Введение 3
1. Теоретические аспекты управления сбытовой деятельностью промышленного
предприятия 8
1.1. Понятие и сущность системы продаж продукции предприятия 8
1.2. Особенности коммерческой деятельности промышленных предприятий 14
1.3. Концепция промышленного маркетинга как инструмент роста продаж на предприятии 22
1.4. Исследование методов стимулирования продаж продукции 26
2. Анализ системы управления продажами продукции АО «Особое
конструкторское бюро кабельной промышленности» 35
2.1. Общая характеристика деятельности АО «Особое конструкторское бюро
кабельной промышленности» 35
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Особое
конструкторское бюро кабельной промышленности» 38
2.3. Анализ системы сбыта продукции АО «Особое конструкторское бюро
кабельной промышленности» 46
3. Повышение эффективности управления продаж за счет внедрения
инструментов современной организации производства 57
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы стимулирования продаж на промышленном предприятии 57
3.2. Выявление основных проблем в сфере
сбытовой политики АО «ОКБ КП» 71
3.3. Мероприятия и расчет эффективности при внедрении
инструмента «точно вовремя» 74
Заключение 94
Список использованных источников
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы магистра обусловлена тем, что сущностью современной рыночной экономики является постоянные изменения конъюнктуры, технологий, механизмов взаимодействия с потребителем, которые напрямую определяют развитие любого бизнеса. При любых внешних изменениях, ключевым фактором успешности предприятия является адекватная внешняя и внутренняя среда, согласованная стейкхолдерами и соразмерная имеющимся ресурсам система управления продаж.
В условиях рыночной экономики, управление продажами на предприятии является ключевым инструментом совершенствования и повышения эффективности хозяйственной деятельности за счёт:
- снижения удельных расходов по привлечению и удержанию клиентов,
- выхода на новые направления сбыта.
Кроме того, управление продажами является важнейшим элементом управления предприятием как таковым, так как обуславливает финансовую результативность бизнеса. Управление продажами проделало долгий, эволюционный путь формирования и совершенствования, каждый этап становления рыночной экономики характеризовался своим набором новых подходов и методов.
Сущностью построения системы управления продажами является то, что оно относится к сложным социально-экономическим процессам, которые обеспечивают с одной стороны удовлетворение потребностей клиента, а с другой гарантируют финансовое благополучие предприятия. На основании этого можно сделать вывод, о том что система управления продажами является базой изучения и точного удовлетворения конечного потребителя бизнеса.
Вопросы исследования системы управления продажами на предприятии, разработке стратегий развития предприятий отражены в исследованиях отечественных ученых: С.П. Азарова, А.А. Арского, Е.Н. Басовской, Ю.Н.
Егорова, П.С. Завьялова, М.Л. Калужского, П.И. Камышанова, С.В. Карповой, И.М. Синяева, А.М. Пономарева, В. Д. Секерина, В.Д. Сырова, М.И. Тимофеева, Д.Г. Лапина, В.В. Чайникова и других.
Несмотря на большое число работ, методические аспекты управления системой продаж продукции и повышения ее эффективности с учетом вариативности факторов внутренней и внешней среды требуют дополнительного изучения и адаптации.
Актуальность темы данного исследования обусловлена действительностью ее существования на многих предприятиях. Предприятиям нужна разработка мероприятий по стимулированию продаж продукции, так как они должны идти в ногу со временем, для того чтобы не оказаться вне сферы собственного бизнеса. В связи с тем, что целевой рынок предприятия исследования насущен товарами и услугами, на нём ведётся агрессивная конкурентная борьба за привлечение клиентов, очевидно смещение рыночной силы в сторону потребителей - рынок исследуемого предприятия - рынок потребителей. Для обеспечения постоянного притока клиентов и заказов на продукцию, кроме того, что требуется соответствовать современным технологическим и операционным запросам клиентов, необходимо также грамотное управления процессом продвижения, основанное на эффективной политике продвижения товара.
