Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История Казанской Соборной мечети в позднесоветскую эпоху (1970- 1990-е гг.

Работа №40864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Введение
Глава I. Казанская Соборная мечеть как религиозный институт в
позднесоветскую эпоху 8
1.1. Деятельность мечети 8
1.2. Контроль над деятельностью мечети со стороны Советского
государства 15
1.3. Структура управления Казанской Соборной мечети 18
1.5. Формы работы с прихожанами 27
1.6. Работа Казанской Соборной мечети с иностранными религиозными
объединениями и организациями 31
Глава П.Имамы Казанской соборной мечети 37
2.1. Габделхабир Яруллин 37
2.2. Вафа Гилязиев 41
2.3. Ахмадзаки Сафиуллин 44
2.4. Содержание пятничных и праздничных проповедей, как отражение
эпохи 48
Заключение 53
Список источников и литературы 56



Мечеть «Аль-Марджани» или Казанская Соборная мечеть была построена во второй половине XVIII века. В советское время она была религиозным центром города. Мечеть находилась на грани ликвидации в 1930 гг и в 1967 гг. В 1930 гг. началась гонения мулл, священнослужителей. Особый вклад в развитии мечети в годы репрессий внес временно исполняющий обязанности имама М.Сабитов. Когда пришли закрывать Казанскую Соборную мечеть, Мустафа хазрат пожертвовал своим домом, чтобы сохранить мечеть для верующих.
Казанская Соборная мечеть была единственным мусульманским центром в Казани, она не закрывалась в шведское время и продолжает работать сегодня. Поздний советский период мало изучен историками и требует углубленного рассмотрения.
В 1970-1990 гг. имами мечети служили Габдельхабир Яруллин (1967 - 1994 гг.), Вафа Гилязиев (1972-1975гг.), Ахмадзаки Сафиуллин (1978-1995 гг.), Талгат Таджутдин (1974-1978) гг.. Талгат хазрат среди них был самым молодым имамом. В 1960 гг. он посещал частные уроки Ахмадзаки Сафиуллина, затем поступил в духовное училище «Мир-Араб», получил образование в Каирском исламском университете, и уже после окончания учебы Талгат хазрат работал имамом в Казанской Соборной мечети .
Таким образом, объектом исследования является история Казанской Соборной мечети в 1970-1990 гг.
Предмет исследования - роль Казанской Соборной мечети в поддержании и развитии ислама в советское время.
Цель данной работы изучение деятельности и особенностей функционирования Казанской Соборной мечети в позднесоветский период (1970-1990 гг.)
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать представление о деятельности мечети, структуре управления и финансовом положении Казанской Соборной мечети.
2. Выявить наиболее существенные моменты в взаимотношениях между государством и мечетью
3. Рассмотреть вклад имамов в развитие мечети.
Источниковая база исследования.
В работе были использованы материалы из Национального архива Республики Татарстан, из Центрального государственного архива историкополитической документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ), фонд Татарского Обкома КПСС (документы уполномоченного совета по делам религии при Совете Министров по Татарской АССР). В документах фонда Татарского Обкома КПСС можно найти краткие отчеты о прохождении религиозных праздников в 1970-1980 гг, а также письма и заявления исполнительного органа мечети, отчеты и справки ревизионной комиссии о проверке деятельности Казанской Соборной мечети за 1983-1986 гг.
В данной работе также использовались официальные документы, такие как декрет СНК о регистрации религиозных объединений 1923 года , Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» , «Международный пакт о гражданских и политических правах» (International Covenant on Civil and Political Rights), который был ратифицирован Верховным Советом СССР в 1973 году, и вступил силу только в 1976 году.
Среди источников важное место занимает интервью, взятое автором дипломной работы у заместителя ректора медресе Мухаммадия, внука Габдельхабира хазрата - Наиля Яруллина .Он приводит сведения о деятельности Казанской Соборной мечети в 1980 гг., которые нет в архивах. Наиль хазрат, наряду с другой информацией, рассказал о распространении среди верующих сфотографированных сур Корана ввиде книги. Эти книги можно было найти на рынке.
