Компьютерная лексика английского и русского языков, методы и приемы ее использования при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе.
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компьютерной лексики 7
1.1 История развития компьютерной техники и Интернета 7
1.2 Дискурс и аспекты его изучения в современной лингвистике 12
1.3 Лингвистические аспекты изучения компьютерного дискурса 18
1.4 Методические аспекты изучения компьютерного дискурса на
уроках иностранного языка 22
Глава 2. Методические основы изучения компьютерной лексики в средней школе 30
2.1 Изучение терминологии компьютерной лексики 30
2.2 Анализ компьютерной терминологии в английском и русском
языках 37
2.3Заимствованная компьютерная лексика и аспекты ее изучения 44
2.4 Организация процесса изучения компьютерной лексики на уроках
иностранного языка 50
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компьютерной лексики 7
1.1 История развития компьютерной техники и Интернета 7
1.2 Дискурс и аспекты его изучения в современной лингвистике 12
1.3 Лингвистические аспекты изучения компьютерного дискурса 18
1.4 Методические аспекты изучения компьютерного дискурса на
уроках иностранного языка 22
Глава 2. Методические основы изучения компьютерной лексики в средней школе 30
2.1 Изучение терминологии компьютерной лексики 30
2.2 Анализ компьютерной терминологии в английском и русском
языках 37
2.3Заимствованная компьютерная лексика и аспекты ее изучения 44
2.4 Организация процесса изучения компьютерной лексики на уроках
иностранного языка 50
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Развитие информационных технологий во второй половине ХХ века привело к созданию новых способов хранения и передачи информации. Компьютеры получили большое распространение в широких массах населения.
Объединение компьютеров в общую сеть, с возможностью передачи информации между отдельными единицами оборудования, сделало возможным коммуникацию людей в любой момент времени и в любой точке мира.
Интернет глубоко вошел в общественную жизнь, оказывает огромное количество услуг: связь, почта, бизнес, коммерция, информация, сообщения и т.п. В лексике появились новые слова, отражающие компьютерные технологии, а также сленг, образующийся из реалий общения в интернете. Стремительное развитие информационных технологий вызвало появление новых слов и выражений, составляющих основу современного компьютерного дискурса. При изучении компьютерной лексики необходимо выявить ее взаимодействие с общеупотребительной лексикой, жанровый характер сетевой коммуникации, заимствования компьютерной терминологии в русском языке.
Информационные технологии внедряются в процесс обучения в средней школе, в том числе широко применяются при изучении иностранных языков.
Актуальность. Широкое использование компьютерной техники в жизни общества сильно повлияло на лексический состав русского и английского языков. Пополняется терминология, появляются новые слова в разговорной речи. Информационные технологии все более широко внедряются в процесс обучения иностранным языкам. Изучение компьютерной лексики, формирование умений и навыков её применения и
перевода стало необходимым требованием современного учащегося средней школы.
Цель исследования: выявить и проанализировать особенности
компьютерной лексики, а также методы и приемы ее использования при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Объектом изучения является компьютерная лексика английского и русского языков и ее особенности.
Предмет исследования - методы и приемы изучения компьютерной лексики в английском и русском языках, в том числе и методика изучения компьютерного дискурса в процессе обучения английскому языку.
Научная гипотеза: изучение компьютерной лексики на уроке
английского языка положительно воздействует на формирование коммуникативной компетенции у учащихся СОШ.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю возникновения компьютерного дискурса и определить его понятие;
- выявить лингвистические и методические аспекты изучения компьютерного дискурса английского и русского языков;
- определение понятия «термин» и особенностей компьютерной терминологии.
- определить языковые особенности компьютерной лексики английского и русского языков;
- изучить аспекты формирования лексических навыков и умений;
- описать методические рекомендации по изучению компьютерной лексики на уроках английского языка по результатам опытноэкспериментального исследования.
В процессе работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ литературных источников, справочников компьютерной лексики, источников в Интернете.
Научная новизна исследования заключается в детальном изучении проблемы использования компьютерных технологий и компьютерной терминологии при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школы с целью выявления наиболее адекватных методов и форм формирования коммуникативной компетенции учащихся на указанном этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате работы доказано эффективное влияние изучения компьютерного дискурса на формирование коммуникативной компетенции учащихся, а также ее положительное значение для развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены примеры методов и средств изучения компьютерной лексики на уроках английского языка в старших классах, что может быть полезно учителям английского языка и студентам педагогических направлений высших учебных заведений при написании научных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, практическая и теоретическая значимость, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, анализируются методы исследования.