Под стимулированием продаж следует понимать элемент комплекса коммуникаций, использующий набор инструментов, предназначенных для увеличения ответной реакции потребителей на различные маркетинговые стратегии. Стимулирование продаж имеет кратковременное воздействие на рынок, при этом эффект от его мероприятий достигается намного быстрее, чем от использования других способов продвижения.
Продукция, предоставляемая организацией, должна удовлетворять запросам потребителей и соответствовать собственным возможностям предприятия. Для достижения этой цели предприятиям необходимо систематически заниматься такими направлениями, как маркетинговые исследования, разработка стратегии товародвижения, организация рекламной деятельности, разработка ценовой политики, формирование портфеля заказов. Только при исполнении этих условий, организация сможет иметь адекватную рынку и конкурентоспособную продукцию, обеспечивающую формирование базы постоянных клиентов.
В качестве объекта диссертационного исследования выбрана система управления продажами продукции предприятия кабельной промышленности АО «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности», а предметом - разработка мероприятий по повышению эффективности управления продажами продукции в организации.
Цель работы заключается в разработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления продажами продукции предприятиями кабельной промышленности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих
задач:
- рассмотреть сущность, роль системы продаж продукции в деятельности промышленного предприятия;
- систематизировать методы продаж продукции на промышленном предприятии;
- рассмотреть средства и инструменты стимулирования продаж на промышленном предприятии;
- представить технико-экономические характеристики деятельности предприятия АО «ОКБ КП»;
- проанализировать систему продаж предприятия АО «ОКБ КП»;
- проанализировать средства и инструменты стимулирования продаж на АО «ОКБ КП»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления продаж продукции предприятия АО «ОКБ КП»;
- провести оценку экономической целесообразности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления продаж продукции
предприятия АО «ОКБ КП».
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные публикации, данные государственной отчетности и статистических органов, законодательные и правовые документы предприятия.
Информационную базу диссертационной работы составляют сведения официальных, федеральных и региональных статистических органов, а также монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы конференций, ресурсы Интернет и др.
К числу основных результатов диссертационного исследования, определяющих научную новизну и практическую значимость, относятся следующие:
- на основании изучения сущности и различных значений системы сбыта продукции уточнено понятия «сбыт» и обоснована авторская позиция относительно его сущности и содержания. Под сбытом продукции следует понимать совокупность организационных процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, сбор и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию);
- на основе изучения результатов деятельности АО "ОКБ КП» в соответствии с известными методами экономического анализа, проведена экономическая оценка финансового состояния предприятия;
- на основе изучения внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность объекта исследования, проведен SWOT- анализ АО «ОКБ КП», вследствие чего были выявленные сильные и слабые стороны системы управления продаж продукции АО «ОКБ КП»;
- предложены организационно-методические мероприятия, направленные на повышение эффективности управления продажами продукции предприятия кабельной промышленности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут быть: базой для
совершенствования методической базы управления системой продаж на предприятии; основой планирования и разработки повышения продаж продукции промышленного предприятия.
Апробация работы: теоретические и практические положения
диссертации обсуждались в международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования в современном мире: теория,
методология, практика» (Уфа, май 2019). Разработанные предложения внедрены в практику АО «ОКБ КП».
Публикации: по теме диссертации опубликована 1 научная статья, Методы исследования:
- теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, экспертные заключения);
- практические (наблюдение, системный, логический, сравнительный анализы).
Результаты и предложенные мероприятия по совершенствованию системы управления продаж промышленного мероприятия могут быть использованы для повышения эффективности и качества работы отдела сбыта как на данном предприятии, так и в любом другом со схожей сферой деятельности.