Степень изученности темы.
В книге Р.Р. Салихова, Р.Р. Хайрутдинова «Исторические мечети Казани» рассказывается о мусульманских зданиях, которые были построены XVIII-XIX вв. и работали до 1930 гг. Особое место в этой книге занимала Казанская Соборная мечеть, которая продолжала работать, несмотря на давление властей. Здесь также кратко говорится о деятельности имамов за 1970-1990 гг.
Следующая книга «Власть и религия в Татарстане 1940-1980 гг.» . В ней подробно описаны взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Автор данной
книги , Ибрагимов Р.Р., опираясь на источники, поэтапно рассматривает развитие религии в ТАССР. В первый этап он включает послевоенные годы с 1945 до начала 1953 гг. ,второй этап - это период оттепели с 1953 до 1964 гг., и последний этап - это период застоя с 1964 до 1980 гг., когда уже начинается улучшаться положение религии и священнослужителей.
Деятельность второго имама Казанской Соборной мечети Ахмадзаки Сафиуллина затронута в сборнике Н.Р.Сабирова, Р.А. Ибрагимова «Эхмэдзэки хэзрэт Сафиуллин турында хатирэлэр» (Воспоминания о хазрате Ахмадзаки Сафиуллине). Авторы, на основе интервью с родственниками и близкими хазрату людьми, рассказывают о жизненном пути имама. Они делят биографию на две части. В первой части пишут о детстве Ахмадзаки хазрата, а во второй части затрагивают тему о его
педагогической деятельности, пишут о шакирдах которые получили знания у хазрата в 1960-1970 гг.
Наиболее важные сведения о Казанской Соборной мечети имеются в книге бывшего казыя ДУМ РТ Габделхака Саматова «Милэтебездэ Ислам дине» (Ислам в жизни татарского народа). В этой книге есть списки шакирдов Казанской Соборной мечети, которые получили духовное образование в единственном в то время в медресе «Мир-Араб». Также Габделхак Саматов рассказывает о религиозных деятелях, работавших в Казанской Соборной мечети в 1930-1990 гг.
Сведения о проповедях 1970-1990 гг. есть в книге В.Якупова «Габдельхэбир хэзрэт Яруллин. Жрмга вэ гает вэгазьлэре» (Габдельхабир хазрат Яруллин. Пятничные и праздничные проповеди). Автор знакомит читателей с основными идеями имамов, которые они излагали во время пятничных и праздничных проповедей. В книге также дается краткая информация о самом Габделхабире Яруллине.
Из зарубежных авторов можно выделить труд американского социолога У.Флетчера “Советские верующие” Он, на основе анализа и опроса советских социологов, приводит возрастной состав верующих, которые участвовали в разных религиозных мероприятиях.
В данной работе были использованы материалы периодической печати. По объему материалов выделяются газеты “Новое слово”(Яца CYз) и “Советская Татария” В этих газетах дается информация о посещении Казани представителями мусульманских организаций из стран Востока, а также постановления местных органов власти.
Хронологические рамки исследования включают 1970-1990-е годы. Если в начале 1970 гг. власти держали под контролем религию, то во второй
половине 70 года после принятия Советским государством международного пакта о гражданских правах в 1976 году, религиозные деятели стали выступать с требованиями открыть мечети и медресе в Казани. Таким образом, хронологически в исследовании можно выделить два периода - с начала 1970-х до 1976 года и с 1976 - до начала 1990-х годов. Исследование не затрагивает подробно эпоху Перестройки, когда религиозная жизнь мусульман перестает быть объектом репрессий со стороны властей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы данной работы может быть использованы при преподавании курса Ислама в России, а также при написании научных работ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, Казанская Соборная мечеть не прекращала свою деятельность на протяжении всех лет Советской власти. Она стала символом для мусульман Татарстана в советское время. Благодаря религиозным деятелям, таким как Габделхабир Яруллин, Закария Минвалеев в 1970-е гг. был проведен ремонт здания. Был обновлен минарет мечети, отремонтирована женская тахаратхана.
