области высшего профессионального образования. Гос. ком. РФ по высш. образ. - М., 1994. - С. 28
3. Оценочный доклад: научно-техническая и инновационная политика - Российская Федерация - М., 1993.
4. Письмо «Рекомендации по созданию университетских комплексов» от 09.11.2001 №17-55-99ин/17-11 // Нормативно-правовая система для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций. Издательство «Советник бухгалтера». - 2003. - 2 квартал.
5. Порядок финансирования подведомственных высших учебных заве¬дений, привлекаемых к разработке и выполнению региональных научно¬технических программ с использованием средств Госкомвуза РФ. // Регионо- логия. - Саранск, 1995. № 1. - С. 160-169.
6. Правовое регулирование инновационной деятельности в высшей школе России. Методические рекомендации. Научный центр при Госкомвузе России. - М.: Красная гора, 1995.
7. Программа "Университеты России". Направление и развитие университетов в условиях рыночной экономики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 283с.
8. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальных исследований на 1997-2000 г.г.» // Поиск. - М., 1996. № 40. - С. 4-5.
9. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ //Российская газета. - 1996. - 3 сент.
10. Абдулов А.Н., Кулькин A.M. Фонды поддержки науки в России. // Вестник РФФИ. -М., 1997. № 1. - С. 46-51.
149
11. Аитов Н.А. Высшее техническое образование в условиях НТР - М.: Высшая школа, 1983.
12. Анахов М.В. Отбор проектов для реализации в структуре технологического парка. //Реформа в России и проблема управления: Материалы на¬уч. конф. молодых ученых и студентов ГАУ. Секц. 1. - М., 1996. - С. 6-7.
13. Анчишкин А.И. Наука - техника - экономика. М.: Экономика, 1986.
14. Аньшин В.М., Коновалов A.M., Некрасов С.П. и др. Об основных направлениях государственной научно-технической политики. СПб, "Нев¬ский курьер", 1993.
15. Афанасьев П.О. Финансирование высшей школы в Англии: Мате¬риалы по итогам поездки в Лондон (январь 1996 г.). // Международное научное сотрудничество. - М.: СПб., 1996. № 3. - С. 21-23.
16. Балабанов В.Н. Некоторые проблемы научно-технического прогресса и подготовки инженерных кадров. Дальневост. гос. академия путей со¬общения. - Хабаровск, 1994. - 31 с.
17. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. -
304 с.
18. Балашев Г.В., Беляков С.А., Виноградов Н.М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. //Санкт-Петербургский ун-т экономики и финансов. - СПб, 1996 - 131 с.
19. Башин М. Л. Финансовая стратегия в сфере науки // Финансы. - М., 1995. №1. - С. 52-54.
20. Бельков А.В. Механизм корпоративных стратегий управления инновационной деятельностью. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экон. и финансов, 1997. - 19 с.
21. Беляков С. А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1996 - 24 с.
22. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований / Пер. с англ. - М.: АОЗТ «Интер¬
150
эксперт», 1995. - 342 с.
23. Бетухина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики, Кишинев, 1990.
24. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. - М., 1996. № 3. - С. 22¬33.
25. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт: Современная практика и документация. Учеб.-практ. пособие. / Под общ. ред. В.М. Попова. Изд. 4-е. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 423с.
26. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практич. пособие./ Под ред. И.А. Иванниковой. - М.: Эксперт-бюро - М, 1997. - 111 с.
27. Бикчантаева Д.К. Формирование новой политики доходов универ¬ситетов в условиях перехода к рыночной экономике. // Развитие университе¬тов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. /Гос. ком. РФ по высшему об¬разованию. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 170-181.
28. Блиоков Е.Н. Концепция оценки эффективности НИОКР и ценооб-разования на научно-техническую продукцию, концепция внебюджетного возвратного финансирования. /Ин-т экономики РАН. - М., 1995. - 110 с.
29. Буланцева Л.В. Роль и место научно-технологических парков в цепи "наука - производство". (МАИ). Высшая школа. - С. 39-50.
30. Валуев С.А. Организационное обеспечение систем управления на¬учными исследования вуза. М. Высшая школа, 1983. - с. 111.
31. Варшавский А.Е., Варшавский Л.Е. Экономические и социальные проблемы сохранения науки России. //Экономика и мат. методы. - М., 1995. - Т. 31. Вып. 3. - С. 34-49.