Проведенный анализ тенденций экономического развития позволяет сделать вывод о том, что в условиях обостряющейся конкурентной борьбы особое значение принимает повышение качества технологического процесса и выпускаемой продукции. Устойчивое развитие отечественных предприятии немыслимо без преобразования систем менеджмента с учетом мировых тенденций в управлении. В связи с этим руководству предприятий требуется адаптированная к условиям ведения отечественного бизнеса теоретическая и методическая база, которая позволяла бы оценить и повысить систему управления продажами продукции, а также все системы управления предприятия в целом.
Несмотря на то, что продажи продукции - это завершающий этап деятельности производителя, именно они определяют всю стратегию товародвижения и производства, а этап планирования продаж - предшествует производственной стадии.
Правильно организованная система управления продаж промышленной продукции - это один из важных инструментов маркетинга, который может существенно увеличить доходы предприятия и взять тот курс, который приведет предприятие к успеху.
Продажи и с точки зрения теории, и тем более с точки зрения практики рассматриваются широко и охватывают весь спектр действий, направленных на то, чтобы помочь клиенту сделать выбор и совершить покупку. Продажа в современной практике представляет собой часть системы сбыта.
Сущность построения системы управления продажами состоит в том, что она является не только одним из важных направлений совершенствования управления бизнесом, но и сложным социально-экономическим процессом, целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Поэтому она определяется еще как способ изучения и эффективного удовлетворения потребностей потребителей.
Вся совокупность действий по управлению продажами образует сбытовую политику организации, предполагающую использование ряда стратегий, к которым относятся стратегии: формирования канала распределения товара, охвата рынка, ценообразования, ассортимента продукции.
Неумение управлять продажами в современных условиях хозяйствования рождает цепочку: переполненные склады, неплатежи,
отсутствие оборотных средств на закупку сырья, остановка или замедление производства.
Детально проработанная и документально закрепленная система управлениями продажами становится эффективным инструментом текущего и последующего контроля за сбытовой деятельностью организации и ее положением на рынке. Обоснованное же формирование и эффективный контроль сбытовой деятельности организации, оптимизация процедур планирования продаж, контроля выполнения планов сбыта, системы коммерческого кредитования и процедур контроля заказчиков позволят значительно усовершенствовать сбытовую деятельность российских организаций в условиях ужесточения конкуренции.
Анализ существующих определений понятия «сбыт продукции» показал, что в настоящее время нет единого мнения и понимания сущности этого термина. Поэтому одной из задач диссертационного исследования является формулирование авторского подхода к сущности и содержанию данного понятия. Под сбытом продукции следует понимать совокупность организационных процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, сбор и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию)
Для достижения поставленной цели были решены следующие задач диссертационного исследования:
- рассмотрены сущность, роль системы продаж продукции в деятельности промышленного предприятия;
- систематизированы методы продаж продукции на промышленном предприятии;
- рассмотрены средства и инструменты стимулирования продаж на промышленном предприятии;
- представлены технико-экономические характеристики деятельности предприятия АО «ОКБ КП»;
- проанализирована система продаж предприятия АО «ОКБ КП»;
- проанализированы средства и инструменты стимулирования продаж на АО «ОКБ КП»;
- разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления продаж продукции предприятия АО «ОКБ КП»;
- проведена оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления продаж продукции предприятия АО «ОКБ КП».
В данной работе представлено исследование и методика изучения совершенствования систем продаж продукции на АО «ОСОБОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ», системы сбыта продукции и снабжения ресурсами предприятия, дана оценка сильных и слабых сторон предприятия. Основная сфера деятельности компании - производство высокотехнологической кабельной продукции для военнопромышленного комплекса Российской Федерации.
Проведенный анализ экономического и финансового положения АО «ОСОБОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАБЕЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ», в исследуемый период, можно охарактеризовать как устойчивое. На предприятии функционирует эффективная, в условиях данного предприятия организационная структура.
Рост стимулирования сбыта демонстрирует, что приоритетом компании является осуществление текущих продаж, а не долгосрочное создание бренда.
Это, скорее, возврат к трансакционному маркетингу, а не к маркетингу отношений.