В первой главе рассматривается история вопроса появления интернета, развитие информационных технологий, определяется понятие «компьютерный дискурс», рассматриваются лингвистические параметры компьютерного дискурса и определяется жанровая направленность пользовательской лексики, необходимая для определения тематики методических рекомендаций. Кроме того, рассматриваются методические аспекты изучения иностранного языка и выбран дидактический подход методики изучения компьютерной лексики на уроках английского языка.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
На основе данных, полученных в выпускной квалификационной работе составлен тематический словарь компьютерной лексики, описаны методические рекомендации по изучению компьютерной лексики, апробированные в ходе педагогической практики и составлены планы конспекты к урокам английского языка с использованием компьютерной лексики и компьютерных технологий.
Объединение компьютеров в общую сеть, с возможностью передачи информации между отдельными единицами оборудования, сделало возможным коммуникацию людей в любой момент времени и в любой точке мира.
Интернет глубоко вошел в общественную жизнь, оказывает огромное количество услуг: связь, почта, бизнес, коммерция, информация, сообщения и т.п. В лексике появились новые слова, отражающие компьютерные технологии, а также сленг, образующийся из реалий общения в интернете. Стремительное развитие информационных технологий вызвало появление новых слов и выражений, составляющих основу современного компьютерного дискурса. При изучении компьютерной лексики необходимо выявить ее взаимодействие с общеупотребительной лексикой, жанровый характер сетевой коммуникации, заимствования компьютерной терминологии в русском языке.
Информационные технологии внедряются в процесс обучения в средней школе, в том числе широко применяются при изучении иностранных языков.
Актуальность. Широкое использование компьютерной техники в жизни общества сильно повлияло на лексический состав русского и английского языков. Пополняется терминология, появляются новые слова в разговорной речи. Информационные технологии все более широко внедряются в процесс обучения иностранным языкам. Изучение компьютерной лексики, формирование умений и навыков её применения и
перевода стало необходимым требованием современного учащегося средней школы.
Цель исследования: выявить и проанализировать особенности
компьютерной лексики, а также методы и приемы ее использования при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Объектом изучения является компьютерная лексика английского и русского языков и ее особенности.
Предмет исследования - методы и приемы изучения компьютерной лексики в английском и русском языках, в том числе и методика изучения компьютерного дискурса в процессе обучения английскому языку.
Научная гипотеза: изучение компьютерной лексики на уроке
английского языка положительно воздействует на формирование коммуникативной компетенции у учащихся СОШ.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю возникновения компьютерного дискурса и определить его понятие;
- выявить лингвистические и методические аспекты изучения компьютерного дискурса английского и русского языков;
- определение понятия «термин» и особенностей компьютерной терминологии.
- определить языковые особенности компьютерной лексики английского и русского языков;
- изучить аспекты формирования лексических навыков и умений;
- описать методические рекомендации по изучению компьютерной лексики на уроках английского языка по результатам опытноэкспериментального исследования.
В процессе работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ литературных источников, справочников компьютерной лексики, источников в Интернете.
Научная новизна исследования заключается в детальном изучении проблемы использования компьютерных технологий и компьютерной терминологии при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школы с целью выявления наиболее адекватных методов и форм формирования коммуникативной компетенции учащихся на указанном этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате работы доказано эффективное влияние изучения компьютерного дискурса на формирование коммуникативной компетенции учащихся, а также ее положительное значение для развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены примеры методов и средств изучения компьютерной лексики на уроках английского языка в старших классах, что может быть полезно учителям английского языка и студентам педагогических направлений высших учебных заведений при написании научных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, практическая и теоретическая значимость, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, анализируются методы исследования.
В первой главе рассматривается история вопроса появления интернета, развитие информационных технологий, определяется понятие «компьютерный дискурс», рассматриваются лингвистические параметры компьютерного дискурса и определяется жанровая направленность пользовательской лексики, необходимая для определения тематики методических рекомендаций. Кроме того, рассматриваются методические аспекты изучения иностранного языка и выбран дидактический подход методики изучения компьютерной лексики на уроках английского языка.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
На основе данных, полученных в выпускной квалификационной работе составлен тематический словарь компьютерной лексики, описаны методические рекомендации по изучению компьютерной лексики, апробированные в ходе педагогической практики и составлены планы конспекты к урокам английского языка с использованием компьютерной лексики и компьютерных технологий.