32. Васильев Ю.С., Кинелев В.Г., Колосов В.Г. Инновационная полити¬ка высшей школы России. Концепция и программа действий. СПб ГТУ, 1995.
33. Васин В. А., Миндели Л. Э. Методологические аспекты формирования национальной инновационной системы: проблемы, пути их решения //
151
Инновации. - 2004. - N 6. - С. 3-7.
34. Вовненко Г.И. Проблемы формирования информационного общест¬ва в России. //Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - Ярославль, 1995. - С. 120-124.
35. Высшее образование в современных условиях // Матер. всерос. на- уч.-метод. конф. Санкт-Петербург. Ч. 1, 2. - СПб.: Изд-во С-Пб государствен¬ного университета, 1996.
36. Гершафт М.В., Богданов А.Г. Использование различных форм хо-зяйствования и приватизации в экономической деятельности университетов. Их взаимодействие с элементами рыночной структуры // Развитие универси¬тетов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. / Гос. ком. РФ по высшему образованию. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 190-200.
37. Глисин Ф., Малов Н. О расчете динамики затрат на науку в услови¬ях инфляции. //Вопросы статистики - М., 1995. № 2. - С. 12.
38. Голик Н.И., Чернов С.А. Интеллектуальный продукт как фактор формирования новых сегментов рынка высших технологий. // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1996. № 3.- С. 7-14.
39. Грецов В.К. Информационное обеспечение прогнозирования разви¬тия науки и техники. - М.: ИПК ИР, 1984. - 34 с.
40. Давыденко Л.Н., Воробьева Е.М. Интеграция вузовской науки и производства. - Минск, 1987. - 155 с.
41. Дежина И. Финансирование российской науки: новые формы и ме-ханизмы. //Вопросы экономики. - М., 1996. № 10. - С. 78-88.
42. Дежина И.Г. Зарубежные программы и фонды в российской науке: динамика развития //Общество и экономика. - М., 1996. № 7. - С. 67-77.
43. Дежина И.Г. Помощь науки в регионах: цель или средство. //Вестник РФФИ. - М., 1997. № 2. - С. 18-24.
44. Дежина И.Г. Финансирование науки в регионах: новые источники и подходы. //Вестник РФФИ. - М., 1995. № 3. - С. 24-30.
152
45. Дешко И.П. и др. Инфраструктура информатизации высшей школы России. Центры НИТ. //Обзор информ. МУМЦ "НТО", МГТДиЮ, фонд "Дар", - М., 1992. -28 с.
46. Дмитриев М.Г., Ахременков А.А. Инвестиции в образовании и ус-тойчивое региональное развитие. //Проблемы информатизации высшей шко¬лы. - М., 1996. №1,- с. 31-32.
47. Дурнов А.В., Марон В.М., Атоян В.Р. и другие Инновационная дея-тельность высшей школы как основа развития экономики региона //Инновации в российском образовании. - М.: Издательство МГУП, 1999. - С.63
48. Ерошин В.И. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика. - М, 1996. № 5. - С. 55-59.
49. Ефимова Е.Г. Некоммерческий маркетинг в управлении высшей школой США //Вести. Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономи¬ка. - СПб., 1994, Вып. 2. - С. 105-.107.
50. Жильцов Е.Н. Методологические основы финансово¬экономического механизма функционирования высшей школы. // Социальные цели и социальная реформа. /Ин-т экономики РАН. - М., 1994. - С. 176-184.
51. Жильцов Е.Н., Зуев В.М., Колосова Р.П. Коммерциализация высше¬го образования в России: возможности и границы. //Вестник Моск. ун-та. Сер.
6. Экономика. М., 1993. № 6. - С. 59.
52. Журавлев В. А. Университет и региональная интеграция. "Регионо- логия". 1995. №2. -С. 79-82.
53. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. - С. 14
54. Заседателев О.В. Некоторые вопросы управления инвестиция- ми.//Вопросы экономики и конверсии. - М., 1996, Вып. 2. - С. 68-74.
55. Злобин Н.С. Изменение роли и места науки в мировом социально-историческом процессе. //Социальная динамика современной науки. - М. 1995. - С. 176-188.
153
56. Зуев В.М. Социально-экономические условия формирования ре-гиональных комплексов высшей школы. - М.: Магистр, 1995. № 6. - С .1-3.
57. Зуев В.М., Вороний А.А., Джалалалов С, Пусеев В.К. Организаци¬онно-экономический механизм региональных систем высшего образования. - М. НИИВО, 1995.