В результате анализа сбытовой политики, включающей изучение ассортимента производимой продукции, ценообразования, распределения, охвата рынка продукции АО «ОКБ КП», установлено:
- продукция предприятия имеет большой спрос со стороны государства, вследствие этого выполняет 95% заказов государственного назначения;
- несмотря на большой объем заказов государственного назначения, завод снабжает своей продукцией сторонние организации;
- завод имеет в своем ассортименте более 700 видов производимых изделий;
- для разработки новых линеек продукции, предприятие тесно сотрудничает с научно-исследовательскими институтами;
- для продвижения собственной продукции завод принимает участие в специализированных выставках и конференциях;
- предприятие производит внедрение в производственный цикл инновационных технологий и концепций, что способствует конкурентоспособности на рынке.
Подводя итоги по стимулированию системы продаж путем мотивации менеджеров по продажам, отметим, что для существенного повышения объемов продаж, необходимо: чётко определить новые сегменты имеющие потенциал, разграничить зоны ответственности среди менеджеров и задать им приоритеты по каждому сегменту. На отработку имеющихся клиентов, их пакетов заказов, направить рядовой сбытовой персонал фирмы.
Наряду с проведением анализа финансового положения предприятия, в ходе диссертационного исследования был проведен SWOT- анализ объекта исследования. Подведя итог SWOT-анализа отметим, что рост госзаказов является первой по рейтингу среди возможностей и ожидается в ближайшее время с высокой вероятностью. Основными факторами успеха в реализации этой возможности являются сохранение профиля промышленной деятельности по выпуску военной и гражданской продукции и внедрение новых технологий с финансированием из собственных средств предприятия.
Негативное влияние на эту возможность могут оказать, во-первых, износ универсального оборудования и, во-вторых, потеря партнерских соглашений в связи с политической обстановкой на мировой арене.
В качестве наиболее существенных угроз выступает ценовое давление со стороны заказчиков продукции военного назначения. Зона «слабые стороны - угрозы» является наиболее значимой в плане сохранения уровня прибыльности основной деятельности предприятия. Для ликвидации в ближайшее время угрозы нарастающего ценового давления необходимы разработка надежных методик ценообразования (их отсутствие рассматривается как важнейший фактор), повышение эффективности производства, увеличение объёмов продаж выпускаемой и импортозамещаемой продукции и на этой основе решение экономических и социальных задач предприятия.
Одним из механизмов повышения эффективности системы управления продажа на промышленных предприятиях в настоящее время является применением инструментов бережливого производства. И одной из задач диссертационного исследования ставилось разработка мероприятий и расчет эффективности при внедрении инструмента концепции бережливого производства - «Точно вовремя». Концепция бережливого производства (от англ. Lean production) возникла как интерпретация идей производственной системы компании Тойота американскими исследователями её феномена. Она подразумевает систему управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Отправная точка концепции — оценка ценности продукта для конечного потребителя, на каждом этапе его создания. В качестве основной задачи предполагается создание процесса непрерывного устранения потерь, т.е. устранение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности (не являются важными) для конечного потребителя. Например, потребителю совершенно не нужно, чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, при традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделкой, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя.
Поскольку уровень запасов на предприятии в первоначальный момент времени падает, а затем идет их необоснованный прирост, то используемый инструмент «точно вовремя» срабатывает эффективно. Прирост запасов наступает с 2-х недельной задержкой, что несет в себе очень много потерь времени.
Необходима эффективная деятельность работы с покупателями (отдел сбыта), которая должна основываться на полном владении оперативной информацией, как о самом предприятии, так и о его клиентах. Это также является неотъемлемым элементом системы Канбан.
Также основными результатами внедренных мероприятий, которые окажут положительное влияние на экономику производства и сбытовую политику предприятия, являются:
1) снижение объемов полуфабрикатов в незавершенном производстве;
2) сокращение времени производства.