Развитие электронной техники, изобретение компьютеров и объединение их в сети оказало огромное влияние на языки народов мира. Возможность общения людей в глобальном масштабе и новые технологии информационных коммуникаций ввели в языки множество новых слов и выражений, широко применяемых в повседневной жизни, распространились на все сферы социальной жизни. Компьютерная лексика стала предметом изучения. Компьютерный дискурс включает в себя все виды и категории дискурсов, употребляется в общении как профессионалами компьютерных технологий, так и простыми пользователями в повседневной жизни.
Для описания методических рекомендаций при изучении компьютерной лексики на уроках английского языка в средней школе за основу в настоящей работе принимается компьютерный дискурс, относящийся к компьютерным технологиям и программному обеспечению, применяемый в общении основной массой пользователей компьютеров и находится в общеупотребительной лексике. Такой выбор направлен на практическое применение полученных на уроках знаний, позволяет ограничить тематику компьютерного дискурса на уроках английского языка, но является достаточной для получения навыков общения в интернете, поиска информации и понимания текста.
Анализ компьютерной терминологии в английском и русском языках дает вывод, что лексика, применяемая в компьютерной сфере, основывается на английском языке. Для образования компьютерной лексики во многих случаях используется уже существующие слова, значение которых внешностью или действием напоминает новое понятие.
К словообразованию в английском языке можно отнести аффиксацию, композицию, конверсию и аббревиатуру, слова образуются по определенным правилам свойственным структуре языка.
В русском языке компьютерная терминология берет основу в английском языке и в большинстве случаев образуется переводом на русский язык, расширяя семантику слова. В некоторых случаях слова реализуются в «практической транскрипции», когда слова входят в русский язык как звучат в английском.
Особенностью компьютерного дискурса в русском языке является его латинизация, часты случаи использование латиницы в русской письменной речи.
Русская компьютерная лексика в основном образована из заимствований в английском языке. Заимствованные слова и выражения компьютерной лексики могут облегчить восприятия и понимание содержания в англоязычном тексте, так как заимствование происходит в основном их английского языка. Знание словообразования компьютерный лексики позволит учащимся легче понимать значение слов и выражений в англоязычном тексте и поможет в работе со словарем. Заимствованная компьютерная лексика достаточно просто увеличивает словарный запас учащихся, так как имеет аналогичные значения слов и выражений в родном языке.
В данной работе используется дидактический подход методики изучения компьютерной лексики на уроках английского языка. Практическая направленность обучения реализуется применением технологий развития основных видов речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Описанные в работе методические рекомендации, апробированные в ходе педагогической практики в школе, предусматривают разделение компьютерной лексики на три группы:
- Компьютеры и их компоненты (Computer and its components);
- Программное обеспечение (Software);
- Интернет (Internet).
Они применяются для работы на уроках английского языка при изучении компьютерной лексики, основываются на аутентичных текстах и обучению их чтения. Для достижения поставленных целей проведение уроков разделено на несколько этапов:
- предтекстовой (pre-reading),
- чтение текста (reading),
- послетекстовой (after-reading).
Организация проведения урока по изучению компьютерной лексики на уроках иностранного языка осуществляется по следующей схеме:
1. Подготовка учащихся к работе на уроке;
2. Процесс ознакомления с новыми лексическими единицами;
3. Предварительная работа с текстом;
4. Развитие умения читать и понимать полное содержание текста;
5. Закрепление и обобщение нового материала;
6. Организация игр и ситуаций общения;
7. Контроль.
Схема применена для проектировочной деятельности учителя, какие действия планируется провести и в какой последовательности, чтобы класс работал слаженно, и каждый учащийся смог получить намеченные навыки и умения. По ней по каждой теме составлен план-конспект проведения уроков английского языка. Это обеспечит овладение английским языком в области компьютерных технологий, и позволить: лучше понимать характер
английского языка в области компьютерных технологий; уверенно и компетентно общаться и эффективно применять компьютерную лексику. Проведенное опытно-экспериментальное исследование на базе средней общеобразовательной школы доказало правильность выдвинутой гипотезы о том, что изучение компьютерной лексики на уроке английского языка положительно воздействует на формирование коммуникативной компетенции у учащихся СОШ. Таким образом, гипотеза доказана, цели и задачи исследования реализованы.