58. Ивахник В.Г., Богачев Е.Н., Островский А.С. и др. Разработка меха¬низма формирования базовой модели технопарка в системе ВШ (на примере Истринского и Костомыкшского РНТК). МГГУ. Отчет по МНТП "Техно¬парк", 1993.
59. Ивахник В.Г., Богачев Е.Н., Рачок В.М. и др. Создание объединен¬ного научно-промышленного парка высшей школы Российской Федерации (на примере Истринского региона Московской области). МГИ, Отчет по МНТП "Технопарк", 1992.
60. Ивахник В.Г., Богачев Е.Н., Скурыдин Б.И. и др. Результаты инно-вационной деятельности на 1995 год. МГГУ. Отчет по МНТП "Технопарк и инновации", 1995.
61. Ивахник В.Г., Скурыдин Б.И., Христолюбов В. Д. и др. Реализация инновационных проектов, разработанных в технопарковом комплексе. МГГУ. Отчет по МНТП "Технопарк", 1994.
62. Ильяхинская Г.В. Развитие инновационной деятельности в высшей школе. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Вып. 1-2. 1995.-С. 29-38.
63. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и про¬грамма действий. /Ю.С. Васильев и др. - СПб., 1995. - 66 с.
64. Инновационная политика высшей школы России: концепция и про¬грамма действий. /Санкт.-Петербург. гос. техн. ун-т. - СПб., 1995. - 66 с.
65. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. Изд. 2-е, пере- раб. и доп. под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН, 1998. - 567с.
66. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д.
154
Ильенковой. - М.: Банки и биржи, 1997. - 327 с.
67. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). Под ред. Рудаковой И.Е., М. Изд-во МГУ, 1991.
68. Интеграция университетов России в общемировую систему универ-ситетского образования и науки. - М., МГУ, 1994. - 302 с.
69. Интенсификация творческой деятельности студентов. - Казань,: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 194 с.
70. Калашников В. А. Словарь рыночной экономики. - М.: ИВЦ «Мар¬кетинг», 1993. - 56 с.
71. Камаев В. Д. Исследование структуры фондов накопления и потреб¬ления производственных подразделений университетов. //Развитие универси¬тетов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. /Гос. ком. РФ по высш. об¬раз. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 165-169.
72. Карганов С. А. Измерение эффективности инвестиций в нововведе¬ния. - СПб., 1996.-82 с.
73. Качак В.В. Научно-технический потенциал высшей школы и его использование для развития малого предпринимательства и подготовки кад¬ров в области инновационной деятельности //В сб.: Научно-технологические парки высшей школы: инновационный этап развития. Москва-Тверь, 1995.
74. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избран¬ные произведения. - М.: Экономика, 1993. -Гл. 24.
75. Кликунов Н.Д. Принципы функционирования японской системы образования и ее экономические особенности. //Магистр. - М., 1994. № 4. - С. 50-59.
76. Ковтуненко А. Кредитно-инвестиционное обеспечение научных проектов. //Экономист. - М., 1995. № 1. - С. 81-87.
77. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. - Минск: БГЭУ,
1997. -191 с.
78. Колосов В.Г., Коновалов A.M., Некрасов СП. и др. Об основных на-правлениях государственной научно-технической политики. - СПб.: Невский
155
курьер, 1993.-С. 193.
79. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению. - М.: Информэлектро, 1989.
80. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях: В 2-х ч. Под ред. О.П. Нестеренко, Ю.А. Сидорова.
- М.: МАИ, 1992.
81. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе.//Рос. НИИ систем, интеграции. М., 1993. - 71 с.
82. Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе. //Общественные науки и современность. 1996. № 6. - С. 101-110.
83. Кроль В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира.//Высшее образование в России. - М., 1996, № 4 - С. 22-30.
84. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. - М.: Ступень, 1996. -
290
85. Кураков Л.П. Индустрия образования: состояние, перспективы. - М.: Республика, 1996. - 204 с.
86. Кураков Л.П., Ефремов Л.Г. Экономика и образование в регионе // Прогнозирование социально-экономического развития регионов в условиях рынка. - Чебоксары, 1996. - С. 81-91.
87. Кураков Л.П., Полостов Л.Н. Организационный и экономический механизмы управления университетов. //Чувашский государственный уни¬верситет. - Чебоксары, 1994. - 35 с.
88. Кутейников А. А. Искусство быть новатором. - М.: Знание, 1990.
89. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Ин-новационность хозяйственных систем. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.
90. Левицкий М.Л., Итин Ю.К. Финансирование высшей школы Рос¬сии: проблемы и перспективы. //Магистр. - М., 1997. № 2. - С. 69-78.
91. Лившиц В.Б. Стратегия оздоровления экономики системы образо¬
156
вания. // Магистр. - М., 1996. № 4. - С. 14-23.
92. Лисовская Т.Ю. Финансирование науки в России и США в 1993- 1995г.г. //Природа. -М, 1995. № 11.-С. 13-19.
93. Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономи¬ки. - М.: Педагогика, 1989. -191 с.
94. Лобанов B.C. Основные направления информатизации высшей школы. // Бюллетень ассоциации российских вузов. 1993. № 7, 8. - С. 5-8.
95. Логинов В., Курнышева И. Финансирование научно-технической сферы. //Экономист - М., 1995. № 10. - С. 34-43.
96. Лукашевич И. Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волнововведений. //Вопросы экономики. - М., 1992. № 3.
97. Лурье С. А. Инновационный этап развития межвузовской научно-технической программы "Технопарк". Первые итоги // В сб.: Научно-технологические парки высшей школы: инновационный этап развития. Моск¬ва - Тверь. - М., 1995.
98. Макаркин Н.П. Университеты - национальное и мировое достоя¬ние. "Регионология". 1994. № 4. - С. 92-96.
99. Маркетинговая служба высшего учебного заведения: Организаци¬онно-нормативные материалы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского универ¬ситета экономики и финансов, 1993. - 32 с.
100. Матеров И. Факторы развития «новой экономики» в России // Эко-номист. - 2003. - №2. - С.7
101. Махонь И.Г. Финансы в системе экономического управления на¬учно-исследовательской деятельностью вузов: Автореф. к.э.н. Л.: Ленингр. фин.-эконом, ин-т, 1991. -16 с.
102. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринима-тельство: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1997.- 240 с.
103. Методические указания по оценке эффективности инвестицион¬ных проектов для их финансирования. - М.: Информэлектро, 1990.
104. Миндели Л.Э., Оглы Мусаев Э.Т. Анализ цикличности в развитии
157
научного потенциала - М.: ВИНИТИ, 1991.
105. Мирский Э.М. Управление и самоуправление в научно¬технической сфере. //Социс. - М., 1995. № 7. - С. 3-17.
106. Михайлова О.Б., Суворинов А.В., Суровов М.В., Фетисов Э.Н. Ос¬новные тенденции развития научного потенциала высшей школы России в 90¬е гг. - Москва - Ярославль, 1997.
107. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Н.Новгород.: Издательство ННГУ, 1997. - С.7
108. Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н.Новгород, 1995.
109. Наука России в цифрах - 2000. Статистический сборник. - М.: ЦИСН, 2000.-С.126
110. Наука России сегодня и завтра. Часть 2. //Научный потенциал: Структура, кадры, финансы. - М.: Фонд ГПНТБ, 1992. - С.107.
111. Наука России: 1993. //статистический сборник. - М.: Центр иссле-дований и статистики науки, 1994.
112. Научный и научно-технический потенциал (информационно-аналитический обзор).- М., 1995.
113. Научный потенциал вузов и научных организаций Госкомвуза России (под редакцией Ю.В. Шленсва): Стат.сб. /СЭНМЦ, - СПб., 1995.
114. Научный потенциал вузов ЮФО России. Стат. Сб./ГНУ «СЗНМЦ», СПб., 2004.
115. Никандров Н.Д. Российское образование на фоне экономики, со-циальной политики, культуры. //Магистр. 1995. № 6. С. 1-10.
116. Новая технология и организационные структуры. /Под ред. Пин- нигса, А. Бьютандяма. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1990.
117. Новые информационные технологии в образовании. // Обзор, ин- фор. НИИ высш. образования. - М., 1994. Выл. 5.
118. Новые информационные технологии в образовании: Вып. 5 // Кон-цептуальные основы и меджведомственная модель информатизации дополни¬
158
тельного образования. /НИИ высшего образования. - М., 1995. - 56 с.
119. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М., НИИВО, 1995.
120. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. //НИИ высшего образования. - М., 1995. - 100 с.
121. Орехов A.M. Интеллектуальная собственность в экономическом измерении. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - М., 1995. № 2. - С. 13¬
18.