В современных условиях глобализации рыночной среды, возрастания конкурентного давления рынка на сбытовые подсистемы предприятий крайне важно адекватно и гибко реагировать на потребности рынка, своевременно удовлетворять потребности покупателей. Одной из важных ролей в построении эффективной производственной системы играет планирование производственной подсистемы в целом, и в том числе согласование целей и параметров производственной и сбытовой подсистемы.
Подводя итоги по стимулированию системы продаж путем мотивации менеджеров по продажам, отметим, что для существенного повышения объемов продаж, необходимо: чётко определить новые сегменты имеющие потенциал, разграничить зоны ответственности среди менеджеров и задать им приоритеты по каждому сегменту. На отработку имеющихся клиентов, их пакетов заказов, направить рядовой сбытовой персонал фирмы.
Учитывая специфику рынка предприятия, общепринятые методы мотивации менеджеров по продажам могут быть малоэффективными. Для достижения желаемого успеха необходимо разработать систему стимулов, которая бы работала до, во время и сразу после завершения процесса продаж. Эта же специфика обуславливает высокую важность заботы о коллективе, поддержание здоровой, открытой и доброжелательной среды, формирование высокоэффективной корпоративной культуры, постоянное повышение квалификации персонала.
Проведенный расчет эффективности управления сбытовой политикой путем стимулирования сбыта показал рост количественных и качественных показателей эффективности: рост объема продаж, укрепление репутации предприятия и расширение рыночного сегмента, занимаемого рассматриваемым предприятием.
Предложенные рекомендации приведут к существенному повышению эффективности управления сбытовой политики АО «ОКБ КП».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. Система «Гарант»,- Дата обращения: 02.02.2019 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ Информ.-правов. Система «Гарант».- Дата обращения: 01.04.2019 г.
Книги и монографии
3. Грибов В.Д., Веснин В.Р. Экономика предприятия в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2017. - 160 с.
4. Кузьмин Р.И. Роль и место сегмента G2B в системе электронного правительства. Role and place of the segment of G2B in system of the e-govemment / Р.И. Кузьмин // Политическое управление: научный информационнообразовательный электронный журнал, 2012.02 (03) - с. 103 -112.
5. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 512 с.
6. Басовский Л.Е. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 224 с.
7. Ульрих Д, Брокбэнк У. HR в борьбе за конкурентное преимущество / Подред. В. Заведеевой. -М.: Pretext, 2015.-361 с.
8. Баранов В.В., Зайцев А.В., Соколов С.Н. Исследование систем управления. -М.: Альпина Паблишер, 2013. -216 с.
9. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные
принципы финансирования. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 457 с.
10. Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика. - М.: КНОРУС,
2016. -608 с.
11. Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ. Вып. 9. По материалам X Международной студенческой научной конференции «Мировой опыт и экономика регионов России» (г. Курск, 6 апреля 2012 года). / Под ред. Л.А. Дремовой. - Курск: ООО ЦР «Лоцман», 2012.- 178 с.
12. Батырев М. 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.-304 с.
13. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. - М.: ИНФ-М, 2017. - 224 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2014.
- 448 с.
15. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации / Под ред. Л.А. Данченок. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
16. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. - М: Эксмо, 2017. - 368 с.
17. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия). -М.: КНОРУС, 2016. -416 с.
18. Феррацци К. Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 432 с.
19. Пиз А. Искусство продавать. Самые эффективные приемы и техники.
- М.: Эксмо, 2015. - 144 с.
20. Парабеллум А., Ланц Д., Остроумова Л. Взрывные продажи. - М.: ACT, 2015.-224 с.
21. Гринин А.Ю. Управление заводом в стиле кайдзен: Как снизить затраты и повысить прибыль. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 189 с.
22. Гуськов А. Тендерные продажи. Первая книга о тендерах на человеческом языке. -М.: Омега-Л, 2017. - 142 с.
23. Джерелей И. Сага о предпринимателе: Повесть о женщине и бизнесе - Екб: Ridero, 2018 - 156 с.