Хозяйственными и финансовыми вопросами занимался исполнительный орган (мутавалият). Он состоял из 20 человек. Они выбирали председателя исполнительного органа. А проверку деятельности мечети осуществляла ревизионная комиссия в составе 3 человек. Имам являлся неофициальным лидером. Он нес ответственность за качественную работу с прихожанами.
В 1965 году был создан Совет по делам религии, его Уполномоченный вел контроль за деятельностью Казанской Соборной мечети. Он составлял отчеты по праздникам “Курбан байрам” “Ураза байрам”, несколько раз в его отчетах затрагивался вопрос о закрытии мечети.
В 1960 гг. учеба в медресе была затруднена, и ограничена рядом условий. Уполномоченный Совета по делам религии запретил оказывать помощь шакирдам. Также под давлением властей в медресе “Мир-Араб” вышел приказ об отчислении шакирдов
Но уже во второй половине 1970 гг. улучшилось положение шакирдов. Казанская Соборная мечеть отправляла материальную помощь шакирдам. В 1979 году в Бухаре образование получили Гусман Исхаков, Камиль Бикчентаев, Габдулхамит Зиннатуллин, Юнус Набиуллин. Они получали дополнительную стипдендию от ДУМЕС.
Несмотря на ограничения Уполномоченного Совета по делам религии, в 1975 году мечеть получила разрешение использовать громкоговоритель во время азана.
Также затрагивали вопрос о возвращении здания бывшего медресе при мечети Марджани в ведение религиозного объединения Казанской Соборной мечети. Однако этого не позволяла статья 10 (Постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР “о религиозных объединениях”) Согласно по этой статье “каждое религиозное объединение могло пользоваться только одним молитвенным зданием”. Данный вопрос был решен лишь в 2003 году.
В 1980 году на заседании ДУМЕС обсуждался вопрос о пенсионном обеспечении религиозных деятелей, оставивших службу по состоянию здоровья. Вопрос был решен в 1990 гг.
В конце 1980 гг. началось массовое строительство мечетей. Казанская Соборная мечеть не осталавась в стороне. Члены мутавалията финансировали строительство новых мечетей.
Прихожане активно посещали мечеть. Большинство верующих были преклонного возраста. В конце 80-х гг. мечеть стали посещать женщины, религией стала интересоваться молодежь.
Мечеть активно принимала иностранные делегации. В основном это были представители стран Ближнего Востока, Африки, были гости из Западной Европы. Ответственными за прием иностранной делегации выступали имамы и исполнительный орган Казанской Соборной мечети.
В проповедях важно местое занимала гражданская проблематика, воспитание детей, намаз, значение веры и мечети в жизни мусульманина. Имамы призывали верующих уважать родителей и старших. Многие проповеди были связаны пропагадной социалистических взглядов и ценностей. В этих проповедях говорилось, что “людям запрещается использовать чужой труд”, и человек должен трудится на заводах и в совхозах.
Авторитетными имами в Казанской соборной мечети в то время были Г абдельхабир Яруллин, Ахмадзаки Сафиуллин. Они оба получили знания в дореволюционных медресе. Г абдельхабир хазрат арабский язык знал слабо, а уровень владения арабским языком Ахмадзаки хазрата была лучше, он преподавал его своим ученикам.
Другие имамы, Т.Таджутдин, В.Гилязиев окончили медресе “Мир- Араб”. После окончания учебы Т.Таджутдин поступил в Каирский университет. По сравнению Г абдельхабиром хазратом и Ахмадзаки хазратом, Талгат Таджутдин владел арабским языком в совершенстве. Он, наряду с другими имамами, принимал иностранные делагации в Казанской Соборной мечети.