122. Осипов М. А. Возрастание роли инфраструктуры вуза в условиях современного экономического развития. - СПб.: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1994. - с. 14.
123. Осипов М. А. Экономика и управление инфраструктурой вуза в но¬вых условиях хозяйствования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. /Ин-т соц.- экон. проблем РАН. - СПб., 1995. -18 с.
124. Перминов СБ., Петров А.И. Малые научно-технические фирмы (зарубежный и отечественный опыт). - М.: Знание, 1990.
125. Пиния Л.К. Формирование ресурсной базы вузовской науки - М.: МГУ, 1993.
126. Полищук Н.А. Финансирование научно-технических разработок в условиях становления рыночных отношений // Экономика строительства. - М., 1995. №10.-С. 18-20.
127. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454с.
128. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социаль¬ные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989.
129. Проблемы модернизации образования: региональный контекст: Монография / Рук. авт. Коллектива В.Н. Грузков. Отв. Редакторы: В.Н. груз- ков, Д.Е. Давыдянц. - Ставрополь: Сервис-школа, 2003. - 329 с.
130. Пучков Л. А. Новые формы сотрудничества МГГУ с производст¬вом. АО ВСЗ, "Сталелитейщик", 1995. № 21.
159
131. Радченко М.В. Проблемы внедрения информационных технологий в образовательный комплекс региона // Устойчивое развитие региона в усло¬виях экономической интеграции России в мировое хозяйство: Материалы 49 научно-методической конференции «Университетская наука - региону» - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.-258 с., 199-200с.
132. Радченко М.В. Инновационная деятельность в вузе: сущность и проблемы // Экономико-правовые вопросы инновационной деятельности высших учебных заведений: Труды международной конференции. - Улья¬новск: Изд-во УлГУ, 2004.-96с. 28с.
133. Радченко М.В. Интеллектуальная собственность и инновационная деятельность в учреждениях образования и науки // Устойчивое развитие ре¬гиона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство: Материалы 50-й юбилейной научно-методической конференции «Универси¬тетская наука - региону» посвященной 60-летию Победы в Великой отечест¬венной войне. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.-334с. 253-257с.
134. Радченко М.В. Пути активизации инновационной деятельности ву¬зов // Ломоносов-2005: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-13 апреля 2005 г. Сборник тезисов. Том II / Гл. ред. В.Л. Сидоренко. - М.: Издательство МГУ, 2005. - 336с. 740с.
135. Радченко М.В. Роль вузов в развитии инновационной экономики региона // Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 250с. 191-192
136. Радченко М.В. Совершенствование системы управления иннова¬ционной деятельностью в высшей школе// Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 250с. 189-191
137. Рекомендации Всероссийской и научно-практической конфе¬ренции "Интеграция региональных систем образования", г. Саранск, 16-18 мая 1995г. "Регионология". 1995. № 2. - С. 54-64.
138. Роговский Ю.М. Экономическая реформа в сфере образования //
160
Магистр. 1996. № 4. - С. 1-4.
139. Руководство пользователя и методические рекомендации для фор-мирования электронных форм инвестиционных и инновационных проектов / Организация ООН по промышленному развитию; Программа развития ООН. - Минск, 2001. - 21с.
140. Рязанов В.Т., Григорьев И.Н., Савельева З.А. Валютные фонды российских университетов: организационно-экономические условия их фор-мирования. // Развитие университетов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. //Гос. ком. РФ по высш. образ. - М.: Изд-во МГУ, 1994 - С. 154-164
141. Савельев К., Момот А., Кагерманьян В., Леньков Р. Проектируется и действует (о системе координационного управления НИРС - НТТУМ) //Высшее образование в России. 1995. № 2. - С. 45-63.
142. Савин А. А. Развитие АСУ-ВУЗ нового поколения в современном хозяйственном механизме. Автореф. дис. к.э.н. /Экономико-статист, ин-т.-М., 1994-23 с.
143. Санто Б. "Инновация как средство экономического развития". Пер. с венг. М: Прогресс, 1990.
144. Совершенствование организации и методического обеспечения на¬учно-исследовательской работы студентов. // Сборник науч. трудов. - М., 1986. 191с.
145. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова М.М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. - СПб.: ГУЭФ, 1997. - С.19
146. Статистика науки и инноваций. /Краткий терминологический сло¬варь. Центр исследований и статистики науки. - М., 1996.
147. СТБ 1061-97. Инновации и инновационная деятельность: Термины и определения. - Группа ТОО /Госстандарт. - Минск, Б.г. - 9с.
