Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития внимания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 5
1.1 Понятие, свойства и виды внимания 5
1.2 Развитие основных свойств внимания в дошкольном возрасте 11
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 15
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 20
2.1 Описание процедуры исследования 20
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внимание как психологическое свойство имеет большое значение в осуществлении человеком основных функций процесса жизнедеятельности. Успешность практической жизнедеятельности человека напрямую зависит от уровня развития его взимания.
Под влиянием новых социокультурных факторов возникла необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей, не допуская преобладания образовательного стандарта над развитием личности ребенка, что было характерно для предыдущего периода национальной системы образования. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов, свойств и состояний. Среди указанных характеристик одним из важных свойств психики ребенка является внимание. Внимание оказывает влияние на развитие психической и познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, что является определенным показателем его готовности к будущему обучению в школе. Для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха процесс развития внимания существенным образом осложнен тяжестью дефекта. Однако специальная коррекционная работа, направленная на развитие внимания ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, может быть эффективна, если будут учтены возрастные и личностные особенности ребенка, степень тяжести его дефекта, и другие факторы психического и психофизического развития. Поэтому является важным поиск методов и средств развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Сказанное определят актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития внимания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Определить состояние развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в экспериментальном исследовании.
3. Разработать систему методов и приемов по коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования – внимание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования – процесс развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха наблюдается нарушения в развитии внимания, обусловленное тяжестью дефекта.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, научной литературы, систематизация и обобщение, педагогический эксперимент, предусматривающий применение диагностических процедур и их качественный и количественный анализ.
Методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания дошкольников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов и др.);
- нейропсихологический подход к проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста при нарушениях слуха (Ж. Пиаже, В.И. Лубовский и др.);
- физиологический подход к свойствам и видам внимания, особенностям развития внимания в онтогенезе (Н.Ю. Осипова, Е.В. Царева, и т.д.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
Теоретический анализ научных источников по теме исследования позволил сформулировать ряд выводов:
1. Внимание как психологическое свойство имеет большое значение в осуществлении человеком основных функций процесса жизнедеятельности. Основное свойство внимания состоит в том, что оно постоянно блуждает в пределах нашего сознания. Как только некий объект, привлекший наше внимание, перестает быть новым, интересным и переменчивым, наше внимание тут же устремляется к другому, более интересному объекту – туда, где перемены. Внимание – это когда человек избирательно направляет и сосредотачивает свое сознание на объекте или определенной деятельности. У индивида при этом повышается сенсорная и двигательная, и интеллектуальная активности. У внимательности основа органическая, представляющая особую структуру мозга, обеспечивающая функционирование этого параметра и отвечающая за проявление характеристик внешнего плана. В мозге за внимательность отвечают особые клетки – нейроны, которых специалисты называют ещё детекторами новизны.
2. Внимание является необходимым условием для осуществления полноценного процесса жизнедеятельности человека, так как участвует во всех видах деятельности. Внимание – это индивидуальное свойство, так как несмотря на то, что оно присуще каждому человеку, но уровень развития внимания находится в прямой зависимости от уровня развития психических свойств человека.
3. В дошкольном возрасте увеличивается объем внимания, то есть количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. В этом возрасте ребенок может оперировать 2-3 предметами. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности.
4. У детей с нарушениями слуха внимание развивается плохо, так как ограничивается восприятие тех объектов, которые могут вызвать интерес и эмоциональные реакции, из-за значительного снижения слуха. Отсутствие слуховых впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка. В результате ребенок становится менее активным по отношению к внешнему миру. Практически все формы внимания можно развивать. Этому способствует учебная, интеллектуальная и трудовая деятельность. Распределение и объем внимания можно сформировать в качестве определенного трудового навыка или интеллектуальной деятельности путем одновременного выполнения нескольких действий в условиях, когда темп деятельности нарастает. Таким способом развивают, например, зрительное внимание.
Экспериментальное исследование было организовано с целью определения особенностей развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Результаты экспериментального исследования следующие:
1. По методике «Внимание и наблюдательность» (автор Л.С. Колмогорова) были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития внимания и наблюдательности – 1 дошкольник (10%);
- средний уровень – 4 дошкольников (40%);
- низкий уровень – 5 дошкольников (50%).
2. По методике Н.Г. Лускановой «Какие предметы спрятаны на рисунках?» были получены следующие результаты:
- низкий уровень был выявлен у 5 до школьников (50%);
- средний уровень развития зрительного внимания был выявлен у 5 дошкольников (50%);
- высокий уровень развития зрительного внимания не выявлен.
Итак, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бадаева, В.И. Обследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 58-61.
2. Богданова, Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка с ОВЗ / Учебное издание / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 363 с.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – СПб.: Питер, 2016. – 502 с.
4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боксис.– М.: Совесткий спорт, 2004. – С. 29-39.
5. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 335 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
7. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: Просвещение, 2011. – 452 с.
8. Герберт, И. Специальная психология / И. Герберт и У. Гамильтон. – М.: Академия, 2016. – 520 с.
9. Гутенева, Г.Д. Развиваем внимание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха / Г.Д. Гутенева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.armdou58.ru (Дата обращения: 18.01.2018 г.).
10. Ермолович, З.Г. Особенности познавательных процессов старших дошкольников с нарушениями слуха / З.Г. Ермолович // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 26-31.
11. Жулина, Е. Изучение и коррекция психического развития детей с комплексными нарушениями / Е. Жулина. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 328 c.
12. Колмогорова, Л.С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей / Л.С. Колмогорова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 18–25.
13. Корнева, П.О. Дефектология / П.О. Корнеева. – М.: Инфра-М, 2014. – 522 с.
14. Лиман, Н.А. Познавательное развитие старших дошкольников / Н.А. Лиман. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
15. Ломов, Б.Ф. Психология внимания / Б.Ф. Ломов. – СПб.: Питер, 2014. – 651 с.
16. Морева, Г.И. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие / Г.И. Морева. – Тюмень, 2007. – 709 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская психология:. 2-е изд., стереотип. / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 360 с.
19. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под. ред. Л.В. Кузнецовой. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – С. 152 – 157.
20. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
21. Пережигина, Н.В. Онтогенез внимания: Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста / Н.В. Пережигина. – Ярославль, 2012. – 100 с.
22. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. – М.: АСТ, 2016. – 289 с.
23. Ротарь, Н.В. Занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
24. Рыжих, О.Г. Развитие познавательной деятельности у дошкольников с нарушениями слуха / О.Г. Рыжих // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 12-16.
25. Руденко, А.М. Психология внимания. – СПб.: Питер, 2015. – 225 с.
26. Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под. ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – С. 139 – 143
27. Терентьева, Ю.В. Особенности развития зрительного восприятия в условиях специального дошкольного образования / Ю.В. Терентьева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 33-36.
28. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
29. Царева, Е.В. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии / Е.В. Царева, Н.Ю. Осипова // Дефектология. – 2015. – №1. – С. 268-273.
30. Чернявская, Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста / Е.Е. Чернявская // Вестник экспериментального образования. – 2015. – №3. – С. 36-42.
31. Яковлева, Н.Г. Основы сурдопедагогики. Лекции / Н.Г. Яковлева. – Томск: ТГУ, 2016. – 202 с.
32. Якшина, М.И. Внимание детей с ОВЗ / М.И. Якшина // Дефектология. – 2011. – №3. – С. 47-49.
33. Яцук, А.А. Воспитание устойчивости внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха / А.А. Яцук // Психологические исследования. – 2016. – №4. – С. 78-79.