Имамы выступали на разных международных исламских конференциях вместе с другими священнослужителями крупных соборных мечетей СССР. На многих международных конференциях Казанскую Соборную мечеть представляли имамы Г абдельхабир Яруллин и Ахмадзаки Сафиуллин. Габдельхабир хазрат в своих выступлениях подчеркивал необходимость единства мусульман с последователями других религий в борьбе против происков империализма, являющихся преградой естественному развитию человечества. Благодаря таким мероприятиям укрепляли дружественные отношения Казанской Соборной мечети с другими странами и религиозными объединениями СССР.
В целом, деятельность Казанской Соборной мечети в позднесоветский период была ограничена лишь теми возможностями, которые предоставляла Советская власть верующим мусульманам.



1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Фонд уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР по ТАССР (ф.Р-873). Опись (Оп.) 1. Дело (Д.) 1
2. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 45 (Документы о деятельности религиозных объединении на территории ТАССР и об организации контроля за соблюдением законодательства о культах. 117 л.)
3. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 46 ( Документы Уполномоченного СДР при СМ СССР по ТАССР. 181 л.)
4. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 51 (Документы Уполномоченного СДР при СМ СССР по ТАССР. 119 л.)
5. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 55 ( Постановления, распоряжения СДР при СССР за 1973 год. 87 л.)
6. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 87 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за 1978 год.90 л.)
7. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 93 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния 82л.)
8. НА РТ ф. Р-873, оп 1, д 99 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за
1980 год. 101 л.)
9. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 105 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за
1981 год. 94 л.)
10. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 111 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за
1982 год. 84 л.)
11. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 116 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за
1983 год. 56 л.)
12. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 121 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за
1984 год. 70 л.)
13. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 131 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за 1986 год. 74 л.)
14. НА РТ ф.Р-873, оп 1, д 147 ( Переписка с СДР при СМ по вопросам состояния религии и деятельности религиозных объединении в ТАССР за 1989 год. 147 л.)
15. НА РТ ф.Р-873, оп 9, д 24 (Фетвы (послания , разъяснения толкования Корана) мусульманского духовенства за 1956-1982гг. 123 л.)
16. НА РТ ф.Р-873, оп 9, д 143 (Документы ( справки, отчеты, информации) о деятельности Казанской соборной мечети им Марджани.)
17. Центральный государственный архив историкополитической документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ), фонд Татарского Обкома КПСС (ф. 15), опись (оп.) 5, дело (д.)
18. ЦГА ИПД РТ, ф.15, оп.8, д.1275г (Справки отдела и уполномоченного СДРК при СМ СССР по Татарской АССР о деятельности религиозных общин. 176 л.).
19. Беседа с заместителем ректора КВММ Мухаммадия Н.Яруллиным 25.05.2018// медресе «Мухаммадия»
20. Беседа с имамом Казанской соборной мечети М.Джалялетдином, 27.01.2018// Казанская соборная мечеть
2.Опубликованные источники
1.Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 18. Ст. 263
2. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» »// Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. - 1929. - № 35. - Ст. 353
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (International Covenant on Civil and Political Rights)
4. Конституция СССР (Основной закон) М:Известия, 1985.-744 с
3. Периодическая печать
1. Газета «Яца CYЗ»—«Новое слово». 1995. No 7(15).
2. Советская Татария: Орган Татарского обкома КПСС-Казань, 1977,19891990.
4. Литература
1. Адыгамов Р.К. Основы проповеди и обязанности имама/ Р.К. Адыгамов.- Казань, РИИ 2015.-262 с.
2. Ахмадуллин В. А. Особенности советской двухуровневой подготовки
исламских кадров: опыт и уроки // Ислам в современном мире:
внутригосударственный и международно-политический аспекты. — 2015. — Т. 11. — № 2. — С. 155—158.