148. Стерликов Ф.Ф. Экономика научной деятельности университетов в условиях перехода к рынку. //Развитие университетов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. /Государственный комитет РФ по высшему образованию
- М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 141-148.
161
149. Суворинов А. В. Инновационный потенциал высшей школы // Ма-териалы научно-практической конференции/ - Минобразование России. - М.: Тверской ИнноЦентр, 2001. - С.246
150. Татаркин А.И. Технополисы - зоны экономического роста. //Вестник РАН. Т. 66. - М., 1996. № 6. - С. 499-506.
151. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями, М.: Экономика, 1989.
152. Тихонов А.Н., Сергеев С.К. Опыт инновационной деятельности ву¬зов государственного комитета Российской федерации по высшему образова¬нию. // В сб.: Инновационная деятельность вузов. - СПб.: АО «Трансфер», 1995.
153. Тихонов А.Н., Сергеев С.К. Опыт инновационной деятельности ву¬зов государственного комитета Российской федерации по высшему образова¬нию // В сб.: Инновационная деятельность вузов. - СПб.: АО "Трансфер", 1995.
154. Толкушин А.В. Проблемы финансирования НИОКР в России и странах СНГ //Финансы - М., 1995. № 1.. с. 48-51.
155. Толстов Л.Н. Региональные проблемы финансирования науки и образования. //Прогнозирование социально-экономического развития регио¬нов в условиях рынка. - Чебоксары, 1996. - С. 93-96.
156. Третьяков В.О., Емельянов Б.В. Вузовский конкурс грантов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - М., 1997. № 1. - С. 187-195.
157. Уайт П. Управление исследованиями и разработками / Сокр.пер.с англ.под ред. Д.Н. Бобрышева - М: Экономика, 1982. - с.23
158. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент. - М.: АКАЛИС, 1996. -
207с.
159. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО Бизнес- школа Интел-Синтез, 2000. - С.319
160. Фишер С., Дорыбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело. 1993.
162
- 829 с.
161. Фролов Ю.Н. Государственное планирование науки. - М.: Мысль,
1998. - 191 с.
162. Хозрасчет в сфере науки: Нормативные и методические материа¬лы. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 320 с.
163. Холод Н.И. Математические методы анализа и планирования. - Минск: Ураджай, 1989. - 158 с.
164. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение, М.: Луч, 1992. Цветков А.Н. Государственный организационно-экономический меха¬низм научно-технических нововведений. - СПб.: ГИЭА, 1997. - С.5
165. Хэйр П., Лугачев М.И. Финансовый кризис в российском высшем образовании. // Вестник Моск. университета. Серия 6. Экономика, 1996, №5.
166. Шаповалов В. А. Высшее образование: современные модели, пер-спективное развитие. - Ставрополь, 1996. - 74 с.
167. Шленов Ю.В. Грантовая модель финансирования научных иссле-довании в высшей школе. СПб УЭФ, 1994.
168. Шленов Ю.В. Планирование и организация исследований в выс¬шей школе. СПб УЭФ, 1995.
169. Шленов Ю.В. Финансирование и организация инновационной дея-тельности высшей школы как фактор ее стабильности. // Санкт- Петербургский ун-т экономики и финансов. - СПб., 1995. - 14с.
170. Шукшунов В.Е. Российские технопарки: вчера, сегодня, завтра. Доклад на VI Международной конференции по технопаркам. Санкт- Петербург, 1995.
171. Шумпетер И. Теория экономического развития, М.: Прогресс,
1982.
172. Экономико- математические методы и прикладные модели /Под ред. В.В.Федосеева, ЮНИТИ, М. 1999. - 392 с
173. Ягудин С.Ю. Малые фирмы инновационной деятельности первич¬ных организаций ВОИР / Теория и практика изобретательства и рационализа¬
163
ции и патентно-лицензионной работы. М.: Российский Дом знаний, 1991.
174. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. М: Академия народного хозяйства, 1994. - С.109-111.
175. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и ин-новационной деятельности. - СПб.: Питер, 2001. - С.312
176. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М., 1974. - 586 с.
177. Shumpeter Josef A. Business Cycles. A Theoretical, Historical and Sta-tistical Analysis of the Capitalist Progress. Vol. I-II. N.Y.; L., 1939.
178. Blair M. Ownership and Control: Rethinking Corporate Government for the Twenty - First Century. - Wash., 1995, Ch. 6.
164