Для описания методических рекомендаций при изучении компьютерной лексики на уроках английского языка в средней школе за основу в настоящей работе принимается компьютерный дискурс, относящийся к компьютерным технологиям и программному обеспечению, применяемый в общении основной массой пользователей компьютеров и находится в общеупотребительной лексике. Такой выбор направлен на практическое применение полученных на уроках знаний, позволяет ограничить тематику компьютерного дискурса на уроках английского языка, но является достаточной для получения навыков общения в интернете, поиска информации и понимания текста.
Анализ компьютерной терминологии в английском и русском языках дает вывод, что лексика, применяемая в компьютерной сфере, основывается на английском языке. Для образования компьютерной лексики во многих случаях используется уже существующие слова, значение которых внешностью или действием напоминает новое понятие.
К словообразованию в английском языке можно отнести аффиксацию, композицию, конверсию и аббревиатуру, слова образуются по определенным правилам свойственным структуре языка.
В русском языке компьютерная терминология берет основу в английском языке и в большинстве случаев образуется переводом на русский язык, расширяя семантику слова. В некоторых случаях слова реализуются в «практической транскрипции», когда слова входят в русский язык как звучат в английском.
Особенностью компьютерного дискурса в русском языке является его латинизация, часты случаи использование латиницы в русской письменной речи.
Русская компьютерная лексика в основном образована из заимствований в английском языке. Заимствованные слова и выражения компьютерной лексики могут облегчить восприятия и понимание содержания в англоязычном тексте, так как заимствование происходит в основном их английского языка. Знание словообразования компьютерный лексики позволит учащимся легче понимать значение слов и выражений в англоязычном тексте и поможет в работе со словарем. Заимствованная компьютерная лексика достаточно просто увеличивает словарный запас учащихся, так как имеет аналогичные значения слов и выражений в родном языке.
В данной работе используется дидактический подход методики изучения компьютерной лексики на уроках английского языка. Практическая направленность обучения реализуется применением технологий развития основных видов речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Описанные в работе методические рекомендации, апробированные в ходе педагогической практики в школе, предусматривают разделение компьютерной лексики на три группы:
- Компьютеры и их компоненты (Computer and its components);
- Программное обеспечение (Software);
- Интернет (Internet).
Они применяются для работы на уроках английского языка при изучении компьютерной лексики, основываются на аутентичных текстах и обучению их чтения. Для достижения поставленных целей проведение уроков разделено на несколько этапов:
- предтекстовой (pre-reading),
- чтение текста (reading),
- послетекстовой (after-reading).
Организация проведения урока по изучению компьютерной лексики на уроках иностранного языка осуществляется по следующей схеме:
1. Подготовка учащихся к работе на уроке;
2. Процесс ознакомления с новыми лексическими единицами;
3. Предварительная работа с текстом;
4. Развитие умения читать и понимать полное содержание текста;
5. Закрепление и обобщение нового материала;
6. Организация игр и ситуаций общения;
7. Контроль.
Схема применена для проектировочной деятельности учителя, какие действия планируется провести и в какой последовательности, чтобы класс работал слаженно, и каждый учащийся смог получить намеченные навыки и умения. По ней по каждой теме составлен план-конспект проведения уроков английского языка. Это обеспечит овладение английским языком в области компьютерных технологий, и позволить: лучше понимать характер
английского языка в области компьютерных технологий; уверенно и компетентно общаться и эффективно применять компьютерную лексику. Проведенное опытно-экспериментальное исследование на базе средней общеобразовательной школы доказало правильность выдвинутой гипотезы о том, что изучение компьютерной лексики на уроке английского языка положительно воздействует на формирование коммуникативной компетенции у учащихся СОШ. Таким образом, гипотеза доказана, цели и задачи исследования реализованы.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков при сопоставительном изучении татарского и английского языков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков при сопоставительном изучении татарского и английского языков
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обучение грамматике английского языка с использованием наглядности на начальном этапе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование грамматических навыков при обучении устной
продуктивной речи в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