24. Джонстон М.У., Маршалл Г.У. Управление отделом продаж. - М.: Эксмо, 2017. - 640 с.
25. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2012.-414 с.
26. Имшинецкая И. Не сезон. Как поднять продажи в период спада. -
СПб.: Питер, 2017.- 176 с.
27. Кейплз Д. Проверенные методы рекламы. - М.: Карьера Пресс, 2012.-400 с.
28. Конрат Д. Гибкие продажи: как продавать в эпоху перемен - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 256 с.
29. Котлер Ф, Келлер К. Маркетинг менеджмент / Под ред. Е. Маслова. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
30. Маллин Р., Камминс Д. Стимулирование продаж. Распродажи, подарки, скидки, купоны и другие инструменты повышения спроса. - М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2012,-352 с.
31. Маркетинг: теория и практика : учебное пособие для бакалавров / Под общ. ред. С.В. Карповой. - М.: Юрайт, 2015. - 408 с.
32. Новикова А.Б., Халиков М.А. Z-модели оценки вероятности банкротства предприятий корпоративного сектора экономики: критика, направления совершенствования / А.Б. Новикова, М.А. Халиков // Фундаментальные исследования: научный журнал, 2015.02 - с. 2213-2221.
33. Новицкий Н.И., Горюшкин А.А. Организация производства - М.: КНОРУС, 2017.-350 с.
34. Пашутин С.Б. Физиология ажиотажа. Маркетинговые приемы привлечения потребителей к торговой марке. - М.: КНОРУС, 2016. - 502 с.
35. Поляков В.А., Романов А.А. Разработка и технологии производства рекламного продукта. - М.: Юрайт, 2015. - 502 с.
36. Пометун А. Маркетинг по любви. 70 способов заполучить сердце клиента навсегда. - М.: Эксмо, 2017. - 344 с.
37. Райен Д., Джонс К. Краткий курс интернет-маркетинга. - М.: АНО «ШКИМБ», 2013.-320 с.
38. Рязанцев А. Как внедрить CRM-систему за 50 дней. - М.: Омега-Л, Книжкин Дом, 2017. - 188 с.
39. Семенцов A. Upgrade отдела продаж.- СПб.: Питер , 2017. - 240 с.
40. Смоляков А. Служба сбыта в российских компаниях: организация работы финансирование, планирование результатов / А. Смоляков. — М: Вершина, 2016. — 264 с.
41. Шпак С. А. Обоснование комплекса задач диагностики системы сбыта в планировании реструктуризации предприятий. Целевой подход / С. А. Шпак // Бизнес- Информ,2013. - с. 345 -351.
42. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля: настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - М: Дело и сервис, 2015. - 544 с.
43. Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — М.: Инфра-М, 2014. - 601 с.
44. Яненко М. Я. Формирование конкурентоспособной системы сбыта в предпринимательских структурах /М. Я. Яненко. СПб.: СПбТЭИ, 2014.— 154 с.
Электронные ресурсы
45. АО «ОКБ КП» [Электронный ресурс] // раздел Публикации// http://www.okbkp.ru/publications/
46. Маркетинг промышленных предприятий. - http://market- pages.ru/prikladnoymark.
47. Промышленный маркетинг: теория и практика. -
http://www.marketing.spb.ru/read/m 13.
48. Увеличение продаж. Практические советы от бизнес-консультанта. - https://habrahabr.ru/company/trinion/blog/295538.
49. Функции отдела продаж в деятельности оптового предприятия. - http://businessideas.com.ua/manage-fmances/funktsii-otdela-prodazh.
50. Эффективная модель продаж на В2В рынке - http://powerbranding.ru/marketing-strategy/b2b-sales-model.
51. Записки маркетолога. - http://www.marketch.ru.
52. Что такое В2С, В2В продажи? - http://gruzdevv.ru/chto-takoe-b2s-b2b- prodazhi.
53. Как стимулировать рост продаж? - http://salesmasters.ru/kak- stimulirovat-prodazhi.