3. Валиулла хазрат Ягъкуб .Зэкэрия хэзрэт Минвэлиев - ^ркэм холыклы остаз/ В.М.Якупов.-Казан:Иман,2005.-16 с.
Вафа хазрат Гилязиев ( сборник) / В.М.Якупов.- Казань: Иман, 2011.- 84 с.
4. Габдельхабир хазрат Яруллин О приветствии/В.М.Якупов. Казань:Иман,20 16.-32стр
5. Габдельхэбир хэзрэт Яруллин. ^омга вэ гает вэгазьлэре/ В.М. Якупов.— Казан:Иман, 2005 -448 с.
6. Ибрагимов Р.А. Эхмэдзэки хэзрэт Сафиуллин хакында хатирэлэр /Р.А.Ибрагимов , Н.Р.Сабиров .- Казан., 2015.-222 с
7. Ибрагимов Р.Р. Власть и религия в Татарстане в 1940-1980е гг. /Р.Р.Ибрагимов - Казань:КГУ.-184 с.
8. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в. -Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - 1008 с.
9. Ислам в современном мире. 2016. Том 12. No 4
10. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р.М.Мухаметшин. - Казань: Изд-во Фэн, 2003. - 304 с.
11. «Мечеть Марджани в 1920-1970-е гг.», в Старо-Татарская слобода - от прошлого к будущему: Материалы научно-практической конференции. Казань, 28 февраля - 1 марта 2000 г., Казань: Мастер-Лайн, 2001: 127-138
12. Миннуллин И.Р. Политика Советского государства по отношению к мусульманскому духовенству в Татарстане 1920-1930-е гг; Дис, канд.ист. наук/ И.Р.Миннуллин; КГУ.-Казань, 2003.-С. 18
13. Сабиров Н.Р. Чакыру. Хетбэлэр. Вэгазлэр. Мэкалэлэр.(икенче китап) /Сабиров Н.Р. — Казан:Иман, 2018 - 208 б.
14. Салихов Р.Р. Исторические мечети Казани /Р.Р. Салихов , Р.Р. Хайрутдинов.- Казань: Татар. кн. Изд-во, 2005.-193с.
15. Саматов Г. Миллэтебездэ Ислам /Г.Саматов - Казан: «Хозур»-
«Тынычлык» нэшрият йорты, 2017.- 247 б.
16. Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX- нач XXI вв. Историкоэтнографические очерки / Р.К.Уразманова. Казань:Ихла с,2014.-224 с.
17. Флетчер У. Советские верующие // Социологические исследования. 1987. №7
18. Якупов. В.М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы / В.М.Якупов. - Казань: Иман, 2005. - 144 с.
19. Якупов В.М. Имамы города Казани / В.М.Якупов. - Казань: Иман,2008,- 48 с.
Интернет-издания
1. Мухаметрахимов А. Хабир хазрат, который не дал закрыть единственную мечеть Казани [Электронный ресурс] URL: https://www.business gazeta.r и/агЬс1е/310094(дата обращения : 09.05.2016)
2. Рахматуллин Т. Мансур хазрат, «Марджани»: «В 1990 году я, 30-летний
парень из Советского Союза, в хадже увидел иной мир» [Электронный ресурс] URL: https://realnoevremya.ru/articles/42356 (дата обращения :
12.09.2016)
3. Рахматуллин Т. Ахмадзаки Сафиуллин: духовный наставник трех муфтиев и дед главного налоговика Татарстана [Электронный ресурс] URL: https:// realnoevremya.ru/articles/38173(дата обращения : 27.07.2016)
4. Рахматуллин Т. Дворник казанского зоопарка, сформировавший мусульм
анский истеблишмент постсоветской России [Электронный ресурс] URL: https://www.business gazeta.ru/article/305950(дата обращения :
27.03.2016)
5. Хабир хазрат Яруллин «Приветствуйте друг друга!» [Электронный ресурс]ШЬ: http: //www. idmedina. ru/books/history_culture/minaret/3/yarullin.htm

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